Билль о правах 1789

Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав.

Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа — это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии.

Первоначально Билль о правах не применялся к законодательству штатов. Первая поправка прямо касается только законодательных полномочий конгресса, но не легислатур штатов, что позволяло некоторым штатам издавать законы, устанавливающие официальную религию штата.

Подобная ситуация сохранялась до 1868 года, когда была принята Четырнадцатая поправка, которая одновременно с отменой рабовладения в частности установила, что ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединённых Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.

(Извлечения)

Дополняющие статьи и поправки к Конституции Соединенных Штатов Америки, предложенные Конгрессом и ратифицированные Законодательными собраниями различных Штатов, в соответствии с V статьей настоящей Конституции.

Поправка I

Конгресс не будет издавать законов, относящихся к установлению какой-либо религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничивающих свободу слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об исправлении злоупотреблений.

Поправка II

Так как для безопасности свободного государства необходима хорошо устроенная милиция, то право народа хранить и носить оружие не будет ограничиваться.

Поправка III

В мирное время ни один солдат не будет помещаться в какой-либо дом без согласия его хозяина; во время же войны это может делаться только в порядке, установленном законом.

Поправка IV

Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не будет нарушаться, и ордера на обыск или арест будут выдаваться лишь по основательным причинам, подтвержденным присягой или торжественным обещанием; эти ордера должны содержать подробное описание места, где должен быть произведен обыск, и лиц или вещей, подлежащих аресту.

Поправка V

Никто не может быть привлечен к ответственности за тяжкое уголовное или иное порочащее преступление иначе, как по почину дли обвинению, исходящему от большого жюри, за исключением случаев, когда дело возникает в среде сухопутных и морских сил или милиции, когда она во время войны или во время угрожающей обществу опасности находится на действительной службе; никто не будет дважды отвечать за одно и то же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью; никто не будет принуждаться в каком-нибудь уголовном деле свидетельствовать против самого себя, не будет лишен жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность не будет отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Поправка VI

При всяком уголовном преследовании обвиняемый будет иметь право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных из Штата и округа, заранее установленного законом, где совершено преступление; обвиняемый будет иметь право требовать, чтобы ему дали очную ставку со свидетелями, показывающими против него, обвиняемый может требовать свидетелей со своей стороны и пользоваться помощью адвоката для своей защиты.

Поправка VII

В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов, будет сохраняться право требовать разбора судом присяжных, и никакой факт, бывший на рассмотрении присяжных, не будет подвергаться вторичному пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как по положению общего права.

Поправка VIII

Не будут требоваться чрезмерные залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, не будут налагаться жестокие и необычные наказания.

Поправка IX

Перечисление в Конституции известных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.

Поправка Х

Те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не возбранено ею отдельным Штатам, остаются соответственно за Штатами или народом.

(Г.Г. Бойченко. Конституция Соединенных Штатов Америки. Толкование и применение в эпоху империализма. М., 1959, стр. 223-224)

В 1787 году конвент, заседавший в Филадельфии, принял Конституцию США – самую первую в мире конституцию. Документ был построен на популярных в то время идеях просветителей (Г. Гроция, Ш. Монтескье, Д. Локка и других). Американская Конституция в своём первоначальном варианте касалась исключительно вопросов политического устройства: США провозглашались независимым государством, возглавляемым президентом, вводилось разделение властей, определялся состав и полномочия Конгресса и т. д. Несмотря на свою революционность, документ был составлен довольно консервативными слоями американского общества. Авторы Конституции включили в первоначальный вариант несколько достаточно расплывчатых пунктов, касающихся прав и свобод гражданина. Планировалось, что вопросы, затрагивающие права частных лиц, будут рассматриваться в конституциях отдельных штатов, а, значит, дублировать их в общеамериканской Конституции ни к чему. Кроме того, позиция конвента была связана с тем, что его члены не желали, чтобы Конституция рассматривалась противниками рабства как основание для освобождения невольников, а также, чтобы граждане с низким социальным статусом не участвовали в политической жизни слишком активно.

Однако население США выступало за утверждение демократических свобод на федеральном уровне. Из штатов стали приходить собственные проекты с дополнительными конституционными статьями демократического характера. Под давлением народа и влиянием Великой Французской революции богатые землевладельцы были вынуждены сдаться. В конституционном споре победило более прогрессивное крыло. В 1789 году будущий президент Дж. Мэдисон выступил со своим проектом из двенадцати поправок в Конституцию. В конце 1791 года десять из них были одобрены и включены в Конституцию США. Этот блок получил название Билля о правах. В дальнейшем Билль о правах был дополнен ещё девятью поправками.

Билль о правах США

Содержание Билля о правах

Билль о правах обеспечил защиту частных лиц от разных видов дискриминации. Хотя он не отменил рабство и содержал довольно расплывчатые формулировки, Билль о правах даровал американцам невиданный ранее уровень свобод. Впоследствии 10 поправок к американской Конституции стали базой для создания аналогичных документов в Европе. Билль о правах гарантировал:

  • Свободу вероисповедания;
  • Право на ношение оружия;
  • Запрет на расквартирование солдат в частных домах в мирное время без согласия хозяина (во время военных действий подобное размещение военнослужащих регулировалось специальным законом);
  • Неприкосновенность личности, имущества, бумаг и жилища. Любые сыскные действия должны производиться только при наличии ордера;
  • Наказание за преступление только по приговору суда;
  • Скорый, беспристрастный и публичный суд для лиц, обвиняемых в преступлении;
  • Право на рассмотрение уголовного дела в суде присяжных;
  • Отказ от излишне крупных штрафов и слишком жестоких наказаний;
  • Уважение других прав граждан, не перечисленных в Билле.

«Билль о правах» — основной юридический документ, гарантирующий личные политические права и свободы граждан США. Включает в себя первые десять поправок к Конституции США 1787 года. Они были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США и вступили в силу 15 декабря 1791 года.

В первые годы существования американского государства в тексте Конституции США не было статей, гарантирующих гражданские права. «Билль о правах» провозгласил свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности.

Первоначально «Билль о правах» рассматривался лишь как закон, защищающий граждан от произвола федеральных властей. Он восходит к британской «Великой Хартии вольностей» 1215 года, законодательно ограничившей власть короля.

В проект изначально входило 12 поправок, однако поправка, устанавливающая формулу расчёта количества депутатов в Палате представителей по результатам переписи, которая проходила бы каждые десять лет, так и не была принята. Вторая поправка, запрещающая вступление в силу законов, изменяющих размер жалования сенаторов и представителей до их переизбрания, вступила в силу только в 1992 году и стала «Двадцать седьмой поправкой».

Билль о правах использовался при разработке «Всеобщей Декларации прав человека», принятой ООН 10 декабря 1948, и других законов, гарантирующих права человека.

О чём поётся в национальном гимне США? Подробнее

Что провозгласили принятые поправки?

Условно текст Билля о правах можно разделить на две части: в первой из них закреплены классические демократические права и свободы граждан, а во второй — гарантии их реализации.

1-я поправка провозглашает свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ — хранить и носить оружие.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещает обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии оснований.

5-я поправка вводит право на надлежащее судебное разбирательство, право не свидетельствовать против себя, гарантию частной собственности.

6-я поправка закрепляет права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных.

7-я поправка гарантирует право на суд присяжных в гражданских делах.

8-я поправка запрещает чрезмерные залоги и штрафы, жестокие и необычные казни. На ее основании в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям».

9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут.

10-я поправка указывает, что полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых Штатов, сохраняются за штатами и гражданами.

Читайте также: Что означают полосы и звёзды на флаге США

Текст Конституции США и Билль о правах США
на русском языке у меня оказались в неудобном
для сканирования формате 265х340 мм.
Текст Конституции здесь не представляю,
только Билль о правах
(с текстом для нормального чтения)
и скан с лицевой страницы.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ

Статья I. Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих её свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.

Статья II. Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное народное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям.

Статья III. В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом.

Статья IV. Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтверждённых присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.

Статья V. Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными Большого Жюри, за исключением случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо народного ополчения, в период, когда последнее, в связи с войной или угрожающей обществу опасностью, находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Статья VI. Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, причём этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.

Статья VII. По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединённых Штатов, иначе как на основе положений общего права.

Статья VIII. Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Добавить комментарий