Что если представился сотрудником полиции?

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к статье 288 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом данного преступления являются интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, авторитет публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан и организаций.

Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Таким образом, объективная сторона характеризуется наличием следующих признаков: 1) присвоение виновным полномочий должностного лица; 2) совершение в связи с таким присвоением определенных действий; 3) наступление последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; 4) причинно-следственная связь между указанными действиями и наступившим последствием.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки и ознакомление в этой связи с документацией проверяемых лиц; проведение обыска в жилище и личного обыска гражданина; вынесение постановления (определения) об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; приостановление деятельности какой-либо организации или индивидуального предпринимателя; подписание важных правоустанавливающих документов и т.д.

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Так, получение якобы сотрудником ГИБДД взятки от водителя, нарушившего Правила дорожного движения, не влечет существенного нарушения прав этого водителя, поскольку освобождает его от обязанности подвергнуться административной ответственности. Однако получение взятки под угрозой составить протокол о нарушении Правил дорожного движения (т.е. с вымогательством взятки) при отсутствии факта такого нарушения должно рассматриваться как существенное нарушение прав гражданина.

Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что незаконно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает в связи с этим определенные действия, предвидит, что в результате таких действий могут быть существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций, желает их нарушения либо сознательно допускает такое нарушение или относится к нему безразлично.

Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета; государственный служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается на федеральном уровне (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574), Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ — на уровне субъекта РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления — это служащие государственных органов (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ. Кроме того, правоохранительная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, может проходиться и в государственных учреждениях (ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Государственный служащий и служащий органа местного управления, не являющийся должностным лицом, — это служащий, не осуществляющий функции представителя власти и не выполняющий в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Не являются государственными и муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому они не могут нести ответственность по ст. 288 УК РФ.

Другой комментарий к статье 288 УК РФ

1. Понятие гражданского служащего дается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1>, а муниципального служащего — в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» <2>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

2. Объективная сторона преступления заключается в присвоении полномочий должностного лица, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов организаций. Это означает, что государственный или муниципальный служащий совершает действия, которые входят в круг полномочий должностных лиц.

3. Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.

4. Субъект преступления — государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.

5. Совершение рассматриваемого преступления с использованием подделанного официального документа требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК.

Безымянный гражданин уже не сможет получить у полицейских ответ на свой вопрос. Фото агентства «Москва»

В Госдуму поступила инициатива правительства по корректировке закона о полиции, которая обусловлена реалиями правоприменения. Наверное, полиции действительно надо иметь возможность легко проникать в частные дома, вскрывать автомобили, проводить личный досмотр людей в зоне оцепления, в острых ситуациях быстрее применять оружие. Но зачем сотруднику МВД право требовать у подошедшего к нему гражданина назвать свою фамилию?

Законопроект получил плохую прессу еще при подготовке. И возражения тоже основывались на практике. Но только по поводу злоупотреблений со стороны сотрудников МВД, а то и совершенных ими преступлений как бы в ходе исполнения служебного долга.

И, конечно, высказывались сомнения в том, что если у полицейских будут, как говорится, менее связаны руки, то они обязательно окажутся более чистыми. Особо острой критике были подвергнуты предложения о расширении полномочий полиции по проникновению в частные квартиры, дома и на земельные участки. Много вопросов возникло и по поводу получаемого права вскрывать в оперативных нуждах любые автомобили, устраивать зоны оцепления со сплошным личным досмотром граждан и проверкой любой движимости и недвижимости.

Неоднозначная реакция, естественно, последовала и на расширение оснований для применения оружия – из-за «иных действий, дающих основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции». Потому что оставалось непонятным, могут ли признаваться таковыми, например, бросок пластикового стаканчика или, скажем, излишне эмоциональная жестикуляция чем-то возмущенного гражданина.

Но большее недоумение вызывает норма законопроекта о безответственности полицейских. «Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции» – такими словами завершается поступивший в Госдуму документ.

Претензии к этой норме заключаются в том, что она, во-первых, сформулирована максимально широко, во-вторых, излишне категорична и не предоставляет механизмов для обжалования, в-третьих, ставит на один уровень законы и какие-то ведомственные приказы. И, конечно, опять большое значение имеет реальная практика. Если решать, что они действовали по закону и порядку, станут сами полицейские, то понятно, что в большинстве случаев они окажутся правы.

По всему тексту законопроекта, кстати, убирается глагол «обязаны», так что многие функции полиции из реальных обязанностей превращаются как бы в действия, которые она может производить по собственному выбору. В частности, из-за исчезновения этого слова менее строгим становится правило о том, что сотрудник должен сообщить гражданину свою должность, звание и фамилию, при необходимости показать удостоверение, а только потом начинать с человеком полицейскую работу.

И в этой ключевой статье 5 закона о полиции теперь появится еще и новый пункт. Его смысл в том, что представиться гражданину можно будет и когда-нибудь потом. А причины для этого всегда найдутся, потому что основания опять изложены крайне неопределенно – «при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц». Вот «сразу» после всего этого полицейскому и надо будет себя обозначить.

Между тем любому человеку, о чем говорит уже новая редакция статьи 13, предстоит с самого начала общения с полицией четко – прямо как на перекличке в армии или тюрьме – назвать собственные фамилию, имя и отчество. Потому что теперь у сотрудника МВД будет право этого потребовать. В пояснительной записке данное нововведение никак не растолковывается. Не хотелось бы думать, что это сделано для того, чтобы прохожий заранее принимал позу «гражданина подозреваемого».

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Комментарий к Ст. 288 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по статье 292 или статье 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.

Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (статья 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).

Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.

2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Н. ЕГОРОВА
Н. Егорова, старший преподаватель Волгоградского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК) посягает на законный порядок служебной деятельности должностных лиц, на общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением прав и законных интересов граждан или организаций. Практике известны случаи выполнения должностных функций не уполномоченными на то служащими, в результате чего причиняется вред правоохраняемым интересам других лиц. Иногда государственные служащие или служащие органов местного самоуправления осуществляют правомочия должностных лиц, не разработанные или не оформленные надлежащим образом. Общественная опасность их деятельности не вызывает сомнений, но отвечать за должностные преступления названные лица не могут, так как нет полномочий данного должностного лица и нет регламентированной в соответствующем документе должностной компетенции.
Описание объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 288 УК, следующее: «присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций». Буквальный смысл приведенной формулировки таков, что виновный должен сначала присвоить себе полномочия должностного лица, а затем уже совершить общественно опасное деяние, повлекшее указанные в законе последствия. Но просто назвать себя судьей, прокурором, депутатом и т.п. еще не означает присвоить их полномочия. В диспозиции ст. 288 УК речь идет именно о присвоении полномочий, а не «звания или власти» должностного лица (ст. 194 УК РСФСР). «Присвоить» — значить «завладеть, самовольно взять в свою собственность» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 6-е. М., 1964. С. 588). Временной разрыв между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен: фактическое совершение действий, которые вправе совершать только должностное лицо, и означает присвоение полномочий этого должностного лица. С объективной стороны виновный осуществляет действия, которые при совершении их должностным лицом могут содержать признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК). В отличие от должностного злоупотребления, присвоения полномочий должностного лица возможно только в форме активных действий. По сравнению с собственно должностным злоупотреблением (ст. 285 УК) присвоение полномочий должностного лица характеризуется большим разнообразием действий — это могут быть отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК). Все перечисленные виды общественно опасного поведения охватываются ст. 288 УК. Кроме того, возможно присвоение полномочий должностного лица, сопряженное с действиями, не образующими состава злоупотребления должностными полномочиями, — например, с хищением (последнее не квалифицируется по ст. 285 УК, так как при корыстном злоупотреблении должностными полномочиями выгода извлекается другим способом). В этом случае, видимо, необходима квалификация по совокупности преступлений.
Если виновный предварительно фальсифицирует документацию (удостоверение, приказ о назначении на должность), создавая видимость юридической основы своей «должностной» деятельности, его действия образуют также состав служебного подлога (ст. 292 УК). Использование виновным заведомо подложного документа, который он сам не изготавливал, дополнительно квалифицируется по ч. 3 ст. 327 УК; похищение или сокрытие официального документа для его последующего использования, а равно уничтожение или повреждение официальных документов — по ст. 325 УК.
Не имеет значения, действует ли виновный за конкретное должностное лицо государственного органа или органа местного самоуправления или осуществляет полномочия должностного лица независимо от их принадлежности должностному лицу. Тем не менее эти полномочия должны быть «ограничены» компетенцией должностных лиц того же ведомства (например, подведомственных государственных или муниципальных учреждений). Присваиваемые должностные полномочия — это только указанные в примечании 1 к ст. 285 УК функции представителя власти, организационно — распорядительные и административно — хозяйственные. Не образует состава рассматриваемого преступления присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления полномочий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК). То же необходимо сказать и о действиях государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который самовольно присваивает полномочия другого служащего, не являющегося должностным лицом.
Как следует из содержания ст. 288 УК, присвоение полномочий должностного лица должно быть сопряжено с совершением в связи с этим действий, которые повлекли последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Свойственное данному преступлению общественно опасное деяние может быть выражено только в форме действия — принятие на себя должностных функций ради «чистого» бездействия бессмысленно, да и
невозможно. При этом действия виновного должны совершаться
«вопреки интересам службы» (как предусмотрено ч. 1 ст. 285 УК), т.е. присвоенные полномочия должностного лица должны использоваться во вред интересам организации, граждан, общества или государства. Иначе, если служащий выполняет чужие должностные обязанности, но в строгом соответствии с законодательством, его деятельность не является общественно опасной, так как не может причинить никакого вреда.
Уголовный закон не конкретизирует, какими должны быть действия государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который присвоил полномочия должностного лица, — только преступными или иными противоправными. Но для констатации их преступности необходимо, чтобы они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Для административных и дисциплинарных проступков последствия в виде существенного вреда не типичны: «существенность» вреда — показатель степени общественной опасности, свойственной преступлениям. Поэтому, если содеянное государственным служащим или служащим органа местного самоуправления в связи с присвоением им полномочий должностного лица содержит признаки состава другого преступления, все содеянное требует квалификации по совокупности ст. 288 УК и иных статей Особенной части УК.
В отличие от последствий злоупотребления должностными полномочиями («существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» — ч. 1 ст. 285 УК), последствиями присвоения полномочий должностного лица может быть существенное нарушение прав и законных интересов только граждан или организаций. Не совсем ясно, чем вызвано такое узкое понимание общественно опасных последствий рассматриваемого преступления. Поскольку уголовное законодательство относит к числу субъектов данного преступления только государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, то вред, причиняемый ими в результате присвоения полномочий должностного лица, всегда причиняет ущерб, по крайней мере, еще и авторитету публичной власти. Поэтому в ст. 288 УК можно внести изменения, дополнив диспозицию словами «либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 УК, может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
С. был осужден по ст. 288 УК РФ к двум годам исправительных работ с удержанием 15% заработка. С. работал заведующим автостоянкой внебюджетного хозяйства исправительного учреждения и был уполномочен администрацией ИК на получение арендной платы в сумме 300 тыс. рублей в месяц за использование торговых мест предпринимателями. Однако он установил среднюю плату 500 — 600 тыс. рублей в месяц, не имея на то полномочий. Указанные действия С. повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, поскольку причинили ущерб многим торгующим гражданам в сумме от 150 до 600 тыс. рублей. На предварительном следствии действия С. были квалифицированы как неоднократное получение взятки, сопряженное с вымогательством взятки. Суд переквалифицировал действия С. на ст. 288 УК РФ 1996 года, указав при этом, что С. является государственным служащим исправительного учреждения, но его должностные обязанности в момент совершения преступления не были разработаны, с этими обязанностями С. не был ознакомлен, а получил лишь устное указание собирать арендную плату и сдавать в кассу учреждения. Функциональные обязанности соответствующего должностного лица были разработаны и доведены до сведения С. позднее. Поэтому квалификация действий С. как преступления, совершенного должностным лицом, была бы неправильной. Думается, действия С., совершенные в связи с присвоением им полномочий должностного лица, содержат также признаки мошенничества (ст. 159 УК).
Присвоение полномочий должностного лица — умышленное деяние. Виновный осознает, что самовольно возлагает на себя должностные правомочия, что совершаемые в связи с этим действия носят общественно опасный характер, предвидит возможность или неизбежность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и желает наступления указанных последствий либо не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично. Возможна также квалификация по ст. 288 УК действий виновного, который в связи с присвоением полномочий должностного лица совершает преступление по неосторожности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Корыстная или иная личная заинтересованность для этого преступления необязательны. Нет состава присвоения полномочий должностного лица в действиях государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, который по ошибке, вследствие незнания, неопытности вышел «за рамки» собственных прав и совершил действия, входящие в компетенцию должностного лица. Присвоение полномочий должностного лица в ситуациях, предусмотренных ст. 39 УК («Крайняя необходимость») или ст. 42 УК («Исполнение приказа или распоряжения»), исключает преступность содеянного.
С учетом изложенного можно предложить следующую редакцию ст. 288 УК:
Статья 288. Присвоение служащим полномочий должностного лица
1. Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а равно служащим государственной или муниципальной организации, не являющимися должностными лицами, полномочий должностного лица, сопряженное с совершением в этой связи действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
Наказывается…
2. То же деяние, совершенное неоднократно, —
Наказывается…
На мой взгляд, есть основания для введения в УК РФ статьи об ответственности за присвоение звания или полномочий должностного лица общим субъектом. Как свидетельствует практика, такие действия частных лиц бывают связаны с совершением тяжких и особо тяжких преступлений.
Группа в составе Г., Д., Е. и М., действуя по тщательно разработанному плану, вымогала у отца и сына П. право на распоряжение квартирой для ее последующей приватизации и продажи. После того как М. имитировала ее изнасилование сыном П., Е. представился подполковником милиции и велел сыну П. в письменном объяснении признаться в изнасиловании М. Когда тот сделал это, Е. потребовал от П. передачи права на распоряжение квартирой, угрожая представлением материалов в органы внутренних дел. П. согласился, и Е. забрал его паспорт. Впоследствии Д. и Е. привезли отца П. к нотариусу, ввели его в заблуждение, и доверенность была оформлена.
Использование самовольно присвоенных звания или полномочий должностного лица не равнозначно использованию форменной одежды или документов представителя власти (п. «н» ч. 1 ст. 63 УК), которое считается обстоятельством, отягчающим наказание. Присвоение звания необязательно связано с использованием соответствующей одежды или документов; не все должностные лица — представители власти, хотя можно присвоить звание или полномочия любого должностного лица. Характер общественной опасности этого деяния определяется не формальным признаком (наличие у виновного форменной одежды, документа), а именно действиями виновного как представителя власти или иного должностного лица, т.е. фактическим осуществлением должностных полномочий либо совершением каких бы то ни было противоправных действий путем использования звания должностного лица. Таким образом, главу 32 УК («Преступления против порядка управления») целесообразно дополнить самостоятельной статьей (например, ст. 319.1).
Статья 319.1. Присвоение звания или полномочий должностного лица
Присвоение звания или полномочий должностного лица, сопряженное с совершением в этой связи противоправных действий, —
Наказывается…
Состав этого преступления должен быть формальным, так как, независимо от наступления общественно опасных последствий, оно всегда посягает на установленный законом порядок деятельности должностных лиц.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Российская юстиция, N 6, 1999

ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ «

Добавить комментарий