Деятельность римских юристов

Первыми юристами в Риме были жрецы-понтифики. В древности они являлись знатоками права, консультировали по правовым вопросам, помогали оформлять сделки. К правовым знаниям не допускался никто кроме жрецов.
Это продолжалось до тех пор, пока Гней Флавий, служивший мелким клерком, не украл у жрецов тайную книгу судейских формул и календарь с указанием дней, в которые можно совершать судопроизводство. Он зачитал ее на народном собрании, став национальным героем. Хотя он и был сыном вольноотпущенника, ему даровали чин трибуна, затем сенатора и куруального эдила. В переданной книге содержались иски, она стала называться Флавиевым цивильным правом. Теперь знание права стало доступным всем римлянам.
Юристами были или сами магистраты, сенаторы, императоры, либо их консультировали профессиональные юристы с помощью responsa («респонса») – ответов.
Слово юриспруденция (jurisprudentia) означает «сведущий в праве». Юристы участвовали в судебных заседаниях в качестве адвокатов, их выступления, мнения оказали заметное влияние на развитие римского права. При толковании закона юристы, фактически, на практике формировали нормы права. Благоприятное влияние на качество правотворческой деятельности юристов оказывало то обстоятельство, что они являлись не только теоретиками, но и практиками. Начиная с правления императора Августа, некоторым юристам предоставлялось право давать официальные консультации. Адвокату, выигравшему судебный процесс, дарили пальмовую ветвь – символ победы.
Тиберий Корунканий (верховный жрец) первым стал преподавать римское право всем желающим. Первая юридическая школа была организована юристом Сабином в I веке н.э., где читались лекции и велись диспуты по римскому праву.
Начиная с республиканского периода, юристы часто консультируют судей, а иногда и сами ими становятся. Также римскими юристами написаны многочисленные научные и учебные труды, значение которых невозможно переоценить. Издаются институции – учебники, по которым студенты обучаются праву. В IV в. н.э. появляются юридические школы с 4-летним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Александрии, Цезаре, Бейруте).
В 460 году император Лев предписал всем кандидатам на должность барристера преторианской префектуры Востока обучаться у профессоров права.
Источником римского права является интерпретация (interpretatio – «толкование права»). Юристы, особенно в классический период, начинают вольно трактовать право, широко применяя аналогию. В имперский период прерогатива в интерпретации права стала принадлежать императору и подчиненным ему юристам.
Расцвет деятельности римских юристов приходится на I–III вв. н.э., с середины III в. начинается упадок юриспруденции. Огромным авторитетом пользовался юрист классического периода Папиниан (Papinianus). В законе о цитировании юристов он назван «царем сената мертвых».
Сентенции (суждения, решения) таких римских юристов, как Цельз, Павел, Ульпиан, Гай и других, часто цитируются в современной юридической науке, на них ссылаются знаменитые юристы всего мира.
Юрист Павел был один из самых плодовитых писателей: он написал более 300 книг.
В римском праве появляется понятие презумпция невиновности (praesumptio – «предположение невиновности»). Особое значение презумпция невиновности приобретает в постклассический период.
От умения выступать, красноречия юристов часто зависело судебное решение. Примером этого является деятельность знаменитого Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.). Цицерон (т.е. «горох» – это прозвище была дана предку Марка за схожесть кончика носа с горошиной) считал, что государственному деятелю необходимо знать людей, так же как ремесленнику свой инструмент, стараясь не только запомнить имена значимых людей, но и их местожительство, их друзей и соседей. Цицерон был робок, говорил со страхом, в начале судебных разбирательств он буквально трясся от страха, постепенно пересиливая себя и доходя до наивысшего эмоционального подъема. Его речь была блистательна, мысли быстры и остры. Ораторское искусство Цицерона была настолько восхитительно, что взволновала даже Юлия Цезаря. Покоренный оправдательным выступлением знаменитого юриста, Цезарь оправдал Лигария, одного из подзащитных Цицерона, хотя еще недавно считал его негодяем и врагом.
Ораторству обучались в школах риторов. Часто ученики участвовали в вымышленных судебных делах, где один выступал в качестве обвинителя, другой в качестве защитника. В школах изучался простой, строгий аттический стиль ораторского искусства, данное направление называлось еще театральным, так называемым азианизмом. Приверженцами азианизма были Цицерон, Цезарь. Сторонники этой системы огромное внимание уделяли жестам, позам, интонации голоса, остротам, оригинальным оборотам речи.
Сам Цицерон сравнивал выступление юриста на судебном разбирательстве с игрой на флейте, сопровождаемой выступлением актера на сцене. Он считал, что оратор должен быть знаком с философией, правом и историей. «Не знать, что произошло до времени твоего появления на свет, – значит навсегда оставаться ребенком», – говорил он.
В конце республиканского периода большинство юристов принадлежало к двум направлениям: сабинианцам и прокулианцам. Основателем сабинианцев был Капитон, школа начала называться от имени ученика Капитона – Сабина. Основателем школы прокулианцев был Лабеон, и называлась она в честь его ученика Прокула. Эти два течения по-разному рассматривали вопросы частного права. Лабеон, в области права выступал новатором, меж тем как Капитон был консерватором.
Так, обмен товара на товар сабинианцы считали договором купли-продажи, ссылаясь на то, что еще греки покупали вино за железо, медь и рабов. Прокулианцы настаивали на том, что здесь налицо договор мены. Разногласия существовали и по поводу вопроса о том, кто является собственником вещи: собственник материала или мастер, изготовивший из этого материала вещь. Сабинианцы считали собственником вещи владельца материала, полагая, что без материала не было бы и самой вещи. Прокулианцы настаивали на том, что материя не существует, пока не приобретет форму, следовательно, собственником вещи является ее создатель. Сабинианцы занимали консервативное положение, а прокулианцы были более прогрессивными.
Разные точки зрения юристов по различным правовым вопросам способствовали качественному развитию римского права.
Нормы права оценивались юристами с точки зрения их практического применения в конкретных случаях. Знаменитого юриста Корнелия Цельса спросил Домиций Лабеон, может ли завещатель быть и свидетелем своего завещания. На что разгневанный юрист ответил: «Или я не понимаю, о чем ты спрашиваешь, или твой вопрос слишком глуп».
Юристы-нотариусы подтверждали подлинность документов, изготовляли их сами. Занятие этим ремеслом требовало разрешения, лицо, претендующее на такую должность должно быть кристально честным. Нотариусы составляли завещания, договоры об аренде, все виды контрактов.
Приведем наиболее яркие изречения римских юристов. «Знать законы, – значит, воспринимать не их слова, но их содержание и значение» (Цельс); «Если закон говорит двусмысленно, заслуживает то значение, которое лишено порока» (Цельс), «Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать» (Модестин), «Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо частицы закона, без рассмотрения закона в целом» (Цельс), «Принсепс свободен от (соблюдения) законов» (Ульпиан).
В 426 г. н.э. был принят закон о цитировании, по которому в источники права включались труды пяти римских юристов (Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана, Модестина), в случае противоречий между ними мнение Папиниана ставилось выше, чем мнение любого юриста. Папиниан считался самым выдающимся римским юристом, часто его называли «блистательным». Папиниан отличался порядочностью. Император Каракалла, убив своего брата, потребовал от Папиниана оправдать преступление, опираясь на право. Но юрист отказал императору, сказав: «Легче совершить братоубийство, чем его оправдать», подписав тем самым себе смертный приговор.
Также необходимо выделить следующих юристов: Секст Элий Пэт Кат, составивший сборник, в котором давалось описание различных форм процесса, Марк Манилий, Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Квинт Муций Сцевола, Аквилий Галл, Цельз-отец и Цельз-сын, Юлиан, Гай и многие другие.
Во второй половине V в. н.э. стал проявляться регресс в деятельности юристов. Юристов используют в основном в качестве чиновников, они становятся полностью зависимыми от власти императора. Мнения юристов не должны были противоречить императорским конституциям

Становление юриспруденции в Древнем Риме

Знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как достояние народа. В его трактовке государство представляется как согласованное правовое общение всех членов общества. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врождённой потребности жить вместе.

Возникновение государства и права не, по мнению и произволу людей, а согласно требованиям природы, означает, что они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию, что «всем этим миром правит разум». Разум — высшая и лучшая часть души, обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.). Поэтому писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков.

Большое внимание Цицерон уделял анализу различных форм государственного устройства. Он различал три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдаётся царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим, — пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы. Идеального государственного устройства, по мнению Цицерона можно достичь путём равномерного смешения положительных свойств, всех трёх простых форм правления.

В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике.

Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».

Цицерон различает естественное и позитивное право. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга.

Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости и несправедливости.

Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и, особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валентиана положениям этих пяти юристов была придана законная сила. Источниками римского права были: обычай, закон, ответы знаменитых людей, постановления сената. Система римского права состояла из трёх частей: право граждан, право магистратов и право народов.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала:

1)Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения;

2)Дигесты, т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов;

3)Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).

Руководил всей этой большой кодификационной работой. В том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI века Трибониан.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. К римским юристам относится разделение права на частное и публичное. В частности Ульпиан определял публичное право, как право, которое «относится к положению римского государства», а частное, как право, которое «относится к пользе отдельных лиц».

Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приёмах толкования норм права. В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятие власти, гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления царского режима и обоснования претензий императоров на законодательную власть.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права и, прежде всего цивильного права. В этой области права римские юристы особенно тщательно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты частного собственника. Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами, согласно римскому праву, являются также и рабы. Юрист Гай считал, что важнейшее правовое различие всех людей состоит в том, что одни из них свободные, другие рабы. Причём из свободных одни — свободно рожденные, другие — рабы. Такое же деление даёт Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как по естественному праву все рождаются свободными.

Право народов как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с не римлянами.

Римское право стало самым выдающимся примером развития национального права. Римская Юриспруденция достигла вершин юридической техники и оказала большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, чёткость формулировок, обширность разработанных проблем), так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

по дисциплине: «Римское право»

на тему:

«Римские юристы (персоналии)»

Выполнил: Микуленко Е.И.

Проверил: Бельская И.В.

Ставрополь 2005 г.

ПЛАН

1. Введение

2. Основные формы деятельности юристов

3. Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима

4. Школы юристов

5. Заключение

6. Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Юриспруденция присутствует, и весьма деятельно, в римском праве всегда, как непосредственно, так и опосредованно. Преторы, другие магистраты и должностные лица, сенаторы, императоры либо сами являются юристами (что бывало чаще всего, поскольку изучение права было в Риме наилучшей подготовкой и наилучшей начальной ступенью общественной жизни), либо позволяют доверенным юристам, образующим их частный или официальный совет (consilium), помогать себе и направлять свои действия. Будь то непосредственно или опосредованно, но существующее влияние юриспруденции как таковой проявляется в научной работе юристов: она конкретизируется в консультациях (responsa, ответы), даваемых заинтересованным лицам, и в создании трудов, которые оказали величайшее воздействие на развитие римского права.

В своем тонком и глубоком исследовании бесчисленных конкретных практических или теоретических случаев римские юристы приходят к всесторонней разработке системы права. Метод, которым они при этом главным образом пользуются, есть interpretatioiuris (истолкование права), особая деятельность, которая в некоторых случаях означала буквально — создать право. Наряду с довольно скудным числом случаев, для которых можно было сослаться на писаную норму, имелся целый ряд других случаев, довольно многочисленных, которые за отсутствием писаной нормы необходимо было подвести под юридическую регламентацию, привлекая обычай. Применительно к этим случаям римский юрист, глубокий знаток обычаев, mores, должен был самостоятельно извлечь из них и создать юридическую норму, включить ее в систему, вывести из нее все возможные теоретические и практические следствия. Большая часть наиболее важных римских правовых институтов обязана своим возникновением именно такой научной и творческой разработке средствами юриспруденции.

Однако юриспруденция играла важнейшую роль в развитии римского права не только тогда, когда занималась истолкованием в этом смысле, но и тогда, когда требовалось толкование в современном значении этого слова. Хотя на первом этапе истории римского права интерпретация законов и юридических действий была строго буквальной, теперь, на втором этапе юриспруденция принимает новые критерии истолкования, в том числе под влиянием методов, ввезенных в Рим из греческих риторических школ.

Всякий раз, как жесткое следование букве, verba, законов или действий частных лиц угрожает возникновением несправедливости, что будет находиться в противоречии с духом закона, menslegis, или же с волей, voluntas, частного деятеля (лица), юриспруденция классической эпохи оказывается в состоянии должным образом учесть mens и voluntas, давая им возможность, где это необходимо, возобладать над verba. Усилия направлены теперь на создание новой системы, принимающей в учет справедливость, которая становится высшей целью права, так что Цельз, великий юрист периода классики, имел основание определить право как «arsbonietaequi” («наука о добром и справедливом»).

Таким образом, древнее iuscivile, оставаясь формально действующим, в силу различных факторов ежечасно смягчается, парализуется, подрывается в буквальном своем применении новыми принципами, чтобы оставаться теоретическим отправным пунктом, в действительности не применяемым, всякого отдельного решения. Эти разные эволюционные формы на деле пересоздали римское право заново, они дали жизнь новому праву, iusnovum, справедливому и всеобщему, способному управлять космополитическим обществом великой империи. Согласно эдикту Каракаллы оно распространилось на все народы римского мира.

В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения и унификации различных классических правопорядков, развившихся к этому времени и друг друга перекрывавших. То, что могло бы явиться результатом кодификации, предпринятой лишь позднее, в VIв н.э., было начато судебной практикой IVи Vвв. В практике происходит слияние различных классических правопорядков, в первую очередь iuscivileи iushonorarium, их объединение в единый правопорядок, с естественным преобладанием на стороне принципов, введенных преторским правом.

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах:

а) выработке образцовых форм для различных юридических сделок;

б) советах процессуального характера;

в) консультациях по сложным вопросам.

По каналам решений проводились как новые идеи, так и уже выраженные в различных литературных источниках. Наиболее распространенными видами юридических литературных произведений были: институции (institutiones) — учебники по праву; комментарии (commentariis) — истолкования действующего, главным образом, преторского, права; дигесты (digesta) — комментарии (нередко в сочетании с критикой) высказываний юристов прежних времен; регулы (regulae) — сборники кратко выраженных юридических правил и определений, афоризмов и поговорок.

Юристы действовали вначале как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить договор займа — шли за советом к юристу.

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнения определенных жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало, в свою очередь, не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления, и даже сравнения, с правом других народов. Такая потребность стала ощущаться особенно заметно после того, как преторы по делам перегринов вынуждены были все чаще обращаться к нормам права народов.

В процессе толкования права юристы, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право по существу было таким же источником, как и обычное право.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ ЮРИСТОВ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе (legis actiones). Эта публикация получила название jus civile Flavianum (цивильное право Флавия).

В 253 г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы и открыто высказывать свое мнение, положив тем самым начало публичному обучению юриспруденции.

В начале II в. до н.э. Секст Элий Пэт Кат, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами (jus Aelianum). Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами, содержащую толкование законов и описание форм процесса.

В середине II в. до н.э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли Марк Манилий, Публий Муций Сцевола и Юний Брут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н.э.). Его ученик Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробньй комментарий к преторскому эдикту.

Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, (причем двух последних часто считают основателями цивильного права).

Публий Муций Сцевола — трибун 141 г. до н.э., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г. Цицерон называет его одним из немногих «истинных» юрисконсультов, так как он, исполняя судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а при защите соединял юридические познания с удивительным ораторским искусством. Плохие ораторы вызывали со стороны Сцеволы скорбь и насмешки. Будучи великим понтифом, он обращал усиленное внимание на усиление юридических знаний коллегии, считая ее главной задачей основательное знание права, а не сохранение отживших привилегий, уменьшению которых способствовал своей интерпретацией. Написал 10 книг, посвященных обработке ius civile.

Квинт Муций Сцевола, сын предыдущего, был консулом в 95 г. до н.э., великим понтифом в 84 г. Получив широкое философское (стоическое) образование, сделался еще более, чем отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и ораторское искусство с нравственными началами деятельности, проводя в юридическую интерпретацию начало «доброй совести». Около 100 г. до н.э. написал свое знаменитое сочинение «Deiurecivile” (18 книг), в котором в первый раз изложил это право в систематическом порядке, состоявшем в совместной разработке родственных юридических понятий, в противоположность старому легальному порядку, представлявшему простую интерпретацию законов в их официальной последовательности. Юридические определения и формулы Квинта Муция Сцеволы отличались удивительным сочетанием краткости, ясности и изящества формулировки. Философская мысль помогла ему внести единство во многие частные определения, выразить их в более общей форме и извлечь из них новые юридические последствия (например, praesumptioMuciana, cautioMuciana и т.п. формулировки, связанные с его именем). Если его отец был одним из первых юристов, начавших литературную интерпретацию норм цивильного права, то Квинт Муций Сцевола может быть назван основателем науки гражданского права. Он преподавал в юридической школе и был учителем знаменитого Цицерона.

Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв. — эпохе принципата. Авторитет юристов, их мнения, заключения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Император Август предпринял попытку унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (ius respondendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения. Ответ юриста мог состоять из одного слова: да или нет.

Из юристов классической эпохи следует назвать наиболее известных:

Публий Ювенций Цельз — участник заговора против императора Домициана в 95 г. н.э. При Адриане занимал ряд государственных должностей (претор, консул 129 г.н.э.), являлся членом императорского совета. Автор дигест в 39 книгах. Ему принадлежит знаменитый ответ на глупый вопрос одного чиновника: «Либо я ничего не смыслю в твоем вопросе, либо сам вопрос глуп.»

Сальвий Юлиан — родом из северной Африки (г. Гадрамент — современный Тунис), При Адриане занимал ряд государственных должностей, являлся членом императорского совета. Автор дигест в 90 книгах и Quaestiones. Умер около 169 г.н.э. Проделал огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. В 125-138 гг. н.э. Сальвий Юлиан кодифицировал не только эдикты городских преторов, но и эдикты провинциальных правителей, систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию. Составленный им сборник, в котором насчитывалось 90 книг, получил название «Постоянный эдикт” (edictumperpetuum). Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые правоведы Павел и Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения «Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Секст Помпоний — автор знаменитого очерка истории римского права, количество произведений его огромно. Наиболее важные: а) комментарии к эдикту в 150 книгах; б) комментарии к Сабину; в) Enchyridium -учебник в 1 книге, включавший и знаменитый очерк истории права.

В начале пятого века (426 г. н. э.) императоры Феодосий II и Валентиниан III издали эдикт, согласно которому цитаты из пяти знаменитых юристов — Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина, Гая — имели для судей обязательную силу. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана.

Эмилий Папиниан — родом из Сирии, при Септимии Севере был префектом претория, имел огромное влияние и авторитет среди юристов. Стал для будущих поколений «первым из всех» (primusomnium). За высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище — «Блистательный”. Император Константин предписал: «Во избежание бесконечных споров юристов уничтожить замечания Ульпиана и Павла к тексту Папиниана, так как они не столько исправляют его, сколько портят во имя собственного прославления”.

Казнен императором Каракалой в 212 г. н.э. за то, что в ответ на требование составить оправдательную речь для императора в связи с убийством им своего брата Геты, сказал: «Гораздо труднее оправдать убийцу, нежели им стать».

Юлий Павел — префект претория при Александре Севере (нач. III в.н.э.). Написал более 300 книг, из которых сохранились так называемые «Сентенции к сыну». Сочинения и заключения Павла в извлечениях и переработке составили 6-ю часть Дигест.

Домиций Ульпиан (ок. 170-228) — родом из Тира в Финикии. Автор комментарий к эдикту в 83 книгах и к Сабину в 51 книге. Убит в 228 г. разъяренными солдатами-преторианцами при попытке установления воинской дисциплины. Примерно 1/3 Дигест (около 2500 отрывков) принадлежит Ульпиану. Он заявляп, что поскольку народ якобы уступил свою власть императору, то последний вообще не связан законами. Ему принадлежит формула: «Что угодно принцепсу, имеет силу закона”.

Геренний Модестин, ученик Ульпиана, – в 226-244 гг. был префектом стражи в Риме. 345 фрагментов из произведений Модестина включены в Дигесты.

Теоретические положения профессора Гая по римскому праву получили силу закона в кодификации Юстиниана. Случай в юриспруденции редчайший. Институции Гая — единственный источник классической юриспруденции, который сохранился почти полностью. Они были самым распространенным учебным пособием в школах империи.

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам». Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты. Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

С переходом к абсолютной монархии намечается упадок римской юриспруденции. Однако с конца IIIв. н.э. до V в. при Диоклециане и Константине появился ряд ценных работ, с успехом приспосабливавших высказывания классиков к новым социально-экономическим условиям, удовлетворявшим новые потребности. Но эти работы были или анонимными, или ввиду исключительного авторитета классических юристов приписывались последним. При этом несомненно, что начиная с IVв. имело место снижение творческого характера деятельности юристов. Юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников. Показателем упадка является, между прочим, закон (первой половины V в.) о цитировании юристов: вместо былого творческого решения возникающих в жизни вопросов теперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признаны по этому закону обязательными. К ним относились Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай, а также те юристы, на которых ссылались эти пять юристов.

Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских конституций. Так, известны два сборника, составленные в конце III в. — начале IV в. н.э.: CodexGregorianus, объединивший конституции от Адриана (II в.н.э.) до конца III в.н.э. и CodexHermogenianus, дополнивший первый сборник последующими конституциями, до Константина (начало IV в. н.э.).

В первой половине V в.н.э. была осуществлена первая официальная кодификация: император Феодосий издал CodexTheodosianus(Феодосиев кодекс), состоявший из 16 книг.

В первой половине VI в.н.э. при Юстиниане особой комиссией была проведена большая кодификационная работа. Активное участие в ней принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права). Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, уже в 529 г. составила сборник императорских законов. В 530 году была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков, и в 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta(собранное). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг. В том же 533 году был издан элементарный учебник римского права — Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг. В 534 году появился кодекс законов, известных под названием «50 решений», который состоял из 12 книг. После окончания кодификационных работ Юстинианом был издан ряд законов, которые известны под названием Новелл. Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Corpusiuriscivilis(Свод гражданского права).

4. ШКОЛЫ ЮРИСТОВ

К началу классического периода относится деятельность двух таких выдающихся юристов, как бы связывающих республиканскую юриспруденцию с классическим периодом, как Лабеон и Капитон. В классическом праве были знамениты две юридические школы. Первую школу основал в начале I в.н.э. Марк Антистий Лабеон, автор более чем 400 книг, умер где-то между 10 и 22 г. н.э. В свое время он отказался от предложенной ему Августом политической карьеры, предпочитая находясь в оппозиции, заниматься чистой наукой, известен своим реформаторским подходом к праву. Сторонники учения Лабеона по имени его ученика Прокула стали называться прокульянцами.

Основателем второй школы считается Гней Атей Капитон, юрист, сделавший прекрасную политическую карьеру при Августе (был консулом, понтификом), придерживался консервативных, традиционных взглядов. Его сторонники также по имени его ученика Сабина стали называться сабиньянцами.

Каждая из названных школ ориентировалась на разные философские учения (Аристотеля и стоиков), и потому одна придавала большее значение формальным категориям, а другая — «материальным», то есть сущностным отношениям. Являясь приверженцами монархии, сторонники прокульянцев допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабиньянцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву.

Сколько—нибудь полных данных, достаточных для того, чтобы судить об особенностях каждой из этих школ, не сохранилось. Известны лишь их расхождения по отдельным частным вопросам, например, по вопросу о спецификации, т.е. о судьбе вещи, изготовленной для себя из чужих материалов без злого умысла (вследствие неведения, ошибки и т.п.). Сабиньянцы решали этот спор в пользу собственника материалов, а прокульянцы — в пользу их переработчика (спецификанта).

К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности, как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которые они приобретали в результате своей деятельности.

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и естественно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.И.Б. Новицкий. Римское право. М., 2002.

2. В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства. М., 2000.

3. С.Н. Медведев. Римское частное право”. М.-Ст-ль., 1994.

4. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. М., 1998.

Классический период римского права хронологически совпадает с новым политическим режимом — принципатом, установленным победителем гражданской войны Октавианом Августом и пришедшим в упадок со смертью императора Александра Севера в 235 г., когда начался затяжной политический кризис («эпоха солдатских императоров»).

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь — в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю.

Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами господствующего класса. При этом нередко наблюдалось, что, устанавливая по существу новые принципы, римские юристы приурочивали их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет старых юристов: в этом сказывался присущий римским юристам консерватизм. Но, наряду с этим, в их деятельности, и, прежде всего, в толковании закона определенно сказывалось и прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон. Как говорит Цельз, scire leges non hoc est verba earem tenere, sed vim ac potestatem, знать законы — это не значит держаться за их слова, но их силу и значение .

Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле — duaestio vol untatis. Отходя от старого, строго цивильного права (strictum iusj, новое толкование направилось в сторону искания aeguum et bonum — справедливого и доброго.

Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Риторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она примыкала к аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию. Риторическая теория энергично протестовала против старого формализма и буквального толкования, из которого проистекало, что высочайшее право — summum ius — становилось глубочайшей несправедливостью — summa iniuria. В спорных случаях теории внушала искать настоящей воли законодателя, выявлять те цели, которым преследовал законодатель (ratio legis), в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны (lex contractus).

Деятельность юристов выражалась в трех функциях:

а) cavere — составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т.п.). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;

б) agere — советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. И в этом случае помощь юристов была существенна ввиду формализма и ритуальности древнеримского процесса по частноправовым спорам. Но она сводилась к
одним только советам, потому что римляне не допускали прямого представительства (выступления одного лица от имени другого), и заинтересованный должен был вести дело самостоятельно, лишь полагаясь на советы юриста, но без непосредственного его участия в процессе;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

в) respondere — ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы. В такой форме юристы давали толкование действующему праву, а в случаях его пробельности или практической непригодности предлагали свои собственные решения. Их ответы юридически обязательной силы не имели. Тем не менее, они оказывали на практику влияние, становившееся тем значительней, чем убедительней их обоснованность и чем выше авторитет их автора. Именно эта функция впоследствии сыграла решающую роль в обеспечении активного участия выдающихся римских юристов в общем нормотворческом процессе. С особой силой такое участие проявилось в классический период развития римского частного права.

К общей функции respondere, которую римские юристы осуществляли и раньше, император Август присоединил предоставленное некоторым юристам ius respondendi — право давать в письменном виде по запросам участников спора юридические решения властью императора (ex auctoritatae principis) с приданием им тем самым качества обязательности. Примененные к конкретному спору, эти решения силою своего авторитета оказывали влияние на судьбу других однородных споров, что и придавало им известное нормативное значение.

По каналам таких решений проводились как новые идеи, так и уже выраженные в различных литературных источниках. Наиболее распространенными видами юридических литературных произведений были: институции (institutiones) — учебники по праву; комментарии (commentari is) — истолкования действующего, главным образом, преторского, права; дигесты (digesta) — комментарии (нередко в сочетании с критикой) высказываний юристов прежних времен; регулы (regulae) — сборники кратко выраженных юридических правил, афоризмов и поговорок.

Юриспруденция присутствует в римском праве всегда, как непосредственно, так и опосредованно. Опосредованным образом ее воздействие сказывается во всех тех факторах, о которых шла речь, поскольку всех их в конце концов можно свести к многообразной деятельности юриспруденции. Преторы, другие магистраты и должностные лица, сенаторы, императоры либо сами являются юристами (что бывало чаще всего, поскольку изучение права было в Риме наилучшей подготовкой и наилучшей начальной ступенью общественной жизни), либо позволяют доверенным юристам, образующим их частный или официальный совет (consilium), помогать себе и направлять свои действия. Будь-то непосредственно или опосредованно, но существенное влияние юриспруденции как таковой проявляется в научной работе юристов: она конкретизируется в консультациях (responsa, ответы), даваемых заинтересованным лицам, и в создании трудов, которые оказали величайшее воздействие на развитие римского права.

К классическому периоду относится также образование двух школ или направлений в римской юриспруденции: прокульянцев, которых возглавлял Лабеон, а затем его ученик Прокул, и сабиньянцев, во главе которых стоял Капитон, а позже его последователь Сабин. Сколько-нибудь полных данных, достаточных для того, чтобы судить об особенностях каждой из этих школ, не сохранилось. Известны лишь их расхождения по отдельным частным вопросам, например, по вопросу о спецификации, т.е. о судьбе вещи, изготовленной для себя из чужих материалов без злого умысла (вследствие неведения, ошибки и т.п.). Сабиньянцы решали этот спор в пользу собственника материалов, а прокульянцны — в пользу их переработчика (спецификанта). Если судить лишь по изложенным расхождениям между двумя названными школами, то более прогрессивной была позиция прокульянцев.

В январе 27 г. до н. э. Октавиан сложил экстраординарные полномочия, объявив сенату о намерении восстановить республику. Исключительность положения первого лица в государстве — принцепса (princeps) — выражалась отныне в особом патронате над неспокойными провинциями (и войсками, там расположенными) и титуле «Август» (Augustus), которым Октавиана наделил умиленный сенат.

В этом же году Август учреждает consilium princeps — консультативный совет, в значительной мере заменивший сенат в этой функции. В 23 г. до н. э. Август отказывается от консулата, принимая imperium proconsulare — власть над группой провинций и войсками, — который на практике был выше власти других проконсулов (maius) и отличался функциональной неограниченностью (infhitum). К этой власти позитивного характера он добавил постоянную власть плебейского трибуна (tribunicia potestas), официально сложив с себя эту должность. Отныне, не числясь трибуном, Август мог наложить veto на решение любого магистрата. С этого времени новый политический режим следует считать окончательно оформленным.

Эта конструкция позволила наладить эффективное политическое сотрудничество с сенатом и организовать управление Империей. В 16 г. до н. э. (после неудачной попытки 26 г. до н. э.) была создана новая административная структура — praefektura urbi (городская префектура). Ее глава — praefektura urbi — назначался императором и отвечал за порядок в городе Риме. С его полицейскими функциями связаны и судебные как по гражданским делам, так и по уголовным. Во
2 г. н. э. Август учредил должность praefecturas praetorii (префекта претория), командира специальных войск — преторианской когорты (cohors praetoria), расположенной в Риме. Как командующий всеми войсками в Италии и правая рука императора в Городе, префект претория сосредоточил в своих руках огромную власть, в том числе и судебную — за пределами Рима. Для всех провинций он был высшей апелляционной инстанцией по гражданским делам, замещая императора (vice sacra); его уголовная юрисдикция при Септимии Севере распространилась на всю Италию, за исключением Города. Конституция Александра Севера 235 г. признавала нормативное значение указов (formae) префекта претория, лишь бы они не противоречили закону.

При Августе возникают специальные канцелярии: для ведения переписки Цезаря — «ab epistulis», из которой исходили epistulae (императорские предписания в форме писем должностным лицам), и «a libellis», где готовились решения по запросам частных лиц subscriptiones (подписи), названные так из-за собственноручной подписи принцепса на документе (libellus). Из других административных органов для нас важна учрежденная Клавдием канцелярия «a cognitionibus», готовившая дела по апелляциям на имя императора, поданным в рамках экстраординарного процесса (cognitio extraordinaria).

В дальнейшем бюрократическое начало все усиливалось. При Северах, с учреждением экстраординарной процедуры уголовного разбирательства, где основную роль играли императорские чиновники, сенат теряет судебные функции.

В эпоху Принципата были сделаны существенные, но последние территориальные приобретения. В 29 г. до н. э. Август присоединил Египет, положив начало категории императорских провинций. При Траяне была завоевана Дакия (10 г.); сооружение вала Антонина в горах Шотландии (к 142 г.) отметило максимальную границу распространения римского владычества в Европе.

Установление прочного мира в границах Империи и эффективное сочетание центральной власти с местным самоуправлением способствовали расцвету экономики и культуры. Интенсивность коммуникаций внутри Империи возрастала, государство все более гомогенизировалось. Апогей этого процесса эдикт императора Каракаллы (constitution Antoniana) 212 г., по которому все многомиллионное население Империи получало права римского гражданства. С этого времени различение ius civile и ius gentium имеет только академическое значение.

Указанные перемены определили расцвет римского частного права как того «классического», по традиционному определению, права, которое является одним из высочайших культурных достижений человечества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Деятельность римских юристов

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Деятельность римских юристов

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Деятельность римских юристов

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заем — шел за советом к юристу.

→ Уважаемые посетители! Опубликуйте, пожалуйста, ссылку на данный материал в социальных сетях. Также подписывайтесь на сообщества сайта «Юрист-77.ru», чтобы следить за новостями. ←

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости.

По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах:

  • выработке образцовых форм для различных юридических сделок;
  • консультациях по сложным вопросам;
  • советах процессуального характера.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличии от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.

Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало в свою очередь не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов. Такая потребность стала ощущаться особенно заметно после того, как преторы по делам перегринов вынуждены были все чаще обращаться к нормам права народов.

В процессе толкования права юристы, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право по существу было таким же источником, как и обычное право.

Еще в древности юристы стали толковать, комментировать законы и обычаи с целью их наилучшего применения в судебной практике. Так появились первые примитивные систематизации и обобщения права — интерпретации и диспутации.

К концу третьего века до нашей эры юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов. Понтифики были вытеснены из сферы толкования обычаев и права. Их место заняли светские юристы.

Одним из крупных правоведов республики был Квинт Люций Сцевола, который преподавал в юридической школе и написал 18 книг по цивильному праву. У него учился знаменитый Цицерон.

Адвокаты, выступая в процессах, приобретали большую популярность, ораторы в судах пользовались известным уважением, часть из них становились магистратами, парадными трибунами. Имелось немало продажных стряпчих, в их числе бывшие адвокаты, которые в целях наживы выступали с ложными, сфабрикованными обвинениями. Их усердие оплачивалось четвертой частью имущества осужденного.

Применительно к судопроизводству юристы предложили ряд точеных формулировок: «Не должно быть позволено истцу, что не разрешено ответчику”. Эта же мысль содержалась в другом правиле: «Да будет выслушана вторая сторона”. Процедура судебного разбирательства тяжбы по имущественным спорам предоставлялась юристам как разновидность борьбы: истцы вооружены исками, ответчики — своими возражениями.

В период принципата юристы написали ряд сочинений в виде консультаций, комментариев к цивильному праву, к преторским эдиктам, появились монографии и даже учебники.

Во втором веке нашей эры юрист Клавдий Сатурнин разработал в помощь судьям семь пунктов судоразбирательства: причина преступления, личность преступника и потерпевшего, место, время, качество, количество, последствия. Однако судьи — чиновники придерживались обвинительного уклона и не всегда считали нужным следовать этим рекомендациям.

В «Дигестах” Юстиниана воспроизводились высказывания юристов о необходимой обороне, о соответствии наказания преступлению, о том, что нет вины там, где нет виновного намерения, каждый неосужденный рассматривался как невиновный, судья виновный, когда виновный оправдан. Опьянение как отягощает, так и обнажает преступление.

В период принципата сформировались два основных направления в римской юриспруденции, две школы: прокулианская /по имени ее основателя Прокула/ и сабианская, или касианская. Являясь приверженцами монархии, сторонники первой допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабинианцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву. Самым знаменитым представителем прокулианской школы был Лабеон, вторым — Капитон. К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.

Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв. — эпохе начала принципата. Авторитет юристов, их мнения, заключения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Октавиан Август распорядился, чтобы ответ или разъяснения по вопросам права, данные известными юристами, как бы исходили от самого принципса. Со времен Тиберия виднейшие юристы были наделены правом ответа, их заключения по конкретным делам имели официальную силу, обязательный характер для тех судей, где рассматривалось дело, по которому дана консультация. Такого же взгляда на роль юристов придерживался император Адриан. Ответ юриста мог состоять из одного слова: да или нет.

При оценке тяжести преступления или правонарушения в судебном разбирательстве считалось весьма важным обнаружить умысел, наличие злой воли, отграничить вину от преступной небрежности, неосторожности, влияния непреодолимых сил и т.д. «Где есть вина, там есть возмездие”. Большое значение придавалось умыслу, злой воле. Цицерон указывал: «Погрешает дух, а не тело, где нет намерения, умысла, там нет вины”. Из этого делается вывод, чем злее воля, тем сильнее должно быть наказание. Добровольное признание смягчает вину. Стала пословицей знаменитая формула: «Без закона нет преступления, нет наказания”.

Закон, по мнению юристов, прежде всего, нацелен на будущее, судья же рассматривает прошлое, т.е. свершившийся факт. Из этого делается вывод: правосудие эффективно там, где существует справедливый и скорый суд, правосудие не может остановиться на полпути, всякое промедление, волокита есть разновидность отказа от правосудия. Правосудие рассматривалось как постоянное и вечное желание государства обеспечить каждому гражданину его права.

Авторитет закона усматривался в неуклонном его исполнении. Широкую известность имела формула: «Да совершиться правосудие, чего бы это не стоило, хотя бы и мир погиб.” и вместе с тем показания для решения суда зачастую добивались от рабов путем жесточайших пыток. Свидетели, свободные граждане, перед допросом давали присягу.

Римские юристы внесли большой вклад в разработку общих принципов цивильного и преторского права. Это позволило властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию. Составленный им сборник, в котором насчитывалось 90 книг, получил название «Постоянный эдикт”. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые правоведы Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения «Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Знаменитый Ульпиан написал свыше ста крупных работ по данной проблематике. Широкую известность имел его ученик Модестин. Его высказывания о праве составили одну треть нормативных положений «Дигест” в кодификации Юстиниана.

В начале пятого века императоры Феодосий второй и Валентиниан третий издали эдикт, согласно которому цитаты из пяти знаменитых юристов — Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая имели для судей обязательную силу.

Судьи принимали во внимание также комментарии ученых правоведов. Иногда возникали разногласия. Император Константин предписал: «Во избежание бесконечных споров юристов уничтожить замечания Ульпиана и Павла к тексту Папиниана, так как они не столько исправляют его, сколько портят во имя собственного прославления”.

В кодексе Феодосия первоначально канонизировались только пять классиков-юристов Рима: Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана.

Теоретические положения профессора Гая по римскому праву получили силу закона в кодификации Юстиниана. Случай в юриспруденции редчайший. Инструкции Гая — единственный источник классической юриспруденции, который сохранился почти полностью. Они были самым распространенным учебным пособием в школах империи.

Знаменитые ученые-правоведы, классики римского права, как правило, редко выступали в суде, не занимались адвокатской практикой, их не привлекала судебная риторика. Однако некоторые из них занимали важные государственные должности.

Отдельные ученые-правоведы оправдывали неограниченный, божественный характер власти императора. Ульпиан заявил, что покольку народ якобы уступил свою власть императору, то последний вообще не связан законами. Ему принадлежит формула: «Что угодно принцепсу, имеет силу закона”.

С другой стороны, история римской юриспруденции сохранила в памяти мужество и стойкость истинных поборников законности и справедливости. К их числу относится самый знаменитый ученый-правовед Эмилий Папиниан, который за высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище «Блистательный”.

Принцепсы-императоры, привлекали юристов к себе на службу, используя их знания для обоснования своей власти. Многие знаменитые юристы разделяли судьбу своих принципалов, гибли во время дворцовых переворотов. Роль ученых-юристов падает в период подавления неограниченных правителей. Деспоты не нуждались в советах и консультациях, действуя по формуле: «Я ему дело, а он мне закон”.

Несмотря на препятствия, трудности, порой действуя на свой страх и риск, ученые-правоведы по собственной инициативе пытались осуществить систематизацию римского права. Первые такие опыты проводились на рубеже 3-4 веков на востоке империи. Составителями первых сводов были Григориан и Гермоген.

Теоретические разработки ученых юристов, возможно, побудили императоров провести кодификацию права. Такая комиссия при императоре Феодосии втором изложила в определенном порядке все императорские конституции, начиная с Константина. Этот свод является важнейшим источником для изучения преобразованной сущности римского права.

Многие из высказываний и положений римских правоведов имели теоретическое значение, и вряд ли они полностью применялись в судебной практике, даже во времена республики. Однако часть сентенций ученых-юристов по кодификации Юстиниана получила силу закона. Отдельные принципы судопроизводства Древнего Рима оказали влияние на форму деятельности буржуазных судов.

Добавить комментарий