Духовно культурные отношения

Понятие и структура общественного строя, конституционно-правовой институт основ общественного строя.

2. Экономические отношения (институт собственности, конституционное регулирование финансовых отношений и роли труда).

Социальные отношения (конституционное регулирование отношений между трудом и капиталом, политики в сфере социального обеспечения, международных отношений, государственной защиты потребителя).

Духовно-культурные отношения (понятие, направления конституционного регулирования).

5. Политические отношения (понятие и содержание политической системы, конституционной формулы государства, политического и государственного режима и их разновидностей).

Понятие и структура общественного строя

Общественный строй – это организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, а также характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимоотношений людей, которая охраняется государством и правом.

Структура общественного строя состоит из следующих элементов:

· экономические отношения;

· политические отношения;

· социальные отношения;

· духовно-культурные отношения.

Все элементы общественного строя в большей или меньшей степени находятся под воздействием государства, которое воздействует на общественный строй посредством правового регулирования общественных отношений, опирающееся прежде всего на конституцию. Однако, сколько бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может быть исчерпывающим.

Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя.

Конституции зарубежных стран, принятые до II Мировой войны, за исключением Конституций Мексики, Германии, Чили и Ирландии, ограничивались регулированием организации государственной власти и основных прав личности.

Начало принципиально иной трактовке конституционного регулирования общественного строя положила Конституция РСФСР 1918 года и других социалистических стран, которые включили в объекты конституционного регулирования основные вопросы социально-экономической структуры общества, политической системы, идеологии. Такой подход к конституционному регулированию оказал заметное влияние на многие конституции зарубежных стран принятые после II Мировой войны (Италии 1947 года, Индии 1949 года, Испании 1978 года).

В отличие от конституций социалистических стран (Китая 1982г., Индии 1949г., Испании 1978г.), где регулирование основ общественного строя осуществляется в первых главах, в большинстве конституций зарубежных стран нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам, в основном в главах, регулирующих права и свободы человека и гражданина.

В целом ряде конституций (Таиланда, Непала, Филиппин) говорится не об основах общественного строя, а о его некоторых принципах, которые должны служить ориентиром для деятельности правительства. Такие конституционные нормы не имеют прямого действия, не могут принудительно выполняться по решению судов.

Экономические отношения

Конституционно-правовое регулирование экономических отношений включает вопросы собственности, труда, обмена, распределения, потребления материальных и духовных благ. При этом общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ это сфера не только экономических, но и преимущественно социальных отношений.

Важнейшим конституционно-правовым институтом, относящимся к экономическим отношениям, является собственность.

Под собственностью понимается форма присвоения благ, отношения между людьми по этому поводу.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную.

Публичная собственность отличается своей неделимостью и в основном изъята из гражданского оборота. Частная собственность делима и находится в обороте.

Субъектами права публичной собственности может быть государство в целом, субъект федерации, субъект политической или административной автономии, муниципальное образование, общественное формирование (политическая партия, церковь).

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, а также государство и другие субъекты права публичной собственности (государство может владеть пакетом акций частной фирмы).

Перевод собственности из публичной в частную называется приватизацией, а из частной в публичную – социализацией, если же собственником становится государство, то это национализация.

В первых конституциях право собственности гарантировалось без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. Так, ст.17 французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случаях установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого предварительного возмещения». Из этой формулы вытекают следующие юридические последствия:

· право собственности в принципе неотъемлемо;

· лишение этого права возможно только в порядке исключения;

· порядок лишения должен быть установлен только законом;

· этот закон обязан определить случаи общественной необходимости, при которых возможно лишить субъекты права собственности;

· указанная необходимость должна быть очевидной;

· лишение права собственности возможно только с возмещением;

· возмещение должно быть справедливым – критерии справедливости должен устанавливать закон;

· возмещение должно быть предварительным, то есть выплачивается до отчуждения собственности.

Таким образом, из конституционного провозглашения права собственности следует блок юридических гарантий, составляющих предмет гражданско-правового и административно-правового законодательства.

Конституции, принятые в XX веке отходят от идеи абсолютной неприкосновенности частной собственности, устанавливают концепцию социальной функции частной собственности. Так, согласно ст.14 Конституции Германии 1949 года «Собственность обязывает. ЕЕ использование должно служить общему благу». Данная концепция выражается также в том, что конституции многих стран устанавливают возможность национализации собственности.

По Конституциям Испании, Йемена, Эфиопии и других стран ряд объектов может находиться только в государственной собственности (природные ресурсы, земля).

Конституции стран с рыночной экономикой устанавливают равноправие всех видов собственности, в том числе равную ее защиту конституцией. Конституционно закрепляется свобода конкуренции и антимонопольная политика, для реализации которой принимаются специальные законы, позволяющие судам разделять монополии на несколько предприятий (США – 2000 г. разделение «Майкрософт» Б. Гейтса). Большинство стран мира осуществляют в той или иной степени государственное регулирование экономики. Так, Конституции Бразилии, Испании содержат положения о планировании экономики.

Большинство конституций стран социализма не признают равноправие различных видов собственности. Публичная собственность пользуется преимуществами, а ее государственная форма считается высшей формой собственности и подлежит особой правовой защите. Частная собственность на важнейшие объекты экономики и средства производства либо не допускается (КНДР), либо имеет ограниченный характер (Вьетнам) и подлежит жесткому правовому регулированию.

Однако, в последние годы на Кубе происходит разгосударствление собственности, то есть приватизация и акционирование.

В КНР в 2004 году внесены изменения в Конституцию, согласно которым частная собственность признается равноправной с другими видами собственности, что фактически изменяет сущность социализма в Китае.

Принятые после II Мировой войны конституции развитых зарубежных стран придают большое значение роли труда, объявляя его основой общества. Так, ст.1 итальянской Конституции называет Италию демократической республикой, основанной на труде. В некоторых зарубежных конституциях говорится и о вопросах распределения. Например, ст.40 Конституции Испании обязывает публичные власти создавать условия для справедливого распределения доходов. На практике же общественный продукт распределяется в основном не по количеству и качеству труда, а в зависимости от размера частной собственности (количества акций, банковских вкладов, размеров недвижимости и т.д.).

Важнейшим элементом экономических отношений является финансовая система государства. Поэтому с середины XX века нарастает тенденция ко все более полному регулированию в конституциях финансовых отношений. Специальные главы и разделы конституций регулируют прежде всего бюджетные и налоговые отношения, включая бюджетный процесс и основы статуса центрального банка. В федеративных государствах особое место в этих разделах конституции отводится разграничению полномочий в сфере государственных финансов между федерацией и ее субъектами.

Глава VII Конституции Японии 1946 года, именуемая «Финансы», устанавливает, что право распоряжения государственными финансами осуществляется на основе решения Парламента. Любые изменения в налогообложении производятся на основании закона и при соблюдении условий, предписанных законом. Проект бюджета на каждый финансовый год составляется Кабинетом министров и представляется для обсуждения и утверждения Парламенту.

В ряде Конституций (Германии, Испании и др.) регулируются ситуации, когда бюджет государства по каким-либо причинам не утвержден парламентом в срок.

Конституции стран с демократическим режимом предусматривает создание парламентом специальных органов ревизующих государственные финансы (счетные, контрольные палаты) и отчитывающихся только перед парламентом.

Социальные отношения

В странах с рыночной экономикой долгое время господствовала теория, утверждающая, что чем больше в стране будет богатых, тем меньше остается бедных. Именно в этом направлении и проводилась социальная политика, результатом которой явилось заметное увеличение числа богатых и среднего класса. Если в 1986 году число миллиардеров в мире составляло 147 человек, то в настоящее время их количество увеличилось в 3,5 раза.

По данным ООН в конце XX века на 20% всего населения планеты приходилось 86% всех материальных благ, создаваемых в мире, а на 20% самых бедных – 1,3%. Причем, в 1965 году это соотношение составляло соответственно 70% и 2,3%.

Таким образом, вырисовывается четкая тенденция – богатые богатеют, бедные нищают (Российская газета, 2000 г., 21 сентября).

Эксперты ООН, регулярно анализируя и распределяя страны мира по качеству жизни, пришли к выводу, что качество жизни населения зависит не только от доходов государства, а и от способов перераспределения национального богатства. Поэтому не случайно, что в числе стран с самым высоким уровнем качества жизни находятся Норвегия, Швеция, Исландия, где проводится в практику социал-демократические принципы.

Такая поляризация чревата социальным взрывом. Причем, проблема бедности характерна не только для развивающихся стран. Эта проблема существует и в развитых странах.

Согласно данных созданной во Франции организации по проблемам бедности в этой стране число бедных постоянно увеличивается. К бедным сейчас там относится 10% семей, в то время как 30 лет назад их было только 5%. (Российская газета от 06.06.01г).

В Великобритании в условиях бедности живут более 5 млн. человек.

Главная цель конституционного регулирования основ социальных отношений состоит в поддержании социальной системы в устойчивом сбалансированном состоянии, предотвращающие социальные конфликты.

Это достигается путем закрепления непосредственно в конституции принципов регулирования отношений между различными элементами социальной структуры общества.

Можно выделить несколько групп такого рода общественных отношений:

· отношения между трудом и капиталом;

· межнациональные отношения;

· государственная политика в области социального обеспечения, здравоохранения, экологии;

· отношения в сфере охраны брака и семьи;

· государственная защита потребителя.

Конституционное право развитых демократических стран долго игнорировало отношения между трудом и капиталом.

Однако политическая борьба наемных работников, конституционный опыт социалистических государств, характеризующийся упором на социально-классовый характер власти, привели к тому, что в конституциях ряда стран, особенно ставших на пути демократии после тоталитаризма, отношения между двумя наиболее влиятельными социальными общностями получили демократическую конституционную базу.

Политика государства при этом направлена на достижение социального партнерства. Например, ст.37 Конституции Испании закрепляет право на коллективные переговоры между работниками и предпринимателями. Заключенный в этом случае договор приобретает обязательную силу для обеих сторон, а государство обеспечивает выполнение достигнутых соглашений. Предусмотрено право наемных работников на забастовку в случае не достижения согласия и право предпринимателей на объявление локаута.

В Конституции Ирландии 1937 года содержится глава под названием «Основные принципы социальной политики», где закреплено следующее:

Государство должно содействовать благосостоянию всего народа, защищая и обеспечивая, насколько возможно, социальный порядок, в котором справедливость и благотворительность должны вдохновлять все институты государственной жизни.

Государство, в частности, должно направлять свою политику на обеспечение того, чтобы:

· собственность и управление материальными ресурсами общества могли бы быть распределены между частными лицами и различными классами для лучшего содействия общему благу;

· свободной конкуренции не было позволено развиваться так, чтобы был нанесен общий вред в результате концентрации собственности и управления основными потребностями немногими индивидуумами.

Составной частью социальной политики в зарубежных странах является обеспечение социальной защиты населения, включающей социальное страхование, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В ряде стран, например в Португалии, принципы, которые лежат в основе регулирования данной сферы отношений содержатся в Конституциях. В других странах (Германия, Великобритания) приняты социальные законы. Степень социальной защиты населения в немалой степени зависит от того, какая часть государственного бюджета направляется в эту сферу:

· Великобритания – 29,6%;

· Белоруссия – 36,5%;

· Германия – 45,3%;

· Люксембург – 50,8%;

· Россия – 7,3%.

Важнейшей группой отношений в социальной сфере являются межнациональные.

Формами конституционного регулирования межнациональных отношений являются следующие:

· конституционное закрепление равенства перед законом и судом всех жителей страны независимо от национальности, расы, языковых, религиозных признаков. Эта норма основного закона подлежит особой конституционной защите.

· Предоставление территориям, на которых компактно проживают определенные этносы, статуса автономных образований (Северная Ирландия, Шотландия, Уэльс в Великобритании, Страна Басков в Испании). Это позволяет эффективнее обеспечить интересы заселяющих эти территории этносов. Кроме национально-территориальной автономии для этнических групп проживающих не компактно, а разрозненно на конституционном и законодательном уровне создается национально-культурная автономия, а также создаются общественные организации по национальному признаку, обеспечивающие через свои органы управления защиту прав национальных меньшинств, развитие языка, национальной культуры (Австрия, Венгрия, скандинавские страны).

· Установление федеративного устройства государства на национальной основе, где субъектами федерации являются национальные государства или государственные образования (например, штаты в Индии, регионы в Бельгии).

· Конституционное признание и гарантирование прав коренных, малочисленных народов (например, создание резерваций в Австралии, Канаде, США).

Многими современными конституциями важнейшей социальной задачей общества и государства рассматривается охрана жизни и здоровья человека.

Так, согласно ст.21 Конституции Китая «Государство развивает здравоохранение, современную и китайскую традиционную медицину и фармакологию, охраняет здоровье народа».

В последние десятилетия все принятые в мире конституции возлагают на государство обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на юридические и физические лица – обязанность соблюдать требования экологии в своей деятельности.

Под духовными понимаются отношения, связанные с внутренним миром человека, с его мироощущением. Эти отношения достаточно многогранны и в меньшей степени, чем другие, регулируются конституционным правом. Духовный мир человека очень сложен, он затрагивает различные стороны его мировоззрения. Культурные отношения — отношения по поводу участия человека в различных формах культурной жизни. Под ней понимается знание и изучение своей культуры, т.е. искусства, языков, истории и других составляющих более общего понятия «культура», как и культуры других народов. Это право предполагает разнообразные формы творчества, участие в них и его организацию, посещение различного рода музеев, выставок и другие формы выражения. Духовные и культурные отношения связаны с другими категориями отношений — с экономическими, социальными и политическими, — тесно с ними переплетаются. Порой трудно их друг от друга отделить. Так, отношения по поводу получения образования вполне можно относить как к социальным, так и к духовно-культурным отношениям. Культура и духовность, будучи для человека по преимуществу «внутренним» восприятием, внутренним чувством, оказывают влияние на его поведение, его понимание проблем участия в других отношениях. Очевидно, что глубоко верующий человек в некоторых случаях может поступать совершенно иначе при принятии решений, чем атеист.

Отношения в религиозной сфере связаны с мировоззрением человека, его отношением к религиозной идеологии, т.е. отношением к сверхъестественному. Эти отношения порой тесно переплетаются с государственно-правовыми отношениями, которые нередко являются весьма важными, если не решающими.

В следующей главе будет сказано о церкви и ее отношениях с государством. Религия — одна из форм идеологии, реализуемая церковью, которая является проводником религиозных воззрений в сознание верующих. Здесь укажем лишь, что конституционное право закрепляет право на свободу вероисповедания, т.е. право на индивидуальное или групповое исповедание любой религии, на выбор и распространение религиозных убеждений и па право поступать и вести себя в соответствии с этими убеждениями. Свобода вероисповедания является составной частью более широкого понятия — свободы совести, под которой понимается не только личное отношение человека к религии, но также и отношения церкви с государством и их позиции по отношению друг к другу. Свобода вероисповедания предполагает также и критику иного вероисповедания.

В демократических государствах в конституциях наиболее часто провозглашается принцип отделения церкви от государства, а также принцип защиты религиозных меньшинств. Так, согласно ст. 16 Конституции Испании 1978 г. в этой стране гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, осуществляемая индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка, охраняемого законом (п. 1 этой статьи). Отделение церкви от государства провозглашается чуть ниже, в п. 3: «Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Органы публичной власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями».

Религиозные верования, которых придерживаются различные группы населения, регулируются введением принципа светского государства, означающего раздельное функционирование государственных и религиозных институтов (т.е. отделение государства от церкви и церкви от государства), отсутствием официальной религии. Эти кардинальные начала ведут к более конкретным последствиям — религия не может преподаваться в государственных школах (исключение составляют случаи, когда родители не возражают против преподавания соответствующих дисциплин); религиозные суды, если таковые имеются, не могут вмешиваться в гражданско- и семейно- правовые отношения; все конфессии, существующие в стране, обладают равными правами и обязанностями. В настоящее время существует небольшое число клерикальных (от лат. clericalis — духовный, церковный) государств, г.е. государств, в которых религия играет определяющую роль в деятельности политических и государственных институтов (например, Иран). Подробнее о светском характере государства будет сказано в следующей главе.

Несколько особняком стоят государства, в которых одна из религий признается официальной, но этот характер религии не влияет на осуществление политической власти. В таких государствах разрешается существование и деятельность иных конфессий, помимо основной. Например, в Греции по Конституции 1975 г. (ст. 3): «Господствующей… религией является религия восточно- православной церкви Христовой. Православная греческая церковь, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с великой Константинопольской церковью и со всякой другой единоверной церковью Христовой, неуклонно соблюдающей, как и она, святые апостольские и соборные каноны и священные предания». Чуть ниже указывается, что церковные статуты, существующие в некоторых районах государства, не противоречат названным выше положениям, т.е. допускается существование и деятельность других церквей. Приведем еще один пример. Статья 4 ч. 1 Конституции Дании 1953 г. гласит: «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства». Устав этой церкви устанавливается законом. Одновременно граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями, при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка (ст. 67 ч. VII).

В сферу духовно-культурных отношений входит участие в различных проявлениях культурной жизни, как и право занятия наукой и искусствами. Конституционное право в настоящее время достаточно широко закрепляет права граждан в этих областях. Например, согласно ст. 33 Конституции Италии 1947 г. «искусство и наука свободны, и преподавание их свободно». Почти в идентичной формулировке о том же самом говорит и Основной закон ФРГ

  • 1949 г. (п. 3 ст. 5): «Искусство и наука, исследования и преподавание свободны. Свобода преподавания не освобождает от верности Конституции». Такого рода конституционное закрепление не указывает направлений, по которым должны развиваться культура и наука. Обязанность государства состоит в оказании поддержки этим областям человеческих знаний. Плюрализм остается важнейшим принципом развития этих областей. Свобода творчества — одна из возможностей человека для самовыражения в различных областях науки, техники, искусства. Она получает выражение в конституционном материале. Например, согласно ст. 20 Конституции Испании 1978 г. признаются и защищаются следующие права:
    • — свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения;
    • — производство и создание литературных, художественных, научных и технических произведений;
    • — свобода преподавания.

К этой сфере культурно-духовных отношений примыкает и закрепляемая в конституционном законодательстве возможность и необходимость заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Обязанность заботиться об этой области отношений появилась только в третьем «поколении» прав, свобод и обязанностей. В конституционном законодательстве эта обязанность встречается нечасто; при этом в разных актах устанавливается различный ее объем. Наиболее широкое закрепление эта обязанность получила в Конституции Испании 1978 г., в которой ей посвящено две статьи. Статья 3 говорит о богатстве языковых особенностей страны, являющихся культурным наследием, пользующимся особым уважением и защитой, а ст. 46 накладывает обязательства на публичные власти, которые должны гарантировать сохранение и защиту исторического, культурного и художественного наследия народов Испании и богатств, его составляющих, независимо от их правового режима и принадлежности. Основной закон Греции 1975 г. также говорит лишь об обязанностях государства по защите культурной среды (п. 1 ст. 24); памятники, а также исторические места и их составные части находятся под защитой государства. Закон устанавливает ограничения для использования права собственности, необходимые для такой защиты, а также правила и порядок возмещения, предоставляемого владельцам такой собственности. Историческое и культурное наследие страны — это своего рода ее корни, ее фундамент, позволяющие данной стране самоидентифицироваться, выделиться из числа других, установить свои особенности. Для проживающего в стране населения такое наследие — важнейшая часть его мироощущения, его понимания роли и места его страны, его предков, его самого в историческом развитии. С сохранением культурного и исторического наследия связана возможность свободного доступа к ним, которая является составной частью права на участие в культурной жизни.

Совершенно иной подход к конституционному закреплению культурно-духовных отношений демонстрировало и демонстрирует законодательство социалистических стран. В нем всегда указывались и указываются цели, направления, в которых должны эти отношения развиваться. Например, согласно п. 1 ст. 39 Конституции Болгарии 1971 г. «воспитание молодежи в коммунистическом духе является обязанностью всего общества», а согласно) п. 1 ст. 46 «творчество в области науки, искусства и культуры служит народу и развивается в духе коммунизма». Впрочем, такой подход в условиях существования одной идеологии вполне объясним. При авторитарных и тоталитарных режимах вся духовная и культурная жизнь должна была быть подчинена главной идеологической цели, провозглашенной руководящей политической партией. Идеологическая направленность культуры, науки, искусств конкретизировалась, оттачивалась на более низких уровнях воздействия — па уровне научных учреждений, творческих союзов, ассоциаций, главным образом путем партийного воздействия. Люди старшего поколения до сих пор помнят знаменитую формулу 40-50-х гг. XX в.: «Литература и искусство должны быть реалистическими по форме и социалистическими по содержанию». Другими словами, в социалистических государствах свобода творчества означает лишь свободу в рамках одной идеологии, а именно — коммунистической. Согласно п. «d» ст. 38 Конституции Кубы 1976 г. «художественное творчество свободно, поскольку его содержание не противоречит Революции». Здесь же провозглашается: «Формы выражения в искусстве свободны».

Политическая система регулирует производство и распределение социальных благ между различными общностями и личностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. В конституциях стран тоталитарного социализма и единичных развивающихся стран, по-своему трактующих идеи социализма, содержатся положения о характере самой системы, о природе государственной, власти, о руководящей роли коммунистической партии, о роли массовых общественных организаций, о демократическом централизме, о «социалистической» законности, о господстве той или иной идеологии. В конституциях капиталистических стран и стран, развивающихся по капиталистическому пути, также содержатся положения, относящиеся к политической системе. В них говорится о роли партий, призванных выражать волю народа путем голосования, о верховенстве права, о тех или иных сторонах политического режима, провозглашается власть народа. В демократических системах основным структурным принципом является плюрализм, а функциональным — ролевая автономия. Здесь существует многопартийность, причем разрешаются партии политической оппозиции; признается разделение властей; действует несколько центров принятия решений; признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства; осуществляются основные права человека и гражданина; провозглашен и реализуется принцип юридического равенства; признаны и осуществляются идеи демократического, социального, правового, светского государства и законности; существует идеологический плюрализм. В некоторых странах в условиях религиозно-тоталитарной или тоталитарно-племенной системы запрещаются все партии (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд). Из сказанного выше видно, что в различных странах существуют разные принципы духовной жизни. В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония). В некоторых постсоциалистических странах (Болгария, Литва, Польша, Чехия) действуют специальные законы или конституционные нормы, осуждающие и даже фактически запрещающие коммунистическую идеологию. В группе стран существует официально признанная идеология. Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже юридически обязательная идеология.

Добавить комментарий