Дворцово вотчинная система

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России

История государства и права России — самостоятельная историческая и юридическая наука, изучающая процесс и причины возникновения российского государства, историческое развитие, государственный и общественный строй, государственное устройство и правовые институты, отдельные отрасли права и нормы, характеризующие правовую и государственную систему российского государства в конкретный исторический период.

При изучении истории государства и права России выделяют:

1) историю государства (устройство государства, государственные органы, механизмы управления);

2) историю права (процесс возникновения правовых систем, институтов, наиболее значимых правовых актов, возникновение и развитие отраслей права, кодификацию права).

Предметом истории государства и права России является изучение возникновения, развития структур, институтов и механизмов государственной власти, правовых институтов, отраслей права, норм права, государственного и общественного строя на различных этапах исторического развития. История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населяющих ее территорию. Юридический быт состоит из обычаев, действий (представлений о законном и незаконном), правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность.

Задачей истории государства и права России является изучение исторического развития российского права посредством системы методов и приемов научного исследования. Задачи истории государства и права реализуются на основании исследования:

1) исторических источников права, изданных в различные исторические периоды, либо неизданных, но содержащих необходимые сведения);

2) законодательных памятников (изданных официальных законов, указов, кодексов и т. п.);

3) исторических юридических документов (договоров, переписи населения и т. п.).

Методы истории государства и права России представляют собой совокупность приемов, способов и средств, используемых при изучении предмета науки.

Различают следующую систему методов истории государства и права России:

1) общие методы:

а) метод историзма (хронологический метод) — используется при исследовании государства и права в процессе развития под воздействием характерной для конкретного периода политической и социальной обстановки;

б) философский метод — использование диалектического материализма и идеализма, прагматизма, структурализма, позитивизма, экзистенциализма, инструментализма;

в) дедуктивный метод — изучение права с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве;

г) индуктивный метод — выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов;

д) экзегетика — изучение права на основании толкования его исторических источников;

2) специальные методы:

а) сравнительный метод — изучение государственно-правовых явлений в развитии путем сопоставления с другими странами и основными институтами государства и права на разных этапах исторического развития;

б) систематический метод — изучение истории государства и права посредством разделения на историю развития и образования юридических норм и институтов и историю источников права;

в) метод периодизации — изучение истории путем деления на отдельные временные периоды для наиболее полного изучения особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования.

К специальным методам изучения истории государства и права также относят статистический, математический, социологический методы.

Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его функций приходят в противоречие со старыми формами, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления. русский иерархия централизация княжество

Во времена Московского государства дворцово-вотчинная система делилась на две части. Одну составляло управление дворца, во главе которого находился дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обслуживающие непосредственно князя и его окружение. О назначении путей красноречиво говорят названия должностей: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и т.д. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами.

Из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления все больше превращаются в общегосударственные учреждения. Так, дворский с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения, превращалось в постоянную службу.

Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого (по численности) и разветвленного (по структуре) аппарата. Чины дворца — дьяки — специализировались на определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделяется великокняжеская казна, которая становится самостоятельным ведомством. Была создана также большая дворцовая канцелярия с архивом и иными структурными подразделениями.

Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления. Этот переход начался в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживающий личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.

В основе системы местного управления до сере­дины XVI в. лежала система кормлений. Территори­альное деление в это время осуществлялось путем деления государства на уезды и волости.

Уезды воз­главлялись наместниками, а волости — волостелями. Наместники и волостели за свою службу не получали жалования, а могли кормиться с тех территорий, на которых они несут службу. Кормленщики собирали с населения налоги, подати, пошлины и прочие сборы, часть которых оставляли ce6e,τ.e. кормились с них.

Кроме наместников и волостелей, на местах были и другие должностные лица: данщики, ведавшие сбором дани (прямых налогов), пошлинники, ве­давшие сбором пошлины, пятенщики, собиравшие специальную пошлину при продаже лошадей, и др.

Дворцово-вотчинная система управления действо­вала на протяжении XV и XVI вв. Дворцово-вотчинная система — это система управления, формировавшая­ся двором князя. Князь поручал ведение за различ­ными сферами государственной деятельности своим людям. Например, дворцовые земли и дворцовые слуги находились в ведении дворецкого, дворцовые луга, лошади и конюхи — в ведении конюшего и т.д. Тем же способом строилось управление на местах, только вместо княжеского дворца система управле­ния сосредотачивалась вокруг феодального двора.

Постепенно при княжеских дворцах складыва­лась система административных ведомств, которые в период объединения в единое централизован­ное государство брали под свой контроль системы управления в вотчинах, формировавшиеся вокруг

феодальных дворов. Центральное управление си­стемой поручалось боярам, наиболее существенные вопросы княжества решал Совет бояр. По мере раз­растания и усложнения дворцово-вотчинной систе­мы управления была создана приказная система управления.

Система кормления была упразднена в середине XVI в. и заменена губным и земским управлением, потому что тормозила на местах дальнейшую цен­трализацию государственного аппарата.

Городские волнения в 40-х гг. XVI в. в Новгороде, Пскове, Великом Устюге и Москве стали результа­том произвола местной администрации. Не только население городов и волостей, но и поместное дво­рянство постоянно проявляло недовольство систе­мой кормления, так как фактически устранялось от управления на местах. Все это предопределило про­ведение реформы местного управления.

Начало губной реформы относится ко времени правления Глинских — 1539 г. Реформа осуществ­лялась путем создания на местах губных учрежде­ний, которым передавались наиболее серьезные уголовные дела, изъятые из ведения наместников и волостелей.

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:

1) княжеского дворца;

2) боярской вотчины.

Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.

Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.

Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.

Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления:

1) дворец – управлялся дворецким (дворским);

2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.

Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.

Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).

Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.

Кормление получали наместники в городах или волостях.

Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.

Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из:

1) «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);

2) периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);

3) пошлин торговых (с иногородних купцов);

4) судебных брачных («выводной кузницы»).

За превышение таксы полагалось наказание.

В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий