Экономические права ребенка

Данная группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество.

Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности.

Закрепление данных прав у несовершеннолетних имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению ребенка как члена общества.

Право частной собственности ребенка

lСогласно ст. 35 Конституции каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

lВ соответствии с этим положением ребенок также с момента рождения может обладать имуществом на праве собственности. Однако в силу своих возрастных особенностей распоряжаться им несовершеннолетний может только при приобретении достаточного объема дееспособности.

lКонституционной гарантией данного права является установление запрета на лишение имущества кроме как по решению суда.

Право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции)

Право на жилище включает в себя право: на стабильное пользование занимаемым жилым помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. В силу особенностей положения ребенка законодатель установил специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних. Так, в обеспечение жилищных прав несовершеннолетних Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепил правило, согласно которому приватизация жилья в домах государственного, муниципального, ведомственного фондов может иметь место только при согласии всех совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права и законные интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции)

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, которые в качестве одной из гарантий реализации данного права гражданами, в том числе несовершеннолетними, устанавливают бесплатное оказание медицинской помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения. В развитие этого положения ст. 20, 22 и 24 Основ закрепляют право детей на определенные льготы в области охраны здоровья.

Право ребенка на труд (ст. 37 Конституции)

lГосударственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают квотирование рабочих мест для трудоустройства: несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

lЗапрещается привлечение несовершеннолетних к труду, связанному с вредными и опасными условиями производства, поднятием тяжестей сверх установленных норм, подземными работами, ночными и сверхурочными сменами, к работам в выходные дни, а также к работам, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кафе и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, наркотическими и токсическими препаратами, табачными изделиями).

lДополнительные гарантии права на труд лицам, достигшим 16 лет: выплата пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в области.

Кто занимается трудоустройством?

Служба занятости – это государственный орган, занимающийся трудоустройством несовершеннолетних граждан, в том числе и освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Эти граждане, прежде всего, распределяются на рабочие места по квотам.

В 2005-2007гг областная служба занятости населения оказала содействие в занятости 37 несовершеннолетним гражданам, освобожденным из мест лишения свободы

Направлено на профессиональное обучение 57 граждан из числа освобожденных из мест лишения свободы, в т.ч. из которых 27 человек — по 4-х сторонним договорам с работодателями под гарантированное трудоустройство.

При обращении граждан, ищущих работу, в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве при себе необходимо иметь следующие документы:

  • · паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, — для граждан Российской Федерации;
  • · трудовую книжку или документы их заменяющие, документы, удостоверяющих профессиональную квалификацию гражданина,
  • · документ об образовании — для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности).
  • · справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших, не имеющих профессии (специальности) – паспорт и документ об образовании.

Дополнительные документы для направления на профессиональное обучение не требуются.

l Право на участие в культурной жизни включает в себя право пользования учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

l Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 устанавливают, что каждый, в том числе и несовершеннолетний, имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (ст. 10).

Право на социальное обеспечение

В статье 39 Конституции РФ установлено, что социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях.

«Это должен знать каждый!» или «Обязанности граждан»

Каждый гражданин обладает не только правами, но и обязанностями.

Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов (ст. 15 Конституции РФ).

Обязан сохранять!

Ст. 58 Конституции гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Помимо этого ст. 44 Конституции устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплати налоги и живи спокойно!

Ст. 57 Основного закона закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Например, при получении доходов необходимо уплатить государству налог на доходы – 13%.

При получении заработка – уплачивается единый социальный налог, который уходит на пенсии, оплату медицины, образования и т.д.

Образование: право или обязанность?

Закон устанавливает обязательность только среднего образования (9 классов) и воспользоваться правом получения бесплатного среднего полного, специального либо высшего образования это право каждого.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, каждый ребенок с момента рождения и на протяжении всей жизни обладает экономическими правами. За соблюдение данных прав несут ответственность официальные представители – родители или опекуны.

Их действия, относительно соблюдения экономических прав детей, регулируются Семейным, Гражданским и Уголовным кодексами РФ.

Содержание

Экономические права ребенка

Конституцией РФ закреплены следующие экономические права ребенка:

  • пользование, владение, распоряжение своей частной собственностью (ст. 36, 35);
  • наследование имущества;
  • осуществление разрешенной законом деятельности, направленную на получение прибыли (ст. 34) – реализация права на свободную предпринимательскую деятельность;
  • реализация собственных способностей, свободный выбор деятельности и профессии – право на труд (ст. 37);
  • получение вознаграждения за свою работу;
  • соблюдение безопасных условий труда;
  • отдых от трудовой деятельности (ст. 37);
  • достойные жилищные условия, питание, одежда и достаточный уровень жизни, его постоянное улучшение;
  • проживание вместе с родителями, предоставление жилплощади отдельным гражданам (ст. 40, 41);
  • наивысший уровень здоровья, жизни и медицинская помощь (ст. 40);
  • охрана материнства и детства, всесторонняя поддержка семьи (ст. 38);
  • социальное обеспечение по инвалидности, при потере кормильца, по болезни и прочие виды (ст. 39).

Также к экономическим правам детей можно отнести: получение образования (ст. 43, 44 Конституции РФ), свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности, использование результатов научных достижений.

Для чего нужны экономические права ребенку, примеры их реализации

С момента появления рождения на свет ребенок, проживающий в семье, по закону должен проживать с родителями или с одним из них. При разводе подобные ситуации решаются в судебном порядке.

При разводе второму родителю назначаются алименты на содержание. Размер выплат устанавливается согласно доходам – определяется доля от дохода или фиксированная сумма выплат. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса Российской Федерации, а ст. 117 говорит о том, что твердая сумма выплат не подлежит уменьшению.

При этом на трех и более детей размер доли может составлять около половины доходов, а максимально может удерживаться до 70% заработной платы. Эти случаи наступают при возможных осложнениях – приобретения инвалидности несовершеннолетним или его официальным представителем в случае, если алименты выплачиваются лицу, которое находится в декретном отпуске.

По достижению 18 лет алименты могут выплачиваться, если ребенок будет признан нетрудоспособным.

Имущество и дети

В случае если несовершеннолетний ребенок является собственником каких-либо ценностей, то распорядиться им могут родители или опекуны только в пользу ребенка.

Например, если дети наследуют имущество в виде жилья, то официальные представители могут лишь им пользоваться, а все остальные операции проводить только при участии местных органов опеки и попечительства, согласно Семейному кодексу.

Реализация социально-экономических прав

Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей, при этом должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.

Дети являются самыми незащищенной категорией граждан и остро нуждаются в защите и охране своих экономических прав. В рамках действующего законодательства на территории РФ предусмотрены меры пресечения за несоблюдение любых законных прав несовершеннолетних со стороны семьи и третьих лиц.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Для настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Центральной идеей Конвенции выступает требование «по наилучшему обеспечению интересов ребенка» и, в отличие от ранее принимаемых документов, она обладает силой международного права.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Значение Конвенции неоценимо, так как она в значительной степени обращена не столько в настоящее, сколько в будущее человечества. И это актуально для нашего государства, в котором проживает более 32 миллионов детей.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;
— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, общества, семьи, религии.

Конвенция констатирует, что свобода, необходимая ребенку для развития своих моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня медицинского обслуживания, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и предоставления этого в приоритетном порядке всегда, независимо от состояния развития государства.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на примате
общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

В Конвенции нет статей основных и второстепенных, каждая статья — главная, так как утверждает конкретные права и свободы ребенка, конкретные механизмы их защиты.

Для более глубокого осознания положений Конвенции целесообразно все права ребенка, закрепленные в ней, распределить по группам. Наиболее оптимальной представляется следующая структура этих групп:

а) личные (гражданские) права детей;
б) социальные права ребенка;
в) политические права;
г) права ребенка на образование и культуру;
д) права детей на защиту в экстремальной ситуации.

Публикация статьи произведена при поддержке адвокатского бюро «Ошеров, Онисковец и партнеры», предлагающего квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям в различных отраслях права. Адвокаты бюро имеют длительную практику ведения семейных дел http://www.advokat-osherov.ru/advokati-moskvi-po-semeinim-delam.aspx. Вы можете получить консультации и помощь в составлении брачного контракта, по расторжению брака, решению семейных споров имущественного и неимущественного характера как в досудебном порядке, так и защиту ваших прав в суде, в том числе без вашего присутствия.

Ваши права и ответственность

С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

3 года

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

6 лет

Шестилетний гражданин:

  • вправе посещать школу;

  • вправе самостоятельно заключать:

— мелкие бытовые сделки;
— сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
— сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

8 лет

Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.

10 лет

Десятилетний гражданин:

  • дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

  • дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;

  • выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

  • вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Ребенок обладает личными правами

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6).

На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу (ст. 7).

На сохранение своей индивидуальности (ст. 8).

На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними (ст. 9—10).

На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12).

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16).

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (ст. 19, 33, 34, 35, 37).

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).

На защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15-летнего возраста, в прямых боевых действиях.

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).

Ребенку гарантируются социальные права

На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст. 20).

На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).

На пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).

Ребенку гарантированы

Политические права

Права на образование и культуру

На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13).

На свободу мысли, совести и религии (ст. 14).

На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17).

На свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).

На пользование культурой, исповедание своей религии и исполнение ее обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).

На знание своих прав, изложенных в Конвенции.

На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31).

Ребенок и Конвенция

В нынешнем году исполняется 17 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка — важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

Для Советского Союза Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. Российская Федерация как государство-правопреемник СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. Права детей отражены в Конституции РФ, закреплены законодательством, различными нормативными и правовыми актами.

Сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства

в области защиты прав и интересов детей продолжается. Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе. Кроме того, наши дни остро сопряжены с новым страшным риском для детей – терроризмом. Все это требует большой работы как со стороны законодателей, так и со стороны соответствующих органов.

В Конвенции закреплены четыре общих принципа. Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права. Эта норма применяется к каждому ребенку «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

Второй принцип — наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Третий основополагающий принцип Конвенции провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.

Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст. 12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.

Права ребенка, определенные Конвенцией, могут быть поделены на пять групп по аналогии с традиционной классификацией прав человека:

— Гражданские (личные) права. В числе прочих к ним относятся: право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на поддержание связей со своими родителями в случае разлучения с ними, а кроме того, право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом, право не быть призванным на военную службу до достижения 15-летнего возраста.

— Политические права. Конвенция утверждает права ребенка на свободу выражения собственных взглядов и своего мнения, мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, доступа к информации и на знание своих прав, изложенных в Конвенции.

— Экономические права. В соответствии с Конвенцией, ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может принести ему вред.

— Социальные права. Это права ребенка на образование, обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки, а также право на образование, обеспечивающее развитие и воспитание ребенка в

соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, право на охрану здоровья и социальное обеспечение. Сюда же можно также отнести право ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития. Такой ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

— Культурные права. Согласно Конвенции, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту. Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Добавить комментарий