Эволюция государственного строя Англии

Образование средневекового государства в Англии, этапы его развития и особенности

Становление средневекового государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов. До V в. они находились под римским владычеством. После ухода римлян острова подвергались нападению вооруженных отрядов германских племен (фризов, англов, саксов, ютов и др.), которые грабили местное население и возвращались на материк. Однако в конце V в. эти племена стали осуществлять захват Британии и вытеснять на север (Шотландия) и запад (Уэльс) коренное население – кельтов.

К VI–VII вв. на пяти британских островах образуется семь англосаксонских «варварских государств». Все эти государства находились на стадии раннеклассового общества с пережитками родового строя. Между ними постоянно вспыхивали войны, направленные на захват соседних государств. И только в IX–X вв. королям Уэссекса удалось распространить свою власть на всю страну, получившую название «Англия». В 1066 г. Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом, который с благословения Папы Римского высадился на английский берег и в битве при Гастингсе разгромил войска Гарольда и захватил его престол. С этого момента начинается совершенно новый этап в развитии английского государства.

История развития государственно-правовых институтов Англии будет рассматриваться с XI в., т.е. после нормандского завоевания.

Общественный и государственный строй Англии в период раннефеодальной монархии

Захватив 1066 г. Англию, Вильгельм произвел конфискацию владений местной знати. Среди его крупных вассалов не было ни одного представителя англосаксонской знати. Часть королевских земель составила королевский домен. В собственность Вильгельма перешло более тысячи поместий и почти все леса. Сначала города были объявлены «коронными ленами», т.е. королевской собственностью, передаваемой во владение под условием службы монарху, а в 1088 г. Вильгельм объявил себя верховным собственником земли в государстве, установив, что подданые могут получать земельные наделы от короны только во владение. Все землевладельцы в стране превращались в вассалов короля, обязанных в его пользу рядом повинностей. Основной из них для феодалов являлась военная служба королю, т.к. феод давался исключительно за нее. Монопольное право на эту повинность позволило Вильгельму запретить частные войны между феодалами, что положительно сказалось на развитии общества.

В 1086 г. он потребовал, чтобы все свободные присягнули ему независимо от того, в каких отношениях они находились друг к другу. Это позволило Вильгельму не допустить распространения в Англии принципа «вассал моего вассала – не мой вассал». После этих мероприятий феодалы стали делиться на две группы: великие бароны – крупнейшие землевладельцы, большинство епископов и крупнейших аббатов, а также малые бароны, которые получили землю на правах лена от короля размером от 400 до 600 акров с обязательством нести военную службу. Они стали называться впоследствии эксквайрами и получили титул «сэр».

В 1086 г. в фискальных целях была проведена перепись населения, которая получила название «Книга страшного суда». Согласно этой переписи в Англии проживало 1,5 млн человек. Из них 14% составляли свободные и сокмены, которые находились в основном в графствах Северо-Восточной и Восточной Англии. Они проживали в селениях, именуемых соками, и владели землями, не знавшими еще власти сеньоров. По своему правовому положению они приближались к рыцарям. Однако на протяжении XI–XIII вв. эта категория населения постепенно трансформировалась в мелкое рыцарство и другие разновидности английского крестьянства.

Основная масса крестьянства согласно Книге страшного суда была представлена вилланами. Их в Англии насчитывалось 109 тыс., или 41% всех держателей, в их пользовании находилось 45% пахотной площади. Они являлись полнонадельными, поземельно зависимыми крестьянами. Землей они наделялись феодалами, которым обязаны были выплачивать натуральные и денежные платежи, а также регулярно отрабатывать барщину. Поначалу они признавались лично свободными и на них распространялась королевская юрисдикция. Однако в дальнейшем их статус существенным образом изменился. Уже в начале XII в. вилланы превратились в крепостных крестьян.

Малоземельные и безземельные крестьяне по Книге страшного суда назывались бордариями и коттариями. Они составляли 32 % населения страны и за ними числилось 5 % пахотной площади.

В дальнейшем коттеры слились с бордариями, сохранив свое название. Что же касается их юридического статуса, то он стал вилланским. Сохранилась также небольшая прослойка рабов-сервов, которые находились в личном услужении.

После нормандского завоевания в стране насчитывалось 80 городов, в которых проживало 5% населения. Это говорит о том, что горожане еще не выступали как самостоятельная социальная группа.

Государственный строй. Благодаря указанным выше мероприятиям в Англии была установлена довольно-таки сильная королевская власть. Король поставил в зависимость от себя феодалов всех рангов и подчинил себе весь государственный аппарат, высшие должности в котором принадлежали завоевателям. Причина такой «легкой победы над феодалами» заключалась в том, что они сами были заинтересованы в сильной власти, которая защищала бы их интересы от коренного населения. Кроме того, Вильгельм намеренно раздавал конфискованные земли в разных частях страны (так называемый манор), что не способствовало укреплению могущества феодалов.

Большое значение в государстве имела королевская курия, которая состояла из крупных землевладельцев и приближенных короля. Эта курия действовала в трех видах: как феодальный съезд; как суд высшей инстанции; как высший орган государственного управления.

На съезде феодалов рассматривались особо важные дела. Акты короля, издаваемые после обсуждения различных вопросов на съезде, сопровождались формулой «после совета с моими баронами и с их согласия».

Количество членов королевской курии и ее компетенция определены не были.

Высшими должностными лицами в государстве в тот период являлись маршал, командовавший войском; камерарий, осуществлявший управление земельными владениями и имуществом короля; а также канцлер, который считался личным секретарем короля и руководил всей государственной канцелярией. Однако наиболее важной являлась должность верховного юстициария – знатока обычного и римского права, который был первым помощником короля и замещал его во время отсутствия.

Таким образом, принимая во внимание компетенцию перечисленных выше должностей, можно сказать, что это были обычные для раннефеодального государственного аппарата должности.

Местные органы власти. Деление территории страны на графства, сотни и общины сохранилось. Однако изменения произошли в компетенции должностных лиц. Так, стоявший во главе графства олдормен лишился реальной власти. Она целиком и полностью перешла к шерифам. Последние, хотя формально и подчиненные олдерменам, назначались на должность королем. Они осуществляли высшую судебную, полицейскую и военную власть на территории графства.

Самую низшую территориальную единицу Англии представляла община, руководство которой было возложено на старост. Именно они и четыре наиболее уважаемых члена общины выступали от ее имени на собраниях графства. Основная задача, возложенная на общину, состояла в обеспечении общественной безопасности. Она обязана была разыскивать преступников и отвечала за все преступления, совершенные на ее территории, когда злоумышленник не был известен.

Сословно-представительная монархия в Англии XIII–XV вв.

В Англии значительно раньше, чем на материке, произошел переход от натурального хозяйства к товарному. Это существенным образом изменило отношения между феодалами и крестьянами. В сельском хозяйстве стали бурно развиваться товарно-денежные отношения, в результате которых произошло расслоение крестьянства. Эти отношения получили большое распространение в хозяйстве рыцарей, которые не могли получать большие доходы от феодальной эксплуатации крестьян подобно земельным магнатам. Зажиточные вилланы стали арендовать землю у разорившихся феодалов и крестьян.

Однако сильная королевская власть сдерживала нормальное развитие капиталистических процессов. Поэтому уже в начале XIII в. в Англии возникло мощное движение за ограничение королевской власти и полномочий королевских чиновников. Возглавили его крупные бароны, к которым присоединились церковь и все другие слои общества. Первое открытое столкновение между оппозицией и королем произошло в 1215 г., когда бароны заставили короля Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей. Из 67 статей этого документа 30 отражали интересы баронов, 7 – рыцарства и зажиточных крестьян, 3 – горожан. Значение данного документа в государственно-правовой истории Англии огромно. Он содержал главную идею: «Власть короля не безгранична». Английские ученые-юристы объявляют Хартию правовым фундаментом демократии, возвестившей идею парламентского правления. Особый интерес в этой связи представляет ст. 61, которая предусматривала учреждение комитета из 25 баронов, которые должны были следить за соблюдением Хартии и в случае нарушения принуждать короля к ее исполнению.

Вполне понятно, что Иоанн Безземельный и его наследник Генрих III делали все возможное, чтобы не соблюдать этот документ. Однако бароны, упреждая это стремление английских королей, заставили Генриха III подписать в 1258 г. «Оксфордские провизии». Этот документ предусматривал передачу всей власти уже в руки совета из 15 баронов, без согласия которых король не мог принимать ни одного важного решения. Это не понравилось рыцарям, свободным крестьянам и горожанам. Воспользовавшись расколом в лагере оппозиции, короли отказались соблюдать провизии, что привело к гражданской войне, которая началась в 1263 г. между сторонниками короля и его противниками во главе с Симоном де Монфором. Стараясь заручиться поддержкой рыцарей и горожан, Симон де Монфор в 1265 г. впервые пригласил их в парламент. Этот факт способствовал окончанию гражданской войны и становлению сословно-представительной монархии в Англии.

Изменения в общественном строе Англии в период сословно-представительной монархии. Различия между нормандскими и англосаксонскими феодалами постепенно стирались. Произошла их консолидация. Класс феодалов в этот период поделен на крупную феодальную знать – лордов и рыцарей – средних и мелких феодалов. Особенностью этого периода является то, что класс феодалов в Англии не был замкнутым. В него имели доступ все, кто имел определенный уровень годового дохода.

Феодальнозависимое население состояло из фригольдеров и вилланов. Фригольдеры (свободные держатели земли) преобладали в северо-восточных графствах. В отличие от вилланов они не знали регулярной барщины: их основная повинность заключалась в уплате лорду манора фиксированной денежной ренты, в посещении манориальных и сотенных собраний. Основная их привилегия состояла в неизменности однажды установленных повинностей и в свободном распоряжении землей. Против произвола лордов их защищали королевские суды.

Изменения в государственном строе в период сословно-представительной монархии. С возникновением парламента происходит становление сословно-представительной монархии. Его структура, порядок комплектования и компетенция сложились далеко не сразу. Хотя, как отмечалось выше, первый парламент был созван в 1265 г., но завершение его формирования произошло в 1295 г., когда король Эдуард I созвал так называемый «образцовый парламент». В него помимо приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов вошли по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов. Здесь необходимо отметить, что первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Только в 1430 г. в Англии был принят первый избирательный закон. Согласно ему принимать участие в выборах имели право только владельцы фригольда с доходом не менее 40 шиллингов. Это делалось для того, чтобы отстранить от выборов бродяг. В 1445 г. было установлено, что представителями графств могут быть только наиболее уважаемые рыцари. В каждом городе выборы в парламент регулировались по-разному. Структура парламента определилась в 1352 г., когда парламент разделился на две палаты: лордов и общин. С XV в. призыв в верхнюю палату стал осуществляться путем выдачи королевского патента о даровании титула герцога, маркиза, графа, виконта или барона. В нижнюю палату входили рыцари от графств и представители городов.

Компетенция парламента постоянно расширялась. С XIII по XIV в. постепенно закрепилась финансовая функция парламента. С 1297 г. он получил право контроля над финансами. А статутами 1340, 1362, 1371 гг. была утверждена его прерогатива в установлении прямых и косвенных налогов.

Монархи были вынуждены отчитываться перед палатой общин об израсходованных суммах.

На протяжении XIV в. закреплялись также и законодательные полномочия парламента. Так, в 1322 г. было установлено, что без его согласия «ничего не может быть внесено в статуты». Это положение было развито статутом 1414 г., в котором отмечалось, что после роспуска парламента в статут не должны вноситься никакие изменения.

Следующий краеугольный камень, на котором держалась власть парламента, – это контроль над деятельностью королевских чиновников. Для этого в XIV в. постепенно складывается процедура импичмента. Суть ее заключалась в том, что палата общин могла возбудить обвинение перед палатой лордов против того или иного королевского должностного лица. В данных обстоятельствах король не мог помиловать осужденного. Впервые импичмент имел место в 1371 г., а в 1386 г. был лишен власти канцлер де ла Поль.

Королевский двор из домениального превратился в государственное учреждение. С середины XIII в. центральное управление осуществлял Постоянный совет. В него входили лорд-казначей, королевский камергер, судьи королевских судов. В 1322 г. была упразднена должность юстициария и появилась новая фигура – лорд-канцлер, который стал хранителем государственной печати, контролером финансов и возглавил королевскую юстицию.

Организация местного управления также подверглась значительным изменениям. В XIV в. в графства в помощь шерифам короли назначили особых «хранителей мира». Статуты 1327 и 1332 гг. наделили их не только правом преследовать и арестовывать преступников, но и налагать наказания. На данную должность назначались очень состоятельные люди. В 1360 г. был введен институт мировых судей. Для занятия этой должности требовалось иметь 20 фунтов годового дохода с недвижимости. С 1388 г. в каждое графство стали назначать по шесть, а затем по восемь мировых судей. Помимо судебных функций на них возлагались и некоторые административные обязанности: устанавливать рыночные цены на хлеб, пиво, топливо и т.д. Им подчинялись наделенные полицейскими функциями главные констебли (старосты сотен) и констебли (старосты десятков).

Таким образом, своеобразие экономического развития Англии позволило ей раньше других европейских государств перейти к сословно-представительной монархии – самой прогрессивной форме правления средневековья.

Абсолютная монархия в Англии и ее особенность (конец ХV – середина ХVII в.)

В связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Англии уже в XIV в. значительно увеличилось использование наемных рабочих. Однако после эпидемии чумы (1348–1350 гг.) рабочих рук стало мало, а цена на них резко возросла. Парламент в этих условиях принял целый ряд законов, согласно которым те, кто не имел земли и работы, нанимался за плату, размер которой, раз установленный, не мог увеличиваться, но налоги постоянно повышались. Так, например, в 1380 г. размер поголовного налога был увеличен в три раза. Волна крестьянского негодования вылилась в восстаниях Уота Тайлера (1381 г.), Джека Кэда (1450 г.). В этих условиях знать, церковь и богатые горожане содействовали усилению королевской власти.

Становлению абсолютной монархии также помогла война Алой и Белой роз (1455–1485 гг.) между двумя главными претендентами на престол – Ланкастерами и Йорками. В ходе войны была истреблена почти вся старая знать Англии, устранены главные противники абсолютизма. После ее окончания на престоле оказалась династия Тюдоров. Именно с Генриха VII (1485–1509 гг.) в Англии происходит смена формы правления.

По сравнению с классическим французским абсолютизмом, английский характеризуется тремя важными особенностями: продолжает существовать парламент; сохраняется, как и в прежнее время, местное самоуправление; вооруженные силы, особенно армия, остаются немногочисленными. Исходя их этого английский абсолютизм характеризуют как незавершенный.

Изменения в общественном строе. С развитием капиталистических методов ведения сельского хозяйства значительная часть феодальных поместий переходит на новые пути развития. Особенно большое значение уже в XIV в. приобрело овцеводство, для которого требовались обширные пастбища. Так как прибыль с продажи шерсти значительно превышала доход от сельского труда крестьян, их стали сгонять с земли, которую превращали в пастбища. Эта политика получила название «огораживания» и, как говорили в то время, «овцы стали поедать людей». Это привело к ускоренной дифференциации сельского населения на фермеров, малоземельных арендаторов и безземельных батраков. В XV в. английское крестьянство делилось в основном на две группы: фригольдеры, т.е. свободные собственники, и копигольдеры, т.е. выкупившиеся на волю крепостные, которые должны были отбывать повинности за пользование собственными наделами. Свое название они получили от того, что владели землей на основании копий (решений местных судов).

После войны Алой и Белой роз в структуре класса феодалов произошли существенные изменения. В большинстве своем знатные и крупные феодалы были истреблены, а их обширные земельные владения поступили в государственную казну и с целью пополнения бюджета продавались короной городской буржуазии и разбогатевшим крестьянам. Кроме того, в результате войны и послевоенной экономической политики роль среднего дворянства усилилась и в новых условиях их интересы сблизились с интересами активно формировавшейся буржуазии. Эта часть дворянства образовала так называемое новое дворянство – джентри, особенностью которого стало ведение хозяйства на капиталистических принципах.

Изменения в государственном строе. С приходом к власти династии Тюдоров (1485 г.) в Англии утвердилась абсолютная монархия. Несмотря на незавершенный характер английского абсолютизма, короли обладали огромной властью. Более того, она распространялась на значительно большие территории, чем в предшествовавший период. Так, в 1536–1542 гг. в состав Английского государства был окончательно включен Уэльс, в 1603 г. под власть короны попали северо-восточная часть Ирландии – Ольстер, а также Шотландия.

Повышению престижа королевской власти способствовал и акт парламента, принятый в 1534 г., по которому Генрих VIII (1509–1547 гг.) провозглашался главой церкви. В результате этого церковные богатства, включая земли, перешли в руки короля, власть которого распространилась и на духовных лиц.

Усилению его власти способствовало принятие в 1539 г. парламентом закона, по которому короли получили право издавать особые акты – прокламации, имевшие силу законов и не требовавшие согласия парламента.

При Тюдорах парламент потерял свое былое значение. Еще в 1410 г. короли получили возможность определять правильность парламентских выборов. Другими словами, любое лицо, неугодное монарху, могло быть лишено места в парламенте «ввиду незаконности избрания». Но не только на состав, но и на работу парламента монархи стали оказывать давление. Так, Генрих VIII сам стал назначать спикера палаты общин, который получил очень широкие полномочия. А Елизавета I (1558–1603 гг.) установила, что члены нижней палаты должны приносить «особую присягу верности верховной власти». Тем, кто отказывался, под страхом тяжкого наказания запрещалось заседать в парламенте.

Падение роли парламента проявилось и в том, что Тюдоры старались как можно реже созывать его. В течение 24-летнего правления Генриха VIII он созывался всего семь раз, а за 46 лет правления Елизаветы I – лишь 10 раз. А если принимать во внимание, что в эпоху правления Тюдоров импичмент практически вышел из употребления, то можно сказать, что парламент, сузив свою компетенцию и утратив самостоятельность, превратился в формально действующий орган при монархе, в руках которого реально были такие важные вопросы, как созыв и роспуск парламента, его повестка дня и др.

Складывание абсолютизма было связано с оформлением новой государственной администрации в результате проведенных реформ.

Центральным органом королевской администрации стал Тайный совет, получивший законодательное оформление в 1526 г. С этого года в его состав входило 20 членов, а к XVII в. численность совета возросла до 42 человек. Обязательными членами его были: лорд-казначей, лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, лорд-камергер, лорд-констебль, лорд-адмирал, лорд-дворецкий, королевский камергер, секретарь короны, эрл-маршал.

Таким образом, Тайный совет стал правительством и компетенция его была практически неограниченной. Все его члены назначались королем и были ответственны только перед ним.

В 1530 г. Звездная палата, которая была создана еще в 1488 г., выделилась из Тайного совета и превратилась в орудие борьбы с оппозицией короля. В 1540 г. она получила права органа королевской общей уголовной юстиции.

В целях борьбы с противниками реформаторской деятельности королей по организации англиканской церкви была создана Высокая комиссия. В нее входило до 44 комиссаров (12 епископов и члены Тайного совета). Однако необходимо отметить, что аппарат центральной власти был относительно немногочисленным – до 1500 человек.

Местные органы власти. В местном управлении существенных изменений не произошло. Но в связи с реорганизацией церкви повсеместно был создан церковный приход, во главе которого стояли духовные лица (ректора, церковные старосты, синодсмены и бидлы). Они наделялись определенными правами по поддержанию общественного порядка: могли налагать штрафы за бродяжничество, работу в выходные дни и т.д.

Право Англии в период средневековья

В раннефеодальный период до нормандского завоевания в Англии, как и в других странах, право формировалось на основе правовых обычаев, записей, которые дошли до нас в виде Правды Этельберта (VI в.), Правды Ина (конец VII в.), Правды Альфреда (IX в.), Законов Кнута (XI в.). По своему содержанию они во многом схожи с другими варварскими правдами.

Сказывался на развитии права и такой источник, как нормативные акты, составлявшие королевское законодательство. Последнее постепенно повышало свою роль в связи с тем, что было более подвижным и гибким. Именно с помощью нормативных актов получают правовое закрепление не только процесс феодализации общества, но и усиление власти короля и его администрации.

После нормандского завоевания продолжали существовать те же два источника права с той лишь разницей, что королевские судьи стали унифицировать правовые обычаи, приспосабливая его нормы к новым условиям. Подобная деятельность королевской администрации со временем привела к складыванию «общего права» Англии, нормы которого, как правило, содержались как в королевских приказах, издававшихся по каждому конкретному делу, так и в записях суда, т.е. с XI в. на формирование права Англии большое влияние стал оказывать такой источник, как правовой прецедент.

«Общее право», основу которого составляли «модернизированные» нормы правовых обычаев, не способно было в условиях бурного развития экономики, общества и государства в период сословно-представительной монархии эффективно регулировать общественные отношения. В связи с этим в XV в. наряду с «общим правом» стало складываться «право справедливости», основанное на решениях особого суда – «суда справедливости», созданного в XIV в. для рассмотрения лордом-канцлером жалоб, поступавших на имя короля. В отличие от «общего права», «право справедливости» признавало приоритет не нормы правового обычая, а норм закона, но при одном условии – они должны были соответствовать принципу справедливости. В противном случае суд выносил решение, руководствуясь лишь этим принципом. Безусловно, «право справедливости» было более подвижным, гибким, реагировавшим на изменение понятия «справедливость», и в определенной мере устраняло недостатки, свойственные «общему праву», но не отменяло его. И «право справедливости», и «общее право» – это две составные части английской правовой системы, дополнявшие друг друга.

На протяжении XV–XVII вв. вырабатывались в судебной практике правила устранения коллизий между нормами «общего права» и «права справедливости», а также принципы определения и характерные черты самого понятия «справедливость», которыми обязаны были руководствоваться в своей деятельности «суды справедливости».

«Общее право» и «право справедливости», основанные на прецедентах, составляли отличительную черту складывавшейся английской правовой системы, получившей позднее название «англосаксонская система права».

Но параллельно с «общим правом» и «правом справедливости» развивалось в Англии и статутное право, в основе которого были нормы действовавшего законодательства (декреты, ассизы, хартии, ордонансы, статуты). Формирование статутного права не только ограничивало сферу применения «общего права», но в периоды реформ приобретало особо важное значение (Кларендонская ассиза 1166 г., Великая хартия вольностей 1215 г., Вестминстерский статут 1285, 1330, 1360 гг. и др).

Таким образом, право феодальной Англии было сложным по своей структуре, ибо помимо отраслей права имело еще и своеоб-разные три составные части в виде «общего права», «права справедливости» и статутного права, которые по мере развития общества и государства постепенно складывались и, дополняя друг друга, содействовали поддержанию правопорядка в надлежащем состоянии.

Контрольная работа

по истории государства и права зарубежных стран

Вариант 1

1. Проанализируйте должностную инструкцию «О служебных

обязанностях визиря» и выполните следующие задания:

а) Перечислите обязанности и полномочия, которыми был наделен

верховный сановник.

б) Укажите, кому подчинялся и перед кем отчитывался верховный

сановник

Решение:

По должностной инструкции «О служебных обязанностях визиря» верховный сановник имеет следующие обязанности и наделен следующими полномочиями:

1. Визирь (джати) был главой правительственного аппарата. Являясь вторым лицом в государстве;

2. осуществлял центральное управление в период Нового царства (XVI-XII в.в. до н.э.) и вносил быков в податные списки, что являлось своеобразным налогом;

3. мог издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции;

4. визирь являлся председателем шести судебных палат, которые назывались шесть великих домов

5. Был главой финансового ведомства. В его ведении находится «золотая палата», которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами.

6. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу.

7. Он являлся руководителем публичных работ.

8. Исполнял функцию государственного канцлера — т.е. хранил государственную печать.

9. В его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистрировались различные пожалования землей, имуществом и титулами.

10. Он градоправитель столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.

Верховный сановник мог назначаться только фараоном, следовательно он отчитывался и подчинялся только фараону.

2. На основе положения Саксонского зерцала составьте иерархию

сословной структуры феодального общества средневековой

Германии

Решение:

В XI—XII вв. в Германии сформировались основные классы — сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации военно-рыцарского сословия. Его верхушка складывалась из разнородных элементов родовой и служилой аристократии. К первой принадлежали герцоги — племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточивших в своих руках важнейшие светские и церковные должности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали также фогты — королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI—XII вв. эти верхушечные слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупнейшие церковные магнаты — «князья церкви». Окончательно особое сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в.

Среднее и мелкое рыцарство образовалось не только из мелкопоместных дворян, но и из верхушки свободного крестьянства. По военной реформе Генриха 1(919—936 гг.) всякий свободный, способный сражаться на коне, зачислялся в военное сословие. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы, которые выделились из несвободных слуг короля и феодалов, исполняющих некоторые административные функции. Образуя слои имперских служащих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из них получают свободу и земли, сливаясь с различными слоями рыцарства. В XII в. еще сохранялось деление на «благородных» и «неблагородных» рыцарей, но в 1186 году был издан указ о запрещении вступать в рыцари сыновьям крестьян и священников.

Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. «Саксонское зерцало» (20-е гг. XIII в.) упоминает семь военных-«щитов» (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и «неблагородные» свободные, получившие название «шеффешкое сословие». Из них подбирались судьи в общинных судах — шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию «благородных».

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории — свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян, согласно «Саксонскому зерцалу», складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики — это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чин-ша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев.

Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крепостные. Многообразие форм зависимости, в том числе переходных, свидетельствует о незавершенности в данный период процесса феодализации и закрепощения крестьянства. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стирались.

В пограничных областях Германии, на границах между герцогствами с Х в. началось строительство многочисленных крепостей — бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI—XII вв. в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей — горожан. Взаимоотношения городов с императорской и местной сеньориальной властью отличались в Германии особой пестротой. Союз императорской власти и городов здесь практически не сложился.

3. Решите ситуации, руководствуясь нормами Законов царя

Хаммурапи

Авилум Мардук-иубаллит нанял Эриб-Ураша для строительства дома. Но работа была выполнена некачественно, и вскоре после завершения строительства стена дала трещину и обвалилась часть крыши, в результате чего погиб малолетний сын Мардук-иубаллита.

Кто и в каком объеме будет нести наказание?

Решение:

По законам Хаммурапи выделяли преступления против личности и понимали различия между умышленным и неумышленным преступлением (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.) , соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление.

Так по законам Хаммурапи говорится: «(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя»

Убийство человека, умышленное или неумышленное, наказывается смертью преступника или его родственника. Что регулируется на принципе талиона, т.е. виновного постигает та же участь, что и потерпевшего.

Исходя из данного законодательства строитель Эриб-Ураша недобросовестно выполнил свои обязанности, и поэтому погиб Мардук-иубаллит. Следовательно по принципу талиона и на основании статьи 230 сына Эриб-Ураша ждет смерть.

4. Решите ситуации, руководствуясь нормами Салической Правды

Охотничья собака одного из франков сильно покусала римлянина, относящегося к податному населению. От полученных ран он скончался.

Будет ли нести ответственность хозяин собаки, если да, то в каком размере?

Решение:

По нормам Салической Правды наказанию подвергался хозяйн если убийство совершалось принадлежащим ему животным. По статье XXXVI О ЧЕТВЕРОНОГИХ, ЕСЛИ УБЬЮТ ЧЕЛОВЕКА «если кто-нибудь будет убит каким-либо домашним четвероногим животным и это будет доказано свидетелями, хозяин животного должен уплатить половину виры. Само же животное идет истцу в возмещение второй половины виры.»

Так как закон гласит «Если кто лишит жизни свободного человека или уведет чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате 8000 дан., что составляет 200 сол», то хозяин собаки должен будет заплатить 100 сол. или 4000 дан. и отдать собаку в счет возмещения второй половины виры.

5. Решите ситуации, руководствуясь нормами «Актов о народном

представительстве в Англии»

Власти Ливерпуля в 1868 г. отказали Уилсону в праве участвовать в парламентских выборах. Д. Уильсон обратился с жалобой в суд, где свои претензии обосновал тем, что является совершеннолетним и обладает правами, занимает в городе отдельную квартиру уже более 1,5 лет, за которую в год выплачивает 9 фунтов стерлингов, а также платит регулярно налог для бедных.

Каким будет решение суда?

Решение:

С принятием закона о парламентской реформе 1867 года изменился состав избирателей. Избирательное право имели все владельцы или съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных, а также квартиронаниматели, уплачивающие в год не менее 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости в 1 год). Что касается возраста избирателей, то статья 3 части первой гласит: Всякий мужчина, начиная с тысячи восемьсот шестьдесят восьмого года, будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации — участвовать в выборах депутата или депутатов в парламент от города, если … является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах.

Таким образом? власти Ливерпуля вынесли верное решение. Хотя Уилсон является совершеннолетним, проживает в квартире более года, выплаты за квартиру составили менее 10 фунтов стерлингов, а следовательно он не обладает избирательным правом.

6. Заполните таблицу «эволюция государственного строя Англии в средние века», используя материалы учебно-методического комплекса.

X-XIII вв.

XIV-XVвв.

XVI-XVIII вв.

Глава государства

Король

Король

Король, королева

Порядок замещения престола

Наследование

Наследование

Наследование

Полномочия главы государства

Англосаксонская раннефеодальная монархия в IX— XI. Централизованной сеньориальной монархии (XI— XII вв.) отличалась относительной централизацией и в которой король являлся сюзереном всех феодалов и крупнейшим землевладельцем страны.

В XII в.

королевская власть усиливалась. Поддержка королю оказывали все слои населения, заинтересованные, каждый по своим причинам, в укреплении его власти.

К началу 13 в. складываются объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства — монархии с сословным представительством.

Сословно-представительная монархия.

Ознаменовала собой политическую победу сословий над королем. Королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству.

Абсолютная монархия. Наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент.

Парламент с 1529 по 1536 гг. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности.

В 1539 г. парламент приравнял королевские

указы к статутам.

Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля. Происходит укрепление прерогативы короны. Окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью.

Органы центрального управления

Витанагемот («совет мудрых») — состоял из светских и духовных феодалов. В состав витанагемота входили король или королева, дети короля мужского пола, епископы, крупные феодалы, а с IX в. — королевские таны (дружинники короля).

В 1295 году был созван «образцовый» парламент — орган сословного представительства

13 век: Королевский совет

Королевский совет- исполнительный орган в руках которого сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть.

Парламент — сословно-представительное учреждение. В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю — палату лордов, где заседала феодальная знать, и нижнюю — палату общин, где заседали представители графств и городов.

С XV в. палата лордов формировалась из наследственных пэров, палата общин — из представителей дворянства и городской верхушки.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были Король, Тайный совет и Парламент.

Высшим органом управления

периода абсолютизма был Тайный совет, в состав которого входили представители и феодальной знати, и нового дворянства, и буржуазии.

Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Органы местного управления

Гереф — королевский министериал (личный представитель короля);

Эльдормен -возглавляет графства;

Десятник- возглавляет десятки;

Сотник-возглавляет сотню;

Шериф — главами королевской администрации в графствах, наделение их высшими судебными, военными, а также финансовыми и полицейскими полномочиями на территории графства

Главой королевской администрации оставаётся шериф, а в сотне — его помощник, бейлиф. Представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли. Назначаются в графствах так называемых охранителей, или мировых судей. Они обладали полицейскими и судебными полномочиями.

Графства — шериф, лорд — лейтенант Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей. ,

сотни — Бейлиф, коронёры, констебли,

Община — мировые судьи,

церковный приход — настоятели.

Приход представлял собой низовую самоуправляющуюся единицу, сочетавшую функции местного церковного и территориального управления. Ведение церковных дел в приходе принадлежало настоятелю прихода.

Судебная система

Высшим судом государства был суд короля. Король признавался верховным апелляционным судьей по делам, рассмотренным церковными судами.

В начале XIII в. королевская

курия разделилась на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, ведавший делами общего характера. Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей.

Разъездные суды — выездные сессии королевских судей (вначале двух, затем десятков судей в рамках шести округов)

В компетенцию судов включались почти все уголовные преступления и подавляющее большинство гражданских споров, связанных с землей.

В XIII-XIV вв. высшими судами в Англии стали Суд королевской скамьи (сформировался из личного суда Короля) (уголовные дела), Суд общих тяжб (гражданские дела) и Суд казначейства, ведавший разбором гражданских дел, в которых одной из сторон выступала корона. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда — канцлера, который решал вопросы «по справедливости»

Значительную роль в отправлении правосудия приобретают большое и малое жюри

присяжных заседателей. Всего в Большом жюри было 23 члена. Единого мнения 12 членов жюри было достаточно для утверждения обвинительного акта против подозреваемого.

Малое жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей, стало составной частью английского суда. Члены этого жюри участвовали в рассмотрении дела по существу и выносили вердикт, требовавший единогласия присяжных.

Суд Королевской скамьи. Суд общих тяжб и Суд канцлера были важнейшими судебными инстанциями.

В период абсолютизма окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Помимо них создаются чрезвычайные суды, такие, как Звездная палата и судебные советы в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. В последствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными.

В первой половине XVI в. окончательно определилась юрисдикция высшего суда адмиралтейства

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако, помимо них, создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в «мятежных» графствах.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 16

§ 4. Развитие конституционной монархии в XVIII в.

Итак, к началу XVIII в. в Англии были приняты четыре важных конституционных закона (Хабеас корпус акт, Билль о правах, Трехгодичный акт, Акт об устроении), составивших писаную часть английской Конституции. Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами важной частью английской Конституции являются неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской Конституции в XVIII в. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент. Как и прежде, парламент Англии был двухпалатным. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.

Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори — ценз земельный.

С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передав парламенту всю полноту законодательной власти.

В 1716 г. был принят Семилетний акт, продлевающий срок полномочий парламента до семи лет. Это сделало его еще более независимым от короны, как, впрочем, и от избирателей. Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие суть парламентских прений, подвергались преследованию. Парламент прочно занял свое место в системе государственной власти

Итак, к концу XVIII в. парламент стал полновластным хозяином в стране. Конституционная монархия переросла в парламентскую, отличительной чертой которой является существование ответственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.


По мере того как возрастала роль парламента и крепло его положение в политической системе страны, все громче звучали требования реформ избирательного права. Политическая жизнь XVIII в. ознаменована образованием радикальной партии, проповедовавшей демократические идеи и выступавшей против аристократического парламента. Радикализм был особенно распространен на севере Англии, в новых промышленных городах, не имевших представительства в парламенте. Радикалы проповедовали необходимость проведения избирательных реформ, которые сделали бы парламент органом истинно народного представительства. Эти идеи нашли отклик и в партии вигов. Питт-Старший выступил с предложением отменить права «гнилых местечек». Однако борьба североамериканских колоний за независимость, революция во Франции сказались на внутриполитической жизни Англии. Это было время реакции, наступления тори на любые демократические идеи. Проведение реформ отодвинулось на несколько десятилетий

Британская колониальная империя

Первая английская колония была основана в Северной Америке в 1607 году. В то же время начинает свое проникновение в Индию. Буржуазная революция дала новый импульс к захвату колоний. Подорвав военную и политическую способность Испании, разгромив Францию в Семилетней войне (1756-1763 гг.), Англия овладела Северной Америкой (исключая Мексику), значительной частью Индии (Бенгалией), Гибралтаром и многими другими территориями в разных частях света.

Колониальная экспансия Англии ознаменована затем захватами в Африке присоединением всей Индии, приобретением Цейлона, освоением Австралии и Новой Зеландии. К середине XIX века Англия становится крупнейшей колониальной империей мира.

В составе бывших британских владений следует различать два и даже три вида колоний.

К первому из них можно отнести так называемые переселенческие колонии, наполненные главным образом выходцами из самой Англии. Таковы Канада, Австралия и Новая Зеландия. С самого начала они находились в сравнительно благоприятном положении, и здесь раньше всего утвердился режим административной, а затем и политической автономии.

Постепенно приобретают представительные правления с ответственными министерствами и другие английские переселенческие колонии: Новая Зеландия ( 1852 г .), а вслед за ней австралийские колонии (Новый Южный Узле, Южная Австралия, Виктория, Тасмания).

Для всех этих колоний — отныне доминионов — важное значение имел изданный в 1865 году акт «О действительности колониальных законов». Англия признавала, что законы, принятые парламентами доминионов, могут быть оспариваемы только в одном случае: если они противоречат имперским законам, прямо относящимся к данной колонии.

Иным было положение Индии, громадной страны с многомиллионным населением и неисчислимыми богатствами. Ост-Индская компания пользовалась здесь всей полнотой власти, служившей целям ограбления народа.

Великой и героической попыткой индийского народа сбросить британское иго было восстание сипаев в 1857 году.

Восстание заставило английское правительство несколько изменить систему управления Индией. Ост-Индская компания была ликвидирована. Единственным главой индийской администрации был объявлен генерал-губернатор, («вице-король»), подчиняющийся специально созданному министерству по делам Индии.

Третий тип колониальных владений Англии представляла Ирландия. Порабощенная с XII столетия, пережившая ужас массового истребления и разорения во время вторичного завоевания ее войсками Кромвеля, Ирландия считалась частью «Соединенного Королевства Великобритании» (с 1800 г .).

В колониальном угнетении Ирландии были заинтересованы главным образом землевладельческие слои английского правящего класса. Здесь, в Ирландии, находились поместья английской знати, английских помещиков. Управление Ирландией — сверху донизу — точно так же находилось в руках англичан.

Гос строй англии 19 – 20 веков

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах одной из партии.Единой конституции как основного закона страна не имеет. Ее законодательство основывается на важнейших статусах, много вековых конституционных обычаях и решениях высших судебных органов (прецедентах). Номинально верховная власть принадлежит монарху. Фактически же королева царствует, но не управляет. Высший законодательный орган-парламент, в который входят королева, палата общин и палата лордов. Палата общин — общенациональное представительное собрание, избираемое не реже одного раза в пять лет, а палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, высших духовных и судебных сановников и лиц, которым соответствующий титул был пожалован пожизненно монархом, часто по рекомендации премьер-министра. Любой законопроект принятый палатой общин (кроме финансовых), может быть задержан платой лордов на срок до одного года. Финансовые законопроекты становятся законами после прохождения палаты общин и подписания королевой. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Обычно королева назначает премьер-министром лидера той партии, которая получила большинство мест в палате общин. Практически вся политическая власть сосредоточена в руках кабинета министров, в который, как правило, входят наиболее видные деятели правящей партии. В стране у власти сменяются представители одной из двух ведущих партий. В XVII-XVIII в. в. это были тори и виги. За тем они стали называться консерваторами и либералами. С 20-х годов XX в. влияние либеральной партии упало и выдвинулась лейбористская партия. В основных вопросах внешней и внутренней политики у партии лейбористов нет серьезных расхождений с партией консерваторов. В последние годы в политической жизни страны возросла роль менее крупных партий Либеральной, националистических партий Шотландии и Уэльса. Ведущие партии вынуждены искать у них поддержки в парламенте. В решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура существенно изменилась. В Северной Ирландии было учереждено 26 районных управлений. А также была упрощена комплексная организация самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яросную систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось только восемь, причем пять из них получили валлйские названия. В Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий