Факторы формы государства

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

Социальный фактор. Здесь речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры. Например, структура рабовладельческого общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов.

Экономический фактор. У общества есть и экономического свойства потребности в государстве как властвующего и управляющего института власти. Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства.

Политический фактор. Включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения.

Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. При всей многозначности понятия культуры, ее деления на материальную и духовную она не может быть сведена к книгам, музеям, театрам и т.д. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие. Помимо названных факторов, естественно, существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный.

Среди факторов, влияющих на форму государства дозволительно отметить: 1. особенности исторического развития государства; 2. исторические традиции; 3. различные политико-правовые идеи; 4. национальный состав населения; 5. внешние факторы (международное положение и т. д.). Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая соперничество и её результаты.

12) Функции государства: понятие и классификация. Формы и методы осуществления функций государства.

Функции гос-ва – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение гос-ва, причем постоянные. От функций следует отличать задачи гос-ва – конкретные цели, которые стоят перед гос-вом. Признаки функций гос-ва (они конкретизируют цели гос-ного управления на каждом историческом этапе развития общества): 1.В функциях проявляется деятельность гос-ва, его управленческая природа.

2. Функции гос-ва – основные направления деятельности, без которых на данном историческом этапе развития не обойтись (например, функция охраны природы раньше не была основной).

3. Функция гос-ва – обобщенная хар-ка деятельности его органов. Функции гос-ва следует отличать от функций гос-ных органов. Гос-во – система органов, т.е. его деятельность осуществляется через гос-ные органы.

4. Функции выражают его сущность, его связь с обществом. Гос-во – аппарат органов, взаимодействующих с обществом. Цель состоит в стабилизации и оптимальности связей с населением, обществом.

5. Реализуются функции в определенных преимущественно правовых формах и особыми характерными для гос-ной власти методами.

Классификация функций гос-ва: по изменению сущности гос-ва, по причинам их возникновения (функции, вытекающие из классовых противоречий, и функции, вытекающие из потребности общества в целом – функция обороны), по времени действия (постоянные – экономическая функция, функция обороны; временные – функции периода неразвитого гос-ва), по направленности деятельности (внутренние, внешние). Внутренние функции гос-ва: функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан , экономическая (гос-во ведет денежное хоз-во, осуществляет бюджетную политику, кредитование, должно бороться с монополизмом, налоговая политика, охрана различных форм собственности), социальная (поддержание отдельных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование, соц. обеспечение, сферы культуры, науки; поддержание отдельных соц. групп населения: пенсионеры, инвалиды, пострадавшие от техногенных катастроф), экологическая, информационно-идеологическая, функция сохранения и укрепления гос.власти. Внешние функции гос-ва: функция сотрудничества, мирного сосуществования с другими гос-вами, внешняя экономическая функция, функция обороны (организация военной промышленности и организация обучения армии, подготовка сил), функция захвата чужих территорий (у современных гос-в нет, есть у неразвитых), функция расширения сфер влияния (расширение экономического, культурного влияния).

Формы и методы осуществления функций гос-ва

Под формамиосуществления понимаются специфические виды гос.деят-ти и деят-ть, посредством, которого реализуются функции гос-ва

По отраслевой специфике относят:

-законодательную(нормотворческая деят-ть)

-исполнительная(управленческая деят-ть)

-судебная(правосудие)

-контрольно-надзорная деят-ть за состоянием законности

По критерию однородностивыделяют правовые и организационные формы

Правовые:1. правотворческая деят-ть – это форма осуществления функций гос-ва путем издания нормативных актов, принятия новых юридических норм, изменений или отмены устаревших норм;

2. правоприменительная деят-ть – деят-ть органов гос-ва по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.

Правоприменит.деят-ть включает в себя:

1. исполнительно-распорядительную функцию – управленческая деят-ть органов гос-ва, осуществляемая путем принятии правоприменит.актов распорядит.хар-ра;

2. правоохранит.деят-ть – деят-ть правоохранит.органов, осуществляемая путем принятия правоприменит.актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридич.лиц и общества в целом.

Организационные формы:1. организационно-регламентирующая деят-ть – текущая работа организационно-технич.хар-ра,направленная на обеспечение деят-ть органов гос-ва(подготовка документов,организация различных мероприятий, подбр и растоновка кадров); 2. организационно-хозяйственная деят-ть – текущая работа хоз. хар-ра, направленная на материальное обеспечение выполнения функций гос-ва(сбыт,учет,статистика); 3. организационно-идеологическая деят-ть – повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения ф-ий гос-ва(разъяснение законов,формирование обществ.мнения и т.д.)

Форма государства — это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства — это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.

Форма государства — определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства.

В форме государства можно выделить два элемента

— форма правления;

— форма государственного устройства.

Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажем лишь, что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. особенности исторического развития государства;

2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые идеи;

4. национальный состав населения;

5. внешние факторы (международное положение и т. д.).

Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.

По формам устройства государства бывают :

— Унитарные государства – единое цельное гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Для унитарных государств характерна единая система исполнительных и судебных органов, единая конституция, система законодательства и т.д. Составными частями выступают местные органы, которые не обладают признаками суверенитета.

— Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство

— Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

Понятие формы государства

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий

форму правления,

форму государственного устройства и

политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Различают следующие формы правления:

монархия (абсолютная, ограниченная (конституционная);

республика (президентская, смешанная, парламентская).

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Подробнее о форме правления

Форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на

унитарные,

федеративные и

конфедеративные.

Подробнее о форме государственного устройства

Политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают политические (государственные) режимы:

демократический и

антидемократический (тоталитарный, авторитарный) .

Подробнее о политическом (государственном) режиме

Факторы, влияющие на выбор формы государства

На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая :

1) внутренние:

наличие определенной идеологии;

ступень и своеобразие экономического развития;

уровень культуры (особенно политической);

географическое положение страны, ее размеры;

национальный состав населения;

особенности социальной структуры общества;

религия и т.д.

2) внешние:

опыт других стран;

влияние (вмешательство) во внутренние дела других государств.

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях. Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.

Форма государства как организация, устройство государственной власти в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.

На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственная власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учит философия, между содержанием и формой нет жесткой зависимости. Однo и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться разным содержанием. Вследствие этого у государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства. К внутренним факторам, т.е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью государственной власти каким-либо классам, сословиям или социальным группам относятся, например, соотношение политических сил в стране, уровень культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии и др. К внешним факторам, т.е. таким, которые складываются уже за пределами страны, относятся, например, заимствование опыта государственного строительства других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимость государства от других государств.

Таким образом, на форму каждого отдельно взятого государства влияют и могут повлиять самые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм, включая формы правления, формы государственного устройства и политические режимы.

В современной отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, нередко подчеркивается, что форма государства определяется в первую очередь его сущностью и типом. Думается, что это не совсем так. Если бы форма государства определялась в первую очередь его сущностью, то у всех государств существовали бы примерно одинаковые формы, поскольку сущность государства всегда неизменна и выражается в том, что государство во все времена было и остается политической организацией, осуществляющей управление обществом. В процессе исторического развития государство меняет не сущность, а свое содержание, что обычно и приводит к смене одних государственных форм другими. Что же касается обусловленности формы государства его типом, то и здесь нет прямой зависимости. Во-первых, при многообразии подходов к типологии государств невозможно объяснить, какими конкретно типами обусловлены те или иные формы государства. И, во-вторых, если даже основываться только на формационном подходе, то и здесь зависимость государственных форм от типов государства является относительной, поскольку в государствах разных типов встречаются одинаковые и формы правления, и формы государственного устройства, и политические режимы.

Формы государства.

1. Понятие формы государства и факторы, влияющие на многообразие форм государства;

2. Проблемы определения формы правления России;

3. Проблемы определения формы государственного устройства России;

4. Проблемы выделения типов политико-правового режима.

Единого подхода к пониманию формы государства не существует. В западной науке нет разграничения между формой правления и типом режима правления. Одни авторы берут за основу структурный подход. И определяют форму государства посредством перечисления её элементов. Традиционно говорят о 3-х элементах (форма правления, государственный режим, территориальное устройство). Некоторые авторы говорят о том, что наряду с этими тремя элементами и в дополнение к режиму, необходимо выделять и четвертый самостоятельный элемент формы государства – политическую динамику (характер политического развития власти и общества).

В современной литературе как правило определение формы государства происходит через содержательную характеристику этого явления. При таком подходе форму государства определяют как совокупность способов организации, распределения и осуществления государственной власти, определяющих степень участия народа в формировании и реализации государственной власти. Форма государства также показывает какими способами, какими методами, в чьих интересах осуществляется государственная власть, на сколько народ допущен к участию в формировании органов государственной власти и какова степень участия народа в осуществлении государственной власти, на сколько народ допущен к реализации власти.

От чего зависит форма конкретного государства? Что будет предопределять форму конкретного государства и её эволюцию?

Факторы:

1. Территориально-географические факторы:

— Размер территории государства;

— Наличие крупных географических объектов (например, крупных горных хребтов). Влияние на форму устройства. Например, Швейцария;

— Климатические условия предопределяемые географическим расположением государства. Еще Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства. Сверенные государства – монархия, южные народы – республика;

— Расположение государства (наличие выхода к морю, наличие полезных ископаемых, островное/континентальное). Оказывает влияние на экономическое развитие государства и форма государства.

2. Внутренние факторы (находят своё проявление на территории самого государства):

— Внутриэкономические факторы (тип экономики – распределительная или обменная; степень укладности экономики – одноукладная или многоукладная; уровень экономического развития общества; тип и характер производственных отношений – производящая экономика или ресурсная; степень экономической стабильности общества);

— Социально-духовные факторы:

— Отношение государства к религии;

— Национальный состав населения;

— Историческое развитие, формирование ментальности общества (традиции, обычаи, культура);

— Характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и т.д.).

Внутриполитические факторы:

— Расстановка политических сил – какие существуют политические силы в обществе, чьи интересы эти политические силы выражают, как эти политические силы организованы, какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти;

— Уровень политического сознания и политической культуры общества;

— Степень политической активности населения;

— Степень политической стабильности общества (последовательное, поступательное развитие политических процессов).

3. Внешние факторы:

— Политическое окружение государства. Либо государство находится во враждебном окружении либо в дружественном. Это влияет на режим государственного устройства;

— Внешнеполитическое заимствование. Ни одно государство не может быть изолированным. Они взаимодействуют и воспринимают какие-либо элементы формы государства;

— Фактор внешнеполитического давления (фактор внешнеполитического навязывания). Одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

(По В.Л. Кулапову)

Добавить комментарий