Федеральный дорожный фонд

В Российской Федерации предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, являющиеся собственностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между городским и сельскими населенными пунктами для удовлетворения социально-экономических и оборонных потребностей и нужд населения.

Средства Федерального дорожного Фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.

Дорожные фонды подразделяются на федеральный и территориальные.

Федеральный дорожный фонд — это наиболее крупный целевой бюджетный фонд. Его средства превышают совокупные средства всех остальных целевых бюджетных фондов федерального уровня. В состав его доходов зачисляются: налог на реализацию горюче-смазочных материалов; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; Федеральный налог на пользователей автомобильных дорог.

По Закону РФ «О Федеральном бюджете на 1999 г.» в Федеральный дорожный фонд направлены также следующие виды прочих налоговых и неналоговых доходов:

  • средства от уплаты единого налога в размере 4% от общей его суммы;

  • доходы от использования имущества федеральных автомобильных дорог и иного околодорожного пользования;

  • доходы от эксплуатации платных автомобильных дорог и сооружений на них;

  • средства в виде санкций за нарушение норм и правил дорожного пользования;

  • доходы за провоз по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) в полном объеме поступает в Федеральный дорожный фонд. К ГСМ относят: автобензин, дизельное топливо, масла дизельные, масла для карбюраторных двигателей, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива.

Плательщики этого налога — юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, реализующие указанные материалы.

Объектом налогообложения для организаций-изготовителей является оборот по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации (включая акциз) без налога на добавленную стоимость; для организаций, производящих ГСМ из давальческого сырья,  стоимость его переработки. При перепродаже ГСМ объектом обложения налогом является сумма разницы между выручкой от их реализации (без НДС) и стоимостью приобретения (без НДС). Налог уплачивается по ставке 25%.

В Федеральный дорожный фонд зачисляется также налог на пользователей автомобильных дорог. Он уплачивается любыми предприятиями и организациями, ведущими коммерческую деятельность на территории РФ.

Федеральным законом ставка налога на пользователей автодорог установлена в размере 2,5% от налогооблагаемой базы. При этом по ставке 0,5% налог зачисляется в Федеральный дорожный фонд и 2,0% — в территориальный дорожный фонд по месту нахождения плательщика.

Органы власти субъектов Федерации с учетом местных условий имеют право увеличивать или сокращать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.

От уплаты налога освобождаются лишь сельскохозяйственные предприятия (организации), включая крестьянские хозяйства, и организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования.

Чаще всего средства налога на пользователей автомобильных дорог, причитающиеся Федеральному фонду, остаются в субъектах Федерации в счет субсидий, выделяемых Федеральным фондом территориальным фондам.

Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Значительная часть Федерального фонда расходуется на субвенции и дотации субъектам РФ на развитие и содержание, выравнивание уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности субъектов РФ.

Субвенции из средств Федерального дорожного фонда РФ направляются на безвозмездной и безвозвратной основах на строительство и реконструкцию конкретных дорожных объектов, имеющих межрегиональное значение или обеспечивающих международные транспортные связи.

Дотации из средств Федерального дорожного фонда РФ выделяются на безвозмездной и безвозвратной основах на содержание и ремонт конкретных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ, в случаях, когда средств территориального дорожного фонда недостаточно для обеспечения содержания и ремонта территориальных автомобильных дорог общего пользования.

В территориальный дорожный фонд зачисляются:

  • федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установленной (в пределах установленных ФедералLным законом) законодательными органами субъектов Российской Федерации;

  • налог с владельцев транспортных средств;

  • налог на приобретение автотранспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств один раз в год уплачивают как юридические (резиденты и нерезиденты), так и физические лица, имеющие на территории РФ автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины на пневмоходу, подлежащие государственной регистрации.

Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения. Федеральными органами власти установлены минимальные размеры ставок налога. Законодательным органам власти субъектов РФ предоставлено право увеличения установленных налоговых ставок, а также установления дополнительных льгот.

От уплаты налога освобождаются: Герои Советского Союза и Российской Федерации; граждане, награжденные орденом Славы трех степеней; участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и лица, приравненные к ним; инвалиды всех категорий и их объединения; сельскохозяйственные (колхозы, совхозы и др.) организации, а также крестьянские (фермерские) хозяйства; организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользован8я; предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).

Уплата налога производится по месту регистрации транспортных средств ежегодно не позднее 31 июля.

В доход территориальных дорожных фондов полностью зачисляется налог на приобретение автотранспортных средств. Плательщиками его являются юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства (подлежащие государственной регистрации) путем купли, лизинга и взносов в уставный капитал. Налог исчисляется от продажной цены автотранспортного средства по следующим ставкам: грузовые автомобили, автобусы и легковые автомобили — 29%, прицепы — 10%.

Источники формирования и направления расходов дорожных фондов

Законодательством РФ предусмотрено образование финансовых ресурсов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях развития и содержания сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских дорог, кроме субъектов г. Москвы и Санкт-Петербурга) и сооружений на них, обеспечивающих перевозку грузов и пассажиров между городскими, сельскими и поселковыми пунктами.

Согласно законодательству в РФ образуются федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.

Федеральный дорожный фонд — это целевой бюджетный фонд, в который зачисляются доходы от:

— акцизов с продаж ГСМ и легковых автомобилей в личное пользование граждан;

— доходов от использования имущества федеральных автомобильных дорог;

— доходов от эксплуатации платных автомобильных дорог и сооружений на них;

— доходов за провоз по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

— доходов от штрафных санкций за нарушение норм и правил дорожного пользования;

— доходов от взимания сбора за проезд автомобильных средств нерезидентов;

— доходов от сборов по лицензированию дорожной деятельности на автомобильных дорогах.

Средства Федерального дорожного фонда направляются на финансирование строительства, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности.

Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо. Законодательством России также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников.

Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты РФ в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включили более 32 различных неналоговых источников.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В состав источников формирования дорожных фондов включены:

— средства от уплаты неустоек, убытков, другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках, и подрядчиками – условий государственных контрактов;

— плата по соглашениям об установлении сервитутов на земельные участки в полосах отвода дорог для строительства и капитального ремонта объектов сервиса, установки рекламы, прокладки или переустройства коммуникаций.

В направления расходов дорожных фондов субъектов РФ включены:

— проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием до сельских населенных пунктов – не менее 5 % ассигнований дорожного фонда;

— погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог – не более 20 % объема ассигнований дорожного фонда;

— предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов, а также субсидий, в том числе на 2012 и 2013 годы:

— субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорог населенных пунктов — не менее 5% ассигнований дорожного фонда;

— субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов — не менее 5% ассигнований дорожного фонда.

Федеральный дорожный фонд начал функционировать с 2011 года.

В 2011 году законодательными актами во всех субъектах РФ созданы региональные дорожные фонды субъектов РФ.

Часть федерального дорожного фонда расходуется на выделение дотаций и субвенций субъектам РФ на развитие и содержание дорог, относящихся к собственности субъекта РФ.

Дотации выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе на содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в пользовании субъекта РФ.

Субвенции выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе на строительство и реконструкцию дорожных объектов межрегионального уровня или обеспечивающих международные транспортные связи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 283-ФЗ в пункт 3 статьи 179.4 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся начиная с определения базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на 2017 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее суммы установленного настоящей статьей базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, скорректированного с учетом прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от:

абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.;

См. текст абзаца второго пункта 3 статьи 179.4

использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации;

платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

ГАРАНТ:

Абзац седьмой пункта 3 статьи 179.4 настоящего Кодекса вступает в силу с 15 ноября 2015 г.

платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

Абзац десятый пункта 3 статьи 179.4 настоящего Кодекса вступает в силу с 15 ноября 2015 г.

штрафов за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

денежных средств, поступающих в федеральный бюджет от уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также от возмещения убытков государственного заказчика, взысканных в установленном порядке в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств Федерального дорожного фонда, или в связи с уклонением от заключения таких контракта или иных договоров;

денежных средств, внесенных участником конкурса или аукциона, проводимых в целях заключения государственного контракта, финансируемого за счет средств Федерального дорожного фонда, в качестве обеспечения заявки на участие в таком конкурсе или аукционе в случае уклонения участника конкурса или аукциона от заключения такого контракта и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

платы по соглашениям об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения в целях строительства (реконструкции), капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций;

платы по соглашениям об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в очередном финансовом году.

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда подлежит корректировке в очередном финансовом году с учетом разницы между фактически поступившим в отчетном финансовом году и прогнозировавшимся при его формировании объемом указанных в настоящей статье доходов федерального бюджета. Указанная разница, при ее положительном значении, подлежит уменьшению на величину отклонения в отчетном финансовом году фактического объема ассигнований Федерального дорожного фонда от суммы прогнозировавшегося объема указанных в настоящей статье доходов федерального бюджета и базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на соответствующий финансовый год.

Добавить комментарий