Фиксация следов транспортных средств

Следы транспортных средств — материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта на грунте или дорожном покрытии, на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии и других объектах. К следам транспортных средств относятся также части, отделившиеся от целого в результате разрушения транспортного средства и других объектов, пятна смазочных и горючих веществ, крови, частицы грунта, краски на объектах ДТП. В результате дорожно-транспортного происшествия образуются и различные изменения в обстановке места происшедшего события. Исследование данных следов позволяет решить как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.

Классификация транспортных средств

Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:

1) наземный транспорт;

2) подземный транспорт;

3) водный транспорт;

4) воздушный транспорт.

Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

по способу передвижения

  • самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

  • несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

  • колёсные транспортные средства;
  • гусеничные транспортные средства;
  • транспортные средства на полозьях (например, сани).

Классификация следов транспортных средств

  • отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
  • отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
  • вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
  • сопутствующие (следы ног водителя).

Значение следов транспортных средств

Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

Признаки следов транспортного средства

Геометрические параметры автомобиля: 1 — длина; 2 — ширина; 3 — высота; 4 — колея передних колес; 5 — колея задних колес; 6 — база; 7 — передний свес; 8 — задний свес; 9 — передний угол свеса; 10 — задний угол свеса; 11 — просвет под передней осью; 12 — просвет под задней осьюТак выглядит пятно контакта между дорогой, покрытой тонким слоем воды, и покрышкой, снятое высокоскоростной камерой. Хорошо видно: чем выше скорость и сильнее изношена покрышка, тем площадь этого пятна меньше.

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Беговая дорожка

Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Исследуются:

  • ширина беговой дорожки.

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.

  • рисунок протектора шины (для определения этой характеристики на экспертизу должен быть направлен след отображения не меньше определённого размера. Для легкового автомобиля – 60 см.)

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

D = 1,1 S/π,

где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.

Следы ходовой части

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Колея

Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

База автомобиля

База автомобиля (колёсная база автомобился) — это расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес.

Признаки определения направления движения автомобиля

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д

Фиксация и изъятие следов транспортных средств

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

  • вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
  • вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
  • количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
  • место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
  • размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
  • рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
  • наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
  • расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
  • признаки, указывающие на направление движения автомашины;
  • способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
  • как упакованы изъятые следы.

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

  • колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
  • рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
  • отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

  • не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;
  • к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;
  • автомобилем какой марки оставлены следы;
  • в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;
  • не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;
  • не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.

Смотри также

  • Осмотр автомобиля

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9

Изучение следов транспортных средств при осмотре места происшествия позволяет:

— выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия, как в целом, так и отдельные его элементы (контакт с пешеходом и т. п.);

— идентифицировать транспортное средство по его следам;

— определить обстоятельства, связанные с событием преступления;

— установить скорость движения транспортного средства перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, на правление движения транспортного средства, наличие в кузове грузе и его характер;

— выяснить техническое состояние отдельных агрегатов транспортно го средства;

— определить вид и марку транспортного средства по ширине колеи и размерам базы;

— установить модель шин транспортного средства по следу, оставленному на дорожном покрытии.

Следы транспортного средства представляют собой следы контактного воздействия ходовых и неходовых его частей, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально фиксированные изменения на проезжей части дороги, связанные с движением транспорта.

Следы транспортного средства могут быть:

— следами-предметами -различные осколки (фар и других фонарей)
и обломки (кузова, бампера, облицовки радиатора, номерной знак, фары
и подфарников, крылья и иных частей), шины от транспортного средства
и иные части транспортного средства, а также элементы одежды потерпевшего, подозреваемого и т. п.;

— следами-веществами — протечки горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости, антифриза и т. п., которые остаются на дорожном Покрытии в виде лужиц и брызг горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости; объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество); частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, переносящегося при взаимодействии в ходе столкновения на другое средство; скопление частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой;

— следами-отображениями — следы, оставляемые на другом объекте,
с которым оно находилось в контактном взаимодействии (на другом транспортном средстве, теле или одежде человека, преграде, а также на дорожном покрытии и прилегающих к дороге предметах), в том числе след торможения, который возникает в результате прекращения движения колеса, образуя след скольжения, называемый тормозным путем.

В зависимости от характера дорожного покрытия следы делятся на:

— объемные — отображают внешнее строение следообразующего объекта в трех измерениях, представляющие углубления и возникают при движении на мягком, пластичном веществе (грунте, глине, снеге, песке);

— поверхностные- отображают внешнее строение следообразующего
объекта в двух измерениях (длина, ширина) и возникают на дорогах
с твердым покрытием (бетон, асфальт), на плоских предметах, лежащих
на дороге, на одежде потерпевшего, и, в свою очередь, делятся на:

• следы-наслоения, образующиеся при переносе следообразуюшего вещества с колеса на дорогу (например, при выезде автотранспорта с обочин на дорогу с твердым покрытием);

• следы-отслоения, возникающие при переносе следообразующего вещества с поверхности дороги на колесо (например, остаются после соприкосновении шины колеса с разлитым красящим веществом на дороге).

По степени видимости следы транспортных средств подразделяют видимые, маловидимые и невидимые.

Шиной автомобиля называется комплект, состоящий из камеры, покрышки, оставляющей след на дороге, и прокладки между камерой и ободом колеса.

На внешней стороне покрышки автомобильной шины обозначаются ее размеры. Размеры шин указываются обычно в дюймах или в миллиметрах. На автомобильных шинах низкого давления (1,75-5,5 атм) обозначаются размеры ширины профиля (.Л/) и внутреннего диаметра шины (d), разделенные знаком «-» (N-d), но они могут обозначаться также в мм (рис.1).

Помимо размеров на шинах проставлены: марка завода, номер шины, год и место изготовления, норма сложности (буквы «НС» или «-и», означают количество слоев корда (металлокорда), номер ГОСТа пли ТУ, модель шины. Завод-изготовитель отражает время выпуска и номер шины, как правило, одной записью. Например, обозначение: «ЯУх 97, 8321936, К 175 х 13» читается так: «Ярославский завод, май 1997 года, №8321936, резина радиальная, размер 175 х 13».

Следует иметь в виду, что в ряде случаев тот или иной размер шины, указанный в обозначении (внешний, внутренний диаметр или ширина профиля), отличается от этого размера шины данной модели. Обозначения размеров условны. На автомашинах могут устанавливаться шины разных моделей с одинаковым обозначением размеров. На автомашинах некоторых моделей устанавливаются шины с разными (обычно двумя соседними) обозначениями.

Рисунок № 1

Анализируя следы торможения, нужно иметь в виду: начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (автомашина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге).

Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (в его отсутствие — от начального следа скольжения) до окончания четко видимого следа протектора (или следа скольжения).

Точное знание длины тормозного пути данного ТС имеет существенное значение, ибо эта величина является исходной при вычислении скорости движения автомашины в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий.

Нельзя оставить без внимания внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают:

• отпечатки четко выраженного рисунка протектора;

• следы скольжения колес по асфальтовому покрытию (след «ЮЗ»);

• признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или, наоборот, приобретает характер скольжения не вращающегося колеса.

Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину всех характерных участков каждого следа, так и расстояния между ними, фотографировать следы, а затем описать каждый участок следа.

При движении автомашины по прямой линии протекторы покрышек передних и задних колес большинства автомашин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины следа и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес.

Для того чтобы обнаружить отпечатки протекторов всех четырех колес, необходимо найти такой участок дороги, где автомашина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте автомашины на грунте запечатлеваются следы протектора покрышек всех четырех колес (рис. 2).

Рисунок № 2

У трехосной автомашины на повороте сохраняются следы колес первой и третьей оси. Надо иметь в виду также, что если машина имеет прицеп, то следы его колес покроют следы колес автомашины.

Следы автотранспортного средства могут быть объемными (вдавленными) и поверхностными. Поверхностные делятся на следы наслоения (образуемые за счет наслоения на поверхность дороги частиц грязи, пыли и т.д., отделившихся от шины) и отслоения (образуемые за счет уноса грунта выступающими элементами протектора). Поверхностные следы наслоения могут быть также позитивными (образуются частицами, находящимися на выступающих элементах протектора покрышки) и негативными (образуются за счет вещества, находящегося в углублениях протек гора).

Лучше всего следы отпечатываются на мягком грунте — в густой грязи, во влажном песке, в размягченном от жары асфальте или в гудроне. На дороге остаются четкие негативные (т.е. вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов — вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальтобетонном покрытии, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос.

Именно следы торможения, свободного качения, бокового скольжения на асфальтобетонном покрытии «укорачиваются» за 1-3 часа на 20, 30, 40 см и более, а при наличии следов на влажных покрытиях (обледеневшей, утоптанной заснеженной дороге) могут совсем исчезнуть. Еще раз напомним, что их быстрейшая фиксация — залог успешного начала расследования.

Механизм и динамика развития ДТП во многом зависят от конкретных дорожных условий, от определения качества дорожного покрытия и его фактического состояния в момент совершения ДТП.

Напомним, что по эксплуатационному состоянию покрытия подразделяются на сухие, влажные и мокрые, на поверхности которых соответственно образуются снег и лед различной консистенции.

Влажным покрытием считается такое покрытие, на котором имеется тонкий слой пленки свободной воды, толщиной около 1 мм.

Для мокрого покрытия характерен слой свободно стекающей воды (сток). Поэтому при движении ТС по мокрой дороге перед шинами передних колес образуется так называемая «волна». Однако в переходные периоды — осень-зима, зима-весна — из-за перепада температур (резких колебаний погоды) состояние дороги, а точнее дорожного покрытия, может меняться довольно быстро и неожиданно. В сравнительно короткий срок дорожное покрытие может быть охарактеризовано как сухое, мокрое, заснеженное, обледенелое. Эти обстоятельства должен учитывать следователь, выезжая на место ДТП в такие переходные периоды.

Наиболее отчетливо следы наблюдаются и фиксируются в тех случаях, когда, например, автомашина проехала через лужу или грязь и затем оставила на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда автомашина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество. Например, через муку, краску, мел. Тогда на некотором расстоянии от того места, где автомашина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с достаточно четким рисунком.

Однако в поверхностных следах отпечатки оставляют только выпуклые части протекторов, а углубления между ними вовсе не фиксируются.

При осмотре следов шин автомобиля следует установить:

• вид и состояние грунта или покрытия дороги, где обнаружен след (дорога — асфальтированная, грунтовая; грунт — глинистый, чернозем, песок; состояние грунта — влажный, сухой, пыль и т.д.);

• вид следов (объемные, поверхностные — позитивные или негативные); место расположения следов (на повороте, на участке прямолинейного движения); количество следов;

• ширину каждой беговой дорожки (следов протекторов); соотношение следов передних и задних колес (перекрываются полностью или частично следы передних колес сохранились в виде полоски — указать, какой ширины);

• максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги; размер колеи;

• строение рисунка протектора (состоит из шашек, извилистых, ломаных линий и т.д.);

• форму, размеры и расположение отпечатков особенностей поверхности колеса или шины (трещин, выбоин, заплат и т.д.); длину следа одного оборота колеса;

• базу автомобиля (по следам стоянки, пробуксовки и разворота с применением заднего хода);

• длину следа торможения; признаки направления движения (см. рис. 3); Рисунок № 3

• уклон дороги и радиус поворота (в некоторых случаях при расследовании автотранспортных происшествий); способ фиксации, изъятия, упаковки следов.

Пример записи в протоколе осмотра: «… в 3,3 м слева от шоссейной дороги (если встать лицом к западу) и в 3 м10 см от трупа, на пашне обнаружены отчетливые объемные следы автомашины. Следы находятся на повороте. Они направлены приблизительно по линии юго-восток — северо-запад. Следы состоят из четырех беговых дорожек. Ширина каждой из них — 17 см. Максимальная глубина следов — 7 см. Размер колеи передних колес — 154,5 см, колеи задних колес — 167,5 см. На отдельных участках следов имеются хорошо выраженные ступеньки, пологие стороны которых обращены на северо-запад. На одном из участков крайней левой дорожки (если встать лицом к северо-западу) имеется вдавленный камешек, около которого наблюдается небольшой зазор, обращенный на юго-восток.

В следах отобразился рисунок протекторов шин, состоящий из ромбовидных элементов в середине и элементов с угловыми выступами и выемками по краям. На крайней справа беговой дорожке (если встать лицом к северо-западу) обнаружена повторяющаяся особенность в виде выпуклости неправильной формы, наибольшая ширина которой 3,5 см, а наибольшая длина 6,5 см. Длина особенности ориентирована вдоль беговой дорожки. Расстояние между соседними аналогичными особенностями 277,5 см. Следы измерялись при помощи мягкой рулетки и линейки с миллиметровыми делениями.

При осмотре произведена фотографическая съемка с целью запечатления общего вида следов, их отдельных участков. Отдельные участки следов сфотографированы с миллиметровым масштабом. Съемка проведена (указывается марка фотокамеры, используемая оптика). С двух участков следов, содержащих названную особенность, изготовлены гипсовые слепки.

Ширину беговой дорожки измеряют по перпендикуляру к ее продольной оси. Если след объемный, ширину беговой дорожки рекомендуется определять по дну следа.

В зависимости от изменения нагрузки автомашины и давления в шинах могут быть некоторые различия между шириной беговой дорожки и шириной протектора. Отклонения обычно не превышают 5-15 мм.

Затруднения в точном установлении ширины протектора возникают в случаях обнаружения следов, образованных шинами с регулируемым давлением воздуха.

Это объясняется тем, что при движении автомашины по мягкому грунту давление в таких шинах автоматически снижается посредством специального устройства. В результате ширина беговых дорожек увеличивается. Края беговых дорожек, образованных такими шинами, нередко оказываются недостаточно отчетливыми.

Колея определяется измерением расстояния между центрами следов левого и правого колес. При наличии следов двускатных колес измеряется расстояние между средними линиями отпечатков скатов. Если следы неполные, нужно измерить расстояние между аналогичными элементами рисунков следов (рис. 4).

Рисунок № 4

(фрагмент)

Длина следа шины, ближнего к забору 29,5 метров, длина следа, ближнего к асфальтированной дороги -28,3 метра.

Ширина колеи 186 см., ширина протектора шины 370 мм, длинна окружности колеса 275 см. Максимальная глубина следов — 4 см.

Беговые дорожки обеих шин, отобразившиеся в следах, имеют одинаковый рисунок из параллельных прямолинейных выступов длинной около 89 мм и шириной 34 мм, ориентированных в продольном направле­нии и пересекающих их под углом прямых выступов.

Глубина следов на различных участках колеблется от 3 до 7 см.

В следе шины, ближайшем к забору, через каждые 1,7 метра, наблюдается вмятина округлой фор­мы, расположенная между двумя волнообразными бороздами, образованными продольными выступами. Диаметр вмятины 2 см.

Осмотром следов шин установлено наличие многочисленных сдвигов грунта в направлении слева направо в положении наблюдателя лицом к шоссе…»

Следы измерялись при помощи мягкой рулетки и линейки с миллиметровыми делениями Произведена фотосъемка с целью запечатления общего вида следов и их отдельных участков фотоаппаратом «Зенит-Е» (объектив «Индустар-50″ диафрагма — 8, выдержка — 1/60, пленка — 65 единиц) при естественном дневном освещении (относительно ясной погоде). Изготовлены гипсовые слепки»

Схематическая зарисовка следа транспортного средства

На схеме обозначены следующие измерения: 1 направление движения; 2 ширина колеи; 3 ширина протектора шины

v Сформулировать вопросы эксперту при назначении трасологической экспертизы следов транспортного средства____________________________________________________

1. Пригодны ли для идентификации следы транспортного средства, обнаруженные на мес­те происшествия у дома №76 по ул. … г. … ? 2. К какому типу (виду) относится транспортное средство, следы которого обнаружены на месте происшествия? 3. Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями (ко­лесами, шинами, полозьями), имеющимися у данного транспортного средства (автомо­биля, мотоцикла, телеги, саней), или его иной частью? 4. В каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам? 5. Какова модель рассеивателя фары, фрагменты которого изъяты при осмотре места происшествия? Для какого транспортного средства он предназначена?

v Перечислить материалы, которые необходимо представить эксперту:

v Постановление о проведении экспертизы

v Объекты со транспортного средства, изъятые с места происшествия:

v Следы транспортного средства изъятые с места происшествия

v Образцы со следами транспортного средства (потерпевшего, подозреваемого) для идентификационной экспертизы

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Путем измерения устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенным осевой и раздели-
тельной полосам, краям дороги, бордюрному камню, тротуара, столбам на обочине и т.п.). Рекомендуется измерить:

б) ширину беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев);

в) базу автотранспортного средства (расстояние между перед-
ней и задней осью) — по следам на месте разворота с применением
заднего хода или по вмятинам на стоянке (рис. 23);

г) длину окружности шины (колеса) — по расстоянию между
серединами двух последовательных отображений какой-либо осо-
бенности поверхности колеса (повреждения, внедрившегося камешка
и др.). По длине окружности шины (S) определить ее наружный
диаметр (Д), используя формулу Д = S х 1,1 : 3,14 (1,1 — коэффи-
циент прогиба шины); все измерения проводятся между центрами
(средней линией) следов;

д) длину следов торможения (если они располагаются на уча-
стках с различным дорожным покрытием, надо измерить длину
следа на каждом из этих участков);

Рис. 23. Схема измерения базы автотранспорт­ного средства: Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея заднике колес); Б — база автомобиля.

_______ -—

Рис. 22. Схема измерения ширины колеи и следа шины (беговой дорож­ки):

К — ширина колеи; об — ширина следа одного ската шины; ав — ши­рина следа двухскатной шины.

е) длину и ширину сле­дов пролившейся жидкости, нанесенной грязи или иного вещества.

Для этого используются следующие признаки:

а) при движении по сыпучему грунту по краям
следа колеса образуется веер из частиц грунта,
острие которого направлено в сторону движения;

б) при переезде через лужи и загрязненные уча-
стки дороги образующийся след сходит на нет в

сторону движения;

в) капли жидкости, падающие из транспортного средства, имеют
вытянутую форму, острый конец которой направлен в сторону дви-
жения;

г) при движении по траве стебли ее наклоняются в сторону
движения транспортного средства (рис. 24).

Отдельные, наиболее четкие участки поверхно­стных следов фотографируются или зарисовываются и при возможности копируются на лип­кие пленки аналогично тому, как это делается с соответствующими следами ног. При наличии технических средств осуществляется фотограммет-рирование всего участка дороги с расположенными на нем следами.

Рис 24. Признаки направления движения: 1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимо­сти. 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при пере­езде. 5. Соотношение углов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на пово­роте. 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средст­ва. Стрелкой показано направление движения.

Участки объемных следов на сыпучем веществе закрепляются и изымаются вместе с частью следоносителя, а отобразившиеся в плотном пластичном грунте копируются при помощи гипса и поли­мерных материалов.

Одновременно, на случай возникновения необходимости про­ведения сравнительных исследований, изымаются пробы грунта, в котором оставлены следы.

Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения, наезда, опрокидывания, фиксируются путем их детальной фотосъемки. Следы наслоений, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средст­вом на других объектах в результате происшествия, изымаются по возможности вместе со следоносителем или же отделяются от объ­екта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микро­частиц.

Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразив­шимися на них следами транспортных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла, частицы краски и т.п.), перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Упаковка данных предме­тов должна быть произведена с таким расчетом, чтобы не были повреждены находящиеся на них следы.

При наличии на месте происшествия следов горюче-смазоч­ных веществ изымаются их пробы, по возможности с частью следо­носителя, и помещаются в герметичные стеклянные сосуды.

Описание следов

транспортных средств в протоколе осмотра

В протоколе осмотра указываются:

а) вид и состояние поверхности, на которой
оставлены следы (мокрый асфальт, сухая пес-
чаная почва, снег);

в) место расположения следа по отношению к неподвижным
ориентирам;

г) ширина беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев),
ширина колеи, база транспортного средства, длина следа юза, ширина и
длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся грязи и т.п.;

д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же осо-
бенности следа (дефекта покрышки, застрявшего камня и т.д.);

е) обнаруженные признаки направления движения.
Месторасположение обнаруженных следов транспортных

средств отмечается на составляемых плане или схеме, прилагаемых к протоколу.

При описании в протоколе осмотра следов столкновения, обнаруженных на транспортном средстве и иных объектах, указываются:

а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);

б) место расположения следа и его размеры (наибольшие дли-
на и ширина);

в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от
детали, оставившей след;

г) обнаруженные признаки направления приложения силы в
момент столкновения;

д) иные особенности, характеризующие оставленный след.

Анализ следов Он позволяет установить вид и модель автомаши-
транспортных ны, мотоцикла, велосипеда, трактора и т.д. и в ряде
средств случаев идентифицировать транспортное средство

оставившее следы. Анализ совокупности обнаруженных следов способствует установлению места дорожно-транспортного происшествия, направления и скорости движения транспортных средств до и после него, причин и механизма происшествия, характера действий отдельных его участников.

Криминалистическое значение следов ТС – это возможность установления важных обстоятельств ДТП, транспортного преступления, преступления против личности, против собственности.

Изучение следов ТС позволяет выяснить механизм ДТП, как в целом, так и отдельные его элементы, определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии, идентифицировать ТС по его следам, определить техническое состояние некоторых агрегатов ТС, вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы. А также, установить направление движения ТС, наличие в кузове автомобиля груза и его характер.

ТС передвижения – это различные типы автомобилей, гусеничная техника, самоходные машины и механизмы, городской электротранспорт, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и т.д.

Следы ТС – это следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей ТС, следы на предметах, отделившихся от ТС, а также, различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Следы-отображения образуются в виде следов качания или скольжения колёс, возникающих в заторможенном состоянии, отпечатков рисунков протекторов на покрытии дороги, одежде или теле потерпевшего, вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах, остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.

Следы-предметыостаются на месте ДТП в виде деталей автомобиля, элементов одежды потерпевшего, а также, части груза, перевозимого в кузове транспорта.

Следы-вещества на месте ДТП представляют собой лужицы и брызги ГСМ, охлаждающей и тормозной жидкости, объекты биологического происхождения (кровь, волосы и т.д.), частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного ТС на другое при их взаимодействии в процессе столкновения, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.

В зависимости от характера дорожного покрытия, следы ТС делятся на:

  • Объёмные следы (углубления, которые ТС оставляет при движении по дороге с мягких покрытием);
  • Поверхностные следы (образуются на дорогах с твёрдым покрытием, на одежде потерпевшего или иных предметах, лежащих на дороге).

По степени видимости:

  • Видимые;
  • Маловидимые;
  • Невидимые.

В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте:

  • Локальные следы (покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остаётся в прежнем состоянии);
  • Периферические следы (при изменениях, происходящих за пределами соприкосновения колеса и дороги).

В зависимости от механизма следообразования:

· Статические (ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом, непрерывный оттиск следообразующих поверхностей в развёрнутом виде);

· Динамические (образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса; как правило, такие следы растянуты, элементы рисунка протектора смазаны, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении);

К признакам, позволяющим установить групповую принадлежность ТС, относятся:

  • Количество осей;
  • Количество колёс на каждой оси;
  • База ТС;
  • Ширина колеи;
  • Ширина беговой части протекторов;
  • Длины окружности шины;
  • Диаметр колеса;
  • Рисунок протектора.

Количество осей может быть определено только по следам на повороте. При прямолинейном движении следы передних колёс перекрываются задними.

Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колёс, или между просветами задних спаренных колёс. Ширину колеи задних колёс можно измерить и при прямолинейном движении. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с чётким изображением рисунка.

База ТС представляет собой расстояние между передней и задней осями. Она измеряется при обнаружении следов стоянки или разворота с применением заднего хода.

К общим признакам следа колеса относятся:

  • Конфигурация, локализация и размеры грунтозацепок (протектора);
  • Общая степень изношенности шины;
  • Наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов;
  • Рисунок восстановленного протектора.

К частным признакам относятся:

  • Особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колёс или её установки;
  • Особенности формы, расположения проколов или трещин;
  • Дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.

По следам ТС можно определить направление его движения:

После проезда лужи, чёткость следов уменьшается в направлении движения.

После проезда по мягкому или сыпучему грунту, грунт выбрасывается в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения.

Рисунок протектора типа «ёлочка» обращён открытой частью в сторону движения.

Капли жидкости, упавшие с движущегося автомобиля обращены острым концом в сторону его движения.

Стебли травы приминаются по направлению движения.

После наезда ТС на небольшой предмет, он сдвигается в направлении движения автомобиля. Получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.

Фиксация следов ТС:

Следы ТС фиксируют подробным описанием указанных признаков в протоколе. В нём, также, указывается поверхность на которой обнаружен след, тип дорожного покрытия, его состояние, вид обнаруженных следов, результаты их измерений, место расположения следов с привязкой к двум объектам, признаки направления движения ТС, способы фиксации, изъятия и упаковки следов.

Также, производится фотографирование. Если протяжённость следа большая, оно производится методом линейной панорамы. Наиболее чёткий след фиксируется с масштабным увеличением.

При наезде ТС на человека, или переезде через него, фотографируется сам объект одежды со следами

Добавить комментарий