Формирование правительства в Германии

Федеральное правительство

Исполнительную власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство.

Основной закон предусматривает следующий порядок фор­мирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера — главу Правительства. Избранным счи­тается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бун­дестага.

Если предложенный Президентом кандидат не будет избран, Бундестагу предоставляется право в течение последующих двух недель избрать абсолютным большинством голосов на пост Феде­рального канцлера другое лицо. В этом случае Президент обязан назначить предложенную парламентом кандидатуру на пост Кан­цлера, если эта кандидатура получит поддержку абсолютного боль­шинства палаты. Если же кандидат соберет относительное боль­шинство голосов, Президент может либо назначить его Канцле­ром либо распустить Бундестаг.

Срок полномочий Федерального канцлера совпадает в прин­ципе со сроком полномочий Бундестага. Они прекращаются с со­зывом нового Бундестага, при вынесении Бундестагом конструк­тивного вотума недоверия, а также при добровольной отставке, которая возможна в любое время. С прекращением полномочий Канцлера автоматически прекращаются полномочия всех феде­ральных министров и следует процедура формирования нового Правительства.

В Правительство кроме Федерального канцлера входят фе­деральные министры. Обычно все они возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (или ми­нистры по особым поручениям). Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером); в коалиционных правительствах этот пост предоставляется партии, выступающей в блоке с партией большинства. Число членов Правительства, так же как и распределение портфелей между ними, устанавливает­ся Канцлером (при формировании коалиционных правительств — по согласованию между блокирующимися партиями).

Руководящее положение в Правительстве занимает Феде­ральный канцлер. Согласно Основному закону власть Федераль­ного канцлера значительно усилена за счет полномочий и Пре­зидента, и парламента, и министров. В результате глава Пра­вительства — Федеральный канцлер — становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Не­удивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлер­ской демократии.

Именно Канцлер, а не парламент или Правительство как коллегиальный орган определяет основной курс, общую полити­ческую линию Федерального правительства (ст. 65). Федераль­ный канцлер руководит в общем плане деятельностью отдель­ных министров, которые самостоятельно ведут дела порученной им отрасли в рамках основной линии, определенной Федераль­ным канцлером. Еще более усиливается власть Федерального канцлера в период «состояния обороны», когда к нему переходит высшее командование Вооруженными силами (в мирное время главнокомандующим считается министр обороны). При осуществ­лении своих полномочий Канцлер опирается на непосредственно ему подчиняющийся вспомогательный аппарат. Основу его состав­ляют три ведомства: Служба Федерального канцлера, Служба прессы и информации Федерального правительства и Федераль­ная разведывательная служба.

Заседания Федерального правительства созываются по мере необходимости, обычно раз в неделю, в резиденции Федерально­го канцлера. Заседания Правительства закрытые. Кроме федераль­ных министров в заседании кабинета могут принимать участие и другие лица. Персональный круг приглашенных на заседание Пра­вительства определяет Служба Федерального канцлера по согла­сованию с главой Правительства.

Правительство ФРГ опирается в своей деятельности прежде всего на федеральные министерства. Число их относительно не­велико (оно колебалось от 13 в 1949 г. до 17 в 1987 г.). Возглавля­ющий министерство федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли.

1. На основе прочитанного материала заполните таблицу в тетради.

Совет Федерации

Каковы способы формирования: В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

На какой срок избирается: Единого срока полномочий члена Совета Федерации не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после очередных выборов. Но срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет.

Каковы основные функции: Утверждение изменений границ регионов. Решение вопроса об использовании Вооружённых Сил РФ за пределами государства. Назначение судей Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда и Конституционного Суда, Генпрокурора, Председателя и 50% аудиторов Счетной палаты. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного, военного положения. Назначение выборов Главы страны и снятие его с должности.

ФИО председателя: Матвиенко Валентина Ивановна

Государственная Дума

Каковы способы формирования: Избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

На какой срок избирается: На пять лет.

Каковы основные функции: Основной функцией Государственной Думы является законотворческая деятельность, суть которой – рассмотрение проектов законов, поправок в законодательные акты. Принятые Думой федеральные законы направляются Президенту. В первом чтении рассматриваются законопроекты с целью изучения их концепции, актуальности и значимости. По результатам обсуждения законопроект может быть принят в первом чтении или же работа может быть продолжена. На второе чтение отработанный законопроект выносится ответственным комитетом, по результатам голосования проект либо принимают, либо отправляют на доработку, после вторичного отклонения законопроект снимается с рассмотрения. В третьем чтении законопроект принимается в качестве закона.

ФИО председателя: Володин Вячеслав Викторович

Правительство

Каковы способы формирования: Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, освобождается от должности Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложениям Председателя Правительства РФ. Особенность российского Правительства — его беспартийный характер.

На какой срок избирается: Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (6 лет) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Каковы основные функции: Обеспечивает меры по обороноспособности страны, по законности прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка, борьбы с преступностью. Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, следит за проведением единой финансовой, кредитной и денежной политики и т.д.

ФИО председателя: Медведев Дмитрий Анатольевич

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 27

Федеральное правительство (= фед. канцлер + фед. министры)

Полномочия Федерального правительства ( широкие):

1) разработка и осуществление внутренней и внешней политики

2) право законодательной инициативы

3) вносить предложения о проведении закрытых заседаний Бундестага и Бундесрата при согласовании позиции по заокнопроекту

4) разработка, представление, исполнение бюджета + составление отчета (если бюджет не утвержден Бундестагомк сроку: Прав-во имеет право само устанавливать расходы вплоть до утверждения бюджета в уже наступившем году)

5) предложение Президенту об объявлении состояния законодательной необходимости

6) Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность (по сути, «в ответе» канцлер). Характер ответственности: канцлер может поставить вопрос о доверии самому себе; Канцлер может нести ответственность перед Бундестагом по инициативе Бундестага (самого). Конструктивный вотум недоверия (вся процедура 2-3 дня – «замена лиц»): 1/10 депутатов предлагает другого канцлера, которая без обсуждения ставится на голосование. Если получит большинство, составляется протокол с его направлением Президенту. Канцлер вместе со всем правительством уходит.

Заседания Правительства закрытые.

Правительство уполномочено издавать след. акты:

Ø Регламент (определяются процедуры деятельности самого Правительства)

Ø постановления нормативного характера

Ø административные предписания (рег. исп.-распорядительные отношения в землях в сфере фед. компетенции)

Постановления Пр-ва публикуются (кроме тех, что имеют сведения закрытого характера).

43.Конституционно-правовой статус политических партий в ФРГ

Правовое положение политических партий регулируется Конституцией Германии более детально, чем во Франции. Кроме того, в Германии есть специальный закон о политических партиях 1967 г., неоднократно пересматривавшийся (последняя редакция – в 1994 г.).

Согласно ст. 21 Конституции ФРГ партии могут создаваться свободно (явочным порядком), для этого не требуется разрешения или уведомления; их назначение – содействовать формированию политической воли народа; внутренняя организация партий определяется ими самими, но должна соответствовать демократическим принципам; партии должны представлять публичный отчет (публиковать данные) о своем имуществе, фондах и источниках средств; партии являются антиконституционными, если стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя, поставить под угрозу существование ФРГ (по решению Федерального конституционного суда).

Партия (согласно определению в Законе о политических партиях) – это объединение граждан, длительное время оказывающее влияние на формирование политической воли народа, выдвигающее кандидатов в представительные органы Федерации или земли. Партии рассматриваются как необходимая составная часть основ свободного демократического строя; они могут использовать разные способы для формирования политической воли народа.

Партия утрачивает права партии, если в течение 6 лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или местные ландтаги. Для финансирования партий в Германии существует особый налог – 5 марок в год.

В Германии действуют десятки партий, в том числе на уровне отдельных земель (на выборах в Бун

дестаг в 1998 г. участвовали 40 партий). Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5–6 партиям (в 1998 г. пятипроцентный заградительный барьер преодолели 6).

На правом фланге – национально-демократическая партия (15 тыс. членов), возникшая на базе запрещенной в 1952 г. националистической партии, Германский народный союз (около 20 тыс. членов), республиканская партия (23 тыс. членов). Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают пятипроцентного барьера.

Партия правого центра – Христианско-демократический союз (ХДС) – около 670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповедей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой – с социальных позиций христианского учения.

Центристская партия – свободная демократическая партия (СвДП) – до 1998 г. часто играла основную роль при создании правительства.

Партия левого центра – социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – за социальную справедливость в условиях рыночной экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений.

На левом фланге находится партия демократического социализма, которая считает себя наследницей социалистической единой партии Германии (коммунистической партии).

Интересы части сельского населения выражает крестьянская партия, не представленная в парламенте.

44.Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов

По форме государственного устройства Германия – парламентская республика. Глава государства – федеральный президент, он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, делегируемых земельными парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий.

Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Президент – это надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства – немецкий бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть – депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).

Глава высшего органа законодательной власти – президент Бундестага

Бундесрат – вторая палата германского парламента. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен – 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн – по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен – по 3). Вопросы, касающиеся суверенных прав федеральных земель, особенно финансовые и административные, обычно являются предметом дискуссий и споров, и поэтому в среднем чуть более половины всех законопроектов проходит через верхнюю палату парламента. Кроме того, бундесрат имеет право выносить негативное заключение по любому из законопроектов, но лишь очень немногие из них не получают одобрения в верхней палате. Заседания палаты проводятся один раз в месяц.

Высший орган исполнительной власти – Федеральное правительство.

Глава высшего органа исполнительной власти — федеральный канцлер. Канцлером становится заранее определенный лидер той из политических партий, которая получила наибольшее число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет основные направления внутренней и внешней политики. В случае его отставки в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового Канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия – в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).

45.Германский федерализм, организация публичной власти на местах

Исторически 2 тенденции:

· Объединение (Австрия, Пруссия)

· Cамостоятельность: Бавария, Западная часть (промышленнные центры), Ганзейские города.

Священная Римская исперия – сочетание черт конфедерации и федерации

1815 – «рыхлая конфедерация» (в соотв. с решениями Венского конгресса был образован Герм. союз, вкл. 38 гос-в; но не были решены многие вопросы, в т.ч. финансов, обороны и др.)

1871 – Северо-Германский Союз (в состав входили 22 монархии и три вольных города)

1919 – Веймарское гос-во (федерация вкл. 18 земель)

ОЗ ФРГ закрепил федеративную форму гос. устройства. Федерация построена по территориальному принципу. Первоначально Конституция закрепила федеративное устройство гос-ва в составе 11 земель. В настоящее время в составе ФРГ 16 субъектов федерации, а также 3 города федерального значения: Берлин, Бремен, Гамбург.

Каждая земля – свой исторический путь + свой уровень экономического, социального и культурного развития.

à Германская модель – кооперативный федерализм: федерация базируется на принципах взаимодействия и сотрудничества федеральных властей в властью субъектов федерации.

Статья 35

(1) Все власти Федерации и земель оказывают взаимную правовую и служебную помощь.

Статья 91

(1) Для отражения опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или какой-либо земли, земля может призвать полицейские силы других земель, а также силы и учреждения других управлений и федеральной пограничной охраны.

+ cотрудничество федерации и земельь в решении общенациональных вопров, в участии едеральной власти в решении отдельных задач земель, в участии земеоь в координации деятельности органов власти (через представителей в Бундесрате, координационные совещания и т.д.)

à Ассиметричная федерация:

— 3 города обладают статусом и города, и субъекта федерации

— земли имеют разное число представителей в Бундесрате

Но при этом равенство прав жителей субъектов (равенство прав и обязанностей; обеспчение единого уровня жизни на всей территории)

à Четкое разграничение исключительной компетенции федерации и конкурирующей законодательной компетенции.

К искл. ведению федерации относятся сферы общегос. значения: внешние сношения и оборона, гражданство федерации, валюта и денежное обращение, воздушный транспорт, почта и телекоммуникации и др.

Принцип конкурирующей компетенции:

Статья 72

(1) В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами.

Конкурирующая компетенция вкл. свыше 30 вопросов (гр. и уг. право, судоустройство и судопроизводство, адвокатура и нотариат, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, дела беженцев и др.)

Федерация имеет право законодательствовать в сфере конкурирующей компетенции, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании в целях обеспечения единообразных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового или эк. единства в общегос. интересах (ч. 2 ст. 72 ОЗ).

При распределении полномочий по предметам совместного ведения – принцип дополнительной компетенции: на уровне Федерации – рамочные НПА, а на ур. субъектов – детальное регулирование общ. отношений.

Если федерация испольхует свою законодательную компетенцию, то земли могут своим законом сделать исключения в сферах охотничьего дела, защиты природы, землеустройства, развития региональной инфраструктуры и др.

à Финансовые взаимоотношения:

определена сфера искл. компетенции федерации в фин. делах и сфера конкурирующей компетенции.

Распределение налоговых поступлений между бюджетами.

Федерация может предост. фин. помощь.

Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства.

à Возможность применения федерального принуждения: только в тех случаях, когда земля не выполняет возложенных на нее ОЗ и др. законами обязанностей. Фед. правительство с согласия Бундесрата может принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению своих обязанностей (ст. 37 ОЗ).

Принципы финансового федерализма:

· принцип связанности полномочий и расходов

· принцип соответствия расходов и доходов

После 1960 г. — Фонд федерального сглаживания: раз в 5 лет – «замеры» — статистика по разным показателям + выработка усредненных показателей; те земли, которые превышали: «доноры» (трансферты)

Конец 90-х гг. – действие института «сглаживания» приостановлено на неопределенный срокя, а в 2004 он был упразднен.

Теперь предусмотрено выделение дотаций из фед. бюджета новым землям.

Федеративные реформы 2006 – 2009 гг. – перераспределение предметов ведения и полномочий:

1) расширена исключительная компетенция федерация

2) расширена исключительная компетенция земель (в сферах, наиболее важных для обеспечения жизнеспособности региона)

Добавить комментарий