Формы и методы правового воспитания

Предмет и объект правового воспитания

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Из представленного определения правового воспитания несложно вычленить его предмет и объект.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

К субъектам правового воспитания относят:

  • семью;
  • институты гражданского обществ, к числу которых относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы;
  • уполномоченные органы и учреждения, а именно: школы, вузы, органы внутренних дел, СМИ и др.;
  • органы государственной власти – различные министерства и ведомства, разрабатывающие стратегии правового воспитания (например, министерство внутренних дел, министерство образования).

Правовое воспитание должно способствовать выработке у индивида здорового чувства права, современного юридического мировоззрения, острой реакции на несправедливость и произвол, уважения закона и порядка. Формирование вышеизложенных качеств у человека является главной целью правового воспитания.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

Применение других методов в совокупности с убеждением позволяет достичь наибольшего педагогического эффекта. Не менее часто применяемый на практике метод принуждения заключается в навязывании воли «воспитателя».

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

Вывод

Таким образом, процесс правового воспитания представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, профсоюзов, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Значение правового воспитания заключается формировании у гражданина, личности верного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости. Правовое воспитание позволять развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности.

Правовое воспитание обновлено: 30 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 14

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.

Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Характер правового воспитания системный.

Основные элементы правового воспитания:

1) субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;

2) объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;

3) – передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.;

4) методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:

а) убеждение;

б) принуждение;

в) личный пример;

г) поощрение;

д) наказание и т. д.;

5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:

1) правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;

2) правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);

3) правовое просвещение;

4) юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.;

5) самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.

Виды форм правового воспитания:

1) письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.;

2) устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура– это особое юридическое богатство общества, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности, общества и социальной группы.

Виды правовой культуры:

1) правовая культура общества– это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества.

Черты правовой культуры общества:

а) правовая активность населения государства;

б) уровень совершенства законодательства;

в) степень развития юридических норм, литературы и образования;

г) соотношение в праве общечеловеческого и национального начал;

д) эффективность осуществления деятельности правоприменительных органов;

2) правовая культура личности– это культура отдельного человека.

Элементы правовой культуры личности:

а) знание, а также понимание права;

б) отношение человека к праву – привычка, которая выражается в правомерном и законопослушном поведении человека;

в) навыки правового поведения – юридические значимое поведение, которое может выражаться в наличии у человека навыков эффективного использования правовых средств с целью реализации субъективных права и свобод, а также для достижения своих личных целей;

г) правовая психология;

д) правовая идеология;

3) правовая культура социальной группы– специфическая культура для таких социальных групп, как молодежь, профессиональные группы и т. д.

Черты правовой культуры социальных групп:

а) знание, уважение права и законодательства;

б) соблюдение законности;

в) наличие умения пользоваться предоставленной властью;

г) наличие способности по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;

д) правовое воспитание и обучение;

е) наличие способности быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.

Функции правовой культуры:

1) познавательно–преобразовательная,которая связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

2) праворегулятивная,которая направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом;

3) ценностно–нормативная,проявляющаяся в различных, имеющих ценностное значение жизненных фактах, которые отражаются в сознании и поступках людей;

4) правосоциализаторская,посредством которой правовая культура проявляется в формировании правовых качеств личности, организации самовоспитания и правового обучения, оказании юридической помощи;

5) коммуникативная,осуществляемая посредством общения граждан в юридической сфере.

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ

Правовой нигилизм– это форма правового сознания, которая выражается в отрицательном либо равнодушном отношении к праву.

Причины возникновения правового нигилизма:

1) особенности в историческом развитии государства;

2) самодержавие и деспотичный характер государственной власти;

4) применение репрессивного законодательства;

5) несовершенство законодательства, правовой системы;

6) отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций;

8) распространение административно–командных методов в экономической и политической жизни общества;

9) переходный период, который вызвал множество трудностей в правовой системе (кризис законности, неотлаженность механизма реализации нормативных актов и т. д.);

10) несовершенство в судебной и правоохранительной деятельности.

Признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) наличие разнообразных форм его проявления;

3) неподконтрольность;

4) усиление иными видами нигилизма (религиозным, нравственным и т. д.);

5) соединение с различными формами протеста;

6) распространение в литературе, кинофильмах, средствах массовой информации (эстетизация).

Формы выражения правового нигилизма:

1) прямое и сознательное нарушение законов и подзаконных актов (преступления и т. д.);

2) массовое неисполнение и нарушение норм права;

3) распространение антиправовой психологии:

а) возникновение норм, оправдывающих антиправовое поведение;

б) пропаганда жестокости и насилия;

4) «война законов»:

а) создание системы правовых актов, являющейся параллельной по отношению к системе законодательства;

б) противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов (т. е. административно–территориальных единиц);

в) издание государственными органами различных ветвей власти актов, которые являются взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека;

6) низкий авторитет судебных и правоохранительных органов.

Основные направления по борьбе с правовым нигилизмом:

1) укрепление в государстве режима законности;

2) гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечение верховенства основного и иных законов государства;

4) совершенствование правовой системы;

5) обеспечение правового порядка в государстве;

6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;

7) осуществление в государстве правового воспитания.

ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ

Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления.

Основные формы проявления:

1) нереалистическое отношение к праву;

2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права;

3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь;

4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений;

5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений;

6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме:

а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов;

б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта;

в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом;

г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т. д.;

7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки;

8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т. д.

Причины распространения:

1) особенности в историческом развитии государства;

2) историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству;

3) недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий;

4) ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций;

5) наличие неразвитого и искаженного правового сознания;

6) недостаток в развитии политической и правовой культуры;

7) юридическая неграмотность и т. д.

Основные направления по осуществлению борьбы с правовым идеализмом:

1) укрепление в государстве режима законности и правопорядка;

2) гарантирование предоставления населению государства провозглашенных прав и свобод человека и гражданина;

3) повышение качества нормативных актов и их сокращение;

4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения;

5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности;

6) осуществление правового воспитания;

7) приведение и приближение норм права и целой юридической науки к реальности и действительности и т. д.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15

Центральными элементами системы правового воспитания личного состава Вооруженных Сил являются субъекты и объекты.

Субъектами правового воспитания личного состава являются:

общество, государственные институты и учреждения;

органы местного самоуправления;

средства массовой информации;

общественные организации и объединения;

органы военного управления;

командиры (начальники);

подразделения юридической службы;

воинские коллективы.

Объектами правового воспитания являются:

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

граждане, пребывающие в запасе, призванные для прохождения военных сборов.

Сущность, содержание и задачи правового воспитания.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, его институтов и учреждений, а также должностных лиц по формированию правомерного поведения личности, отвечающего потребностям общества, и побуждающая ее к поддержанию и укреплению правопорядка в стране.

Правовое воспитание личного состава Вооруженных Сил — это целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Главной задачей правового воспитания является достижение того, чтобы военнослужащие знали, всегда и везде строго и точно соблюдали Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Военную присягу, уставы, требования других нормативно-правовых актов и активно участвовали в их реализации.

Задачи правового воспитания:

— обучение личного состава правовым знаниям;

— превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения;

— привитие личному составу чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм;

— формирование готовности и умения личного состава активно отстаивать и защищать свои права;

— укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах.

Основные принципы правового воспитания в Вооруженных Силах:

— гуманизация;

— научная обоснованность;

— индивидуальный подход;

— воспитание в коллективе и через коллектив;

— воспитание в процессе воинской деятельности;

— комплексность в воспитании личного состава;

— целеустремленность и конкретность;

— гибкость и динамизм в содержании, формах и методах;

— систематичность и непрерывность.

Основные направления правового воспитания:

— выработка четких мировоззренческих установок в условиях сложной и противоречивой общественно-политической ситуации в стране и реформирования Вооруженных Сил;

— формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения;

— анализ ситуации в стране и Вооруженных Силах с решением проблем укрепления законности и правопорядка и определение на этой основе системы приоритетов на ближайшую и долговременную перспективу;

— обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания личного состава Вооруженных Сил;

— использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания;

— обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания;

— повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативно-правовых актов;

— организация противодействия противоправному общественному мнению в воинских коллективах;

— повышение эффективности научных исследований в области формирования у личного состава правосознания, теории и практики поддержания правопорядка и дисциплины в войсках;

— улучшение морально-психологического климата в воинских коллективах.

С точки зрения содержания и практического осуществления правовое воспитание включает три неразрывно связанные между собой составные части:

во-первых, это систематическое, планомерное воздействие на личность с целью доведения до ее сознания требований права;

во-вторых, обеспечение благоприятного влияния социальной среды, создание надлежащих условий для интенсивного усвоения личностью общественного правосознания и правовых норм;

в-третьих, включение личного состава в практическую деятельность, содействующую формированию у него потребности в правовых знаниях и воспитанию привычки соблюдать требования законов, иных нормативных правовых актов.

На практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям: путем разъяснения и изучения действующего законодательства и путем воздействия на сознание и чувства людей практикой применения правовых норм.

Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются:

правовая пропаганда;

правовое обучение;

правовое самообразование.

Воздействие на сознание и чувства личного состава правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как:

поддержание твердого уставного порядка;

личный пример командиров (начальников);

правильная дисциплинарная практика;

своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений;

создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

деятельность органов военной юстиции;

участие личного состава в работе по укреплению законности и правопорядка.

Date: 2015-06-11; view: 1807; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания — передача воспитуемым юридического опыта общества;формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания — это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

Вопрос 2Административные правонарушения и административные взыскание

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них — противоправность — означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка — это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
  • воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения
  • это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность — это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость — это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

  • посягающие на права граждан и здоровье населения;
  • посягающие на собственность;
  • в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • в области промышленности;
  • в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • в области финансов и торговли;
  • посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Административное взыскание — это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

§ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;

§ лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

§ по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

§ в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

§ в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

§ по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация — это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Добавить комментарий