Посредник в трудовом споре

На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника для урегулирования имеющихся между ними разногласий. Приглашение посредника является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора. Хотя в установленных законодательством случаях приглашение посредника является основанием для освобождения сторон коллективного трудового спора от обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58. Посредник определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора. В случае необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Как уже отмечено, кандидатура посредника должна быть определена соглашением сторон коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней после окончания рассмотрения возникших разногласий примирительной комиссией.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в урегулировании коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого дана в качестве приложения N 1 к указанным Рекомендациям. Данный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора. Если стороны коллективного трудового спора не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то в этом протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Законодательство не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор. В качестве посредника может быть привлечен работник другой организации, что предполагает заключение соответствующего соглашения с ним и руководителем организации, в которой он работает. Общая продолжительность участия посредника в урегулировании коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году. Данное положение не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянной работы.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к урегулированию коллективного трудового спора в качестве посредника, может быть осуществлена по соглашению его сторон. При этом за посредником может быть сохранена средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также компенсированы расходы по проезду, проживанию, суточные расходы.

Посредник имеет право: 1) запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора документы и сведения, касающиеся возникших при его ведении разногласий; 2) проводить в случае необходимости совместные и раздельные заседания представителей сторон коллективного трудового спора; 3) предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора; 4) подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при его участии.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением его сторон с участием приглашенного ими посредника. Посредник призван оказать помощь сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию возникших разногласий на основе конструктивного диалога. В п. 6 названных Рекомендаций говорится о том, что посредником может быть любой независимый специалист. Данная формулировка не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор, поскольку способность посредника выступить в качестве независимого специалиста при урегулировании возникших разногласий определяется сторонами данного спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника должно быть проведено в течение семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). В случае необходимости по соглашению сторон коллективного трудового спора и получения согласия посредника этот срок может быть продлен, что также следует оформлять протоколом, подписываемым полномочными представителями работников и работодателя, а также посредником. Данное соглашение может быть отменено по волеизъявлению его сторон.

Согласованное решение сторон коллективного трудового спора, принятое с участием посредника, оформляется протоколом совместного заседания полномочных представителей его сторон и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Названный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем должны быть зафиксированы конкретные меры по урегулированию возникших разногласий, а также указано на прекращение коллективного трудового спора в связи с их урегулированием.

В том случае, если разногласия, составляющие предмет коллективного трудового спора, полностью не разрешены, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого дана в качестве приложения N 3 к названным Рекомендациям. Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к статье 403 ТК РФ

В том случае, если сторонам не удалось достичь соглашения в рамках работы примирительной комиссии (см. ст. 402 ТК), они обязаны провести переговоры по поводу приглашения посредника. Кроме того, в соответствии со ст. 406 ТК в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать незамедлительного (не позднее следующего рабочего дня) проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

Данная стадия является добровольной — посредник может принять участие в разрешении спора лишь с согласия обеих спорящих сторон. Важно понимать, что посредник не может принимать никакого решения по существу спора — оно принимается (либо не принимается) самими спорящими сторонами. А задача посредника — помочь сторонам выработать согласованную позицию. Стоит отметить, что срок рассмотрения спора на данном этапе существенно сокращен: стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий (ранее срок составлял три рабочих дня). Кроме того, законодатель восполнил пробел, прописав процедуру оформления отказа сторон (одной из сторон) от данной примирительной процедуры, указав на необходимость составления соответствующего протокола.

Новая редакция статьи дополнена ч. 2, в соответствии с которой при наличии согласия сторон коллективного трудового спора о рассмотрении трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны обязаны согласовать кандидатуру посредника. Посредник может быть найден сторонами самостоятельно либо при необходимости стороны могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган.

Если стороны все же не смогли достичь согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Стороны могут установить свой порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника. Помимо норм ТК к деятельности посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58 <1>.

———————————
<1> Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8.

В приложении N 4 к Рекомендациям Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника содержится Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров.

Часть 4 комментируемой статьи наделяет посредника рядом полномочий, в частности, он имеет право запрашивать у сторон и получать от них необходимые документы и сведения, но только касающиеся данного спора.

Часть 5 изложена в новой редакции и оговаривает сроки рассмотрения спора с участием посредника (вновь учитывая при этом уровень социального партнерства): на локальном уровне срок составляет до трех рабочих дней, на иных уровнях — до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника.

Таким образом, если ранее на рассматриваемый этап сторонам отводилось максимум 10 рабочих дней: три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с его участием, то в настоящее время сторонам придется уложиться в четыре рабочих дня, если речь идет о локальном уровне, и в шесть рабочих дней на иных уровнях социального партнерства. Однако стороны имеют право продлить рассмотрение спора на любой срок в соответствии с ч. 7 ст. 401 ТК.

Разрешение коллективного трудового спора на этой стадии может завершиться либо принятием сторонами согласованного решения в письменной форме, либо составлением протокола разногласий (примерная форма такого протокола содержится в приложении N 3 к вышеуказанным Рекомендациям Минтруда России).

Другой комментарий к статье 403 ТК РФ

1. В современной России на протяжении нескольких лет активно формируется практика разрешения споров с участием посредника. Трудовые отношения не являются исключением, в связи с этим ТК РФ предусматривает возможность участия посредника в разрешении коллективного трудового спора.

Однако следует учитывать, что процедура медиации, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», не применяется к коллективным трудовым спорам.

Процедура урегулирования спора с участием посредника регламентируется постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника». Решение вопроса о привлечении посредника принимается в кратчайший срок, который определяется законом как срок не позднее следующего рабочего дня. Указанный срок предусмотрен законом для принятия сторонами спора решения о необходимости и возможности привлечения посредника для урегулирования возникших разногласий.

Принятие такого решения осуществляется посредством переговоров, которые направлены на решение двух основных вопросов: о привлечении посредника и о выборе кандидатуры привлекаемого посредника. В случае определения посредника он привлекается к переговорам по урегулированию возникшего конфликта. Если же стороны в ходе переговоров не достигнут согласия либо откажутся от привлечения посредника, им предоставлено законом право использования иных форм урегулирования данного спора, в том числе и путем рассмотрения его в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж в настоящее время не имеет достаточного применения, в большинстве случаев стороны используют иные формы урегулирования спора. Однако данный факт никоим образом не умаляет его значения.

2. Факт привлечения посредника к урегулированию спора, а также иные имеющие значение обстоятельства отражаются в соглашении сторон. Следует заметить, что в качестве предмета такого соглашения закон указывает лишь факт привлечения посредника. Иные вопросы разрешаются сторонами только после заключения такого соглашения.

Учитывая, что трудовой договор, как правило, заключается в письменной форме, то и соглашение по привлечению посредника также должно заключаться в письменной форме, что создает дополнительные гарантии защиты прав участников данного спора. Определение содержания указанного соглашения требует детального исследования ряда норм ТК РФ, в первую очередь, положений комментируемой статьи.

Консолидация правовых предписаний указывает на то, что в соглашении определяется не только возможность привлечения посредника, но и порядок осуществления им деятельности по урегулированию спора, т.е. соглашение в большинстве своем имеет процессуальный характер и направлено на определение процедуры деятельности привлекаемого субъекта. Одновременно закон предоставляет дополнительный срок для утверждения кандидатуры посредника — не более 2 рабочих дней с момента заключения соглашения. Таким образом, устанавливая процессуальные особенности деятельности посредника, стороны определяют его кандидатуру лишь после регламентации порядка осуществления его деятельности.

Выбор кандидатуры может быть произведен как лично сторонами по согласованию друг с другом, так и с учетом рекомендаций уполномоченного органа. Указанные рекомендации не являются императивным требованием, в связи с чем их предоставление может осуществляться исключительно по инициативе участников спора. Самостоятельно представление рекомендуемой кандидатуры не является обязанностью уполномоченного органа. В большинстве случае стороны определяют кандидатуру по собственному усмотрению из числа известных лиц, в том числе успешных бизнесменов и т.п.

Следует заметить, что закон не предусматривает, в какой форме определяется решение по кандидатуре посредника. Наиболее адекватным представляется ее отражение в рамках указанного выше соглашения участников спора, но течение срока закон связывает именно с моментом заключения соглашения, что не позволяет зачастую отразить в нем данный аспект, а соответственно, требует заключения еще одного соглашения сторон. В случае отсутствия возможности согласования кандидатуры стороны фактически отказываются от привлечения посредника и могут использовать иные формы урегулирования спора, в первую очередь, предусмотренные ТК РФ.

3. Полномочия посредника закон не регламентирует, что позволяет в значительной степени их расширять применительно к конкретным обстоятельствам спора. В самом общем виде его полномочия и компетенцию можно определить как совокупность действий, направленных на урегулирование спора и достижение согласия его участников.

Нормативное регулирование деятельности посредника закон строит по принципу минимизации предписаний и предоставления максимальной самостоятельности указанного субъекта. В связи с этим его требования охватывают собой лишь права посредника, сопряженные с подготовительным этапом разрешения спора. В частности, для достижения целей привлечения посредника он, в первую очередь, должен ознакомиться с его сущностью и причинами возникновения. Такое ознакомление возможно на основании документации работодателя, а соответственно, возникает необходимость получения таких документов и ознакомления с их содержанием.

В связи с этим закон предоставляет посреднику право запрашивать у сторон спора необходимые документы и сведения. Иные права и обязанности посредника определяются сторонами спора в рамках заключенного ими соглашения. Поскольку кандидатура посредника определяется соглашением сторон, то, как правило, они предоставляют ему максимальную свободу деятельности для достижения основной цели — разрешения спора. Предоставленная свобода никоим образом не освобождает посредника от соблюдения общих требований нормативных актов, в том числе и обязанности по сохранению конфиденциального характера полученной информации, законности и объективности его деятельности и т.п.

Деятельность посредника носит временный, причем краткосрочный характер, поскольку призвана способствовать максимально быстрому урегулированию противоречий между сторонами трудовых отношений. В зависимости от уровня трудового спора период деятельности посредника может составлять от 3 до 5 рабочих дней. Указанный срок включает в себя полный цикл деятельности посредника — от момента его привлечения, т.е. начала фактического исполнения обязанностей, до принятия решения по спору, независимо от содержания такого решения.

Результатом деятельности посредника всегда выступает решение сторон по существу спора. Особо следует заметить, что такое решение должно быть изготовлено с учетом специальных требований закона, в том числе и к форме его изложения, — в письменной форме с составлением протокола разногласий. Наиболее рациональным представляется в данном случае составление протокола разногласий до момента начала деятельности посредника, что позволит ему заблаговременно определить предмет собственной деятельности, а также выбрать наиболее эффективные средства воздействия на участников конфликта. В результате деятельности посредника возникает необходимость лишь отражения результатов по каждому из разногласий. В ряде случаев при изложении решения можно отразить результаты применительно к каждому разногласию, причем отображению подлежат как положительные результаты, так и отрицательные. По разногласиям с отрицательным решением спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, либо противоречия могут быть урегулированы иным не противоречащим закону способом.

В большинстве своем нормы комментируемой статьи носят общий характер и призваны определить лишь наиболее важные аспекты деятельности посредника при урегулировании конфликта. Указанные предписания требуют их конкретизации в рамках ряда специальных подзаконных нормативных актов. Однако в настоящее время рассматриваемые общие положения носят исключительный характер, а сложившаяся практика нередко рассматривает данный механизм урегулирования трудового спора в качестве архаичного, который все реже используется в практической деятельности субъектов трудовых правоотношений.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступаю к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

Главная функция посредника – оказание помощи сторонам спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основании конструктивного диалога. Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства и методов ведения договорного процесса.

Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, оперативно и чутко реагировать на смену настроения участников переговоров.

Как заметил проф. И. Я. Киселев, успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника. Он должен завоевать авторитет у сторон, их полное доверие, создать у них твердое убеждение в том, что он порядочен, независим, беспристрастен.

В роли посредника может выступать любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации органа Федеральной службы по труду и занятости.

В соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 58, орган Федеральной службы по труду и занятости в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно должен составлять списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

О назначении конкретного лица посредником стороны уведомляются в письменной форме.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Как правило, посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами спора.

За рубежом посредник каждый раз применяет особый подход, стратегию и тактику. Техника примирительно-посреднической процедуры на Западе отражает достижения прикладной социологии, психологии труда, конфликтологии; учитывает данные и методику других наук: экономики, этики, физиологии, антропологии; используется приемы, доказавшие эффективность при осуществлении торгового и международного сотрудничества.

В ходе переговоров посредник не вправе оказывать давление на стороны спора при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Посредник имеет следующие права:

  • – запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;
  • – в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • – предлагать возможные варианты разрешения спора;
  • – подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участие посредника осуществляется на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами спора согласованного письменного решения или составлением протокола разногласий.

Согласованное решение представителей сторон спора и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон спора и посредника и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, который подписывается представителями сторон и посредником.

Рассмотрение спора с участием посредника.
Чем эффективна данная процедура?
Соглашение сторон о кандидатуре посредника.
Кто может быть посредником?
Каковы его функции?
Какими правами он наделен?
Механизм рассмотрения спора с участием посредником.
Форма принимаемых решений .
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией. После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня приступают к переговорам по урегулированию конфликта с участием посредника.

Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:

1)стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;

2)стороны приняли решение о приглашении посредника;

3) стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

Чем эффективна данная процедура?

Эффективность данной процедуры заключается в том, что посредник оказывает помощь сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора предоставляет сторонам дополнительные возможности для его урегулирования

Посредник предлагает сторонам спора альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Выбор посредника.

Стороны коллективного трудового спора в течение двух рабочих дней могут пригласить посредника.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров,

За рекомендацией кандидатуры посредника стороны могут обратиться государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», созданного социальными партнерами г. Москвы 11 сентября 2001 г. (постановление № 840-ПП Правительства Москвы). Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В регионах при трехсторонней комиссии может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж, который может оказать содействие в подборе трудового арбитра и выработке регламента процедуры урегулирования спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рас­смотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Если в течение двух рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Функции и права посредника.

Посредник в своей деятельности по урегулированию кол­лективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, Регламентом принятым сторонами коллективного трудового спора.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения.

Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осу­ществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней со дня его утверждения сторонами.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал и утвердил типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Форма принимаемых решений

Согласованное решение сторон оформляется протоколом сов­местного заседания сторон и посредником.

Если соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику кон­фиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой.

Схема рассмотрения спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Регламент сторон о порядке рассмотрения спора с участием посредника.

Протокол заседания представителей сторон о рассмотрении спора с участием посредника.

Протокол разногласий сторон спора и посредника.

Нормативно- правовые акты. Ст.403 ТК РФ

Тест с целью проверки знания по данной теме.

Добавить комментарий