Формы исполнительной деятельности

Под правовыми формами осуществления государственного управления (исполнительной власти) понимают такие формы внешнего выражения административной деятельности, которые всегда влекут за собой определенные юридически значимые последствия.

К правовым формам относят, в частности:

– издание нормативных и ненормативных правовых актов;

– заключение договоров;

– совершение иных юридически значимых действий. Неправовые формы административной деятельности, в отличие от правовых, не влекут прямых юридически значимых последствий и сводятся к совершению различных организационных действий и материально-технических операций.

Под административно-правовым действием следует понимать властный волевой акт поведения административного органа, совершаемый в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленный на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления указанным органом административной деятельности, и влекущий для названных лиц определенные правовые последствия.

Признаки административно-правовых действий:

– совершаются только в процессе осуществления административной деятельности;

– производятся только административными органами в пределах их компетенции;

– виды и порядок (процедуры) их совершения определяются нормами административного права.

Классификация административно-правовых действий

1. В зависимости от сферы осуществления (внутренней или внешней) административной деятельности:

– действия, совершаемые внутри государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, – так называемые внутриорганизационные административно-правовые действия;

– действия, совершаемые административными органами в сфере их внешневластной деятельности, т. е. в отношении не подчиненных им организационно-физических и юридических лиц.

2. В зависимости от целей совершения (направленности) и содержания:

– действия, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

– действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, а также на обеспечение общественной безопасности, безопасности государства, отдельных лиц (административно-охранительные действия).

3. Различают следующие действия в зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:

действия, которые непосредственно влекут возникновение прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются (составление уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина протокола об административном правонарушении);

совершение которых не влечет непосредственно возникновения прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются, однако создает возможность возникновения таких последствий.

4. В зависимости от наличия или отсутствия необходимости официально-документального оформления совершаемых действий различают следующие:

подлежащие официально-документальному оформлению;

не подлежащие официально-документальному оформлению.

Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержание, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Содержание — это совокупность элементов, процессов, связей, отношений, образующих данный феномен, а форма — способ существования, внешнее проявление, структура содержания.

Общепризнано существование у каждого объекта внутренней и внешней форм. Последняя — это внешняя граница, внешний образ объекта, она выражает и обеспечивает его связь с другими явлениями. Под внутренней формой понимается способ связи элементов целого, его структура. Форма таких сложных систем, как государство, право, исполнительная власть, сама очень сложна, у нее много сторон, своя структура.

Правильное понимание проблемы формы управления (исполнительной власти) способствует более глубокому проникновению в ее содержание. Еще больше его практическая ценность, так как эффективность управления в немалой степени зависит от правильного использования всего арсенала форм деятельности. Умелое сочетание различных элементов формы способствует лучшей организации административной власти, совершенствованию ее связей с внешней средой.

Содержание деятельности исполнительной власти составляют выполняемые ею управленческие функции. А понятие ее формы многоаспектно, она имеет много форм. Организационной формой административной власти является аппарат, государственная администрация юридически в основном оформлена административным правом.

В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения»1, «внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления…»2. В общем с таким мнением можно согласиться, если признать его одним из возможных подходов к анализу формы функционирования исполнительной власти и если иметь в виду деятельность всех субъектов публичного управле-

1 Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1990. С. 150 (автор главы М. И. Пискотин).

2 Советское административное право. Учебник для вузов. М., 1985. С. 174 (автор главы Ю. М. Козлов).

§ 1. Виды форм деятельности исполнительной власти 151

ния. Фактически здесь речь идет о различении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или, иными словами, ее правовым последствиям.

При таком подходе различают правовые и неправовые формы осуществления исполнительной власти. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются: 1) принятие правовых актов (решений); 2) заключение договоров; 3) совершение иных юридически значимых действий.

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной власти. Если в прошлом они в основном были стороной в трудовых отношениях (коллективных, трудовых договорах), то теперь они заключают много административных договоров (соглашения между разными субъектами управления, контракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.). И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве, действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомогательную деятельность, способствующую выполнению их основной — управленческой — функции. Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-правовых договоров между субъектами Федерации, межгосударственных и иных международных договоров.

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-технические операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

152 Глава 7 Формы деятельности исполнительной власти

Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рассылка документов), обработкой информации (подсчеты, подготовка данных длл машинной обработки), разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нуждающихся в неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте (охрана, организация питания и др.).

Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирования исполнительной власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм деятельности. Одностороннее увлечение изданием правовых актов, не подкрепленное организационными, материально-техническими действиями, может создать ситуацию, которая в народе называется «контора пишет». Руководители, увлекающиеся организационными действиями и недооценивающие роль правовых средств, тоже могут не решить стоящих перед ними задач, не получить желаемых результатов, стать «обе-~щалкиными»

Известно, что правосудие всегда осуществляется в процессуальной форме, которая является ее атрибутивным признаком. А исполнительная власть, управление может иметь процессуальную форму, а может и не иметы Соответственно можно различать процессуальную и непроцессуальную формы осуществления власти.

Юридический процесс можно понимать как властную деятельность уполномоченных субъектов, направленную на решение конкретных юридических дел и достаточно полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая это понятие, необходимо выделить основные признаки юридического процесса.

Во-первых, это деятельность, в которой реализуются властные полномочия. В соответствующих отношениях участвуют и граждане, и организации, но лидирующая роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от разнообразных процедур (заключение договоров, организация пресс-конференций, регистрации и т. д.).

Во-вторых, результатом процессуальной деятельности является решение юридических дел (принятие нормативного акта, прием в гражданство, применение санкции и т. д.) Поэтому она оформляется официальными документами как промежуточными, так и итоговыми

В-третьих, она с большей или меньшей степенью детальности регламентируется процессуальными нормами, которые определяют участников процесса, их права и обязанности, подведомственность,

§ 2 Административный процесс 153

последовательность и сроки совершения действий, правила оформления документов, принятия, обжалования, исполнения решений

К сожалению, реализация властных полномочий не всегда регулируется достаточно полно и четко. В этом отношении предстоит проделать большую работу, ибо развитость процессуальной формы — необходимое условие и показатель состояния демократии и законности в стране, в отдельных сферах государственной жизни.

Процессуальная форма — это юридическая конструкция, которая закрепляет целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел. А процессуальной можно назвать деятельность, осуществляемую в процессуальной форме, соответствующую всем названным выше признакам.

Исполнительная власть сама непосредственно и полностью осуществляет административно-процессуальную деятельность, ей принадлежит важная роль в законодательном, избирательном, бюджетном процессах, как правило, она начинает уголовные дела и исполняет приговоры судов, она же нередко участвует в гражданском и других правоприменительных процессах. Исполнительная власть участвует во всех существующих юридических процессах, она осуществляет большую и разнообразную процессуальную деятельность.

Полезно поделить всю исполнительно-распорядительную деятельность еще по одному критерию, связанному с формой. Этот критерий — гласность, открытость. В основном исполнительная власть действует гласно, информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы деятельности, информация о последних секретна. Это, например, оперативно-розыскная, разведывательная, и частично внешне-экономическая деятельность

§ 2. Административный процесс

Что такое процесс? Это известная совокупность действий, событий, приводящих к определенному результату, итогу. Иными словами, здесь есть динамика, неоднократность, результат В зависимости от форм движения материи различают процессы физические, химические, биологические, социальные.

Юридические процессы являются разновидностью социальных. Их отличают следующие особенности:

1) это сознательная, целенаправленная деятельность;

2) она связана с реализацией властных полномочий субъектами публичной власти;

3) она запрограммирована на достижение определенных юридических результатов, направлена на решение юридических дел;

154 • Глава 7. Формы деятельности исполнительной власти

4) промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

5) полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами.

Административный процесс стоит в одном ряду с такими юридическими процессами, как уголовный, гражданский, законодательный, бюджетный. Если, с одной стороны, он является видом юридического процесса и обладает всеми свойственными последнему признаками, то с другой — это вид управленческой (исполнительной) деятельности, которому присущи следующие особенности:

1) он представляет собою разновидность властной деятельное-ти субъектов исполнительной власти. Таковыми являются и судьи (когда они рассматривают дела об административных проступ-ках), и прокуроры;

2) он направлен на решение определенных управленческих дел, достижение юридических результатов;

3) он урегулирован нормами административного права. Особен-ность административного права как отрасли состоит в том, что в ней сосуществуют материальные и процессуальные нормы. Бла-годаря последним управленческие процедуры, реализация испол-нительной власти приобретают большую определенность, науч-ность, унифицируются, становятся более демократичными. Иными словами, процессуальное регламентирование способствует повышению эффективности властной деятельности.

Государственной администрации приходится использовать властные полномочия при решении самых разнообразных дел. В зависимости от их содержания административный — самый большой из юридических процессов — можно поделить на три части: 1) процесс административного правотворчества; 2) правонадели-тельный (оперативно-распорядительный) процесс; 3) администра-тивно-юрисдикционный процесс.

Конкретизируя содержание решаемых исполнительной властью дел, учитывая субъектов деятельности, каждую из трех названных разновидностей административного процесса можно разбить на более мелкие части — производства.

Административное производство, будучи составной частью административного процесса, отличается от других административных производств, главным образом, содержанием решаемых дел, о чем прямо говорится в его названии. Так, в правонаделительном административном процессе выделяются производства:

1) по комплектованию личного состава (призыв на военную службу, прием в вузы и др.);

§ 2 Административный процесс 155

2) по приватизации государственного и муниципального имущества;

3) поощрительное;

4) распределительное;

5) разрешительное и др.

В административно-юрисдикционном процессе объединены производства:

1) ло жалобам и заявлениям граждан;

2) ло делам об административных правонарушениях граждан1;

3) по применению мер административного пресечения (принудительного лечения и др.);

4) дисциплинарное.

Деление административного процесса на производства детерминирует формирование институтов административно-процессуального права. Можно назвать институты дисциплинарного, приватизационного производства, производства по делам об административных правонарушениях граждан и др.

Единого акта, регламентирующего административный процесс, нет. Возможно, в будущем удастся подготовить и принять административно-процессуальный кодекс, хотя разнообразие административных производств делает эту задачу очень трудной. В настоящее время административный процесс регулируется очень многими актами. Среди них мало чисто процессуальных источников, чаще всего в источниках административного права одновременно содержатся и материальные, и процессуальные нормы (например, в КоАП РСФСР, в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», Таможенном кодексе РФ).

Для процессов характерна волнообразность, цикличность, стадийность. А юридические нормы четко оформляют стадии процессуальной активности. Каждое юридическое дело проходит ряд стадий.

Стадии как совокупность действий различаются непосредственными целями и задачами (1); особым кругом участников и спецификой их правового статуса (2); комплексом процессуальных действий (3); кругом юридических фактов (4); правовыми результатами и их процессуальным оформлением (5).

Общими для административного процесса, а значит, и для любого из входящих в него производств являются следующие стадии:

1 К сожалению, очень медленно формируется производство по делам об административных нарушениях организаций.

156 Глава 7. Формы деятельности исполнительной власти

1) анализ ситуации (в разных производствах она может называться по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.), в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах, о существующих проблемах. Эта информация фиксируется на материальных носителях в виде протоколов, справок, схем, отчетов и т. п. и кладется в основу управленческих решений;

2) принятие решения (приказа, постановления, инструкции), в котором фиксируется воля субъекта власти. Решение — сознательно-волевой акт выбора одной из существующих возможностей. В нем содержится императивная, новая информация, созданная субъектом власти. Будучи административным актом оно, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает;

3) исполнение решения. Решение — это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные действия, права, отношения, процессы, блага. В правотворческих процессах заключительной является стадия обнародования акта, доведения его до сведения.

В ряде случаев признается целесообразным усложнение про

цедуры решения исполнительной властью определенных катего

рий дел, установления дополнительных стадий. Так, ряд произ

водств (приватизационное, по жалобам и др.) дополнены стадиями

возбуждения дела, в производстве по делам об административ- «

ных правонарушениях признана необходимой стадия пересмотра f

постановлений1. |

В зависимости от сложности (а об этом, в частности, можно су- JJL дить по числу установленных законодательством стадий) произ- г водства можно поделить на ускоренные, обычные и усложненные. |

В большинстве стадий нетрудно выделить этапы — совокуп- г

ность действий, преследующих какую-то внутристадийную про- «*

межуточную цель. Например, во второй стадии производства по !

делам об административных правонарушениях — рассмотрении |

дела — есть такие этапы: подготовка к рассмотрению дела, ана- J

лиз имеющихся данных, принятие постановления, доведение пос- I

тановления до сведения правонарушителя, потерпевшего, орга

Тема 6. Формы деятельности исполнительной власти

6. 1. Виды форм деятельности исполнительной власти

6. 2. Административный процесс

Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержа­ние, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Со­держание — это совокупность элементов, процессов, связей, от­ношений, образующих данный феномен, а форма — способ существования, внешнее проявление, структура содержания.

Общепризнано существование у каждого объекта внутренней и внешней форм. Последняя — это внешняя граница, внешний об­раз объекта, она выражает и обеспечивает его связь с другими явлениями. Под внутренней формой понимается способ связи эле­ментов целого, его структура. Форма таких сложных систем, как государство, право, исполнительная власть, сама очень сложна, у нее много сторон, своя структура.

Правильное понимание проблемы формы управления (испол­нительной власти) способствует более глубокому проникновению в ее содержание. Еще больше его практическая ценность, так как эффективность управления в немалой степени зависит от пра­вильного использования всего арсенала форм деятельности. Уме­лое сочетание различных элементов формы способствует лучшей организации административной власти, совершенствованию ее связей с внешней средой.

Содержание деятельности исполнительной власти составляют выполняемые ею управленческие функции. А понятие ее формы многоаспектно, она имеет много форм. Организационной формой административной власти является аппарат, государственная администрация юридически в основном оформлена администра­тивным правом.

В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения»‘, «внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами госу­дарственного управления…»^ В общем с таким мнением можно согласиться, если признать его одним из возможных подходов к анализу формы функционирования исполнительной власти и если иметь в виду деятельность всех субъектов публичного управления. Фактически здесь речь идет о различении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или, иными словами, ее правовым последствиям.

При таком подходе различают правовые и неправовые формы осуществления исполнительной власти. Правовой считается дея­тельность, которая непосредственно влечет определенные право­вые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм выделяются: 1) принятие правовых актов (решений); 2) заключение договоров; 3) совершение иных юридически значимых действий.

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты испол­нительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменя­ются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращают­ся ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной власти. Если в прошлом они в основном были стороной в трудовых отношениях (коллективных, трудовых дого­ворах), то теперь они заключают много административных дого­воров (соглашения между разными субъектами управления, кон­тракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.). И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве, действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомо­гательную деятельность, способствующую выполнению их основ­ной — управленческой — функции. Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-пра­вовых договоров между субъектами Федерации, межгосударствен­ных и иных международных договоров.

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-техничес­кие операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламен­тируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методичес­ких рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистичес­кого учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

Выполнение материально-технических операций связано с де­лопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рас­сылка документов), обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки), разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нужда­ющихся в неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте (охрана, организация питания и др.).

Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирова­ния исполнительной власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм деятельности. Одностороннее увлечение изданием правовых актов, не подкрепленное организационными, материально-техническими действиями, может создать ситуацию, которая в народе называется «контора пишет». Руководители, увлекающиеся организационными действиями и недооцениваю­щие роль правовых средств, тоже могут не решить стоящих пе­ред ними задач, не получить желаемых результатов, стать «обещалкиными».

Известно, что правосудие всегда осуществляется в процессуаль­ной форме, которая является ее атрибутивным признаком. А ис­полнительная власть, управление может иметь процессуальную форму, а может и не иметь. Соответственно можно различать про­цессуальную и непроцессуальную формы осуществления власти.

Юридический процесс можно понимать как властную деятель­ность уполномоченных субъектов, направленную на решение кон­кретных юридических дел и достаточно полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая это понятие, необходимо выделить основные признаки юридического процесса.

Во-первых, это деятельность, в которой реализуются властные полномочия. В соответствующих отношениях участвуют и гражда­не, и организации, но лидирующая роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от разнообраз­ных процедур (заключение договоров, организация пресс-конфе­ренций, регистрации и т. д.).

Во-вторых, результатом процессуальной деятельности являет­ся решение юридических дел (принятие нормативного акта, при­ем в гражданство, применение санкции и т. д.). Поэтому она офор­мляется официальными документами как промежуточными, так и итоговыми.

В-третьих, она с большей или меньшей степенью детальности регламентируется процессуальными нормами, которые определяют участников процесса, их права и обязанности, подведомственность, последовательность и сроки совершения действий, правила оформ­ления документов, принятия, обжалования, исполнения решений.

К сожалению, реализация властных полномочий не всегда ре­гулируется достаточно полно и четко. В этом отношении предсто­ит проделать большую работу, ибо развитость процессуальной формы — необходимое условие и показатель состояния демокра­тии и законности в стране, в отдельных сферах государственной жизни.

Процессуальная форма — это юридическая конструкция, ко­торая закрепляет целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел. А процессуальной мож­но назвать деятельность, осуществляемую в процессуальной фор­ме, соответствующую всем названным выше признакам.

Исполнительная власть сама непосредственно и полностью осу­ществляет административно-процессуальную деятельность, ей принадлежит важная роль в законодательном, избирательном, бюджетном процессах, как правило, она начинает уголовные дела и исполняет приговоры судов, она же нередко участвует в граждан­ском и других правоприменительных процессах. Исполнительная власть участвует во всех существующих юридических процессах, она осуществляет большую и разнообразную процессуальную де­ятельность.

Полезно поделить всю исполнительно-распорядительную дея­тельность еще по одному критерию, связанному с формой. Этот критерий — гласность, открытость. В основном исполнительная власть действует гласно, информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы деятельности, информация о последних секретна. Это, например, оперативно-розыскная, раз­ведывательная, и частично внешне-экономическая деятельность.

В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен:

знать

  • • административно-правовые формы и методы государственного управления;
  • • понятие и виды правовых актов управления;
  • • сущность мер административного принуждения;
  • • виды административных наказаний;

уметь

  • • находить нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти;
  • • анализировать и идентифицировать правовые нормы, регламентирующие порядок применения мер административного принуждения;

владеть

  • • навыками системного анализа норм, определяющих формы и методы деятельности органов исполнительной власти;
  • • навыками поиска информации, необходимой для анализа деятельности органов исполнительной власти в установленных формах и соответствующими методами.

Административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в установленных формах и соответствующими методами. Формы деятельности органов исполнительной власти — внешне выраженные действия органа исполнительной власти (должностного лица), осуществляемые в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия. Это совокупность приемов, применяемых органами исполнительной власти для выполнения возложенных на них задач и функций.

Д. Н. Бахрах отмечает, что «фактически здесь речь идет о различии исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или, иными словами, ее правовым последствиям».

По содержанию выделяют: административно-правовые формы (их применение влечет за собой юридические последствия) и неправовые (организационные) формы осуществления исполнительной власти.

К юридически значимым действиям можно отнести постановку граждан на регистрационный учет, выдачу различных лицензий, разрешений, принятие постановления о назначении административного наказания и др.

Неправовыми формами деятельности органов исполнительной власти считаются организационные действия (проведение совещаний, разработка программ, прогнозов, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета и т.п.) и материально-технические операции (делопроизводство, обработка информации и т.п.), которые не влекут юридических последствий.

Для реализации задач и функций, возложенных на субъекты исполнительной власти, последние издают огромное количество правовых актов управления. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, которые регулируют однотипные управленческие отношения в сфере государственного управления, формируются новые правоотношения, изменяются или прекращаются старые, разрешаются индивидуальные управленческие дела (споры). Таким образом, административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти можно разделить на два вида: правотворческую деятельность и правоприменительную деятельность.

Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц) — разрешение конкретных управленческих дел (споров) на основе соответствующих норм права и принятие по ним индивидуальных правовых актов управления. Эта деятельность включает: установление фактических обстоятельств дела; выбор нормы права, которой надо руководствоваться при разрешении дела и ее толкование; принятие решения по делу (индивидуального правового акта управления); исполнение принятого решения.

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц — разработка, принятие, внесение изменений, отмена нормативных правовых актов управления. Эта деятельность включает: принятие решения о разработке управленческого нормативного акта; подготовка проекта этого документа; его согласование, обсуждение, доработка; обсуждение проекта в правотворческом подразделении органа исполнительной власти (в правовом управлении, департаменте, отделе); утверждение и опубликование документа.

По целям использования различают внутренние (решение внутри- организационных вопросов) и внешние (обеспечивают решение возложенных задач и функций) формы деятельности органов исполнительной власти.

По способу выражения — словесные и конклюдентные.

  • См.: Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2001. С. 269.

Добавить комментарий