Гарантии конституции

12345

Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ — это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества и в этом процессе должны участвовать все субъекты права. Особенностью же процесса реализации является то, что главным и активным его участником должен быть народ, а затем государство и его субъекты.

Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

— Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

— Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

— Содержание реализации, т.е. деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ — это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

1. Соблюдение – субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с запретами налагаемыми Конституцией (пассивное поведение).

2. Исполнение – активное действие субъекта конституционного права на выполнение поставленных Конституцией задач, одним из перечисленных способов:

— граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности;

— государство обязано исполнять свои конституционные обязанности перед гражданами.

3. Использование – процесс осуществления конституционных прав и свобод.

4. Применение – властное вмешательство субъекта конституционного права направленное на устранение нарушений предписаний Конституции.

Способы реализации Конституции РФ — это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

— Организация деятельности субъектов реализации.

— Контроль над деятельностью субъектов реализации.

-Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

— Обязывание.

— Дозволение.

— Запрещение.

Прямое действие конституционных норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конституционные нормы все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Этот принцип не исключает развитие этих норм в текущем законодательстве, наоборот непосредственное действие конституционных норм требует всестороннего развития российского законодательства.

Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.

В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации. противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

© Фокина Л.Ю.*

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Волгоград

Гарантии основных прав и свобод — это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты. Под гарантиями понимаются также следующие виды защиты: конституционная, государственная, судебная и личная. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Гарантии основных прав и свобод — это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

Гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические (определяют направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества), социально-экономические (материальная о снова этих прав скажем, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия) и юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответственности за одно и то же преступление и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является признание их непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.

* Аспирант кафедры Конституционного и административного права, адвокат Элитарной коллегии адвокатов «ЭВИС энд ЛЕГЕС».

В соответствии с Конституцией гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. При Президенте Российской Федерации создана Комиссия по правам человека. В целях обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, их уважения и соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным Законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 25 декабря 1996 г. .

Созданный впервые в начале XIX в. в Швеции (1809 г.), институт ом-будсмена, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т.д., в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах и других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т.д. .

Под гарантиями понимаются также следующие виды защиты: конституционная, государственная, судебная и личная. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Под защитой прав и свобод понимается недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных.

Конституционная защита состоит в том, что Конституция РФ содержит принципы правового статуса личности, а также другие гарантии, например, положение о том, что даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению свобода совести и вероисповедания, право на жизнь, на охрану достоинства, на неприкосновенность частной жизни, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы, на предпринимательскую деятельность, на жилище, а также уголовно-процессуальные права, предусмотренные Конституцией РФ.

Государственная защита предусмотрена положениями Конституции РФ: государственная защита прав и свобод личности гарантируется; права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; каждый имеет право на возмещение государством вреда, причи-

ненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами; гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ.

Судебная защита предусмотрена положениями Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Собственная защита (самозащита) состоит в том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Граждане Российской Федерации могут использовать административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это могут быть обращения, заявления и жалобы, связанные с ущемлением их прав и свобод.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся:

— обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);

— право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);

— конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ);

— право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.).

Конституция Российской Федерации установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек живет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимосвязей.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или проживание в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о государственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конституция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

Таким образом, одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность -как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Конституционное право России: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. — М.: «Норма», 2009.

2. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. — М.: Изд-во «Знание», 2006.

3. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. -М.: Институт Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, 2009.

4. Конституция РФ. — М., 2011.

5. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. — М.: Изд-во «Знание», 2006. — С. 73.

6. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М.: Институт государства и права РАН, 2010.

МЕХОВАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА МЕХОВ В XIX ВЕКЕ

© Чапаев М.Р.*

Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Саранск

Меховая торговля на протяжении всего XIX в. играла заметную роль в экономической жизни России. Это объяснялось отчасти природно-климатическими особенностями огромной страны, а также традициями и модой того времени. Сбыт мехов и меховых изделий занимал видное место как во внутренней, так и во внешней торговле империи. Поэтому не случайно российские власти обращали на этот сегмент национальной торговли самое пристальное внимание.

Центрами сбыта мехов и меховых изделий на протяжении всего века оставались ярмарки. На крупнейшие торжища страны — Нижегородскую и Ирбитскую — доставлялись меха и меховые изделия на колоссальные суммы. В меховой торговле была и своя особенность: поскольку вектор перемещения этого товара носил четко выраженный вектор с востока на запад, то и меха закупались сначала на Ирбитской ярмарке, а затем доставлялись на Нижегородскую ярмарку и другие крупные торжища, расположенные

* Аспирант.

Правовая охрана Конституции, конституционный надзор.

Охрана К-ции п.в. выраж-ся в соблюдении всеми ее норм (п. 2 ст. 15) – конституц.законность – режим строг., неуклонного соблюдения и исполнения норм К-ции всеми без исключения участниками общ.отношений.

Конституц.зак-ть/охрана К-ции обеспеч-ся:

— соблюдением и исполнением норм К-ции всеми субъектами права;

— восстановлением нарушенных конституц.прав в админ.или суд.порядке.

а) ч.2 ст. 80: Президент РФ. – гарант К-ции: обязуется соблюдать и защищать ее; в целях ее защиты м. исп-ть широкий круг полномочий:

— при попытках насильств.изменения конституц.строя РФ согласно ст. 88 и ФЗ «О чрезвыч.положении» от 2001 г. м.ввести чрезвыч.положение на всей тер. Р. или в ее отдельных регионах;

— согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации закон.(представ.) и исполнит.органов гос.вл. субъектов РФ» — вправе распустить зак.орган субъекта, если соответ.судом установлено, что данным зак.органом приняты к-ция или устав, закон субъекта РФ или иной НПА, противоречащий К-ции РФ, ФКЗ или ФЗ – при этом роспуск возможен только, если после вынесения предварит.предупреждения данное нарушение не б.устранено;

— иные полномочия по воздействию на федер.и регион.органы гос.вл. с целью охраны К-ции (роспуск Пр-ва?);

б) особ.форма охраны К-ции – деятельность КС РФ:

— функции КС по охране К-ции – в том, чтобы сод-е принимаемых в РФ законов, заключаемых международ.и внутригос-х дог-ров соответ-ло К-ции: по итогам проверки и оценки конституц-ти НПА в случае признания их неконституц-ми они утрачивают свою юр.силу, а несоответ-щий К-ции международ.дог-р, строной кот-го явл-ся Р., не подлежит введению в действие = контроль за конституц-тью нормотворческой деятельности – приоритет.задача КС (обеспеч-т соблюдение «духа и буквы» закона);

в) аналогично ?-ми обеспеч-я конституц-ти НПА – конституц.суды субъектов РФ;

г) сущ.роль в охране К-ции, со-но ее положений, связанных с регулированием прав и свобод граждан, — судам общ.юрисдикции и прокуратуре: нарушающие К-цию действия или бездействия, решения гос.органов, органов МСУ, общ.объединений и должн.лиц м.б. обжалованы в суд; согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» она осущ-т надзор за соблюдением К-ции РФ;

д) гос.органы субъектов РФ:

— зак.орган – контроль за соблюдением К-ции высшим должн.лицом субъекта РФ, при этом в случае нарушения последним К-ции его полномочия м.б. досрочно прекращены зак.органом субъекта РФ (издание противоречащих К-ции НПА – при установлении так.противоречия соответ.судом и неустранении должн.лицом этих противоречий в теч.месяца со дня вступления в силу суд.решения);

— согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации МСУ в РФ» 2003 г. в случае, если соответ.судом установлено, что представит.органом МО принят противоречащий К-ции РФ НПА, а данный орган в теч. 3 месяцев со дня вступления в силу суд.решения не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил данный акт, выс.должн.лицо субъекта РФ в теч.1 месяца после вступления в силу суд.решения, установившего факт неисполнения предыдущего решения, вносит в зак.орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представит.органа МО; при аналогич.обстоятельствах выс.должн.лицо субъекта РФ вправе издать НПА об отрешении от должности главы МО или главы мест.администрации.

Перечисленные гос.органы и долж.лица осущ-т конституц.надзор.

Способы и гарантии реализации Конституции:

Реализация К-ции – процесс претворения в жизнь КПН субъектами КП.

В зависимости от х-ра КПН – формы реализацииК-ции:

— использование КПН: реализация конституц.норм-дозволений (реализация гражданами своих прав и свобод; осущ-е гос.органами своих полномочий, допускающих вариативность решения ? – ч. 4, ст. 105 К-ции РФ);

— применение КПН: принятие на основе КПН уполномоч.органами или должн.лицами решений (законодат.дейтельность, правосудие, осущ-е Президентом своих полномочий).

Действенность К-ции тесно связана с конституц.правосознанием – система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, влияющих на полит.и прав.поведение (конституц-е) субъектов (связано с проблемой легитимации К-ции).

Гарантии реализации Конституции:

Виды гарантий:

— юридические – основополаг.х-р → 2 уровня реализации КПН

1) К-ция регулирует общ.отношения непосред-но;

2) -//- путем воздействия на текущее зак-во.

(1) непосредственная реализация К-ции:

— согласно ч. 1 ст. 15 К-ции РФ она имеет прям.действие и применяется на всей тер.РФ: п-п прям.действия = все субъекты КП д.непосред-но рук-ся нормами К-ции, а она подлежит реализации независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее НПА (при этом учитывается различие самих КПН – предполагает ли норма К-ции, чтобы ее сод-е б.конкретизировано ФЗ-м): так, ч. 1 ст. 96 К-ции: ГД избирается на 4 года (прямая реализация положения нормы, кас-ся срока), а порядок выборов опред-т согласно К-ции ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»:

а) в случаях, когда в К-ции установлены конкрет.полномочия органа или долж.лица, либо однозначно опред-ся право гражданина, прямое действие КПН означает четкое следование правилам, установленным в данных КПН (п. «г» ст. 84: при внесении в ГД законопроекта Президент непосред-но рук-ся К-цией);

б) случаи, предполагающие конкретизацию норм К-ции: ч.1 ст.51 К-ции: никто не обязан свидет-ть против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг кот-х поред-ся ФЗ – УПК;

в) в ряде случаев нормы К-ции, устанав-щие полномочия гос.органов, прямо предполагают необходимость доп.регламентации процедуры реализации этих норм: п. «в» ст. 84 К-ции: Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ (прям.действие данной нормы К-ции обеспеч-ся только при наличии совет.ФКЗ);

г) реализация ряда конституц.прав и свобод граждан также предполагает принятие ФЗ, однако отсутствие последних не м. согласно К-ции явл-ся непреодолимым препятствием для реализации этих прав и защиты их в суде, иных органах вл.; что вытекает из ст. 18 К-ции: права и свободы человека и гражданина явл-ся непосредственно действующими (на практике – препятствия для непосред.реализации прав граждан: в отсутствие ФЗ «Об альтернатив.граждан.службе» (принят в 2002 г.) гражданам чинились препятствия в соущ-и права на замену воен.службы альтернатив.гражданской, что означало невыполнение ч. 3 ст. 59 К-ции).

Обеспеч-е прям.действия К-ции – обяз-ть зак., исп. и суд.органов вл., органов МСУ;

При этом глав.роль – судам, обеспещим верховенство К-ции ее непосред.применение при разрешении конкрет.дел – важ.роль — Постановление Пленума ВС РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 «О некот.? применения судами К-ции РФ при осущ-ии правосудия»: судам при рассм-и дел следует оценивать сод-е НПА, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всехнеобод.случаях применять К-цию РФ в кач.прям.действия:

— когда закрепленные нормой К-ции положения, исходя из ее смысла, не треб-т доп.регламентации и не сод-т указания на воз-ть ее применения при условии принятия ФЗ;

— когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на тер.РФ до вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

— когда суд придет к убеждению, что что ФЗ, принятый после вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

— когда НПА, принятый субъектом РФ по предметам совмест.ведения РФ и ее субъекта, противоречит К-ции РФ, а ФЗ, кот.д.регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

КС как орган конституц.контроля рук-ся непосред-но К-цией РФ, обеспечивая ее прям.дейтсвие путем проверки конституц-ти НПА.

(2) Реализация К-ции путем воздействия на текущее зак-во:

Помимо прям.регулятив.действия КПН, они также реализ-ся опосредованно, через нормы тек.зак-ва – п.в. нормы ФКЗ и ФЗ:

предусмотренные ч. 2 ст. 32 К-ции РФ избират.права граждан получили развитие в ФЗ «Об основ.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (стандарты и гарантии прав при федер., регион.и локальных референдумах);

в целом на нормах К-ции построены все отрасли рос.права – кодексы:УК, УПК, ГК, ГПК, Трудовой, Жилищный, семейный и т.д.

Добавить комментарий