Государственное управление безопасностью

Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Государство уделяет серьезное внимание обеспечению безопасности. Правовые основы управления в сфере безопасности определены в федеральных законах 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»; от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»; Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и др.

Важно запомнить!

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти.

Граждане, общественные и иные организации также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности образуются органы обеспечения безопасности: ВС РФ, органы Федеральной службы безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), органы внутренних дел, Министерства по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и др.

В Федеральном законе «О безопасности» определены полномочия федеральных органов государственной власти и функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в этой области.

Так, Президент РФ: 1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности; 2) утверждает стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

  • 3) формирует и возглавляет Совет Безопасности; 4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; 5) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; 6) принимает: решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • 7) решает вопросы, связанные с обеспечением защиты: информации и государственной тайны; населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 8) осуществляет иные полномочия.

Правительство РФ: 1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

  • 2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию; 3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет; 4) организует обеспечение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
  • 5) осуществляет иные полномочия.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обеспечения безопасности.

Важную роль играет Совет Безопасности РФ. Он является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной безопасности; б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией; в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности; г) подготовка Президенту РФ предложений: о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности; об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности, иных документов в этой области и др. Положение о Совете Безопасности РФ утверждено Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы безопасности, и обеспечения их деятельности создает структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных на органы безопасности, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения. Положение о ФСБ России утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.

Основными задачами ФСБ России являются: 1) управление органами безопасности, а также организация их деятельности; 2) информирование Президента, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям — органов государственной власти об угрозах безопасности РФ; 3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ; 4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

  • 5) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности; 6) организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, а также противодействия экстремистской деятельности;
  • 7) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности и др.

Служба внешней разведки РФ (СВР России) осуществляет разведывательную деятельность посредством: добывания информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ. Статус, основы организации и функционирования органов внешней разведки РФ, порядок контроля и надзора за ее деятельностью определяются Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ.

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам. Основными задачами ФСО России являются: 1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их пребывания и на трассах проезда; 2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; 3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; 4) предупреждение, выявление и пресечение правонарушений на охраняемых объектах; 5) защита охраняемых объектов; 6) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; 7) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации др. Положение о ФСО утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013.

Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены их семей, проживающие совместно с ними, руководители палат Федерального Собрания, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. По решению Президента РФ охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ. На ФСО России возложена обязанность по обеспечению безопасности глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории РФ. Она осуществляет функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области правительственной связи и информации.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) решает задачи реализации государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры; осуществляет нормативно-правового регулирование вопросов технической защиты информации, противодействия техническим разведкам.

В связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграницы) и передачей его функций Министерству транспорта РФ, Минтранс осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативноправовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу и мест пересечения государственной границы.

В сфере обороны и безопасности решается комплекс вопросов, требующих усилий органов обеспечения безопасности. Координацию их деятельности осуществляет Президент РФ. Основой их совместной деятельности являются указы Президента РФ, с помощью которых реализуются его конституционные полномочия.

В соответствии о Законом РФ «О безопасности» , безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности и системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности РФ, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:

– определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

– разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

– подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности;

– подготовка оперативных решений по1 предотвращению чрезвычайных ситуаций;

– подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения и др.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ.

Основные задачи в сфере государственного управления безопасностью решают: Вооруженные Силы РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Государственная федеральная служба РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной эко номической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Основными задачам ФСБ России являются:

– управление органами и войсками, а такясе организация их деятельности;

– информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям — федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

– организация выявления, предупреждения и пресечения.разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

– координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контр разведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

– организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов к войск;

– организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрыв чатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ н групп, отдельных лиц и общественных объе динений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти;

– обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;

– осуществление в пределах свонх полномочий разведывательной деятельности;

– организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ добывания и обработки разведывательной информации;

– организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны Государственной границы;

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, а Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативноправовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и нных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

Служба внешней разведки РФ осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «О внешней разведке» от 10.01.1996 г.

Данная служба осуществляет специальный вид разведывательной деятельности, направленной на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лнц; а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ.

Государственная фельдъегерская служба действует на основании Указа Президента РФ «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» от 13.08.2004 г. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

К органам государственного управления безопасностью относятся: Федеральная Служба Безопасности РФ; Совет Безопасности РФ;Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации; Федеральная пограничная служба Российской Федерации; Федеральная Служба Охраны и т.д.

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с терроризмом;

· борьба с преступностью;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности.

Полномочия:

Органы федеральной службы безопасности обязаны:
а) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

г) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

д)проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами и др.

Права:

Органы федеральной службы безопасности имеют право:
а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
б) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств
в) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;
г) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
д) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов,


Совет Безопасности — является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:
1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
5) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
6) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим межотрасле­вую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты информа­ции, содержащей сведения, составляющие государственную или слу­жебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкциони­рованного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодей­ствию техническим средствам разведки на территории Российской Фе­дерации, а также единую государственную научно-техническую поли­тику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих ком­плексов, систем и устройств. В част­ности, она осуществляет контроль по технической защите информа­ции в аппаратах федеральных органов государственной власти и ее субъектов, органах местного самоуправления, на предприятиях, в уч­реждениях и организациях; утверждает нормативно-методические до­кументы по технической защите информации и организует их издание; разрабатывает и представляет в Правительство предложения о внесе­нии изменений в перечень территорий

Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики, безопасность страны на ее Государственной границе. ФПС России подведомственна Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, и под­чиняется Правительству. ФПС России возглавляет единую централизованную систему по­граничной службы: органы пограничного контроля, пограничной стра­жи и морской охраны; региональные управления и оперативные груп­пы; пограничные войска; органы разведки, контрразведки, оператив­но-розыскной деятельности.

Основными задачами ФПС России являются:

руководство пограничными войсками и органами пограничной службы и организация защиты Государственной границы, территори­ального моря, континентального шельфа и исключительной экономи­ческой зоны Российской Федерации, а также обеспечение охраны мор­ских биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере;

организация защиты государственных границ государств — участ­ников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений);

организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу в пунктах пропуска (их более 400);

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, их сил и средств в области защиты Государ­ственной границы, а также охраны морских биологических ресурсов и т.д.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет функции по контролю и надзору в сфере:

· безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами

· промышленной безопасности

· безопасности при использовании атомной энергии

· безопасности электрических и тепловых установок и сетей

· безопасности гидротехнических сооружений

· безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения

· охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия

Полномочия:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор:

· за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

· за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

· за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

· за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

· за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недр;

· за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

Пожарная инспекция

Пожарные инспекторы имеют право осматривать любые помещения организации, но только в присутствии предпринимателя или сотрудников фирмы, предпочтительнее присутствие ответственного за пожарную безопасность.

В процессе осмотра инспектор:

Осматривает пути эвакуации

Проверяет наличие огнетушителей

Проверяет наличие и исправность автоматизированной установки пожаротушения и сигнализации

Проверяет места для курения (наличие таблички, скамейки из несгораемого материала, металлической урны для окурков, заполненная водой на 10 сантиметров )

Проверяет вывоз бытовых отходов (в случае проверки магазина)

Проверяет проводку и электрооборудование

Проверяет приказ руководителя о соблюдении пожарной безопасности, план эвакуации, план здания, инструкцию для персонала, журнал противопожарного инструктажа персонала, план мероприятий по предписаниям

Также относятся и следующие полномочия:

организация сбора, обобщение и анализ информационного материала по вопросам пожарной безопасности; разработка профилактических мероприятий по предупреждению пожаров и повышению уровня противопожарной защиты на подведомственных объектах; разработка планов противопожарных мероприятий подведомственных объектах, осуществление контроля за их реализацией; анализ и ведение статистического учета пожаров, происшедших на подведомственных объектах, и последствий от них; учет наличия пожарной техники, оборудования на подведомственных объектах; разработка инструкций о мерах пожарной безопасности, программ по пожарно-техническому минимуму; разработка профилактических мероприятий по предупреждению пожаров и повышению уровня противопожарной защиты подведомственных объектов; Организация противопожарной пропаганды на подведомственных объектах.

Также можно выделить и еще несколько органов контроля и надзора за безопасностью: Надзор за безопасностью гидросооружений в России; Отдел по государственному надзору за грузоподъёмными сооружениями; Отдел надзора за безопасностью горных работ; Отдел по государственному надзору за взрывоопасными объектами в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности

Добавить комментарий