Государственное устройство речи посполитой

Определенные изменения произошли и в государственном строе. Реч Посполитая была конституционной, сословной монархией, во главе с избиравшимся королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент – Вальный сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма, в него входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства. Количество сенаторов не превышало 150 человек.

Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года. Совет делился на четыре группы по семь человек, каждая из которых работала в Королевской раде по шесть месяцев.

Нижней палатой была Посольская изба. В нее входили представители шляхты, а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма. В Посольскую избу входило 200-236 депутатов. Шляхта ВКЛ из 170 представителей Посольской избы на своих сеймиках избирала 48.

Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они созывались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались три сейма: конвокационный, на котором определялось время и место выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол; элекционнный, на котором проводились выборы и заключалось соглашение с кандидатом на престол; коронационный, на котором проходила коронация и король приносил присягу.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно.

Сейм избирал маршалка (председателя). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого сейм заслушивал отчет правительства о своей работе за два года.

Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Компетенция Вального сейма была широкой. Он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны. Однако следует отметить, что если даже один депутат накладывал «вето» на какое-то решение, то оно не принималось. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период с 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван.

Чтобы избежать срыва сейма депутаты объявляли сейм конфедерацией и тогда решение принималось простым большинством голосов.

Решения сеймов Речи Посполитой можно разделить на три группы:

1) те решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги и т.д.).

2) решения, которые касались Польши.

3) решения, которые касались ВКЛ.

До середины ХVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган — Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация), выполнявший те же функции, что и Генераль­ный сеймик.

Исполнительную власть в Речи Посполитой возглавлял король, который с конца XVI в. избирался. Правовое положение короля регулировалось законодательными актами: «Пактом конвента», «Генриховскими артикулами», а на территории ВКЛ еще и Статутом 1588 г. В этих документах подтверждались все права и привилегии шляхты, гарантировалось свободное избрание короля, сейм должен был созываться раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины, созывать ополчение. По закону король имел право созывать Вальный сейм и определять время его созыва; от его имени творилось правосудие; он назначал на государственные должности; вел международные переговоры и т.д. За свою деятельность король нес ответственность перед Вальным сеймом. Фактически вся его жизнь, в том числе: женитьба, развод, зарубежные поездки, была под контролем сейма.

Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и Великим княжеством Литовским обострились и все чаще на вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы вального сейма собираться на особые совещания — «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные правам интересы своего государства. Об этом же говорит и то, что с 1673 г. было установлено, что каждый третий вальный сейм Речи Посполитой должен проходить в г. Гродно, т.е. на территории Беларуси.

Однако ущемление суверенных прав осуществлялось медленно, но постоянно, на протяжении ХVII-ХVIII вв. Так, в 1696 г. по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вводилось делопроизводство только на польском языке, а в 1717 г. в результате проведения реформы в армии в Речи Посполитой войско княжества было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов.

Большое распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги. В каждом из двух государств — Великом княжестве Литовском и Короне — создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Вальная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Например, в марте 1767 г. в г. Слуцке была образована конфедерация жителей-некатоликов, а в 1768 г. — в г. Баре — конфедерация жителей-католиков Короны в связи с вопросом об уравнении в правах православных с католиками. Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую.

Таким образом, неспособность государственной власти Речи Посполитой обеспечить в обоих государствах — Великом княжестве Литовском и Короне — стабильный порядок, привели к трем разделам этого многонационального славянского государства. В результате Речь Посполитая прекратила свое существование, а территория Беларуси в конце ХVIII в. вошла в состав Российской империи.

Вывод. В XVII – второй половине XVIII вв. в государственном строе Речи Посполитой произошли такие изменения: появляются новые органы — Генеральный сеймик ВКЛ (до сер. XVII в., в г. Волковыске, Слониме), Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация с середины XVII в.); реформа армии в 1717 г. — только 6200 человек; о ведении делопроизводства только на польском языке (1696г.); о лишении магдебургского права мелких городов и местечек Великого Княжества Литовского (1776 г.); выбор на магистратские должности в Полоцке только католиков и униатов и другие.

В политическом управлении Речи Посполитой господствовали процессы децентрализации и часто анархии. В Речи Посполитой отсутствовал единый исполнительно-распорядительный орган. Каждая часть конфедерации, в том числе ВКЛ, имела свой особый административный и судебный аппарат, свою правовую систему. Полномочия короля, которые все больше ограничивались, также не способствовали усилению централизации.

Таким образом, Речь Посполитая больше похожа на республику, чем на монархию т.к. король избирался, вся власть принадлежала Вальному сейму и поветовым соймикам. Но это не была демократическая республика т.к. главную роль в стране играли магнаты и шляхта. Народные массы никаких политических прав не имели.

Речь Посполитая считалась общим государством «обоих народов» — польского и литовского,. Верховная власть, сильно ограниченная со стороны шляхты, принадлежала пожизненно избираемому монарху, носившему единый титул короля польского и великого князя литовского, русского и жемайтского. Законодательная, а также частично судебная власть находилась в руках Сейма, состоявшего из двух палат: Сената и Посольской избы. Выборы депутатов происходили на поветовых сеймиках, которые также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий.

Избрание монарха происходило на проводившимся в окрестностях Варшавы элекционном сейме, принять участие в котором могли все шляхтичи. Избираемый пожизненно монарх не имел права передачи трона по наследству, издание противоречащих законам декретов (привилев), а также ареста шляхтича без суда. На территории Великого княжества Литовского условия правления великого князя определились также положениями Литовского статута.

Антипольские настроения граждан ВКЛ воплотились в борьбе за сохранение элементов самостоятельности ВКЛ. В 1581 г. был создан Главный Литовский трибунал — высший судебный орган для ВКЛ. В 1588 г. с участием канцлера ВКЛ Льва Сапеги был подготовлен и издан Статут ВКЛ. В нем было записано, что занимать государственные должности и получать земли в Великом княжестве могли только граждане ВКЛ.

Конфессиональная ситуация в Речи Посполитой. Брестская церковная уния.

В середине XVI в. на белорусские земля начали проникать идеи Реформации. Её сторонники выступали за реформу православной церкви, чтобы она стала дешёвой для прихожан. Однако во всех странах Европы уже во второй половине XVI в. началось движение Контрреформации. Его главными проводниками стали иезуиты, которые через распространение идей просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Политика Речи Посполитой была направлена на насаждение католицизма.

Акт Брестской унии был принят 9 октября 1596 года на Соборе в Бресте. Он объединил православную и католическую церкви в греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные верующие признавали управление со стороны папы римского, но сохраняли свои обряды.

Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, части православной шляхты, низшего духовенства.Православный Брестский Собор отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами — приверженцами унии.

Речь Посполитая в Европейских конфликтах XVII–XVIII веках.

В середине XVII в. Произошла освободительная война. Начало ей положило восстание на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого. Уже летом 1648 г. весь юг Белоруссии был охвачен восстаниями.

Осенью правящие круги Речи Посполитой приступили к формированию новых отрядов шляхетского ополчения, увеличивали количество наемников. Общее руководство войсками было поручено Янушу Радзивиллу, гетману ВКЛ., который начал предпринимать решительные меры (захват и сожжение Турова).

Уже в июне 1649 г. войскам Радзивилла удалось разбить отряды И. Галоты и подойти к Лоеву. В битве по Лоевом обе стороны понесли потери.

1 октября 1653 года Россия объявила войну Речи Посполитой. в мае 1654г. основные силы русских войск двинулись к Смоленску, осадили город, а затем овладели им. Освободительное движение ослабило сопротивляемость войск Речи Посполитой и они терпели одно поражение за другим. К осени 1654 г. под контролем русских войск уже находились северо-восточная и восточная части Белоруссии, до линии рек Западная Двина — Днепр.

К осени 1655 г. почти вся территория Белоруссии была занята русскими войсками и присоединена к России. С присоединением Белоруссии к России белорусский народ освободился от тяжелого национально-религиозного гнета. Но оставался социальный гнет, так как шляхта, принявшая русское подданство, сохранила свои права и привилегии.

Войны с середины XVII века принесли белорусскому народу тяжелые лишения и утраты. Погибло около половины населения Беларуси.

«Мы, обоих народов прелаты, князья, паны-рада, бароны и все чины, должны также помогать друг другу во всех невзгодах всеми силами и средствами, какие общему совету покажутся полезными и нужными, считая счастливые и злополучные дела общими и поддерживая друг друга чистосердечно». В 1569 году в городе Люблин представители польской и литовской знати закрепили на бумаге создание нового государства на европейской карте — Речи Посполитой (Rzeczpospolita, от латинского Res Publica). Этот восточноевропейский гигант просуществовал чуть больше двухсот лет — в конце XVIII века глубокий кризис «шляхетской республики» и аппетиты соседних держав предопределили исчезновение польско-литовского государства.

Польша и Литва: на пути к объединению

Точкой отсчёта польской государственности принято считать правление первого «достоверного» князя Мешко, который смог объединить славянские племена от Балтики до Словакии и от Чехии до Руси в X в. Именно этот правитель в 966 год принял католичество и распространил новую веру среди своих подданных — почти на 20 лет раньше, чем Владимир Святославич в Киеве.

Польша развивалась примерно по тому же сценарию, что и Древняя Русь — после непродолжительного периода сильной королевской власти и консолидации земель вокруг Кракова настала эпоха феодальной раздробленности. Формально началом борьбы разных веток Пястов за доминирование на территории некогда единой Польши считается смерть Болеслава Кривоустого в 1138 году. После этого почти на 200 лет страна распадается на несколько частей. Объединить Польшу в 1320 году смог внук знаменитого Конрада Мазовецкого, Владислав Локетек.
В то же время нарастают противоречия между польским королевством и Тевтонским Орденом, обосновавшимся на побережье Балтийского моря. Уже во время правления сына Владислава, Казимира III, под юрисдикцию короны попадает часть Юго-Западной Руси, в том числе Галич и Львов. Общие внешнеполитические интересы сближают Польшу и могучее Литовское княжество, образовавшееся в XIII веке в результате объединения разных прибалтийских племён.

Между Польшей и Литвой уже в XIV веке устанавливаются прочные династические и политические связи. Кульминацией союзнических отношений стала женитьба князя Ягайло на польской королеве Ядвиге. Ягайло принял католичество и новое имя — Владислав, а между государствами заключается Кревская уния. Однако литовские элиты ещё не были готовы к потере своего независимого положения: на протяжении всего XV века уния действовала с перерывами, а Польша то и дело подтверждала свободы своих восточных соседей.

Такое положение продлилось до середины XVI века. На фоне тяжёлой Ливонской войны и требований шляхты (мелкого дворянства) об унификации юридической и фискальной систем Польши и Литвы, а также тяжёлого положения литовских землевладельцев, пострадавших от московских войск и нуждавшихся в защите, польско-литовский сейм в городе Люблине в 1569 году объявил о заключении унии, которая дала начало новому государству.

Ян Матейко. «Люблинская уния». 1869 год. (ru.wikipedia.org)

«Общее дело» — восточноевропейская версия

Государственное устройство Речи Посполитой не имело аналогов в истории Европы. Королевская власть ограничивалась своеобразным парламентом, сеймом, состоявшим из представителей польской и литовской знати. Обе части страны сохраняли административную независимость, своё налоговое регулирование и армии. Сейм и король же управляли внешней политикой, а на территории всего государства распространилась польская денежная система. Властитель избирался на заседании сейма. Несмотря на кажущиеся свободы, началась стремительная «полонизация» Литвы и доминирование католического духовенства на востоке страны.

Тем не менее, объединённое государство смогло довести Ливонскую войну до победы, после чего начался «золотой век» Речи Посполитой. Государство вело активную внешнюю политику на всех направлениях, культурная жизнь бурно развивалась — этому способствовало раннее появление книгопечатания. Исторические труды и научные трактаты пользовались большой популярностью среди интеллектуальных элит того времени.

Николай Коперник — один из самых известных польских учёных. Источник: wikipedia.org

Но подъём королевства продолжался недолго. Вскоре после безуспешной попытки посадить на русский престол Владислава Вазу, Речь Посполитую начали преследовать неудачи. Шведы активно распространяли своё влияние в прибалтийском приграничье, а усиливавшееся давление польских магнатов на украинских крестьян часто приводило к широким восстаниям: такими, например, стали выступления гетмана Косинского и Северина Наливайко.

Речь Посполитая и Россия: эпоха войн

Основным внешнеполитическим противником Речи Посполитой стала восстанавливавшаяся после событий Смуты Россия. В XVII веке между странами произошло две крупных войны. Первая велась за контроль над Смоленском, оказавшимся в составе польско-литовского государства в начале столетия. Тогда, в 1634 году, поляки смогли отстоять город, но всего лишь на 20 с небольшим лет. Настоящий потоп, захлестнувший страну, стал вестником упадка. Начавшаяся как очередное восстание казачества, война быстро превратилась в крупномасштабное противостояние Речи Посполитой, России и Швеции.

По итогам серии конфликтов между государствами польско-литовское королевство потеряло Левобережную Украину, Смоленск и Киев. С тех пор Речь Посполитая фактически превратилась в субъект международных отношений, хотя временами ещё была способна на крупные военные походы. Такими оказались знаменитые битвы короля Яна Собеского против турок-осман: в 1673 году он разгромил противника в битве под Хотиным, а спустя 10 лет оказался главным действующим лицом драмы, разразившейся под стенами Вены.

Венская битва 1683 года. (commons.wikimedia.org)

Но время шло своим чередом — вскоре Речь Посполитая вновь стала ареной крупномасштабных военных действий. Снова на её территорию пришли русские и шведы, но уже в рамках Великой Северной войны. Весь 1708 год проходил в стычках небольших отрядов, действовавших на территории королевства. Бесконечные войны разоряли страну, а политическое устройство (притчей во языцах стало liberum veto, согласно которому все решения сейма принимались лишь при большинстве голосов) и интересы соседей не позволяли провести жизненно-важные реформы. Речь Посполитая фактически превратилась в «проходной двор» Восточной Европы, лишённая самостоятельности.

Разделы Речи Посполитой

Последняя попытка спасти государство от неминуемого исчезновения связана с именем последнего короля Речи Посполитой, Станиславом Понятовским. Представитель видного магнатского рода, он взошёл на престол при поддержке российской императрицы Екатерины II и попытался реформировать косную властную структуру своей державы. Преобразования касались финансовой сферы, вооружённых сил и системы законодательства — король пытался бороться против пресловутого liberum veto, тормозившем развитие страны.

Станислав Понятовский. (ru.wikipedia.org)

Однако большая часть шляхты была недовольна королевским курсом. Объединившиеся в Барскую конфедерацию консервативные дворяне спровоцировали в стране гражданскую войну, которая привела к первому разделу Речи Посполитой в 1772 году. В то же время Понятовский был вынужден считаться с русским влиянием в государстве — в конце XVIII века польско-литовская держава фактически стала протекторатом своего восточного соседа.

Тем не менее король не оставил попыток возродить былое величие страны. 3 мая 1791 года сейм ратифицировал Конституцию Речи Посполитой, которая считается вторым в истории кодифицированным основным законом в мире после аналогичного акта, принятого в США. Однако вновь нашлись недовольные таким развитием событий — прежде всего соседи, усматривавшие в реформах попытку восстановления былой мощи королевства. Пользуясь приглашением оппозиционной Тарговицкой конфедерации, русские войска разгромили сторонников реформ, а в 1793 году произошёл третий раздел Речи Посполитой. Конституция, таким образом, действовала чуть больше года.

Разделы Речи Посполитой. Источник: wikipedia.org

Окончательное исчезновение польско-литовского королевства с карты Европы оставалось лишь делом времени. Поводом к третьему по счёту разделу, проведённому в 1795 году, послужило восстание польского патриота Тадеуша Костюшко. Россия, Польша и Австрия договорились о новых границах, просуществовавших, тем не менее, недолго — во время Венского конгресса, на котором принимались решения о послевоенном устройстве Европы после победы над Наполеоном Бонапартом, произошёл так называемый «четвёртый» раздел Речи Посполитой.

Польская Республика, возникшая на руинах Российской, Австрийской и Германской империй после окончания Первой Мировой войны, современниками называлась Второй Речью Посполитой — тем самым подчёркивалась преемственность государственности. Однако и второй попытке было суждено повторить судьбу своей предшественницы. Согласно секретным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа, подписанному в августе 1939 года, состоялся «пятый» раздел государства.

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они собирались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались 3 сейма: конвокационный (на нем определялось место и время выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол); элекционный (на нем проводились выборы короля, и заключалось соглашение с ним); коронационный (на нем проходила коронация короля, он приносил присягу).

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся верхней палатой. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, число сенаторов доходило до 150 человек. Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года, которая делилась на 4 группы по семь человек, каждая из которых работала по шесть месяцев.

Основной была нижняя палата – Посольская изба. В нее входили представители шляхты (послы), а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках. В посольскую избу входило 200 – 236 депутатов.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно. Начиналась работа сейма торжественным богослужением, затем проверялись мандаты депутатов, избирался маршалок (председатель). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого сейм заслушивал отчет Королевской рады о своей работе за два года, утверждал вопросы, которые необходимо было рассмотреть на сейме. Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Компетенция вального сейма:

— он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны, принятие законов. Однако следует отметить, что необходимо было единогласное решение. Если даже один депутат накладывал «вето» на какой – то законопроект, то этот проект не принимался. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван. Это затрудняло эффективное управление страной.

Постановления сеймов Речи Посполитой делились на 3 групы:

— решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги);

— решения, которые касались Польши;

— решения, касающиеся ВКЛ.

Постановления сейма фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли их решения. Более того, местные соймики самостоятельно решали все вопросы местного значения: финансовые, военные, назначение на различные должности. 10.

Добавить комментарий