Государственный суверенитет

Определение 1

Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государство решать вопросы внешнего и внутреннего характера, соблюдая при этом законодательство, нормы и принципы международного права.

Определение 2

Суверенитет (от фр. souverainete и англ. sovereignty – верховная власть) – это единство, независимость и целостность государства. Данное понятие означает неотъемлемое право каждой страны определять свой политико-юридический статус, самостоятельно выбирать путь экономического, социального и культурного развития.

Главенство верховной власти внутри страны складывается из следующих моментов:

  1. универсальность;
  2. исключительные полномочия;
  3. принимаемые решения распространяются на всех граждан, партии и общественные объединения страны;
  4. средства воздействия, которыми не располагает никакая другая ветвь власти.

Являясь одним из основополагающих качеств любой страны, суверенитет предполагает правовое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственный суверенитет 410 руб.
  • Реферат Государственный суверенитет 280 руб.
  • Контрольная работа Государственный суверенитет 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Историческая роль

В европейских странах понятие суверенитета сложилось в конце Средневековья, когда правящим элитам понадобилось отделить власть верховного правителя от влияния церковных лидеров. Государства утверждали свою независимость и приоритет национального светского руководства над престолом Римского Папы.

Признание суверенитета сыграло исторически определяющую роль в формировании стран, их объединении и преодолении феодальной раздробленности. Это понятие для государства имеет такое же значение, как и право на свободу для человека.

Возможность принимать решения, будучи независимым от внешних и внутренних посягательств – вот что означает государственный суверенитет для верховной власти.

Замечание 1

Французский мыслитель Ж. Боден считал это понятие напрямую связанным с личностью короля. В своем труде «Шесть книг о политическом сообществе» (1576 год), он определил суверенитет как высшую, абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными.

В России идею верховенства единого правителя впервые сформулировал волоцкий игумен Иосиф Санин. В сочинении «Просветитель» (1503 год) он написал о самодержавии московских государей, чья власть распространяется на всю страну и имеет безусловный приоритет над влиянием удельных князей.

Проблема государственного суверенитета в современном мире

Замечание 2

В современном мире происходит глобальная переоценка понятия «государственный суверенитет». Например, сербская провинция Косово провозгласила свою независимость. И вопреки устоявшимся нормам международного права, многие государства ее признали. А желание абхазского народа самостоятельно определять свою жизнь привело к конфликту с руководством Грузии.

Реакция мирового сообщества на оба эти сложные противостояния противоречива. С одной стороны, международные институты, в том числе и ООН, признают право каждой нации на самоопределение. Но с другой стороны, нельзя игнорировать и тот факт, что и Косово, и Абхазия являются административно-территориальными частями суверенных государств. Возникает правовая коллизия, решение которой довольно сложно найти.

Суверенитет каждого государства сужается с усилением роли международных организаций и мирового сообщества. Отмечаются и страны, независимость которых ограничена или носит формальный характер. Правящие элиты там зависят от мощного влияния сверхдержав, непреклонно диктующих свою волю.

Принудительное ограничение суверенитета обычно возникает в результате войны, страна-победитель может предоставить высшую власть в побежденном государстве «марионеточному» правительству, лишенному права на принятие независимых решений по всем важнейшим вопросам. Добровольное ограничение суверенитета возможно, когда государства объединяются по собственной воле, делегируя часть своих прав руководству общей федерации или союза.

Иностранное государство или другая внешняя сила, нарушающая границы конкретной страны или принуждающая ее руководство принимать решения, не соответствующие национальным интересам, является нарушителем суверенитета.

Таким образом, государство от некого публично-правового союза можно отличить именно по данному признаку. Этот критерий делает каждую страну главным субъектом политических отношений, действующим в рамках мирового сообщества.

Основные принципы, на которых основывается государственный суверенитет:

  1. единство и неделимость территории;
  2. неприкосновенность государственной границы;
  3. невмешательство во внутренние дела другого государства;
  4. политическая независимость.


Рисунок 1.

Государственный суверенитет России

Статья 4 Конституции России определяет суверенитет нашей страны как верховенство и единство государственной власти, распространенные на всю территорию РФ.

Суверенной является только Россия, а республики, края и области, входящие в ее состав, обладают лишь комплексом полномочий в пределах своей компетенции.

Основные характеристики суверенитета Российской Федерации:

  1. признание верховенства федеральной власти над решениями руководства субъектов РФ;
  2. неприкосновенность границ и территориальная целостность страны;
  3. единство экономического пространства;
  4. право на защиту суверенитета, в том числе и через ведение военных действий;
  5. независимая международная политика и внешнеэкономическая деятельность;
  6. государственная монополия на стратегические природные ресурсы.

Полномочиями по охране государственного суверенитета, согласно Конституции РФ, наделен Президент России. На церемонии инаугурации в торжественной присяге избранный глава страны клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства». Президент России определяет внутреннюю и внешнюю политику нашей страны, является верховным главнокомандующим, возглавляет Совет Безопасности. В случае иностранной агрессии или непосредственной угрозы целостности России глава государства вправе ввести военное положение во всей стране или в отдельной ее части.

Замечание 3

Правовую основу суверенитета России обеспечивают представительные органы власти, разрабатывая и принимая соответствующие законы. Это две палаты парламента страны: Государственная Дума и Совет Федерации.

Территориальную целостность и неприкосновенность границ России гарантируют Вооруженные Силы. Защитой государственного суверенитета страны в рамках своих полномочий также занимаются дипломатические органы, министерства и ведомства, правоохранительные структуры.

Суверените́т — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Государственный суверенитет

Понятие

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

История

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.

Суверенитет и современная политика

В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». При этом распространено мнение, что в федеративном государстве субъекты федерации могут иметь ограниченный суверенитет, который в совокупности с суверенитетом федеральной власти (он также ограничен) образует полный суверенитет. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. Так, в конституциях субъектов федерации, например Татарстана, указывается, что государственное образование имеет суверенитет, который заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов полномочий центральной власти федерации.

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет государства.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

Право на международное вмешательство

Основная статья: Обязанность Защищать

В 2000 под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу. Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать».

Публикации по проблеме суверенитета

  • Конышев В. Н. Американский неореализм о проблеме суверенитета // Политэкс. 2010, № 4
  • Сергунин А. А. Суверенитет: эволюция концепта // Политэкс. 2010, № 4
  • Сергунин А. А. Суверенитет: современные дискуссии в теории международных отношений // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19(90). Выпуск 16
  • Доклад Комиссии ООН по вопросам вмешательства и суверенитета (русский перевод)

Примечания

Ссылки

В Викисловаре есть статья «суверенитет»

См. также

  • Территориальный суверенитет
  • Гуманитарная интервенция
  • Парад суверенитетов

Политика и государство

Научные дисциплины и теории

Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора

Общие принципы и понятия

Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет

государства по политической
силе и влиянию

Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава

Виды политики

Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика

Форма государственного устройства

Конфедерация • Унитарное государство • Федерация

Социально-политические
институты и ветви власти

Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть

Государственный аппарат
и органы власти

Глава государства • Парламент • Правительство

Политический режим

Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм

Форма государственного правления
и политическая система

Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие •

Политическая философия,
идеология и доктрина

Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм

Избирательная система

Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная

Политологи и
политические мыслители

Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер

Учебники и известные
труды о политике

«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»

См. также

Основные понятия политики

Категория • Портал • Проект

Международное право
Общие положения

История • Субъекты • Источники (Договор • Обычай • Прецедент • Общие принципы права • Доктрина) • Принципы • Нормы • Jus cogens • Erga omnes • Кодификация • Имплементация

Правосубъектность

Государства • Организации • Национально-освободительное движение • Суверенитет • Иммунитет • Правопреемство • Континуитет • Признание • Самоопределение • Нейтралитет

Территория
правовой режим

государственная • международная • со смешанным режимом • Анклав • Эксклав • Антарктика • Делимитация • Демаркация

приобретение

Открытие • Аннексия • Оккупация • Уступка • Плебисцит • Адъюдикация • Uti possidetis • Колония • Terra nullius

Население
гражданство

Филиация • Натурализация • Оптация • Трансферт • Реинтеграция • Репатриация • Экспатриация

правовой статус
Отрасли

Международных организаций • Прав человека • Дипломатическое • Консульское • Международных договоров • Морское • Воздушное • Космическое • Охраны окружающей среды • Экономическое • Мирное разрешение международных споров • Международной безопасности • Гуманитарное • Международной ответственности • Уголовное

Права человека

Фундаментальные концепции и категории

Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция

Понятия, которые могут рассматриваться как права человека

Гражданские
и политические

Право на смерть (англ.) • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на справедливое и беспристрастное правосудие • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств (англ.) • Право на жизнь • Политическая свобода

Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • Право на социальное обеспечение · Право на Досуг и отдых • Право на собственность • Право на культуру · Право на участие в общественной жизни • Право на образование • Право на достаточный жизненный уровень • Право на развитие (англ.) • Право на охрану здоровья • Право на воду (англ.) • Право на еду (англ.) • Право на жилище • Права потребителей

Репродуктивные

Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов

Война и вооружённый конфликт

Гражданское население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен

Международное право прав человека • Международные институты и организации по правам человека

Понятие, сущность и признаки суверенитета государства

Ключевые слова: понятие, сущность, признаки, суверенитет, государства

Одним из основных — специфических — признаков государства, позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет — важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение — одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин «суверенитет» означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 — 1596 гг.).

Понятие «суверенитет» имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя — весьма относительной.

Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV — XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV — XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Суверенитет Российской Федерации, например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии, например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. … читать далее …

Суверенитет государства это способность к самоуправлению по полной функции управления исходя из национальных интересов этого государства на всей его территории.

При этом предполагается, что структурное управление этого государства самостоятельно способно принимать управленческие решения в интересах максимально большего количества граждан без так называемой посторонней помощи и внешнего управления. Примеры суверенов: СССР, Российская империя, Великобритания, Китай, Израиль.

Для обретения суверенитета необходимо понимание того, как управляются сложные социальные суперсистемы, понимание стратегических целей в управлении государством, государственной идеологии, наличие квалифицированных управленческих кадров. Также необходимо, чтобы управленческие кадры концептуально определились, что они занимаются управлением самостоятельно в интересах своего общества.

Суверенитет государства должен быть кроме того подкреплен ресурсами. А именно земельными, людскими и продовольственными. По мере развития технологий минимальные ресурсные требования для обладания суверенитета непрерывно возрастают.

Ситуация, когда управление по полной функции управления осуществляется в интересах внешнего управления это ситуация, когда у государства суверенитета нет.

Добавить комментарий