ОБЩЕЕ ДЕЛО
название, закрепившееся за философским учением Н. Ф. Федорова (1829 1903). В качестве синонимов используются термины *супраморализм* и *патрофикация* (все определения условны, т. к. сам Н. Ф. Федоров предпочитал устное изложение своих идей, а их систематизация была предпринята посмертно его учениками В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном в обширном компилятивном труде под названием *Философия общего дела*, первый том которого вышел в 1906 г., 2-й в 1913. Издание *Сочинений* ?. ?. ??дорова, вышедшее в 1982 г., включает фрагменты из неопубликованного 3-го тома). В целом учение Федорова находится в общем русле русского космизма XIX XX вв., представляя оригинальный синтез его религиозной и сциентистской версий. В основных положениях, стиле философствования Федорова явственно присутствует характер пророческого откровения (чему способствует и довольно развитая мифология личности философа, и его аскетизм, бессребренничество, феноменальные умственные способности), призванного изменить всю систему жизненно-ценностных ориентации современного общества. По мысли самого философа, О. д. заключается в том, чтобы направить три основы человеческой жизнедеятельности (нравственность, научно-технический комплекс и социальную организацию) на тотальное переустройство мира и рациональное изменение самой человеческой природы. Высшей целью такого изменения служит достижение всеобщего бессмертия, овладение космическими силами и пространством и, наконец, *воскрешение предков* или собственно *патрофикация* основной нравственный долг человека. Хотя проект О. д. опирается на *тонкое вчувствование природной жизни*, утверждение всеобщности естественноэволюционного развития, Федоров парадоксальным образом воспринимает стихийный ход эволюции и истории едва ли не как противоестественный, извращенный. Только активное вмешательство человечества (см. *Активная эволюция*) возвращает космобиосоциальные процессы в их должное русло. Вообще методология синтеза О. д. это осмысление с позиции должного, благодаря чему в нем чрезвычайно значимы утопические мотивы, прожективный пафос и бескомпромиссность суждений о реальности. Прежде всего, реализация О. д. предполагает уяснение подлинной природы человека. Она, с одной стороны, определяется в качестве родовой, принципиально коллективистской. Коллективизм состоит не только в признании индивидом верховенства родовых целей и ценностей, кровного *братства* всех людей, но и в особом ощущении органической всепроникающей связи с общим *током живого* в природе, в понимании своего места в эволюционной взаимосвязи материи и существ. С другой стороны, сущность человека определяется двумя движущими импульсами, инстинктивными основаниями психики и индивидуальной мотивации. Это *чувство смертности* и *страх рождения*. Выявление этих главных стимулов индивидуальной и социокультурной деятельности должно отвратить внимание человечества от решения сиюминутных социально-экономических, политических и эгоистических проблем. Возможность переноса внимания человечества к подлинным проблемам, т. е. к О. д., реализуется через постановку и разрешение *пасхальных вопросов* (свое учение Федоров именовал и *Новой Пасхой*). Они ставятся как жесткая оппозиция *сущих* и *должных* качеств социокультурной реальности: частная собственность обобществление, индивидуализм *всеобщинность*, национально-государственная обособленность интернационализм, половая дифференциация полное равенство полов, утилитаризм нравственный ригоризм *пасхального сознания*, подчинение законам природы овладение природными силами, употребление техники на взаимное убийство использование ее для возрастающего жизнеобеспечения и т. д. В наиболее общем виде все эти оппозиции сводятся к единой: *пожирание отцов сыновьями* воскрешение отцов. Решаются *пасхальные вопросы* простым предпочтением второго качества и утверждением его как всечеловеческого мерила деятельности и критерия нравственности. Отсюда вырастает критика традиционного христианства, являющегося, по мнению Федорова, фундаментом современной культуры и общества; следовательно, в самом вероучении, в функционировании церкви заложены предпосылки того ложного пути, по которому пошло становление человечества. Вместе с тем, реализация О. д. не предполагает полное устранение христианства, а лишь его трансформацию. Прежде всего критике подвергаются две стороны христианского мировоззрения: идея частичного спасения* и мистико-эсхатологический квиетизм. О. д. потому и носит такое название, что призывает к всеобщему, вселенскому спасению т. е. избавлению от смерти. Исход же мировой истории для Федорова не является космической трагедией и однозначно предопределенным событием: он должен быть активно создан совокупными усилиями человечества. Помимо прочего, О. д. означает соединение всех творческо-преобразующих способностей человечества, а христианство в его устоявшемся виде направлено в основном на односторонне-духовное начало и весьма пренебрежительно относится к достижениям научно-технической цивилизации. Эти аспекты христианской культуры, согласно философии О. д., должны быть преодолены. Культурный синтез, должный возникнуть в результате, именуется Федоровым *активным христианством*. Учение О. д. вызвало в свое время весьма противоречивые оценки в интеллектуальных кругах. Официальное православие, разумеется, отнеслось к нему негативно как и к любой попытке пересмотреть архетипические основы вероучения и миропонимания в целом. Среди тех, кто связывал социокультурные проблемы с перспективами *обновления христианства*, его переориентации на решение насущных вопросов, учение О. д. также не нашло многочисленных сторонников. Характерны взаимоотношения Федорова с такими лидерами неортодоксальной религиозной мысли, как В. С. Соловьев, ?. ?. Достоевский, Л. Н. Толстой. Первый и последний сначала отнеслись к проектам О. д. заинтересованно и сочувственно, но затем изменили свое отношение в сторону достаточно жесткой критики и почти полного неприятия. ?. ?. Достоевский фактически промолчал в ответ на обращенное к нему предложение опубликовать труды Федорова под своим именем (сам Федоров крайне негативно относился к любой собственности, в т. ч. и на мысли). В целом, в отечественной философской традиции сложилось странное отношение к философии О. д.: как *левый* (сциентизм и материализм), так и *правый* (идеализм, религиозные течения) лагерь не высказывали однозначных позиций в этом отношении, предпочитая умолчание либо признание высоких морально-личностных качеств ее автора (но не самих концепций). По всей видимости, первые видели в О. д. недопустимые мотивы *техно-мистицизма* и *ненаучной фантастики*, вторые же не могли принять очевидной *натурализации*, *приземленности* христианских идеалов. Сыграли свою роль и нежелание Федорова излагать философские концепции традиционным языком теоретической философии, и его приверженность к языковому синтезу типично христианской (преимущественно гомилетической) риторики с достаточно *простонародным*, *лубочным* языком. Современники в целом поверхностно восприняли идеи О. д., и их критика носила, соответственно, преимущественно оценочно-идеологический характер. Благодаря этому были оставлены вне всякого внимания те мотивы данного учения, которые вплотную увязывали, а иногда и предвосхищали наиболее перспективные, узловые проблемы на стыке естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Здесь, в первую очередь, надо обратить внимание на целостную оценку социальных процессов в европейской цивилизации: автор О. д. рассматривает данную проблематику не как самодовлеющую, а как один из аспектов, относящихся к космосоциобиологическому взаимодействию. Вся современная социальная система воспринимается Федоровым как разрыв кровно-родственных и непосредственно-духовных связей, порождающий тотальное отчуждение людей, их скрытое и явное противостояние. Тогда как идеал *братотворение*, исключающее всякую элитарность, неравноправие, подавление. Это своего рода соборный коммунизм, основанный не только на *общности имуществ*, но и на коллективном осознании единства целей и задач. Преобразование общества, в свою очередь, не есть самодостаточный процесс, но лишь необходимая база для консолидации всех сил и средств на исполнении священного долга детей перед отцами и, в конечном счете, перед всецелым мирозданием. Общинно-коммунистическое взаимодействие должно направить все могущество интеллекта, коллективного научного разума и все имеющиеся технические средства на всестороннее познание законов природы и путей их использования в целях благоустроения человечества. С этой т. зр. реальная история эволюции жизни и ее особой человеческой формы предстает в рамках О. д. как *вселенское кладбище*, безысходный процесс последовательного *пожирания* предшествующих поколений наследующими. Каждый человек хотя бы смутно осознает свою причастность этому всеобщему каннибализму. Этим порождается и *чувство смертности* (страх перед неизбежным пожиранием своими детьми), и *стыд рождения* (предчувствие необходимости жить и питаться за счет родителей). Наличная культура подавляет эти чувства, создавая мифы о *страшных покойниках* или обосновывая идею прогресса (*новое значит, лучшее*). Дело же в том, чтобы воспитать на их основе осознание долга и стремление его исполнить. Когда человечество проникается этими чувствами и идеями, совершается переломный момент истории: это и апофеоз *естественной* эволюции материи, нашедшей в человеке свое полное раскрытие, и исполнение евангельских пророчеств о досотворении совершенного мира самим человеком, раскрытии провиденциального замысла в свободной воле *новопришедшего творца*. Так формулируется антропокосмический смысл эволюции: *Природа в нас начинает не только осознавать себя, но и управлять собою*. Ось этого движения преодоление *неродственности* и созидание *родственных* уз, соединяющих космос, жизнь и всечеловеческую общину. Техническое могущество человека дает, с одной стороны, базу для направленной эволюции, но, с Другой стороны, оно представляет и помеху: односторонне-техническое воздействие на природу суть тот же каннибализм, разрушение собственного внешнего тела. Должен быть, во-первых, достигнут универсальный синтез наук, преодолевающий их замкнутость и косность, во-вторых, наука в новом качестве должна быть направлена не на конструирование *искусственных придатков* организма, а на перестройку самого организма. Задача *активного христианства* и О. д. разработать теоретические, нравственные и практические основы для *овладения естественным чудотворством тканетворением*. Оно позволит раздвинуть границы телесности, развить небывалые доселе человеческие способности (например, неограниченное перемещение в пространстве) и устранить постепенно саму смерть. В конечном счете восстановится первичный баланс живого вещества: человек сможет восстанавливать себя из исходного физиобиологического материала, трансформировать по надобности организм и т. д. Поскольку *имманентное воскрешение* всех умерших выдвигает вопрос об ограниченности жизненных ресурсов планеты, то следующей задачей становится освоение космического пространства. Новое всеединое и эволюционировавшее человечество будет в силах решить эту задачу и выйти за пределы всякой наличной ограниченности. Это, по Федорову, и есть расшифровка христианских символов *рая*, *ада* (смерти) и *чистилища* (временно-земного бытия). Утопизм представленной картины развертывания О. д. не лишает ее замечательных предвосхищений, подтвержденных, к примеру, развитием генетики, информационных технологий, становлением экологического и ноосферного мышления. В целом философия О. д. ?. ?. Федорова является, безусловно, одним из наиболее уникальных вариантов формирующегося в XX в. антропокосмического типа осмысления природы, общества и человека. Е. В. Гутов… смотреть
Империя — сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Составные части империи имеют, как правило, неодинаковое положение. Империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Такие государства существовали во все исторические эпохи: с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX в. (Великобритания, царская Россия).
Протекторат
Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
Покровительство (или опека) может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.
Форма государства — это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается через форму правления, государственного устройства и вид политического режима (рис. 1.3).
Форма правления — это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику.
Монархия (от греч. — единовластие) — это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий монархии бывают абсолютные и ограниченные.
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, абсолютная монархия Саудовской Аравии, Катара, Омана).
Ограниченная (конституционная) монархия характеризуется законодательным ограничением власти фактически во всех сферах государственной деятельности (принцип «монарх царствует, но не правит»). Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная осуществляется правительством, формируемым парламентом и ответственным перед ним. Наличие монарха обусловливается стечением обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т. д. (например, ограниченная монархия Великобритании, Япония).
Республика (от лат. res publica — общее дело) — это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Республики характеризуются следующими чертами:
♦ выборностью органов государственной власти на определенный срок;
♦ производным от народного суверенитета характером государственной власти;
♦ юридической ответственностью главы государства.
По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью различают парламентарную и президентскую республики.
В парламентарной республике президент выступает главой государства, но не является главой правительства. Правительство, формируемое победившей на выборах партией, ответственно перед парламентом (например, Италия, Германия, Украина).
В президентской республике президент является одновременно и главой государства, и главой правительства. Формируемое им правительство ответственно перед ним. За президентом сохраняется право вето на законы, принимаемые парламентом, И полномочия верховного главнокомандующего вооруженными силами страны (например, Россия, США, ряд государств Латинской Америки).
Форма государственного (территориального) устройства — это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, характер их взаимоотношений друг с другом и с центральными органами власти. В правоведении формы государственного устройства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государственное устройство (от лат. unus — один) характеризуется полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо. Оно включает в себя лишь административно-территориальные образования (губернии, области, департаменты), которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция, Финляндия, Белоруссия).
Федерация (от лат. foedus — союз) — это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). Образования внутри федерации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они лишены права одностороннего выхода из состава федерации, не обладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ).
Конфедерация — это союз государств, который образуется для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в рамках определенного исторического периода. Государство — член конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет и продолжает выступать в качестве самостоятельного субъекта во внешней и внутренней политике. Органы власти образуются из представителей суверенных государств и не имеют императивной власти по отношению к государствам — членам конфедерации. Решения конфедерации становятся обязательными для ее членов только после утверждения их органами власти государств-участников (например, США в 1776-1864 гг., Германский союз в 1815-1867 гг.).
Политический режим — это совокупность способов и приемов реализации власти государства, определяющих конкретное выражение его организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные.
Демократический политический режим характеризуется свободой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой характер), многообразием политических взглядов и убеждений.
Для авторитарного политического режима как одной из разновидностей недемократических режимов характерна монополия правящей власти на политическую деятельность, концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, социальную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.
Тоталитарный политический режим характеризуется полным огосударствлением всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной моноидеологией, выразителем которой является, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.
Политический режим как элемент формы играет ключевую роль в теории государства, обусловливая остальные характеристики его устройства.
Республика -(от лат. respublika — общественное дело, государство)форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок.
Республиканская форма правления зародилась в древнем мире, в частности, в Афинской республике. Существовала она и в средневековье в городах, имеющих право на самоуправление (Новгород, Псков, Венеция и др.). В современных условиях большинство государств — республики.
К общим признакам республики относятся:
- 1. выборность высших органов государственной власти;
- 2. разделение единой власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
- 3. деятельность высших органов ограничена определенным сроком;
- 4. юридическая ответственность главы государства в определенных законом случаях;
- 5. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- 6. осуществление государственной власти от имени народа.
Современные республики подразделяются на 2 вида: парламентские и президентские.
Парламентская республика — форма правления, при которой основная роль среди органов государственной власти принадлежит парламенту.
Парламентская республика характеризуется следующими признаками:
- 1. верховная власть принадлежит избираемому населением парламенту, наделенному законодательными полномочиями;
- 2. правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства в парламенте;
- 3. правительство ответственно перед парламентом, который наделен правом отставки правительства, выразив ему недоверие;
- 4. президент (в тех государствах, где есть такой пост) избирается парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
- 5. президент является главой государства, но не главой правительства;
- 6. руководит правительством премьер-министр, являющийся фактическим руководителем государства (лидер политической партии, получившей большинство мест в парламенте).
К числу парламентских республик относятся Австрия, Германия, Италия и т.д.
Президентская республика — форма государственного правления, при которой высшая власть сосредоточена в основном в руках президента, обладающего полномочиями и главы государства, и главы правительства.
Для президентской республики характерны следующие признаки:
- 1. официальным и фактическим главой государства является президент;
- 2. президент соединяет в своих руках полномочия и главы государства и главы правительства;
- 3. президент избирается на определенный срок либо населением, либо коллегией выборщиков;
- 4. президент назначает правительство, несущее перед ним политическую ответственность;
- 5. президент обладает правом вето на принимаемые парламентом законы;
- 6. четкое разделение властей: парламент осуществляет законодательную власть, президент через подчиненных ему министров — исполнительную;
- 7. президент имеет право самостоятельно издавать НПА;
- 8. президент — главнокомандующий вооруженными силами государства.
В качестве примера президентской республики можно привести США, Бразилию, Мексику и др.
В современных условиях имеются республики, которые нельзя твердо отнести ни к парламентским, ни к президентским. Это так называемые республики смешанного типа. Это либо президентская республика с отдельными элементами парламентской, либо парламентская с элементами президентской. Эти особенности проявляются в том, что:
- 1. наряду с президентом есть должность премьер-министра, наделенного возможностью принимать важные политические решения;
- 2. в формировании правительства принимают участие и президент, и парламент;
- 3. правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия) и перед президентом (отставка);
- 4. исполнительная власть осуществляется и президентом, и его администрацией, и премьер министром, и правительством.
К государствам со смешанной формой правления можно отнести Португалию, Францию, Россию и др.