Гражданское право России в XVIII

Гражданское право в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Доминирующим источником прав и обязанностей стал закон, а традиционные и обычные нормы отошли на второй план.

В области вещных прав Указом о единонаследии 1714г. были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. С целью укрепления положения дворянства затруднялся порядок, отчуждения недвижимости, запрещался ее заклад. Продажу можно было осуществлять лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств и с уплатой высокой пошлины.

Чтобы избежать дробления земельных владений, был сокращен круг лиц, участвовавших в наследовании и выкупе недвижимого имущества. По наследству владения передавались только одному сыну. Право выкупа принадлежало главному наследнику.

С развитием промышленности устанавливались новые ограничения на земельную собственность. Добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, составляла привилегию государства. Собственник земель получал преимущественное право перед третьими лицами открывать производство по добыче ископаемых и их обработке или право на долю прибыли от разработки полезных ископаемых.

Получает развитие и залоговое право. Разрешалось закладывать движимое и недвижимое имущество, находившееся в собственности.

В развитии обязательственного права можно отметить нормы, развивающие действующие и регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений: договор поставки, договор личного найма, договор имущественного найма, договор поклажи, договор займа.

Большие изменения в сфере наследственного права внес Указ о единонаследии, принятый в 1714 г. Различалось наследование по завещанию и по закону.

При наследовании по закону недвижимое имущество наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками.

При наследовании по завещанию воля наследователя была существенно ограничена: он был вправе завещать недвижимое имущество только одному из сыновей, остальные дети получали часть движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество могло быть завещано родственникам, носящим ту же фамилию, что и наследователь, а движимое — «кому захочет».

Бездетная вдова получала пожизненное право на имущество мужа, а после ее смерти к наследованию призывались наследники по закону. В 1716г. этот порядок изменился: вдова стала получать в собственность 1/4 часть имущества мужа.

В1731 г. Указ о единонаследии был отменен. Наследование по закону регламентировалось следующим образом: имущество переходило ко всем сыновьям в равных долях, дочери получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества, а вдова — 1/8 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества.

При наследовании по завещанию наследователь обладал большей свободой распоряжения: он мог завещать наследственную массу, за исключением майоратных и заповедных имуществ, по своему усмотрению.

В области семейного права при Петре I были внесены большие изменения.

В соответствии с Указом о единонаследии 1714 г. был повышен брачный возраст для мужчин до 20 лет, а для женщин — до 17 лет. Законную силу имел только церковный брак.В брак могли вступать лица, не лишенные здравого рассудка. Запрещалось вступать в брак близким родственникам. Законодательство требовало согласия брачующихся на вступление в брак, а также обязательного согласия их родителей. Для вступления в брак военнослужащим требовалось разрешение начальства, для дворян — также знание арифметики и геометрии. Поводами для расторжения брака являлись следующие: политическая смерть (т. е. лишение всех гражданских прав) и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3 лет, произошедшее не по вине отсутствующего супруга, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого. Брак не был равноправным — жена находилась в подчинении мужа. Правовое положение жены определялось социальным статусом мужа. Имущественные права жены ничем не ограничивались. Она могла свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом без согласия мужа. С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий, брак же с иноверцами запрещался.

Родители в отношении своих детей имели почти такую же власть, как и раньше. Они могли их наказывать, отдавать внаймы, отправлять в монастырь. В 1775 г. родители получили право заключать своих непослушных детей в смирительные дома. За убийство детей родители подвергались колесованию.

Развитие получили положения об опеке. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало: для наследников недвижимого имущества — в 20 лет, для наследников движимого имущества — в 18 и 17 лет для мужчин и женщин соответственно. Опекуном для своих малолетних братьев и сестер становился наследник недвижимого имущества, он должен был заботиться о содержании, воспитании и имуществе опекаемых. Опека также могла быть установлена над сумасшедшими и жестокими помещиками.

Источники права. В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV — XV вв. продолжала действовать

1) Русская Правда. Была создана новая редакция этого закона, так называемая Сокращенная из Пространной, приспособлявшая древнерусское право к московским условиям. Действовало и обычное право. Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания существенно новых законодательных актов.

Но самым значительным памятником права был

2) Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Судебник 1497 г. имел и другую цель — закрепить новые общественные порядки, в частности, постепенное выдвижение мелких и средних феодалов — дворян и детей боярских.

3) Судебник 1550 г дореволюционная историография уделяла большее внимание. Самое раннее его толкование было дано Татищевым. Он подчеркивал, что этот документ вошел как «звено, необходимое для уразумения истории русского законодательства”. К числу источников Судебника 1550 г. Татищев относит в качестве основного акта Судебник 1497 г., а также составлявшиеся на его основании уложенья, или уставные грамоты, даваемые великими князьями различным областям государства для свершения ими суда (а также грамоты губные, таможенные, жалованные). По своему содержанию Судебник 1550 г. — это «кодекс, определяющий формальную внешнюю сторону права: судопроизводство…”. Малочисленность же норм гражданского и уголовного права он объясняет господством еще в этих областях права обычного.

Одним из важнейших источников Судебника 1550г. явилось законодательство, охватывающее период времени между первым и вторым Судебниками. Кодификационная работа по созданию Судебника 1550 г. означала отбор из предшествующего законодательства тех законов, которые соответствовали политике Ивана IV.

Судебник был утвержден во время масштабных реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности 50-х г. XVI в. Он состоит из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и богатству правовых институтов значительно превосходит Судебник 1497 г. Подробнее и обстоятельнее представлены в нем отношения дворянства и крестьян. Значение правовых принципов, закрепленных в нем, было настолько велико, что царь в момент учреждения опричнины (1565 г.) настойчиво добивался разрешения не принимать их во внимание, желая развязать себе руки при переходе к опричному террору.

После смерти Ивана IV правительства России настойчиво стремились восстановить правовые принципы, закрепленные в Судебнике.

4) Соборное Уложение 1649 г значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. В Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права.

В 1613 г. с воцарением Михаила Романова закончился период Смутного времени. Долгое время власти и не помышляли о кодификациях, довольствуясь текущим законодательством. Оно было многоплановым и составило базу будущего Уложения. На протяжении XVII в. в стране ощущалось духовная и социальная напряженность, все острее давала о себе знать потребность в справедливом законе. К середине столетия новые социальные катаклизмы потрясали общество, вот-вот должен был произойти церковный раскол.

Грандиозный московский бунт 1648 г. закончится созывом 16 июля 1648 г. Земского собора, на котором была образована комиссия для выработки кодекса во главе с князем Н.И. Одоевским.

Если непосредственными причинами создания Соборного Уложения послужили восстановление 1648 г. в Москве и обострение классовых и сословных противоречий, то глубинные корни его таились в эволюции социального и политического строя России, надвигающемся переходе от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Соборное Уложение явилось новым этапом в развитии юридической техники. Оно стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем специально указывалось в самим документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством.

Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что только со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Соборное Уложение — первый в истории России систематизированный закон. Систематизацию правовых норм в Соборном Уложении следует признать весьма совершенной для своего времени. Впервые закон делится на тематические главы, имеющие конкретный объект нормирования. Стоглав тоже делится на главы, но они были, скорее, простыми статьями закона. Главы соборного уложения делятся на статьи, выделяющие специфический сюжет нормирования.

В Соборном Уложении уже нет архаизмов, свойственных Русской Правде и даже Судебником, и в тоже время оно еще не засорено массой иностранных слов и терминов, которые внес в законы Петр I.

Соборное Уложение подвело итог длительному развитию русского права. Оно опиралось на все предшествующее законодательство, в особенности на акты XVII в. По мнению современных исследователей, источниками Уложения были уставные и указные книги приказов, указы и боярские приговоры, судебники Литовский статут и прочие.

Соборное Уложение отразило коренные проблемы общественной жизни середины XVII в. Оно законодательно закрепило потребности господствующего класса на данном этапе его развития и вместе с тем — уступки определенным слоям феодального общества. Вызванные необходимостью укрепления классового господства феодалов.

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 4948;

Основным законодательным актом было Соборное Уложение, действовало не отмененное петровское законодательство, новые нормативные акты, устные распоряжения императрицы.

В 1767-ом году была создана комиссия по разработке нового Уложения. Были сформированы, нехарактерные для русской государственности 17-го — 18-го века, комиссии, в которые были приглашены депутаты от всех сословий. Эти комиссии были по составу близки к Земским соборам.

Уложенные комиссии рассмотрели наказ императрицы, депутаты высказали свои идеи, начались жаркие дискуссии и споры. Образовалось несколько частных комиссий, работы как бы велись, но Уложение подготовлено так и не было. Смысл всей этой деятельности выразился не сколько в подготовке закона, а сколько в выявлении общественного мнения, но поскольку идеи Екатерины II были с сомнением восприняты основной массой депутатов и возникли бесплодные споры, в 1768-ом году указом императрицы деятельность комиссий была прекращена.

Уг.право. Особых нововведений нет, отменена смертная казнь, но вводится большое количество телесных наказаний, ссылка. Каторга и ссылка это не только вид наказания, но и способ заселения окраинных территорий. «Жалованная грамота дворянству» от 1785-го года освободила дворян от некоторых видов наказаний.

Гр.право. В этой области права наблюдается большое разнообразие источников, но в итоге, эта область меньше чем уголовная урегулирована именно законом. Для гражданского права характерна ярко выраженная сословность, направленная на защиту дворянских привилегий, но ряд законов, который защищал дворянскую собственность в 1782-ом году отменён. Право покупки к заводам деревень получили не только помещики, а все заводчики. Государство гарантировало право собственности на завод и продукцию, но предприятия по добыче золота и серебра на Урале, считались государственными и лишь переданными в частные разработки. Многие казённые заводы переданы частным лицам для эксплуатации. Договоры с недвижимостью заключались только в письменной форме и закреплялись купчими. В семейном праве повышен брачный возраст, для мужчин с 20-ти лет, для женщин с 17-ти, для вступления в брак требовалось согласие родителей, а для офицеров и бюрократии — начальства.

15. Общественный и государственный строй России на рубеже XIX – XX вв.

Россия была аграрной страной, где 2/3 населения проживало в сельской местности, с уникальной, многонациональной культурой и с ужасающей неграмотностью населения. В экономике России, в свою очередь были представлены не только различные экономические уклады, но и элементы различных формаций, начиная с родовой и до капиталистической.

Вся полнота власти принадлежала царю — российскому самодержцу. Главной социальной опорой царизма был дворянско-помещичий класс, высшие представители которого занимали ведущие посты в государственном управлении. Никакого общегосударственного, представительного высшего органа до 1905 года Россия не имела. Сверхцентрализм, сословность, громоздкость и недемократичность — главные черты ее системы управления. До полумиллиона чиновников всех рангов, множество учреждений и органов выполняли на местах царскую волю. В ее распоряжении находились армия, которая в мирное время насчитывала более 1 млн. человек, а также жандармско-полицейский аппарат.

Отличительной чертой России являлась и нерешенность национального вопроса. Любые национальные движения подавлялись беспощадно. Право на самоопределение наций не было реализовано. Исключение представляли лишь Финляндия, имевшая автономию, и Королевство Польское. Государственным языком был русский, православие считалось государственной религией, юридическое и фактическое неравенство было нормой.

Серия буржуазных реформ в России прошла только после 1861 года, когда ликвидировали крепостничество. Крепостные крестьяне получали личную свободу и формально не платили за это. Завершением реформы считалась выкупная операция. Так, судебная реформа, устранившая сословный суд, ввела независимость судей, институты адвокатуры и присяжных заседателей. Впервые появились законодательно разрешенные местные выборные представительные органы власти — земства, имевшие свой бюджет. Значительно была ослаблена цензура. Все это говорило о том, что самодержавная власть вступала, делая лишь первые шаги, на путь превращения в буржуазную монархию.

Изменения коснулись и экономики, и социально-классовой структуры общества. Накануне первой мировой войны Россия была уже вполне капиталистической страной.

Сила промышленного пролетариата заключалась в том, что он, экономически господствуя «над центром и нервом всей хозяйственной системы капитализма», был наиболее политически сознателен и организован. Сила его в России в конце XIX века была и в том, что он по историческим условиям был единственным классом, который мог возглавить революционное движение, повести за собой трудящихся, демократические элементы, и прежде всего крестьянство.

Промышленная буржуазия начала складываться еще до реформы как торговая буржуазия, но оформилась как класс во второй половине XIX века.

Основными источниками пополнения промышленной буржуазии были выходцы из мелкой промышленности, купцов и из дворян. Значительную долю крупной буржуазии составляли выходцы из других стран — немцы, французы, евреи и др. Буржуазия не выступала против помещиков, она добивалась лишь влияния на политическую жизнь страны в союзе с царизмом. Российский государственный капитализм был результатом политики не буржуазного, а самодержавно-помещичьего государства, что объективно не могло не вызвать противоречий, острых проблем в социально-экономической жизни страны.

Развитие общественного хозяйства после реформы 1861 года пошло чрезвычайно быстро, и за десятилетия Россия прошла путь, который другие передовые страны прошли за века.

16. Изменения в государственном строе в ходе революции 1905 – 1907 гг. Основные Государственные законы в редакции 1906 г.

Революция 1905 г. привела к конституционной монархии. Манифест 17 октября 1905 .положил начало конституционализму в России. Гос.Совет в апреле 1906 г. стал 2 парламентской палатой. Функции Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Гос.Совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались. В стране возникают политические партии: либералы, правый центр, крайние правые и левые. Земское движение стало базой для либералов. В 1904 г. » Союз освобождения» уже вполне легально формулирует свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демократические политические реформы. Одновременно было принято решение образовать «Союз союзов», который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий. В сентябре 1905 г. проходит съезд. Парламент должен был санкционировать любой зак. акт и бюджет. Правый центр был представлен Союзом 17 октября, базировался на принципах Манифеста 17 октября. Выступал за: сохранение единого и неделимого государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия- путь к спасению.

Правые партии, принцип: «Православие, самодержавие, народность». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, например «Союз русского народа», объединивший ряд черносотенце. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы. Левые партии- образовывались на основе народнической и Марксистской идеологий. В 1898 образование Российской социал-демократической партии. В 1903 г.- распад на «большевиков» и «меньшевиков». Против самодержавия, законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства.

Органы власти и управления. 20 февраля 1906 г. вышел акт «Учреждение Государствегтой Думы», в котором определялась ее компетенция. Избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. В Думу входили министры, комиссии депутатов и Государственный Соеет. Наиболее острым был конфликт между 1 Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, заявила, что она не отступит от этого принципа. 8 июня Дума распущена.(72 дня). В феврале 1907 г. 2 Дума начала работу. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и землеустройство, самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая рефор-ма, введение подоходного налога. Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о гос. бюджете и наборе новобранцев. Дума была распущен(102 дня). Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября». В III Думе долго обсуждался указ 9 ноября 1906 г.

Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о Государаственном Совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Со-ветом представляться на утверждение императора.

17. Третьеиюньский государственный переворот: суть и значение.

Третьеиюньский государственный переворот 1907, политическая акция царизма, выразившаяся в роспуске 3 июня 1907 2-й Государственной думы и изменении, в нарушение Манифеста 17 октября 1905 и основных законов от 23 апреля 1906, избирательного закона от 11 декабря 1905. Вдохновителем переворота был «Совет объединённого дворянства». С ведома председателя Совета министров П. А. Столыпина охранное отделение сфабриковало обвинение Социал-демократической фракции в Государственной думе в подготовке антигосударственного переворота. Царское правительство потребовало предания суду 55 социал-демократических депутатов Думы и в ночь на 3 июня, не дожидаясь решения думской комиссии, созданной для расследования этого обвинения, арестовало их. 3 июня был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах. Количество выборщиков от крестьян уменьшилось с 44 до 22%, от рабочих —с 4 до 2%. Многие национальные окраины были вообще лишены представительства; Кавказу вместо 29 мест предоставлялось 10, Царству Польскому вместо 37 — 14. Новый избирательный закон предоставил большинство в Думе помещикам и крупной буржуазии, которые вместе имели 65% всех выборщиков. В. И. Ленин указывал, что Третьеиюньский государственный переворот 1907 положил начало так называемой третьеиюньской системе, обеспечившей «…всевластие крепостникам и привилегии буржуазии» . Главной особенностью этой системы явилось попеременное деление контрреволюционного помещичье-буржуазного блока в 3-й Государственной думе на два большинства — правооктябристское и октябристско-кадетское. Это позволяло царизму, проводившему политику бонапартизма, лавировать между помещиками и буржуазией, оставаясь хозяином положения. Третьеиюньский государственный переворот 1907 знаменовал поражение Революции 1905—07 в России, временную победу сил контрреволюции; начался период столыпинской реакции — массовых и жестоких репрессий против рабочего класса и крестьянства, черносотенного террора.

18. Первые Государственные Думы Российской империи: механизм формирования и функционирования.

Изменения гос. строя в результате революции 1905 г. выразились в создании общерос. представительного органа – Гос. Думы (ГД).

Правовым основанием создания ГД стали Манифест об учреждении ГД; Учреждение ГД и Положение о выборах в ГД, подписанные царем 6 августа 1905 г. По этим документам ГД по сути являлась законосовещательным органом, зависимым от самодержавия. В ее компетенцию входили предварительная разработка и обсуждение законопроектов, которые далее направлялись в Гос. Совет (ГС) и затем – на утверждение императора.

Выборы в ГД предполагалось проводить по 3 избирательным куриям на основе имуществен. цензов по принципам сословности и многоступенчатости.

Второй палатой Российского парламента стал реорганизованный Гос. Совет, половина которого назначалась царем, половина избиралась из имущих классов.

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил создание законодательной ГД. Вводилась новая система выборов (многоступенчатая, по 4 куриям), по которой избирательные права получали и рабочие.

В результате выборов большинство в ГД (27 апреля-8 июля 1906 г.) составили кадеты и октябристы. Из представителей крестьянства сложилась сильная фракция трудовиков, которые предлагали радикальное решение аграрного вопроса (ликвидацию помещичьего землевладения с безвозмездной передачей земли крестьянам), из-за которого 9 июля 1906 г. ГД была распущена.

ГД (20 февраля — 3 июня 1907 г.) имела левое большинство, которое поддерживало решение аграрного вопроса, предложенного трудовиками. ГД была разогнана правительством в результате провокационного обвинения социал-демократов в подготовке гос. переворота.

ГД была созвана в результате единоличного и незаконного изменения императором избирательного закона. Большинство в ГД составили правые партии, послушные самодержавию. Данная ГД была настроена лояльно к императору и правительству, ее деятельность связана с именем П.А. Столыпина, который успешно проводил через ГД политику, направленную на сохранение выборной думы с одновременным обеспечением интересов правящей бюрократии.

19. Изменения в общественном строе в ходе революции 1905 – 1907 гг.

Общественный строй России определялся уже отмеченным переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками преимущественно в деревне, главным из которых являлось помещичье землевладение. Применение отсталых методов ведения хозяйства не позволяло помещикам получать высокие доходы. Они вынуждены были по-прежнему закладывать свои земли, фонд дворянских земель неуклонно сокращался.

Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения.

В результате развития капиталистических отношений в России продолжают значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил, мешают предпринимательской деятельности буржуазии. Отсталость сельского хозяйства отрицательно отражалась на развитии внутреннего рынка.

Буржуазии все же удавалось приобрести значительную часть земель. Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс, предпочитала дождаться реформ.

Самодержавие, отстаивая в целом интересы помещиков, вместе с тем вынуждено было поддерживать и капиталистов, способствуя капиталистическому развитию страны. Сама царская семья выступала в качестве крупнейшего феодала и капиталиста.

Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906г. Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержания — кулачества.

Указ 9 ноября 1906 г, устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою личную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины.

Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения крестьянства, что привело в конечном счете к обострению классовой борьбы в деревне. Помещики были недовольны ростом влияния деревенской буржуазии — кулаков. Обострились отношения между кулачеством и остальной массой крестьянства, сопротивлявшегося реформе.

Важную часть реформы составила переселенческая политика.

Царизм длительное время препятствовал даже дворянству в создании своей политической партии. Особенно он опасался такого шага после восстания декабристов.

Некое подобие политической партии дворянства было создано в мае 1906 г., когда возникла общероссийская дворянско-помещичья организация под названием «Объединенное дворянство». На соответствующем съезде образовался исполнительный орган этой организации — Совет объединенного дворянства.

В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия — Союз русского народа, основой которой являлись боевые черносотенные организации, создававшиеся для расправы с революционерами. Царизм пытался создать видимость того, что I сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем организации погромов и убийств.

В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Они требовали от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции. Идеалом наиболее левых земцев было установление в России конституционной буржуазной монархии.

На съезде земских и городских деятелей, который состоялся после 17 октября 1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов (Союз 17 октября), в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики. Октябристы стремились к тому, чтобы добиться у самодержавия некоторых уступок. Они ставили своей целью реализацию обещаний царя, изложенных им в манифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями партии октябристов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.

Несколько более левой была буржуазная конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входили представители преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться уступок от царизма, не допуская широкого революционного движения народных масс. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.

Основными движущими силами революционно-демократического лагеря были пролетариат н трудовое крестьянство. На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия — революционная партия нового типа, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики выделились в самостоятельную политическую партию, которая являлась выразительницей интересов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную позицию в рабочем движении.

В 1901 г. из остатков народнических организаций образуется политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров). Эта партия отражала в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. В этот период эсеры выступали против правительственного лагеря, ставили своей целью революционное свержение самодержавия и установление демократической республики.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 36

Основными источниками права в Российском государстве в рассматриваемый период были законы, издаваемые государством в форме указов, регламентов, уставов и манифестов. Наиболее распространенным видом нормативных правовых актов были указы. Они касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства (например, Указ о единонаследии от 18 марта 1714 г.). В особо торжественных и важных случаях императоры издавали указы, именовавшиеся манифестами (например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).

Одновременно с установлением коллегиальности в системе государственного управления стали появляться регламенты, акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности (например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1720 г., регламент Главному магистрату от 16 января 1721 г.).

Отдельные сферы правового регулирования получали регламентацию в уставах, своеобразных сборниках законов, очень близких по своей сути к кодифицированным актам современности (например, Устав воинский).

На протяжении всего XVIII в. продолжало действовать Соборное уложение 1649 г. Правители осознавали необходимость его замены, поэтому в этот период неоднократно предпринимались попытки созыва Уложенных комиссий (всего 9 раз, в частности, в 1754 г. в период правления Елизаветы, в 1767 г. в правление Екатерины II), однако их работа по разным причинам так не завершилась созданием столь необходимого нового Уложения.

Уголовное право.

Уголовное законодательство появлялось в XVIII в. преимущественно бессистемно и в основном в форме царских указов. Определенную систематизацию и развитие нормы уголовного права получили в Артикуле воинском. Артикул воинский состоит из 24 глав, разделенных на 1 209 артикулов (статей). В нем отсутствует Общая часть, но несколько статей посвящены вопросам установления причинной связи, вины, целям и задачам наказания, необходимой обороне, крайней необходимости. Ряд статей получил толкования, разъясняющих смысл закона и порядок его применения.

Понятие «преступление» впервые появляется в законодательстве при Петре I. Таковым рассматривалось не только нарушение законов, но и действие, причинившее вред государству, даже если наказание за него не было предусмотрено законом.

Артикул воинский различал формы вины: умышленные, неосторожные. Помимо этого выделялись случайные («ненарочные») деяния, не влекущие никаких наказаний.

Определение субъекта преступления во многих случаях не соответствовало принципу индивидуальной ответственности, а вопрос о возрасте привлечения к уголовной ответственности вообще оставался неразрешенным. В тоже время законодательство предписывало учитывать вменяемость лица, совершившего преступление. Так, состояние душевной болезни влекло более мягкое наказания или даже освобождение от него. Особо выделялись формы соучастия в совершении преступления, однако, как правило, наказывались соучастники одинаково, независимо от степени виновности каждого.

Отдельно в воинском артикуле упоминаются наказания за различные стадии совершения преступлений (приготовление к совершению преступления, начатое, но не оконченное преступление и даже умысел).

Система преступлений предусматривала следующие виды:

— Против веры (богохульство, чернокнижество и др.);

— Против государственной власти (покушение на царя, вооруженное восстание и др.)

— Против государственной службы (взяточничество, неявка на военную службу и др.).

— Против порядка управления (срывание и истребление указов и распоряжений, фальшивомонетничество, подделка печатей, расходных ведомостей и др.)

— Против суда (лжеприсяга, лжесвидетельство и др.).

— Против собственности (кража, грабеж, поджог, насильственное истребление или повреждение чужого имущества и др.).

— Против нравственности («содомский грех» (скотоложство, мужеложество), изнасилование, «блуд» и др.).

— Против личности (убийство, в том числе квалифицированное (по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца, офицера), самоубийство и убийство во время дуэли, нанесение побоев и увечий, оскорбление словом, устную клевету, письменную анонимную клевету и др.).

Наказание. Главной целью наказания рассматривалось устрашение: «дабы чрез то другим страх подать и оных от таких непристойностей удержать». Этой же причиной объясняется тот факт, что казни совершались публично. Многие наказания имели целью возмездие, причем в некоторых случаях – символического характера, например, за богохульство предусматривалось прожжение языка, за лжеприсягу – отсечение двух пальцев.

Перечень видов наказаний был весьма широк, однако сами санкции статей отличались абстрактностью формулировок (например, указывалось «жестоко наказать», но не определялось как именно; «заковать в кандалы», но при том не определялся срок этого наказания), в силу чего правоприменителям оставалось широкое поле для усмотрения.

Перечень видов наказаний предусматривался Артикулом весьма обширный: смертная казнь, телесные наказания, ссылка на каторжные и другие работы, тюремное заключение, шельмование, позорящие наказания, «политическая смерть», имущественные наказания.

Гражданское право.

В XVIII веке получили дальнейшее развитие такие подотрасли гражданского права как вещное, обязательственное, семейное и наследственное право.

Вещное право в своем развитии пришло к тщательной регламентации права собственности, прав владения и пользования. Наиболее значимой вехой в развитии вещного права следует назвать упомянутое выше уравнивание в правовом статусе поместья и вотчины. 23 марта 1714 года появился Указ Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах». В данном указе впервые был использован термин «недвижимость», в котором получили юридическое слияние такие формы земельной собственности, как вотчина, т.е. недвижимое наследственное имущество, и поместье, недвижимое имущество, передаваемое во владение за службу и на период службы. Петр I, стремясь к усилению дворянства, желая поставить препятствие на пути его мельчания, определил, что земля могла переходить по наследству только к одному, старшему сыну, остальные сыновья, соответственно, получали стимул к служению государству и получению от него как денежного, так и натурального содержания.

Опять же с целью укрепления экономического положения дворянства запрещалось недвижимость закладывать, а продавать — лишь в порядке исключения «по нужде» и с уплатой высокой пошлины. При этом для наследников устанавливался длительный срок исковой давности — 40 лет, в течение которых имение можно было выкупить обратно. В 1837 г. этот срок был сокращен до 3 лет.

В правах пользования землевладельцы также несколько ограничивались. Так, по Указу от 10 декабря 1719 г. привилегией государства признавалась добыча металлов и минералов на землях частных собственников. Только в 1785 году Екатерина II в своей Жалованной грамоте дворянству отменила все эти ограничения пользования собственностью, в том числе права на недропользование.

Продолжая рассмотрение вещного права, следует упомянуть такой его институт как сервитуты, т.е. право ограниченного пользования чужой собственностью. Сервитуты имели большое значение для собственников близлежащих земельных участков. Так, в Межевой инструкции 1766 года были определены размеры придорожной территории для остановки скота во время прогона. Эти участки исключались из частных владений. На реках существовало право притягивать канатами к берегу суда. В том же 1766 году из частной собственности в государственную перешли все береговые полосы.

В некоторых случаях законодательством предусматривалась возможность наложения ограничений на права пользования. Так, владельцу участка, нижележащего по реке, можно было запретить строить плотины, дамбы и запруды, если при этом создавалась угроза затопления участков другого собственника, вышележащих по реке.

Обязательственное правотакже продолжило свое развитие в силу роста промышленности, торговли, а также дальнейшего развития товарно-денежных отношений. Важно отметить, что обязательственное право сильно ограничивалось множеством сословных ограничений, особенно для крестьян и мещан.

Форма заключения договора, как правило, предусматривалась письменная. Существовало три вида письменных договоров. Первый вид, домашний, предполагал подписание его в домашних условиях. Второй вид, так называемый «явочный», требовал осуществления регистрации договора в особой книге с удостоверением такой сделки официальным лицом (нотариусом или маклером). Третий вид письменной формы сделки, «крепостной», требовался относительно крупных сделок по недвижимому имуществу, составлялся на гербовой бумаге, скреплялся крепостными писцами и удостоверялся 2-5 свидетелями, после чего утверждался подьячим, а после уплаты установленной пошлины записывался в особую крепостную книгу. Со второй половины XVIII века договоры начали составлять в палатах гражданского суда и уездных судах.

Государство требовало четкого соблюдения условий заключенных сделок, а в качестве способов обеспечения обязательств знало и неустойку, и поручительство, и залог. Так, в 1737 году было запрещено закладывать вещи разным лицам, а при наличии нескольких закладных действительной признавалась лишь первая. С 1744 года было установлено, что при неуплате суммы долга в срок залогодержатель приобретает право собственности на заложенную вещь.

Развитие экономических отношений повлекло за собой развитие правового регулирования разного рода сделок. В числе них важное место занимали договоры купли-продажи, товарищества, личного и имущественного найма, займа, дарения, поклажи (хранения) и другие. Для отдельных видов договоров законодательством предусматривались особые условия, формы заключения сделок и т.д. Так, например, в 1754 году с появлением заемного банка взимание процентов по договору займа не только было дозволено, но и четко определено (первоначально – 6 % годовых, с 1786 года – 5 %).

Семейное право в XVIII веке подверглось значительным изменениям. Законодательством предусматривалось несколько условий вступления в брак: 1). брачный возраст: для жениха – 20 лет, для невесты – 17 лет (по Указу о единонаследии), с 1774 г. по указу Синода — соответственно 15 лет и 13 лет; 2) психическое здоровье брачующихся; 3) взаимное согласие лично свободных лиц, вступающих в брак, а также согласие их родителей; 4)отсутствие близкого родства или свойства между женихом и невестой; 5) для военнослужащих, кроме того, разрешение военного руководства. Порядок заключения брака предусматривал сначала обручение (за шесть недель до венчания), а затем – венчание.

Причинами расторжения брака законодательство называло: политическую смерть супруга, ссылку на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов, произошедшее не по вине отсутствующего супруга, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимую болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого. Кроме развода применялось и временное разлучение супругов (отсылали иногда в монастыри) при несогласной их жизни.

Брак не был равноправным, хотя в области гражданских правоотношений жена пользовалась правоспособностью и дееспособностью, и имущественные права жены ничем не ограничивались. Сословное положение жены определялось сословным положением мужа, за исключением дворянок, выходивших замуж за купцов и однодворцев.

Наиболее значимой вехой в развитиинаследственного правастал упоминавшийся выше Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах». Этим указом предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию. При завещании недвижимого имущества наследодатель был ограничен: недвижимость по завещанию могла быть передана только одному из сыновей по выбору, остальные дети получали часть движимого имущества.

Развитие процессуального законодательства происходило одновременно с изменением системы органов государственной власти и их функций. При этом процессуально-правовое регулирование в силу понятных причин имело признаки сословной дифференциации.

Начиная со второй половины XVII в. усиливается роль следственного процесса. В Указе от 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» явное предпочтение отдавалось розыскной форме процесса в сравнении с состязательной формой.

В марте 1715 года увидело свет «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб», в котором нашли свою регламентацию все стадии судебного процесса. Этим указом прежде всего устанавливались две системы судов: гражданские и военные. Через четкое определение подсудности дел военным судам: все дела, касающиеся военных, — устанавливалась и подсудность дел в отношении остальных людей – это сфера компетенции гражданских судов.

Предусматривалось четкое определение состава суда. Обычным считался состав в 13 человек, но чаще все-таки использовался состав, усеченный до 7 человек: председатель («президент») и 6 ассессоров. Кроме того, в судебных заседаниях принимали участие аудиторы, должностные лица, следившие за соблюдением законов, а также секретари или протоколисты. Стороны в процессе именуются по-прежнему «челобитчик» и «ответчик».

В «Кратком изображении процессов…» упоминаются два вида процесса. Первый вид имеет сходство с современным судопроизводством по делам частного обвинения: в нем прежде всего челобитчик играет активную роль, а суд только рассматривает дело. Второй вид напоминает рассмотрение дел публичного обвинения: в них суд сам «вопрос и розыск чинит». Тем не менее, главное внимание уделяется второй разновидности, имеющей ярко выраженный розыскной характер.

Процесс производства в суде предусматривал три стадии: 1) «от повещания» до «ответчикова ответу»; 2) до «сентенции», или приговора; 3) от приговора до «совершеннаго окончания процессу».

Судебное представительство, как правило, не допускалось. Только в исключительных случаях (в случае болезни) по гражданским делам позволялось «употреблять адвокатов и оных вместо себя в суд посылать». По уголовным делам это запрещалось.

Итак, судебный процесс начинался с оповещения в устной или письменной форме о явке заинтересованных лиц в суд. Предусматривался такой документ, как «салф кондукт» или явная грамота, своеобразная подписка о невыезде и явке в суд.

Непосредственно суд начинался с изложения содержания жалобы челобитчика и объяснения ответчика. После этого они утверждались, протоколировались, и дальнейшее дополнение их было запрещено.

Вторая часть процесса начиналась с анализа доказательств. Закон рассматривал четыре вида доказательств: 1) добровольное признание, 2) свидетельские показания; 3) письменные доказательства; 4) присяга. В соответствии с изложенным порядком доказательства имели и свою доказательную силу. Так, лучшим свидетельством считалось собственное признание обвиняемого, сделанное в суде. Интересно, что присяга ответчика имела больше веса, чем истца. В законе предусматривался перечень лиц, признававшихся «негодными, презираемыми свидетелями», т.е. теми, кто не мог быть свидетелями (клятвопреступники, «разбойники и воры», «смертоубивцы», дети моложе 15 лет и др.). Сила отдельных показаний определялась заранее: предпочтительнее были показания мужчины, нежели женщины, знатного по сравнению с бедным («худым»), грамотного («ученого») и неученого, духовного человека над показаниями светского.

Рассмотрев все доказательства, суд выносил приговор. Решение принималось голосованием, при равенстве голосов решающее значение имел голос президента (председателя). Приговор составлялся в письменной форме с изложением существа дела и оснований приговора, подписывался членами суда, президентом и аудитором. Предписывалось, чтобы приговор зачитывался публично в присутствии челобитчика и ответчика. До оглашения приговора судья имел право изменить свою точку зрения.

С вынесением приговора начиналась последняя, третья часть процесса. По некоторым делам приговор можно было оспорить, после чего он приводился в исполнение.

Поскольку розыскная форма особенно по гражданским делам была весьма громоздка 5 ноября 1723 г. был издан Указ «О форме суда», которым в судебный процесс вводился целый ряд особенностей: преимущественно устное судоговорение, введение судебного представительства, вводились сокращенные сроки явки сторон в суд и т.д. В этом порядке стали рассматривать гражданские дела и дела о татьбе без поличного.

Во второй половине XVIII в. основная масса уголовных дел решалась по правилам следственного процесса, а гражданские дела и незначительная часть мелких уголовных дел – по правилам Указа «О форме суда».

Следует отметить, что своим указом 1763 года Екатерина II значительно сократила сферу применения пыток в процессе доказывания. Запрещалось применять пытки в уездных городах, а преступников предписывалось пересылать в губернские и провинциальные канцелярии. С 1767 года пытка могла применяться только по указанию губернатора. Указами 1762 и 1764 г.г. была значительно изменена регламентация пересмотра дел в суде. Пересмотр в апелляционном порядке предусматривался только в отношении гражданских дел, а также уголовных, которые возбуждались по жалобе потерпевшего. Остальные дела могли быть пересмотрены только в ревизионном порядке, т.е. по инициативе высшей судебной инстанции.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий