Хозяйственные правоотношения

Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.

Хозяйственные правоотношения — это урегулированные нормами права общественное отношение, которое возникают в сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.

Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений выделяют:

• отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности ;

• отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;

2) По взаимоположению сторон:

• горизонтальные;

• вертикальные;

3) По сфере действия:

• внутрихозяйственные;

  • внешнехозяйственные;

4) По областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

• правоотношения в области промышленности;

• правоотношения в области сельского хозяйства;

• правоотношения в области транспорта;

• правоотношения в области капитального строительства;

Методы правового регулирования хозяйственных отношений

Методы правового регулирования хозяйственных отношений — это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений соответственно их свойствам и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.

Метод предписаний предусматривает право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.

Метод автономных решений разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений по согласию сторон, любая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне.

Метод рекомендаций предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений относительно определенного поведения в сфере хозяйствования.

Тема 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.

3. Правовое регулирование малого предпринимательства.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины «О некоторых мерах по регулированию предприни­мательской деятельности” от 23.07.98 г.

Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хо­зяйственной деятельности субъектов предприниматель­ской деятельности (далее — контролирующие органы), про­водят плановые и внеплановые выездные проверки.

Плановой выездной проверкой считается проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта предприни­мательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по место­нахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводит­ся такая плановая выездная проверка.

Внеплановой выездной проверкой считается провер­ка, которая не предусмотрена в планах работы контроли­рующего органа при наличии хотя бы одного из следую­щих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом пред­принимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязатель­ной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законода­тельства должностными лицами контролирующего орга­на при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предпри­ятие,

Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте «е”, проводятся только органами го­сударственной налоговой службы и органами контроль­но-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Вышестоящий контролирующей орган может по собст­венной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предприни­мательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.

Контролирующие органы, которые имеют право про­водить плановые и внеплановые выездные проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности С.П.Д.:

а) органы государственной налоговой службы — отно­сительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, нена­логовых платежей;

б) таможенные органы — относительно уплаты ввоз­ной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в мо­мент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государст­венной контрольно-ревизионной службы и органы госу­дарственной налоговой службы в пределах их компетен­ции — относительно бюджетных займов, займов и креди­тов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,

Плановые выездные проверки проводятся всеми кон­тролирующими органами одновременно в день, определен­ный органом государственной налоговой службы. Поря­док координации проведения таких проверок устанавли­вается Кабинетом Министров Украины.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения.
К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов); внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия); оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров); территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.

хозяйственного правоотношения составляют права и обязанности его участников, являющиеся мерой возможного или должного поведения. Для уяснения конструкции правоотношения в теории права обычно прибегают к делению прав на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета, формирование себестоимости продукции и др.

Относительными являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В хозяйственном правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

  1. вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;
  2. действия обязанных субъектов;
  3. собственная деятельность субъекта права;
  4. неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращаю-щих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

Действия участников (правопорождающие, изменяющие и прекращающие) подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Правомерные действия классифицируются на акты-предписания, акты-соглашения (договоры), акты-разрешения и акты одностороннего характера. К числу первых относятся, например, предписания антимонопольного органа. К актам-соглашениям следует отнести предпринимательские договоры организаций. В результате одностороннего акта-заявления арбитражным судом применяется исковая давность.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  1. абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);
  2. абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);
  3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  4. неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения;
  5. обязательственные хозяйственные правоотношения.

Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления.

Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях -содействовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, положений технического регулирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта — носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.

Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.

Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида:

  1. хозяйственно-управленческие;
  2. внутрихозяйственные;
  3. территориально-хозяйственные;
  4. оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:

  • на основания возникновения;
  • на участников хозяйственных правоотношений;
  • на источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.д.

Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса. Среди таких актов можно назвать Закон о конкуренции, Закон о техническом регулировании и др.

Хозяйственно-управленческие обязательства возникают также в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, и в первую очередь в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы, но при взаимодействии обособленных подразделений организаций, получивших право открытия расчетных и текущих счетов, обязательства могут реализовываться и непосредственно в товарно-денежной форме.

Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой — — обеспечение условий их выполнения. Взаимодействие может быть и взаимным. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного взаимодействия являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, — акт органа власти или местного самоуправления1. Согласно заданию или договору, хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в ней имеет количественное и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование применяется в отношении казенных предприятий.

Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источником правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.

Признаки хозяйственной деятельности

1. Это не разовый акт или единовременное действие, а многоэтапная сложная деятельность, осуществляемая систематически.

2. Осуществляется не для собственных потребностей, а для удовлетворения потребностей других людей и общества в целом.

3. Сочетает частные интересы производителя и публичные интересы государства и общества.

4. Выполняется на профессиональной основе.

5. Результаты деятельности имеют стоимостной характер.

В зависимости от цели и способа организации и осуществления хозяйственная деятельность может быть двух видов – непредпринимательской и предпринимательской (коммерческой).

Непредпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется с целью удовлетворения определенных общественных потребностей независимо от прибыльности (получение прибыли от такой деятельности играет второстепенную роль; например, деятельность НИИ, экспериментальных предприятий и учреждений, финансируемых за счет государства).

Предпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск с целью получения прибыли.

Принципы предпринимательской деятельности:

1) свободный выбор деятельности (но в рамках закона);

2) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей изготовленной продукции, установление цен (монополизм, конкуренция, демпинг);

3) свободное распоряжение прибылью;

4) свободный наём работников;

5) привлечение на добровольных началах имущества и средств юридических лиц и граждан.

Государство в нормативных актах регулирует хозяйственную деятельность путем установления ограничений для предпринимателей (обязательность регистрации, лицензирования и др.), а также гарантированием их прав и законных интересов.

2.Хозяйственная деятельность осуществляется путем вступления ее участников в хозяйственные отношения.

Хозяйственные отношения –это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в среде непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства (организации) такой деятельности.

1) наличие определенного круга субъектов (участников): государство в лице его органов, юридические и физические лица;

2) сочетание в них организационных и имущественных элементов (организация производства; выпуск продукции).

Основной характеристикой хозяйственных правоотношений является состав правоотношения,включающий элементы:

1. Объект – материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения (продукция, услуги, работы и др.).

2. Субъекты – участники хозяйственных правоотношений – физические и юридические лица, их объединения, государство в целом и государственные образования.

– совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Юридические факты– жизненные обстоятельства (действия и события), с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (например, заключение договора).

Хозяйственные правоотношения регулируются на основе определенных методов (путь к чему-либо).

Методы– это используемые законодателем способы правового оформления хозяйственных правоотношений в соответствии с их особенностями.

Методы хозяйственно-правового регулирования:

1. Метод предписаний (императивный)– предусматривает право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником) в отношении подчиненного ему субъекта (решение зарегистрировать предприятие, выдать лицензию и др.);–

2. Метод автономных решений (диспозитивный)– позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно юридически значимые решения; -.

3. Метод координации– обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласованию сторон путем компромисса.

4. Метод рекомендаций– предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений (рекомендаций) по поводу организации деятельности (примерные уставы, типовые договора и др.).

Виды хозяйственных правоотношений:

I. По характеру правоотношений:

1) отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности;

2) отношения по руководству хозяйственной деятельностью.

II. По взаимному положению сторон:

1) горизонтальные – участники правоотношений равноправны (например, при заключении договоров);

2) вертикальные – одним из участников правоотношений выступает орган хозяйственного руководства, в т.ч. собственник имущества.

III. По сфере действия:

1) внутрихозяйственные – возникают внутри хозяйственной организации между структурными подразделениями;

2) меж(внешне)хозяйственные – возникают между самостоятельными субъектами.

IV. По отраслям народного хозяйства и сферам управления:

1) правоотношения в сфере промышленности;

2) правоотношения в сфере сельского хозяйства;

3) правоотношения в сфере транспорта;

4) правоотношения в сфере капитального строительства.

3. Хозяйственное право (как отрасль права) – это система правовых норм, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и руководству ею с применением различных методов правового регулирования (ученые читают, что это: самостоятельная отрасль, не самостоятельная отрасль, комплексная отрасль).

В структуру отрасли хозяйственного права входят институты (банкротства, антимонопольного регулирования), подотрасли (предпринимательское право, корпоративное право, инвестиционное право).

Предметом (основными вопросами) хозяйственного права как науки является:

1) изучение истории становления и развития системы правового регулирования хозяйственных отношений в Украине и за рубежом;

2) выявление закономерностей, тенденций, пробелов правового регулирования хозяйственных отношений;

3) обобщение правоприменительной практики;

4) выработка рекомендаций по совершенствованию хозяйственного законодательства и практики.

Хозяйственное право(как учебная дисциплина)– это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования.

Общий курс хозяйственного права включает Общую и Особенную части. Общая часть содержит в себе материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности, независимо от сферы этой деятельности. Например, темы:

1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства.

2. Субъекты хозяйственного права.

3. Правовое регулирование отношений собственности.

4. Хозяйственный договор.

5. Хозяйственно-правовая ответственность.

Специальная часть хозяйственного права содержит материал о правовом регулировании хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни. Например, темы:

1. Правовое регулирование банкротства.

2. Правовое регулирование антимонопольной деятельности.

3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

4. Источник (форма)хозяйственного права – это официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования.

Виды источников хозяйственного права:

1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным воздействием (торговые обычаи, деловые обыкновения (начинать переговоры с представления себя и фирмы)). В Украине правовые обычаи используются редко, в основном в сфере внешнеторговых сделок (например, обычай, по которому нарушение внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела).

2. Правовой (юридический (судебный или административный)) прецедент –решение суда или административного органа по конкретному делу,ставшее обязательным для разрешения таких же дел в будущем. Является основным источником в англо-американской правовой семье (общего права). В Украине сходство с прецедентом имеет судебная практика.

3. Нормативно-правовой договор– соглашение двух или нескольких субъектов, устанавливающее права и обязанности как общие правила поведения. Подразделяется на виды:

а) внутригосударственные нормативные договоры – коллективные договоры, уставы предприятий и др.;

б) межгосударственные (международные) нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и др.).

4. Нормативно-правовой акт – это официально принятый компетентными органами документ, содержащий правовые нормы и регулирующий хозяйственно-правовые отношения. К ним относятся:

1) Конституция Украины – Основной Закон государства;

2) законы – нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу (кодексы, законы);

3) подзаконные акты (Указы Президента, Постановления ВРУ, постановления и распоряжения КМУ, приказы министра, нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Это основной источник права в романо-германской правовой семье.

5. Хозяйственное законодательство –это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению и руководству хозяйственной деятельностью.

Предметом регулирования хозяйственного законодательства являются хозяйственные отношения по производству и реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Признаки (основные черты)хозяйственного законодательства:

1) наличие базового акта (хозяйственный кодекс);

2) наличие большого количества нормативных актов, что обусловлено объективными (сложность хозяйственной жизни) и субъективными (многочисленные эксперименты в сфере экономики) причинами;

3) преобладание комплексных нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права (гражданского, финансового, трудового и др.);

4) наличие значительного количества нормативных актов ограниченной сферы действия – ведомственных, локальных;

5) наличие нормативных актов бывшего СССР (ГОСТы, Положение о поставке);

6) связь хозяйственного законодательства Украины с коммерческим правом других государств и международными договорами по хозяйственным вопросам. Эта связь осуществляется на основе принципов:

1) приоритета (примата) специальных норм международного договорного права над общими нормами хозяйственного права Украины (в Украине как государстве, относящемуся к романо-германской правовой семье, принято правило: если международным договором установлены другие правила (коллизия норм), чем по законодательству Украины, то применяются правила международного договора);

2) придания нормам международных договоров статуса национального законодательства Украины;

3) права сторон внешнеэкономических договоров выбирать (согласовывать выбор) право страны, которым определяются права и обязанности сторон договора. При отсутствии согласования сторон действует право государства местонахождения (основного места деятельности, проживания) стороны – исполнителя договора: продавца, наймодателя, перевозчика, кредитора, поручителя и др., или страны, где выполняются работы.

6. Система хозяйственного законодательства– это внутреннее его строение, т.е. расположение хозяйственно-правовых актов с учетом их связей и свойств.

Виды систем хозяйственного законодательства:

1) вертикальную систему – в зависимости от юридической силы юридических актов – законы и подзаконные акты;

2) горизонтальную – в зависимости от предмета правового регулирования (по видам и характеру хозяйственной деятельности, отраслям и сферам народного хозяйства (экономики) – нормативные акты в сфере инвестирования, хозяйственных договоров, банкротства и др. Исходя из этого выделяют отрасли, подотрасли и институты хозяйственного законодательства (например: отрасль – хозяйственное законодательство, подотрасль – предпринимательское законодательство, институт – законодательство о банкротстве).

Систематизация в хозяйственном праве –это деятельность законодателя и иных субъектов по упорядочению существующих правовых норм и нормативных актов в единую, внутренне согласованную систему.

Различают 3 вида систематизации законодательства:

1. Кодификация – вид систематизации путем упорядочения ранее принятых актов, изменения их содержания, создания нового нормативного акта (кодекса).

2. Инкорпорация– вид систематизации путем внешней обработки и объединения нормативно-правовых актов в единый сборник по определенным принципам:

а) хронологический (Сборник постановлений КМУ за 2002 г.);

б) алфавитный;

в) предметный (Сборник законодательства о предпринимательской деятельности; о банкротстве и др.).

3. Консолидация – вид систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из объединяемых актов теряет свое самостоятельное значение. Здесь нормативные акты обычно объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности.

Хозяйственные правоотношения –урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие между субъектами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Структура хозяйственных правоотношений:

1) субъекты –участники правоотношений: физические лица и индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (города, поселки);

2) объекты – то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения: вещи, работы, услуги, информация, нематериальные блага (честь, достоинство, репутация);

3) содержание правоотношения – права и обязанности участников.

Основания возникновения хозяйственных правоотношений

Возникают правоотношения не сами по себе, а вследствие наступления юридических фактов, такими фактами являются: договоры, причинение вреда, неосновательное обогащение, судебные решения, события.

Виды правоотношений:

1. По объему прав:

а) имущественные – осуществляются по поводу материальных благ и их защита возможна только с помощью имущественных санкций;

б) неимущественные – честь, деловая репутация, достоинство и др., которые защищаются как с помощью компенсации морального вреда, так и материального ущерба.

2. По способу реализации прав:

а) вещные– для реализации которых собственнику достаточно его волеизъявления по отношению к его имуществу;

б) обязательственные– возникают по поводу передачи вещей, выполнению работ, оказанию услуг между несколькими субъектами.

3. По распределению прав и обязанностей:

а) простые–у одного участника только права, а у другого только обязанность (например, договор займа);

б) сложные– у обеих сторон и права, и обязанности (большинство гражданско-правовых договоров).

Список рекомендуемой литературы

Основная:

2. Гражданский кодекс Российской Федерации в четырех частях – М.: Ось-89, 2011. – 572 с.

4. Тимошенко, И. В. Хозяйственное право: конспект лекций / И. В. Тимошенко, А. В. Мелькумянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 343 с.

Дополнительная:

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. // БВС РФ. 1996. № 9. – С. 1.

3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995. // БВС РФ. 1996. № 1.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом и методом хозяйственного права?

2. Какие принципы, система и источники хозяйственного права?

3. Назовите понятия, элементы и виды хозяйственных правоотношений.

Добавить комментарий