Имущество МУП в хозяйственном ведении

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 5 августа 2013 г. N АГ/30312/13

ОБ ОТЧУЖДЕНИИ

ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ

УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закона о приватизации) не распространяется на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее по тексту — ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее по тексту — МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (пункт 9 части 2 статьи 3 Закона о приватизации).

Продажа Федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». В порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

При этом в отношении имущества субъекта, закрепленного за ГУПами, и муниципального имущества, закрепленного за МУПами, законодательством не установлены обязательное проведение публичных торгов, а также процедура таких торгов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов — торгов (конкурсов, аукционов).

Собственник имущества, осуществляя согласование продажи ГУПом или МУПом имущества без проведения торгов, нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции.

<Письмо> ФАС России от 01.10.2014 N ИА/40312/14 «О направлении рекомендаций в части квалификации действий органов власти и органов местного самоуправления, давших согласие на отчуждение государственного или муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий»

ФАС России сообщает, что в ходе исследования вопроса правомерности согласования продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия) без проведения торгов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с поручением N АГ/30312/13 от 05.08.2013 во многих субъектах Российской Федерации были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем сообщаем следующее.

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (сокращенно ФГУП или просто ГУП), муниципальное предприятие (МУП);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Статьей 11 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях определено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет:
При этом право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Следует иметь в виду, что унитарные предприятия имеют право самостоятельно распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения (статья 18 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Однако существуют и некоторые ограничения.
Так, государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что любым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно имеет право распоряжаться только в рамках своей уставной (производственно-хозяйственной) деятельности.

Общий порядок отражения в учете операций по получению объектов основных средств

При получении объектов основных средств в хозяйственное ведение (оперативное управление) от муниципальных образований предприятия (МУПы) часто отражают такие операции в бухгалтерском учете с отнесением стоимости данного имущества на добавочный капитал (проводка: дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит счета 83 «Добавочный капитал»).
Такая позиция, скорее всего, связана с тем, что при принятии к учету объектов основных средств, полученных от муниципальных образований, бухгалтера МУПов руководствуются в практической работе «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденными приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. № 33н (с последующими изменениями), которые были написаны еще по старому плану счетов, в настоящее время не применяются.
Так, пункт 28 указанных выше Методических рекомендаций гласил: «Организация, получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа, отражает их стоимость при принятии объектов к бухгалтерскому учету по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с государственным и муниципальным органом. Одновременно на стоимость указанных объектов производится запись по дебету счета учета расчетов с государственным и муниципальным органом и кредиту счета учета добавочного капитала».
На наш взгляд, такая позиция неправомерна по следующим обстоятельствам.
Указанные в разделе III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса позиции (уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль), обеспечивают формирование собственного капитала организации.
Имущество (основные средства), передаваемое организации в хозяйственное ведение (либо оперативное управление), собственностью предприятия не является, и по этой причине не является ее капиталом.
Неверное отражение хозяйственных операций в учете искажает бухгалтерский баланс предприятия (необоснованно завышая собственный капитал организации), вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности и может иметь нежелательные налоговые последствия для самого предприятия.
Сведения о собственном капитале экономических субъектов широко применяются как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации организаций. Обеспечение достоверности этого показателя достигается посредством ведения обоснованных записей в учете всех его составляющих, в том числе и добавочного капитала. Особенно большое значение это имеет для исследования финансовой деятельности организации. Ошибочное отнесение стоимости имущества на добавочный капитал формирует неверное мнение о финансовой деятельности предприятия, поскольку в соответствии с приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» «финансовой деятельностью организации считается деятельность, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации……».
Согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов) счет 83 предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации.
При этом добавочный капитал может формироваться за счет:

прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки — в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости;

суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость (применяется только для акционерных обществ).

Основные средства, переданные муниципальному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, по сути, являются безвозмездно полученным имуществом. Как видно из приведенного выше перечня, действующим Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) отражение на счете 83 стоимости такого имущества не предусмотрено.
Обращаем также внимание, что в рассматриваемой ситуации имеет место безвозмездное получение основных средств не в собственность предприятия, а в хозяйственное ведение или оперативное управление с целью извлечения доходов.
Пунктом 2 статьи 248 части второй НК РФ дано следующее определение безвозмездно полученному имуществу:
«Для целей настоящей главы (Глава 25 «Налог на прибыль организаций») имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги)».
Поскольку наделение муниципального унитарного предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения или управления не связано с возникновением у него вышеуказанной обязанности, то полученное таким образом имущество является безвозмездно полученным.
Более того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях «унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом» (в том числе и полученным на праве хозяйственного ведения или управления)».
«Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».
Таким образом, в случае банкротства унитарного предприятия все полученное от собственника имущество на праве хозяйственного ведения или управления пойдет на погашение долгов предприятия и при этом у него не возникнет обязанности по возвращению этого имущества собственнику (муниципальному образованию). Данное обстоятельство служит еще одним косвенным доказательством того, что имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение или оперативное управление, является безвозмездно полученным имуществом. Во всяком случае, так это трактует налоговое законодательство. Одновременно это отражает реальную картину финансово-хозяйственной деятельности предприятия, поскольку получая имущество от муниципального образования в хозяйственное ведение или оперативное управление, МУП не несет затрат, связанных с приобретением данного имущества.
Необходимо отметить, что безвозмездное получение основных средств МУПом не несет обязанности включения стоимости такого имущества в состав внереализационных доходов организации в целях налогообложения в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ. В данной ситуации действуют положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, полученных унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Исходя из сказанного, стоимость полученных МУПами материальных ценностей (основных средств) не может быть признана добавочным капиталом.
В части бухгалтерского учета подобного рода операций существует также точка зрения Минфина РФ о порядке отражения в учете имущества (основных средств), которым наделяются унитарные предприятия, изложенная в письме Минфина РФ от 01.01.01 г. № 16-00-22/11 «О передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление)».
В соответствии с указанным выше письмом при наделении унитарного предприятия имуществом, например основными средствами, в бухгалтерском учете предприятия делаются записи по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» в корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный капитал» — в соответствии с учредительными документами на стоимость подлежащих передаче в хозяйственное ведение (оперативное управление) основных средств; по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» — на стоимость полученных основных средств.
Если передача имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы определяемого уставного фонда унитарного предприятия, то такая операция оформляется следующими записями:
дебет счета 75 (отдельный субсчет, например, «Прочие расчеты с учредителем») кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на стоимость основных средств, подлежащих получению сверх сумм определенного уставного фонда (то есть, на стоимость безвозмездно полученных основных средств);
дебет счета 08 кредит счета 75, субсчет «Прочие расчеты с учредителем» — на стоимость полученных основных средств;
дебет счета 01 «Основные средства» кредит счета 08 — на первоначальную стоимость введенного в эксплуатацию объекта основных средств.
При изъятии собственником имущества делается проводка по дебету счета 75 в корреспонденции с кредитом счетов по учету имущества (при этом, если это имущество подлежало амортизации, то выбытие отражается по остаточной стоимости изымаемого имущества).
Указанной записи предшествует запись по дебету счета 80 (при этом осуществляется уменьшение в установленном законодательством порядке уставного фонда) в корреспонденции с кредитом счета 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» в оценке по стоимости, по которой унитарное предприятие наделялось этим имуществом (при выбытии амортизируемого имущества разница, образовавшаяся на счете 75, списывается на счет 91 (субсчет 91-1) в качестве операционного дохода).
Изъятие имущества, полученного сверх уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете унитарного предприятия в обычном порядке как выбытие основных средств:
дебет счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» кредит счета 01 — на первоначальную стоимость изымаемого объекта;
дебет счета 02 кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» — на сумму амортизационных отчислений по выбывшему объекту;
дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» — списывается остаточная стоимость выбывшего основного средства.
В предлагаемом Минфином РФ порядке отражения операций получения имущества унитарным предприятием вызывает сомнение правомерность отнесения стоимости безвозмездно полученных основных средств на счет 84. В этой ситуации также как и в случае с добавочным капиталом неоправданно завышается прибыль организации, а, следовательно, ее собственный капитал, о чем уже было сказано выше.
Поэтому мы предлагаем следующий вариант отражения подобных операций в бухгалтерском учете, основанный на положениях Плана счетов (Инструкции по применению Плана счетов).
В этом случае безвозмездно полученные основные средства должны учитываться на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления» с последующим отнесением на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» по мере начисления амортизации.
При этом в бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими проводками:
дебет счета 08 кредит счета 98, субсчет 2 — оприходованы основные средства, безвозмездно полученные от муниципального образования;
дебет счета 01 кредит счета 08 — введены в эксплуатацию безвозмездно полученные основные средства;
дебет счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и др. в зависимости от места эксплуатации объекта) кредит счета 02 «Амортизации основных средств» — начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству;
дебет счета 98, субсчет 2 кредит счета 91, субсчет 91-1 «Прочие доходы» — соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих (внереализационных) доходов.
Таким образом, ежемесячно начисляя амортизацию и списывая ее на расходы, МУПы практически получают доходы, которые, попадая на счет 91, формируют в бухгалтерском учете финансовые результаты соответствующего периода. В целях же налогообложения, как мы уже рассмотрели выше, такого рода доходы не учитываются. На наш взгляд, такой подход является более корректным, нежели отражение стоимости безвозмездно полученных основных средств на счетах 83 или 84, и в большей степени отвечает реальному положению вещей, как с точки зрения налогового законодательства, так и с точки зрения бухгалтерского учета.

Некоторые аспекты налогового учета безвозмездно полученных основных средств

В соответствии со статьей 256 НК РФ «амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном» главой 25 НК РФ.
При линейном способе начисления амортизации суммы амортизации определяются как произведение нормы амортизации на первоначальную стоимость основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на его приобретение, а в случае, если объект основных средств получен налогоплательщиком (в нашем случае — МУПом) безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ, то есть, по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, но не ниже остаточной стоимости.
Данный вывод подтверждается требованиями статьи 257 НК РФ, которая обязывает налогоплательщика применить положения пункта 8 статьи 250 НК РФ для определения первоначальной стоимости основных средств, полученных муниципальным унитарным предприятием безвозмездно от муниципального образования, в целях начисления амортизации:
«Первоначальная стоимость основного средства определяется, как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ».
«При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 части первой НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки» (пункт 8 статьи 250 НК РФ).
Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях определено, что «стоимость имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законом об оценочной деятельности».
ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. № 91н также определено, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.
При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций — изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики; торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.
При этом, как уже отмечалось выше, безвозмездное получение имущества (основных средств) от муниципальных властей не включается в налоговую базу по налогу на прибыль ( подпункт 26 пункта 1 статьи 251 части второй НК РФ).
При отражении в налоговом учете полученного от муниципальных образований недвижимого имущества следует учитывать следующее обстоятельство.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (пункт 8 статьи 258 части второй НК РФ).
Согласно статье 131 ГК РФ, регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями) «государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда».
Таким образом, МУПы не имеют права вводить в эксплуатацию (и соответственно начислять по ним для целей налогообложения амортизацию) полученные объекты недвижимости до момента передачи документов на регистрацию прав хозяйственного ведения (оперативного управления).

Вопрос: Правомерны ли действия комитета и собрания депутатов и почему?

Александр

Нет, не правомерны. По общему правилу муниципальное имущество может быть передано только путем проведения торгов. Закон предусматривает исключения, но это не тот случай:

Статья 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ)

1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находится только в государственной или муниципальной собственности;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
(п. 14 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

Как видите, весь этот длинный перечень не предусматривает возможности передачи имущества без торгов в Вашем случае.

И какие дальнейшие действия должен предпринять юр.лицо для защиты своих прав?

Александр

На текущий момент необходимо по перечисленным Вами фактам обратиться с жалобой в ФАС. ФАС проведет проверку и даст указания по устранению допущенных при передачи имущества нарушений.

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Добавить комментарий