Исполнительное производство неимущественного характера

Особая природа требований неимущественного характера отражена в законодательстве посредством закрепления особых правил их исполнения в главе 13 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительные документы неимущественного характера – это такие исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника совершить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий, не связанных с передачей денежных сумм или иного имущества. Анализируя законодательство об исполнительном производстве, мы видим, что здесь применимы аналогичные стадии по исполнению требований имущественного характера: возбуждение исполнительного производства, подготовка судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению, принудительное исполнение, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя .

Требования неимущественного характера можно подразделить на две группы.

В первую включаются исполнительные документы, для исполнения которых личное участие должника необязательно. Здесь фактическое исполнение требований исполнительного документа может достигаться посредством действий как должника, так и судебного пристава – исполнителя, взыскателя или иных лиц, содействующих исполнительному производству, но не являющихся его сторонами.

Вторую группу образуют исполнительные документы, действия по которым могут быть исполнены только самим должником непосредственно. К этой группе относятся также исполнительные документы, в силу которых должник обязан воздержаться от совершения определенных действий .

При возбуждении исполнительного производства на основании вышеуказанных исполнительных документов, судебным приставом – исполнителем проводится проверка данного документа на соответствие требованиям, предусмотренным законом, а также сроки предъявления к исполнению.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику устанавливается срок до пяти дней для добровольного исполнения (если судом не постановлено немедленное исполнение) и разъясняется, что в случае неисполнения исполнительного документа в этот срок без уважительных причин, с должника будет взыскан исполнительский сбор и расходы по совершению исполнительских действий.

На стадии принудительного исполнения с должника, который в течение установленного срока добровольно не исполнил требования исполнительного документа, взыскивается исполнительский сбор: с должника-гражданина — в размере 500 руб., с должников-организаций — 5000 руб. и устанавливается новый срок для исполнения.

Особенностью принудительного исполнения подобных исполнительных документов является возможность применения к должнику дополнительных санкций, стимулирующих его правомерное поведение, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях .

В случае если исполнение требований исполнительного документа возможно в отсутствие должника, он предупреждается, что при неисполнении исполнительного документа к установленному судебным приставом-исполнителем сроку, исполнение будет организовано без участия должника с взысканием с него трехкратного размера расходов по совершению исполнительных действий.

В настоящее время главой 13 Закона об исполнительном производстве регламентированы специальные правила исполнения пяти видов исполнительных документов неимущественного характера, содержащих:

  • требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения;
  • требования о выселении;
  • требования о вселении взыскателя;
  • требования об административном приостановлении деятельности должника;
  • требования об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства .

Приведем краткую характеристику по исполнению требований вышеуказанных исполнительных документов.

При исполнении исполнительных документов о восстановлении на работе должником должна быть произведена отмена приказа об увольнении посредством издания нового приказа и фактическим допуском взыскателя к ранее исполняемым трудовым функциям. Данные действия должен произвести должник в лице его руководителя .

Содержащиеся в исполнительном документе требования о выселении сводятся к совершению определенных действий по освобождению жилого помещения от выселяемого, в том числе от имущества и домашних животных, и запрещения ему пользоваться освобожденным помещением. Сюда также относятся требования о выселении из нежилых помещений должников – организаций и граждан – предпринимателей. При производстве выселения, судебный пристав – исполнитель должен руководствоваться принципом неприкосновенности личности должника, в соответствии с которым недопустимо совершение действий, унижающих человеческое достоинство, оскорбляющих граждан. Гарантиями соблюдения такого принципа являются участие понятых, а в необходимых случаях участие сотрудников органов внутренних дел.

Принудительное вселение – это обеспечение судебным приставом – исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение и его проживание в нем.

Должнику разъясняется, что при принудительном вселении он обязан не чинить взыскателю препятствий в проживании. Для удостоверения факта, содержания и результатов вселения к участию в обязательном порядке привлекаются понятые .

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений и т.д. Данная мера административной ответственности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и др., назначается судом и устанавливается на срок до девяноста суток.

Процедура исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности включает в себя следующие действия судебного пристава-исполнителя, с участием понятых:

1) производится наложение пломб на помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы должника;

2) осуществляется опечатывание указанных объектов;

3) применяются другие меры по административному приостановлению деятельности должника.

Исполнение требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в приобретении проездного документа для указанных лиц, препровождении до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передаче указанных лиц пограничным органам.

Указанная норма была введена в законодательство об исполнительном производстве Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ и является новеллой в мерах по принудительному исполнению исполнительных документов неимущественного характера.

Судебный пристав — исполнитель не позднее дня, следующего за днем поступления исполнительного документа, выносит постановление о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и в дальнейшем передается для исполнения судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов .

Фактическое окончание исполнительного производства судебным приставом – исполнителем производится после поступления к нему из пограничных органов акта о пересечении иностранным гражданином или лицом без гражданства Государственной границы Российской Федерации.

Литература:

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета.- 2001, 31 декабря
  2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об исполнительном производстве» // Российская газета.- 2007, 6 октября
  3. Введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс
  4. Исаенкова О.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» — Саратов: Ай Пи Эр Медиа; М.: СПС ГАРАНТ, 2009. С. 345-347
  5. Исаенкова О.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» — Саратов: Ай Пи Эр Медиа; М.: СПС ГАРАНТ, 2009. С. 348
  6. Исаенкова О.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» — Саратов: Ай Пи Эр Медиа; М.: СПС ГАРАНТ, 2009. С. 350-356
  7. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (с постатейными материалами) (постатейный) (Валеев Д.Х.) («Статут», 2011)

Исполнительное производство по спорам имущественного и неимущественного характера

Споры, а, следовательно, — судебные решения и выдаваемые на их основе исполнительные листы, бывают имущественными (взыскание денежных средств или иного имущества) и неимущественными (совершение либо воздержание от совершения определенных действий ответчиком) См.: Ткачева Н.Н. Проблемы исполнения определений об обеспечении иска / Н.Н. Ткачев // КонсультантПлюс: ..

В исполнительном производстве для разграничения на требования имущественного и неимущественного характера (исполнительных документов по спорам имущественного и неимущественного характера) не имеет значения словесная формулировка выражения о передаче денежных средств: будь то «взыскать» или «обязать возвратить», «возвратить на расчетный счет взыскателя», «возместить», «восстановить на лицевом счете взыскателя», «принять решение о возврате» и т. п. Во всех этих случаях речь идет о передаче денежных средств, т. е. о требованиях имущественного характера. «Денежные средства — это разновидность имущества. Поэтому обязанность возвратить денежные средства является обязанностью возвратить имущество, а требования выполнить эту обязанность к кому бы они не были обращены — к собственнику имущества непосредственно или к органу собственника, которому последний предоставил определенные права по распоряжению имуществом, безусловно, являются имущественными требованиями» Белоусов Л.В. Исполнение требований о возврате излишне выплаченных (взысканных) сумм налогов / Л.В. Белоусов // Арбитражная практика.— 2006. — Сентябрь, № 09 (66). — С.21..

В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора: для имущественных споров в размере семи процентов от взыскиваемой суммы; для неимущественных — с должника-гражданина до 5 МРОТ, с должника-организации до 50 МРОТ (п.1 ст.81 Закона).

Применение мер принудительного исполнения возможно только после совершения ряда юридических действий в определенной законом последовательности: 1) предъявление исполнительного документа к взысканию; 2) принятие постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; 3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения (ст. 44 Закона).

В соответствии со ст.45 Закона, мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и реализация имущества; 2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю предметов, указанных в исполнительном документе; 5) иные меры, принимаемые в соответствии с Законом и иными федеральными законами (в основном меры носят неимущественный характер: понуждение должника к совершению определенного действия, запрет его совершения, вселение, выселение, восстановление на работе и т.п.) Исполнительное производство / отв.ред. В.В. Ярков. — М., 2000. — С. 158..

Таков основной круг мер принудительного исполнения, которые могут применяться с целью практической реализации требований исполнительных документов, для правомерного и оперативного их исполнения См.: Грицай О. К вопросу о мерах принудительного исполнения в исполнительном производстве / О. Грицай // Юридический аналитический журнал. — 2006. — № 1. — С. 133-138.. Все указанные меры могут применяться при осуществлении исполнительных действий в отношении должника как самостоятельно, так и в совокупности Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. — 1996. — № 2.— С. 32, 37..

Порядок принудительного исполнения исполнительных документов (после неисполнения их должником добровольно в срок, предоставленный судебным приставом-исполнителем в соответствии с п.3 ст.9 Закона) по имущественным и неимущественным взысканиям различен: если при исполнении исполнительных документов по спорам имущественного характера задачей судебного пристава-исполнителя является, как правило, отыскание денежных средств, иного имущества и обращение на них взыскания (п.1-4 ст.45 Закона), то при исполнении исполнительных документов неимущественного характера судебный пристав-исполнитель использует штрафные санкции и иные меры, предусмотренные ст. 85 Закона, с целью обеспечить выполнение исполнительного документа, как правило, самим должником.

Отдельные исполнительные процедуры различаются в зависимости Кузнецов В.Ф. Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов и постановлений других органов / В.Ф. Кузнецов. — М., 2003. — С. 72.: а) от обращения взыскания на недвижимое или движимое имущество, ценные бумаги или денежные средства (для имущественных споров); б) от необходимости совершения должником определенных действий в пользу взыскателя либо воздержаться от них (для неимущественных споров); г) от обязанного субъекта по исполнительному документу — гражданин, коммерческая либо некоммерческая организация, орган государственной власти или местного самоуправления (для имущественных и неимущественных споров).

Исходя из изложенного в настоящей главе, мы определили, что процесс исполнительного производства состоит из ряда стадий. Первая — возбуждение исполнительного производства. Вторая — добровольное исполнение должником исполнительного документа. Третья — принудительное исполнение с применением штрафных санкций и иных меры ответственности (принудительный привод, привлечение к уголовной ответственности), взимая исполнительный сбор. Четвертая, заключительная, стадия процесса исполнения — окончание исполнительного производства.

Исполнительные документы по характеру требований делятся на имущественные (взыскание денежных средств или иного имущества) и неимущественные (совершение либо воздержание от совершения определенных действий ответчиком). Отличия: 1) в сумме взыскиваемого исполнительского сбора (для имущественных — 7% от взыскиваемой суммы; для неимущественных — до 5 МРОТ (для гражданина), до 50 МРОТ(для организации)); 2) меры принудительного исполнения (для имущественных — арест, обращение взыскания на денежные средства; для неимущественных — обязние совершить действия/воздержаться от их совершения, вселение, выселение, восстановление на работе и т.п.); 3) порядок принудительного исполнения (по имущественным спорам задача — отыскание денежных средств/иного имущества и обращение на них взыскания; по неимущественным — штрафные санкции, привлечение к уголовной/административной ответственности с целью обеспечения выполнение исполнительного документа должником).

Рассмотрим соотношение исполнительных производств по спорам имущественного и неимущественного характера, находящихся на исполнении в Федеральной Службе судебных приставов по Новосибирской области. Для этого обратимся к статистическим отчетам: «Основные показатели работы судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России» Ежемесячный отчет ф. 1-1 Основные показатели работы судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России // Архив организационно-контрольного отдела Управления ФССП по НСО, дело 07-16, 2007г. и «Результаты деятельности судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России по исполнительным производствам неимущественного характера» Ежемесячный отчет ф. 1-6 Результаты деятельности судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России по исполнительным производствам неимущественного характера // Архив организационно-контрольного отдела Управления ФССП по НСО, дело 07-39, 2007г.. Данные формы отчетности введены Минюстом России ФССП с апреля 2007 г., сведения предоставляются с нарастающим итогом и данные за апрель содержат информацию с января 2007 г., что позволяет в качестве анализируемого периода устанавливать 2007 г. (по август включительно).

Итак, в Федеральной Службе судебных приставов по Новосибирской области в 2007г. (по август включительно) находилось на исполнении 518565 (99 %) исполнительных производств по спорам имущественного характера и 4535 (1 %) исполнительных производств по спорам неимущественного характера (см. Приложение 1: таблица 1, рисунок 1). Из приведенных данных видно, что исполнительные документы предметом исполнения в которых являются неимущественные отношения, поступают на исполнение гораздо реже, чем имущественные. Процесс исполнения требований исполнительных документов имущественного и неимущественного характера имеет как общие черты (параграф 1.1 Главы 1), так и отличительные особенности. В связи с тем, что предметом исследования данной дипломной работы являются неимущественные отношения, перейдем к рассмотрению особенностей исполнение решения суда по спорам неимущественного характера.

Федеральное законодательство регламентирует порядок исполнения требований неимущественного характера в рамках главы 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основная отличительная особенность данной группы исполнительных производств заключается в том, что если при исполнении исполнительных документов имущественного характера главной целью судебного пристава-исполнителя являются нахождение имущества должника и обращение на него взыскания, то при исполнении требований неимущественного характера речь идет о необходимости совершения должником определенных действий или необходимости воздержаться от совершения определенных действий. При этом судебный пристав-исполнитель должен по общему правилу обеспечить исполнение исполнительного документа самим должником.

Исполнительное производство по исполнительным документам, содержащим требования к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), возбуждается в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор в случае неисполнения добровольно исполнительного документа неимущественного характера с должника-гражданина или индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации 50 000 рублей. Сумма является фиксированной и не подлежит изменению.

Если должником требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин не исполнены во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок, то судебный пристав-исполнитель привлекает должника к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Часть 1 ст. 17.15 КоАП РФ вводит административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей). Кроме того, привлечение к административной ответственности возможно и по части 2 комментируемой статьи в случае , если должник не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Соответственно, судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику срок для исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, и в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин каждый раз составлять соответствующий протокол.

Следует отметить, что законодателем предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению по ст. 315 УК РФ.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 315 УК РФ, производится дознавателями органов службы судебных приставов.

В то же время в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин, если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом, совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть совершено без личного участия должника, согласно пп. 7 п. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к мерам принудительного исполнения.

Надзор за деятельностью органов ФССП России по исполнению ими исполнительных производств, в том числе и неимущественного характера, осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации и ее территориальные органы.

Исполнительные документы неимущественного характера — это документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), не связанные с передачей денежных сумм или иного имущества.

Все исполнительные документы неимущественного характера подразделяются на две группы. К первой группе исполнительных документов неимущественного характера относятся документы, для исполнения которых необязательно личное участие должника, то есть права взыскателя могут защищаться вне зависимости от непосредственных действий должника. Здесь цель исполнительного производства — фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, — может достигаться посредством действий как самого должника, так и судебного пристава-исполнителя, взыскателя, а также иных лиц, содействующих исполнительному производству, но не являющихся его сторонами.

В соответствии со статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение самостоятельно (например, требование о сносе самовольных построек).

Вторую группу исполнительных документов неимущественного характера составляют документы, по которым действия должны совершаться только должником. При исполнении требований иными лицами цель исполнительного производства настолько меняется, что права взыскателя как таковые не защищаются.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает новый срок для исполнения. Напомним, в отношении производств неимущественного характера исполнительский сбор составляет для физических лиц 5 тысяч рублей, для юридических лиц 50 тысяч рублей. Кроме этого, выносится постановление о взыскании штрафа, предусмотренного КоАП РФ, — если должник не исполнил требования без уважительных причин во вновь установленный срок. В случае и дальнейшего неисполнения решения суда судебный пристав-исполнитель выносит письменное предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ должностного лица, обязанного исполнить исполнительный документ. В отношении должника — физического лица применяется такая мера принудительного исполнения как ограничение права выезда за пределы РФ.

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области в 2014 году на исполнении находилось более 11 тысяч исполнительных производств неимущественного характера. Фактическим исполнением окончено свыше 4 тысяч исполнительных производств.

Добавить комментарий