Источники арбитражного процессуального права

Ключевые источники арбитражного процессуального права

Внешним выражением норм права являются источники, к которым относятся ряд разных нормативно-правовых актов.

Ст.3 АПК РФ включает в себя полный список актов, которые составляют законодательство относительно судопроизводства в арбитражных судах. Среди них выделяют:

  1. Конституцию РФ. Она закрепила ряд основ судебной структуры РФ, межотраслевых принципов, которые определяют судопроизводство в РФ, и др. К примеру, в гл.7 говорится о судебной власти, а также о принципах состязательности и равноправия сторон, самостоятельности судей и т.д.
  2. Ряд международных соглашений, которые заключены при участии РФ. Ряд общепризнанных принципов и норм международного права и ряд международных договоров РФ выступают в качестве ключевой части ее правовой системы. В ситуациях, когда международный договор РФ установил ряд других правил, чем те, что предусмотрены законом, то важно использовать ряд правил международного договора. АПК РФ содержит похожее положение относительно рассмотрения и разрешения дел. Так, в ситуациях, когда международный договор РФ установил ряд иных правил судопроизводства, чем те, что предусмотрены в законодательстве РФ относительно судопроизводства в арбитражном суде, важно использовать ряд правил международного договора. Россия выступает в качестве участника многих двусторонних и многосторонних международных соглашений. Одним из международных соглашений, которое подписала РФ, и которое имеет отношение к контролю судопроизводства в арбитражном суде – Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса.
  3. Ряд федеральных конституционных законов «О судебной системе РФ», «Об арбитражном суде в РФ».
  4. Ряд федеральных законов, которые имеют отношение к ряду источников арбитражного процесса. Из них допустимо выделить ряд законов, которые напрямую посвящены судопроизводству в арбитражном суде, и законы, для которых регулирование судопроизводства в арбитражном суде – не исключительный предмет, но в то же время в их состав входит ряд норм арбитражного процессуального права.

В состав первой группы, в первую очередь, входит АПК РФ, который принято понимать как основной источник арбитражного процесса. Это обусловлено тем, что предмет его контроля – ряд отношений, которые возникают во время рассмотрения и разрешения арбитражным судом дел, которые являются ему подведомственными.

С рядом конкретных оговорок в состав первой группы федеральных законов можно включить Закон «О банкротстве». Для данного нормативного акта не важно заниматься регулированием арбитражных процессуальных отношений, но стоит отметить, что в ряде его отдельных положений говорится о процессуальных вопросах. Так, в гл.3 этого закона говорится о разбирательстве дел относительно банкротства в арбитражных судах.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Специфика иных источников арбитражного процессуального права

Если говорить о других федеральных законах, в состав которых входит ряд норм арбитражного процессуального права, то стоит сказать о множестве нормативно-правовых актов, к примеру, ГК РФ, НК РФ или КоАП РФ и т.д.

Замечание 1

Важно отметить, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ закреплен ряд положений относительно того, что для судопроизводства в арбитражном суде важно происходить на основании федеральных законов, которые действуют на этапе разрешения споров и рассмотрения дел, осуществления процессуальных действий или исполнения судебных актов.

Хоть список источников арбитражного процесса и является закрытым, важно особо рассмотреть несколько моментов.

Часто в качестве источника арбитражного процесса рассматривают Регламент арбитражных судов РФ. Для данного документа важно заниматься контролем вопросов внутренней работы арбитражного суда и того, как арбитражные суды взаимодействуют не только между собой, но и с Конституционным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, рядом органов судейского сообщества.

Замечание 2

Важно знать: Регламент арбитражных судов РФ – это не законодательный акт, хоть и является обязательным для осуществления для всех арбитражных судов РФ.

Особые споры вызывает тема значения в правовом регулировании арбитражных процессуальных отношений ряда актов судебных органов. И тут наблюдается масса взглядов. Кто-то признает судебную практику в качестве источника правового регулирования. Кто-то же полностью отрицает регулятивный окрас судебного акта.

Прийти к общей точке зрения в данной теме непросто. Тут же стоит обратить особое внимание, что для актов разных судебных органов свойственно иметь временами существенную роль для нормативного контроля отношений, которые возникают во время рассмотрения и разрешения дел арбитражным судом.

Для актов Европейского Суда по правам человека свойственно выступать в качестве источника правового регулирования. В работе арбитражного суда часто происходят ситуации, когда во время рассмотрения определенного дела происходит обращение к работе Европейского Суда по правам человека.

Замечание 3

Для позиции Конституционного Суда РФ, которая выражается в ряде его актов, свойственно иметь особое нормотворческое направление. Для Конституционного Суда РФ допустимо признать в качестве не соответствующего Конституции РФ ряд положений федеральных законов.

Специфические акты ВАС РФ, которые не являются источниками арбитражного процессуального права

Если говорить об актах арбитражного суда РФ, то тут важно принимать во внимание структуру арбитражного суда и ряд полномочий всех частей данной структуры.

Для Высшего Арбитражного Суда РФ свойственно изучать и обобщать работу относительно использования арбитражным судом некоторых законов и других нормативно-правовых актов. В конце изучения данных, исследования и суммирования практики использования законов и других нормативно-правовых актов арбитражным судом для Пленума ВАС РФ свойственно давать ряд разъяснений относительно вопросов судебной практики при помощи принятия постановлений. А для Президиума ВАС РФ свойственно в данной ситуации информировать арбитражный суд относительно итогов изучения конкретных тем судебной работы посредством писем. Ряд постановлений Пленума ВАС РФ является обязательным для исполнения каждым арбитражным судом РФ.

Замечание 4

Перечисленные выше акты ВАС РФ нельзя воспринимать в качестве источников арбитражного процессуального права. Правильнее будет отнести их к результатам толкования нынешнего законодательства, которое осуществляется государственными органами.

Ряд актов ВАС РФ, которые приняты им во время непосредственного осуществления правосудия, тоже нельзя воспринимать как источник правового регулирования. Зачастую в решениях, определениях, постановлениях ВАС РФ содержится ряд результатов толкования нынешних законодательных актов. Но это все же не меняет их статус.

Для актов других арбитражных судов также на основании действующего российского законодательства важно не создавать правовые нормы. По этой причине их нельзя отнести к источнику арбитражного процессуального права.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

1. История становления арбитражных судов в России

Первое упоминание о существовании особых судов для торгового сословия в России имело место в 1135 г. Как система коммерческие суды в России появились в начале Х!Х в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху. Инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество, значительную часть которого составляли выходцы из Франции.

После введения в действие судебных уставов в 1864 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством. Подсудность дел коммерческим судам толковалась достаточно ограничительно. Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу ХХ в. их осталось только четыре — в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе.

В 1920-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям толковалась сугубо ограничительно, и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах.

В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду с многими другими структурами рыночной экономики. В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража, которая выполняла различные функции. Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.

Источниками арбитражного процессуального права являются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной отрасли права.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ судоустройство и арбитражное процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Соответственно, органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование арбитражного процесса.

Часть 2 ст. 3 АПК РФ определяет главные источники арбитражного процессуального права, при этом необходимо отметить, что данная норма АПК устанавливает, что порядок судопроизводства в арбитражных судах осуществляется только Конституцией, федеральными конституционными законами, самим АПК и принятыми в соответствии с ними иными федеральными законами, а также международными договорами России. Соответственно, иные нормативные правовые акты не могут регулировать порядок судопроизводства в арбитражных судах.

К источникам арбитражного процессуального права относятся:

1) Конституция Российской Федерации (Основной Закон), в которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее значение для арбитражного процесса. Конституция РФ определяет, кем осуществляется правосудие, в том числе определено, что экономическое правосудие осуществляется арбитражными судами; порядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в системе властных государственных органов РФ; основные принципы правосудия (ст. 19, 20, 47, 50, 51, 118, 123, 128). Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46);

2) федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые являются основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности арбитражных судов. К ним относятся федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (закреплена судебная система Российской Федерации, основное назначение судов и их задачи) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, полномочия и порядок образования и деятельность арбитражных судов различного уровня, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, обязательность судебных актов арбитражных судов).

Из федеральных законов основным является Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который содержит совокупность норм, детально регулирующих весь арбитражный процесс, порядок судопроизводства по экономическим спорам, подведомственным арбитражным судам. АПК регламентирует как деятельность арбитражного суда при осуществлении правосудия, так и других участников арбитражного процесса.

Федеральный закон «Об арбитражных заседателях» содержит нормы, определяющие порядок привлечения к рассмотрению дела в арбитражном суде арбитражных заседателей, устанавливает требования, которые к ним предъявляются, срок полномочий арбитражных заседателей.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает требования, предъявляемые к судье, порядок назначения судей арбитражных судов и прекращение их полномочий, срок их полномочий, гарантии их независимости и ответственности.

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации»содержит нормы, в которых закреплено третейское разбирательство как способ разрешения гражданско-правовых споров при наличии соглашения об этом сторон, порядок рассмотрения данных споров в третейском суде, порядок принудительного исполнения решения третейского суда.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок предъявления требований кредиторов к должнику и их учета в реестре требований кредиторов, процедуры введения наблюдения, внешнего управления, порядок признания должника банкротом, назначения арбитражных управляющих и рассмотрения жалоб кредиторов.

В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» закреплены нормы, регулирующие порядок исполнения судебных актов, обращения взыскания на имущество должника и его реализации, порядок приостановления и прекращения исполнительного производства.

Источником арбитражного процессуального права могут служить и иные федеральные законы, однако они не должны противоречить положениям АПК. В случае противоречия приоритет имеют нормы Конституции РФ, вышеуказанных федеральных конституционных законов и АПК;.

3) международные договоры Российской Федерации по вопросам арбитражного процесса, в частности Соглашение стран СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киев, 20 марта 1992 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).

4) Судебная практика в форме постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства, а также решений Европейского Суда по правам человека является дополнительным источником арбитражного процессуального права. Судебная практика в указанных формах имеет не только правоприменительное, но и особое правообразующее значение, т.е. значение источника правового регулирования. Это вытекает не только из правового содержания указанных форм судебной практики, но в первую очередь из их законодательного закрепления в качестве таковых *(18).

Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ проверяет нормы законов на их соответствие Конституции, осуществляя конституционное истолкование норм проверяемых законов. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие или применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ч. 3 ст. 79).

Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6).

Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106).

Прецедентное значение имеет и правовая позиция Конституционного Суда РФ, положенная в обоснование принимаемых решений, поскольку Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и, соответственно, дает конституционно-правовой анализ проверяемой норме, вырабатывая при этом определенные правовые подходы (правовые позиции) при оценке нормы закона на ее соответствие или несоответствие Конституции РФ.

Таким образом, постановления Конституционного Суда РФ (если они признают неконституционными нормы законов) и определения Конституционного Суда РФ если они даже отказывают в рассмотрении обращения заявителя по существу, но содержат конституционное истолкование норм действующих законов) и содержащиеся в них правовые позиции являются обязательными в правоприменительной деятельности для всех государственных органов и должностных лиц, носят всеобщий, нормативный характер, поскольку признанная неконституционной норма закона утрачивает силу, а прецедент конституционного толкования норм действующих законов является обязательным для судов, так как в правоприменительной деятельности должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению норм и суды не вправе придавать рассмотренным нормам значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом (ст. 74, 79).

Решения Конституционного Суда РФ являются дополнительным источником права по отношению к Конституции РФ, являющейся нормативным актом прямого действия, в связи с тем, что их регулятивное значение имеет место только в том случае, когда невозможно прямое применение норм Конституции РФ в связи с необходимостью дачи толкований отдельных положений Конституции РФ или необходимостью проверки оспариваемых норм законов на их соответствие Конституции РФ и их конституционного истолкования. Соответственно акты Конституционного Суда РФ и содержащиеся в них правовые позиции производны от норм Конституции РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики являются обязательными для арбитражных судов (ст. 16). Данные постановления принимаются в целях разъяснения действующего законодательства, конкретизации и детализации норм права, восполнения обнаружившихся в законе пробелов и устранения противоречий, т.е. направлены на правильное применение действующего закона.

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства являются, таким образом, дополнительным к действующему закону источником процессуального права, поскольку выработанные в них правоположения (правила правового характера) производны от действующих норм права и направлены на их действенную реализацию. На данные постановления арбитражные суды могут делать ссылки в мотивировочной части решения так же, как на законы и иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 170 АПК РФ).

Следует отметить, что информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики не являются обязательными для судов, а носят рекомендательный характер (ст. 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), однако они учитываются арбитражными судами, поскольку решения, принятые без учета данных рекомендаций, отменяются вышестоящими инстанциями.

В рамках международной судебной практики первостепенное значение имеет судебная практика Европейского Суда по правам человека. Федеральном законом «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» *(20) Российская Федерации заявила о признании обязательными для России как юрисдикции Европейского Суда по правам человека, так и решений данного Суда.

При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против России (т.е. с ее участием), но и решения с участием других участников спора. Прецедентное значение имеет вся практика Европейского Суда по правам человека в целом, поскольку постановления Суда являются нормоустанавливающими толкованиями Конвенции.

Источники арбитражного процессуального права– правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права. Они делятся на два основных вида: законы и подзаконные нормативные акты.

Арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению РФ. Это касается законодательства об арбитражном судопроизводстве и об исполнении актов арбитражного суда.

Конституция РФ подлежит непосредственному применению в судебной практике, имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории РФ.

К числу федеральных законов относятся:

1) кодексы;

2) законы, регулирующие отдельные стороны предпринимательской и иной экономической деятельности.

3) Важнейший источник арбитражного процессуального права– АПК РФ (Арб. Проц. Кодекс). Он детально регулирует порядок судопроизводства по делам, отнесенным к ведению арбитражного суда, регламентирует деятельность суда и других лиц на всех стадиях арбитражного процесса – до исполнительного производства.

Все нормативные акты должны соответствовать АПК РФ.

К источникам можно отнести законы:

1) ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 2 октября 2007 г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»;

3) Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Источниками также являются подзаконные нормативные акты: 1) Указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) акты федеральных органов исполнительной власти; 4) акты субъектов РФ (конституции (уставы), законы, постановления, приказы).

Источниками права в современных условиях становятся судебные прецеденты, выраженные в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ.

Если международным договоромРФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, арбитражный суд применяет его правила.

Аналогия законаи аналогия праваприменяются в том случае, когда отсутствует норма права, которая регулирует спорное правоотношение, императивно предписывают арбитражному суду применять аналогию закона или аналогию права, а также при отсутствии обычаев делового оборота.

Арбитражный суд всегда применяет нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.

Понятие, значение и классификация принципов арбитражного процесса

Принципы– это такие идеи, которые закреплены в нормах арбитражного процессуального права, имеют нормативный характер.

Во-первых, есть принципы, которые непосредственно формулируются в нормах права в виде конкретных нормативных предписаний (например, принципы независимости судей арбитражного суда, равенства перед законом и судом). Это так называемые нормы-принципы. Во-вторых, понятие ряда принципов выводится из содержания целого ряда норм арбитражного процессуального права (например, принцип диспозитивности).

Важной особенностью принципов арбитражного процессуального права является то обстоятельство, что они воплощают в себе особенности данной отрасли права с юридической стороны, дополнительно характеризуют арбитражное процессуальное право как отрасль права, отражая его специфику.

Значительное влияние на современную систему принципов судопроизводства в арбитражных судах, как и других судах, оказывают концепция прав человека и ее положения, отраженные в различных международно-правовых актах, а также в деятельности международных органов правосудия.

Таким образом, принципы арбитражного процессуального права– это закрепленные в нормах арбитражного процессуального права нормативные положения, касающиеся отправления правосудия в сфере хозяйственной юрисдикции, отражающие особенности данной отрасли права и характеризующие содержание правоприменительной деятельности.

Одним из оснований классификации принципов арбитражного процесса является разделение их по функциональному признаку.

В соответствии с этой классификацией выделяют принципы:

1) Организационные: принцип осуществления правосудия только судом; принцип независимости судей; принцип гласности судебного разбирательства; принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел; принцип языка судопроизводства

2) Функциональные: принцип юридической истины; принцип непрерывности судебного разбирательства; принцип непосредственности исследования доказательств; принцип судейского руководства; принцип состязательности; принцип законности.

Значение принципов арбитражного процессуального права заключается в следующем: 1) принципы являются ориентиром в нормотворческой деятельности при совершенствовании арбитражного процессуального законодательства; 2) принципы позволяют арбитражному суду обеспечить правильное понимание арбитражного процессуального законодательства и верно его применять в соответствии с действительным смыслом.

Добавить комментарий