Источники международного процессуального права

Венские конвенции о дипломатических сношениях (8 апреля 1961 г.) и о консульских сношениях (24 апреля 1963 г.) содержат положения о дипломатических и консульских привилегиях и иммунитетах от юрисдикции государства пребывания; положения о юридической помощи и защите граждан своего государства на территории государства пребывания.

Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 г.), облегчила процедуру предоставления и признания официальных документов в иностранных правоприменительных органах, ввела понятие «апостиль» и установила его форму.

Европейская конвенция о получении информации о праве иностранных государств (1968) определила порядок обмена правовой информацией и процесс установления содержания норм иностранного права, процедуру сотрудничества компетентных органов государств.

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (1965) устанавливает порядок вручения документов находящимся за границей лицам (дипломатический, консульский, через центральные органы юстиции).

Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (1970) закрепляет упрощенный порядок сношений государственных органов в отношении исполнения иностранных судебных поручений.

Конвенция о доступе к международному правосудию (1980) регулирует вопросы оказания финансовой помощи по несению и обеспечению процессуальных расходов, вопросы признания судебных постановлений о несении судебных расходов, проблемы выдачи расписок из реестра, вопросы иммунитета свидетелей и экспертов, порядок сношений через специально создаваемые органы.

В 2005 г. открыта для подписания Конвенция о соглашениях об исключительном выборе суда. Установлены единые правила юрисдикции, признания и принудительного исполнения решений иностранных судов. Конвенция нацелена на повышение эффективности соглашений о выборе суда между сторонами торговой сделки. Она применяется в транснациональных судебных делах к соглашениям об исключительном выборе суда. В Конвенции отражена доктрина «forum поп conveniens» — государство может заявить, что его суды вправе отказать в рассмотрении споров, к которым применяется соглашение об исключительном выборе суда, если помимо места нахождения выбранного суда нет никакой связи между таким государством и сторонами спора (ст. 19).

Книга IV Кодекса Бустаманте «Международный гражданский процесс» детальным образом регламентирует вопросы МГП: общие правила компетенции и изъятия из этих правил; право быть стороной в процессе; отводы международного характера; общие правила о доказательствах и специальные правила о доказывании иностранных законов; несостоятельность и банкротство; признание и исполнение иностранных судебных решений.

Для судов стран — членов ЕС и ЕАСТ в области МГП особо важную роль играют Брюссельская конвенция о подсудности, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1968) и Луганская (Параллельная) конвенция о юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1988, в ред. 2007). По сути, единственным отличием Луганской конвенции от Брюссельской является территориальная сфера действия: она распространяется не только на государства — члены ЕС, но и на страны — участницы ЕАСТ (Швейцария, Исландия, Норвегия и Лихтенштейн). Применение этих конвенций с момента их вступления в силу представляло собой обычную практику судопроизводства; знание их положений столь же обязательно, как и знание отечественного процессуального права.

В ЕС ведется работа по замене текстов наиболее востребованных конвенций «полноценными законодательными актами ЕС» (регламентами Европейского парламента и Европейского Совета), не требующими ратификации и имеющими прямое действие в национальных судах. Регламент является составной частью законодательства ЕС и применяется непосредственно на всей его территории. В рамках этого процесса Брюссельская конвенция 1968 г. заменена Регламентом (ЕС) № 44/2001 Совета от 22 декабря 2000 г. о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (Брюссель I). Однако Брюссельская конвенция сохраняет свое действие — она продолжает применяться к судебным разбирательствам, начатым до вступления в силу Брюссель I, а также к документам, официально составленным или зарегистрированным до этого момента (ст. 66 Брюссель I). При этом Брюссель I имеет преимущественную силу перед положениями Конвенции. В 2012 г. вступила в силу новая редакция Брюссель I.

В Преамбуле Брюссель I установлено, что он не применяется к странам, не являющимся членами ЕС. Под действие Регламента «Брюссель I» подпадают только дела, вытекающие из гражданских и торговых отношений. Из сферы его действия исключены вопросы гражданского состояния, право- и дееспособности физических лиц, семейных отношений, завещаний и наследования, банкротства, социального обеспечения, арбитража и иные дела, перечисленные в п. 2 ст. 1.

Уже на стадии разработки проекта Брюссель I предполагалось, что, как только представится возможность, Луганская конвенция будет изменена с целью приведения ее в соответствие с Регламентом. В 2007 г. принята новая редакция Луганской конвенция, адаптированная к положениям Брюссель I.

Конвенция ЕС о подсудности, признании и исполнении решений по брачным делам 1998 г. заменена Регламентом Совета ЕС № 2201/2003 от 27 ноября 2003 г., относящимся к юрисдикционной компетенции, признанию и исполнению решений по семейным делам и делам об ответственности родителей в отношении общих детей супругов (Брюссель II bis).

В ЕС действуют также регламенты № 1348/2000 о вручении на территории государств ЕС судебных и внесудебных документов по гражданским и коммерческим делам (29 мая 2000 г.); № 1206/2001 о сотрудничестве между судебными органами государств ЕС в области получения доказательств по гражданским и коммерческим делам (28 мая 2001 г.); № 4/2009 о юрисдикции, применимом праве, признании и исполнении судебных решений и сотрудничестве по делам, касающимся алиментных обязательств (18 декабря 2008 г.).

Основную роль среди международно-правовых источников МГП играют двусторонние договоры: о взаимном признании и исполнении судебных и арбитражных решений, консульские конвенции, соглашения о торговле и мореплавании, договоры о правовой помощи. В договорах решается комплекс вопросов:

  • — сотрудничества между органами юстиции;
  • — правовой защиты;
  • — определения и разграничения компетенции судов и применимого права;
  • — процессуальных прав иностранцев;
  • — исполнения поручений о правовой помощи;
  • — признания и исполнения решений по гражданским и семейным делам;
  • — признания и пересылки документов.

По вопросам МГП существует система специальных соглашений о свободном доступе к правосудию, о взаимном исполнении судебных поручений, о взаимном признании и исполнении судебных решений. Такие соглашения Россия заключила с Австрией (1935), Францией (1936), Бельгией (1946), ФРГ (1951). Отдельные вопросы МГП разрешаются в двусторонних консульских конвенциях, которые связывают друг с другом все государства мира: нормы о процессуальном представительстве консулами граждан своих государств, о выполнении консулом отдельных нотариальных действий.

Нормы международных договоров, посвященных регулированию гражданских процессуальных правоотношений, в соответствии с общим принципом верховенства международного права имеют приоритетное применение перед нормами национального права в случае их противоречия (ст. 1 ГПК РФ; ст. 3 АПК РФ).

Международно-правовой обычай можно считать источником МГП. В российском процессуальном законодательстве это положение прямо не закрепляется; оно вытекает из толкования ст. 15 Конституции РФ («общепризнанные принципы и нормы международного права»). При рассмотрении экономических споров в российских арбитражных судах часто применяются ссылки на общеизвестные международные нормы обычного характера1.

Принцип взаимности — один из старейших международно-правовых обычаев. Взаимность является действующей нормой современного МГП. В настоящее время национальные суды склонны помогать своим иностранным коллегам на основе взаимности, не апеллируя к отсутствию международного договора при наличии ясно выраженной просьбы о правовой помощи. Наличие взаимности в деятельности правоприменительных органов двух государств устанавливается следующими способами:

  • 1. Правоприменительные органы одного государства констатируют, что в другой стране не производилось действий, свидетельствующих об отказе от взаимности.
  • 2. В постановлении национального правоприменительного органа перечисляются действия иностранного государства, подтверждающие взаимность в отношении сотрудничающих сторон.

Большую роль в развитии МГП играет другой международно-правовой обычай — принцип международной вежливости (comitas gentium). Международная практика признает возможность исполнения иностранных судебных поручений и оказания правовой помощи на основе принципа международной вежливости, если нет соответствующего международного договора (судебная практика Великобритании, США, государств Латинской Америки).

Обычно-правовой принцип международной вежливости известен и современной правовой системе России. Это подтверждено высшими судебными инстанциями РФ: в постановлении Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» зафиксировано, что направление судебного поручения в порядке правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи.

Мягкое право как источник МГП представляет собой процессуальные нормы, закрепленные в резолюциях-рекомендациях международных организаций. Международные организации включают в свои резолюции формулировки, представляющие собой новые правила в области международных отношений. Эти правила не могут рассматриваться как действующее право; они направлены в будущее и являются стратегией развития международных отношений de lege ferendae1. Например, Советом Европы были приняты рекомендации о необходимости обмена правовой информацией, в том числе по вопросам гражданского процесса между правоприменительными органами государств-членов. Во исполнение этих рекомендаций судебные органы РФ обмениваются правовой информацией с судами других государств.

В 2004 г. руководящие органы Американского института права совместно с УНИДРУА приняли Принципы транснационального гражданского процесса (ALI/UNIDROIT; далее — Принципы АЛИ/ УНИДРУА). Принципы представляют собой процессуальные стандарты, предназначенные для гармонизации гражданского судопроизводства при разрешении транснациональных споров в коммерческой области. Кроме Принципов были приняты Правила транснационального гражданского процесса, разработанные в качестве возможного примера включения Принципов в национальное законодательство. Статус официального документа имеют только Принципы, Правила — это дополнение к ним.

Правила АЛИ/УНИДРУА иллюстрируют возможность применения Принципов и отличаются большей детализацией и конкретизацией регулирования, направленного на обеспечение гармоничного сочетания двух основных правовых систем. Правила представляют собой пример возможного развития Принципов при имплементации их в конкретную национальную правовую систему. Оба документа — Принципы и Правила — представляют собой оптимальное сочетание традиций регламентации судопроизводства в общей и континентальной правовых системах.

В Принципах АЛИ/УНИДРУА сформулированы основные начала гражданского процесса, которые отражают то общее, что характерно для современных концепций осуществления гражданского судопроизводства в различных правовых системах. Принципы воплощают правовые идеи, оправдавшие себя в многолетней практике стран с развитой системой судопроизводства. Разработка и принятие этого документа стали возможными благодаря сближению моделей судопроизводства в различных правовых системах.

Исходная идея разработки Принципов — создание свода процессуальных правил, которые могли бы применяться в любой процессуальной системе для рассмотрения споров из международных коммерческих контрактов с участием лиц, не являющихся резидентами государства, суд которого рассматривает спор. Этим определяются главная сфера применения Принципов и их предмет — они предназначены для регламентации разбирательства споров в области трансграничной торговли (и не только в государственных судах, но и в международном коммерческом арбитраже). Однако по желанию государства Принципы могут использоваться как процессуальные стандарты при рассмотрении любых категорий дел, в том числе не относящихся к спорам в сфере международной торговли.

Предметом Принципов являются не только положения МГП, но и непосредственные правила судопроизводства, не зависящие от специфики субъектного состава спора. Это касается правил о формировании состава суда, его полномочиях, о порядке заявления сторонами своих требований и возражений, об основных гарантиях, обеспечивающих справедливое судебное разбирательство (публичность, процессуальное равенство сторон, процессуальное право обжалования судебных решений и постановлений).

В качестве фундаментальных положений в Принципы включены нормы, являющиеся универсальными для всех правовых систем и обеспечивающие справедливость, предсказуемость и эффективность судебного разбирательства вне зависимости от индивидуальных особенностей конкретной правовой системы. Принципы сформулированы как руководящие идеи, призванные стать ориентиром для регламентации правил судопроизводства на национальном или международном уровне.

Этот документ представляет собой фундаментальный свод процессуального права: независимость, беспристрастность и квалификация суда и судей (Принцип 1); процессуальное равенство сторон (Принцип 3); надлежащее извещение и право представлять свои объяснения (Принцип 5); язык судопроизводства (Принцип 6); своевременное отправление правосудия (Принцип 7); общие положения, относящиеся к структуре судопроизводства (Принцип 9); общие правила о доказывании (Принципы 16-19, 21, 22); вынесение судебного решения (Принцип 23); обжалование судебного решения и его последствия (Принципы 27 и 28); исполнение судебных решений (Принципы 26, 29, 30); международное судебное сотрудничество (Принцип 31).

С самого начала работы над проектом Принципов и Правил было принято решение подготовить документ не для принятия в форме международного договора, а придать ему статус документа lex mercatoria, аналогичного Принципам международных коммерческих контрактов УНИДРУА. Статус Принципов АЛИ/УНИДРУА позволяет государствам максимально гибко подходить к вопросу о форме и объеме включения Принципов и Правил в их национальную правовую систему, использовать их в качестве ориентира при реформе национальных правил судопроизводства.

Современные исследователи оценивают Принципы и Правила АЛИ/УНИДРУА как «один из важнейших и наиболее захватывающих юридических проектов нашего времени». Эти документы в настоящее время представляют собой основной акт мягкого права, являющийся источником МГП.

Общие принципы права цивилизованных народов являются основой правовой системы любого государства, чье законодательство основано на рецепированном римском праве. С этой точки зрения об общих принципах права можно говорить как источнике МГП — это те общие принципы, которые непосредственно относятся к гражданскому процессу (бремя доказывания лежит на истце; ответчик, возражая, ставит себя в положение истца; никто не может быть судьей в собственном деле).

Стр 1 из 3

Понятие мгпп

Термин «международное гражданское процессуальное право появился в 19-20 вв. Основы заложены Валкером (австрийская школа), Майли (швейцарская школа), Федочи (итальнская школа), Т.М.Яблочковым(наша школа, Курс международного гражданского процессуального права, 1909).

Точность этого термина нередко оценивается критически. В особенности считается, что прилагательное «международный» указывает здесь вовсе не на характер источника права, а на присутствие иностранного элемента в отношениях, которые регулируются внутренним процессуальным законодательством. В качестве альтернативы можно было бы предложить термин «трансграничное гражданское процессуальное право» (Н.Г. Елисеев, Е.В.Вершинина). Заметим, что в современной отечественной юридической литературе, как правило, используется редуцированный термин — «международный гражданский процесс». В принципе такое сокращенное обозначение допустимо, хотя, в сущности, речь идет не о процессе как совокупности действий, из которых складывается судебное производство, а о правовом регулировании этой деятельности, о процессуальном праве.

Т.М. Яблочков: мгпп — совокупность норм и правил, регулирующих компетентность судебных органов, форму и оценку доказательств, исполнение решений в международной правовой жизни, на тот случай, что наступит коллизия процессуальных законов и обычаев различных государств.

М.М. Богуславский: мгпп — совокупность правовых принципов и норм процессуального характера как общих для государств, определяемых международными соглашениями, так и непосредственно устанавливаемых законодательством каждой страны.

Л.А. Лунц и Н.И. Марышева: к международному гражданскому процессуотносят — вопросы о международной подсудности по гражданским делам, гражданском процессуальном положении иностранцев и международных организаций, о судебных доказательствах в гражданских делах с иностранным элементом, порядке установления содержания подлежащего применению иностранного закона, об иностранных судебных поручениях, о признании и принудительном исполнении иностранных судебных решений, юридическом значении производства, возбужденного в иностранном суде, о признании и принудительном исполнении иностранных арбитражных решений.

Н.Г. Елисеев и Е.В.Вершинина (их учебник): МГП:

— отношения, возникающие и развивающиеся в связи с судебным производством по трансграничным делам,

— совокупность норм, регулирующих эти отношения,

— отрасль правоведения, занимающаяся изучением указанных отношений и норм.

Отношения, которые возникают и развиваются в связи с судебным производством по трансграничным спорам, являются преимущественно процессуальными. Они возникают и осуществляются, как правило, в рамках судебного производства с участием суда и спорящих сторон. Возможны также отношения иного характера — между компетентными органами различных государств без непосредственного участия частных лиц, например, когда суд одного государства направляет в судебный или иной орган другого государства поручение о получении доказательства либо о выполнении иного процессуального действия.

Правовые нормы, регулирующие эти отношения, — нормы процессуального права, основная часть которых содержится в процессуальных кодексах или аналогичных нормативных актах соответствующего государства, а также в международных договорах. Порядок сношения между компетентными органами государств при оказании правовой помощи в рассмотрении трансграничных споров определяется главным образом международными договорами. Совокупность всех этих норм обозначается термином международное (или трансграничное) гражданское процессуальное право.

Этот же термин используется и для обозначения соответствующей отрасли правоведения. Статус международного гражданского процессуального права в качестве отрасли правоведения оценивается по-разному.

Далеко не всегда международное гражданское процессуальное право признается в качестве самостоятельной отрасли правоведения.

Л.А. Лунц, Н. И. Марышева, B.П. Звеков. полагают, что выделение МГП в самостоятельную дисциплину связано с существенными трудностями: только в составе международного частного права как единой отрасли правоведения проблемы международного гражданского процессуального характера могут получить достаточно полное и всестороннее освещение.

В английской и французской доктрине вопросы МГП также исследуются в рамках международного частного или коллизионного права.

Иную точку зрения высказывал Т.М. Яблочков. Он писал о международном процессуальном праве как о самостоятельной науке.

!!!Наша кафедра в целом считает, что международный гражданский процесс – часть МЧП.

!!! А.И. Муранов считает, что международный гражданский процесс – часть МЧП.

!!! С.Н. Лебедев считает, что международный гражданский процесс НЕ является частью МЧП.

Источники мгпп

-Внутреннее право государства в виде определенных процессуальных правил (кодексы, законы).

-МП: общепризнанные принципы и устанавливаемые МД нормы, которые прямо посвящены регулированию трансграничных процессуальных отношений.

Международные конвенции:

Правила по вопросам МГП содержатся в многочисленных универсальных и региональных конвенциях, а также в двусторонних договорах о правовой помощи, консульских конвенциях и иных соглашениях.

К универсальным многосторонним конвенциям относятся:

-Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.,

-Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.,

-Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г.,

-Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г.

Эти конвенции действуют для многих государств, в том числе и для России.

Между государствами — участниками СНГ заключены следующие многосторонние соглашения:

-Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция);

-Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1997 г.;

-Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Кишиневская конвенция);

-Соглашение стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (Киевское соглашение);

-Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества 1998 г.

Россия заключила двусторонние договоры о правовой помощи с 30 государствами и соглашения по отдельным вопросам процессуального характера, в частности:

-Соглашение от 17 января 2001 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь.

Для государств — членов Европейского Союзарезультатом унификации правил по вопросам мгп явилось принятие двух параллельных (называемых так из-за одинакового содержания) конвенций:

— Брюссельской конвенции о подсудности, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г.

— Луганской конвенции о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г. (РФ не участвует)

Единственным принципиальным отличием Луганской от Брюссельской конвенции является возможность присоединения к Луганской конвенции любого государства, не участвующего в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Затем после заключения Амстердамского договора Брюссельская конвенция была переведена в категорию так называемого вторичного права Сообщества.

С 1 марта 2002 г. вступил в силу Регламент ЕС N 44/2001 (сокращенно именуемый «Брюссель I») о судебной компетенции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам.

В отношениях между странами — членами ЕС (за исключением Дании, Великобритании и Ирландии) оно заменило действующую Брюссельскую конвенцию.

Наряду с этим в области международного гражданского процесса действуют следующие акты ЕС:

-Регламент N 1346/2000 от 29 мая 2000 г. о процедурах банкротства;

-Регламент N 1348/2000 от 29 мая 2000 г. о предоставлении судебных и

несудебных письменных документов по гражданским и торговым делам;

-Регламент N 1206/2001 от 28 мая 2001 г. о сотрудничестве судов государств-членов в отношении документов по гражданским и торговым делам.

В ЕС был подготовлен и ряд других постановлений по вопросам гражданского процесса. Особое

значение имеет Регламент ЕС N 805/204 от 21 апреля 2004 г. о введении европейского исполнительного листа по бесспорным требованиям, с его вступлением в силу (21 мая 2005 г.) отпадает необходимость впризнании, проверке или контроле в отношении решения, вынесенного в другой стране.

Законодательство РФ:

Регулирование в России в области международного гражданского процесса является составной частью судебной реформы. В 2002 г. были приняты ГПК РФ, АПК РФ. Был также принят Закон от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации».

Наряду с этим положения, относящиеся к данной сфере, содержатся в Федеральном законе от от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», в Законе РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже», ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

В ГПК РФ и в АПК РФ установлены подробные правила по вопросам международного гражданского процесса. В этих правилах содержатся положения:

-о применении правил международных договоров (п. 4 ст. 11 ГПК РФ, п. 3 ст. 3 АПК РФ),

-применении норм иностранного права (п. 5 ст. 11 ГПК, ст. 14 АПК РФ),

-подведомственности судам общей юрисдикции и арбитражным судам дел с участием граждан, иностранных организаций и международных организаций, а также организаций с иностранными инвесторами (п. 5 ст. 27 АПК РФ, п. 2 ст. 22 ГПК РФ),

-о подсудности при предъявлении исков (п. 3 ст. 36, ст. 37, п. 7, 9 ст. 38 АПК РФ),

-о судебных извещениях иностранных лиц (п. 5 ст. 121 АПК РФ),

-о письменных иностранных доказательствах (п. 4, 5 ст. 71 ГПК РФ),

-об оспаривании и отмене решений международных коммерческих арбитражей (ст. 230, п. 4 ст. 233 АПК РФ),

-о рассмотрении заявлений по вопросу компетенции третейского суда (ст. 235 АПК РФ),

-о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений международных коммерческих арбитражей (ст. 236, п. 4 ст. 239 АПК РФ).

Признание и приведение в исполнение международных судебных и арбитражных решений предусмотрено п. 4 ст. 16, ст. 32 АПК РФ.

+ ГПК: раздел V «Производство по делам с участием иностранных лиц»(ст. 398-427)

+ АПК:

Глава 31 «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений»;

Глава 32 «Компетенция арбитражные судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц»;

Глава 33″Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц».

Институты МГП:

1) о международной подсудности по гражданским делам.

2) о гражданском процессуальном положении ин. граждан, предприятий и организаций;

3) о гражданском процессуальном положении иностранного государства и его дипломатических представителей;

4) о судебных доказательствах в гражданских делах с иностранным элементом;

5)о порядке установления содержания подлежащего применению ин. закона;

6) об иностранных судебных поручениях;

7) о признании и принудительном исполнении иностранных судебных решений;

8) о признании иностранных арбитражных соглашений и о принудительном исполнении иностранных арбитражных решений.

КОРОЧЕ ДАЛЬШЕ НЕ ВСЕ ИНСТИТУТЫ РАСКРЫТЫ, ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ + про Cautio judicatum solvi, lis alibi pendans, Perpetuatio jurisdictionis (они касаются МГП)

5. Установление содержания иностранного закона

Есть 2 подхода:

1) континентальная правовая система – относится к иностранному праву как к праву (прагматический подход), ведь если иностранное государство приняло закон, то почему бы не считать его равным отечественному закону.

2) англо-американская – относится к иностранному праву как к факту, который еще надо доказать.

В англо-американском праве есть важная презумпция: иностранное право совпадает по содержанию с законом суда, и нужно доказать обратное. Если обратное (что не совпадает) не доказано, то суд применяет свой закон.

На практике четко невозможно определить и разграничить подходы. Более того, континентальный подход стал претерпевать изменения, даже в РФ, хоть у нас и относятся к ин. праву как к вопросу права, стал проникать англо-ам. подход.

НО! что касается РФ, сразу оговоримся, что в ст. 1191 ГК строго закреплен подход к иностранному праву как к вопросу права!

Добавить комментарий