Источники нотариата

ЛЕКЦИЯ № 18. Правовые основы нотариата. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;

2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;

3) законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;

4) нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

5) постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;

6) акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;

7) согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 22 января 1993 г.) и другие международные соглашения и договоры.

Наличие развитой системы источников нотариального права — существенное условие для выделения совокупности норм, регулирующих вопросы организации и осуществления нотариальной деятельности, в качестве отдельной подотрасли в системе российского законодательства.

Источники нотариального права — нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариальной деятельности.

Источники нотариального права имеют ряд особенностей, обусловленных положением подотрасли нотариального права в российской системе права, федеративным государственным устройством Российской Федерации, спецификой предмета правового регулирования нотариального права.

Во-первых, место нотариального права как подотрасли в системе отрасли конституционного права России обусловливает определяющее значение норм конституционного права, которые устанавливают основные сущностные характеристики нотариата как института граж-

данского общества, наделенного властными полномочиями, и нотариальной деятельности как деятельности по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, что полностью соответствует особенностям конституционного права как основной, всеобъемлющей отрасли права России. Место нотариального права в системе отрасли конституционного права предопределяет значительный объем конституционных норм в системе самого нотариального права.

Во-вторых, в соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции Российской Федерации, нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, нормы нотариального права устанавливаются на двух уровнях: федеральном и субъектов Федерации.

В-третьих, характер нотариального права как комплексной подотрасли права определяет включение в систему его источников норм, относящихся к различным отраслям права: конституционного, административного, гражданского, семейного, налогового, гражданского процессуального.

Классификация источников нотариального права может быть проведена по различным основаниям.

По юридической силе источники нотариального права делятся на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Примером может служить Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», принятый 11 февраля 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации1.

Все иные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и нотариальную деятельность, являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами. Например, Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, соверша-

ВВСРФ. 1993. № 10. Ст. 357.

ющих нотариальные действия, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г., (с изм. и доп.1).

По предмету правового регулирования источники нотариального права можно подразделить на общие, специальные (собственно нотариальные) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, относящиеся к организации нотариата, нотариальной

деятельности.

К общим источникам нотариального права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает вопросы нотариальной деятельности и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности, Конституция Российской Федерации.

Специальные акты целиком посвящены регулированию нотариальной деятельности как в целом — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года, так и регламентации отдельных вопросов ее организации и осуществления.

К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы организации нотариата и нотариальной деятельности, относятся, например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками нотариального права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или подотрасли права.

По характеру правового регулирования источники нотариального права подразделяются на материальные и процессуальные.

Процессуальные: Основы законодательства о нотариате, Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 марта 1996 г., и многие другие.

Материальные — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (части первая, вторая и

‘СП РСФСР. 1976. № 7. Ст. 56; СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3140; 2001. № 2. Ст. 187.

третья), Семейного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям права.

По степени систематизации среди источников нотариального права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные.

Кодифицированным источником нотариального права по праву являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года. Кроме того, к кодифицированным источникам можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейный кодекс Российской Федерации.

В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, источники нотариального права делятся на:

нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти;

нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

В систему источников нотариального права входят:

1) Конституция Российской Федерации;

2) международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

3) федеральные законы;

4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации;

7) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Для формирования нотариального законодательства очень важны акты высших судебных органов Российской Федерации, и прежде всего, Конституционного

Суда Российской Федеращии и Верховного Суда Российской Федерации, а также судебная, в том числе арбитражная, практика, котюрые также играют важную роль в нотариальной деятельности, так как способствуют формированию единого правопонимания у нотариусов и субъектов гражданского оборота и способствуют созданию единой модели правоприменения.

При рассмотрении системы источников нотариального права Российской Федерации правомерен вопрос: является ли правовой обычай источником нотариального права? Учитывая явно недостаточную степень законодательной урегулированности ряда проблем в сфере нотариального права, теория и практика дают на этот вопрос положительный ответ. Так, перед Федеральной нотариальной палатой был поставлен вопрос о том, чем должны руководствоваться нотариусы при совершении нотариальных действий в связи с тем, что Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР отменена?

Действительно, Министерство юстиции, руководствуясь Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 292 «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год», издало 26 апреля 1999 г. приказ № 73 «О признании утратившей силу Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР».

В соответствии со ст. 3 9 Основ порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (до настоящего времени иных, кроме Основ, законодательных актов, регулирующих порядок нотариальных действий, не принято).

Однако положения Основ, касающиеся порядка совершения нотариальных действий, не являются исчерпывающими и полностью регулирующими указанный порядок и требуют более детального регламентирования.

Что касается Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной приказом мини-

стра юстиции РСФСР от 6 января 1987 г., то многие ее положения являлись единственными, регламентировавшими (хотя и не в полной мере) порядок некоторых нотариальных действий, а отмена Инструкции увеличивает количество пробелов правового регулирования порядка совершения нотариальных действий нотариусами. Поэтому, несмотря на признание Инструкции утратившей силу, в сложившейся ситуации Федеральная нотариальная палата рекомендует нотариусам в целях выработки единой правоприменительной и судебной практики руководствоваться в нотариальной деятельности некоторыми отмененными положениями Инструкции, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации1.

По нашему мнению, применение этих положений будет соответствовать ст. 18 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, а также ст.ст. 5 и 6 ГК РФ, согласно которым применение данных положений, исходя из аналогии закона, можно рассматривать в качестве обычаев делового оборота нотариальной деятельности, если оно отвечает общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости.

С целью оказания нотариусам практической помощи министр юстиции Российской Федерации приказом от 15 марта 2000 г. № 91 утвердил Методические рекомендации по совершению отдельных нотариальных действий нотариусами Российской Федерации.

Следует отметить, что правовой обычай является источником нотариального права и в том случае, когда он служит источником права для той отрасли, нормы которой применяются при нотариальном действии.

Поскольку применение правового обычая в качестве источника правового регулирования допускается, например, Гражданским кодексом Российской Федерации, а сам Кодекс в качестве источника нотариального права применяется при нотариальной деятельности, то на прак-

См.: Российская газета. 1999. № 10.

тике вполне может возникнуть ситуация, что тот или иной вопрос, подлежащий разрешению при совершении нотариального действия и правовое регулирование которого должно осуществляться в рамках гражданского законодательства, не урегулирован законодательно. Таким образом, пробел гражданского законодательства лишит нотариальное действие, которое должно осуществляться в соответствии с законом, должной правовой основы. Тем не менее права и законные интересы граждан и юридических лиц не должны остаться без защиты только из-за несовершенства действующего законодательства. В данной ситуации нотариус, проверяя, например, содержание сделки на соответствие требованиям законодательства, должен проверить его и на соответствие правовому обычаю, если по условиям удостоверяемой сделки обычай подлежит применению.

Действующее законодательство не содержит норм, касающихся состава нотариального законодательства. Несомненно, следовало бы в законодательстве не только закрепить, какие акты входят в состав законодательства о нотариате, но и определить способ разрешения коллизий между ними; например, в случае возникновения противоречия между федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок совершения нотариальных действий, применяется федеральный закон.

Источник права – это внешняя форма выражения права. Правовые источники нотариата определяют его организацию и деятельность. По Конституции РФ нотариат является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ., т.е. по данному предмету ведения издаются федеральные законы и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

Систему федеральных правовых актов и правовых актов субъектов Федерации можно представить следующим образом.

1. Конституция РФ.

2. Федеральное законодательство (федеральные конституционные и федеральные законы, основы законодательства, законы РФ и т.д.); законы субъектов Федерации.

3. Подзаконные акты:

  • указы Президента РФ,
  • постановления Правительства РФ,
  • приказы, инструкции, письма, разъяснения министерств и ведомств.

Из федеральных нормативных актов базовыми являются Основы законодательства РФ о нотариате, принятые в феврале 1993 г. (до принятия Конституции РФ). Вид данного нормативного акта принадлежит к устаревшей классификации, предусмотренной Федеративным договором, в соответствии с которым по вопросам совместного ведения РФ могла принимать Основы законодательства, кодексы и законы. В настоящее время такая форма правового акта, как Основы законодательства, Конституцией РФ не предусмотрена.

Основополагающие законодательные акты: ГК РФ, ГПК РФ, федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др.

Подзаконные акты: инструкции, разъяснения, письма Министерства юстиции РФ (Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности и др.). Особенность этих документов: многие из них утверждены совместными решениями Министерства юстиции РФ и ФНП, которая не является государственным органом. Приказом № 91 Минюст России утвердил Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ. Цель рекомендаций – унифицировать нотариальное делопроизводство.

Основы о нотариате в ряде случаях прямо указывают, какие вопросы могут быть урегулированы законом субъекта РФ: иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена, нотариусу могут быть предоставлены дополнительные права и др.

Отдельные субъекты РФ, например, Нижегородская, Воронежская области, Республики Башкортостан, Саха (Якутия), Мордовия, Еврейская автономная область, город Москва приняли собственные законы по вопросам нотариата.

Добавить комментарий