Источники земельного права

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты. Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм: 1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 Конституции РФ); 2) иные статьи Конституции РФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).

Источники земельного права — это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. Нормативные правовые акты по своей форме и содержанию не однообразны. Они могут выступать в форме законов, указов Президента РФ, постановлений, положений, правил, инструкций, решений, приказов, уставов, договоров (соглашений) и т.д.

По своей юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы, в свою очередь, подразделяются на:

Федеральные конституционные законы, обладающие высшей юридической силой и принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации в особом порядке (соответственно две трети голосов депутатов Государственной Думы и три четверти голосов членов Совета Федерации). Федеральные конституционные законы не следует ограничивать рамками только Конституции РФ или конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. К их числу следует, например, отнести Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»;

Федеральные законы. Примером может служить Закон РСФСР «О плате за землю» 1991г., Закон РФ «об особо охраняемых природных территориях» 1995г., Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 2002г. Наиболее распространенными формами подзаконных актов являются постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения или правила.

По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяются на:

1) общие источники (например, Конституция РФ, Закон РФ «О местном самоуправлении» 1991г., ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» 1995г., Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» 1999г.). Данными законами определяются принципы охраны и рационального использования земель и организации управления земельными ресурсами;

2) специальные источники земельного права. Они предназначены в первую очередь для регулирования общественных отношений по поводу земли. К их числу относятся, в частности, Земельный кодекс РФ 2001г., Закон РФ «О плате за землю» 1991г., Закон РФ «О мелиорации земель» 1996г., ФЗ «О государственном земельном кадастре» 2000г., ФЗ «О землеустройстве» 2001г. и многие другие.

Нормативные акты по земельному праву подразделяются на федеральные, субъектов федерации, акты местных органов самоуправления.

Большую роль в регулировании земельных отношений имеют межотраслевые источники земельного права: ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2002 г.

Систему источников земельного права образуют:

Конституция РФ;

федеративные договоры;

международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

законы (конституционные и федеральные);

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

нормативные правовые акты министерств и ведомств;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

корпоративные (локальные) нормативные правовые акты;

правовой обычай.

ФЗ (ЗК, ВК, ЛК), также КоАП, УК.

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.

24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения. Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Подзаконные акты (Указы Президента, Акты Правительства).

Не должны противоречить ЗК и ФЗ. «Об утверждении перечня приграничных территорий». Если нормы, сод-ся будут нарушать права граждан, то они могут быть оспорены в КС РФ.

– НПА в сфере налогообложения.

— в сфере долевого строительства многоквартирных домов и объектов недвижимости.

Правительство регулирует земельные отношения в пределах компетенции, установленной ЗК, ФЗ и указами Президента. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценке земель». Оспорить можно также в КС, ВС, ВАС.

Ведомственные акты. Приказ Министерства путей сообщения.

Акты иных органов ИВ.

Минэкономразвития:

— в сфере кадастровой стоимости земельных участков

— ставки арендной платы за земельные участки

НПА органов гос.власти субъектов

— в области исп-я и охраны земель

«Об обеспечении плодородия земель селькох.назначения»

— законы, связанные с правами граждан на земельные участки

— регулирование в сфере гос.управления.

НПА ИВ субъектов

В случаях, установленных актами высшей юр.силы. Постановление Прав-ва г.Москвы «..о градостроительных планах..»

НПА ОМСУ

-и-

-правила землепользования и застройки

— установление земельного налога

— установление публичных сервитутов.

Локальные акты. В организациях, учреждениях и предприятиях.

Общие принципы, договора и правовые обычаи.

Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации). Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

  1. Конституционные основы земельного законодательства.

Конституция РФ является основным и важнейшим источником всех отраслей российского права. Будучи законодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования общественного и земельного строя.

Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой же статье определены возможные формы собственности на землю. Она может находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст.36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.

Поскольку вопрос владения, пользования и распоряжения землей, как предусмотрено ст.72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствии с федеральным законом.

К этим вопросам ст.72 Конституции относит также: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе земельной.

Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны земель Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации.

Поэтому в ст.73 Конституции РФ записано: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст.ст.130, 131, 132).

Важным источником земельного права являются конституции республик в составе РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. В конституциях республик учитываются национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики, а вместе с тем и задачи земельного законодательства в области рационального распределения, использования и охраны земельных богатств.

1) Земли используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2) К предмету совместного ведения РФ и субъектов отнесены вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, а также земельное законодательство.

3) Формы собственности на землю (государственная, муниципальная, частная и иные виды собственности)

Иных пока нет, а если будут, то установлены в ГК.

4) Права граждан на землю

— иметь в частной собственности землю

— собственником ведение осуществляется свободно, если не нарушает и не причиняет вред окружающей среде.

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых — регулирование земельных отношений.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
К источникам земельного права относятся:
1) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений.
Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
2) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т. д.;
3) законы — основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ), в котором особое место отводится регулированию охраны земли, закрепляется система правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель и т. п. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и др. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», закрепляющий порядок выдачи лицензий на пользование недрами, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.
№74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
4) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, Постановление Совета министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100 «О Государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг.»;
5) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;
6) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РК, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления. Источники земельного права — законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Виды. Источниками земельного права являются законы, указы Президента РК, постановления Правительства и другие нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. К иным нпа, регулирующие земельные отношения относятся законы РК «об архитектурно градостроительной и строительной деятельности», «об особенном статусе Алматы и Астаны», «об особо охраняемых природных территорий», «об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», «о транспорте», «о вооруженных силах», «об обороне», «недрах и недропользовании», «о связи», «о железно дорожном транспорте», «об ипотеки недвижимого имущества», «об оценочной деятельности». А также международные акты, ратифицированные Республикой Казахстан.

90. Особенности правового режима земель государственных природных заповедников. Государственные природные заповедники — это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Вместе с тем заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Природные ресурсы, имеющиеся на территории государственных природных заповедников, предоставляются им в бессрочное пользование. Все имущество заповедника, включая природные комплексы и объекты, является федеральной собственностью и не может быть предметом каких-либо сделок по его отчуждению. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственного природного заповедника. На заповедники возложены следующие задачи: — осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; — организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; — осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; — экологическое просвещение; — участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; — содействие в подготовке специалистов в области охраны окружающей природной среды. Наиболее характерной чертой правового режима государственного природного заповедника является то, что любая деятельность, противоречащая указанным задачам и правилам его особой охраны, запрещается. Пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностными лицами органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций заповедников. В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

12. Законы как источники земельного права, общая характеристика.Источники земельного права внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) — совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы мора- ли и правосознания . Источник права (в узком смысле) — действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения). Источники земельного права — законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Виды источников земельного права: 1) законы; 2) указы президента; 3) постановления Правительства; 4) нпа, регулирующие земельные отношения. К законам, относящимся к источникам земельного права, относятся: Конституция РК является основным законом, т.к. именно она закрепила институт гос. и част. собственности на землю, провозгласила главной целью гос-ва охрану окружающей среды; Земельный Кодекс РК, который содержит правовой режим всех основных категорий земель, порядок их применения и предоставления в собственность, также предусматривает государственный мониторинг, контроль, земельный кадастр и многие другие положения в отношении земли; Лесной Кодекс РК; Водный Кодекс РК. Основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель, так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями. Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

67. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. Данное преступление посягает на отношение собственности на землю и на права граждан и юридических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся землей. Объективная сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий, затрагивающих земельные отношения: регистрации незаконных сделок, искажения данных кадастра, занижения размеров платежей. Платежи за использование земли включают в себя ежегодный земельный налог с собственников земли, землевладельцев и землепользователей (за исключением арендаторов, вносящих арендную плату арендодателю, с которого взимается плата за землю, переданную в аренду). Взимается также нормативная цена земли, установленная для покупки земли и для получения банковского кредита под залог земельного участка. Субъект преступления — должностное лицо, наделенное полномочиями по исполнению законов и иных нормативных актов, регистрирующих земельные отношения и вопросы платежей за землю. Если корыстная заинтересованность должностного лица связана с получением им взятки, налицо совокупность преступлений. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Под хозяйственной или иной деятельностью в смысле данной статьи следует понимать все виды воздействия на землю с целью достижения определенных хозяйственных, рекреационных или иных результатов, т. е. выращивание сельскохозяйственных растений, стимулирование дикорастущих растений, проведение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова, и проч. Порча земли способна причинить вред здоровью людей, животному миру, лесам, влечет значительные экономические убытки. С объективной стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в данной статье деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием. Предмет преступления — земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции. Под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель. за данное преступление установлена законом с 16 лет.

68. Основания возникновения права землепользования.Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты — события или действия (бездействие), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Они могут носить как правомерный, так и неправомерный характер. Не все события, действия или бездействие относятся к основаниям возникновения, изменения или пре­кращения земельных правоотношений, а только те из них, которые признаются законодательством таковыми. Общим основанием возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственному волеизъявлению в соответствии с данной нормой. В отдельных случаях наличие закона служит достаточным и единственным основанием для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений. Это означает, что для их реализации не требуется дополнительных юридически значимых действий. Типичным примером является право общего землепользования граждан, которое осуществляется свободно, т.е. без дополнительных разрешений. Так, граждане имеют право совершать допускаемые законом действия на землях общего пользования в городах, на берегах водоемов общего пользования, землях лесного фонда, не закрепленных в пользование за отдельными гражданами и юридическими лицами, иных землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и общее пользование которыми не ограничено, без специальных разрешений, а лишь в силу соответствующих положений Земельного, Лесного и Водного кодексов, иных нормативных правовых актов. Правомерность такого основания в конкретных случаях определяется на месте в зависимости от того, допустимо ли общее землепользование в пределах данного земельного участка и не требуется ли при этом соблюдение каких-либо особых условий. Основания возникновения данного права обусловлены прежде всего видом права землепользования, которое, как и всякое право пользования природными ресурсами, может быть общим и специальным. Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно из закона — Конституции РК, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.). Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков — гражданско-правовой и административно-правовой.

10. Понятие и структура земельного правоотношения. Классификация земельных правоотношений, их субъекты и объекты.По поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются определенные отношения, которые регулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения. Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются или прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Большинство ученых в сфере земельного права выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение. Во-вторых, — субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, – объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения: – собственности на землю; – землепользования; – государственного земельного управления; – правоотношения в области охраны земель; – правоотношения юридической ответственности. Различают два понятия субъектов земельных правоотношений. Во-первых, субъектом является по закону участник земельных правоотношений; во вторых – реальный носитель субъективных прав и обязанностей. Субъекты земельных правоотношений могут приобретать специальные наименования. Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения – владельцы, пользования – землепользователи, аренды – арендаторы и арендодатели. Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. Главным субъектом земельных правоотношений является государство. Объектом земельных правоотношений является земля. Согласно ЗКРК землей признается территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет РК, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда. Земля подразделяется на семь категорий: 1)земли сельхоз назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельхоз назначения; 4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Трибуна молодого ученого

тп

Е.Ж. АМАНБАИ,

младший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области земельного, экологического, природоресурсного и аграрного права Института законодательства РК

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА КАЗАХСТАНА И РОССИИ

Каждой отрасли права присущи свои источники права, т.е. носители, держатели, кладовые письменных правовых требований и норм. Их формы для большинства отраслей казахстанского и российского права одни и те же, но их количество и сочетание неодинаковы, что предполагает необходимость их конкретного рассмотрения, уяснения их соотношения применительно к земельному праву, формируемому и модернизируемому в суверенных Казахстане и России.

Нельзя сказать, что источникам права вообще и источникам земельного права в частности не удалялось в юридической литературе теоретического и околотеоретического характера нг-обходимого внимания.

Обязательной главой в известных академических учебниках «Земельное право» тридцатилетней давности была глава об источниках земельного права.

В каждом из многочисленных вышедших за последнее время учебников по земельному праву подробно рассматривается вопрос об источниках земельного права, в основном подробно, традиционно и в статике.

Однако в монографическом плане остаются недостаточно исследованными специфические проблемы, относящиеся к современному земельному праву, а именно: какова современная динамика развития земельного права? В какой мере она влияет на его формирование? Как они соотносятся между собой? В чем их отличие от источников других отраслей права, если оно есть? Каковы могут быть здесь рекомендации, направленные на повышение эффективности земельного права и его источников, на их качество?

Не на все эти вопросы имеются однозначные и простые ответы, но подходы и обоснования к ним можно попытаться формулировать, а постановка актуальных теоретических проблем в какой-то степени обозначает озабоченность юридического сообщества состоянием дел в этой области знаний.

Известно, что в системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право отличается общеобязательным, письменным, непререкаемым характером, влекущим за несоблюдение

и неисполнение негативные последствия, санкции, т.е. наказание, либо за добросовестное исполнение — стимулирующие, поощрительные воздействия.

Особенность правовых предписаний, по нашему мнению, обусловливаются, во-первых, априорной компетентностью, полномочностью принимающих и устанавливающих эти предписания органов, во-вторых, внешним проявлением и закреплением этих предписаний в источниках права, в-третьих, логичным и последовательным расположением этих предписаний и содержащих их норм права, в-четвертых, сбережением, наращиванием потенциала отраслевых правовых институтов.

Сказанное влечет некоторые теоретические и практические выводы в части привлечения внимания к правотворческому процессу в условиях непрерывного и активного изменения и дополнения законодательства России и Казахстана и к качеству, содержанию источников права в период формирования новых аспектов земельного права.

Призванное быть регулятором общественных отношений, право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью категоричности и эффективности юридические формы. Эти формы, с помощью которых воля общества или его части становится обязательной и обозначаются условным термином «источники права», или «формы права».

В рамках правовой системы источники права выстраиваются по принципу их соподчинений в иерархическую пирамиду. В многонациональном государстве, претендующем стать правовым, это особенно важно для налаживания надлежащей правотворческой деятельности органов государства и его субъектов и обеспечения режима законности и правопорядка.

Для этого вертикальная структура источников права строится таким образом, чтобы нисходящие источники права соответствовали вышестоящим, издавались на основе и во исполнение норм источников высшей силы. Юридическая сила акта обычно должна соответствовать положению и силе издавшего его правотворческого органа, его месту в системе органов государственной власти.

152 7 № 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Единство и («подчиненность источников права, обеспеченные с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствуют единству государственной власти, сохранению, укреплению ее вертикали и способствует неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых требований.

Не является исключением и земельное право, где многочисленные и порой весьма запутанные до последнего времени предписания были разбросаны по различным «этажам» правовой системы, находились на разных уровнях источников права. Причем в России не только на федеральном, общегосударственном, но и на уровне субъектов РФ, частей государства, муниципальных образований.

Логичное для многоуровневого государства, раз-ностуленчатое, находящееся в начальной стадии своего развития правотворчества в области регулирования земельных отношений требует своего осмысления, инвентаризации источников земельного права, уяснения их иерархической («подчиненности и места в казахстанской, российской правовой системе.

В развитом цивилизованном юридическом и экономическом пространстве, где функционирует исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действует одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические исторические черты правовых систем той или иной страны, особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции отраслей права, в нашем случае — земельного, лриродоресурсного права.

Для России и СССР было характерно главенствование нормативных актов в земельном и в других отраслях права. Последнее время в земельных отношениях начинают приобретать все большое значение общие принципы, договоры и обычаи, что обусловливаются проведением экономических, социальных, земельных реформ, снижением в их результате авторитета права и престижа государства.

В ряде зарубежных стран с развитыми судебными и правовыми системами приоритетное значение имеет судебный прецедент, судебный обычай, т.е. феномен, при котором предыдущее судебное решение фактически и часто используется в качестве образца и эталона при повторных аналогичных обстоятельствах судебного дела (Англия, США, Канада, Австралия). В этих и некоторых других англоязычных странах публикуются подробные судебные отчеты и судебные решения, они вводятся в

компьютерную базу данных, откуда юристы и все желающие могут почерпнуть информацию о предыдущей судебной практике по аналогичным делам. Исторически это было обусловлено тем, что в борьбе королей с парламентом суды относились к прерогативе королей, возглавлявших судебную систему и вершивших окончательное правосудие, и получали соответствующую независимость и свободу от парламентских законов.

Распространенным считается мнение о том, что России и Казахстану неизвестен судебный прецедент ввиду отсутствия обязательности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения была в некоторой степени оправдана в том смысле, что прецедентного права в общепринятом понимании в Казахстане и в России, действительно, пока нет. Однако практика складывается таким образом, что судебные решения также становятся источником права, в том числе земельного.

Существует авторитет решений одних судов для других — решения вышестоящих судов Республики Казахстан и Российской Федерации по конкретным и кассационным делам нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами. Кроме того, постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда Казахстана, определения их коллегий являются обязательными для остальных судов. Таким образом, и судебный прецедент начинает занимать, хотя и ограниченное, но определенное место. Являются окончательными и обязательными для исполнения постановления и иные акты, учитываются позиции Конституционного Суда РФ. Конституции РФ 1995 г. впервые в истории законодательства страны в качестве источников действующего права предусмотрены нормативные постановления Конституционного Совета и Верхового Суда Республики Казахстан (л. 1 ст. 4 Конституции РК). По мнению А.Х. Хаджиева, система источников земельного права может быть усилена за счет особых функционально-регулятивных возможностей указанных источников права.

Нормативные постановления Верховного Суда РФ имеют юридическую силу не только для системы судебных органов, они являются общеобязательными на всей территории страны, распространяются на всех субъектов соответствующих правоотношений. Постановление № 2 Пленума Верхового Суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 г. «О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства» значительно повысило эффективность действия земельно-правовых актов. В нем впервые со времени провозглашения го-

Трибуна молодого ученого

пил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сударственной независимости Казахстана была обобщена практика применения земельного законодательства, содержится разъяснение норм и порядка их применения, определяется перечень подведомственных судам земельных споров, указываются особенности разрешения отдельных категорий земельных споров и т.д. Нормативные постановления Верховного Суда РК следует отличать от юридического прецедента -судебного решения по отдельному юридическому делу. В нормативном постановлении нет указания на решение конкретного юридического спора, оно представляет собой результат обобщения определенной совокупности судебных решений. Нормативное постановление, указывая на недостатки и пробелы в законодательстве, стимулирует нормотворчество.

Нормативное постановление Верховного Суда РК обладает рядом особенностей и преимуществ: основой его принятия является изучение и обобщение судебной практики; направлено на устранение пробелов в законодательстве; обеспечивает единообразное толкование и применение норм законодательства; определяет ориентиры и параметры корректировки и дальнейшего совершенствования законодательства; служит основой для принятия новых нормативных правовых актов.

Возрастание роли судебных решений как источников земельного права, где пробелы и противоречия правового регулирования пока достаточно обширны, обусловливают необходимость привлечения внимания к процессуальным формам, проблемам и особенностям судебных способов реализации норм земельного права.

Идеи и доктрины, т.е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, становятся обязательными, общими, т.е. не персонифицированными, рассчитанными на неоднократное исполнение, получая отражение в законодательстве и праве, в том числе в земельном праве. В романо-герман-ской правовой семье основные положения земельного права в средние века были сформулированы учеными в университетских стенах.

Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана — священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны — сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений и заключений видных и опытных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в Республике Казахстан и в Российской Федерации эту сторону правового источниковедения не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.

Что же касается концептуальных воззрений, идей и доктрин советских (российских, казахстанских и др.) юристов, то предыдущие семь десятилетий им должного значения не придавалось; считалось их предназначением обслуживание воли и решений высших должностных лиц и элиты, в чем отдельные лица достаточно преуспели, а некоторые и продолжают преуспевать, получая соответствующую компенсацию. Уделом многих ученых было обсуждение второстепенных вопросов общественных наук, увлекались схоластическими порой спорами о названиях, терминах, классификациях, не имеющих теоретических и юридических последствий, хотя и они порой играют в научном инструментарии достаточную, а иногда и решающую роль.

Другие ученые полагали, что настоящая наука должна всегда говорить власти «нет». На наш взгляд, это тоже нз слишком конструктивная позиция, поскольку любое сообщества нуждается во власти и долг науки — служить своему социуму, разумеется, не ради своего личного обозначения или эгоистического возвеличивания, а ради сохранения своих народов, стран, государственности, научного обеспечения их процветания, укрепления правопорядка и законности.

Аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых принимаются судьями во внимание и учитываются при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, в общих и арбитражных федеральных судах, в мировых судах Российской Федерации, в судах Республики Казахстан. Имеются примеры использования в судах при вынесении решений доводов, изложенных в научно-практических комментариях, учебниках, монографиях и пособиях. Из этого следует ответственность ученых, журналистов, других представителей интеллигенции, пишущих на правовые темы, стремящихся участвовать в формировании правовой системы.

Наиболее характерным для Казахстана, России и распространенным способом правового регулирования общественных отношений, в том числе земельных отношений, на протяжении столетий являлся письменный нормативный правовой акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правопони-мания и правоприменения, стремлением довести понятный текст до сведения исполнителей.

Нормативный правовой акт содержит норму права, т.е. общее обязательное правило поведения, и этим нормативный акт отличается от индивидуального правового акта, обязательного к исполнению, но направленного на решение конкретного, индивидуального случая, казуса.

154 7 Ns 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Нормативные акты подлежат систематизации, учету, кодификации, которые подробно рассматриваются в литературе по общей теории права и государства.

Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом.

Для целей нашей темы — формирования земельного права — важно подчеркнуть, что норма права -не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, как это порой понимается участниками правотворческого процесса, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства.

Нормативный акт в области земельных и иных общественных отношений не должен исчерпываться исполнением, действует длительно, непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев, порождая права и обязанности физических и юридических лиц, создавая длительные и длящиеся правоотношения.

Нормативный акт имеет в наших условиях определенные преимущества перед остальными источниками права: он является письменным, публикуемым или оглашаемым иным способом источником права, широко тиражируемым, доводимым различными методами, в том числе при помощи средств массовой информации, до сведения испол-

нителей, призванным отражать сравнительно общий интерес, общую волю, волю большинства или властной элиты, добивающейся с помощью нормативного акта своих целей; готовящимся тщательно, всесторонне, длительное время разрабатываемым с помощью профессионалов, прежде всего, квалифицированных экономистов, юристов, экологов, землеустроителей, почвоведов; принимаемым представительным или исполнительным органом квалифицированном или простым большинством голосов либо ответственным должностным лицом, являющимся, как правило, представителем власти.

В связи с многообразием лриродно-климатичес-ких условий наших стран нормативные общегосударственные акты по вопросам земельных отношений должны приниматься по крупным направлениям и проблемам и крайне осторожно — решение конкретных деталей передается исполнительным органам государственной и региональной власти, относится к их правотворческой компетенции.

Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различаются Конституция, Конституционные законы, законы, подчиняющиеся им подзаконные акты. К последним относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного самоуправления.

Использованная литература

1. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., 2003. — С. 234-255.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. — М., 1988.

3. Лазерев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. — М., 2003.

4. Жариков Ю.Г. Земельное право России. — М., 2006. — С. 37-52.

5. Стамкулов А.С., Стамкулова Г.А. Земельное право Республики Казахстан. Общая часть. -Алматы, 2004. — С. 60-85.

6. Хаджиев А.Х. Земельное право Республики Казахстан. Общая часть: Учеб. пособие. — Алматы, 2001.

*****

Мацаланыц авторы К,азацстан мен Ресейдщ ею елдщ гылымында да, парламенттертде де жерге заттай цщыцца цатысты жер цщыгы гылымыныц турл1 устанымдарын царастырады

Автором статьи рассматриваются различные подходы в науке земельного права России и Казахстана в отношении вещных прав на землю как в науке, так и в парламентах обеих стран.

Министерство образования Российской Федерации

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

Юридический факультет

Кафедра гражданского и аграрного права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Земельное право

На тему:

Источники земельного права

Выполнила: студентка 6-го курса з/о Ю-05

Федорова Лилия Николаевна

Проверил: Эверстова А. Г.

Якутск 2010

1. Понятие и классификация источников земельного права

2. Конституция Российской Федерации как источник земельного права

3. Международный договор Российской Федерации как источник земельного права

4. Закон как источник земельного права

5. Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источник земельного права

6. Законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права

Использованная литература

1. Понятие и классификация источников земельного права

Понятие источника земельного права. Понятие «источник права» возникло более двух тысяч лет назад. Это выражение впервые использовал Тит Ливий, характеризуя законы XII таблиц как «fons omnis publici privatique iuris», т.е. как источник всего публичного и частного римского права.

Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм, т.е. содержания права. А также может употребляться и в качестве способа выражения содержания соответствующей правовой нормы, т.е. формы выражения права.

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны: 1) являться носителями государственной силы; 2) иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение; 3) адресованы неопределенному числу субъектов; 4) быть обязательны для исполнения всеми субъектами.

Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы – юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

Нормативные правовые акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на: нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).

Виды источников земельного права. Источник земельного права – нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых регулирование земельных отношений. Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Судебная практика. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров – практика деятельности судебных органов.

Судебная практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Большое значение для совершенствования практики применения земельного законодательства в части охраны земель имеют постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ.

На развитие земельного законодательства влияют постановления Конституционного Суда РФ.

земельное право источник

2. Конституция Российской Федерации как источник земельного права

Конституционные принципы регулирования земельныхотношений. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют непосредственное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства. В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.

В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимся в федеральной собственности. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли.

В статье 74 Конституции выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. В Конституции закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом – земельным кодексом РФ.

Конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В статье 8 Конституции выражен принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч.2) Конституции допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда это допускается только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные основы обеспечения охраны земель. В статье 42 Конституции закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации соответствующих механизмов, содержащихся в Федеральном законе, а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.

Статья 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность выражена путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

3. Международный договор Российской Федерации как источник земельного права

Общая характеристика. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом. Этот принцип находит подтверждение и в земельном законодательстве нашей страны. В статье 4 Земельного кодекса предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, предусмотрены иные правила, чем Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом.

Значение международного договора как источника земельного права. На основании международных договоров РФ определяется линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Также на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях.

Добавить комментарий