История конституционализма

УДК 342

Е. А. Баженов, студент группы 13-ПБ МТФ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

Н. В. Юрасюк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ

В статье раскрывается понятие конституционализма как научно-правовой категории, описаны основные этапы становления конституционализма в России со времён правления Екатерины II до наших дней, а также описывается каждая эпоха, где конституция нашей страны приобретала более совершенный и модернизированный вид. Раскрывается ценность конституции как акта признания и юридической защиты прав и свобод человека и гражданина. Описываются вехи развития конституции в дореволюционной России, в период развития Конституции в СССР, во времена правления В. И. Ленина (Конституция 1918 г., 1924 г.), И. В. Сталина (сталинская Конституция 1936 г.) и Л. И. Брежнева (Конституция развитого социализма, 1977 г.), а также развитие конституции в постсоветский период (Конституция РФ 1993 г.).

конституция, становление конституции, права и свободы человека и гражданина, демократизм, правовое государство, конституционализм в России

Исследование проблем конституционализма в России является одним из важнейших направлений юридической науки, которое связано с решением комплекса задач укрепления конституционного строя .

В настоящее время российский конституционализм воспринимается обществом как основополагающий фактор построения демократического правового государства, развития прав и свобод человека и гражданина, совершенствования структуры гражданского общества.

Что же представляет собой конституционализм как научная политико-правовая категория?

В юридическом словаре конституционализм обычно рассматривается в двух аспектах:

1) как важнейший элемент политической системы, опирающийся на конституцию и конституционные методы правления;

2) как политико-правовая теория, которая обосновывает необходимость установления конституционного строя.

Если же исследовать данную научную категорию более глубоко, то необходимо, прежде всего, указать на такое её свойство, как комплексность, выражающуюся в том, что конституционализм является предметом исследования учёных в различных областях деятельности: политологии, социологии, философии, культурологии, юриспруденции и истории .

В качестве одного из элементов конституционализма следует рассматривать наличие Конституции как Основного закона государства (в виде единого нормативно-правового акта как в РФ, либо в виде системы нормативно-правовых актов).

Предпосылки появления конституции, как главного элемента конституционализма, возникли ещё во время правления императрицы Екатерины II. Идея проекта «конституции» сводилась к повышению роли сената и сокращению законодательных полномочий

монарха. С этой целью Екатерина II приглашала для политических консультаций великого мыслителя Дидро, многие из идей которого были восприняты императрицей и учтены при разработке различных законодательных актов, регулирующих деятельность государственной власти.

Конституционные течения в обществе проявились в литературе и науке начала XIX в. При этом наиболее существенное значение для становления конституционных течений в России того периода имела западно-европейская просветительская литература. В последующем идеи конституционализма были восприняты и развиты декабристами и рядом государственных деятелей, подготовивших проекты текста конституции для Российской империи.

Многие идеи конституционализма в XIX — XX вв. остались так и не реализованы по некоторым историко-политическим причинам.

Советское государство начало развивать свои идеи и пошло по своему пути развития конституции и конституционализма.

Первая советская Конституция была принята в 1918 году.

Конституция РСФСР 1918 г., ставшая конституцией диктатуры пролетариата, выражала классовые отношения общества, закрепила классовую природу системы органов государственной власти и управления, выборность государственных органов снизу доверху, на основе принципа многоступенчатости выборов.

Среди её особенностей необходимо отметить следующие:

1. Не опиралась на принцип преемственности, так как была первой Конституцией советского государства.

2. Была наиболее идеологизированной в сравнении со всеми другими (последующими) советскими конституциями.

3. Содержала большое число норм-принципов, норм-целей, концепций.

4. Открыто признавала и закрепляла «необходимости» применения насилия для утверждения нового социалистического строя.

5. Признавала и закрепляла беспощадное подавление эксплуататоров, уничтожение частной собственности.

6. Отличалась несовершенством юридической техники изложения текста норм.

Наличие обозначенных выше особенностей характеризует Конституцию 1918 года

как конституцию революционного типа, которая была принята в результате насильственного изменения государственного строя, что не могло не отразиться на сущности и форме главного законодательного акта нового государства.

Далее, в 1924 году (в связи с образованием Союза ССР), была принята первая Конституция СССР — конституция союзного государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Советская Конституция 1924 г. указала направление развития для национальных конституций автономных образований СССР, закрепила государственное устройство союзных и автономных республик. В ней был зафиксирован важный историко-политический факт — вхождение РСФСР в состав СССР. Так, в ст. 3 было указано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передаёт Союзу полномочия, отнесённые в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

Затем в 1925 году была принята Конституция РСФСР 1925 года — как закономерный результат приобретения нового государственно-правового статуса Российской Советской Социалистической Республики (в составе союзного государства) .

Особенностями Конституции РСФСР 1925 года следующие :

1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесённые в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в её Конституцию были включены положения, определяющие статус этих субъектов и полномочия Федерации в отношении них.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик». Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Принятие Конституции СССР 1936 г. объяснялось необходимостью обновления всей конституционной системы в связи с переходом страны на новый этап государственного развития.

Она характеризовалась следующими отличительными чертами:

1. Сохранение классовой сущности при закреплении принципа равноправия.

2. Впервые была введена глава об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд.

3. За коммунистической партией закреплялась руководящая и направляющая роль.

4. Это была Конституция победившего социализма. В ней закреплялись основы экономики социализма:

а) отмена частной собственности,

б) господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства,

в) установление государственного плана развития народного хозяйства, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

5. Более совершенная юридическая форма. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

6. Появились самостоятельные главы об органах государственной власти автономных областей, их полномочиях.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось закономерным следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

Конституцию РСФСР 1937 года отличали следующие черты:

1. Сохранение классовой сущности. Однако форма выражения этой сущности стала мягче. В частности, была отменена такая мера, как лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

2. Впервые введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд.

3. Закреплена руководящая роль ВКП(б), что свидетельствовало о сохранении классовой сущности.

4. Конституция провозгласила закрепление экономических основ социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства.

5. Юридическая форма Конституции приобрела более совершенный вид. В ней чётко были выделены главные государственно-правовые институты. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

В 1977 году была принята новая Конституция СССР. Последующие этапы развития конституционализма в нашей стране были связаны с этим событием. Так, в 1978 году была принята Конституция РСФСР.

Конституция СССР 1977 г. характеризовалась следующими чертами :

1. Конституция отражала новый этап жизни советского общества — это этап «развитого социализма», что означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Это конституционное положение закреплялось впервые за всю историю развития конституционализма.

2. В ст. 6 Конституции провозглашалось, что коммунистическая партия (КПСС) является «направляющей, руководящей силой советского общества, ядром политической системы, государственных и общественных организаций».

3. В Конституции1977 года сохранялась классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки её были значительно расширены. Утверждался принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях.

4. В отличие от Конституции 1936 г., Конституция 1977 г. стала более объёмной, значительно расширив систематизацию конституционных норм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается принятой в 1978 году Конституции РСФСР, то она отличалась следующими особенностями:

1. Констатировала построение развитого социализма, создание новой общности -«советский народ». При этом утверждался общенародный характер государства.

2. Сохранялась руководящая и направляющая роль КПСС как ядра политической системы, государственных и общественных организаций.

3. Структурно Конституция РСФСР 1978 года выглядела так: 11 разделов, 22 главы. Конституция стала более объёмной. Она углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку.

Несмотря на формальность многих положений советских конституций, необходимо отметить, что именно в этих актах были заложены основные принципы нормативного регулирования прав и свобод человека, основы верховенства конституции, что, несомненно, стало предпосылкой построения будущей российской государственности и принятия Конституции 1993 года — конституции правового государства.

Советские конституции не провозглашали принцип верховенства конституции, но закрепляли принцип социалистической законности и обязывали государственные органы и общественные организации, должностных лиц соблюдать её положения, а также законы СССР и союзных республик, изданные в пределах их полномочий.

В 1989 году началось очередное реформирование Конституции, что было связано с политическими, социальными и экономическими изменениями В стране бурными темпами происходил процесс перестройки и демократизации всех сфер общественной жизни.

Были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР», «О выборах народных депутатов РСФСР», в результате чего существенно изменилась вся система государственных органов, а также порядок избрания народных депутатов. Впервые Верховный Совет стал двухпалатным органом.

Процесс дальнейшего реформирования Конституции осуществлялся Съездом народных депутатов. При этом необходимо отметить, что всевозможные нововведения проводились поэтапно. В частности закреплялся отказ от социалистического пути развития государства. В Конституции уже отсутствовало положение о коммунистической партии как руководящей и направляющей силе советского общества. Признавалась частная собственность, допускалась свобода экономической деятельности.

В результате конституционного реформирования произошло постепенное видоизменение структуры государственной власти, выразившееся, прежде всего, в изменении её

институтов: введение института Президента, установление местного самоуправления, переход на парламентскую систему, признание принципа разделения властей.

В результате распада СССР Конституция РСФСР превратилась из Конституции субъекта в Основной закон нового независимого государства.

Затем была принята Декларация РСФСР о государственном суверенитете, что не могло не сказаться на дальнейшем развитии российского конституционализма.

В сложившихся условиях принятие новой Конституции должно было стать основой установления стабильности в обществе.

12 декабря 1993 года состоялось историческое во всех смыслах событие: на референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, которая вступила в действие со дня её опубликования — 25 декабря 1993 года.

Конституция 1993 г. провозгласила и юридически зафиксировала коренные изменения, произошедшие за период перестройки во всей политической и общественной системе. Среди них нужно отметить следующие:

1. Россия, в соответствии со ст. 1 Конституции РФ, является демократическим, правовым государством с гражданским обществом и республиканской формой правления. Наличие развитой структуры гражданского общества является непременным условием существования правового государства, предполагающим разветвлённую сеть всевозможных общественных организаций, через которую население участвует в управлении делами общества, имеет возможность отстаивать свои права и законные интересы. Важной особенностью правового государства является также связанность деятельности государственных органов и должностных лиц нормами права, систему ограничений, сдержек и противовесов, существующих для максимального исключения всевозможных злоупотреблений со стороны чиновников. Высокая правовая грамотность и в конечном итоге правовая культура населения, также являются непременным атрибутом правового государства.

2. Экономика России основана на многообразии форм собственности, на равноправии всех форм собственности в РФ. Это означает равные юридические возможности для осуществления хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности, равные гарантии юридической защиты экономических интересов.

3. В России устанавливается многопартийная политическая система (политический плюрализм) в отличие от однопартийной системы, провозглашавшейся в советских конституциях.

Необходимость многопартийности может быть объяснена тем, что её социальной основой является общество, которое состоит из разных социальных групп, имеющих противоречивые политические интересы, выразителем которых и должны стать политические партии, стоящие на различных предвыборных платформах.

Политический плюрализм означает не только наличие множества политических партий, отражающих интересы различных групп населения, но и возможность активного участия в политических процессах, либо отказа от политической деятельности, участия в управлении делами государства. Это можно проследить на примере некоторого анализа норм избирательного права РФ, которые не предполагают обязательного участия каждого гражданина в процедуре выборов.

Для наиболее полной характеристики российского конституционализма, а также основ конституционного строя, стоит заметить, что политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Поэтому одним из постулатов российского конституционализма Основной закон РФ провозглашает идеологический плюрализм, означающий идеологическое многообразие. Поэтому при политическом многообразии становится практически невозможным наличие единой общеобязательной государственной идеологии.

Конституция 1993 г. стала важным этапом реформирования государственных органов, провозгласив и развив действие фундаментального принципа осуществления публичной власти — принципа разделения властей. Суть его состоит в том, что различные виды

деятельности по осуществлению государственной власти должны выполняться различными органами, взаимодействующими между собой .

Таким образом, действующая Конституция РФ представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъектов государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституцию РФ 1993 года, помимо структурных особенностей, отличают следующие юридические свойства :

1. Верховенство Конституции РФ, означающее, что нормам Основного закона должна соответствовать не только деятельность всех государственных органов и общественных организаций, но и действия всех должностных лиц и граждан.

2. Высшая юридическая сила Конституции РФ предполагает, что её нормам должны соответствовать все нормативно-правовые акты Российской Федерации.

3. Конституция является ядром правовой системы Российской Федерации, так как именно она определяет процесс правотворчества — какие основные акты принимают различные органы, порядок принятия законов.

4. Особая охрана (с помощью Конституционного суда, Президента РФ, а также всей системы органов государственной власти).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Особый усложнённый порядок пересмотра и принятия поправок. Особенно это касается норм, регулирующих основные права и свободы человека и гражданина, а также конституционный строй нашего государства.

В заключении хотелось бы отметить следующее: конституционализм как политико -правовая категория вовсе не ограничивается описанием исторических этапов развития конституционного законодательства . Его можно и нужно рассматривать в привязке ко всей политической жизни в стране, к практике применения конституционных норм, а также связывать с развитием норм международного права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7. Конституция российской Федерации: офиц. текст. — Москва: Юристъ, 2003. —

39с.

8. Некрасов, С. И. Конституционное право Российской Федерации / С. И. Некрасов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2006. — 205 с.

CONSTITUTIONALISM FORMATION IN RUSSIA

Technical University

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 92

Проблемы конституционализма были и остаются одними из основных и в юриспруденции вообще, и в науке конституционного права в частности. Они имеют исключительное значение в теории и практике политико-правового строительства. Построение в современной России правового демократического государства существенно актуализирует научные исследования в этой области, в связи с чем становится особенно актуальным анализ истории политико-правовых проблем формирования российского конституционализма, его теоретических и нормативных основ и опыта реализации конституционных положений.

Для России понятие «конституционализм» является относительно новым. В советский период развития государства данный термин не использовался, а считался принадлежностью буржуазного государства и права. Это не могло не наложить отпечаток на эволюцию развития и методологию изучения этого явления.

В современных юридических исследованиях отсутствует единый взгляд на исторические этапы развития конституционализма в России, а последний, в свою очередь, рассматривается как производный от понятия «конституция». В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона нет определения конституционализма, но дается следующее определение конституции: «Конституция – учредительный закон, основной закон, устанавливающий основные начала государственного устройства данной страны. Обыкновенно название это дается основным законам тех стран, государственное устройство которых основано на началах народного представительства». В связи с этим категория «конституционализм» применялась для характеристики конституционной истории России и рассматривалась как политическая система, «при которой власть монарха в государстве ограничена народным представительством (парламентом)». С учетом отмеченных особенностей эволюцию конституционализма в России можно представить в виде следующих этапов:

1) этап дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение конституционных идей, разработку проектов конституции дворянской оппозицией;

2) этап монархического конституционализма в условиях думской монархии (с 1906 – по февраль 1917 г.);

3) этап советского конституционализма, функционирующего в условиях однопартийной политической системы;

4) переходный период от советской республики и советского государственного права к демократическим институтам конституционного права(1989 — 1993 гг.);

5) этап современного демократического конституционализма после конституционной реформы 1993 г.

Данная периодизация отличается сущностными характеристиками и лежащими в их основе правовыми принципами.

Многие исследователи конституционализма современного периода связывают его с появлением в России конституции как нормативно-правового акта или акта, ограничивающего власть самодержавия. В юридической литературе сложились 2 основные точки зрения на процесс возникновения конституционализма в России. Первая связывает появление конституционализма с 1730 г. и Кондициями, предъявленными Верховным тайным советом герцогине Курляндской Анне Иоанновне при приглашении ее на российский престол, вторая — с Манифестом 17 октября 1905 г., существенно ограничивавшим власть монарха.

Конституционализм начинается не с акта принятия конституции, а с момента устройства власти в государстве и взаимодействия ее с обществом. В связи с этим конституционализм следует рассматривать не как идеологию противостояния общественных сил и царской власти, а как идею взаимодействия власти и общества. Отсюда конституционализм – это устройство власти и процесс ее взаимодействия с обществом.

История развития конституционализма в России нашла отражение в трудах историков русского права второй половины XIX в. — В.И. Сергеевича, А.Д. Градовского, Ф.И. Леонтовича. Они рассматривали данную проблему через анализ государственно-правовых институтов.

Властеотношения в Древней Руси сложились задолго до возникновения Московского государства, и их специфика общинного характера позволяет говорить об особой форме складывавшегося на Руси конституционализма этого периода. В России до конца XVIII в. сохранились органы, которые носили признаки представительных учреждений. Такими органами были земские соборы, в состав которых входили представители не только высшего феодального сословия, но и низших слоев общества.

Понятие «земский конституционализм» вошло в политический обиход в начале XX в. Под ним подразумевалось такое направление земской общественно-политической и теоретической деятельности, которое ставило целью постепенную замену самодержавия конституционно-правовым государством посредством реформ существующего государственного строя совместными усилиями правительства и либерального общества.

К 1905 г. «земскими конституционалистами» называли себя сторонники решительных политических перемен, ставившие перед собой задачу добиться от власти созыва избранного всеобщим голосованием народного представительства и формирования ответственного перед ним правительства. Они принципиально разошлись с земскими деятелями, считавшими себя умеренными и выступавшими за плавное изменение самодержавного строя через развитие местного самоуправления, укрепление гражданских и политических свобод.

В России теория конституционализма разрабатывалась в основном авторами, принадлежавшими к либеральному лагерю. Видные русские правоведы В.М. Гессен, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин и др. связывали понятие «конституционализм» с теорией «правового государства», разрабатываемой немецкими государствоведами, в частности, Р. Моллем, а затем русскими авторами. Большим шагом вперед следует считать введение в научный обиход понятия «конституционное право» вместо употреблявшегося ранее понятия «государственное право». Выбор термина — вопрос не столько формы, сколько сути. Многие ученые под конституционным правом понимали конституционную организацию государственной власти, направленную на защиту прав и свобод личности.

Отечественные либералы считали, что политические силы страны делятся только на 2 лагеря – сторонников конституции и ее противников. Стремясь предохранить страну от революционных потрясений, либерализм пытался удержать всю оппозицию в пределах формулы: за или против Конституции, причем эта формула не выходила за рамки конституционных реформ.

Категория конституционализма в либерально-правовой мысли России тождественна понятию конституционного строя, ядром которого является конституция.На заре XX в. под конституцией понимались «совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенция, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти». Эта точка зрения была присуща и русским либералам. Они считали, что конституционный строй, воплощающий в себе идеи свободы и права, противостоит строю административному. Кроме того, развитие бюрократической администрации всегда ведет к централизации и чрезвычайной концентрации власти, так что все формы разделения власти полностью исчезают или продолжают существовать как чисто формальные явления, лишенные подлинного содержания.

Противовесом чрезмерному развитию административного строя является строй конституционный, а противоположностью государства полицейского (бюрократического) — государство конституционное.

История становления конституционализма в России. Одним из выдающихся правовых актов в российской истории стало Соборное уложение царя Алексея I (1649 г.), фактически — первый свод законов Русского государства. В него вошли действовавшие тогда царские указы, боярские приговоры и соответствующие статьи судебников. Ряд глав Уложения был посвящен вопросам государственного права, 2 главы — защите авторитета царской власти, другими статьями окончательно оформилось крепостное право. Соборное уложение заменило собой ранее действовавшие акты, признало их утратившими силу; из изданных до него актов сохранили юридическую силу только те, на которые делались ссылки в самом Уложении. Спустя 3 года после издания Уложения «для дел церковных» патриархом Никоном была издана Кормчая книга.

Эти правовые документы содержат отдельные элементы неписаной конституции России. Наряду с их появлением в русской правовой и политической мысли формируется представление о законе, указе, других подзаконных актах (узаконениях) и их соотношении.

Подготовка Соборного уложения — весомый вклад в дело законотворчества и систематической обработки законодательства. Данным законом были урегулированы практически все стороны общественно-политической жизни того времени; в нем нашли отражение нормы всех отраслей российского права. Однако и Соборное уложение вскоре стало нуждаться в дополнениях, и дополнялось оно по разным поводам изрядным количеством частных актов различного характера. К началу XVIII в. в общественном сознании становится все более ясной потребность свести законодательство к единому системно организованному целому, облечь нормативные установки в законодательные формулы, освободиться от массы отдельных законов.

Необходимость кодификации российских законов была осознана во времена Петра I. Начало работы по кодификации законов было положено Указом 18 февраля 1700 г. Петр повелел свести воедино все акты, которые были изданы после Уложения 1649 г. Для этой цели была образована Палата об Уложении — первая в череде комиссий, создаваемых в разные годы на протяжении XVIII — начала XIX в., для составления сводного уложения и сбора всех новоуказанных статей и других узаконений. Также Петр I предлагал для исправления неудовлетворительного состояния российского законодательства применять, например, приспособив к российским потребностям, шведское уложение, причем на «адаптацию» указанного акта к российским условиям отводился 10-месячный срок; неисполнение петровской воли грозило строгим взысканием. Петр I укрепил самодержавие, определив, что «Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный». В руках царя сосредоточилась нераздельно законодательная, исполнительная и судебная власть. При Петре I абсолютизм в России сформировался как целостная система, которая в дальнейшем лишь совершенствовалась. Одновременно Петром проводились серьезные реформы по правовому оформлению российской государственности.

Особенностью петровского законодательства является ориентация на активное участие западного опыта, прежде всего, на установление четко определенного законом правового порядка, ограничивавшего волю и произвол субъектов управления. Ведущим стал принцип законности, потеснивший господствовавшие до этого обычаи и традиции. Этот принцип получил дальнейшее закрепление и правовое обеспечение в подготовленном М.М. Сперанским и II Отделением Собственной Его Величества Канцелярии 15-томном Своде законов Российской империи, изданном в 1832 г. Манифестом 31 января 1833 г. Своду законов была дана законная сила, а на II Отделение Императорской Канцелярии возлагалась обязанность распределять последующие изменения и дополнения законодательства по соответствующим книгам Свода так, чтобы не нарушать «единожды устроенный» «состав законов», так как Свод объединял законы, изданные до 1 января 1832 г., а действие Свода законов начиналось 1 января 1835 г.

Документом конституционного характера поныне считают Кондиции, или условия (пункты), предъявленные в 1730 г. Верховным тайным советом герцогине Курляндской Анне Иоанновне при приглашении ее на российский престол. Согласно Кондициям власть ее существенно ограничивалась Верховным тайным советом. Анна Иоанновна первоначально подписала Кондиции (4 февраля 1730 г.), но тут же публично разорвала их, как только Верховный тайный совет не нашел общего языка с представителями дворянства. Манифест 28 февраля 1730 г. о вступлении на престол возвестил о «восприятии самодержавия» и не содержал никаких упоминаний о реформах государственного управления.

Следующий этап в развитии идей ограничения власти монарха связан с правлением Екатерины II. Для Екатерины II именно областное управление стало той благодатной почвой, на которую она переносила идеи, заимствованные ею с Запада. Прежде всего, Екатерина II ввела новое административно-территориальное деление. Так, вместо 20 территориально обширных губерний, на которые к этому времени была разделена Россия, территория страны делилась на 50 значительно меньших по размеру губерний. Губернии, в свою очередь, подразделялись на более мелкие единицы – уезды с населением в 20 — 30 тысяч человек. Вводимое губернское деление основывалось на компромиссе 2 тенденций — централизации и децентрализации управления, причем местным органам управления (самоуправления) предоставлялись весьма широкие полномочия и права.

В России переход от абсолютизма к конституционной форме правления начался значительно позже, чем в других европейских государствах, несмотря на многочисленные проекты конституционных преобразований, разработанные в XIX столетии представителями прогрессивной бюрократии и либерального дворянства. Реальная возможность преобразования абсолютной монархии в конституционную появилась только в 1904 — 1906 гг. под влиянием освободительного движения и Первой русской революции. Именно в этот период появились предпосылки политико-правовой модернизации России. Отмена крепостного права и предоставление крестьянам личной свободы, окончательное отделение суда от администрации и закрепление в нормах права независимости судебной власти, создание органов городского и земского общественного управления свидетельствовали о постепенном изживании черт патримониальной монархии. Создание министерств, Комитета министров и Совета министров, главного законосовещательного органа — Государственного совета, издание Свода законов в результате проведенной кодификации и позитивная формулировка в нем принципа законности заложили в сфере государства и права институциональную основу будущего конституционализма.

Провозглашением Манифеста 17 октября 1905 г. не исчерпывается переход к конституционному строю. Государственная власть теперь стояла перед 2 основными задачами, решение которых только и могло обеспечить такой переход: достичь соглашения с умеренными элементами общества и подготовить основные законы конституционного характера, которые царь теперь обязался дать.

Идея конституции в России была воплощена в Основных государственных законах. Официально не именуясь конституцией, они фактически таковыми являлись: они закрепляли государственное устройство Российской империи, ее государственный язык, существо верховной власти, права и обязанности российских подданных, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных органов — Государственного Совета и Государственной Думы, Совета министров и министерств.

С формально-юридической точки зрения Государственная Дума и реорганизованный Государственный Совет в определенной степени отвечали основным критериям, предъявляемым к парламентским учреждениям. Государственный Совет и Государственная Дума обладали правом законодательной инициативы, ограничивали Императора в законодательной области, обладали достаточно широкими полномочиями в бюджетной сфере.

Своеобразие Основных законов 23 апреля 1906 г. заключалось в их юридической силе, по которой они отличались от всех других законов. Отличие состояло в том, что они могли быть пересмотрены «единственно» по почину государя в «Государственном Совете и Государственной Думе» (ст. 8). Такое положение, создавая известное юридическое затруднение для изменения Основных законов, по мнению Н.И. Лазаревского, вполне соответствовало «общей тенденции обеспечивать конституционным законам особую неприкосновенность, гарантировать их от постоянных перемен». Вместе с тем такая неприкосновенность Основных законов зависела исключительно от усмотрения одного лица — монарха. В связи с этим такая форма гарантии неизменности Основных законов в русском государствоведении была признана наименее удачной из всех, какие вообще известны конституционному праву.

Основные государственные законы стали следующим шагом в сторону конституционной монархии и на деле оформили строй, вошедший в историю как конституционное самодержавие. Но своей главной задачи ни представительный орган, ни Основные государственные законы не выполнили. Они не ликвидировали конституционными средствами причины и условия, вызвавшие революцию 1905 — 1907 гг. Дума не нашла общего языка с царем по вопросам, кто должен формировать и перед кем должно быть ответственно правительство, а царь не смог в Думе найти поддержку и укрепить через нее те нити власти, которые связывали его с народом.

После свержения самодержавия в 1917 г. в России была ликвидирована стержневая, традиционная основа государственности и потребовалась продуктивная работа по формированию конституционного поля. Временное правительство, осознавая необходимость безотлагательного проведения конституционных реформ, активно готовило конституционные проекты, стремясь сохранить дореволюционную правовую традицию и юридическую практику. Постановлением от 26 июля 1917 г. на Юридическое совещание были возложены подготовительные и организационные работы, связанные с открытием Учредительного собрания. В октябре 1917 г. Совещанием был создан Проект закона об организации временной исполнительной власти при Учредительном Собрании, а также проект формы издания законов при Учредительном Собрании. В этом Проекте прослеживается преемственная связь с Основными государственными законами Российской империи 1906 г.

После октябрьской революции 1917 г. существенно меняется понимание смысла и предназначения конституции в жизни государства и общества, институционализируется и получает широкое распространение новое видение сущности Основного Закона страны. Ленинские установки в отношении конституции стали методологической базой для всей теории социалистической конституции как особого исторического типа. Сущность советских конституций не была постоянной, начиная от первой Конституции РСФСР 1918 г. и заканчивая Конституцией СССР 1977 г., но вместе с тем они сохраняли черты преемственности, свойственные именно всем социалистическим конституциям.

По сравнению с либеральными конституциями первая советская Конституция отразила и воплотила политическое развитие революционного авторитаризма. Суть его заключалась в том, что в целом она опиралась на широкую демократическую основу в отличие от цензовых монархических конституций XIX — начала XX в. Логика революционного авторитаризма исходила из принципа «благо народа — высший закон». Советские конституции закрепляли новую политическую реальность союза рабочих и крестьян в целях увеличения народного блага. В.И. Ленин подчеркивал, что советская конституция не выдумывается какой-нибудь комиссией и не списывается с других конституций, не составляется в кабинетах, а разрабатывается на основе опыта борьбы трудящихся и организации пролетарских масс, вырастает из хода развития классовой борьбы. Принципиальное отличие советского конституционализма заключалось в том, что советские конституции выполняли не функцию ограничения государственной власти, в отличие от либеральных конституций конца XVIII — начала XIX в., а функцию обоснования политической власти, не ограниченной законом и правом и опирающейся на революционную законность и революционную целесообразность.

Конституция РСФСР 1918 г. в дальнейшем использовалась в качестве эталона и образца для подражания, по которому выстраивалось конституционное законодательство сначала автономий, а затем СССР и союзных республик Союза ССР. Таким образом, она явилась фундаментом для развития советской модели конституционализма. Каждая последующая Конституция России закрепляла устои общественной и государственной организации и те изменения, которые происходили в общественном развитии ко времени ее принятия. При этом любая из них несла в себе новации, подтверждавшие определенное эволюционное движение.

Конституция РСФСР 1918 г. имела ярко выраженный классовый характер. Ее достоинством явилось то, что большевики не скрывали своих целей и социалистической перспективы, которой должны быть подчинены законодательная и другая правовая деятельность, работа государственных органов.

Основной гарантией осуществления советской демократии в понимании лидеров большевизма была диктатура пролетариата. Политическое значение диктатуры пролетариата сохранилось и в последующих советских конституциях, принятых после образования СССР. Положения о диктатуре пролетариата существовали в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг., а также в конституциях союзных республик, в частности, в Конституциях РСФСР 1925 и 1937 гг.. В процессе политической эволюции социальная основа диктатуры пролетариата постепенно расширялась. Во-первых, были ликвидированы социальные слои, возникающие вследствие свободы экономической деятельности, которая была запрещена в советском государстве. Во-вторых, через систему местных Советов простые слои населения были привлечены к участию в управлении государством под политическим контролем правящей партии большевиков. В-третьих, социальная политика советского государства способствовала росту благосостояния советских граждан, хотя партия оставалась главным интерпретатором того, что считалось «общим благом».

Конституция СССР 1936 г. принималась в ситуации, когда сформировался режим личной власти как тоталитарный режим, построенный на жесткой централизации всех линий управления, строгой иерархии в системе государственных органов и негосударственных структур (чему благоприятствовало полное огосударствление экономики), беспрекословном выполнении указаний сверху, отсутствии любой возможности публичных критических оценок сложившихся политических отношений. Была заложена новая традиция — связывать в «народном сознании» конституцию с именем политического лидера страны: Конституцию СССР 1936 г. сразу стали называть «сталинской».

Последующее конституционное развитие в стране работало на воскрешение идеи верховенства закона. Закон все больше стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений. Это положение стало приоритетным в последующих Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. В этот период формируется доктрина общенародного государства, которая нашла воплощение в нормах Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных республик. Данная доктрина включала в себя несколько элементов, отражавших как преемственность прежней доктрины диктатуры пролетариата, так и новизну понимания социальной деятельности государства и задач политического развития.

Применение конституционных норм, как и само право, понималось как явление политическое. Конституция служила формой выражения политики, инструментом ее формирования и реализации. Реализация конституционных норм, прежде всего, отражала динамизм политического руководства обществом, и в этом состояла специфика советского конституционализма.

Выводы

Российский конституционализм следует рассматривать как одну из своеобразных, исторически оригинальных конституционных моделей, которой наряду с чертами, общими для всех конституционных государств, присущ ряд самобытных черт, что связано с особенностями развития Российского государства и общества.

Конституционализм – это система правовых идей, взглядов, традиций и институтов, определяющих государственный строй, закрепляющих отношения государственной власти и личности и выраженных в правовых нормах, обычаях и правовом сознании общества.

Сущность конституционализма выражается в общественном согласии по вопросам государственного и общественного строительства, которое выступает необходимым условием его прочности.

Конституционализм должен учитывать культурно-организационный опыт в области устройства отношений государства и общества, граждан и политических структур. Это совокупность традиций, порожденных опытом различных исторических стадий. Этот опыт имеет огромное значение для уяснения основных исторических особенностей российского конституционализма, а также для объяснения многих проблем конституционного развития на современном этапе, для выработки перспектив развития конституционализма в России.

Исторические особенности российского конституционализма:

1) традиции конституционализма в России и некоторые его элементы были заложены системой представительных учреждений Древней Руси (в частности, народным вече — сходом древнерусской общины);

2) договорные отношения играли особую роль при формировании российского конституционализма, так как были основой взаимодействия между властью и народом в Древней Руси, а договорное право рассматривалось как метод регулирования этих отношений;

3) монархический характер власти в России и неразвитость структур гражданского общества привели в дальнейшем к формированию в России «октроированного» (т.е. дарованного монархом) конституционализма;

4) российский конституционализм исторически позволял обеспечить реализацию идеи о сильной государственной власти;

5) российский конституционализм не всегда исторически был обеспечен конституционными документами в виде конституции как нормативного акта, но всегда опирался на особый характер взаимоотношений между властью и обществом, представленных системой конституционных идей, конституционных институтов (учреждений), конституционных традиций.

Основные принципы современного российского конституционализма:

1) закрепление в Конституции РФ принципа народовластия, выраженного через «формулу» суверенитета народа и понимание его как единственного источника власти;

2) совершенствование системы гарантий и защиты конституционного строя в Конституции РФ с помощью как органов власти, так и развивающихся структур и институтов гражданского общества;

3) принцип верховенства Конституции РФ, обеспеченный системой защиты конституционного строя и Конституции в целом;

4) принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина и приоритет естественных прав человека;

5) принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ;

6) принцип федерализма;

7) принцип местного самоуправления;

8) принцип ответственности исполнительной власти перед высшим законодательным органом государства.

Таким образом, давая характеристику российскому конституционализму, необходимо учитывать его исторические особенности и принципы. От того, насколько последовательно будут проводиться в жизнь конституционные принципы, зависит будущее Российского государства.

Добавить комментарий