Избирательная комиссия субъекта

ЦИК РФ, ИКС РФ действуют на постоянной основе и являются юридическим лицами. Срок полномочий – пять лет.

Срок полномочий ОИК истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия ОИК прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Срок полномочий ТИК составляет пять лет. Законом субъекта РФ ТИК может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей ИКС РФ, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую ИКМО.

Полномочия УИК прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате, которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

Компетенция избирательных комиссий представляет собой совокупность прав и обязанностей избирательных комиссий по подготовке и проведению различного уровня выборов. Компетенция избирательных комиссий устанавливается федеральными законами, законами субъектов РФ. Основы правового статуса и компетенции избирательных комиссий всех видов установлены в главе 4 ФЗ РФ «Об основных гарантиях…».

Так, компетенция ЦИК РФ закреплена в положениях п. 9 ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях…». В состав таковой входят, в том числе, следующие полномочия:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ;

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ;

и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия.

Помимо указанного, ЦИК РФ: рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) ИКС РФ и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, референдумов субъектов РФ, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов; в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством РФ, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности; совместно с ИКС РФ во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума; совместно с ИКС РФ осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок; в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения ФЗ «Об основных гарантиях…», обязательные для исполнения; вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ ФЗ «Об основных гарантиях…», а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ; имеет официальный печатный орган. (п.п. 10-15 ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях…»)

Гарантии деятельности избирательных комиссий и их членов. ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает материальные, трудовые и процессуальные гарантии для членов избирательных комиссий дляосуществления ими полномочий членов избирательных комиссий.

Права и обязанности (полномочия)членов избирательных комиссий с правом решающего голоса:

1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии;

5) вправе подписывать решения избирательной комиссии;

6) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий) и получать копии документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;

7) вправе выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сортировке, подсчете избирательных бюллетеней, составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов:

8) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Права и обязанности (полномочия)членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса:обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и права подписывать решения избирательной комиссии. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинаются с момента представления зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов в соответствующую избирательную комиссию документа (решения) о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса получает от избирательной комиссии удостоверение. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса:

— может продолжаться до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность;

— прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании;

— прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий;

— прекращаются со дня отказа в регистрации кандидата, их списка, его аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, — со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации;

— могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

ФЗ «Об основных гарантиях…» содержит и иные виды гарантий, в том числе, конституционно-правового характера. Так, ст. 83 данного закона гласит: «Если в муниципальном образовании нет главы местной администрации и уставом муниципального образования не определено лицо, уполномоченное осуществлять избирательные действия в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанные лица не осуществят указанные действия в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, эти избирательные действия осуществляются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или по его поручению иным должностным лицом».

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов РФ

Ключевые слова: порядок, формирования, избирательных, комиссий, субъект, РФ

Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной настоящим ФЗ, иными ФЗ, а также законами субъектов РФ.

Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Срок полномочий избирательных комиссий субъектов РФ составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии субъекта РФ истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой изб. кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ.

Число членов избирательные комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14.

Формирование избирательные комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом гос. власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений, указанных в Федеральном законе, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, ЦИК РФ.

Половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным органом гос. власти субъекта РФ, другая половина — высшим должностным лицом субъекта РФ.

Как законодательный орган гос. власти субъекта РФ, так и высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта РФ на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе гос. власти субъекта РФ.

Как законодательный орган гос. власти субъекта РФ, так и высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ) обязаны назначить не менее одного члена изб. комиссии субъекта РФ на основе поступивших предложений ЦИК РФ. … читать далее …

СТАТУС УИК

Полномочия УИК

Основными функциями УИК являются проведение голосования избирателей и установление итогов голосования на соответствующем избирательном участке. На основе протоколов УИК об итогах голосования устанавливаются итоги голосования и результаты выборов вышестоящими избирательными комиссиями.

В соответствии со статьей 35 Закона области о муниципальных выборах, на УИК возложены следующие обязанности:

  • информирует население о месте нахождения и номере телефона УИК, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
  • составляет список избирателей в случаях, предусмотренных Законом области о муниципальных выборах; выверяет и уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком; рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
  • обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  • контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
  • обеспечивает подготовку помещений для голосования (наличие зала со специально оборудованными местами для тайного голосования, освещения, письменных принадлежностей, информационного стенда, увеличенной формы протокола об итогах голосования), ящиков для голосования и другого оборудования;
  • организует на избирательном участке голосование в день голосования, в том числе вне помещения для голосования, а также досрочное голосование в случаях, предусмотренных Законом области о муниципальных выборах;
  • проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет и передает протокол УИК об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию;
  • объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола УИК об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  • в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов и Закона области о муниципальных выборах, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  • обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах.

Состав УИК

УИК включает членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. В состав УИК входит от 3 до 16 членов комиссии с правом решающего голоса. Число членов УИК с правом решающего голоса устанавливается ТИК, формирующей УИК, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

Члены УИК с правом совещательного голоса назначаются зарегистрированными кандидатами.

Председатель УИК назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности соответствующей ТИК, формирующей УИК. УИК из числа ее членов с правом решающего голоса избирает тайным голосованием заместителя председателя и секретаря УИК.

Председатель УИК:

  • созывает заседания комиссии и председательствует на них;
  • распределяет между членами комиссии обязанности для организации работы по исполнению ее полномочий и по принимаемым решениям;
  • обеспечивает информирование вышестоящей избирательной комиссии о времени проведения заседания комиссии;
  • представляет УИК в отношениях с государственными органами, должностными лицами, избирательными объединениями, органами местного самоуправления, избирателями, а также в судебных органах;
  • распоряжается средствами, выделенными из бюджета муниципального образования на подготовку и проведение выборов, и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям УИК по финансовым вопросам и за представление в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию отчетов о расходовании средств с приложением первичных учетных документов в сроки, установленные Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах;
  • подписывает решения и протоколы заседаний УИК, дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам УИК.

Заместитель председателя УИК:

  • оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии УИК возложенных на него полномочий;
  • выполняет поручения председателя УИК;
  • выполняет полномочия председателя УИК в случае отсутствия председателя УИК.

Секретарь УИК:

  • обеспечивает организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний УИК;
  • подготавливает проекты решений;
  • организует планирование деятельности УИК, контролирует ход выполнения плана работы;
  • оформляет принятые решения, ведет протоколы заседаний УИК и другие документы;
  • организует ведение делопроизводства, регистрирует все поступающие и исходящие документы УИК;
  • заблаговременно извещает о заседании УИК членов комиссии и других лиц, определенных Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах;
  • обеспечивает сохранность документов и их передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию;
  • подписывает решения и протоколы заседаний УИК;
  • выполняет поручения председателя УИК.

В случае временного отсутствия заместителя председателя или секретаря комиссии решением УИК их обязанности могут быть возложены на одного из членов УИК с правом решающего голоса.

СТАТУС ЧЛЕНА УИК

Ограничения, связанные со статусом члена УИК с правом решающего голоса

Статус членов УИК с правом решающего голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 14-П, а также статьей 37 Закона области о муниципальных выборах.

Членами УИК с правом решающего голоса не могут быть:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

е) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

ж) на соответствующих муниципальных выборах – кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;

з) на соответствующих муниципальных выборах – члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами;

к) на соответствующих муниципальных выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

м) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Ограничения, установленные в подпунктах «ж», «к», «л», не распространяются на членов УИК с правом решающего голоса, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.

Член УИК с правом решающего голоса не может быть одновременно членом с правом решающего голоса другой избирательной комиссии по соответствующим выборам.

Срок полномочий и основания прекращения полномочий члена УИК с правом решающего голоса

Полномочия члена УИК с правом решающего голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий УИК, в состав которой он входит.

Член УИК с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена УИК до истечения срока своих полномочий по решению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии в случае:

  • подачи членом УИК заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Данное заявление в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав не может быть подано в период, начинающийся за 10 дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами – тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
  • появления оснований, препятствующих осуществлению им полномочий члена УИК с правом решающего голоса

Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

  • утраты членом УИК гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • вступления в законную силу в отношении члена УИК обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • признания члена УИК решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • смерти члена УИК;
  • признания члена УИК систематически не выполняющим свои обязанности решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей УИК;
  • вступления в законную силу решения суда о расформировании УИК в соответствии со статьей 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Порядок назначения и полномочия члена УИК с правом совещательного голоса

Кандидат после его регистрации вправе назначить в каждую УИК в соответствующем избирательном округе по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Назначение членов УИК с правом совещательного голоса производится посредством направления зарегистрированным кандидатом в соответствующую УИК письменного обращения.

Членами УИК с правом совещательного голоса не могут быть назначены:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

в) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

г) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

д) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

е) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными;

ж) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

з) работники аппаратов избирательных комиссий;

и) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений;

к) лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;

л) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдуме, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Член УИК с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом УИК с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения муниципальных выборов, за исключением права:

  • выдавать и подписывать избирательные бюллетени;
  • участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
  • составлять протокол об итогах голосования по избирательному участку;
  • участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции УИК, и подписывать решения избирательной комиссии;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, частью 4 статьи 38 Закона области о муниципальных выборах член УИК с правом совещательного голоса:

  • заблаговременно извещается о заседаниях УИК;
  • вправе выступать на заседании УИК, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции УИК, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • вправе задавать другим участникам заседания УИК вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с муниципальными выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, находящимися в УИК, и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;
  • вправе обжаловать действия (бездействие) УИК в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Полномочия членов УИК с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.

Если кандидату отказано в регистрации либо регистрация кандидата аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов УИК с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации, либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям.

Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса могут быть в любое время прекращены по решению кандидата, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу. При этом кандидат вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же УИК не более чем пять раз.

Гарантии реализации полномочий членами УИК с правом решающего голоса

Члену УИК с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в УИК по подготовке и проведению выборов.

За членом УИК с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления УИК от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются решением ИКМО и выплачиваются за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена УИК с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена УИК с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области.

Член УИК с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора Иркутской области.

Член УИК с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член УИК с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу. Однако указанное положение не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена УИК с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично-значимых функций (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2007 года № 160-О-П).

ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИК

Основы организации деятельности УИК

УИК осуществляет свою деятельность на принципах коллегиальности, гласности, независимости, обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий.

Принцип коллегиальности состоит в том, что деятельность УИК осуществляется коллегиально.

Принцип гласности предполагает, что деятельность УИК при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования осуществляется открыто и гласно.

Принцип независимости означает, что вмешательство в деятельность УИК со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Принцип обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий заключается в том, что решения, принятые вышестоящей комиссией в пределах ее компетенции, обязательны для УИК.

Коллегиальные основы деятельности и принятия решений УИК

Коллегиальная основа деятельности УИК предполагает, что она осуществляет свои полномочия коллегиально, ее решения принимаются на заседаниях посредством проведения голосования членов УИК с правом решающего голоса. Заседания УИК проводятся в соответствии с утверждаемым УИК примерным планом (образец № 10).

УИК правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава (от общего числа членов УИК с правом решающего голоса, установленного соответствующей ТИК, формирующей УИК).

Заседания УИК созываются председателем комиссии по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса.

Член УИК с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Заседание УИК является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса от установленного состава (общего числа членов УИК с правом решающего голоса, установленного соответствующей вышестоящей избирательной комиссией, формирующей УИК).

УИК, реализуя принадлежащие ей полномочия, принимает решения. Решения УИК принимаются посредством проведения голосования. В голосовании вправе принимать участие только члены УИК с правом решающего голоса. Члены УИК с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Решение УИК считается принятым, если за него проголосовало большинство членов УИК с правом решающего голоса, участвующих в заседании УИК. При принятии УИК решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. Решения УИК об избрании заместителя председателя и секретаря комиссии либо об освобождении их от должности, об итогах голосования на избирательном участке принимаются большинством голосов от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса.

Решения УИК по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов УИК с правом решающего голоса.

УИК по требованию любого ее члена (как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса), а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. На всех заседаниях УИК ведется протокол (образец № 14).

Решения УИК подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). Решения УИК изготовляются на бланках (образец № 12).

Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с решением УИК, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

Гласность в деятельности УИК

На всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и работе УИК с избирательными документами вправе присутствовать все члены УИК с правом решающего и совещательного голоса.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и статьей 39 Закона области о муниципальных выборах на всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколом УИК об итогах голосования и со сводными таблицами, помимо членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, вправе присутствовать следующие лица:

  • члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
  • зарегистрированные по соответствующему избирательному округу кандидаты, уполномоченные представители по финансовым вопросам или их доверенные лица;
  • представители средств массовой информации. При этом при установлении УИК итогов голосования, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только представители средства массовой информации, аккредитованные в установленном порядке.

Для присутствия на заседаниях УИК и при осуществлении комиссией работы с указанными избирательными документами данным лицам не требуется дополнительное разрешение. УИК обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами.

При этом указанные лица могут быть допущены одновременно, если это не препятствует работе комиссии и при условии соблюдения принципа равенства в отношении всех кандидатов, избирательных объединений.

Вышеперечисленные лица, а также наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы УИК в день голосования (в дни досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола УИК об итогах голосования. Эти лица вправе присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей.

Этим лицам и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, в больнице, санатории, доме отдыха, в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещении для голосования на этом избирательном участке.

На заседаниях УИК при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

Независимость УИК при осуществлении ее полномочий

В соответствии с пунктом 12 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательные комиссии, в том числе УИК, в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

Обязательность выполнения УИК решений вышестоящих избирательных комиссий

В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и частью 6 статьи 26 Закона области о муниципальных выборах для УИК обязательны решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 3 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 3

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 3

    Кто из перечисленных может быть назначен членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

    • судья, находящийся в отставке
    • депутат представительного органа
    • лицо с непогашенной судимостью

    Правильно
    Неправильно

  2. Задание 2 из 3

    Вправе ли член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдавать бюллетени избирателям?

    • да
    • нет
    • на усмотрение председателя участковой избирательной комиссии

    Правильно
    Неправильно

  3. Задание 3 из 3

    Вправе ли работник аппарата вышестоящей избирательной комиссии присутствовать на заседаниях участковой избирательной комиссии?

    • да
    • нет
    • да, если есть соответствующее решение вышестоящей избирательной комиссии

    Правильно
    Неправильно

Избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

В РФ действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

— Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

— избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

— избирательные комиссии муниципальных образований;

— окружные избирательные комиссии;

— территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

— участковые комиссии.

Важнейший принцип деятельности избирательных комис­сий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведе­нии выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправле­ния. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений, кандидатов, избирательных объедине­ний, организаций, должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избиратель­ным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в ча­стности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, и др.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии устанавливаются федеральными законами. Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ устанавливаются федеральными законами.

ЦИК является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ, действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК составляет четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Госу­дарственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кан­дидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ. Члены ЦИК должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.


Полномочия ЦИК:

— осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рф;

— организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

— обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

— осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации, порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

— осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

— оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

— осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

— заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ;

— устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

— рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов РФ, местных референдумов устанавливаются настоящим ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Избирательные комиссии субъектов являются государственными органами субъектов, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта и не может быть менее 10 и более 14. Формирование избирательной комиссии субъекта осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта и высшим должностным лицом субъекта. Половина членов избирательной комиссии субъекта назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта, другая половина — высшим должностным лицом субъекта.

Полномочия:

— те же, только на территории субъекта;

— утверждает перечень территориальных комиссий.

Вся электронная библиотека >>>

Избирательное право

Законы. Юриспруденция

Избирательное право

Раздел: Экономика и юриспруденция

самостоятельный государственный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий подготовку и проведение выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как законодательный, так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.

Правовой статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации определяется федеральными и региональными законами.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают соблюдение и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти на территории субъекта Федерации, в органы государственной власти субъекта Федерации, иные федеральные государственные органы, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Федерации, муниципальных выборов, местных референдумов, отзыва депутатов и выборных должностных лиц, решении иных вопросов, отнесенных законами к компетенции данных комиссий.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют важные полномочия, которые подразделяются в следующие группы:

1) совместные полномочия избирательных комиссий субъектов Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

2) полномочия по участию в проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

3) полномочия по подготовке и проведению выборов органов законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации, референдума субъекта Федерации;

4) полномочия по участию в организации и проведении муниципальных выборов, местных референдумов на территории субъекта Федерации;

5) полномочия по участию в реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ.

Правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, издательское, материально-техническое обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляют их аппараты и службы. Структура и штаты устанавливаются избирательными комиссиями самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение их деятельности. Комиссии вправе привлекать в установленном порядке внештатных работников по трудовым соглашениям в пределах объема средств, выделяемых им на оплату труда работников аппарата.

Финансирование деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации осуществляется из федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Федерации.

См. Научно-методический совет при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

К содержанию: Российское избирательное право. Словарь-справочник

Избирательное право и избирательная система Российской Федерации….

Активное избирательное право – право гражданина избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.

Понятие избирательного права и процесса. Понятие избирательной…

Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах.

Ценз оседлости. Всеобщее избирательное право. Смысл возрастного…

Этот принцип означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами.

Избирательное право в США. Принцип всеобщности избирательного…

Избирательное право в США базируется на традиционных принципах всеобщности и равенства при тайном голосовании, являющихся универсальными.

Всеобщность избирательного права. Принцип свободного участия…

В принципе демократическое избирательное право допускает введение определенных цензов, т.е. специальных условий…

Понятие избирательной системы и избирательного права….

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов…

›Конституционное право России›

Объективное избирательное право и субъективное избирательное…

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право.

Источники избирательного права. Конституция РФ. Федеральный закон…

Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательное право. Объективное избирательное право – это система…

Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения…

Российское избирательное законодательство. Избирательная система…

Реализацию и защиту избирательных прав граждан, подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии.

Активное избирательное право. право голоса. Избирательные права….

Сюда относится прежде всего активное избирательное право, или право голоса, которое иногда называется также общим избирательным правом.

Принципы избирательного права. Активное избирательное право….

Принципы субъективного избирательного права урегулированы Конституцией в главе о политических правах разд. II «Об основных правах и гарантиях».

Принцип всеобщего избирательного права. Принципы избирательного…

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Закон об избирательных правах. Поправки к Конституции США. Реформы…

Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную…

Куриальная система нарушает не только принцип равного избирательного права, но и вообще равноправие граждан.

Избирательное право независимой Индии. Общая характеристика…

Избирательное право независимой Индии значительно демократизировано избирательным законодательством по сравнению с колониальными временами.

…власти и местного самоуправления. Избирательное право

Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право.

›Основы государства и права›

В КНР избирательное право — всеобщее. Избирательные права….

В КНР избирательное право — всеобщее. Конституция устанавливает: «Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет…

…по пути признания всеобщего мужского избирательного права

Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

…Президента и Государственной Думы. Избирательное право…

§ 4. Избирательное право и избирательная система современной России. Выборы — способ формирования важнейших органов государственной власти Российской Федерации как…

Конституционное право›

Добавить комментарий