Избирательное право в древней Греции

Главная Уголок избирателя История Подробнее

От древности до наших дней

Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный — «против». В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку — избирательный бюллетень — и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Государственность на территории России в античную эпоху
Традиции государственности на территории России также берут начало в античной эпохе. На территории России располагалось 3 заповедных комплекса античного времени: Танаис (Ростовская обл.), Гермонасса и Гориеппия (Краснодарский край). Особое место среди них занимал Танаис. Высшие должностные лица в Танаисе были выборными. Глав магистрата выбирали 2 самоуправляющиеся общины. Общины объединяли не только элиту общества, но и рядовых граждан. Право гражданства было важнее богатства и влияния. Любой свободный гражданин города обладал правом избирать и быть избранным в магистрат.
Политическая жизнь Древнего Танаиса вошла в историю человечества в качестве одного из первых удачных и наглядных примеров демократического правления. Именно на земле древних танаитов сложились основные понятия демократии: верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов.
Демократия в древней Руси
В Древней Руси царила прямая демократия. Из уроков истории в школе вспоминаются вечевые собрания. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (вспомните Новгородское вече) и Пскове. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни: избирались, назначались и смещались должностные лица, принимались законопроекты. Вече распоряжалось земельным фондом, вершило судопроизводство, рассматривало различные жалобы, устанавливало льготы и привилегии. Все решения на нем принимались посредством выборного принципа: присутствующие высказывались «за» или «против» предложений.
Влияние Французской революции на развитие демократии
Огромную роль в развитии демократии уже в наше время сыграла Великая Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий, как «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина». Активное право получали граждане Франции в возрасте от 21 года. Декларация прав человека и гражданина — выдающийся документ, оказавший большое влияние на развитие демократии во всем мире.
Современная система тайного голосования, при которой избирательная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдает его голосующему, а тот делает отметку в бюллетене, была разработана и применена во II половине XIX века в Австрии.
Казачье самоуправление
Донские казаки способствовали возрождению в России центра демократии. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины, и, прежде всего, в строгом и неукоснительном соблюдении неписанных норм казачьей жизни. Высший законодательный орган — войсковой круг — общее собрание казаков-воинов, получивший название от обычая становиться для решения важнейших вопросов по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. Круг решал вопросы войны и мира, внешних отношений, церковных дел, приема в казаки, наказания за провинность.
Исполнительную власть в войске Донском представлял атаман (с тюркского — «отец народа») и 2 его помощника — есаул и войсковой дьяк. Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу. Когда его полномочия заканчивались, он вместе с двумя помощниками выходил в круг, что означало процедуры по смене атамана. Кандидатуры бурно обсуждались. Победителем признавался либо тот, чья фамилия чаще выкрикивалась собравшимися, либо тот, к чьим ногам бросали больше шапок.
Первая Государственная Дума
Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
Выборы сегодня и в годы советской власти
Сравним: сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. В годы советской власти избиратели не выбирали, а избирали — в бюллетене стояла только одна фамилия, что превращало выборы в формальность. И только в 1989 году впервые выборы прошли на альтернативной основе. В последующие годы избирательное законодательство существенно менялось и совершенствовалось.

Сходства:

Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из граждан данного государства

Должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от их знатности и богатства; несли ответственность перед народным собранием

Власть защищала интересы меньшинства населения: Афины — гражданского коллектива, в пользу которого шли доходы от эксплуатации рабов, переселенцев и союзников; Рим – римских аристократов, пользовавшихся основными выгодами от завоевательных войн, от эксплуатации рабов и населения

Различия:

Свободное население в управлении:

Афины — в управлении участвовал весь гражданский коллектив – любой гражданин имел право предложить новый закон и участвовать в его обсуждении.

Большинство должностей оплачивалось из государственной казны; народное собрание могло снять любого гражданина с занимаемой должности; ареопаг в результате борьбы демоса со знатью лишился своих важнейших прав.

Рим — влияние незнатных и небогатых граждан на государственные дела было ограничено, в управлении участвовали главным образом аристократы — только должностное лицо имело право предлагать новые законы. Народное собрание принимало или отвергало их без обсуждения

За занимательную должность ничего не платили; народное собрание не имело права снять гражданина с должности, а также привлечь к ответственности за проступки до окончания положенного срока; сенат превратился из совета старейшин в важнейший орган власти

Римская империя. Принципат. Доминат

Принципат 27 г. до н. э. Октавиан– власть принадлежит Принципсу, но формально существуют республиканские органы власти.

Власть Принципса – высочайший империум – право избрания на важнейшие должности, создание отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, собственная казна, команда всей армией, самостоятельно вопросы войны и мира, его постановления имеют силу закона.

Принципс одновременно избирается консулом (может отменять решения любого магистрата), цензором (формирует сенат), народным трибуном (налагает вето на решения сената, народного собрания или других магистратов).

Трибутные комиции действуют, созываются редко и лишены права избирать магистратов.

Должность Принципса не пожизненная, избирается сенатом.

Доминат – реформы Диоклетиана: административная (раздел Империи на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь)), военная (рекрутский набор, пограничные и передвижные войска), податная (подушное налогообложение не натурой, а деньгами; регулярная перепись населения), финансовая (новая валюта с низким содержанием драг. металла).

Сенат стал административным органом г. Рима. Магистраты – должностные лица города. Создание имперского совета и отраслевых органов управления.

Власть Доминатора неограниченная.

Система государственных органов Римской республики.

Формально – высший орган – комиции (народные собрания) к III века потеряли значение

Орган управления – Сенат (300 сенаторов, которые избираются цензорами). Компетенция – вопросы войны мира, междунар. договоры, контроль за избранием должностных лиц. Исключ. компетенция – распоряжение казной.

Магистраты – потэстас — (выборность; коллегиальность; срочность (на 1 год); принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения – из аристократов) не могли вмешиваться в д-сть дркуг друга, но могли наложить вето:

Ординарные (постоянные): консул (2) – магнус империум – первостепенные гражданские и военные дела; пертор (2) – минус империум –судебные функции, толкование права; народные трибуны – защита плебеев от патрицианских магистратов, защита невиннообвиненных, законодательная инициатива к комиции; цензоры (5 человек на 5 лет by комиции) – вопросы распределения общества по имущественному цензу

Экстраординарные (период кризиса): диктатор – суммум империум – законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Первоначально – на пол года, потом – пожизненно.

Система и источники РП

РП – публичное\частное:

Фас (религиозное)\юс (светское):

Цивильное (квиретское) – право граждан

Право народов (генцум)

Преторское – деятельность судебных органов по дополнению и исправлению цивильного права

Естественное (натурале) – мораль, нравственность.

Обычаи

Законы в респ. период все законы через комиции. Первый посменный закон – законы XII таблиц

Решения Сената

Императорский конституции и указы: эдикты (решения общего характера); мандаты (инструкции чиновникам); декреты (судебные решения императора); рескрипты (ответы на юр. вопросы)

Деятельность юристов (Гай, Павел, Ульпиан)

Плебисциты – источники права для плебеев

Папирусы – источники знания о праве.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. (а также устар. острацизм) Изгнание, ссылка; гонение, отвержение.

Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
в Древних Афинах процедура, проводившаяся на народном собрании, чтобы прогнать неугодного народу политика. Название происходит от слова «острака» — кусок глиняного черепка, на котором писали имя того, кого хотели изгнать. Ввел остракизм знаменитый реформатор…

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ОСТРАКИЗМ (греч. ostrakismos, от ostrakon — черепок) в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал…

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(греч. ostrakismós, от óstrakon ≈ черепок), в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (впервые применен в 488/487 до н. э.),…

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Остраки́зм — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии государства; если имя одного и того же человека написали 6 000 и более человек, его изгоняли на 10 лет….

Главная тема сегодняшних новостей – выборы в России. И этому явлению мы также обязаны грекам. Именно на земле древней Эллады берут свое начало фундаментальные понятия демократии: равноправие, верховенство закона, выборность органов власти и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов. И спустя века, очень многое по-прежнему можно найти сходства с древним процессом.
Впервые голосование было проведено еще в XI – IX вв. до н.э. в районах современной Аттики, где все свободные граждане, а под ними понимались только свободные мужчины, имевшие право носить оружие, вынуждены были участвовать в политической жизни и заседать на народных собраниях. Но уже тогда возможности собрания были весьма ограничены: его ход и постановления во многом определялись предварительным решением племенной аристократии. Тем не менее, собрание сохранялось в качестве важного элемента политической традиции. Само понятие «демократии» предполагало участие народа в жизни государства, поэтому всячески поддерживалось это ощущение.
Существенные преобразования в политическом устройстве Афин были уже после объединения отдельных поселений Аттики, примерно в 560-640 годах до н.э., тогда обязанности народного собрания, а также процедура его созыва и проведения стали регламентированы. После этого воля народа, выраженная голосованием, приобретала силу закона. Все постановления так и начинались: «Совет и народ решили». Воля выражалась голосованием, которое было открытым и тайным. Тайное проводилось с помощью «бюллетеней», в качестве которых были бобы. Белые означали «за», а черные – «против».
На народных собраниях очень многое зависело от профессионализма председательствующего. Собрание часто направлялось так называемыми «демагогами», популярными гражданами, которые, формально не занимая никакой государственной должности, благодаря своему ораторскому искусству и лести могли убедить народ в необходимости принятия нужных им постановлений. Известны также случаи, когда афиняне, понимая невозможность повлиять на исход голосования, покидали собрание или вообще не являлись на него. Однако законы принимались и в отсутствие большинства граждан, кроме особых случаев, когда требовалось присутствие значительного числа голосующих.
Еще одно понятие, которое дошло до наших дней, и которое также связано с выборным процессом в Древней Греции. Это «остракизм», под которым мы понимаем «изгнание, ссылку». Произошло это понятие от древне-греческого слова «остракон» — черепок, скорлупа. На черепках писали имя гражданина, который, по мнению голосующего, угрожал демократии государства и жизни общества. Если 6000 человек и больше написали на черепках одно и то же имя, то этого гражданина изгоняли из Афин на целых 10 лет не в качестве наказания, а в качестве превентивной меры, чтобы че-нить не натворил. В последствие этот институт себя дискредитировал, потому что оказалось возможным сговориться и выступить против кого-то, кто вообще не заслуживал подобного отношения.
До сих пор мне, например, непонятно, насколько велика роль граждан в результате выборов, не навесили ли нам на уши ламши демагоги, призывающие голосовать за того или иного кандидата, и как проверить простым гражданам, достоин или нет доверия тот или иной кандидат. Тем не менее, все на выборы! Вдруг, мы все-таки что-то можем изменить.

4. Выборные должностные лица

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в V–IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц. Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц.

Окрестности Афин

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан — бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Так как повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый гражданин мог быть избран на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое участие в государственном управлении своего полиса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий