Классическая школа уголовного права

Классическая школа уголовного права является направлением в науке уголовного права, которое появилось в 18 столетии. Среди основополагающих положений, которые были выдвинуты сторонниками этой школы, можно называть признание уголовного закона единственным актом, способным устанавливать преступность деяний и определять их наказуемость. Помимо того, приверженцы данного течения провозглашали равенство всех членов общества перед законом вне зависимости от их привилегий и сословной принадлежности.

Основные представители и школы

Общим названием «классическая школа уголовного права» обозначают в литературе несколько самостоятельных школ, которые на независимых основах сформировались в различных европейских государствах.

Великобритания — первая страна, в которой начали складываться идеи, являющиеся характерными для классической школы. Самыми известными из числа их сторонников были:

  • философ Дж. Локк;
  • правовед – У. Блэкстон.

Локк являлся приверженцем концепта естественных человеческих прав, которые должны быть выражены в законодательных актах, издаваемых органами государства. Дж. Локк является автором утверждения о том, что лишь закон может быть мерилом дурного и хорошего, которое заложено в базис принципа уголовного права, обычно отображаемого формулой «nullum crimeu, null apoenasinelege», то есть «нет преступления — нет наказания»

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классическая школа уголовного права 480 руб.
  • Реферат Классическая школа уголовного права 240 руб.
  • Контрольная работа Классическая школа уголовного права 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Блэкстон не являлся сторонником концепта естественных прав, но в его работах также отмечается отражение идей классической школы, хоть они и обладали компромиссным характером, учитывая положения права феодализма.

Идеи классической школы были высказаны множеством французских и германских учёных. Во Франции они были оглашены просветителями и энциклопедистами, которые так же являлись сторонниками концепта естественного права. В Германии множество идей классической школы высказал Ансельм Фейербах.

В Италии сторонником подобных теорий был Чезаре Беккариа, являющийся самым видным и известным представителем классической школы уголовного права. Его труд «О преступлениях и наказаниях» 1764 года считается программным документом этого научного направления.

Замечание 1

Согласно мнению Беккариа, преступление — нарушение общественного договора, а также естественных и божественных законов, но, он так же считал, что преступными могут считаться только те деяния, что запрещены законом.

Беккариа сформулировал принципы следущие принципы уголовного права:

  • «наказание должно являться соразмерным преступлению, мерилом которого представляется фактический вред»;
  • «любой гражданин может сделать все, что не противно законам, но за нарушение закона необходимо понести наказание».

Беккариа не соглашался с карательной сущностью наказания, полагая, что наказание необходимо для предупреждения совершения новых преступлений: специальному, то есть препятствование свершения новых преступлений самим осужденным лицом; и общему, то есть предупреждение свершения преступлений неким кругом лиц.

Замечание 2

Беккариа формулировал принцип презумпции невиновности: «никто не может называться преступником, пока не будет вынесен обвинительный приговор». Также он писал о роли уголовного закона: «лишь законы могут учреждать наказание за преступления».

Реакция на неспособность классической школы уголовного права разрешить проблемы, которые имеют тесную связь с быстротечным ростом преступности, стало формирование антропологической школы уголовного права, которая была выращена из идеологии Чезаре Ломброзо о прирождённых преступниках.

Сущность классической школы

Работы Беккариа, Бентама, Говарда, Фейербаха и их последователей оформили классическую направленность уголовного права. В границах данной школы получили развитие криминологические идеи, которые органическим образом связывались с уголовным правом.

Главнейшие идеи классической школы уголовного права были сведены к следующему:

  • человек — это носитель свободной воли, и преступление является результатом его произвольного выбора; в силу того, что лицо, имея нравственную свободу, выбирает зло, оно обязано понести наказание за собственный выбор;
  • процесс по принятию решения о свершении преступления обладает исключительно рациональным характером. Человек свершает преступление только в случае, если считает полезным его для себя после установления на весы всех «pro» и «contra»;
  • увеличивая наказание, общество делает преступления наименее привлекательными, что помогает сдерживать людей от их свершения;
  • искусство законодателя и его гуманность заключены в том, чтобы ужесточение наказания сводилось не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «ужесточать только настолько, чтобы делать преступление непривлекательным».

Ученым из классической школы приходилось выдерживать большой поток критики. Представители классической школы частенько упрекались в том, что они упускали из поля зрения преступную личность. Э. Ферри отмечал: «Для криминалистов, судей и законодателей область правосудия включает в себя следующие моменты: преступление, суд и наказание. Классическая школа не понимает преступника, который между этим и есть начало и вместе с тем итоговой целью деятельности общественной обороны от преступности».

Этот упрек вряд ли можно считать обоснованным. Концепт преступника у них являлся несколько схематичным и упрощенным, чрезмерно рационалистичным, с гипертрофированным «принципом пользы». Но в этом их не стоит упрекать — они вели работу на уровне развития философской и психологической мысли того периода времени. Только в 20 столетии психологи устанавливали, что характерная черта человека: думать об одном, говорить о другом, а поступать вопреки всему иначе.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА уголовного права (криминологии) – самое раннее направление просвещенного учения о преступности. Использованное в качестве термина слово «классическая», образованное от слова «класс» (степень, уровень чего-либо), означает, таким образом, «выдающаяся», «образцовая», «общепризнанная». Положения, разработанные в раннем правовом учении о преступности, долгое время оставались и в определенной мере остаются и сейчас в теории уголовного права и уголовном законодательстве.

1. Работы Монтескье и Беккариа, что покачнули основания феодального криминального права, были направлены против его жестокости, смертного наказания и истязание, религиозной нетерпимости и сформулировали гуманистические идеи цивилизованного криминального права, положили начало классической школе. Особое место здесь занимает книга итальянского просветителя и юриста Чезаре Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказании», что вышла в 1764 году. Эта книга за силой своего влияния на современников и на следующие поколения не имеет себе равных в истории науки криминального права. Книгу-памфлет содержала сокрушительную критику жестокости и несправедливости феодального криминального права и вместе с тем формулировала принципы криминального права, основанные на идеях просветительства и гуманизма XVIII ст.

Книга Беккариа приобрела чрезвычайную популярность во всем просвещенном мире, выдержала ряд изданий. В 1765 г. в Швейцарии была вычеканена медаль в честь Беккариа. Католическая церковь, которая отстаивала основания феодализма, занесла книгу Беккариа к Индексу запрещенных книг. Блестящий стиль, страстность изложения, сжатость и ясность мысли, а главное — идеи цивилизованного криминального права, которое в ней сформулированы, делают эту книгу актуальной и в наши дни. Каждый юрист должен прочитать книгу Беккариа (русское издание 1939 г., стало библиографической редкостью, в 1994 г. книга переиздана в России). Сформулируем коротко основные идеи Беккариа. Взгляды на криминальный закон. Беккариа, вслед за Монтескье, провозглашает верховенство закона, причем законодатель не только выдает законы, но и толкует их; судья же не может толковать законы, которые подлежат буквальному применению.

Закон должен определять преступность и наказуемость действия. Все граждане должны быть равными перед законом. Беккариа резко выступает против сословной неровности. Ф Взгляды на преступление. Преступление — это только действие, т.е. поступок человека, выраженный извне. Беккариа отвергает ответственность за намерение, за слова, мысли, ереси и колдовство, которое считалось одним из важнейших постулатов феодального права. Беккариа одним из первых дал материальное определение преступления, считая, что им есть лишь действие, которое причиняет тот или другой вред обществу.

Взгляды на наказание. Право на наказание вытекает, как считает Беккариа, не из требований искупления греху перед богом или монархом, а из необходимости защитить «общее благо от посягательств отдельных лиц». Поэтому наказание должно применяться лишь тогда, когда в этом есть «абсолютная необходимость».

Вслед за Монтескье, которого Беккариа считал своим учителем, он требует равновесия преступления и наказание. Он предлагал создать «точную и общую ступеньку преступлений и наказаний», в которой «отбивалась бы их соответствие».

Наказание,-писал Беккариа,-должно быть воздержанным, гуманным, а не жестоким. Уверенность в неизбежности, неотвратимости хотя бы и воздержанного наказания создаст, пишет он, «всегда большее впечатление, чем ужас перед другим, более жестоким наказанием, но таким, что сопровождается надеждой на безнаказанность».

Цель наказания — не отплата, а предупреждение совершения виновным нового преступления, причинение нового вреда обществу (то, что мы называем частной превенцією) и содержание других лиц от совершения преступления (общая превенція).

Беккариа считал, что более целесообразным есть предупредить совершение. преступления, чем потом наказывать за него.

Беккариа в принципе был против смертного наказания. Он припускает ее лишь в том случае, когда она является единым средством удержать других от совершения преступления или «когда нации возвращает или теряет свою свободу или во время анархии, когда беспорядок заменяет законы». Интересно, что когда в Конвенте во время Французской революции решался вопрос о казни Людовіка XVI, у обоснование применения ее были положены взгляды Беккариа.

Классическая школа уголовного права — направление в уголовно-правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который может устанавливать преступность и наказуемость деяний, а также провозглашение равенства всех перед законом независимо от сословной принадлежности и привилегий.

Основные представители и школы

Общим термином «классическая школа уголовного права» в литературе обозначают несколько самостоятельных школ, относительно независимо появившихся в различных государствах Европы.

Великобритания

Великобритания стала первой страной, в которой стали появляться идеи, являющиеся характерными для классической школы. Первыми их сторонниками стали философ Джон Локк и правовед Уильям Блэкстон.

Локк был сторонником концепции естественных прав человека, которые должны были выражаться в законодательных актах, издаваемых государственными органами. Локк является автором утверждения о том, что только закон может быть мерилом хорошего и дурного, которое легло в основу принципа уголовного права, обычно выражаемого формулой nullum crimeu, nulla poena sine lege («нет преступления, нет наказания без указания на то в законе»).

Блэкстон не поддерживал концепцию естественных прав, однако его работы также отражали идеи классической школы, хотя и носили компромиссный характер, учитывая положения феодального права.

Франция и Германия

Идеи классической школы высказывались многими французскими и германскими учёными. Во Франции они высказывались энциклопедистами и просветителями, бывшими сторонниками концепции естественного права. В Германии многие идеи классической школы выразил Ансельм Фейербах.

Италия

В Италии работал Чезаре Беккариа, который считается наиболее видным и известным представителем классической школы уголовного права. Его работа «О преступлениях и наказаниях» (1764) является программным документом данного научного направления.

По мнению Беккариа, преступления являются нарушением общественного договора, а также божественных и естественных законов, однако, по его мнению, преступными должны считаться лишь деяния, запрещённые законом. Беккариа принадлежат такие принципы, как «наказание должно быть соразмерно преступлению, мерилом которого является фактический вред»; «каждый гражданин может делать все, что не противно законам, однако за нарушение закона следует наказание».

Беккариа отрицал карательную сущность наказания, считая, что наказание должно служить предупреждению новых преступлений: специальному (воспрепятствование совершения новых преступлений самим осуждённым) и общему (предупреждение совершения преступлений неопределённым кругом лиц).

Беккариа сформулировал принцип презумпции невиновности: «никто не может быть назван преступником, пока не вынесен обвинительный приговор». Также он говорил о роли уголовного закона: «только законы могут устанавливать наказание за преступления».

Россия

Последователи

Реакцией на неспособность классической школы уголовного права решить проблемы, связанные с ростом преступности, стало появление антропологической школы уголовного права, выросшей из идей Чезаре Ломброзо о прирождённых преступниках.

См. также

Раздел «Классическая школа криминологии» статьи «Личность преступника»

Литература

Примечания

Школы просветительно-гуманитарного направления появились в XVIII веке. Были сформулированы и получили обоснование положения о неизбежности ответственности, соразмерности наказания совершенному преступлению, экономии репрессии, равенстве граждан перед законом и судом, невозможности назначения наказания за мысли. Яркими представителями гуманитарной ветви являются Жан Поль Марат, Шарль Луи де Монтескье и др. Они отстаивали формализацию уголовного права, простоту и прозрачность формулировок.

Именно в на этом этапе зарождается основной принцип: «нет преступления без указания о том в законе».

Классическая школа

В классической школе развивались идеи о том, что наказанию подлежит не намерение, а действие или поведение, носящее признаки преступления. Разрабатывались положения о том, что наказание должно быть справедливым, что действие можно характеризовать как преступное поведение человека только тогда, когда на это указывает закон. Если мера наказания в законе не определена, наказание не может быть осуществлено. Ученые-гуманисты обосновали, что субъективное вменение необходимо, а также необходимо выделить умышленную и неосторожную форму вины.

Определение 1

Главной идеей классической школы стало положение о свободе человека в преступном поведении. Человек является разумным существом и волен выбирать между преступным и непреступным поведением. Преступление – результат действия воли человека.

Классическую школу в разное время представляли Гегель, Кант, Бауэр и многие другие. В российской науке эту точку зрения отстаивали А.Ф.Кистяковский, Н.Д.Сергеевский, Г.И.Солнцев.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Антропологическая школа

Среди школ уголовного права выделяют антропологическую школу. Возникновение школы относится к концу XIX века. Основателем направления является Чезаре Ломброзо – врач – психиатр и специалист по криминалистическим исследованиям. Свою идею о биологической природе преступного поведения человека он изложил в книге «Преступный человек».

Определение 2

Главным является положение о предрасположенности человека к совершению преступлений от рождения. Исправить преступника невозможно. Основным видом деятельности является обеспечение безопасности. Вместо судов организуются специальные административные органы.

Социологическая школа

На смену антропологическим утверждениям, которые не объясняли причины появления преступности, пришли идеи, носящие социологический характер.

Определение 3

Наиболее была распространена теория множественности факторов, которая выявляла причины возникновения преступности в зависимости различных факторов: физических, общественных, личностных.

К физическим факторам относятся: время года, погода, климат. К общественным факторам относятся: ухудшение жизни, безработица, инфляция, миграция. К личностным факторам относятся: наследственность, психические особенности, образование, воспитание, социальная среда.

Социологи утверждали, что преступность как явление социального порядка неискоренима. Что при определении наказания следует учитывать психофизические особенности личности, образ жизни, социальное окружение.

Представители данного направления внесли большой вклад в развитие уголовно-правовой политики. Были разработаны новые методы, которые приблизили уголовное право к социальным реалиям. Франц фон Лист, Адольф Принс, Михаил Васильевич Духовской, Иван Яковлевич Фойницкий представляли социологическое направление в своих работах. Середина XX века характеризуется множеством прогрессивных идей.

Французский ученый Марк Апсель разрабатывал теорию новой социальной защиты, в которой основной была идея о гуманизации наказания, помощь в адаптации после отбытия наказания.

В современном уголовном праве присутствуют многие постулаты, разработанные школами просветительно-гуманитарного направления. Они изменились, но в обязательном порядке учитываются исследователями, и законодателями. Эти положения присущи и российскому уголовному праву.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Классическая школа в уголовном праве сформировалась в конце XVIII — начале XIX в. после Французской революции 1789 г. Она охватывает различные уголовно-правовые учения, в том числе уголовно-правовые концепции немецких философов И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля и взгляды крупнейшего немецкого криминалиста — «классика» А Фейербаха.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804 гг.) оказал серьезное влияние на современную ему уголовно-правовую теорию, в частности, предложив свое решение проблемы оснований уголовной ответственности и разработав собственную концепцию наказания. Первая проблема им решалась на основании созданного им учения о нравственности, стержнем которого было учение о «категорическом императиве», в соответствии с которым нравственными являются те поступки людей, которые совершены не ради достижения, допустим, благородных целей, а из сознания необходимости подчиниться безусловному предписанию — «категорическому императиву» нравственного закона. Последний же, т.е. «нравственный закон» Канта, гласил: поступай только согласно такому правилу (максиме), по поводу которого ты в то же время можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим моральным законом, т.е. чтобы все другие могли ему следовать. Свой категорический императив Кант отличал от условного императива, содержащегося в правиле: если хочешь достичь какой-либо цели, ты должен совершать определенные поступки в качестве средства. Тем самым он отвергал толкование нравственности в соответствии с принципом «цель оправдывает средства». Из категорического императива Кант выводил «практический императив» («действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству как в твоем лице, так и в лице всякого другого только как к средству, но всегда в то же время и как к цели»). Эти философские конструкции Кант переносит на уголовно-правовую материю, например на преступления против личности и собственности (частной). По мнению Канта, в этих случаях преступник намеревается воспользоваться личностью других только как средством, не принимая во внимание, что они (другие) как разумные существа должны быть ценимы всегда в то же время как цели. Таким образом, в этих случаях преступник нарушает нравственный императив.

Кант считал, что выдвинутый им категорический императив в области права заключается в свободе человека поступать как угодно, если это не ограничивает свободу другого человека. Это правило пережило своего автора на столетия, оно является одним из основополагающих для современного понимания соотношения свободы и прав человека. Исходя из этих философских посылок основанием уголовной ответственности Кант считал свободную волю правонарушителя как разумного существа. Кантовская идея о свободе воли преступника как основания уголовной ответственности явилась философским обоснованием учения классической школы как о причинах преступного поведения, так и следующих за ним уголовно-правовых последствий такого поведения — уголовной ответственности и наказания. Фактически же эта концепция приводила к отказу от исследования проблемы причин преступности, что следует признать одним из самых слабых мест в учении классической школы уголовного права.

В своей концепции наказания Кант исходил из принципа талиона — возмездия равным за равное. Кант считал, что категорический императив требует наказывать убийство смертной казнью, изнасилование — кастрацией, оскорбление — публичным целованием обидчиком руки потерпевшего и т.п. Конечно, следует признать, что в вопросе о смертной казни Кантом был сделан значительный шаг назад по сравнению с концепциями просветительно-гуманистического направления (в первую очередь Беккариа).

Среди теоретических учений в уголовном праве, объединяемых понятием классической школы, особое место, как уже отмечалось, занимают уголовно-правовые воззрения немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.)1, вошедшего в историю как основоположник философского диалектического метода мышления. Диалектическое развитие, по Гегелю, происходит в форме триады: тезис, его отрицание — антитезис, отрицание этого отрицания — синтез. Антитезис означает отрицание предыдущего развития. Синтез — не только отрицание антитезиса, но и восстановление всего ценного, что было в предшествующем развитии. Применительно к учению о преступлении и наказании Гегель конкретизировал свою триаду следующим образом. Тезис — это существование абстрактного права, выражающего всеобщую волю. Индивидуальная валя, выраженная в преступлении, есть отрицание абстрактного права, т.е. антитезис. Наказание, назначаемое преступнику, есть синтез, т.е. отрицание преступления и восстановление нарушенного им правд. В соответствии с этим право государства на наказание выводится Гегелем не из тех или иных целей наказания (устрашение, исправление и т.п.), а из логической справедливости и неизбежности наказания, необходимого для восстановления права. Как тут не вспомнить, что через два с половиной века в Уголовном кодексе России 1996 г. среди целей наказания впервые в отечественном уголовном праве сформулирована и поставлена на первое место цель восстановления социальной справедливости, основным содержанием которой является, конечно же, восстановление нарушенных преступлением прав потерпевшего (ст. 43 УК РФ).

Вслед за представителями просветительно-гуманистического направления Гегель исходил из того, что человек может подлежать уголовной ответственности лишь за совершенное им преступление, но не за преступное намерение или мысли. При этом Гегель исходил из своего тезиса, что сущность человека проявляется не в его желаниях или намерениях, а в его деятельности: «субъект есть ряд его поступков». Именно этот тезис был впоследствии использован Марксом в строгих формулах оснований юридической ответственности: «Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это не что иное, как позитивные санкции беззакония…

Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, поскольку я вступаю в область действительности, я вступаю в сферу, подвластную законодателю. Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом. Мои действия — это единственная область, где я сталкиваюсь с законом…». Маркс ныне не только не моден, но и в значительной степени «упразднен» новыми идеологами. Оставим, однако, в стороне судьбу его политических и экономических теорий. Следует признать, что в правовом аспекте его трактовка оснований юридической ответственности остается самой безупречной и с точки зрения сегодняшней правовой идеологии — идеологии общечеловеческих ценностей.

Гегель являлся самым решительным противником объективного вменения, т.е. уголовной ответственности за один лишь результат деяния, независимо от вины лица, его причинившего. Им был сделан прогрессивный для своего времени вывод о невменяемости как обстоятельстве, исключающем уголовную ответственность. Гегель выступал за гуманное обращение с душевнобольными, а по отношению к лицам, признанным невменяемыми, он категорически возражал против применения уголовного наказания, настаивая на замене его медицинским лечением. В вопросе о крайней необходимости как обстоятельстве, исключающем уголовную ответственность, Гегель отстаивал право умирающего с голода посягнуть на чужую собственность, что противоречило феодальному праву. Велики заслуги Гегеля и в формулировании и развитии принципа справедливости наказания, в отрицании кантовского понимания возмездия как материального равенства между преступлением и наказанием, в трактовке наказания как последствия уже совершенного преступления, как отрицания уже произведенного самим преступником отрицания права и утверждения права судом и поэтому как собственного права преступника, толкуемого как «снятое» преступления.

Заслуга Гегеля состояла в том, что он выступал решительным сторонником кодифицированного уголовного законодательства, считая его более развитой формой права, чем собрание норм обычного права или судебных решений по топу английской системы правосудия, сторонником ограничения законом пределов судейского усмотрения. Гегель выступал за учреждение суда присяжных.

В наиболее концентрированном виде уголовно-правовые идеи «классической» школы представлены в теоретическом наследстве Ансельма Фейербаха (1775-1833 гг.) — одного из крупнейших европейских криминалистов XIX в., создавшего собственную уголовно-правовую теорию. По справедливому мнению Ф.М. Решетникова, именно Ансельма Фейербаха следует считать наиболее типичным представителем «классической» школы в уголовном праве. Ф.М. Решетников видит заслугу А Фейербаха в том, что именно он сформулировал основной принцип современного уголовного права, не подлежавшего, по словам автора, «никакому исключению», сумев облечь принципы, выдвинутые Беккариа, в строгие латинские формулы:

  • nulla poena sine lege — нет наказания без закона;
  • nulla poena sine crimene — нет наказания без преступления;
  • nullum crimen sine poena legali — нет преступления без законного наказания.

Известно, что со временем эти фейербаховские формулы свелись к комбинированному принципу nullum crimen, nulla poena sine lege. И именно эта формула послужила основой для создания уголовных кодексов многих стран, и по сей день она является важной гарантией демократии и законности в сфере правосудия по уголовным делам.

Вслед за Беккариа и Гегелем Фейербах отстаивал требование об установлении уголовной ответственности лишь за преступное деяние, а не за намерение или мысли. Он выступал за установление в уголовном законодательстве лишь определенных санкций, ограничивающих произвол суда. По справедливому мнению Ф.М. Решетникова, основная заслуга А. Фейербаха состоит в том, что тот в своих произведениях создал прочную основу для разработки в рамках «классической» школы таких важнейших институтов уголовного права, как состав преступления, вина, покушение, соучастие и некоторые другие. Так, именно Фейербах указал на необходимость различать объективное (преступное деяние, запрещенное уголовным законом) и субъективное основание уголовной ответственности. Он же обратил внимание на необходимость различать злой умысел (dolus) и неосторожность (culpa) как основные формы вины. Им отстаивались объективные критерии в вопросе об ответственности за покушение на преступление (меньшая степень ответственности, чем за оконченное преступление) и за соучастие в преступлении (наказуемость действий подстрекателей и пособников в зависимости от их роли в совершении преступления). Нельзя не отметить заслуги А. Фейербаха и как составителя проекта баварского Уголовного кодекса 1813 г. В этом отношении следует признать строгую логическую последовательность в расположении статей, точное описание составов преступлений, сужение круга уголовно наказуемых деяний по сравнению с предшествовавшим и современным ему германским законодательством (в основном за счет так называемых религиозных преступлений), детальное изложение в Кодексе многих вопросов Общей части. В целом баварский кодекс 1813 г. оценивается как прогрессивное явление в развитии уголовного права XIX в., так как вслед за Уголовным кодексом Франции 1810 г. (последний явился наиболее характерным и последовательным проявлением в законодательстве идей «классической» школы) он нанес ощутимый удар остаткам феодального законодательства и стал одним из этапов на пути к созданию нового уголовного законодательства, основанного на прогрессивных принципах уголовного права.

В целом «классическая» школа была выражением так называемого юридического мировоззрения, выводившего содержание правовых норм не столько из условий жизни общества (политических, экономических, духовных), сколько из воли законодателя. Такой подход имел и свои достоинства, и свои же недостатки и пороки. «Классики» разрабатывали основные уголовно-правовые институты, конструировали и комментировали уголовно-правовые нормы обычно в отрыве от конкретных исторических условий. Отсюда вытекало и формально-юридическое понимание основных вопросов уголовного права. В связи с этим «классическое» направление достигло вершин уголовно-правовой науки в исследовании догмы уголовного права, в изучении уголовно-правовой нормы и других категорий уголовного права как юридических понятий. С другой стороны, отрыв проблемы преступления и преступности от социально- экономических условий жизни общества, обоснование причин преступности безусловной и ничем не обусловленной свободой воли преступника привели к тому, что представители этого направления не смогли дать ответа на допрос о причинах резкого роста преступности в развитых государствах в конце XIX в. Они оказались не способными дать теоретические объяснения феномену тенденции роста преступности и разработать адекватные уголовно-правовые меры борьбы с ним. В связи с этим «классическое» направление и подверглось самым ожесточенным нападкам новых направлений в науке уголовного правд — антропологического и социологического. Название «классическое» было дано сторонниками этих направлений, вкладывавших в его значение смысл устарелости теоретических воззрений «классиков», не соответствующих современным потребностям общества.

Следует отметить, что «классическое» направление в лучшем своем проявлении получало развитие в российском уголовном праве (Н.С. Таганцев, Н.Д. Сергеевский и др.). Особо следует выделить труды Н.С. Таганцева, создавшего, как уже отмечалось, один из лучших в европейской юридической литературе курсов уголовного права. В нем выдающийся русский криминалист сделал успешную попытку выйти за устаревшие рамки методологических подходов к разрешению проблем уголовного права, связывая их решение с жизненными потребностями правотворческой и судебной деятельности.

В теории уголовного права выделяется так называемое неоклассическое направление уголовного права, явившееся модификацией некоторых принципов «классической» школы. Для него характерно:

  • модификация доктрины свободной воли, на которую, согласно положениям этого направления, могли влиять как патология, недееспособность, умственная неполноценность и другие обстоятельства, так и преднамеренность (т.е. определенное отступление от абсолютизации свободной воли);
  • признание смягчающих вину обстоятельств;
  • модификация доктрины ответственности с целью смягчения наказания в случаях душевных заболеваний, возрастных и других особенностей, «влияющих на знания и намерения человека в момент совершения преступления»;
  • использование в судопроизводстве заключений экспертов о степени ответственности (положения эти нашли отражение в изменениях и дополнениях Уголовного кодекса Франции 1810 г.).

В целом «неоклассическое» направление развивалось в сторону большей индивидуализации наказаний и их постепенного смягчения.

Добавить комментарий