Классификация источников права ес

Нормы права Евросоюза закреплены в определенных источниках. Круг этих источников довольно широк, они разнообразны по предмету и содержанию. Основу составляют нормативные акты и нормативные договоры. Источником права Европейского Союза является и судебная практика Суда ЕС, в англосаксонской доктрине – прецедентное право. Существуют также обычаи ЕС, то есть правила, складывающиеся стихийным образом, однако официальными источниками европейского права такие правила не являются.

К числу источников права ЕС относятся рекомендательные и политические акты, которые не носят обязательного характера, данное положение определено европейской доктриной. Для их обозначения используется понятие «мягкое право». Институтами, органами, учреждениями ЕС издаются акты индивидуальной направленности, которые адресованы конкретным субъектам.

Источники права ЕС складываются в систему, которая взаимосвязана и построена в иерархической последовательности.

Замечание 1

Документы, содержащие основные, главные положения, обладают обязательной силой и относятся к источникам первичного права. Это базисная правовая платформа Союза.

На основании первичного права принимаются правовые документы, которые составляют источники вторичного или производного права.

Большинство норм ЕС закреплено во второй группе НПА. Главное, источники вторичного права не должны вступать в противоречие с первичными документами. Если такое происходит, документ подлежит немедленной отмене.

Общая характеристика первичных документов ЕС

Это прежде всего учредительные документы, конституции государств, которые принимаются собраниями народных представителей или посредством проведения референдума, где народ непосредственно участвует в принятии основного документа.

Учредили Европейский Союз государства-члены, поэтому существует международный договор, который и является основным законом ЕС.

Основополагающими документами ЕС является два договора, это связано с историей формирования Союза:

  • Маастрихтский договор 1992 г.
  • Римский договор 1957 г.

Первый документ невелик по объему, он учреждает ЕС и закрепляет общие принципы его образования, взаимоотношений государств-членов с миром. Второй документ детально определяет правила работы ЕС, он больше по объему, состоит из преамбулы и 338 статей, которые распределены в 7 частях договора. Несмотря на то, что договоры заключены в разное время и имеют различные предмет и содержание, они связаны и составляют целостную логическую систему. Применяются они совместно, поэтому оба документа наделены высшей юридической силой в равной мере. Учредительные документы действуют в редакции Лиссабонского договора 2007 года.

Документы учредительного характера устанавливают права и обязанности субъектов публичной власти и частных лиц.

Определение 1

К субъектам публичной власти относятся: государства-члены, институты, органы, учреждения ЕС.

Учредительные документы ЕС имеют прямое действие, то есть нормы являются безусловными и четкими.

Документы учредительного характера никогда не включали в себя всеобъемлющего перечня прав и свобод человека, которые обязан соблюдать в ходе своей деятельности Европейский Союз. В 2000 г. была утверждена Хартия Европейского Союза об основных правах. Это совместный декларативный документ трех политических институтов Европарламента, Совета ЕС и Еврокомиссии. Хартия стала еще одним первичным источником права Союза.

Вывод 1

Основными источниками первичного права ЕС являются три взаимосвязанных документа: Договор о Европейском Союзе, Договор о функционировании Европейского Союза и Хартия Европейского Союза об основных правах. На основании Договоров строится и функционирует ЕС, Хартия подтверждает и закрепляет основные личные права, которые должны соблюдаться.

Договоры и Хартия заключены на неограниченный срок с возможностью внесения в них поправок.

Договор о Европейском Союзе

Определение 2

ДЕС – документ, который кратко, лаконично определяет общие и фундаментальные начала устройства Евросоюза как интеграционной организации, а также принципы и цели деятельности ЕС на мировой арене.

Договор состоит из преамбулы 55 статей, которые распределены по 6 разделам:

  • Первый раздел определяет общие положения. Здесь речь идет об учреждении ЕС, его ценностях, принципах взаимоотношений между государствами, статусе ЕС.
  • Второй раздел устанавливает принципы демократического устройства ЕС.
  • В третьем разделе определены институты ЕС.
  • В четвертом разделе речь идет о продвинутом сотрудничестве, о более тесной интеграции государств при условии, что их количество составляет не менее девяти.
  • В пятом разделе изложены положения общего характера о внешнеполитической деятельности Союза, об общей внешней политике и политике безопасности. Это самый крупный раздел Договора, имеющий дополнительные структурные элементы. Здесь нашли закрепление основы деятельности ЕС в мировом пространстве.
  • Шестой раздел дополняет положения о статусе ЕС, в том числе о наличии у Союза правосубъектности, о процедуре пересмотра учредительных документов, об условиях и порядке приема новых государств в ЕС.

Договор о функционировании Европейского Союза

Первоначальная редакция договора относится к 1957 году. В 2007 году документ был отредактирован. Это второй учредительный документ, который детализирует положения первого Договора.

Определение 3

ДФЕС – документ, который организует функционирование Союза и определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции.

Объем документа значителен, он состоит из преамбулы и 338 статей, которые распределены в 7 частях. Многие части включают в себя по нескольку разделов.

  • В первой части закреплены общие правовые основы деятельности Союза, в ней говорится о различных категориях и сферах компетенции, о принципах деятельности ЕС.
  • Вторая часть закрепляет правовой статус граждан ЕС, важные права, связанные с принадлежностью к наднациональному гражданству.
  • Третья часть состоит из 24 разделов и устанавливает правила внутренней деятельности ЕС. Здесь определена компетенция ЕС по управлению общественными отношениями на его территории, установлены принципы единого экономического пространства, основы правового регулирования экономического и валютного союза и пр.
  • Четвертая часть устанавливает порядок взаимодействия ЕС с некоторыми колониями государств-членов, которые не включены в территорию ЕС. Эта часть почти не изменилась, она имеет ограниченное применение, так как под ее действие попадают только географически отдаленные острова незначительных размеров.
  • Пятая часть определяет правовые основы деятельности ЕС на международной арене, его взаимодействие со странами, которые не входят в Союз.
  • Шестая часть устанавливает правила для институтов ЕС. В этой части определены правила правового режима функционирования руководящих органов, вспомогательных органов и учреждений Союза. Здесь же определены правила продвинутого сотрудничества и порядок принятия и исполнения бюджета ЕС.
  • Седьмая часть касается норм правосубъектности, в частности в ней определено правило о признании Союза в его государствах-членах юр. лицом с максимально широкой правоспособностью.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Протоколы и приложения к учредительным документам

Определение 4

Протоколы – приложения к учредительным документам, которые дополняют их в разное время и являются их составной частью.

В протоколы выносятся специальные положения по отдельным вопросам, которые включать в основную часть нецелесообразно.

На сегодняшний день действующими являются 37 протоколов, некоторые действуют с 1957 г., некоторые были приложены при подписании Лиссабонского договора. Протоколы, которые были приложены к Договорам ранее 2007 года, действуют в редакции Лиссабонского договора.

В протоколах могут содержаться статуты (уставы) суда ЕС, Европейского инвестиционного банка, Европейского центрального банка и др.

В протоколах устанавливаются изъятия и исключения для отдельных государств-членов.

Замечание 2

Протокол не является отдельным источником первичного права, он принадлежит к обособленному разделу учредительных документов.

Протокол состоит из преамбулы и статей, если протокол большой по объему, то добавляются главы и разделы.

К учредительным документам ЕС имеются два приложения, которые содержат различные перечни и списки.

Порядок пересмотра Договоров и Хартии

Существует традиционная международно-правовая процедура, которая заключается в подписании и ратификации государствами ревизионных договоров.

Определение 5

Ревизионный договор – договор, содержащий поправки в различные положения учредительных документов.

В 2009 году ситуация изменилась, так как вступил в действие договор, заключенный в Лиссабоне. В нем был определен порядок пересмотра документов ЕС первичного характера, где сочетаются две процедуры: процедура пересмотра международных договоров и процедура пересмотра конституции демократического государства за счет того, что право голоса предоставляется институту ЕС. Государство-член имеет право наложения вето на внесение любых поправок в документы первого уровня.

На Совет ЕС выносится проект пересмотра договора, Совет передает этот проект Европейскому Совету, уведомляет о нем национальные парламенты. Инициируют пересмотр документов правительства государств или Европейская комиссия, Европарламент.

Если за пересмотр выступает большинство государств, Европейский Совет проводит консультации с Европарламентом и Еврокомиссией, созывает Конвент. В состав Конвента входят представители законодательной и исполнительной власти государств, представители ЕС в лице делегатов Европарламента и Еврокомиссии.

Если поправки в учредительные документы не имеют существенного значения, тогда конвент не собирается. Если изменения масштабны, то Конвент необходим. Для того, чтобы созвать Конвент требуется специальное решение Евросовета, одобренное Европарламентом.

Замечание 3

Задачей Конвента является пересмотр учредительных документов, выработка рекомендаций для составления проекта ревизионного договора. Рекомендации принимаются консенсусом, предполагающим одобрение всеми субъектами.

После принятия рекомендаций созывается Конференция представителей правительств государств-членов (межправительственная конференция).

Замечание 4

Задача межправительственной конференции – утверждение окончательного текста ревизионного договора, который подписывается всеми представителями государств-членов.

Далее ревизионный договор должен пройти ратификацию во всех государствах-членах в соответствии с конституцией каждого государства. Точные сроки ратификации не устанавливаются, ориентировочно договор должен быть ратифицирован в течение 2 лет с момента его подписания.

Если в течение этого времени 4/5 государств договор ратифицировали, а несколько государств испытывали затруднения при его ратификации, Евросовет принимает решение внести корректировки в ревизионный договор, так как этого требуют обстоятельства.

Принуждение к ратификации договора недопустимо, каждое государство сохраняет в этой позиции право вето.

Существует упрощенная процедура пересмотра учредительных документов, она используется для внесения поправок в отдельные положения учредительных документов. Пересмотр производится на основании решения Евросовета при единогласном решении и одобрении всеми государствами-членами.

Также Евросовет может принять решение о внесении поправок и разрешить Совету ЕС постановлять квалифицированным большинством или уравнять права Европарламента и Совета ЕС на принятие определенных законодательных актов.

Проект решения Евросовета с внесенными поправками направляется национальным парламентам. Если национальные парламенты не выступают с возражениями, Евросовет имеет право принять решение о внесении поправок. Перед принятием решения Евросовет согласует данную позицию Европарламентом.

Другие упрощенные процедуры относятся к изменению протоколов к учредительным документам.

В учредительные документы необходимо вносить поправки по случаю вступления в ЕС новых государств. Поправки вносятся с целью расширить состав институтов ЕС, установить доли в уставном капитале Европейского инвестиционного банка. Такие изменения оформляются посредством договора о присоединении, которые заключаются между действующими государствами и вновь вступившими государствами. Такие договоры должны быть ратифицированы всеми участниками и одобрены Европейским парламентом.

Определение 6

Хартия Европейского Союза об основных правах – это особой формы правовой акт, который совместно принят законодательными и исполнительными институтами ЕС, Европарламентом, Советом ЕС и Еврокомиссией. Хартия имеет высшую юридическую силу.

Процедура пересмотра Хартии включает в себя два этапа:

  • каждый из трех институтов утверждает поправки в документ. Применяются обычные внутренние процедуры принятия решений. Каждый из институтов обладает правом вето;
  • для того, чтобы новая редакция Хартии начала действовать, необходимо внести поправки в ДЕС, а именно ст.6. Сегодня эта статья отсылает к редакции Хартии 2007 года. Эта отсылка должна быть заменена при внесении поправок в Хартию.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

«Источники права — акты уполномоченных органов власти, устанавливающие нормы права и внешние формы правотворческой деятельности государства. Основные виды источников права: правовой обычай; прецедент (характерен для англосаксонской правовой системы); нормативный акт; нормативный договор (соглашение между различными субъектами права)».

Проанализировав вышеприведенные определения, можно дать определение источникам права ЕС.

Источники права Европейского Союза – документы, устанавливающие нормы права и внешние формы правотворческой деятельности Европейского союза.

Первичное право Европейского Союза — это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами.

В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Эти документы (включая протоколы к ним) были рассмотрены выше в разделе II. Они составляют основное первичное право Союза.

Кроме учредительных договоров в первичное право Европейского Союза входят источники, которые содержат к ним изменения или дополнения, — дополнительное первичное право:
а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы.

Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза, служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: «Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты»;
б) договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступают новые государства-члены.

Вторичное (или производное) право Европейского Союза — это документы, которые принимаются в соответствии с его учредительными договорами и не должны им противоречить.

Несмотря на свое «второстепенное» положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права над-государственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.

Вторичное право Европейского Союза, как и право первичное, складывается из двух частей. Главная — это правовые акты институтов.

Другая часть — нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов, их заключающих, подразделяются на три вида:

а) соглашения Европейского Союза с третьими странами. Это международные договоры, которые Союз заключает с иностранными государствами или (реже) — с международными организациями. На практике встречаются несколько основных вариантов:- соглашения «Европейский Союз — третья страна»,

б) дополнительные конвенции между государствами-членами. В прошлом в отношении ряда вопросов, по которым институты Союза не были уполномочены издавать нормативные акты, государства-члены иногда заключали между собой специальные дополнительные конвенции. Возможность подписания такого рода документов до сих пор предусмотрена в Договоре о ЕС 1957 г. (ст. 295) и Договоре о Европейском Союзе 1992 г. (ст. 34).

Правовые акты институтов Европейского Союза — важнейшая разновидность источников вторичного права.

Правовые акты — важнейшая разновидность источников вторичного права Европейского Союза, основная форма нормотворческой деятельности его институтов. Наличие полномочий издавать нормативные, а также индивидуальные акты, не подлежащие ратификации странами-участницами, сближает Европейский Союз с федеративными государствами, а его правовую систему — с «федеральным правом».
Помимо уже рассмотренных выше регламентов, директив, рамочных решений, институты Европейского Союза издают множество предписаний в других формах, которые не всегда вписываются в традиционную классификацию «нормативный — индивидуальный» акт. Эти документы могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер.

Еще на этапе становления Европейского Союза в его правовой системе появилась третья, особая группа источников, состоящая из решений наднациональных судов (главным образом, Суда Европейских сообществ).

Совокупность этих решений в западной доктрине обозначают терминами «прецедентное право» — в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, Ирландия) или «судебная практика»- в странах континентальной Европы (остальные государства-члены).

Прецедентное право/судебная практика Европейского Союза создается в ходе толкования Судом положений учредительных документов и других источников первичного и вторичного права организации. Давая официальное толкование, Суд, однако, не только разъясняет смысл действующих правоположений, но и весьма часто выводит из них новые принципы и нормы.

Именно таким путем были сформулированы принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза, многие «общие принципы права Сообщества», а также значительное число более специальных норм, действующих в рамках отдельных отраслей права Союза.

Установленные Судом правила в дальнейшем служат источником, который используется при разрешении дел судебными органами всех государств-членов. Суд Европейских сообществ, со своей стороны, также руководствуется принципами и нормами, установленными им ранее. По этой причине в новых решениях Суда постоянно можно встретить ссылки на «сложившееся прецедентное право», «установившуюся судебную практику». В то же время Суд формально не связан своими правовыми позициями, может изменять их. Правда, он делает это обычно весьма осторожно и постепенно, в эволюционном порядке.

Существующее ныне прецедентное право Союза останется в действии и после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Можно предполагать, что роль этой группы источников продолжит возрастать в связи с предусмотренным Лиссабонским договором расширением юрисдикции союзных судов.

Первичное право Европейского Союза — это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами.

В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Они составляют основное первичное право Союза.

Кроме учредительных договоров в первичное право Европейского Союза входят источники, которые содержат к ним изменения или дополнения, — дополнительное первичное право:

а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы.

Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза, служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: «Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты»;

б) договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступают новые государства-члены.

Подобные договоры заключаются с согласия Европейского парламента между действующими государствами-членами, с одной стороны, и государствами-кандидатами на вступление — с другой. Последние договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступили 12 стран Восточной Европы и Средиземноморья, были подписаны в 2003 и 2005 гг. и вступили в силу соответственно в 2005 и 2007 гг..

Составной частью каждого договора о присоединении выступает Акт об условиях присоединения, который вносит соответствующие поправки в учредительные документы (например, об изменении численного состава «европейских» институтов) и устанавливает переходный период для постепенной адаптации новых государств-членов к требованиям Европейского Союза.

К актам об условиях присоединения, как и к учредительным документам, приложены многочисленные протоколы, являющиеся их составной частью. Всего существует порядка 100 подобных протоколов.

Некоторые из них содержат переходные положения, которые с течением времени утрачивают значение. Например, Протокол «О реструктуризации чешской металлургической промышленности», приложенный к Акту об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья 2003 г. (вступил в силу в 2005 г.)

Другие протоколы рассчитаны на постоянное применение. Они могут устанавливать специальные дополнения или изъятия в отношении правового статуса вступающих в Европейский Союз государств. Например: Протокол «О Фарерских островах», приложенный к Акту об условиях присоединения Великобритании, Ирландии и Дании 1972 г. (в силе с 1973 г.), Протокол «Об использовании специфически австрийских терминов немецкого языка в рамках Европейского Союза», приложенный к Акту 1994 г. об условиях присоединения Австрии, Финляндии и Швеции (в силе с 1995 г.), Протокол «О транзите лиц сухопутным путем между Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации», приложенный к Акту 2003 г. об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья (в силе с 1 мая 2005 г.).

Юридическая сила ранее заключенных договоров о присоединении, включая все прилагаемые к ним документы, не затрагивается положениями Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза. После вступления в действие Лиссабонского договора присоединение к Европейскому Союзу новых государств-членов будет производиться в аналогичном порядке. Следовательно, объем рассмотренной группы источников дополнительного первичного права и количество входящих в нее документов будут возрастать;

в) Акт «Об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием» от 20 сентября 1976 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июня и 23 сентября 2002 г.). Данный Акт закрепляет основополагающие правила, в соответствии с которыми проходят выборы в представительный институт Европейского Союза на всей его территории;

г) Решение «О системе собственных ресурсов Европейских сообществ» от 7 июня 2007 г., устанавливающее источники финансирования доходной части бюджета Сообществ (ныне — общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международно-правовых и государственно-правовых подходов.

К «собственным ресурсам» Сообществ отнесены, в частности, таможенные пошлины и отчисления государств-членов, соответствующие размеру их ВВП и доле взимаемого на их территории НДС.

Несмотря на свои названия, Акт 1976 г. и Решение 2000 г. на деле являются нормативным договорами, дополняющими текст Договора о ЕС 1957 г. Хотя проекты этих документов утвердил Совет Европейского Союза (в первом случае — по предложению Европейского парламента), они вступили в силу лишь после ратификации всеми государствами-членами.

Добавить комментарий