Классификация прав и свобод

Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку например, свобода слова в равной мере может быть отнесе­на как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны.

Личные права и свободы: право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну, защиту своей чести и доб­рого имени; определять и указывать свою национальную принадлеж­ность; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; на свободу совести, свободу вероисповедания; на свободу мысли и слова; на информацию.

Политические права и свободы: право на массовую информацию; на объединение; на проведение собраний, митингов и демонстраций, ше­ствий и пикетирования; право граждан на участие в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право участвовать в отправлении правосудия.

Экономические, социальные и культурные права и сво­боды: право на свободное использование своих способностей и иму­щества для экономической деятельности; право частной собственности; права в сфере труда; право на отдых; на социальное обеспечение; право на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на благоприятную окружающую среду; на квалифицированную юридическую помощь; на судебную защиту; право на возмещение государством вреда; право на образование; право на участие в культурной жизни.

Глава 2 конституции ст.17-64 Права и свободы человека и гражданина

Всеобщая декларация прав человека

Европейская конвенция по правам человека

29. Правовой статус человека и гражданина: понятие и структурные элементы.

Правовой статус человека и гражданина — это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве.

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Особое значение имеют конституционно закреплённые права, свободы и обязанности. Права, свободы и обязанности человека и гражданина зависят от многих правовых факторов, они закрепляются и конкретизируются в законах, относящихся к различным отраслям права.

Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

— права и обязанности;

— законные интересы;

— правосубъектность;

Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которойпонимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно иличерез своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектомправоотношений.

— гражданство;

— юридическая ответственность;

— правовые принципы и т.п.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

30. Права и свободы человека и гражданина в РФ: понятие и механизм защиты

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

Механизм защиты прав и свобод человека — это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты:

1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);

2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);

3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

Все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.

Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.

В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:

1. внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;

2. международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

· система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.);

· система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина.

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

(+ самозащита)

31. Правовое государство и гражданское общество: понятия и их соотношение.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Гражданское общество– это сфера общественной жизни, в которой главным действующим лицом является сам человек, личность с ее индивидуальными потребностями и целями. Люди стремятся к воплощению различных целей и интересов. В целях сохранения гражданских основ общества все стремления людей оформляются в виде правовой системы и регулируются ею.

. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей — отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Важным условием существования гражданского общества является наличие правового механизма, который ограждает его от прямого вмешательства со стороны государства.

Соотношение правового государства и гражданского общества отмечено следующими особенностями:

• понятия «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, внутренне взаимосвязанные и определяющие стороны общества в целом. Гражданская жизнь пронизана элементом политического в той же мере, в какой политическая жизнь не изолирована от гражданского общества:

• разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий социально-экономическую и духовную сферы, с одной стороны, и политическую – с другой;

• гражданское общество – первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство, его правовой характер. В свою очередь государство как политический институт – система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества:

• гражданское общество противоположно любой анархии и представляет собой форму общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество – сфера проявления и осуществления индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство – сфера выражения и защиты общих интересов:

• развитие гражданского общества как самодеятельности его членов, выражающих и защищающих индивидуальные и групповые интересы, дает большой простор для развития демократических устоев государства. Степень демократичности государства определяет возможности для развития гражданского общества.

Невозможно полное и всецелое объединение гражданского общества и правового государства в силу специфики их предназначения и функционирования. Однако существует тесная взаимосвязь между развитием правовых основ и гражданских традиций общества.

32. Понятие и признаки права.

Право — это система общеобязательных ,формально-определенных,установленных и охраняемых государством правил поведения,выражающих волю политических сил ,стоящих у власти.

Признаки:

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулиро­вания — нравственностью, обычаями и т.д.

Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сто­рона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдель­ных лиц и организаций.

Обеспеченность возможностью государственного при­нуждения. Государство, име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: стабильность, строгую определенность и обес­печенность «будущего». Право, таким образом, раздвигает границы ста­бильности, определенности, а следовательно, и рамки сво­боды в сфере социальной жизни.

Системность. Право представляет собой сложное сис­темное образование. В настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное пра­во, состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп.

Конституционные (основные) права и свободы классифицируются следующим образом.

1.Традиционно права и свободы делят на две группы:

—естественные права человека — они принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены гос. (право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность личности и др.);

—позитивные права гражданина — они предоставляются государством и могут быть им ограничены (право избирать и быть избранным, право на труд и др.).

2.По времени возникновения выделяют три поколения прав:

—к правам первого поколения относят права, которые
были сформулированы в процессе осущ. буржуазных революций. Это личные (гражданские) и политические права. Они обязывали гос. воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия
участия граждан в политической жизни;

—к правам второго поколения относят социально-экономические и культурные права;

—к правам третьего поколения (стали форм-ться
после Второй мировой войны) относят коллективные права.

3.По содержанию права и свободы человека делятся на:

—личные (гражданские) права и свободы — они принадлежат всем лицам, независимо от гражданства: на жизнь;
на свободу; личную неприкос-ть; неприкос-ть жилища; право свободно передвигаться и выбирать место жительства; свобода совести; свобода мнений и убеждений; право на национальную принадлежность, пользование
родным языком; право на судебную защиту; право на юридическую помощь; право на защиту международных организаций.

—политические права — относятся только к гражданам РБ: право избирать и быть избранными; право на обращение в гос. органы; право на свободу объединений; свобода собраний, митингов, демонстраций; право на получение достоверной информации о деятельности гос. органов, общественных объединений,
о политической.

—экономические, социальные и культурные права:
право на труд, т.е. на выбор профессии; право на достойное за него вознаграждение; право трудящихся на отдых; право собственности; право на жилище; право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; право на социальное обеспечение; право на участие в культурной жизни.

4.В зависимости от субъекта прав и свобод они делятся на:

—права и свободы человека;

—права и свободы гражданина.

5.По способу реализации права и свободы делятся на:

—индивидуальные права;

—коллективные права.

Права и свободы человека и гражданина закреплены в
Конституции и, прежде всего, в разделе II «Личность,
общество, государство».

Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина является критерий политико-правовой связи индивида с государством. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, культурно-духовные, экологические и т. д.).

Личные права (в юридической литературе их именуют также правами человека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с иными субъектами социальных отношений. К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу передвижения и т. д. Эти права определяются витальными (т. е. жизненными) потребностями человека как биосоциального существа. Соблюдение личных прав человека признается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматриваются как обязательные для всех государств, не зависят от их социально-экономического строя. Такие права в идеале должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться конституцией и иным национальным законодательством. Соответственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Гражданские права складываются из субъективных прав позитивного характера. Содержание этих прав определяется государством (отсюда и название – гражданские) и закрепляется в действующем законодательстве. Государственное признание личных прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах придает им новое свойство. «Будучи закрепленными в конституции и иных государственно-правовых актах, они приобретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельности существования. Права гражданина – это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту».

Гражданские права вытекают из политико-правовой связи индивида с государством и определяются юридическим статусом граждан, под которым в теории права понимают «основанную на законе и взятую в единстве совокупность субъективных прав, законных интересов и юридических обязанностей граждан». Таким образом, категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», а различие между личными правами человека и правами гражданина состоит в том, что любой гражданин – это человек, но не каждый человек является гражданином, т. е. эти понятия отличаются по своему объему.

Следует отметить, что широким кругом гражданских прав в государстве наряду с гражданами могут пользоваться иностранцы и лица без гражданства (право на правосудие, право на образование, право на труд и т. п.). Вместе с тем, граждане обладают «гражданской прерогативой», предполагающей наличие у них комплекса прав исключительного характера (право избирать и быть избранными в представительные структуры государственной власти, право занимать определенные должности в государственном аппарате и заниматься определенными видами деятельности и т. д.). Как уже отмечалось, гражданские права складываются из политических, экономических, социальных и т. д. Рассмотрим эти гражданские права подробнее.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении делами государства и общества. К ним относятся: право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право на объединение, право на проведение собраний, митингов и демонстраций и т. д.

Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается, например, содержанием ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации, где закрепляется что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Экономические права включают возможности, с реализацией которых связывается удовлетворение субъективных интересов индивидуальных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления материальных благ. К числу экономических прав относятся право частной собственности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд (данное право рассматривается как принципиальная возможность выбора между общественно полезным трудом и социально нейтральным «тунеядством», а также как право на выбор любой профессии по желанию индивида и вытекающее из этого право на свободу выбора работодателя после получения профессионального образования), право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку и т. д.

Социальные права включают возможности, с реализацией которых связывается «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). К числу социальных прав относятся право на государственную защиту материнства и детства; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т. п.; право на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь; право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и т. д.

Национально-культурные и духовные права включают возможности, с реализацией которых связывается сохранение национальной идентичности этнических групп, проживающих в пределах государственной территории, обеспечение равного доступа граждан к духовно-культурному наследию накопленному в ходе исторического развития, свободное осуществление мероприятий культового характера (свобода вероисповедания). К числу данных прав относятся право на равенство независимо от расы, национальности, языка; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям; право на свободу совести и свободу вероисповедания и т. д.

Экологические права включают возможности, с реализацией которых связывается обеспечение нормальных (с физиологической точки зрения) условий жизни людей. К числу экологических прав относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

3. Юридические гарантии обеспечения
правового статуса личности

Права человека и гражданина, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, нередко не имеют необходимого механизма защиты. Многие конституционные положения объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены юридическими гарантиями. Вместе с тем «правовая защита является одной из основных целей деятельности государства, условием осуществления свободы и прав человека, гарантом его правовой защищенности, «заставляет» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость». В этой связи вопрос юридических гарантий обеспечения правового статуса личности приобретает особое значение.

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности – это предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей, в комплексе составляющих правовой статус.

Современную систему юридических гарантий правового статуса личности можно подразделить на три уровня: международный, региональный и национальный.

Международный уровень гарантий правового статуса. Одной из характерных черт правового государства является приоритет норм международного права над внутригосударственным законодательством. В Конституции РФ 1993 г., ориентирующей российское общество на построение правовой государственности, в частности, закрепляется, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15). Исходя из указанного конституционного положения на территорию России распространяется действие международно-правовых механизмов и гарантий защиты прав человека и гражданина. Формирование таких механизмов и гарантий связывают, прежде всего, с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей Декларацией прав человека.

В основу международной защиты прав человека положены два международных Пакта о гражданских и политических и социальных, экономических и культурных правах. Кроме того, разработан в достаточной степени эффективный механизм защиты прав человека в рамках ООН, представляющий собой систему специальных органов к числу которых относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того, в мире действует множество так называемых неправительственных международных организаций, созданных в целях защиты прав и свобод человека («Международная амнистия», «Врачи без границ», «Международный Красный Крест» и т. д.).

На региональном уровне можно выделить, прежде всего, американскую, африканскую и европейскую системы гарантий правового статуса личности. При этом функционирующую в Европе систему можно считать своеобразным эталоном. Она сформировалась в рамках Совета Европы, старейшей региональной организации. Двумя важнейшими органами Совета Европы являются: Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты. Основной формой нормотворческой деятельности Совета Европы является создание конвенций и соглашений, наиболее важными из которых считают Европейскую конвенцию прав человека и Европейскую социальную хартию. Первая из них была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства. На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц.

Национальный (внутригосударственный) уровень гарантий правового статуса личности. Внутригосударственные юридические гарантии правового статуса личности можно подразделить на две большие группы:

1) гарантии реализации правового статуса личности, к которым относятся:

– нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и прежде всего в конституции государства;

– предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;

– стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительство жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т. д.);

– государственная забота о социально незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т. д.).

2) гарантии охраны правового статуса личности, которые составляют:

– личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми не запрещенными законом средствами;

– гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т. д.);

– гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Понятие гражданин характеризует человека с юридической стороны, это человек, который находиться в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека как личности.

Права гражданина — охраняемая законом мера юрид.возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того кто находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права — более формализованное понятие, т.е. варианты исполнения права обозначены в НПА, нередко исчерпывающим образом.

Свободы – понятие более широкое, может иметь много вариантов осуществления. это такие «рамки», которые предполагают создание (поддержание) государством равных возможностей для реализации соответствующих неотчуждаемых прав. (свобода передвижения и места жительства,свобода слова,свобода вероисповедания)

Права — это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то де­лать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы — это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Для обеспечения права существуют государственные гарантии , а свобода сама по себе.

Классификация:

По содержанию:

1. Личные — составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся:

право на жизнь,

право на свободу и личную неприкосновенность,

право на неприкосновенность жилища,

право на личную и семейную тайну,на защиту чести и доброго имени

право определять и указывать свою национальную принадлежность

право на пользование родным языком,свободный выбор языка общения, творчества, воспитания, обучения

право на свободное передвижение,выбор места пребывания и жительства

свобода совести и вероисповедания

свобода мысли и слова

Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:

являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданствугосударства;

2. Политические — связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

Право на массовую информацию

Право на объединение

Право на проведение собраний,митингов,демонстраций,пикетирования

Право на участие граждан в управлении государством

Право участвовать в референдуме,избирать и быть избранным

Право участвовать в отправлении правосудия

Право на обращение

3. Социально-экономические — являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

Право частной собственности

Права в сфере труда

Защита материнства и детства

Право на жилище

Право на охрану здоровья и мед.помощь

Право на образование

Право на возмещение государством вреда

Право на получение квалифицированной юридической помощи

Право на пересмотр приговора вышестоящим судом

Право на благоприятную окружающую среда

4.Культурные — права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.Государство гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности на лиц, нарушивших данное право. Так,

присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

По субъектам:

Права человека (право на жизнь, на свободу мысли и слова)

Право гражданина (политические права)

По способу реализации:

Индивидуальные (право на жизнь, труд)

Коллективные (право на митинги,демонстрации)

в зависимости от роли государства в их осуществлении:

негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду); Чтобы у нас была свобода переписки, государство просто должно не читать наши письма и не вскрывать конверты (если на то нет оснований, данных судом, например, когда человек находится под подозрением в совершении терактов).

позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав); те, для реализации которых государство должно много сделать, которые требуют серьезных материальных и административных ресурсов. Например, право на справедливый (а значит – независимый, компетентный и т.п.) суд предполагает множество вещей – высокую зарплату судей (для их независимости), оборудование зданий судов, обеспечение всех судей правовой базой, систему обучения и профессиональной аттестации судей и т.п. И это – позитивная обязанность государства.

Ограничение конституционных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и военного положения

Статья 55, пункт 3 Конституции РФ:

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56 Конституции РФ:

1. В условиях ЧП для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Не подлежат ограничению права и свободы — право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на информацию о частной жизни, свобода совести, вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право на жилище, гарантированная защита прав и свобод Конституции РФ.

ФКЗ «О ЧП» от 30.05.2001

Чрезвычайное положение — вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов гос. власти, органов МСУ, организаций, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общ. объединений, а также возложение на них доп. обязанностей.

Введение чрезвычайного положения — временная мера для обеспечения безопасности граждан и защиты конст. строя РФ.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.

Меры и временные ограничения, применяемые при введении ЧП:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов МСУ;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих гос. охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов 1-й необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также хим-ки и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002:

ВП — особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. Цель введения ВП — создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

На основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общ. порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных гос. и спец. объектов;

2) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено ВП, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

3) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду / агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ;

4) изъятие в соответствии с ФЗ необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

6) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

7) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок;

9) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

10) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;

11) введение контроля за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, СМИ, использование их работы для нужд обороны;

12) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры;

14) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ;

Содержащиеся в Конституции РФ прав и свобод человека подразделяют на три группы: личные (гражданские), социально-экономические и политические.

Личные права неотделимы от человеческой личности, не могут быть переданы другому лицу. К ним относятся:

– право на жизнь (ст. 20). Это абсолютное право, не подлежащее никаким ограничениям. Человек свободен распоряжаться своей жизнью, имеет право на благоприятные условия труда, отдыха; государство обязано гарантировать безопасность граждан при чрезвычайных и военных обстоятельствах, защиту от незаконных посягательств на жизнь; хотя смертная казнь как вид наказания сохранен в УК РФ, Указом Президента на применение смертной казни введен мораторий;

– право на охрану чести и достоинства (ст. 21) также является абсолютным правом. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства, запрещено подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию;

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) проявляется в возможности человека располагать собой, иметь свободу в принятии решений и действия, беспрепятственно перемещаться в пространстве;

– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.ст. 23, 24). Каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы по собственному желанию, если он при этом не нарушает правовых норм и прав других людей. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни (сюда относятся тайна межличностного общения, тайна усыновления, тайна врачебного диагноза, тайна завещания, тайна переписки, телефонных переговоров и т.п.), закрепляется право личности на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права;

– право на неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не может проникать в жилище, без законных на то оснований, против воли проживающих в нем лиц (в т.ч. тайно, обманным путем или насильственно) Прослушивание или наблюдение за жилищем с помощью технических и иных средств возможно только на законных основаниях;

– право на национальную идентификацию (ст. 26) предполагает возможность человека самостоятельно определять свою этническую принадлежность (независимо от национальности родителей) или не определять ее;

– право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 27) выражается в возможности свободно передвигаться по России и выбирать место пребывания и жительства, а также в возможности свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться;

– право на свободу совести (ст. 28). Поскольку Россия является светским государством, соответственно, каждый человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Политические права обеспечивают личности возможность участвовать в общественно-политической жизни, в управлении государством. Главным образом они принадлежат гражданам.

К политическим правам и свободам относятся:

– свобода мысли и слова (ст. 29) означает, что человек может иметь различные взгляды на те или иные события жизни общества и государства и открыто выражать их в устной и иной форме. Вместе с тем законом не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

– право на объединение (ст. 30) принадлежит как гражданам России, так и иностранцам, лицам без гражданства и включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения; вступать в уже существующие объединения и выходить из них либо воздерживаться от вступления;

– право на проведение публичных мероприятий включает возможность проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования (ст. 31). Подобные мероприятия не должны нарушать права и свободы других лиц, проходить без оружия, носить мирный характер (не создавать угрозу общественной безопасности, нормальному функционированию транспорта и т.д.). Это право исключительно граждан России;

– право на петицию (ст. 33), те на письменное или устное обращение граждан в государственные и местные органы власти (могут быть в форме предложения, заявления, ходатайства, жалобы и иметь индивидуальный или коллективный характер).

Социально-экономические права и свободы с одной стороны, создают возможность для реализации инициатив работоспособной, материально благополучной части общества, а с другой – предоставляют поддержку и защиту нетрудоспособной социально незащищенной части в соответствии с определенными социальными стандартами. Объем и перечень данного вида прав, их гарантированность зависит от степени развитости экономики конкретной страны, наличия у нее ресурсов.

Данная группа состоит из следующих прав и свобод:

– право на предпринимательство (ст. 34) – деятельность, осуществляемую самостоятельно, на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ (услуг).

– право частной собственности (ст.ст. 35, 36) означает право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе землей как единолично, так и совместно с другими лицами; лишение имущества возможно только по решению суда, гарантируется право наследования, принудительное изъятие имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного равноценного возмещения;

– право на свободу труда (ч.ч. 1-4 ст. 37). Каждый человек вправе решать для себя вопрос о своей трудовой деятельности, в т.ч. и не заниматься ею, принудительный труд запрещен. Сюда же входит право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

– право на отдых (ч. 5 ст. 37). Закон ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часами в неделю. С учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и других факторов, существует более сокращенная продолжительность рабочего времени.

– право на социальное обеспечение (ст. 39), т.е. государственную помощь и поддержку человека, который по тем или иным не зависимым от него причинам не имеет достаточных средств к существованию. Это право включает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия;

– право на жилище (ст. 40). Содержание данного права проявляется в возможностях иметь постоянное жилье в пользовании (государственном, муниципальном жилищном фонде), в частной собственности (дом, квартира). Никто не может быть произвольно лишен жилища. На государство возложена обязанность по обеспечению права на жилище: содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере; стимулировать жилищное строительство и т.п.

– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) состоит в возможности на платной основе (иностранцам, лицам без гражданства) и бесплатно (гражданам России) получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Государство принимать программы по охране и укреплению здоровья населения, меры по развитию системы здравоохранения, содействовать развитию физической культуры и спорта;

– право на образование (ст. 43) есть возможность получения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на общедоступной основе и бесплатно дошкольного и среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования; на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Наряду с государственными предусматривается существование негосударственных образовательных учреждений;

– право на культурную деятельность и свободу творчества (ч. 1 ст. 44). Данное право принадлежит любому человеку и включает в себя право на личную культурную самобытность (сводный выбор нравственных, эстетических и др. ценностей); на приобщение к культурным ценностям (доступ к государственным музеям, библиотекам и пр.); право на гуманитарное и художественное образование и некоторые др.

Добавить комментарий