Компетенция органа государственной власти

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.).

В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления.

Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа.

Типовой Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, ФЗ и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.

Компетенция — возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Как сложное явление она состоит из элементов двоякого рода.

К собственно компетенционным элементам относятся:

а) нормативно установленные цели;

б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия;

в) властные полномочия, как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий.

Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Без них компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

После этих пояснений выделим наиболее типичные полномочия с обусловленным операциональным делением — видовые и более конкретные полномочия:

а) руководит — полнообъемное решение вопросов и выполнение всех нижеследующих полномочий;

б) управляет — императивные указания, распоряжения, включает часть нижеследующих полномочий;

в) решает — устанавливает, определяет, утверждает, создает, оформляет, представляет.

Членение возможно по степени самостоятельности принятия решений:

— независимо (самостоятельно);

— по согласованию;

— совместно;

— предварительно;

— рекомендательно;

г) участвует — формирование, разработка, согласование, порядок использования (имущества и т.п.), содействие;

д) нормирует — введение правил, принятие правовых актов, установление нормативно-технических и иных документов.

Примечательно, что правовые акты могут играть троякую роль — как предметы ведения, как вид полномочия и как средство реализации компетенции в целом, о чем подробнее будет сказано ниже;

е) организует — создает условия, стимулирует, поддерживает, выполняет, осуществляет, инструктирует;

ж) разрабатывает — предложения, проекты, программы, прогнозы, аналитическую информацию;

з) указывает — отмена актов, приостановление действий, создание организаций, предписание по совершению действий;

и) координирует — объединение планов и программ, согласование актов, действий и позиций, целевые установки, информационное обеспечение;

к) контролирует — проверка, ревизии, отчеты, информации. Эти полномочия неодинаковым образом комбинируются у различных субъектов компетенции.

л) запрещает — отменяет, признает недействительным, приостанавливает.

Правительство РФ: понятие, правовое положение, полномочия. ФКЗ «О Правительстве РФ».

Правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Согласно конституции Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:

— организует реализацию внутренней и внешней политики;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

— обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ; оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства.

Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.

Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Состав Правительства Российской Федерации и порядок его формирования.

Глава III. Полномочия Правительства Российской Федерации.

Глава IV. Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

Глава V. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

Глава VI. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания.

Глава VII. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов судебной власти.

Глава VIII.Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Глава IX. Обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации.

Глава X. Заключительные положения.

Глава 11. Общие положения.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В пределах своих полномочий:

— организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

— обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики:

— осуществляет в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;

— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

— вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации и др.;

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

— разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

— принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

— осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

— осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

— руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

В социальной сфере:

— обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

— принимает меры по реализации трудовых прав граждан и др.

Компетенция органов государственной власти

Основными принципами организации и деятельности механизма демократического государства является представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет, федерализм, гласность, профессионализм и компетентность, законность, демократизм, принцип разделения властей.

Компетенция — совокупность всех полномочий (прав и обязанностей), которыми законом наделен определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо, представитель власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.

Базовые источники компетенции — это положения Конституции РФ и федеральное законодательство. Детализация предметной компетенции отражается в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов государственной власти определяется на основе сочетания трех принципов (ст. 71-72 Конституции РФ).

1. Исключительная компетенция Федерации — определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения Федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов Федерации.

2. Совместная компетенция — установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий.

3. Полномочия, отнесенные к компетенции субъектов Федерации.

В СССР по Конституции 1936 г. распределение предметов ведения между союзным центром и входящими в его состав 15 союзными республиками определялся тем, что все министерства и государственные комитеты делились на три вида:

союзные — решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзного центра (оборона, безопасность, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи);

союзно-республиканские — решали вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения союзного центра и республик, входящих в состав СССР;

республиканские — решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзных республик.

В отличие от выше перечисленных республиканские министерства создавались только по инициативе союзных республик.

В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

В своей совокупности органы государства различных ветвей власти предназначены осуществлять эффективно государственное управление во всех сферах общественной жизни и на всех управленческих уровнях. Например, Всемирный банк раз в два года на основе 25 различных показателей определяет эффективность государственного управления в различных странах.

Российскую систему государственного управления оценивают по следующим основным показателям: качество оказываемых государством услуг; качественные характеристики функционирования государственных институтов; компетенция и уровень компетентности государственных служащих; уровень доверия со стороны населения и бизнеса к политике, проводимой правительством; качество государственного регулирования экономики.

S: Не включается в законодательные основы статуса органов исполнительной власти:

-: конституция РФ

+: подзаконный акт

+: указ

-: закон

+: распоряжение

S: НЕ включается в законодательные основы компетенции органов исполнительной власти:

-: конституция РФ

+: постановление

-: кодекс

+: подзаконный акт

-: закон

S: Президент РФ руководит деятельностью министерства … РФ

+: обороны

+: внутренних дел

-: образования

-: финансов

S: ### формирует и возглавляет Совет безопасности РФ.

+: Президент

+: Пр*з*дент

S: Правительство РФ вправе отменять акты …

+: федеральных органов исполнительной власти

+: федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министерствами

-: глав администраций субъектов РФ

-: правительств республик в составе РФ

-: министерств и ведомств субъектов РФ

S: Федеральный орган исполнительной власти издает нормативно-правовые акты:

+: положение

-: указ

+: инструкцию

+: приказ

-: наставление

S: Территориальный орган федерального органа исполнительной власти — это:

-: правительство республики в составе РФ

-: администрация края

-: аппарат полномочного представителя президента РФ в федеральном округе

+: управление Федеральной налоговой службы по области

S: Определения понятия «Орган исполнительной власти» в порядке возрастания их степени точности:

1:Орган, осуществляющий исполнительную деятельность

2:Орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность

3:Орган, осуществляющий властные полномочия в отношении других организаций, граждан

4:Орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность и властные полномочия в отношении других организаций, граждан

S: Правовые источники статуса органов исполнительной власти в порядке возрастания их значимости:

1:Инструкция

2:Постановление

3:Указ

4:Закон

S: Правовые источники компетенции органов исполнительной власти в порядке возрастания их значимости:

1:Постановление

2:Указ

3:Закон

4:Кодекс

S: Критерии классификации органов исполнительной власти в порядке возрастания их значимости:

1:Источник финансирования

2:Правовая основа образования

3:Содержание деятельности

4:Порядок решения вопросов

S: Постановления Правительства РФ в порядке возрастания их значимости:

1:Устанавливающие правовой статус органов исполнительной власти

2:Изданные во исполнение требований федеральных законов

3:Изданные по поручению Президента РФ

4:Изданные во исполнение международной Конвенции

У каждого юридического лица имеется два блока компетенции:

Первый блок составляет его правосубъектность как юридического лица — некоммерческого либо коммерческого (определяется в момент создания и регистрации; у коммерческой организации она может быть изменена в течение деятельности: а) добровольно по её решению; б) принудительно по решению уполномоченного государственного органа).

Второй блок — специальная компетенция (лат. competentia — способность, ведение, принадлежность по праву), состоящая в праве в определенных пределах вести профессиональную деятельность.

Например, объем специальной компетенции коммерческого банка определяется двумя способами:

  • путём перечисления в законе банковских операций, которые банки могут совершать, и установление запретов для деятельности банков;
  • путём выдачи лицензии на банковскую деятельность конкретному банку.

Специальная компетенция коммерческой организации выражается в праве вести профессиональную предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли.

Иное дело — компетенция государственного органа: в ней проявляется специальная правосубъектность государственного органа как коллективного субъекта правоотношений. Устанавливая компетенцию каждого из органов, государство производит не только «разделение труда» между ними, но и разделение государственно-властных полномочий.

Компетенция государственного органа (правительство, министерства, парламент, органы суда, милиции, прокуратуры и др.) — закрепленная законом (или иным нормативным актом) совокупность его властных полномочий (прав и обязанностей), юридической ответственности и предмета ведения.

На схеме компетенцию государственного органа можно изобразить так:

Властные полномочия

Предмет ведения

Юридическая ответственность

а) юридические права для осуществления государственных функций (по отношению к управляемым объектам);

б) юридические обязанности, которые на него возлагаются (перед государством);

Здесь права — возможности по выполнению возложенных функций — совпадают с обязанностями — необходимостью (долженствованием) по отношению к государству и сливаются в единую правовую категорию полномочий.

— главное направление деятельности, т. е. Основное функциональное назначение (напр., у милиции — множество прав и обязанностей, а предмет ведения — охрана общественного порядка).

— наступает за результаты работы, за ненадлежащее выполнение полномочий либо превышение их объема; наряду с полномочиями юридическая ответственность является элементом специального правового статуса государственного служащего и, в частности, должностного лица.

Юридические полномочия (правообязанности) государственного органа или его должностного лица — вид и мера властного воздействия на участника правового отношения с целью реализации предписания правовой нормы, достижения определенного социально-полезного результата. Воздействие направлено на удовлетворение притязаний уполномоченного субъекта либо на виновное лицо.

Юридические полномочия не могут быть представлены в виде одного только права или только обязанности. С одной стороны, при исполнении полномочий государственным органом и должностными лицами центр тяжести в соотношении прав и обязанностей находится на обязанностях, поскольку за их неисполнение наступает привлечение к юридической ответственности. С другой стороны, государственный орган и должностные лица имеют право требовать соответствующего поведения от других органов и лиц, а также их невмешательства в сферу своей компетенции, которая установлена государством. Поэтому юридические полномочия предстают как определенные правообязанности (соединение прав и обязанностей) — исполняются возложенные обязанности путём использования наделенных прав. При формулировании полномочий законодатель в одних случаях может перенести центр тяжести только на права, в других — только на обязанности.

Властные полномочия государственного органа выражаются, например, в праве издавать правовые акты — нормативные и индивидуальные, подписывать гражданско-правовые договоры, в возможности обеспечивать исполнение и соблюдение правовых актов принудительными средствами.

В правовом государстве каждый государственный орган и его должностные лица обладают компетенцией, которая определяется в нормативно-правовых актах, и обязаны действовать в ее пределах. Так, компетенция главы государства, высших органов власти и управления определяется конституцией, а иных государственных органов — законами и положениями об этих органах.

Компетенция государственных органов имеет специальный характер и не является равной для всех органов государства. Порядок установления и объем компетенции зависят от того, к какому звену государственного аппарата относится государственный орган — законодательной, исполнительной, судебной власти либо органам прокуратуры и др.

В отличие от индивидуальных субъектов, правовой статус коллективных субъектов — государственных органов как субъектов правоотношений ограничивается теми целями и задачами, ради которых они создаются.

Специфика выполнения полномочий государственными органами состоит в том, что они действуют в подсистеме публичного права (конституционное, административное право), для которого характерен императивный метод — юридической субординации и подчинения. С одной стороны — это вопросы компетенции государственных органов и должностных лиц, обладающих правомочиями на издание в одностороннем порядке индивидуального предписания с определением прав и обязанностей подчиненных и подотчетных лиц; а с другой — пассивной правосубъектности подчиненных и подотчетных лиц, их обязанностей и ответственности. Воля подчинённых не является определяющей для издаваемого индивидуального акта.

Это специализированные органы, которые не входят не в одно из трёх ветвей власти. Такими органами на федеральном уровне являются: Прокуратура РФ, Счетная палата, Центральный банк, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека.

Согласно Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Возглавляет прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор РФ (Юрий Чайка). Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Цель деятельности прокуратуры — обеспечение верховенства Конституции и закона, единства и укрепления законности, защиты прав человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.

Основные функции прокуратур:

Надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов со стороны федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц. Из-под надзора прокуратуры выведены высшие органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации .

Надзор за соблюдением теми же органами, а также органами управления и различными организациями прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за исполнением законов следственными и дознавательными органами.

Надзор за исполнением законов администрацией учреждений исполнения наказания.

Счетная палата РФ имеет видовой особенностью своей компетенции финансовый контроль за исполнением федерального бюджета. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и ему подотчетным.

Согласно закону она выполняет следующие задачи:

  • — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • — определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • — оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов;
  • — финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных бюджетных фондов;
  • — анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • — контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных бюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • — регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Центральный банк РФ — главный государственный банк страны, наделенный властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений.

К основным задачам Банка России относятся:

  • — регулирование денежного обращения,
  • — единая федеральная кредитно-денежная политика,
  • — организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков,
  • — надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций,
  • — денежные операции по внешнеэкономической деятельности и др.

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование;

Федеральное казначейство — финансовый орган государства, ведающий кассовым исполнением федерального бюджета. Правовой основой его деятельности служат Бюджетный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном казначействе России” № 109 от 28 января 1997г.

Центральная избирательная комиссия РФ — главный избирательный орган государства, возглавляющий систему избирательных комиссий. В систему также входят: избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные (районные, городские и другие) участковые избирательные комиссии. Они являются специальными коллегиальными органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов.

Уполномоченный по правам человека в РФ — государственная должность, которая может рассматриваться и как обособленная государственная структура, предусмотренная в целях независимого контроля за государственным обеспечением реализации прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека представляет в Государственную Думу ежегодный доклад с информацией о положении дел по соблюдению и охране прав человека. В нем отмечаются недостатки в деятельности государственной администрации, высказываются рекомендации по совершенствованию законодательства, практики его применения и т.п.

Добавить комментарий