Семейное право франков

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 23

В первый период после завоевания Галлии, по данным древнейшего текста «Салической правды», франкские общины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных между собой семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких родственников обычно трех поколений – отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Несколько близких в родственном отношении домохозяйств составляли поселение – земледельческую общину.

Но появлялись уже и малые индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в частной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы — в их наследственном частном пользовании. Эти наделы обносились обычно изгородью, плетнем и были защищены от вторжений и посягательств высокими штрафами. Однако право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в начале VI веков только зарождалась и приобретала переходные формы к частной собственности (см. Глава 1 данной работы).

Для того чтобы понять характер и обнаружить форму социальных объединений у франков описываемого нами периода, необходимо обратиться к постановлениям «Салической правды», хотя косвенно, но свидетельствующих о форме социальных образований франков.

Например, для кровнородственных связей, в случае кровной мести, была характерна определенная черта, когда родичи убитого мстили наиболее значительным членам в роде обидчика, а не самому убийце. С разложением родовых отношений, обстановка полностью изменилась. Имея возможность получить защиту короля и его приближенных, отдельные семьи, входившие в состав кровного сообщества, стали тяготиться круговой порукой между родственниками и стремились от нее освободиться. Вероятно, что этим правом пользовались, прежде всего, более зажиточные родственники, не желавшие нести ответственность за обедневших членов рода. В данном случае достаточно вспомнить титул LX «Салической правды», описывающий церемонию «отказа от родства». Желающий порвать с родом и родственниками являлся в «судебное заседание перед лицо тунгина», ломал там «три ветки мерою в локоть» и, разбросав в четыре стороны обломки, заявлял, «что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и всяких счетов с ними. И, если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну».

» Круговая ответственность при уплате виры за убийство родственника очень хорошо описана в титуле LVIII Салической правды — «О горсти земли».

» Если кто, — читаем в этом титуле, — лишит жизни человека и, отдав все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые поклянутся в том), что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть земли из четырех углов, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, т. е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом в (одной) рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родственника по матери) должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т. е. в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своею жизнью».

Из приведенного текста видно, что в уплате виры за убийство участвуют, кроме отца и братьев убийцы, «три его ближайших родственника по матери и по отцу», т. е., очевидно, члены кровного сообщества, которое мы называем «большою семьею». Можно думать, что ко времени редакции Салической правды круг родичей, ответственных за уплату виры, значительно сузился: то, что раньше падало на целый род, теперь стало падать на его подразделение — большую семью. С одной стороны, такое сужение круга лиц, ответственных за убийцу, а с другой стороны, имущественная дифференциация внутри кровного сообщества приводили к тому, что обязанность платить виры становилась очень тяжелой для родичей, обязанных это делать».

В другом же титуле «Салической правды» «О переселенцах» («Салическая правда»: титул XLV), непосредственно связанном с вышеуказанным титулом, можно видеть наличие в среде франкского общества более дробных (мелких) формаций: «Если кто захочет переселиться в виллу (деревню) к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если все же пришелец поселится в деревне, то протестующий может возбудить против него судебное преследование и изгнать его через суд. Таким образом, «соседи» здесь выступают как члены общины, регулирующие все поземельные отношения в своей деревне. Развитие имущественной дифференциации в среде сородичей приводит к ослаблению родовых связей, к распаду больших семей на малые индивидуальные семьи.

Более того, Грацианский Н. П. на основании разбора приведенного титула и прочих («Салическая правда», титулы: XIV, § 6; XLII, § 5; III, § 5; XLV), а также на основании исследования косвенных данных, содержащихся в постановлениях «Салической правды», которые называют количество голов скота при краже того или иного стада, определенно заявляет: «Надо полагать, что франки, как и древние германцы, селились кровными соединениями – большими семьями. Уже само по себе поселение такой большой семьи не могло быть очень большим поселением. А так как разрастание этого поселения часто бывало невозможно для данной местности ввиду обилия леса, от него отделялись другие малые поселения в один, два, самое большее – в несколько дворов, обосновывавшихся где-нибудь по соседству: у лесной поляны, у лесного озера, в долине ручья или речки… Иногда такое поселение могло носить характер своего рода хутора – поселение индивидуальной семьи какого-нибудь зажиточного франка… ведущего сравнительно крупное хозяйство».

Следовательно, исходя из вышесказанного, можно положительно заключить то обстоятельство, что в рассматриваемый нами период франкское общество представляло собой социальное объединение родственных между собой семей – больших семей. Но, в тоже время, «Салическая правда» фиксирует и то положение в среде франков, которое говорит о том, что указанная формация – большая семья уцелела лишь частично в связи с начавшимся ее распадом на малые индивидуальные семьи.

Определение характера собственности на недвижимость во франкском обществе (в частности – земельной) V – VI веков, а также исследование форм семьи по данным «Салической правды», дают нам возможность охарактеризовать и тип общины присущий франкам того времени.

Община по «Салической правде» являлась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества. Она представляла собой в V – VI веках переходный этап от земледельческой общины (существовала коллективная собственность на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине-марке (господствует собственность индивидуальных малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.).

До завоевания Галлии собственником земли у франков являлся род, распадавшийся на отдельные большие семьи (это и была земледельческая община). Продолжительные походы периода завоевания и расселение на новой территории ускорили начавшийся еще во II – IV веках процесс ослабления и распада родовых и складывания новых, территориальных связей, на которых основывалась сложившаяся позднее соседская община-марка. По словам Ф. Энгельса, «…род растворялся в общине-марке, в которой, впрочем, еще достаточно часто заметны следы ее происхождения из отношений родства членов общины».

В «Салической правде» отчетливо прослеживаются родовые отношения: и после завоевания многие общины состояли в значительной части из родственников, которые играли значительную роль в жизни свободного франка. Из них состоял тесный союз, все члены которого в определенном порядке обязаны были выступать в суде в качестве соприсяжников (принося присягу в пользу родственника). В случае убийства франка в получении и уплате вергельда участвовала не только семья убитого или убийцы, но и их ближайшие родственники, как со стороны отца, так и со стороны матери.

Но в то же время «Салическая правда» показывает уже процесс разложения и упадка родовых отношений. Среди членов рода намечается имущественное расслоение. Титул «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший франк не может помочь своему родственнику в уплате вергельда: в этом случае он должен «бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы тот уплатил все по закону». Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из родственного союза. Титул LX «Салической правды» подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой человек должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родственниками. В случае смерти такого человека его наследство поступает в королевскую казну.

» В конце VI века наследственный надел свободных франков превращается в полную, свободно отчуждаемую земельную собственность малых индивидуальных семей – аллод. Ранее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле — только как наследственный надел, которым нельзя свободно распоряжаться. Уже упоминавшийся выше эдикт короля Хильперика, значительно расширив право индивидуального наследования общинников, по существу, отнял у общины право распоряжаться надельной землей ее членов. Она становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, т.е. превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению».

«… В историческом движении Западной Европы, древней и современной, период земледельческой общины является переходным периодом от общей собственности к частной собственности». С возникновением аллода завершается превращение земледельческой общины в соседскую или территориальную, обычно называемую общиной-маркой, которая состоит уже не из родственников, а из соседей. Каждый из них – глава малой индивидуальной семьи и выступает как собственник своего надела – аллода. Права общины распространяются лишь на не поделенные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т. п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI века луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников.

Община – марка, сложившаяся у франков к концу VI века, представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются феодальные отношения.

Имущественные отношения.

Вещное право. Понятия собственности не было, не было права собственности. Вещи – движимые и недвижимые. Собственность определялась терминами своя и чужая вещь. Движимое имущество легко отчуждалось (продавалось). С недвижимостью сделки запрещены, только передача по наследству. Много статей по охране собственности. Различают приусадебный участок и пахотную землю принадлежащую семье, леса и др.земли, принадлежащие общине. Жилище было под охраной. Жестоко наказывалась кража ночью с дома, со двора. Институт приобретательской давности = 1году и 1 дню. Если никто из общины не был против чужака, то он становился общинником и имел землю.

Семейно-брачное.

Семья патриархального характера. Опека над сыновьями прекращалась в 12 лет – совершеннолетие. Для вступления в брак надо согласие 2 сторон и согласие родителей и опекунов. Форма заключения – покупка жены. Жених платил выкупную плату. Невеста должна явиться в дом мужа с приданым. На следующий день после брака муж дарил жене «утренний дар. Препятствия к заключению брака – существование законного брака, близкое кровное родство, несвободное состояние человека, объявление лица вне закона. Развод можно только мужу, состоял в отказе мужа от признания женщины своей женой. Муж должен оплатить ей штраф, приданое оставалось жене. Развод от жены запрещен. Если она оставила мужа, то казнь. Женщина под опекой всю жизнь, свободу получала овдовев. Могла иметь свое имущество. Если 2 раз вступала в брак, то теряла имущество подаренное 1 мужем. Женщина в браке с рабом была вне закона, родственники могли убить ее безнаказанно. Муж собственник всего имущества в семье. Отец мог использовать имущество несовершеннолетних, наследник детей. Сожительство запрещено.

Наследственное право.

1) по закону. В зависимости от степени родства. 1 степень нисходящие. 2 – восходящие. Движимое имущество в равных долях делили сын и дочь умершего. Недвижимое имущество делили только сыновья.

2) по завещанию. Возникло с появлением ч/с на землю. Аффатания – состояла в передаче имущества при жизни наследодателя 3 лицу. Оно обязано было не позднее года передать имущество тому, кому оно было предназначено наследодателем.

Салическая Правда»: общая характеристика, уголовное право и процесс.

Общая характеристика. Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры. Основное содержание Салической правды — перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.
Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом.

Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

• существование законного брака;

• объявление лица вне закона;

• наличие близкого кровного родства;

• несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.
Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

• преступления против личности — убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

• соприсяжничество — соприсяжниками, «свидетелями доброй славы» обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

• свидетельства очевидцев;

• ордалии.

Семейное право Франкского Королевства .

Франкское государство, первое крупное политическое объединение в Европе раннего средневековья; существовало в конце 5 – середине 9 вв. В период наибольшего расширения охватывало всю Западную и часть Центральной Европы.

Важнейшим источником права в франкский монархии были так называемые варварские правды — записи обычного права варварских племен. Из всех «варварских правд» особую ценность для историко-правовой науки представляет Салическая Правда.

Франкская семья по Салической Правде была относительно многочисленной по своему составу: помимо нисходящих родственников в нее включались и родственники по боковой линии вместе с их женами и детьми. Патриархальный характер франкской семьи подразумевал наличие значительной власти отца в семье, однако эта власть по сравнению с Древним Римом не была такой сильной. Она больше напоминала опеку отца над членами своей семьи, но при этом данная опека была пожизненной для жены и дочерей, а на сына она распространялась только до достижения последним 12-летнего возраста.

Уже ушли в прошлое древние обычаи установления брака путем покупки жены, а тем более путем ее похищения (умыкания). В Салической правде вместо выкупной платы фигурирует т. н. «утренний дар» (компенсация за лишение невесты невинности) в форме вещей или денег. Условия заключения брака- согласие родителей и отсутствие близкого родства (либо свойства). Обязательным условием вступления в брак являлся сговор между главами семей жениха и невесты. Если брак был «неправильным», он объявлялся недействительным, а дети, рожденные в этом браке, признавались незаконнорожденными.

Постепенное проникновение государственного уклада в общинный быт франков зафиксировано Салическим законом применительно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечающими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники — антрустионы (новая знать) — обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной социальной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса.

Так, в соответствии с 1-м капитулярием к Салической правде, женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а сама она могла быть безнаказанно убита своими родственниками. Раба, вступившего в брак со свободной женщиной, подвергали мучительной казни через колесование. Простое сожительство свободного с рабыней наказывалось штрафом в 15 солидов.

Во Франкском королевстве предусматривались значительные штрафы за похищение женщины, за сожительство с замужней женщиной (45 солидов), за увод чужой невесты (15 солидов в пользу обманутого жениха) или жены (200 солидов в пользу пострадавшего мужа). Королевский раб или лит, похитившие свободную женщину с целью вступления с ней в брак, наказывались смертной казнью.

Вдова не имела права повторно выйти замуж, хотя она и не находилась под опекой со стороны старших мужских родичей : разрешение на этот брак следовало получить через суд при условии выплаты определенной суммы (reipus) родственникам умершего мужа; в противном случае ее новый муж мог быть оштрафован на 63 солида.

Имуществом, полученным от мужа в качестве «утреннего дара», а также приданым женщина могла пользоваться при жизни по своему усмотрению. После ее смерти это имущество шло детям, поэтому продать или подарить приданое женщина не могла. В случае повторного брака часть приданого передавалась родственникам первого мужа, а при их отсутствии — казне.

В Салической правде не было упоминания о разводе. Однако существуют мнения, что они все-таки существовали , поскольку такая практика соответствовала древним правовым обычаям германских племен. Капитулярий Пипина Короткого (744 г.), подтвержденный Карлом Великим (789 г.), устанавливал нерасторжимость церковного брака, поскольку такой брак относился к разряду религиозных таинств. К началу IX в. была установлена обязательность заключения брака путем религиозного обряда.

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 99

  1. III. Степени сравнения прилагательных и наречий, порядок слов в английском предложении, типы вопросов.
  2. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  3. IV. Примерный перечень вопросов к зачету
  4. IV. Разделительный вопрос (Distinctive Question)
  5. Quot;Крестьянский вопрос» в первой половине XIX века.
  6. V. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ
  7. А) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;
  8. А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  9. Анализ вопроса
  10. Б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон. Он представлял собой запись судебных обычаев салических франков. Параллельно с созданием права осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев — запись обычного права германских пле­мен. Таким образом были записаны «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Салическая правда была создана в начале VI в., в после­дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де­лится на титутлы (главы). Ценность «Салической правды» как исторического источника заключается прежде всего в том, что в ней отразилась эволюция франкского общества от первобытного строя к феодальному. Это влияние обнаруживается главным образом во внешних чертах – в том что «Салическая правда» записана на латинском языке и штрафы в ней исчисляются в римских денежных единицах.

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды — перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен­ном строе франков начала VI в.

Общество Салического закона как бы совмещало в себе два уклада: один — архаиче­ский, общинно-родовой с установкой на привычное социальное равенство и родовой коллективизм, другой — заданный форми­рующейся ранней государственностью с закрепляемым ею неравен­ством в зависимости от отношений с властью. Право было ориентировано на общинный быт в том, что ка­салось общей организации порядка жизни, семейных и имущест­венных отношений. Однако общинные связи франков были уже двойственными: в одних правовых отношениях проявлялось доми­нирование прежней родовой, в других — соседской общины. Посе­ление в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников.

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным местом». Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт — аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользования наследовалось с преимуществом мужского потомства (в VI в. у франков право наследования получили и дочери, а также братья и сестры умершего, при отсутствии его сыновей). Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом (впрочем, возможно, это регулировалось нормами римского права). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффатомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.

Брачно-семейные отношения.Общинно-родовые традиции сохраняли свою силу в семейных отношениях. Брак заключался с обязательного согласия родите­лей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Похищение невесты, насильственное заключение брака влекло обязанность вернуть невесту и выплатить значительный штраф семье «за обиду», практически равный выкупу за убийство. Сходный по размеру штраф выплачивался и тогда, когда брак заключался без согласия сородичей, но с согласия невесты. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. Семья мужа сохраняла символическое право на его вдову в случае смерти супруга: постороннее лицо, желавшее заключить с нею новый брак должно было платить особый условный выкуп — рейпус.

Постепенное проникновение государственного уклада в общин­ный быт франков зафиксировано Салическим законом примени­тельно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечаю­щими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники — антрустионы (новая знать) — обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной соци­альной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуще­ству в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса. К рабам в главном приравнивались ли­ты — полусвободное население (попавшие в кабалу или прежние колоны). В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов. Социальные градации только в случае с несвободным населе­нием были взаимосвязаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти.

Наследственное право. Салическая правда предусматривает наследование:

— по закону,

— по завеща­нию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.

Судебный процесс.Судебные собрания франков были двух типов. Первый, основной, — окружные под предсе­дательством особого старейшины — тунгина, а позднее — коро­левского графа. Второй — сотенные под председательством центенария, или сотника. На собраниях могли присутствовать все свободные полноправные общинники, присутствие дал вменялось им в обязанность под угрозой штрафов. Позднее бедняков стали освобождать от участия в судах. Непосредственно судьями были не члены собрания, а особые традиционные знатоки права — рахинбурги; их правовое суждение одобрялось (или не одобрялось) народом. Окружные собрашг созывались периодически — раз в шесть недель, сотенные — и специальному созыву. И разбирались на них разные по значимости дела:

— в окружных — наиболее важные (о свободе, о преступлениях, связанных со смертью, против королевской власти или королевских людей и т.д.);

— в сотенных — о движимом имуществе, о долгах, о штрафах.

Судьи-рахинбурги принимали на себя перед каждым процессом обязательство следовать доказательствам и «провозглашать право». Суд был единичным, именно королевским: здесь председательство вал или сам король, или его майордом во главе своих дворцовых советников и слуг. Позднее, при Каролингах, руководителем дворцового суда стал пфальцграф (впрочем, дела знатных обязан был разбирать сам король). В эпоху Салического закона сотенный суд, как традиционный, считался как бы приоритетным: это был истинно народный суд. При Каролингах значение королевского суда возросло. Помимо этого, имелись также вотчинные суды, где судил крупный землевладелец, и церковные суды.

Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказа­тельства, которые не подлежали оспариванию (поличное или ко­ролевская грамота при земельных спорах). Были ус­ловно-объективные доказательства: жребий или при­сяга (соприсяжничество). Одним из распространенных доказательств был Божий суд — главным образом в виде ордалий. За отсутствием реаль­ных доказательств для выяснения правоты того или другого участника прибегали к испытанию огнем, водой и др., считая, что Бог косвенно укажет на правого или виноватого.

Уголовное право.Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

преступления против личности — убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

• преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

• преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;

• нарушение предписаний короля.
Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Таким образом, Салический закон в самой минимальной степени испытал воз­действие римского права, сохранил даже некоторые остатки языче­ской старины. Традиционной архаич­ности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие су­дебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содер­жания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира бы­ло в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значи­тельной степени еще догосударственного права.

Право собственности

В начальный период истории Франкского государства относительно развитой была общинная собственность крестьян, при которой пахотная земля была распределена на наделы между отдельными семьями, а леса и пастбища оставались в общем пользовании. Особое место у крестьян-общинников занимала семейная собственность, отчуждение которой допускалось лишь с согласия членов семьи. Салическая правда устанавливала только наследование по закону Эдикт короля Хильперика (внука Хлодвига) внес изменения в Салическую правду: со второй половины VI в. земля могла переходить по наследству не только сыновьям, но и дочерям умершего.. В случае смерти кого-либо из членов общины, не оставившего наследников, его земельный участок переходил к общине.

В период правления Хлодвига — первого короля франков — широкое распространение получили аллоды — частная собственность новой служилой знати с полной свободой распоряжения. В дальнейшем появились бенефиции — владения на условиях военной службы без права передачи по наследству, которые со временем стали наследственными, превратившись, таким образом, в феоды.

Что касается крестьянства, то для них наиболее распространенной формой земельных владений были держания с выплатой оброка и выполнения барщинных работ в пользу феодала. В правовом отношении близко к аллоду находились благоприобретенные имущества, которыми собственники могли свободно распоряжаться.

Обязательственное право

Эта область гражданского права была слабо развита у франков. Наиболее распространенными договорами были купля-продажа и заем. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было недостаточно; он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическими обрядами: передачей куска дерна при продаже поля, ветви дерева — при продаже леса, двери — при продаже дома.

При договоре займа должник отвечал не только своим имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательства он становился рабом кредитора.

Заключение договоров требовало произнесения разного рода формул торжественного содержания.

Семейное право

Власть мужа и отца выступала у франков в виде как бы опеки над женой и несовершеннолетними детьми. Женщина находилась под опекой всю жизнь. В случае смерти мужа опекунами вдовы становились ее совершеннолетние сыновья, а если они отсутствовали — другие родственники умершего.

Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей или опекунов. До принятия христианства формой заключения брака у франков была покупка невесты. Следы этой покупки имеются в Салической правде, где указан размер покупной платы со стороны жениха в случае вступления в брак со вдовой ее родственнику, под опекой которой она находилась (титул XLIV — 3 солида и 1 динарий). Развод был первоначально разрешен только мужу и состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной жизни с женой. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной семейной жизни; кроме того, муж должен был уплатить ей штраф. Под влиянием католической церкви в 744 г. развод был запрещен.

Жена могла иметь собственное имущество. Что касается имущества, приобретенного во время брака, то его собственником считался муж. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал следуемое им вознаграждение за причиненный ущерб.

Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи и нравственности.

Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила наказанием служила потеря свободы. За похищение чужой жены виновный приговаривался к исключительно большому штрафу в 200 солидов (как и за убийство свободного франка); за похищение чужой невесты — штраф 15 солидов в пользу жениха. Наказывалось внебрачное сожительство (со свободной — штраф 45 солидов, с рабыней — 15 солидов).

Добавить комментарий