Конституции СССР 1936 г

Из истории создания Конституции 1936 г.

Замечание 1

Конституция СССР 1936 г. – это Конституция, которая имеет неофициальные названия «Конституция победившего социализма» и «Сталинская конституция», Основной Закон СССР, который был принят 5 декабря 1936 года VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов и действующий до 1977 года.

ЦИК СССР 7 февраля 1935 года сформировал Конституционную комиссию, которую возглавил Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) Сталин И.В. и 12 подкомиссий. По замыслу авторов новая Конституция должна была отобразить важнейший этап в истории государства – построение социализма.

Проект Конституции был опубликован 12 июня 1936 года, после чего обсуждался на всех уровнях в течении полугода.

Историк Хлевнюк О.В. указывает, что более демократическая природа новой конституции (по сравнению с Конституцией 1924 года) была обусловлена желанием привлечь к новому социалистическому государству симпатии международной общественности с целью противостояния зародившемуся и развивающемуся фашизму.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Конституция СССР 1936 г. 480 руб.
  • Реферат Конституция СССР 1936 г. 230 руб.
  • Контрольная работа Конституция СССР 1936 г. 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Впервые в обсуждении Конституции 1936 года принимало участие 75 млн. человек, в его ходе было внесено почти 1,5 млн. различного рода дополнений, поправок, предложений, которые публиковались в периодической печати. Те предложения, которые не соответствовали политическому курсу коммунистической партии, не публиковались. Они сохранились в архивах под наименованием «враждебные отклики».

Над текстом Конституции 1936 года работали И.В. Сталин и Н.И. Бухарин, последний являлся автором основной части Закона.

Конституцию окончательно приняли 5 декабря, а опубликовали 6 декабря 1936 года в «Известиях ЦИК СССР и ВЦИК» (№ 283).

Структура и содержание Конституции 1936 г.

Конституция 1936 года включала 13 глав, содержащих 146 статей.

Отдельные главы Конституции рассматривали:

  • вопросы общественного и государственного устройства (гл. I, II);
  • полномочия и структуру высших органов государственной власти СССР (гл. III), высших органов государственной власти республик (гл. IV), высших органов государственной власти автономных республик (гл. VII);
  • полномочия и структуру органов государственного управления СССР (гл. V) и органов государственного управления республик (гл. VI);
  • структуру и функции местных органов управления (гл. VIII);
  • полномочия судов и прокуратуры (гл. IX);
  • основные права и обязанности граждан (гл. X);
  • особенности избирательной системы (гл. XI);
  • утверждение государственной столицы, герба и флага (гл. XII);
  • вопросы порядка изменения Конституции (гл. XIII).

Экономической основой нового государства была плановая социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на средства производства. Средства производства имели форму государственной собственности или форму кооперативно-колхозной собственности (собственность кооперативных объединений и отдельных колхозов).

Земля и ее недра, леса, водные ресурсы, рудники, шахты, фабрики, заводы, наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт, средства связи, банки, крупные государственные сельскохозяйственные предприятия (машинно-тракторные станции, совхозы и др.), основной жилой фонд в промышленных пунктах и городах являлись государственной собственностью, или всенародным достоянием. Занимаемая колхозами земля передавалась в вечное пользование.

В Конституции рассматривались вопросы организации государственного единства, закреплялся статус СССР как государства союзного, определялась компетенция государства и подтверждался суверенитет республик, входящих в СССР.

Замечание 2

Союзные республики получали право на свободный выход из СССР.

В Конституции 1936 г. закреплялись главные политические права и свободы:

  • на образование;
  • на труд и отдых;
  • печати;
  • свободы слова;
  • собраний, митингов, демонстраций и уличных шествий;
  • тайна переписки;
  • неприкосновенность личности и жилища.

В Конституции закреплялись основные обязанности гражданина перед государством и обществом.

В новой избирательной системе страны были убраны классовые ограничения, неравенство городских и сельских жителей в избирательных правах, внедрялся переход к тайному голосованию. Производственно-территориальный принцип выборов сменил территориальный принцип.

Общие положения Конституции 1936 года

Конституция 1936 года:

  • провозглашала победу социализма в СССР;
  • закрепляла руководящую роль Коммунистической партии;
  • определяла партию в виде монополиста в области государственного управления;
  • ввела понятие «Советы депутатов трудящихся» (для Советов всех уровней).

Замечание 3

Теоретически была возможность создать другую политическую партию. Однако на практике этого сделать было нельзя.

Произошли изменения в статусе и структуре органов власти и управления. Единственным законодательным органом и высшим органом власти Союза стал Верховный Совет СССР. Верховный Совет получил права, принадлежавшие ранее Всесоюзным съездам Советов и ЦИК.

Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Национальностей и Совета Союза. Верховные Советы избирались на 4 года и работали в сессионном порядке. Совет Народных Комиссаров СССР был сохранен, но лишен законодательных прав. Совнарком мог издавать распоряжения и постановления во исполнение и на основе действующих законов.

К органам отраслевого управления относились разного рода комиссариаты:

  • общесоюзные;
  • республиканские;
  • союзно-республиканские.

Были внесены изменения в конституцию местных советских органов: в районах, краях, областях избирались просто Советы. Исполкомы Советов стали выполнять роль исполнительно-распорядительных органов. Конституция 1936 г. отказалась от системы съездов Советов на всех уровнях, была упрощена систему Советов, которая стала более четкой и конкретной. Конституция 1936 г. разрешала вопросы создания, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти автономных и союзных республик, определяла полномочия и систему органов государственного управления, прокуратуры и суда.

Центральные органы Советской власти.

VII съезд Советов СССР в одном из своих последних постановлений определил: «Предложить ЦИКу СССР избрать конституционную комиссию, которой поручить выработать исправленный текст Конституции на указанных в п. 1 основах и внести его на утверждение сессии ЦИК СССР» (СЗ СССР. 1935. N 8. Ст. 69). В соответствии с идеологическими воззрениями большевиков считалось, что изменения в социальной структуре общества, качественно иное его состояние требуют своей фиксации в тексте Основного Закона. Дескать, достигнуты еще одни рубежи на пути к коммунизму. В этом и заключался смысл п. 1 названного Постановления.

По мысли большевиков, достижение советским обществом основ социализма делает реставрацию капитализма в СССР невозможной, а раз так, то необходима дальнейшая демократизация власти и управления. В ситуации, когда исчезает классовый антагонизм первоначальной эпохи диктатуры пролетариата, представители повергнутых эксплуататорских классов могут быть уравнены в политических правах. Они могут быть допущены к выборам, сами выборы могут стать наконец-таки на двадцатый год революции прямыми, равными и тайными.

Согласно этому идеологическому представлению строился новый механизм государственной власти в СССР. При этом он подвергался упрощению и рационализации. В монолите Советской власти теперь появлялось место для технического разделения труда по управлению обществом: законодательная функция власти целиком и полностью вручалась Верховному Совету — двухпалатному парламенту. Исполнительная власть вручалась Правительству СССР, до 1946 г. именовавшемуся по-старому «Советом народных комиссаров», а после «Советом министров» (Вед. ВС СССР. 1946. N 10). Судебная функция государственной власти олицетворялась единой судебной системой. Вместе с тем речь здесь может идти исключительно о техническом характере разделения власти, но никак не о действительном претворении в жизнь принципа разделения властей. Советская система отвергала этот принцип напрочь, напомним об этом еще раз.

Итак, высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (ст. 30). Именно он осуществлял законодательную власть в стране (ст. 32). Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. В случае разногласия между ними решение принималось согласительной комиссией (ст. 47). Но, как и в предыдущий период, таких случаев ни разу не замечалось. Совет Союза избирался от всего населения страны по квоте: 1 депутат от 300 тыс. населения (ст. 34). Совет национальностей формировался следующим образом: союзная республика посылала в него 25 депутатов, автономная — 11, автономная область — 5, национальный округ — одного депутата (ст. 35). Палаты имели собственных председателей и по два заместителя. После 1956 г. каждая палата избирала уже по четыре заместителя. Палаты могли создавать собственные комиссии на постоянной основе (ст. ст. 50 и 51). Срок легислатуры Верховного Совета устанавливался в четыре года. Сессии полагалось проводить два раза в год.

Важнейшим органом Верховного Совета стал его Президиум — коллегиальный глава государства в СССР. Президиум формировался на первом заседании вновь избранного Совета в составе председателя и 15 его заместителей. В период с 1940 по 1956 г. таких замов было 16 по числу союзных республик. Помимо председателя и его заместителей в состав Президиума первоначально избиралось 24 человека, в 1946 г. их стало только 15, а в 1956 г. — 16.

К компетенции Верховного Совета относились все вопросы компетенции Союза ССР (ст. ст. 14 и 31). Исключение из этих вопросов составляли те, которые в силу той же ст. 31 были подведомственны Президиуму Верховного Совета СССР, Совнаркому (Совмину) СССР и наркоматам (министерствам). Фактически именно в этой статье закреплялось техническое разделение государственной власти в СССР. Если мы посмотрим на те вопросы, которые отнесены к ведению высших государственных органов Союза, то это и позволит сделать вывод, что Верховный Совет обладал полномочиями представительного законодательного органа власти. Президиум Верховного Совета обладал полномочиями главы государства, традиционными для него. Совнарком (Совмин) ведал вопросами, обычно относимыми к компетенции Правительства — руководящего органа исполнительной власти, а наркоматы (министерства) являлись образчиками органов центрального отраслевого управления.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совнарком (Совмин) СССР. Правительство образовывалось Верховным Советом на первом его заседании после проведения новых выборов (ст. 56). Правительство СССР, по Конституции 1936 г., образуется в составе министров, Председателя СНК СССР, первых заместителей Председателя СНК СССР, заместителей Председателя СНК СССР, Председателя Государственного планового комитета СНК СССР, председателя Комитета народного контроля, председателя Комитета заготовок, председателя Комитета по делам искусств, председателя Комитета по делам высшей школы (ст. 70). В 1956 г. тем не менее произошло радикальное увеличение численности Совмина СССР. В его составе к прежним заместителям добавились первые заместители, помимо министров в состав Совета вошло еще 19 председателей государственных комитетов и приравненных к ним ведомств, например, председатель правления Госбанка СССР, начальник ЦСУ СССР. Тогда же было определено, что в состав Совмина СССР входят председатели Совминов союзных республик.

Компетенция Правительства СССР определялась ст. 68 Конституции. Положения ее, заметим, традиционные для высшего правительственного органа власти.

Органы центрального управления, по Конституции 1936 г., были представлены в лице наркоматов, после 1946 г. — министерствами . Как и ранее, они носили строго отраслевой характер. К ним примыкали ведомства — учреждения, равно наделенные конституционным статусом. Чаще всего они именовались «государственными комитетами». Но были и исключения, например Совет при Совмине СССР по делам религий или Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), эти ведомства в Конституции не упомянуты, но их статус все равно соответствовал статусу союзного министерства.

Доктринальное определение министерства того периода способно только сбить с толку современного исследователя. Например, «советские министерства — это части социалистического госаппарата. Они построены и действуют на основе демократического централизма, проводят в жизнь принципы социалистической законности, государственного планирования, равноправия наций и учета национальных особенностей, широкого участия масс в государственном управлении» .

Классификация министерств согласно Конституции 1936 г. изменилась. Теперь в СССР существовали общесоюзные, союзно-республиканские или республиканские наркоматы (министерства) (ст. ст. 74 и 86 Конст.). По сравнению с предыдущим периодом также более четко были установлены критерии подобной классификации.

Так, общесоюзные министерства руководили порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно через назначаемые ими органы (ст. 75). Список таких министерств фиксировался в ст. 77 Конституции. Он, надо сказать, постоянно изменялся, если в 1936 г. общесоюзных наркоматов было 8, то к 1947 г. их стало 35, а после 1957 г. их осталось только 6.

Союзно-республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления через одноименные республиканские министерства. При этом в их подчинении находились предприятия, чей список утверждался Президиумом Верховного Совета СССР (ст. 76 Конст.). Количество таких министерств также разнилось в зависимости от времени. Стоит отметить и то, что они находились в двойном подчинении: от Совмина СССР и Совмина союзной республики (ст. 87).

Наконец, республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления, входящей в компетенцию союзной республики (ст. 84). Они непосредственно подчинялись как Совмину своей республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР (ст. 88).

Конституция 1936 г. подробно в отличие от Конституции 1924 г. рассматривала вопросы государственной власти и управления союзных и автономных республик. Этому были посвящены соответственно гл. IV, VI, VII. Организация этих органов власти и управления целиком копировала структуру союзных. Тем не менее в республиканских конституциях, изданных в 1937 г., регулировались вопросы компетенции республиканских органов власти и управления, порядок их формирования и деятельности.

Говоря о режиме функционирования Конституции — самом продолжительном по времени из всех советских конституций, нельзя не упомянуть о семилетнем периоде с 1957 по 1964 г., когда на уровне союзной республики существовали так называемые Советы народного хозяйства (Совнархозы).

Совнархозы.

В 1957 г. был принят новый Закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» (Вед. ВС СССР. 1957. N 11). На основании этого Закона в Конституцию СССР вносились изменения: ст. ст. 88-а и 88-б.

Основной замысел реформы сводился к отказу от отраслевого принципа управления народным хозяйством и к переходу на территориальный принцип «на основе экономических административных районов» (ст. 2 Зак.). С этой целью в союзных республиках образовывались особые административные единицы, в рамках которых создавались совнархозы. По замыслу авторов реформы все промышленные предприятия на территории этой экономической административной единицы переходили из подчинения министерств, которые вообще упразднялись (ст. ст. 9 и 11 Зак.), в подчинение совнархозу. Если на территории республики имелось несколько экономических административных районов, то их совнархозы объединялись в республиканский совнархоз (ст. 3 Зак.).

Организационно совнархоз состоял из председателя, его заместителей и членов. Председатель совнархоза мог состоять в ранге республиканского министра. Дело в том, что республиканские министерства в основном не упразднялись этой реформой, основной удар был нанесен по общесоюзным и союзно-республиканским министерствам. Председателя и членов совнархоза утверждал Совмин союзной республики, тогда как председателя и членов республиканского совнархоза назначал Президиум Верховного Совета союзной республики. Руководство совнархозами осуществлял Совмин союзной республики, но республиканский совнархоз подчинялся еще и Совмину СССР. При совнархозах на правах совещательного органа образовывался Технико-экономический совет.

Эта реформа — плод типично советского идеологического заблуждения, что экономикой можно управлять посредством приказов, инструкций и одних бюрократов, сменяя их другими. Производительность труда, урожайность полей от этого, как известно, не зависят. В конце концов внесенные этой реформой в советскую плановую экономику дезорганизация и хаос вынудили отказаться от нее.

Органы местного управления Советской власти.

Конституция СССР 1936 г. упорядочила систему местных органов государственной власти. На местах — краях, областях, округах, районах, городах, селах образовывались Советы депутатов трудящихся (ст. 94 Конст.). Теперь эти советы формировались посредством прямых выборов сроком на два года (ст. 95 Конст.). Исполнительными органами Советов являлись исполкомы, которые помимо подчинения собственному Совету были подотчетны исполкому вышестоящего Совета (ст. 101 Конст.). Именно таким образом теперь обеспечивалось единство Советской власти.

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Разработка и принятие

Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

По мнению историка О. В. Хлевнюка более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., Сталин писал

По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму…

В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики».

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Н. И. Бухарин считал себя автором основной части текста конституции.

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

В Викитеке есть полный текст Конституции СССР 1936 года в первоначальной редакции

Структура Конституции

Принятая в 1936 году конституция содержала 13 глав и 146 статей.

Структура Конституции СССР 1936 г.:

  • Глава I. Общественное устройство
  • Глава II. Государственное устройство
  • Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик
  • Глава IV. Высшие органы государственной власти Союзных республик
  • Глава V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик
  • Глава VI. Органы государственного управления Союзных республик
  • Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик
  • Глава VIII. Местные органы государственной власти
  • Глава IX. Суд и прокуратура
  • Глава X. Основные права и обязанности граждан
  • Глава XI. Избирательная система
  • Глава XII. Герб, флаг, столица
  • Глава XIII. Порядок изменения конституции

Текст статьи 122 из Конституции СССР 1936 года

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата — пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

  • всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
  • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Внесение изменений

Изменение Конституции являлось прерогативой Верховного Совета СССР, причём решение об изменении должно было приниматься при поддержке его большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат. В Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с изменениями в структуре правительства СССР:

  • Закон СССР от 15 января 1938 г.
  • Закон СССР от 21 августа 1938 г.
  • Закон СССР от 31 мая 1939 г.
  • Закон СССР от 4 апреля 1940 г.
  • Закон СССР от 7 августа 1940 г.
  • Закон СССР от 1 марта 1941 г.
  • Закон СССР от 1 февраля 1944 г.

Законом СССР от 25 февраля 1947 г. была утверждена новая редакция Конституции. В дальнейшем внесение изменений продолжалось:

  • Закон СССР от 17 июня 1950 г.
  • Закон СССР от 15 марта 1953 г.
  • Закон СССР от 8 августа 1953 г.
  • Закон СССР от 26 апреля 1954 г.
  • Закон СССР от 28 декабря 1955 г.
  • Закон СССР от 14 июля 1956 г.
  • Закон СССР от 16 июля 1956 г.
  • Закон СССР от 11 февраля 1957 г.
  • Закон СССР от 12 февраля 1957 г.
  • Закон СССР от 10 мая 1957 г.
  • Закон СССР от 20 декабря 1957 г.
  • Закон СССР от 25 декабря 1958 г.
  • Закон СССР от 7 мая 1960 г.
  • Закон СССР от 22 декабря 1960 г.
  • Закон СССР от 8 декабря 1961 г.
  • Закон СССР от 24 апреля 1962 г. N 1-VI
  • Закон СССР от 13 декабря 1962 г. N 802-VI
  • Закон СССР от 19 декабря 1963 г. N 2000-VI
  • Закон СССР от 11 декабря 1964 г. N 3095-VI
  • Закон СССР от 2 октября 1965 г. N 4058-VI
  • Закон СССР от 9 декабря 1965 г. N 4225-VI
  • Закон СССР от 3 августа 1966 г. N 3-VII
  • Закон СССР от 3 августа 1966 г. N 12-VII
  • Закон СССР от 12 октября 1967 г. N 1935-VII
  • Закон СССР от 26 июня 1968 г. N 2822-VI
  • Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3402-VII
  • Закон СССР от 11 июля 1969 г. N 4073-VII
  • Закон СССР от 19 декабря 1969 г. N 4590-VII
  • Закон СССР от 15 июля 1970 г. N 3-VIII
  • Закон СССР от 10 декабря 1970 г. N 565-VIII
  • Закон СССР от 20 сентября 1972 г. N 3355-VIII
  • Закон СССР от 14 декабря 1973 г. N 5189-VIII
  • Закон СССР от 26 июля 1974 г. N 3-IX
  • Закон СССР от 9 июля 1975 г. N 1841-IX
  • Закон СССР от 29 октября 1976 г. N 4694-IX

Празднование Дня Конституции

До 1977 года 5 декабря отмечался как официальный государственный праздник — День Конституции .

Прекращение действия

В 1962 году Верховным Советом СССР было принято постановление об образовании комиссии, которой было поручено разработать проект новой Конституции; её возглавил Н. С. Хрущёв. В декабре 1964 года председателем комиссии стал Л. И. Брежнев.

Конституция СССР 1936 года утратила силу в связи с принятием 7 октября 1977 года новой («брежневской») Конституции СССР.

В Викитеке есть тексты по теме
Конституция СССР 1936 года

Иосиф Виссарионович Сталин
Происхождение, семья Джугашвили • Отец • Мать • 1-й брак • 2-й брак • Сын Яков • Сын Василий • Дочь Светлана • Артём Сергеев • Внучка Галина
Биография: Основные вехи
Глобальные проекты сталинского периода Индустриализация • Коллективизация • Сталинский план преобразования природы • Великие стройки коммунизма • Атомный проект • Ракетная программа
Культ личности
Идеология сталинского периода Сталинизм • Враг народа • Великий перелом • Жить стало лучше, жить стало веселее • Наше дело правое • Спасибо родному Сталину за наше счастливое детство! • Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства • Сталинская Конституция • Краткий курс истории ВКП(б) • Борьба с космополитизмом • Лысенковщина • Вейсманизм-морганизм • За русский народ! • За царицу полей — пехоту!
Сталин и культура Сталиниана • Сталинская архитектура • Сталин в художественной литературе • Сталин в кинематографе • Сталин в филателии
Сочинения Сталина
Духовный мир Сталина
Быт Сталина
Сталин и общественное сознание
Портал:СССР | Категория:Иосиф Виссарионович Сталин | Портал:Персоналии| *См.: {{Сталинские репрессии}}

Примечания

См. также

  • Конституция СССР
  • Конституция СССР 1924 года
  • Конституция СССР 1977 года
  • Конституция России

Ссылки

  • Конституция РСФСР 1918 г. и конституция СССР 1936 г.: сравнительный анализ.

Конституции СССР

Конституция СССР 1924 года • Конституция СССР 1936 года • Конституция СССР 1977 года

Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней — Советы депутатов трудящихся, что должно было свидетельствовать о достигнутой социальной однородности советского общества. Она упростила и сделала более четкими структуру и статус органов власти и управления.Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру. Сохранен был и принцип формирования палат. Одна из них — Совет Национальностей — включала в себя фиксированное количество депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Как и прежде, палаты были равноправны. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союза. Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать подобно прежним ЦИКам в сессионном режиме.Сессионный порядок работы Верховного Совета обусловил необходимость создания постоянно действующего Президиума Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Он состоял из председателя, его заместителей, секретаря и 24 членов. Президиум созывал сессии Верховного Совета, давал толкование действующим законам, отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не являлся законодательным органом. Однако он имел право издавать указы — своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была.

Конституция 1936 г. сохранила Совет Народных Комиссаров СССР (правительство). Однако теперь он был лишен зак. прав.В качестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено деление наркоматов на три категории: общесоюзные, союзно-республиканские, республиканские.Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной.

местных Советы, на их судьбе отразилось проведение сплошной коллективизации, которая привела к тому, что на селе сложились два руководящих органа — сельсовет и правление колхоза.Конституция СССР 1936 г. изменила конструкцию местных советских органов. Теперь в областях, краях, районах вместо прежних съездов Советов стали избираться, как и в населенных пунктах, просто Советы. Исполкомы Советов стали теперь только испол-распор.органами.

Усложнение руководства промышленностью вызвало необходимость реорганизации управления отраслью.До сих пор руководство было сосредоточено в одном Наркомате — ВСНХ. В 1932 г. он был разделен на три наркомата — тяжелой, легкой и лесной промышленности. Из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. Эта реорганизация привела к тому, что теперь каждой сложившейся отраслью руководил свой отраслевой орган — наркомат. Реорганизованы были и финансовые органы. В связи с кредитной реформой все дело кредитования было сосредоточено в Государственном банке. При этом Госбанк стал обслуживать лишь текущую эксплуатационную деятельность предприятий. Финансирование же капитального строительства поручалось специальным банкам долгосрочных вложений: Промбанку, Сельхозбанку и др.

Вооруженные Силы. Организационные основы Красной Армии были закреплены в Законе об обязательной военной службе, принятом в 1930 г. 1 сентября 1939 г., в день нападения Германии на Польшу, был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности. Отказались от классового подхода к призыву, прежние ограничения по военной службе были сняты.

Еще в 1936 г. призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет. Теперь закон установил, что лица с полным средним образованием могут призываться с 18 лет.

Вооруженные Силы на протяжении всех тридцатых годов росли количественно и качественно. Численность армии и флота за девять лет выросла в три с половиной раза. Однако в конце 30-х годов по личному составу Вооруженных Сил был нанесен сильнейший удар. Массовые репрессии коснулись самой ценной их части — командного состава.

Конституция СССР 1977.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, которая состояла из преамбулы, 9 разделов и 174 статей. В конституции с одной стороны подчеркивалась преемственность с предшествующими конституциями (1918, 1924, 1936), а с другой стороны констатировался выход страны Советов на принципиально иной уровень развития – «развитого социализма» и «общенародного государства». В связи с этим особое внимание уделялось таким формам участия граждан в управлении, как всенародное обсуждение и референдум, гарантировались права граждан на обжалование решений должностных лиц и критику действий государственных организаций, обращалось внимание на обязанность государства заботиться об охране прав и свобод личности, определялся статус народных депутатов. Впервые закреплялись права советских граждан на пользование достижениями культуры и свободу творчества. Вместе с тем, все эти положительные начинания носили декларативный характер, т.к. не подвергались сомнению монополия КПСС на власть и идеологический контроль за общественной жизнью. В ст. 6 Конституции говорилось, что партия является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов.

Конституция внесла некоторые изменения в деятельность советских органов власти. Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет, а местных Советов – с 2 до 2,5 лет. Снижался возрастной ценз для избрания депутатами: в Верховный Совет СССР — с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 до 18 лет. В каждой из двух палат Верховного совета СССР (Совета Союза и Совета Национальностей) отныне заседали по 750 депутатов.В ст. 70 Конституции СССР характеризовался как единое союзное федеративное многонациональное государство. Подчеркивая советский и социалистический характер союзных республик (ст. 76), Конституция не называла их национальными, имея в виду усиление централизации государства. Из Конституции было исключено установленное еще в 1944 г. право республик на военное управление и собственные воинские формирования, но сохранилось закрепленное в том же 1944г. право внешних сношений. Реально такое право использовали только Украина и Белоруссия, которые имели своих представителей в ООН. Декларировался суверенитет республик, однако, не был предусмотрен механизм защиты суверенных прав от возможных посягательств со стороны союзного центра. Каждая республика по-прежнему имела право выхода из состава СССР, но в законах не был определен порядок выхода, что делало такое право формальным. Республики могли иметь собственные конституции, и в 1978 г. «организованно» приняли новые Основные законы, согласованные с союзной конституцией.

На основании Конституции 1977г. в 1978-79 гг. были приняты новые законы о выборах в Верховный Совет СССР, о порядке отзыва депутата Верховного Совета(заменил закон 1959), о статусе народных депутатов, а также утвержден регламент верховного совета СССР.

Добавить комментарий