Конституционно правовой статус личности в зарубежных странах

Правовой статус личности – это совокупность прав и обязанностей, человека и гражданина, закрепленных в обязательных для исполнения актах государственной власти и гарантированных государством. Предметом изучения конституционного права являются основы конституционного статуса личности, установленные Конституцией.

Элементы основ правового статуса личности:

1) регулирование отношений по поводу гражданства.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Основания приобретения гражданства:

– по рождению, при этом действуют два принципа: принцип крови и принцип почвы;

– в результате приема в гражданство (натурализация);

– в результате восстановления в гражданстве.

2) закрепление основных принципов правового статуса личности.

Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством основополагающие начала, на основе которых строится система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. К ним относятся: равноправие (в трех аспектах: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчин и женщин.); гарантированность прав и свобод человека и гражданина; неотъемлемость прав и свобод личности, запрет ограничения прав и свобод, кроме случаев, установленных законом; включение в правовой статус личности не только прав и свобод, но и обязанностей. При этом осуществление прав и свобод одной личности невозможно без выполнения обязанностей другим человеком.

3) установление основных, неотъемлемых прав, свобод, обязанностей человека и гражданина.

Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Виды прав и свобод:

а) Личные. Особенности личных прав и свобод: они неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения; они связаны с личной жизнью человека; не зависят от наличия гражданства. К личным правам и свободам относятся: право на жизнь; право на охрану государством достоинства личности; права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания; свобода совести; свобода вероисповедания; свобода мысли и слова.

б) Политические: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства.

в) Социально-экономические: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества; право частной собственности; право наследования; право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Основные обязанности человека и гражданина:

– соблюдать Конституцию и законы;

– платить законно установленные налоги и сборы;

– сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

– защищать Отечество.

4) установление гарантий прав и свобод.

Правосубъектность граждан в современном зарубежном законодательстве

В настоящее время регламентация правосубъектности физических лиц в зарубежных государствах осуществляется, как правило, на уровне законов, как кодифицированных, так и не кодифицированных, причем нормы, составляющие рассматриваемый институт, находят свое закрепление в разных разделах законодательства, что объясняется различием доктринальных и законодательных подходов к построению системы частного права в целом и гражданского законодательства в частности.

Наибольшую специфику, вернее — самобытность, в части регламентации гражданско-правового статуса личности до настоящего времени сохраняют почти все арабские государства, где основным источником правового регулирования в этой сфере являются нормы мусульманского права, и только в некоторых из них гражданско-правовой статус личности устанавливается специальными законами. В частности, в Ираке и Иордании применительно к мусульманам этот вопрос регламентируется в Законах о личном статусе лица (соответственно 1959 г. и 1976 г.), а мусульманская доктрина применяется в качестве субсидиарного источника. В свою очередь, к представителям немусульманского населения в Ираке применяются нормы их личного права (канонического или иудейского) во всех случаях, за исключением наследственных правоотношений Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Суханов. М.: Норма, 2003. — С. 288, 292.. По такому же принципу решается вопрос о личном статусе граждан и в ряде других стран, в том числе в Малайзии, где каждая из этноконфессиональных общин руководствуется собственным правом (мусульманским правом и адатом, традиционными конфуцианскими нормами и индусским правом и др.) Там же. — С. 484 — 485..

В свою очередь, в странах Азии и Африки в закреплении гражданско-правового статуса физических лиц до настоящего времени значительная роль принадлежит древним обычаям, а правовая система, как правило, носит смешанный характер, представляя собой причудливое сочетание рецепиированных норм западноевропейского законодательства и mores majorum, сложившихся в результате многовековой практики. Одним из отличительных признаков подобных правовых систем является тотальная дискриминация женщин. Так, например, в Лесото замужние женщины приравниваются к несовершеннолетним и в силу этого не могут самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, а в Папуа — Новой Гвинее женщины вообще рассматриваются как часть имущества, которое нередко предоставляют в качестве компенсации при разрешении споров между племенами. Почти во всех современных африканских государствах в вопросах наследования, как правило, доминируют представители мужского пола: в Габоне, например, вдова допускается к наследованию только при наличии письменного разрешения семьи умершего мужа Там же. — С. 444, 602, 184..

Рассмотренные положения резко диссонируют с гражданским законодательством европейских государств, а также стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Рассматривая особенности законодательного закрепления в этих государствах наиболее важных положений о гражданско-правовом положении физических лиц, необходимо отметить значительные расхождения не только в содержании установленных законом прав и обязанностей граждан, но и в терминологии, используемой в этой сфере. В частности, древнейшие цивилистические категории — правоспособность и дееспособность различаются далеко не во всех действующих правовых системах. В государствах, воспринявших англосаксонскую правовую традицию, они определяются одним термином — «правовая способность» (legal capacity), хотя юридическая доктрина и судебная практика оперируют двумя смежными понятиями: «пассивная правовая способность» (passive capacity) и «активная правовая способность» (active capacity), вкладывая в их содержание тот же смысл, который соответствует используемым в отечественной правовой системе категориям право- и дееспособности Михайлова И.А. Методологические и терминологические подходы к определению правосубъектности граждан в современном зарубежном законодательстве //Юрист.-2007.- № 1.- С.16..

В романо-германской правовой системе такого единства не наблюдается. В то время как, например, Гражданский кодекс Испании не проводит четкого различия между правоспособностью и дееспособностью, используя термины «capacite» и «capaz» в равной степени для обозначения каждого из указанных элементов правосубъектности.

Основным принципом, на котором базируется гражданское право большинства зарубежных стран, является принцип равной гражданской правоспособности всех физических лиц. Впрочем, даже там, где этот принцип получил свое законодательное закрепление еще в XVIII — XIX вв., идея формального равенства граждан далеко не всегда реализовывалась на практике. Так, например, предписание ст. 1124 Французского гражданского кодекса, признававшее замужнюю женщину недееспособной наряду с несовершеннолетними, душевнобольными и умалишенными, сохраняло юридическую силу до середины прошлого века. Лишь в 1965 г. специальный закон снял установленные для женщин ограничения в обязательственной сфере, признав, что каждый из супругов может единолично заключать договоры, предметом которых является ведение хозяйства, открывать счет в банке на свое имя без согласия супруга, заниматься любой профессиональной деятельностью и распоряжаться всеми доходами от нее Германское право. Часть 1. Гражданское уложение. / Пер. с нем. А.А. Лизунова. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996. — С. 48..

Довольно поздно, только в 1972 г., во Франции улучшилось и правовое положение внебрачных детей, за которыми были признаны в целом те же права, что и за детьми, рожденными в браке, вследствие чего они впервые получили право наследовать имущество отца, матери и других восходящих, своих братьев и сестер и других боковых родственников, но практически сразу же последовало уточнение: «Внебрачные дети, чьи отец и мать в момент зачатия состояли в браке с другим лицом и имеют от этого брака законных детей, имеют право наследования… но каждый из них имеет право лишь на половину той доли, которую они могли получить, если бы были рождены в браке» Французский гражданский кодекс, 1804. СПб : Юридический центр Пресс, 2004. — С. 289..

Анализ европейских правовых систем позволяет привести немало подобных примеров, но еще больше изъятий из принципа равной правосубъектности всех физических лиц содержало законодательство США, долгое время носившее откровенно расово-националистический характер. Только в 1964 г. был принят специальный федеральный закон, запрещавший дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, религии, пола и национального происхождения, однако он не распространялся на целый ряд учреждений и организаций, в том числе на частные учебные заведения, торговлю внутри штатов и некоторые другие сферы деятельности Гражданское и торговое право зарубежных государств / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. В 2 т. Т. 1. М.: Международные отношения, 2004. — С. 117..

Следует отметить, что, предваряя легальное закрепление гражданско-правового статуса физических лиц, законодатели иногда подчеркивают индивидуальность каждого субъекта гражданского оборота, предопределяемую его возрастом, полом, происхождением и социальным положением, что, однако, не является препятствием для провозглашения и закрепления равной гражданской правоспособности для всех. Сравнительный анализ правовой регламентации данной категории в разных государствах свидетельствует также и о том, что далеко не все действующие гражданские кодексы содержат соответствующую норму-дефиницию. Существенные отличия наблюдаются также в степени конкретизации момента возникновения и прекращения гражданской правоспособности: в то время как в одних государствах законодатели ограничиваются указанием соответственно на момент рождения и момент смерти гражданина, в других имеются весьма существенные уточнения, касающиеся, как правило, обстоятельств рождения. Следует заметить, что, последовательно связывая возникновение правоспособности с моментом рождения, гражданское законодательство практически всех современных государств, продолжая традицию, заложенную в римском частном праве, обеспечивает охрану наследственных интересов зачатого, но еще не родившегося ребенка, подчеркивая, как правило, что осуществление этих интересов зависит от его рождения. Специальные правила на этот счет устанавливает Германское гражданское уложение, предусматривающее, что охрана наследственных прав зачатого ребенка должна осуществляться специально назначенным для этих целей попечителем Германское право. Часть 1. Гражданское уложение. — С. 41.. ГК Франции, закрепляющий аналогичное правило, допускает, помимо этого, возможность совершения дарения в пользу зачатого, но еще не родившегося ребенка (ст. 906) Французский гражданский кодекс. — С. 135..

Гораздо реже в действующих правовых системах конкретизируется момент смерти. Весьма интересны в этом смысле Гражданские кодексы Азербайджана и Грузии, которые связывают смерть физического лица непосредственно с прекращением деятельности его мозга (п. 2 ст. 25 ГК Азербайджана, п. 3 ст. 11 ГК Грузии). С легальным определением момента смерти индивида нередко связана и проблема коммориентов, в решении которой также отражаются различные законодательные подходы. Так, законодательство некоторых стран исходит из того, что наследство умерших в один день лиц, имеющих право наследования друг после друга, открывается независимо после каждого из них, а в других государствах закреплен принципиально иной подход.

В государствах англосаксонской правовой системы решение проблемы безвестного отсутствия и признания смерти безвестно отсутствующего лица в подавляющем большинстве случаев выведено в сферу гражданского процессуального права. Это означает, что, если при рассмотрении гражданско-правового дела возникает вопрос о праве на имущество или судьбе обязательства отсутствующего лица, суд исходит из процессуальной презумпции, что если от отсутствующего не поступало вестей в течение семи лет, то такое лицо умерло; однако, если из обстоятельств дела следует, что от отсутствующего и не должно было поступать известий, эта презумпция не применяется.

Еще более сложные ситуации возникают в тех государствах, в которых законодатель не предусматривает института признания лица умершим. Во Франции, например, такое решение вопроса исторически объясняется экспансионистской политикой Наполеона в Европе и за ее пределами, требовавшей, чтобы у воюющих солдат и офицеров была уверенность в том, что, когда бы они ни вернулись, они останутся собственниками принадлежащего им имущества Гражданское и торговое право зарубежных государств. — С. 118., поэтому их потенциальные правопреемники в случае их предполагаемой гибели вводились во владение соответствующим имуществом. В настоящее время во Франции урегулирование отношений, связанных с безвестным отсутствием граждан, осуществляется в два этапа, занимающих нередко весьма длительный отрезок времени: 1) допущение презумпции безвестного отсутствия гражданина (ст. 112 — 121 Французского гражданского кодекса); 2) объявление безвестного отсутствия, которое может быть сделано только спустя 10 лет после вынесения решения о презумпции безвестного отсутствия (ст. 122 — 132 Французского гражданского кодекса). Если же заинтересованные лица не обращались в суд за удостоверением указанной презумпции, то решение об объявлении безвестного отсутствия может быть вынесено не ранее 20 лет со дня поступления последних известий от пропавшего без вести или каких-либо сведений о нем.

Но и в тех государствах, в которых предусмотрены оба рассматриваемых института, имеются существенные расхождения как в используемой законодателями терминологии, так и в основаниях, порядке и правовых последствиях установления соответствующих юридических фактов. Наиболее часто употребляются две легальные формулировки: «объявление умершим» и «презумпция смерти», причем именно последняя, на наш взгляд, в большей степени соответствует правовой природе данного института. Значительно различаются и сроки, установленные для возбуждения в суде процедуры признания лица умершим. Они варьируются от трех лет на Украине (ст. 46 ГК), в Беларуси (ст. 41 ГК), Казахстане (ст. 31 ГК), пяти лет в Болгарии (ст. 14 Закона о лицах и семье), Эстонии (ст. 31 ГК) до семи лет на Филиппинах и 10 лет в Польше (ст. 29 ГК).

Во многих государствах особые правила предусматриваются на случай исчезновения лица в обстоятельствах, угрожавших ему смертью (например, при крушении судна), и в ходе военных действий. В первом случае указанные выше сроки, как правило, существенно сокращаются (нередко до шести месяцев, как в ГК РФ). В отношении лиц, пропавших без вести во время войны, позиции законодателей расходятся. Так, в некоторых государствах данное обстоятельство никак не выделяется среди прочих факторов. В других странах, напротив, в данных обстоятельствах не только значительно увеличивается срок ожидания, но и подчеркивается, что отсчет следует вести с момента окончания военных действий (ст. 46 ГК Украины). В некоторых государствах при решении вопроса о признании лица умершим принимается во внимание возраст безвестно отсутствующего. Так, в Польше гражданин может быть объявлен умершим по истечении 10 лет его безвестного отсутствия независимо от его возраста, но не ранее, чем ему исполнится 23 года, или по истечении 5-летнего срока, если к моменту вынесения решения об объявлении лица умершим ему исполнилось бы 70 лет (ст. 29 ГК). Еще более высокие возрастные критерии установлены в Германии: соответственно 25 и 80 лет Михайлова И.А. Дифференциация дееспособности граждан в современных правовых системах //Бюллетень нотариальной практики.- 2006.- № 6. — С.11..

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на значительные терминологические и методологические расхождения в законодательной регламентации гражданской правосубъектности физических лиц, в современном зарубежном законодательстве отчетливо отражается стремление законодателей учесть все многообразие факторов, влияющих на гражданско-правовой статус граждан, в первую очередь факторов, с которыми связаны возникновение и прекращение их правоспособности. Изучение и анализ зарубежного опыта в этой сфере имеет важное значение для дальнейшего совершенствования российского законодательства с целью наиболее полной и эффективной охраны и защиты прав и законных интересов как иностранных граждан, проживающих на территории России, так и российских граждан, находящихся в различных государствах современного мира.

Под основными принципами правового положения личности понимаются выраженные в юридической форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем виде определяют характер взаимоотношении государства и отдельных лиц, служат руководящими началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями. В число основных принципов правового положения входят равноправие граждан, различие объемов прав и обязанностей лиц, проживающих в данной стране, в зависимости от их государственной принадлежности, сочетание общественных и индивидуальных интересов, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Ось-89, 2007. — С. 114.

Равноправие граждан провозглашалось как один из важнейших принципов правового положения человека. В том или ином виде этот принцип закреплен практически во всех современных конституциях, содержащих постановления о правовом положении граждан.

Юридическое содержание этого принципа заключается в признании равенства всех граждан перед законом и судом. Все граждане должны быть наделены одинаковыми правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения.

Равноправие означает равенство всех граждан перед законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем проявляется их индивидуальность, а устанавливает единую мерку для отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков.

Равноправие граждан независимо от национальности и расы, как правило, проявляется в доступе в соответствии со своими заслугами и способностями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении равной платы за равный труд и т.д.

Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, политической, культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государственной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т.п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе.

В 1979 г. была принята Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

В международно-правовых документах наряду с обеспечением равноправия мужчин и женщин в целом специальное внимание уделяется и гарантиям женщин в отношении отдельных групп прав. В частности, была принята Конвенция ООН «О политических правах женщин» в 1954 г.

Равноправие женщин и мужчин сегодня признается почти во всех странах.

Равноправие граждан независимо от отношения к религии также является важной гарантией равноправия. В настоящее время равные права и обязанности за гражданами независимо от того, являются ли они верующими или нет, и от того, какую религию они исповедуют, закреплены в большинстве стран.

Кроме того, законодательство большинства государств закрепляет равноправие граждан независимо от социального происхождения и положения, материального положения, образования и профессии.

Принцип равноправия не означает, что все лица, находящиеся на территории данной страны, имеют одинаковый статус. В любой стране встречаются три основные категории лиц, чей статус различается.

Во-первых, это — граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы.

Вторым принципом правового положения личности является сочетание общественных и индивидуальных интересов. Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве можно найти отражение сочетания общественных и индивидуальных интересов. Это выражается в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отношении государства и других лиц. Законодательно устанавливаются рамки использования прав и свобод. Ни одно право или свобода не могут использоваться таким образом, что это приведет к нарушению прав и свобод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации и т.д. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Ось-89, 2007. — С. 116.

В связи с сочетанием общественных и личных интересов надо остановиться на так называемых коллективных и индивидуальных правах. Часто возникает вопрос об их взаимосвязи, о том, какое право и при каких обстоятельствах имеет приоритет.

В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права национальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определенную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т.п. Право на объединение (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом.

Следующим принципом является единство прав и обязанностей. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их более обширен, чем перечень обязанностей.

Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении больших прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судьбы страны, да и самих граждан тоже.

Между обществом и государством, с одной стороны, и личностью – с другой, складываются определенные правовые отношения и связи. Совокупность этих правовых отношений и связей, охватываемых всеми отраслями правовой системы государства, и есть правовое положение личности, фундаментом которого, в свою очередь, являются основы правового положения личности, регулируемые не всеми отраслями права, а только – одной отраслью права – конституционным правом.

Основы правового положения личности закрепляются, прежде всего, в конституциях зарубежных стран, а также и иных конституционно-правовых актах (законах о гражданстве, статусе иностранных граждан и др.).

Прежде всего, понятие конституционно-правового статуса личности связано с определенным правовым состоянием, характеризующимся комплексом прав, свобод и обязанностей применительно к человеку и гражданину. Как известно, дуалистическое понятие «права человека и гражданина» получило широкое распространение во многих странах под влиянием французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Понятие «права человека и гражданина» отражает двойственность гражданского общества и политического общества, поэтому права личности рассматриваются в их двойном аспекте: как права человека (индивида, лица) и как права гражданина. Так, каждый человек, как член гражданского общества, обладает рядом прав и равноправен в их осуществлении с другими членами гражданского общества. Но как гражданин, т.е. член политического общества, он может обладать еще большими правами, т.к. максимум прав предоставляется конституциями и законодательством именно гражданину данного государства. Следовательно, человек рассматривается как член гражданского общества, а гражданин – как член политического общества. Поэтому права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории данного государства, права гражданина – только гражданам.

Вместе с тем перечни прав человека и перечни прав гражданина не совпадают целиком и полностью в конституциях различных стран. Дело в том, что отнесение тех или иных прав и свобод к правам человека и правам гражданина определяется целым рядом цивилизационных, политических и иных факторов (традициями, политической и правовой культурой общества, обстоятельствами принятия конституции, позицией законодателя и т.п.). Например, свобода передвижения по Конституции Испании – это право человека, а по Конституции Испании – это право гражданина.

Основы правового положения личности включают в себя следующие элементы:

1) основные принципы правового положения личности, как фундаментальные, руководящие начала, лежащие в основе правового статуса человека и гражданина (гуманизм, равноправие граждан; гарантированность прав и свобод);

2) гражданство, как конституционно-правовой институт, закрепляющий взаимоотношения между государством с одной стороны и личностью – с другой посредством их правовой связи. В зависимости от характера правовой связи государства и личности выделяют три особых конституционно-правового статуса личности (гражданин; иностранец; лицо без гражданства (апатрид);

3) конституционно-правовой институт прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

4) гарантии прав и свобод личности.

Современный конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах складывался постепенно на протяжении многих веков. При рабовладельческом строе рабы квалифицировались в праве в качестве «говорящей вещи», в средние века существовало крепостное право, когда помещики могли продавать крепостных крестьян и семьями, и поодиночке. Даже отцы-основатели США сохранили в принятой ими Конституции положение о рабстве.

В настоящее время идея прав человека утвердилась в конституционном праве практически всех стран мира, включая и конституционное законодательство государств с авторитарным политическим режимом. Положения о неотъемлемых правах человека, как высшей ценности государства закреплены во многих современных конституциях, включая и Конституцию Республики Казахстан.

Истоки современного понимания правового статуса личности, прав и свобод человека и гражданина тесно связаны с двумя основными направлениями юридической мысли — естественно-правовым и позитивистским:

— естественно-правовые теории рассматривают права человека как неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека;

— позитивистское направление рассматривает права человека, как категорию, установленную государством. Определяющим для правового статуса личности является факт наличия в нормативном правовом акте конкретных прав и свобод.

Конечно, все люди наделены определенными прирожденными и неотъемлемыми правами и свободами, которые не могут быть проигнорированы ни при каких обстоятельствах. Однако необходима позитивизация прав человека посредством принятия конкретных правовых актов, которые бы закрепили основные права и свободы человека. Именно в конституциях и иных правовых актах уясняются значение и объем конкретных прав и свобод человека, содержание коррелирующих этим правам обязанностей, а также уточняются допустимые пределы их ограничений. Тем самым основные права и свободы человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретают юридическую форму и становятся важнейшим институтом отрасли конституционного права.

Перечисленные в конституции основные права и свободы человека рассматриваются как обладающие верховенством по отношению к обычным правам, закрепленным в текущем законодательстве. Это является основанием для того, чтобы признать юридическими ничтожными любой нормативный правовой акт, административные или иные действия государственных органов, которые нарушают права и свободы личности, закрепленные конституцией.

В современной правовой литературе и политической практике выделяют четыре различных подхода к вопросам конституционно-правового статуса личности, прав человека.

Либеральная (в своей основе западная) концепция прав человека исходит из естественных, прирожденных, неотчуждаемых прав человека и закрепления в законодательстве правовых принципов, норм и институтов, которые обеспечивают автономию личности, ее свободное развитие.

Социалистическая (марксистско-ленинская) концепция правового статуса личности основана на приоритете коллектива (общества, класса, объединения и т.п.) по отношению к личности, на ограничении прав личности общественными интересами.

Мусульманская модель правового статуса личности основана на положении о том, что человек не волен распоряжаться собой, его действия предопределены повелениями Аллаха. Акцент в правовом регулировании переносится не на права личности, а на ее обязанности перед Аллахом, перед Уммой (общиной правоверных мусульман).

Родоплеменная модель правового статуса личности рассматривает человека как неотделимую «клеточку» племени (рода), права которого могут реализоваться только в коллективе. И даже те права, которые по обычному праву принадлежат только индивиду, могут реализоваться им только в границах племени, среди соплеменников.

Добавить комментарий