Конституционные правонарушения

Повышению действенности норм конституционного права способствует институт конституционно-правовой ответственности.

Конституционно-правовая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, выражающийся в применении конституционно-правовых санкций, закрепленных в конституции и иных источниках конституционного права, к лицам, виновным в совершении деяний, направленных на причинение вреда конституционному строю, государственному устройству, правам и свободам человека и гражданина.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) все участники конституционно-правовых отношений (народ, государственные органы, должностные лица, граждане);

2) только государство и его должностные лица.

Реакцию государства на противоправное поведение выражает санкция, содержащая указание на ту меру воздействия, которая применяется компетентными органами к лицам, не исполняющим требования правовой нормы. И хотя конституционно- правовая санкция не является обязательным признаком конституционно- правовой нормы и обеспечение норм конституционного права как ведущей отрасли осуществляется с помощью санкций других отраслей, все же конституционно- правовые санкции тоже существуют. Их можно определить как установленные нормами конституционного права меры государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия в сфере конституционно-правовых отношений применяемых в отношении субъектов конституционного права, совершивших деяния не соответствующие диспозициям конституционно-правовых норм. Санкции содержат итоговую оценку таких деяний. Их можно сгруппировать следующим образом:

группа санкций, которая обращена к физическим лицам и направлена на правильное оформление их отношений с государством (лишение или изменение конституционного статуса, например, беженца, иммигранта и др.);

группа санкций, которая предусматривает меры, принимаемые в отношении политических партий, иных общественных объединений, религиозных организаций и других коллективных субъектов (вынесение предупреждения общественному объединению, политической партии, религиозной организации за деятельность, не соответствующую закону, уставу; ликвидация общественного объединения, политической партии, запрет на их деятельность по решению суда и др.);

группа санкций, которые относятся к государству в целом, государственным органам и должностным лицам (отрешение от должности должностного лица либо увольнение его в отставку;

роспуск коллегиального органа государственной власти; отзыв депутата представительного органа).

Особенности конституционно-правовых санкций:

носят ярко выраженный политический характер, как по основаниям применения, так и по кругу субъектов;

круг субъектов, уполномоченных применять такие санкции очень широк (практически все органы государственной власти и должностные лица, а также граждане, например, в случае отзыва депутата);

применение, за редким исключением, не влечет судимости или иного состояния наказанности;

существуют не как санкция какой-либо одной нормы, как следствие, формулируется не в качестве части какой-либо нормы, а как самостоятельные нормы в виде диспозиции;

могут быть применимы к субъекту, поведение которого с формально-юридической точки зрения невиновно.

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

3. Василевич, Г.А. Конституционное право : учеб.пособие / Г.А. Василевич. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. — 279 с.

4. Верееменко, В.Н. . Конституционное право : учебное пособие / В.Н. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.

5. Демичев, Д.М. Конституционное право: учеб.пособие / Д.М. Демичев. — Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.

8. Петров, А.П. . Конституционное право : учебное пособие / А.П. Петров.- Минск :Амалфея, 2011. – 688 с.

Дата добавления: 2018-10-15; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Правонарушение. Понятие. Состав и классификация

Понятие, сущность и функции государства

Основы Конституционного права

Заключение

Список литературы

Введение

Настало то время, когда без знания права нельзя сделать и шага. Причина тому — развитие рыночной экономики, когда участниками рыночных отношений являются самостоятельные и равноправные субъекты, у которых есть собственные интересы. Они руководствуются ими и, понятно, стремятся их отстоять. Более надежного помощника, чем право, в этом деле не найти. В свою очередь, экономическая самостоятельность и стремление не потерять то, что приобретено собственным трудом, заставляет человека интересоваться и сферой политики, задумываться о том, кто и как нами управляет. Политические же отношения еще в большей мере, нежели экономические, урегулированы правом. И чтобы жить в такой среде, надо знать ее составляющие.

Правонарушение. Понятие. Состав и классификация

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим о том, что они поступают правомерно. Правомерное поведение — это социально полезное явление, и оно справедливо считается предпосылкой нормального функционирования общества, содействуя его благополучию и эффективному развитию.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками.

1. Правонарушение — это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы «черными» они ни были, до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т. п.).

Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им. На что в конечном итоге посягает правонарушение? Прежде всего на интересы других лиц, находящихся под защитой закона. Однако не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не всегда может быть противоправным. Так, конкуренция умаляет чьи-то частные экономические интересы, но правонарушения здесь нет.

Правонарушения совершаются только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций. Истории известны случаи, когда субъектами правонарушений признавали животных (свиней, мышей, крыс, собак и т. д.) и судили их по всей строгости закона. Но было это во времена Средневековья. Однако не всякий человек может быть признан правонарушителем, а лишь тот, кто отдает отчет в своих действиях и может собой руководить. Не является поэтому правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.

Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями.

Правонарушения обладают общественно опасным характером, т. е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом. Наиболее опасные из них признаются законом преступлениями. Общественная опасность отдельно взятого проступка может быть неочевидной. В самом деле, что произошло, если пешеход перешел улицу на красный свет светофора или в ненадлежащем месте? Опасных (вредных) последствий вроде и нет. Но если взять такие проступки в совокупности, то налицо дезорганизация дорожного движения. Критическая же масса таких правонарушений даст уже вполне очевидный вред от дорожно-транспортных происшествий.

6. Правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Виды правонарушений. Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на: преступления и проступки.

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Что есть преступление, определяет закон (Уголовный кодекс РФ), принимаемый высшим законодательным органом. Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется следующими критериями:

а) значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, собственность, государственная безопасность, порядок управления обществом, основные права и свободы граждан и др.);

б) размер причиненного ущерба. Так, если в результате дорожно-транспортного происшествия имеется имущественный ущерб, но нет причинения вреда жизни, здоровью людей, то деяние не будет считаться преступлением;

в) способ, место и время совершения противоправного деяния;

г) личность правонарушителя.

Вторую (очень многочисленную) группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают, делятся на восемь разновидностей.

1. Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области осуществления исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей. Административными проступками, например, являются различные нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и др.), правил пожарной безопасности, санитарной гигиены на предприятиях, распитие спиртных напитков в общественном месте, безбилетный проезд и др.

Дисциплинарные проступки — правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы предприятий, учреждений, организаций. Ослабляя трудовую дисциплину (служебную, воинскую, учебную), дисциплинарные проступки способствуют дезорганизации работы организаций и снижению ее эффективности. Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей и др.

Материальные проступки — правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение и др.).

Гражданские проступки — правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство) и защищаются с помощью средств гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, и др.).

Финансовые проступки — правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, нарушение финансовой отчетности, правил ведения кассовых операций и др.).

Семейные проступки — правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания или воспитания детей и др.).

Конституционные проступки — это нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции.

Процессуальные проступки — это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. Примером такого проступка может быть неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда, за что может последовать наложение штрафа или неявка подсудимого в суд, являющаяся основанием изменения меры пресечения на более суровую (например, вместо подписки о невыезде — арест).

Состав правонарушения — совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п.

Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью).

Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава Правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

а) деяние (действие или бездействие);

б) противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм;

в) вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и по тому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);

г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по времени то или иное поведение наступившему результату или нет;

д) место, время, способ, обстановка совершения деяния.

4. Субъективная сторона правонарушения — ее составляют вина, мотив, Цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус — это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не предвидел возможные их последствия. Казус — это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Понятие, сущность и функции государства

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею из данные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Основы конституционного права

правонарушение государство конституционный право

Термин «конституция» произошел от латинского слова constitutio, что означает установление, учреждение. Именно так назывался один их декретов римских императоров. В современном мире конституция — основной закон (или несколько основных законов), имеющий высшую юридическую силу.

Конституционное право — закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право

Вопросы, регулируемые Конституцией. Конституционное право — одна из основополагающих отраслей публичного права. Всем отраслям публичного права свойственна в ярко выраженной форме функция обеспечения общественного интереса.

Что же закрепляют нормы конституционного права? Краткий ответ будет таков: устройство государства.

Предмет конституционного права составляют:

Принципы, или основы, государственного устройства. Они могут касаться как отношений в области экономики (плюрализм форм собственности, охрана права собственности и др.), так и организации и осуществления власти. В них выражаются основные характеристики государства — суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы.

Основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина.

Основы федерализма, т. е. взаимоотношения между федерацией в целом и ее субъектами.

Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности.

5. Основы политического режима. Посредством такой правовой регламентации закрепляется народовластие, т. е. отношения, связанные с участием граждан в управлении государством, с формированием системы представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Конституция — это нормативный документ, обладающий особыми юридическими признаками, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.

Конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

1) связанных с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

2) связанных с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь нужно иметь в виду следующее. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права (фундаментом или обручем российской правовой системы), конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений; детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.).

При этом есть отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права — статус Президента РФ, палат Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечена тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.). Через них человек интегрируется в общественную жизнь, и они выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством (а отсюда выход на конституционно-правовое регулирование соответствующих срезов основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества). Указанная тенденция просматривается и в России, хотя более-менее подробного регулирования данных сфер общественных отношений на уровне основного закона нет (а может быть, и не должно быть).

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, т. е. жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения — «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию…» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п.

В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117) и др.

Таким образом, конституционное право России можно определить как ведущую, системообразующую отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на основе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество.

Заключение

Роль права в жизни цивилизованного общества трудно переоценить. В современной России ценность столь великого социального феномена ощутимо проявляет себя проблемой адекватного правового регулирования развивающихся общественных отношений. Обусловлено это тем, что в движении по тернистому пути к правовому государству и по мере развития гражданского общества все большее число лиц обращается к закону за защитой своих прав, опирается на закон, реализуя свои интересы. Основной целью правового регулирования демократического государства, каким ныне действующая Конституция провозглашает Российскую Федерацию, является обеспечение прав и свобод личности, а сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью, они признаются, соблюдаются и гарантируются государством.

Список литературы

1.Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин «Основы российского права», изд-во «Норма» Москва 2002г.

2.В.А.Козбаненко «Правоведение», изд-во «Дашков и Ко» Москва 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

Понятие и признаки конституционного правонарушения

Определение 1

Деяние лица, совершенное им виновно и противоправно, причинившее вред обществу, государству или личности, понимается как правонарушение. Конституционным является правонарушение, нарушающее нормы конституционного (государственного) права.

Оно влечет ретроспективную ответственность. Конституционный деликт порождает негативные юридические санкции.

В современном российском законодательстве понятия «конституционное правонарушение» нет. Также отсутствует единый подход к определению данного термина и в современной науке конституционного права.

Как и всем правонарушениям, конституционным деликтам присущи такие признаки как противоправность и опасный для социума характер. Конституционное правонарушение всегда является поведенческим актом, то есть может быть выражено как действием, так и бездействием. Никакие мысли, мнения и тому подобное деликтом признаны быть не могут.

Специфические признаки конституционно-правового деликта:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Конституционное правонарушение 440 руб.
  • Реферат Конституционное правонарушение 250 руб.
  • Контрольная работа Конституционное правонарушение 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • совершается вопреки нормам конституционного права;
  • в качестве объекта выступают высшие ценности общества;
  • значимость конституционных норм определяют высокую степень общественной вредности конституционного деликта по сравнению с другими отраслевыми правонарушениями.

Состав конституционного правонарушения

В качестве объекта конституционно-правового деликта выступают элементы государственного (конституционного) строя, такие как:

  • принципы народовластия
  • государственный суверенитет нашей страны
  • принцип разделения властей как основа функционирования государственной власти в России;
  • партийный и политический плюрализм,
  • федерализация
  • права человека.

Объективная сторона, которая может быть выражена как в действии, так и в его отсутствии, связана с нарушением установленных Конституцией РФ принципов, обязанностей. Для того, чтобы противоречащее конституционным принципам действие либо бездействие образовывали деликт, необходимо, чтобы между этим поведенческим актом и наступившими антиконституционными последствиями была причинная связь. Указанные действия должны представлять опасность для территориального единства и целостности России, стабильности государственного управления, дезорганизовывать политические отношения, либо каким-то другим образом противоречить конституционным ценностям.

Субъект конституционного деликта могут быть индивидуальными (например, Президент РФ, губернатор, судья Конституционного суда), либо коллективными (например, Правительство, региональный законодательный орган).

Субъективная сторона конституционного деликта рассматривается неоднозначно. Не все ученые считают вину необходимым признаком конституционного правонарушения.

Классификация конституционных правонарушений

Определение 2

Основаниями классификации конституционных деликтов являются признаки их объекта, субъекта и объективной стороны.

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации указаний на формы вины в конституционных правонарушениях не позволяет проводить классификацию по этому признаку.

В зависимости от объекта существующие в РФ конституционные деликты подразделяются на шесть категорий:

  • связанные с нарушениями в области избирательных правоотношений;
  • совершаемые высшими должностными лицами субъектов РФ (например, издание нормативных актов, которые противоречат Конституции России);
  • связанные с деятельностью религиозных и общественных организаций;
  • нарушение статуса беженца, мигранта, вынужденного переселенца;
  • конституционные деликты в сфере местного самоуправления.

В зависимости от субъекта конституционные правонарушений они могут быть подразделены на совершенные коллективными и индивидуальными субъектами.

Фактическое основание конституционной ответственности и конкретное правонарушение (конституционный деликт), которое включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом конституционно-правового нарушения являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Они существенным образом отличаются от общественных отношений, которые являются объектами правонарушений в других отраслях права, такие как конституционный строй, законность и правопорядок.

Объективная сторона конституционного правонарушения включает деяния, негативные последствия и причинную связь между ними, и заключается в нарушении субъектами права конституционных обязанностей или злоупотребления своими правами.

В литературе выделяют разные виды противоправных деяний в конституционной сфере. Одни авторы предлагают следующие варианты недолжного поведения должностного лица: неприменение государственно-правовой нормы, неправильное применение государственно-правовой нормы и прямое нарушение нормы. Другие считают, что конституционная ответственность наступает лишь в случае конституционного деликта, когда речь идет либо о прямом нарушении конституционных запретов, либо о невыполнение конституционных функций, задач, обязанностей, возложенных на государственные и общественные органы, их должностных лиц и граждан. Данный подход заслуживает поддержки в части признания основанием конституционной ответственности невыполнение обязанностей. Такой подход к проблеме соединяет формы и способы совершения деяний (нарушение запрета) и содержательную сторону объективной стороны деяния (невыполнение функций, задач).

В части, касающейся субъекта конституционной ответственности, приводится третья глава, данной курсовой работы.

Одним из наиболее важных элементов субъективной стороны конституционного деликта как психического отношения субъекта к деянию признается вина. Существуют исключительные случаи наступления ответственности без вины, что относится и к конституционной ответственности.

Очевидно, что субъективной стороной данного конкретного конституционного правонарушения является вина в форме умысла. Другое дело, что в отношении некоторых иных субъектов конституционной ответственности трудно различимы такие формы вины, как умысел или неосторожность.

Например, отставка министра финансов, как конституционная санкция, наступает порой без учета наличия или отсутствия конкретной формы вины человека, потому что статус министра финансов определяет наличие его двойной ответственности как гражданина РФ и как представителя властных структур независимо от формы вины. В противном случае министр финансов за развал финансовой системы в стране не будет нести ответственность, так как вину на таком высоком уровне иногда бывает невозможно доказать. Тем не менее, в такой ситуации, как правило, вина министра существует в форме неосторожности.

С.А. Авакьян полагает, что государственно-правовая ответственность (для конституционной не делается исключения) применяется и в тех случаях, когда нельзя найти четко выраженных критериев для негативной оценки поведения субъекта права.

С целью пресечения произвола со стороны должностных лиц, важно признать объективной стороной конституционного деликта прежде всего невыполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей. В то же время может быть злоупотребление своими конституционными правами со стороны субъектов права. Это еще раз доказывает, что следует четко разграничить права всех ветвей власти, а за злоупотребление ими должна наступать конституционная санкция.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что фактическим основанием конституционной ответственности является наличие в действиях или бездействиях субъекта права состава конституционного деликта.

По мнению академика Кутафина О.Е., следует отметить, что назначение конституционно-правовой ответственности не сводится к наказанию. Ее главная задача — стимулировать позитивную деятельность потенциального субъекта, а если эта деятельность на практике таковой не является, то использовать такие присущие ей меры, как, например, смена персонального состава органа, замена руководящего должностного лица и т.д.

Такая особенность оснований конституционно-правовой ответственности обусловлена особенностями механизма регулирования общественных отношений нормами конституционного права, которые далеко не всегда детально регламентируют правила поведения субъектов конституционно-правовых отношений, указывая на противоправный характер того или иного деяния.

Тем не менее, конституционно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. Поэтому наличие соответствующего правового предписания является обязательным условием ее применения.

Добавить комментарий