Конституционные принципы прав и свобод

1. Принцип признания прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2. Принцип равенства прав и равных обязанностей.

3. Принцип признания прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемыми правосудием.

4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

5. Принцип осуществления прав и свобод человека и гражданина в гармонии с правами и свободами других лиц.

Содержание конституционного статуса личности, всех его составных частей, элементов определяется принципами, на которых он строится. Конституционные принципы в системе средств конституционного регулирования закрепляются как нормы-принципы и обладают свойствами нормы позитивного права: нормативностью и общеобязательностью. По мнению В. О. Лучина, выраженные в самой общей форме нормы-принципы носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты.

Эту мысль поддерживает В. Е. Чиркин, рассматривающий общие принципы конституционного права как нормы высокой степени обобщения, которые составляют основу конституционного права.

Итак, принципы конституционного статуса личности — это основополагающие идеи, закрепленные в универсальных, императивных нормах Конституции Российской Федерации, выражающие наиболее важные, объективные закономерности исторического развития отношений между личностью, обществом и государством. В основе конституционных принципов лежат идеи, объединяющие значительную часть человечества, являющиеся выразителями, сторонами «гуманности в смысле любви к человечеству».

Права человека в евразийском пространстве

Булычев Е.Н.

принцип равенства и проблемы его закрепления в конституции российской федерации

Цель: Выявление проблем закрепления принципа равенства в ст. 19 Конституции РФ и формулирование предложений по их устранению с учетом регионального и зарубежного опыта.

Методология: Использовались диалектический, логический, систематический, догматический и сравнительно-правовой методы.

Результаты: Высказанные в данной статье суждения и рекомендации направлены на устранение несовершенства конструкции конституционной нормы, закрепляющей принцип равенства.

Новизна/оригинальность/ценность: Научная новизна статьи заключается в том, что автор впервые сделал критический комплексный анализ и дал оценку положениям ст. 19 Конституции РФ, сформулировал авторские предложения по совершенствованию конституционного оформления принципа равенства.

Ключевые слова: Конституция, права, свободы, принцип равенства, государство, человек, гражданин, дискриминация.

Bulychev E.N.

THE PRINCIPLE OF EQuALITY AND THE PROBLEM OF ITS CONSOLIDATION

in the Russian federation constitution

Keywords: constitution, rights, freedom, equality, the principle of the state, a man, a citizen, discrimination.

Важнейшим принципом правового статуса человека является принцип равенства. Этот важнейший принцип демократического государства предполагает недопустимость существования особых законов и судов для каких-либо привилегированных лиц, сословий или социальных групп. А если федеральным законом и устанавливается особый порядок привлечения к юридической ответственности депутатов, судей, прокуроров и некоторых других должностных лиц, то он рассматривается лишь как дополнительная гарантия обеспечения условий надлежащего отправления их профессиональных обязанностей, но не как правовая льгота, выводящая этих лиц из-под действия данного принципа.

Итак, рассмотрим, как данный принцип закреплен в ст. 19 Конституции РФ:

Ч. 1: «Все равны перед законом и судом». Равенство перед законом означает, что все без исключения субъекты правовых отношений несут одинаковую обязанность соблюдать закон, и к нарушителям одних и тех же норм должно быть равное отношение со стороны правоохранительных органов, кроме этого, для всех лиц должен су-

ществовать равный доступ к правовой системе и к механизмам защиты их нарушенных прав.

Однако в тандеме с равенством перед законом в этой статье Конституции РФ обозначено еще и равенство перед судом. Зачем нужно было продолжать фразу таким образом? Известно, что суд — это правоприменительный орган, который призван стоять на страже закона. По-видимому, составители конституции хотели этим сказать, что все равны не только «на бумаге», т. е. в тексте закона, но и при его реализации. Но дело в том, что, утверждая данную формулу, мы, по сути, допускаем саму возможность расхождения в понимании равенства в позитивном праве и равенства в правоприменении. Неужели в государстве, объявившем себя правовым, люди могут быть равными перед законом, но не равными перед судом?

Возможно, желание не допустить отрыва закона от его применения вызвано у разработчиков воспоминаниями о недавнем советском прошлом, когда в нашей стране была одна из самых демократических конституций, но это не мешало государству грубо, массово и бесцеремонно нарушать ее положения. Однако объяснить упоми-

> 2 (21) 2016 <

нание суда в рассматриваемом конституционном положении нашей национальной юридической традицией мы не можем, так как в Конституции СССР 1977 года в ст. 34 говорилось лишь о равенстве советских граждан перед законом. Если заглянуть в международные акты (Всеобщую декларацию прав человека, ст. 7) или иностранные конституции (например, Германии, Италии, Польши и др.), то также обнаружим провозглашение принципа равенства только перед законом, без упоминания суда. Упоминать о равенстве перед судом некорректно еще и потому, что суд, пусть хоть и самый значимый, лишь один из многих правоприменительных органов. Назвав его, было бы уместно вести тогда речь и о равенстве перед прокуратурой, полицией или налоговой службой и т. п. Конституция о них не говорит, но никому не приходит в голову усомниться в том, что все люди равны и перед этими органами.

В связи с вышеизложенным считаем излишним и даже в некотором роде вредным упоминание в конструкции ч. 1 ст. 19 Конституции РФ слов «и судом».

Ч. 2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ содержится два постулата. Первый провозглашает обязанность государства гарантировать равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Как видим, перечень признаков, по которым государство считает недопустимым дискриминацию, является открытым. Однако фраза «а также других обстоятельств» придает норме чрезмерную расплывчатость. Полагаем, было бы уместно конкретизировать, какие обстоятельства имеются в виду. Считаем, правильнее было бы завершить эту часть нормы фразой: «.. .и иных обстоятельств, относящихся к личности граждан» .

Второй постулат сформулирован в виде запрета любых форм ограничений «прав граждан (!)

по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Здесь мы видим:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) данный перечень признаков закрытый (Конституция РФ не запрещает ограничивать права человека, например, по признаку происхождения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства, половой ориентации и т. д.);

б) в качестве субъекта, права которого недопустимо ограничивать по названным признакам, назван гражданин (!), а не человек (из Конституции не ясно, можно ли ограничивать права иностранцев и апатридов и по каким признакам).

Мы убеждены, что этот перечень признаков следует расширить, а слово «граждан» было бы логично заменить на слово «человек».

Ч. 3: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В отдельный абзац рассматриваемых статей вынесено положение о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Полагаем, что провозглашение равенства прав мужчины и женщины является неким архаизмом, калькой из предыдущих советских конституций и даже логически избыточно, так как ранее в этой же статье было сказано о равенстве всех перед законом и судом, о гарантированности прав и свобод независимо в том числе и от пола.

Положение российской конституций о равноправии мужчин и женщин, выделенное в отдельный абзац, по мнению Е.И. Козловой, призвано сделать дополнительный акцент на проблеме дискриминации женщин. «Конституционная норма, — указывает профессор Е.И. Козлова, — нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения» .

Мы не склонны считать, что правовой статус женщины в настоящее время хоть в чем-то умален по сравнению с правовым статусом мужчины. Следует отметить, что провозглашение равенства мужчины и женщины было архиважным и, можно сказать, революционным в начале XX в., но в последующем, после принятия Конвенции о политических правах женщины (1952) и Декларации о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), актуальность проблемы равноправия женщин стала снижаться и к концу столетия, по крайней мере в странах с раз-

витыми демократическими традициями, сошла на нет.

Тем не менее, рассматриваемое конституционное положение актуально и сейчас и даже приобрело новое звучание. Дело в том, что в современной России все чаще приходится задумываться о защите прав мужчин, так как в позитивном праве мы можем найти множество норм, констатирующих именно привилегированное положение женщины:

— ст. 57 и 59 Уголовного кодекса РФ устанавливают, что пожизненное лишение свободы и смертная казнь не назначаются женщинам;

— ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает в разы различающиеся меры ответственности для осужденных разного пола, являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания: мужчин-нарушителей можно переводить в единые помещения камерного типа на срок до одного года, а женщин -только на срок до трех месяцев;

— Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ в ст. 24 запрещает применять огнестрельное оружие в отношении женщин;

— Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 в ст. 22 говорит, что призыву на военную службу подлежат «граждане мужского пола»;

— ст. 253 Трудового кодекса РФ предусмотрено ограничение труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах;

— Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ст. 7 устанавливает, что право на трудовую пенсию по старости мужчины получают, достигнув возраста 60 лет, а женщины, несмотря на значительно большую продолжительность жизни, — уже по достижении 55 лет (кстати, в большинстве стран возрастной пенсионный ценз для обоих полов одинаков);

— Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» допускает получение материнского (семейного) капитала мужчиной лишь с большими оговорками;

— Семейный кодекс РФ в ст. 17 «Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака» запрещает мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка, тогда как жена при тех же обстоятельствах ничем не ограничена в своем праве на развод.

Как видим, гендерно-правовой дисбаланс имеется, но в приниженном в правовом положении находится не женщина, а, как ни странно, мужчина.

Большинство из перечисленных правовых преференций для женщин следует признать социально оправданными, но в то же время их увеличение (например, введение обязательных квот на места в парламентах или на должности руководящего состава в государственных органах, что имеет место в некоторых государствах Европы), усиливающее позитивную дискриминацию мужчин, представляется несправедливым и нецелесообразным, так как это девальвирует ценность достижений личности, поскольку их оценка осуществляется по принципу принадлежности к определенному полу, а не по реальным заслугам человека или его квалификации.

Несмотря на то, что в российском законодательстве нет норм, прямо или косвенно ограничивающих правовой статус женщин, тем не менее, в политической сфере, в государственном управлении, в сфере трудовых отношений еще имеется немало проблем , но здесь будет правильнее вести речь не о наделении женщин равными правами, а о проблемах реализации имеющихся у них прав и возможностей.

Мы завершили критический анализ положений ст. 19 Конституции РФ, закрепляющий принцип равенства. Но все ли актуальные аспекты данного принципа нашли свое отражение в конституции? Думается, нет!

Конструкцию рассматриваемой статьи для реализации принципа равенства прав человека можно было бы дополнить ценными и весьма актуальными положениями. С этой целью обратимся к опыту одного из субъектов Российской Федерации — Республики Башкортостан.

В современной редакции Конституции Башкортостана кроме положений о принципе равенства, аналогичных содержащимся в федеральной конституции, имеются и другие.

Интересным мы считаем положение Конституции РБ, указывающее на недопустимость какой-либо дискриминации в связи с инвалидностью. Такой акцент важен и, более того, необходим в конституции любого современного демократического государства. Но, к сожалению, аналогичного положения мы не находим в российской конституции.

Несмотря на огромную практическую значимость этого прогрессивного положения башкор-тостанской конституции, формулировка данной нормы нам представляется не вполне коррект-

2 (21) 2016

ной . Статья 19 Конституции РБ гласит: «Никто не может нести ущерб вследствие своей инвалидности». Данная формулировка, по сути, механически перенесена из ст. 3 Основного Закона Германии, при этом законодатель не вникал в особенности смыслового значения некоторых оборотов немецкой речи.

Представляется, что более корректно конституционное положение о равенстве лиц с ограниченными возможностями можно сформулировать следующим образом (предлагается 2 варианта):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) лица с ограниченными возможностями не должны подвергаться какой-либо дискриминации, претерпевать лишения или ограничения в связи с утратой ими психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонения от нее;

2) не допускается умаление признания, использования или осуществления всех прав и свобод в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Еще один интересный и не имеющий аналога в российской конституции аспект принципа равенства содержится в ст. 42 Конституции РБ. В ней сказано: «Дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей».

Одна из целей данной нормы Конституции РБ — предотвратить возможную дискриминацию детей, родившихся вне брака. Следует отметить, что во многих европейских конституциях можно найти сходные положения. Так, в Конституции Германии (ст. 6) закреплено, что внебрачным детям обеспечиваются в законодательном порядке такие же условия их физического и умственного развития, их положения в обществе, как и детям, родившимся в браке. Конституцией Италии предусмотрено, что закон обеспечивает детям, рожденным вне брака, всю защиту юридического и нравственного характера, совместимую с правами членов законной семьи. Конституция Испании (ст. 39) устанавливает, что родители должны оказывать помощь своим несовершеннолетним детям независимо от того, рождены они в браке или вне брака. В свою очередь, публичные власти должны обеспечивать всестороннюю защиту детей, равных перед законом, вне зависимости от происхождения и гражданского состояния матерей. Согласно ст. 36 Конституции Португалии запрещена какая-либо дискриминация внебрачных детей.

Равенство прав детей, рожденных в браке и вне брака, закреплено также конституционным

законодательством стран Восточной Европы (Албании, Болгарии, Румынии, Словацкой Республики, Республики Словении, Чешской Республики) и стран — участниц СНГ (Республики Молдова, Республики Узбекистан, Украины) .

Как видим, принцип равенства в Конституции РБ закреплен гораздо объемнее, чем в Конституции РФ, так как региональные законотворцы сделали вполне обоснованные акценты на равенстве таких субъектов правоотношений, как инвалиды и дети.

Раскрывая принцип равенства, необходимо остановиться на проблеме дискриминации, то есть установлении «различий» между людьми по половым, расовым, классовым или иным признакам, намеренного ограничения кого-либо в правах. И главной проблемой является само понимание того, что считать дискриминацией.

Хотелось бы отметить, что грань между дискриминацией и допустимыми ограничениями чьих-либо прав весьма тонка. Взгляды представителей различных культур на одни и те же явления могут быть диаметрально противоположны. Например, в России считается допустимым ограничивать свободу манифестаций гомосексуалистов и их семейные права (запрет на вступление в брак или в «однополое партнерство», усыновление детей). Европа же относится к подобным ограничениям как к дискриминации. В то же время проходившая в разное время в ряде восточно-европейских стран люстрация — недопущение на государственную службу неугодных лиц по политическим мотивам — не осуждалась европейскими державами, и о нарушении принципа равноправия никто не говорил. Не усмотрела Европа никакой дискриминации по религиозному признаку, когда в ноябре 2009 г. в Швейцарии запретили строительство минаретов. Западный мир негодует по поводу «попрания прав женщин Востока», тогда как население стран, где господствует шариат, включая самих женщин, так не считает.

Далеко не всегда одинаково к пониманию равенства относятся представители различных политических взглядов в одной стране. Например, нарушение принципа равенства Верховный Суд РФ обнаружил во внесенном осенью 2014 г. депутатом Госдумы от «Единой России» В. Поневеж-ским законопроекте о компенсациях из бюджета России средств, изъятых у российских граждан по решению иностранных судов. Верховный Суд РФ в своем отзыве на законопроект счел «недопустимым перекладывать на налогоплательщиков риски отдельных организаций и граждан, в отношении которых приняты решения иностранны-

ми судами, в том числе в случаях, когда они сами инициировали разбирательство иностранным судом». По мнению Верховного Суда РФ, законопроект предлагает «дать необоснованные преференции» тем россиянам, которые участвуют в судах за границей. При этом бремя возмещения их имущественных потерь будет возложено на «граждан РФ, которые недополучат социальные блага и лишатся неотъемлемых конституционных гарантий» .

Для того чтобы помочь правоприменителю разобраться в том, что может считаться дискриминацией, а что нет, в российском законодательстве существуют пояснительные нормы. Например, в Трудовой кодекс РФ специально включили поясняющую норму: «Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства» (ст. 3).

Любой человек, считающий, что он подвергся дискриминации, вправе обратиться в правоохранительные органы с целью наказания виновных, восстановления нарушенных прав, возмещения материального вреда и компенсации морального вреда. Способы защиты от дискриминации весьма разнообразны: от обращения в комиссию по трудовым спорам до инициирования уголовного преследования. В частности, Уголовный кодекс РФ содержит норму, предусматривающую ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136). Максимальное наказание за дискриминацию составляет 5 лет лишения свободы.

Полагаем, что в случае возможного пересмотра Конституции РФ, необходимость которого назрела, Конституционное Собрание при разработке проекта нового Основного закона должно обратиться к положительному опыту субъектов федерации и иностранных государств, чтобы конструировать четкие, емкие и логичные нормы.

Пристатейный библиографический список

2. Булычев Е.Н. Принцип недопустимости дискриминации лиц с ограниченными возможностями в Конституции Республики Башкортостан (логический и лингвистический анализ) // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы V международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 февраля 2015 г.) / под общ. ред. А.В. Рагулина, И.Т. Кантюковой; Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. Уфа, 2015.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Велби: Проспект, 2007.

6. Семейное право России: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. С. 263-264.

References (transliterated)

4. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnik. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Velbi: Prospekt, 2007.

Предметом конституционного права являются не все права, свободы и обязанности, которыми обладает человек, а только основные из них, или фундаментальные.

В более общем виде основные права и свободы — это закрепленные в Конституции Российской Федерации возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Основные обязанности — это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды и меры общественно необходимого поведения граждан.

Основные права, свободы и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными в Конституции РФ, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей.

Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.

В Конституции РФ по этому поводу в ч. 1 ст. 55 говорится: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина”. Ясно, что если бы эти «другие”, да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т.е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т.е. открывает ему возможность для любых законных действий.

Правовой статус человека и гражданина определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

— права и свободы человека и гражданина – высшая ценность (ст. 2 Конституции Российской Федерации);

— всеобщность и неотчуждаемость;

— равенство (ст. 19);

— непосредственное действие (ст. 15, 18);

— гарантированность, защищенность государством (ст. 45, 46, 48, 49, 51 – 53).

Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его право­вого статуса.

В Конституции РФ декларируется, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Речь идет о том, что основные права не дарованы государст­вом, а сам факт рождения человека наделяет его правами.

Принцип неотчуждаемости имеет двоякое значение. С одной сто­роны, государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы, с другой стороны, сам чело­век не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.

Такой отказ от пользования своими правами является юридически недействительным.

Равенство.Конституционному праву известны два сходных поня­тия равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и не граждан) перед зако­ном, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе — совпадение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином «ра­венство прав и свобод») Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.

Конституционное право правового государства обеспе­чивает только юридическое, т. е. формальное, равенство между людьми. В неко­торых демократических странах конституции закрепляют социальное равенство, которое призвано смягчить факти­ческое неравенство между людьми путем перераспределе­ния доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в российской Конституции эта цель не закреплена, можно только предположить, что она входит в понятие социального государства.

Принцип равенства и рав­ноправия закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Прежде всего, устанавливается, что «все равны перед законом и судом». Следовательно, не должны приниматься законы, которые, определяя права и обязанности, подходили бы к различным людям или группам населения с различной меркой. Смысл формального равенства состоит в предоставлении всем рав­ных стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свободы человека регулировать эти человеческие качества, попытка привести их к «средней» величине неминуемо ведет к торможению общественной активности людей, утрате энергии самых силь­ных и общественно полезных личностей.

Важно равенство людей и перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека — все, т. е. каждый человек, как граждане, так и неграждане, а также иностранцы предстают перед судом в равном статусе, полу­чая одинаковую защиту своих законных прав и неся одина­ковую меру ответственности.

Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по соображениям пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств. В этом наборе обстоятельств, отнюдь не исчер­пывающем («и других обстоятельств»), особенно важен зап­рет дискриминации по соображениям расы, национальности и языка, поскольку Россия является многонациональной стра­ной с пока еще напряженными межнациональными отноше­ниями.

Российскому государству пришлось восстанавливать пра­ва и свободы больших групп людей, необоснованно постра­давших в годы сталинизма. Часть репрессированных были реабилитированы в 60-х годах, но полностью это удалось осуществить в годы перестройки.

В 1991 г. был принят Закон о реабилитации жертв политических репрессий, целью которого является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспе­чение посильной компенсации материального и морального ущерба.

В 1996 г. был принят Федеральный закон, который внес дополнения и изменения в Закон о реабилитации жертв по­литических репрессий, расширил гарантии граждан, кото­рые, будучи детьми, находились вместе с родителями в мес­тах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Указом Президента РФ от 16 сентября 1995 г. предусмотрены меры по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».

В нем, обращается внимание на необходимость обеспечения прав этих народов и соблюдение прав и свобод граждан, про­живающих в настоящее время на территориях репрессированных народов. В развитие указанного Закона Президентом РФ издан Указ от 6 июня 1996 г. «О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских немцев». Указом Пре­зидента РФ от 18 июня 1996 г. «О крестьянских восстаниях 1918-1922 годов» признаны неправомерными политические репрессии в отно­шении крестьян — участников восстаний этого периода.

Все эти акты являются практической реализацией кон­ституционной нормы о гарантиях для лиц, потерпевших от злоупотребления властью. Одновременно они восстанавли­вают историческую справедливость и законные права граж­дан, репрессированных в годы беззаконий.

Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать привилегий и льгот. Льготы, например, необходимы для участников военных действий, многодетных матерей, лиц, совмещающих учебу с работой, и др. Но это узаконенные льготы, выража­ющие признанные обществом стандарты социальной спра­ведливости.

Конституция России отдельно решает вопрос о равен­стве прав и свобод мужчины и женщины, специально под­черкивая необходимость равных возможностей для реализа­ции этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение мате­ринства и роль женщины в поддержании семьи, общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реа­лизации их прав.

В развитие данного конституционного права Президен­том РФ был издан Указ «О повышении роли женщин в систе­ме федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 30 июня 1996 г.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, пред­ставляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина предусмотренная прежде всего ст. 2 Конституции РФ и др., состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Добавить комментарий