Конституционные реформы 1989 1993

В 1988 г., в период перестройки, в Конституцию СССР были внесены существенные изменения. Была демократизирована избирательная система, выборы в советы народных депутатов стали альтернативными. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов СССР, был учрежден Комитет конституционного надзора СССР. Первая альтернативная избирательная кампания по выборам депутатов I Съезда народных депутатов СССР прошла весной 1989 г. 750 народных депутатов выбирались по территориальным округам, 750 – по национально-территориальным округам, 750 – от общественных организаций (что явно противоречило конституционным принципам избирательного права, впоследствии эта система больше не применялась). Были приняты законы СССР о референдуме СССР, Комитете конституционного надзора СССР, порядке обжалования в суд неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц. В 1990 г. был учрежден пост Президента СССР, что было обусловлено фактической ликвидацией монополии КПСС на политическую власть в стране, III Съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания. В российских условиях реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

Был введен политический и экономический плюрализм. Фактически было признано право гражданина на свободное предпринимательство. Главой государства был объявлен Президент СССР, при нем действовали Вицепрезидент СССР, Президентский совет, Совет Федерации, была предусмотрена возможность введения прямого президентского правления на части территории СССР.

После августа 1991 г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 г. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

Пересмотр Конституции РФ и внесение в нее поправок.

При подготовке вопроса следует проанализировать главу 9 Конституции РФ, в которой закреплен порядок внесения поправок и пересмотра Конституции,. Прежде всего, необходимо соотнести понятия «поправка» и «пересмотр».

Затем нужно определить круг субъектов, обладающий правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции, который является исчерпывающим (статья 134): Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Суть первой процедуры (ст. 135) в том, что Федеральное Собрание вправе лишь рассматривать предложения о пересмотре глав 1,2 и 9, но не может пересматривать их положения. Если предложение будет поддержано тремя пятыми голосов каждой палаты, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (закон не принят), которое подтверждает неизменность Конституции или разрабатывает проект новой. Проект принимается Собранием двумя третями голосов его членов или выносится на всеобщее голосование, при проведении которого Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие при голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Вторая процедура закреплена встатье 136, при толковании которой Конституционный Суд пришел к выводу, что в России существует специальный вид актов – Закон о поправках к Конституции. Положения постановления нашли отражение в Федеральном законе от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

При изучении закона необходимо обратить внимание на следующие элементы такой процедуры: 1) закон проходит процедуру одобрения в палатах парламента, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона; 2) затем закон направляется в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения и одобрения, на что отводится один год. При этом поправки должны быть одобрены не менее чем 2/3 субъектов РФ; 3) по истечении срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон Президенту РФ для подписания и официального опубликования в срок 14 дней; 4) со дня вступления в силу закона о поправке Президент в течение 1 мес официально ее публикует с внесённой поправкой и с указанием даты вступления поправки в силу.

Третья процедура (ч. 1 ст. 137) определяет внесение изменений в статью 65, определяющую состав РФ, на основании федерального конституционного закона о принятии и образовании в ее составе нового субъекта РФ, изменении конституционного статуса субъекта РФ. 28 июля 2001 принят ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта», с учетом которого следует обратить внимание на вопросы: 1) Конституция предполагает наличие общего закона о порядке решения соответствующих вопросов, а также на его базе – конкретных федеральных конституционных законов, которым оформляется отдельный случай принятия, образования, изменения правового статуса субъекта РФ; 2) принятие нового субъекта в состав РФ – это результат включения территории, которая была до этого иностранным государством или его частью; 3) образование нового субъекта – результат внутренних преобразований в РФ (объединение нескольких субъектов в новый субъект); 4) изменение статуса субъекта РФ – можно предположить, что речь идет о преобразовании субъекта РФ из одного вида в другой (из области в республику и др.); 5) официальное опубликование Президентом Конституции в новой ред. в течение 1 мес со дня вступления в силу конституционных законов.

Суть четвертой процедуры (ч. 2. ст. 137) сводится к изменению наименования субъекта РФ и внесению в ст. 65 Конституции. Этот вариант установлен Конституционным Судом в Постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании этой статьи. Новое наименование принимается субъектом и вносится в Конституцию в упрощённом порядке – Указом Президента РФ. Студентам должны привести примеры изменений наименований субъектов РФ.

Изучение вопроса следует завершить выводом о том, что специальные требования к процедуре пересмотра и поправкам к Конституции вызваны необходимостью обеспечения ее стабильности, поскольку нормы этих глав являются базой для других конституционных норм.

В истории Российского государства насчитывается пять конституций. Все они были приняты в ХХ веке: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция РСФСР 1925 г., Конституция РСФСР 1937 г., Конституция РСФСР 1978 г. и действующая Конституция РФ 1993 г.

Становление подлинного конституционализма в России не следует связывать исключительно с принятием новой Конституции в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. – в рамках последней советской Конституции РСФСР 1978 г.

После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно изменялась, в результате чего приобрела принципиально иные черты.

До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом в соответствии с господствовавшими тогда концепциями. Главный недостаток Конституции, который постоянно порождал кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей. Попытки трансформировать этот принцип в сбалансированный парламентаризм оказались безуспешными.

ü Закрепленная Конституцией необычная для демократического государства двухзвенная структура высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии какой-либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было нарушала принцип прямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природе законодательной функции. Такой парламент, к тому же раздираемый острейшими политическими противоречиями, постепенно становился тормозом политических и экономических реформ.

ü Согласно Конституции Президент был наделен немалыми правами, но в решающих вопросах он оказывался под контролем двухзвенного парламента.

ü Такое понимание принципа разделения властей было не только политически неоправданным, поскольку страна встала на путь осуществления радикальных политических и экономических реформ, но и юридически несостоятельным. Президент обладал не меньшей легитимностью, чем обе части парламента, поскольку был демократически избран прямым голосованием из числа нескольких кандидатов. В таких случаях, как это признано мировой конституционной теорией и практикой, глава государства, опирающийся на мандат народа, не подлежит контролю со стороны парламента.

ü Юридическое несовершенство механизма государственной власти сказывалось тем пагубнее, чем в стране усилилась острая поляризация политических сил.

Конституционная реформа РСФСР 1989 г. имела глубокие социальные, политические, экономические и духовные предпосылки, символизировавшие начало смены общественного строя. Влияние материальных условий на конституцию неудивительно, поскольку последняя выступает лишь формой, «в которую законодатель облекает произошедшие изменения в облике государства и права или которые он желает учредить, основываясь на содержании уже состоявшихся общественных отношений».

Основные нововведения конституционной реформы сводились к учреждению Съезда народных депутатов РСФСР – высшего органа государственной власти; преобразованию однопалатного Верховного Совета РСФСР в двухпалатный; созданию Комитета конституционного надзора РСФСР; реформированию избирательной системы путем обеспечения реальной состязательности и альтернативности выборов. Во многом эта реформа была отголоском аналогичной союзной реформы, которая выразилась в принятии в 1988 г. Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и Закона «О выборах народных депутатов СССР».

Первая конституционная реформа в РСФСР состоялась 27 октября 1989 г. За период реформирования содержания Конституции РСФСР было принято 10 законов РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР.

В 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке новой Конституции, создана Конституционная комиссия для подготовки проекта Основного Закона. В это время разрабатывалась масса альтернативных проектов, для обобщения всех предложений создано Конституционное совещание.

В декабре 1991 г. соглашением Президентов РСФСР, Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, ратифицированным Верховными Советами всех трех республик, Советский Союз ликвидируется. Создается Содружество Независимых Государств (СНГ).

С этого времени РСФСР уже официально самостоятельное суверенное государство, субъект международного права, да еще и правопреемник Советского Союза. Под юрисдикцию России полностью переходят многие сферы экономики, оборона и безопасность, внешние дела и др.

Конечно, сразу встают вопросы о том, как развиваться новому государству и в международном аспекте, и в рамках Союза Независимых Государств, и внутри. Принимаются документы, предпринимаются шаги, имеющие конституционное значение, прежде чем проводится очередная конституционная реформа. Законом от 25.12.1991 г. Верховный Совет объявляет новое наименование РСФСР: Российская Федерация – Россия.

Очень остро стоит вопрос о внутреннем устройстве страны. Не ясно, что есть Россия как федеративное государство, кто ее субъекты, каковы их права и соотношение друг с другом. В итоге в стране, где всегда отдавалось предпочтение национальному признаку в строительстве Федерации, рождается идея строить ее на сочетании национального и территориального начал.

Именно на основе изменившейся Конституции и принятых в ее развитие положений законов начался переход от авторитарного к демократическому режиму.

Проявлялось это, в частности, в следующем:

· в России на конституционном уровне закреплялись отказ от социалистической модели развития, монополии коммунистической партии, признание политического плюрализма и многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы предпринимательства;

· произошли изменения в системе государственной власти: принципиально изменилась избирательная система, были учреждены пост Президента РФ, двухуровневый представительный и законодательный орган (Съезд народных депутатов РФ и постоянно действующий Верховный Совет РФ) и Конституционный Суд РФ;

· изменились внутрифедеративные отношения: все бывшие автономные республики и большинство автономных областей приобрели статус республик в составе РФ, повысился статус других субъектов федерации, в 1992 г. был заключен Федеративный договор, ставший составной частью Конституции;

· были значительно расширены права местного самоуправления;

· 22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная затем в Конституцию;

· после прекращения существования СССР в 1991 г. из Конституции РФ исключены нормы, ограничивающие государственный суверенитет России, и ее конституционное развитие с этого времени продолжается как развитие суверенного государства (Декларация о государственном суверенитете была принята Съездом народных депутатов РСФСР еще 12 июня 1989 г., но в ней предусматривалось развитие России в составе обновленного СССР);

· изменилась государственная символика.

Поскольку противоречия в Конституции РФ 1978 г., несмотря на внесение в нее многочисленных поправок, сохранялись (прежде всего в нормах, регламентирующих систему государственной власти), вплотную встал вопрос о принятии новой Конституции России.

31.03.1992 г. подписываются три Федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответственно республик в составе РФ, автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Причем по настоянию республик в касающемся их Федеративном договоре они названы суверенными республиками.

Интенсивно идет разработка новой Конституции РФ. Одновременно в апреле 1992 г. в действующую Конституцию РФ вносятся крупные изменения, связанные с фактом распада Советского Союза и существования Российской Федерации как самостоятельного государства, с новым типом Федерации в России.

Одна из поправок к Конституции, принятая в декабре 1992 года по предложению депутата Олега Плотникова, сыграла роковую роль в событиях сентября — октября 1993 года. Этой поправкой к статье 121-6 (гласившей, что полномочия Президента РФ не могут быть использованы для роспуска законно избранных органов государственной власти) была добавлена следующая концовка: «в противном случае они прекращаются немедленно». Какой орган и в какой процедуре констатирует прекращение полномочий Президента, в поправке не уточнялось.

В мае 1993 г. появился проект, подготовленный президентской администрацией. Проект имел три раздела. Первый содержал восемь глав: Общие положения; Права и свободы человека; Граждане Российской Федерации; Российская Федерация; Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание; Правительство Российской Федерации; Правосудие; Местное самоуправление; Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел включал текст Федеративного договора, а третий раздел представлял собой переходные положения. Уже то, что глава четвертая, посвященная Президенту Российской Федерации, предшествовала главе о Федеральном Собрании (проект Комиссии на первое место ставил парламент), говорило о многом. Этот проект исходил из идеи президентской республики с преобладанием исполнительной власти, возглавляемой Президентом, над властью законодательной и судебной. Можно сказать, что этот проект содержал даже определенные элементы абсолютизма, поскольку объявлял Президента арбитром в спорах между государственными органами РФ и ее субъектами (ч. 1 ст. 80 проекта). Как известно, президентский проект был доработан Конституционным совещанием в сторону смягчения многих его одиозных формулировок и послужил основой для ныне действующей Конституции.

5 июня 1993 года президент созвал новый орган для разработки Конституции – Конституционное совещание, принципы формирования которого установил своим указом: в состав Конституционного совещания были делегированы 50 назначенцев президента, 109 депутатов (в том числе все члены Конституционной комиссии), 352 представителя региональных законодательных и исполнительных органов власти (по 4 от региона), 26 представителей ассоциаций органов местного самоуправления, более 200 представителей общественных, религиозных и профсоюзных организаций – всего 762 человека. Делегация Верховного Совета покинула совещание после того, как охранники президента вынесли из зала депутата-коммуниста Юрия Слободкина, сняв с него ботинок, а по дороге пнули в живот Генпрокурора Валентина Степанкова. Совещание обсуждало два проекта Конституции: исходящий от Конституционной комиссии (основной автор – Олег Румянцев) и от президента (авторы – Сергей Алексеев и Сергей Шахрай) и сводило их в один текст. На очередном Съезде народных депутатов, намеченном на 17 октября 1993 года, планировалось либо сразу принять, либо вынести на референдум Конституцию, разработанную Конституционной комиссией. Это категорически не устраивало президента, который не мог законными методами противопоставить съездовскому проекту свой, т. т к. правом на назначение референдума не обладал.

18 сентября 1993 г. президент Ельцин собрал глав исполнительной и законодательной власти регионов и предложил им провозгласить себя Советом Федерации – с перспективой превращения в верхнюю палату альтернативного парламента. Участники встречи отказались принять такое решение.

21 сентября 1993 г., после предварительной консультации с западными лидерами, Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»: отменил действующую Конституцию (на которой ранее приносил присягу), распустил парламент (чего не имел права делать по закону) и назначил на декабрь выборы нового парламента и принятие новой Конституции. Началось противостояние, в котором одна сторона взывала к соблюдению закона, другая – готовила циничную провокацию для кровавой расправы. Фактически в стране начался антиконституционный государственный переворот, который завершился 4 октября 1993 года под грохот танковых орудий.

3-4 октября 1993 года произошли трагические события в Москве — из-за противостояния Верховного Совета, который возглавлял Руслан Хасбулатов, и президента Бориса Ельцина. По сути, в стране установилось двоевластие, активную роль в котором играл и отстраненный к тому времени от должности вице-президента Александр Руцкой.

Если рассматривать те события с юридической точки зрения, то Борис Ельцин и его окружение совершили государственный переворот, расстреляв из танков законно избранный парламент Российской Федерации. Ельцин продолжил абсолютно беспощадную, циничную борьбу за личную власть. Перед Президентом возникала реальная угроза потери власти в конце 1993 г. и весьма вероятное наступление ответственности за те реформы, которые в буквальном смысле уничтожали население страны. Поэтому остается только одно — вести президентский проект через референдум в обход съезда, т.е никакого альтернативного проекта, никакой оппозиции на референдуме.

15 октября 1993 г. Б.Ельцин назначил на 12 декабря всенародное голосование по новой Конституции, для доработки проекта которой было возобновлено Конституционное совещание. Подготовленный совещанием проект подвергся завершающей правке в администрации президента и 10 ноября был опубликован. На 12 декабря 1993 г. были назначены референдум по проекту новой Конституции РФ и выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации (правовой основой проведения указанных референдума и выборов явились соответствующие положения, утвержденные указами Президента РФ, так как в тот период в стране не функционировал парламент и вся полнота политической власти была временно сконцентрирована в руках главы государства. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» было приостановлено действие ряда статей Конституции 1978 г., прекращена деятельность Съезда народных депутатов, Верховного Совета РФ и нижестоящих советов народных депутатов).

12 декабря 1993 г. впервые в истории России всенародным голосованием принимается новая Конституция. Важно отметить, что на голосование был вынесен согласованный проект Основного Закона – Конституционное совещание рассмотрело и обобщило тысячи предложений от различных органов государственной власти, политических сил, регионов, граждан, ученых, отечественных и зарубежных экспертов. Именно с принятия новой Конституции РФ начался новый этап в постсоветском развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. формируются новые правовая система и конституционная модель государства.

Для рассматриваемого периода характерны постепенная легализация новых политических, социально-экономических отношений и ценностей, с одной стороны, и десоветизация содержания конституционного законодательства, с другой. Во-первых, демократизация содержания конституционного законодательства, являющаяся следствием демократизации политических процессов в стране. Она выразилась в следующем: в формировании республиканской формы правления путем учреждения поста Президента РСФСР; во внедрении принципа разделения властей; в становлении и развитии идеологического плюрализма и многопартийности. Это отражение в законодательстве элементов рыночной экономики, сопровождающее политику экономической либерализации. Законодательное регулирование рыночных отношений нашло выражение в: закреплении многообразия и равноправия форм собственности; установление и конкретизации принципа недопущения монополизма; создании основ инициативной деятельности и граждан и юрлиц, направленной на извлечение прибыли; приватизации.

Конституция 1993 г. была принята в спешке, в своеобразных условиях, которые сложились после вооруженного противостояния Парламента и Президента. Да и в 28 субъектах Федерации (из 89) она либо не получила большинства голосов на референдуме, либо не выносилась на голосование. Недостатки принятия и содержания Конституции РФ 1993 г. не умаляют ее выдающихся достоинств. Она закрепила переход от тоталитаризма к демократии, сыграла огромную роль в развитии нового российского общества, в становлении новой государственности и формировании личности.

Действующая Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, официально опубликована и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Последующие процессы реформирования Конституции, начавшиеся в 1989 г., шли по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных характеристик.
Начавшийся процесс «перестройки», демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 г.
С принятием данных законов существенно изменились система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.
Новый избирательный закон, хотя и не предусматривал обязательной альтернативности выборов (т.е. наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее, своими нормами давал полный простор для возможности ее реализации, что и было осуществлено в практике первых свободных выборов.
Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.
В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции как советской, социалистической; переход на признание ее общедемократического характера, воплощения в ней воли всего народа.

В этом плане следует отметить поэтапные изменения Конституции, выразившиеся в следующих нововведениях:
а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; снятие постепенно и таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т.п., исключение положения о строительстве коммунизма как цели общества;
б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;
в) признание приоритета прав человека и гражданина;
г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;
д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.
Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.
С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела иное сущностное свойство. Это уже была не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого самостоятельного государства. В начале 90-х гг. возникла необходимость коренных конституционных реформ и принятия нового Основного закона. Эта необходимость была обусловлена следующими причинами. Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 г. СССР. Конституция РСФСР 1978 г. принималась в период так называемого «развитого социализма», а в конце 80-х — начале 90-х гг. произошел отход от социалистического строя. Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала систему власти Советов, в то время как в 1990-е гг. данная система работала менее эффективно.
В 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г. В 1992 г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла в экономике социалистический уклад.
Реальностью в России стала многопартийность. Установился особый порядок принятия и изменения Конституции. Был введен пост Президента России, что значительно повлияло на ситуацию в стране. Старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что порождало острую борьбу между различными ветвями власти.
Объективно и неотвратимо назревавшая, копившаяся в годы застоя потребность перемен достигла своей критической точки и первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе и РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.
В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, в том числе принципа разделения властей.
Была образована Конституционная комиссия Съезда, которая начала эту работу.
В основном процесс реформирования пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию. Конституция приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность служила правовой основой того ожесточенного противостояния и противоборства законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.
В этих условиях принятие новой Конституции должно было стать основой, способствующей установлению необходимой стабильности в обществе. Проектов новой Конституции в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Последний вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе «Положения о проведении всенародного голосования проекта Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.», утвержденного Указом Президента.
Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования — 25 декабря 1993 г. Общие особенности, которые присущи этой Конституции и отличают ее от бывших советских Конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 г.
Конституция РФ 1993 г. придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго последовательное правовое оформление. Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.
В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей. Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.
Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный характер внесения поправок.

Историю создания Основного Закона страны (lex fundamentalis) можно разбить на несколько этапов. К первому, безусловно, относится время работы над проектом Конституции в условиях существования СССР. Этот этап также имеет несколько периодов, к первому из которых следует отнести время с 1988 по 1990 г., когда вслед за конституционными новеллами союзного уровня вносились изменения в Конституцию (Основной Закон) РСФСР 1978 г. Именно в этот период в тексте Конституции РСФСР появляются нормы, закрепляющие новую организацию Советской власти: Съезд народных депутатов, постоянно действующий Верховный Совет и т.п. Тогда же в тексте появляются и другие новеллы, образцом для которых служило новое союзное законодательство.

Второй период конституционной реформы в РСФСР относится к 1990 г. и 1991 г. Начало ему, безусловно, положило принятие летом 1990 г. I Съездом народных депутатов Декларации N 22-1, известной теперь как Декларация о государственном суверенитете. Не касаясь юридической природы этого акта, отметим, что именно он стал основанием начала конституционной реформы в действительном смысле этого слова, когда РСФСР взяла курс на самостоятельное конституционное творчество, отказавшись от следования в русле общесоюзной реформы. Пункт 15 Декларации гласил: «Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства» (Вед. ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22). Итак, речь теперь шла о реформе в истинном смысле этого слова, поскольку предлагалось выработать новый текст in toto, а не ограничиваться поправками.

Несколькими днями позже, а именно 16 июня, Съезд своим постановлением образует Конституционную комиссию для выработки нового текста Основного Закона. Положение о Конституционной комиссии тем не менее было принято только 22 января 1992 г. В состав Комиссии вошли только народные депутаты. Тем временем внесение поправок в текст действующей Конституции продолжилось. Этот параллелизм работы Конституционной комиссии: работа над проектом нового Основного Закона, опубликованного в открытой печати уже в ноябре 1990 г. и работа над текущими изменениями в тексте действующей сослужил стране плохую службу, став формальной причиной в дальнейшем острейшего кризиса в отношениях «законодательной» и «исполнительной» ветвей власти.

Второй этап конституционной реформы прекращается с упразднением СССР 25 декабря 1991 г. К этому времени текст действующей Конституции РСФСР, а после 25 декабря 1991 г. — РФ — России насчитывал огромное количество поправок, внесенных соответственно 27 октября 1989 г., 31 мая 1990 г., 16 июня 1990 г., 15 декабря 1990 г., 24 мая 1991 г. и 1 ноября 1991 г. Все эти поправки вносились в текст Конституции в виде специально принимаемых законов «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Развал СССР и превращение России в самостоятельное государство дали толчок новому этапу конституционной реформы, завершившейся в октябре 1993 г. За эти два года — 1992-й и 1993-й в стране окончательно вызревает кризис взаимоотношения ветвей власти, который напрямую влияет на эффективность работы Конституционной комиссии. Пиком творческой активности ее работы следует признать проект, представленный в апреле 1992 г. на утверждение VI Съезда народных депутатов. Однако проект не был утвержден, было принято решение «одобрить общую концепцию конституционной реформы в Российской Федерации, положенную в основу проекта новой Конституции Российской Федерации, а также основные положения проекта, одобренные Верховным Советом Российской Федерации». За этими обтекаемыми формулировками VI Съезда народных депутатов скрывалось острейшее противоречие, вытекавшее из двух различных подходов, Съезда и Президента, к характеру будущей формы правления в России. На старый, как мир, вопрос: кто должен править, сформулированный еще в трудах Дж. Локка, съезд и Президент давали совершенно разные ответы. Именно это противоречие провоцирует Ельцина в мае 1993 г. на выработку собственного проекта конституции в противовес проекту Конституционной комиссии. Для придания большей легитимности своему шагу Ельцин организует летом 1993 г. так называемое Конституционное совещание. Как ни странно, работа этого Совещания благотворно повлияла на президентский проект, в него было внесено довольно много существенных и ценных поправок, изменявших первоначальный сверхсуперпрезидентский характер будущей формы правления.

В то же время появление альтернативного проекта Конституции означало только одно — спор по поводу формы правления прошел стадию управляемости. Сейчас, по прошествии многих лет, можно с определенной долей уверенности сказать, что причиной, побудившей Ельцина пойти на государственный переворот — издание Указа N 1400, была его неуверенность в том, что президентский проект Конституции получит поддержку страны. Согласно действовавшей на тот момент норме российского конституционного права — ст. ст. 104 и 185 Конституции — новая конституция могла быть принята Съездом народных депутатов или на народном референдуме. Положение о референдуме было относительно новым — от 16 июля 1993 г. Таким образом, Президент совершенно четко понимал две вещи: на съезде его проект совершенно точно не будет принят, а будет принят проект Конституционной комиссии; даже если съезд согласится вынести альтернативные проекты конституций на народный референдум, то нет гарантии, что победа достанется Президенту. Вынесение альтернативного проекта предполагает сохранение политической оппозиции Ельцину со всеми вытекающими из этого последствиями: допуск оппозиции к средствам массовой информации, свободная агитация среди населения и т.п. Наконец, на референдуме будут конкурировать два проекта, следовательно, у народа будет реальное право выбора, предсказать и спланировать исход которого практически невозможно. Перед Президентом возникала реальная угроза потери власти в конце 1993 г. и весьма вероятное наступление ответственности за те реформы, которые в буквальном смысле уничтожали население страны. Поэтому остается только одно — вести президентский проект через референдум в обход съезда, т.е никакого альтернативного проекта, никакой оппозиции на референдуме. Только так можно настроить народ на то, чтобы он принял единственно «верное» решение. Народ, вспомним слова Жозефа де Местра, всегда не способен, всегда умалишен и всегда отсутствует <1>. Тем более, что этот народ за один только XX в. умудрился три раза своими руками уничтожить собственную государственность!

<1> «Каждодневно в судах ребенок, умалишенный либо отсутствующий представлены людьми, уполномоченными на то только законом, но в народе в высшей степени объединены эти три качества, ибо он всегда ребенок, всегда умалишенный и всегда отсутствует» .

Добавить комментарий