Конституционный статус правительства РФ

Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации (гл. 1 и 6), а также Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации” с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1997 г. В основе этого статуса лежат положения ст. 10 Конституции, закрепляющей принцип разделения властей, самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 11 Конституции Правительство Российской Федерации является одним из органов (наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами), осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.

Являясь высшим исполнительным органом государственной власти, Правительство в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации. Оно осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации требований Конституции и федеральных законов, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей, а также федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ).

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. При этом Конституция Российской Федерации (ст. 111) устанавливает следующие правила назначения Председателя Правительства:

— предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после его вступления в должность либо после отставки Правительства или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой;

— Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре;

— в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.

Первые заместители, заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум в составе: Председателя, его первых заместителей, заместителей, нескольких министров (финансов, экономики, иностранных дел, обороны), а также руководителей других органов (директор Федеральной службы безопасности и др.).

Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации” установлено, что Правительство является коллегиальным органом, все решения его принимаются коллегиально и, следовательно, члены Правительства несут коллективную ответственность за свою деятельность, что не исключает персональной ответственности.

— Правительство Российской Федерации прекращает свои полномочия в следующих установленных Конституцией Российской Федерации (ст. 116, 117) случаях:

— вступления в должность вновь избранного Президента России;

— принятия Президентом отставки Правительства по инициативе последнего;

— принятия Президентом решения об отставке Правительства по собственной инициативе.

Во всех случаях отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства. Это свидетельствует о важности правительственных полномочий, требующих непрерывного их осуществления.

Полномочия Правительства Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации”, рядом федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. В ст. 113 Конституции отдельно закрепляются основы полномочий Председателя Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Средиосновных полномочий Правительства Конституция (ст. 114) называет:

— разработку и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения после одобрения Федеральным Собранием, представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществление управления федеральной собственностью;

— осуществление мер по обеспечению государственнойбезопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Эти конституционные полномочия Правительства конкретизируются и дополняются в федеральных законах и указах Президента.

Правительство обладает правом нормотворческой деятельности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 115) оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты Правительства обязательны к исполнению на всей территории России.

Акты Правительства подлежат официальному опубликованию в «Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней со дня их подписания. Они могут быть отменены Президентом в случае противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. Акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

Многогранную деятельность Правительства обеспечивает его рабочий орган – аппарат Правительства Российской Федерации, осуществляющий свою работу в тесном взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации. Порядок проведения заседаний Правительства определяется регламентом Правительства Российской Федерации, а процедура принятия его актов – Положением о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Правовой основой деятельности Правительства РФ является гл. 6 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «О Правительстве Российской Федерации», * федеральные законы, указы Президента.

Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти.

Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

Конституционный статус Правительства РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти, обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как главой государства, с Федеральным Собранием как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

2) обеспечение проведения в Российской федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) осуществление управления федеральной собственностью;

5) осуществление мер по обеспечению страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7) осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Определение, понятия и признаки права.

Право – система общеобязательных, формально определенных, установленных (либо санкционированных) и обеспеченных государством правил поведения (норм), выражающих общую волю народа и выступающих в качестве государственного регулятора общественных отношений.

Таким образом, государство является субъектом регулирования общественных отношений, а право – инструментом регулирования. Содержание права определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Признаки:

1. Нормативность – состоит из отдельных норм;

2. Общеобязательность – правовые предписания обязательны для всех субъектов права, находящихся под юрисдикцией данного государства; . П — общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва

3. Формальная определенность – нормы содержатся, в официальных источниках; это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д.

4. Системность – право представляет собой систему норм, которые взаимосвязаны и взаимодействуют; П — это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

5. Стабильность – право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;

6. Динамизм – право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;

7. Гарантированность – право создается или санкционируется, а также обеспечивается государством;

8. Волевой характер:Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ», даются теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию конституционного статуса Правительства РФ.

Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, его конституционно-правовой статус, конституционно-правовые признаки, которые позволяют отличить его от других органов государственной власти.

Понятие «статус» является основополагающим критерием в юридической науке, поскольку позволяет разграничить права и обязанности одного субъекта от прав и обязанностей другого субъекта общественных отношений. В конституционном праве статус имеет сложную правовую природу, которая позволяет определить правовое состояние субъектов конституционно-правовых отношений и подходов к его характеристикам. Среди важных качеств конституционно-правового статуса в зависимости от характера его воплощения выделяется: его устойчивость, относительное постоянство, внутренняя согласованность и системообразующая значимость.

В юридической науке «правовой статус» определяется как теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых установлений.

Будучи результатом широкого теоретического обобщения, данный статус становится научной категорией, раскрывающей сущность и содержание правового состояния того или иного субъекта конституционно-правовых отношений. При этом статусные характеристики субъектов служат инструментом исследования и упорядочения как норм конституционного права и регулируемых ими общественных отношений, так и в более широком смысле, положения названных субъектов в правовой системе .

Конституционно-правовой статус богат своим содержанием и наполнен широким смыслом, а также закрепляется нормами не только Конституции РФ, но и других источников конституционного права .

Рассматривая деятельность Правительства РФ, данный орган государственной власти можно сравнить с «политическим индикатором», который отражает состояние политических и социальных процессов, протекающих в российском обществе и государстве.

Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то можно встретить различные определения и названия данного органа государственной власти. Например, во Франции, Италии, Польше — Совет министров, в Великобритании, Узбекистане, Японии — Кабинет министров, в Швейцарии – Федеральный совет, в КНР — Государственный совет и т.д. .

Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например, Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры — комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др..

Некоторые конституции зарубежных стран определяют сущность и функции правительства как орган, руководящий общей политикой страны, и высший орган государственной администрации (ст.185 Конституции Португалии);

Конституция Испании предусматривает, что Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства. Кроме того, оно в соответствии со ст. 97 Конституции Испании и другими законами осуществляет распорядительные и исполнительные функции.

Соответственно, правительства разных стран могут различаться по своему составу и порядку формирования, по своей структуре. Иногда, глава государства может являться главой кабинета Правительства. Однако если провести параллель с нашей страной, то по Конституции РФ глава государства не относится ни к одной из ветвей власти, исходя из его компетенции, можно сделать вывод о том, что существует неразрывная связь между исполнительной властью и главой государства.

Нужно заметить, что существует немало научных подходов российских ученых — государствоведов к определению понятия «правительство». Рассмотрим некоторые из них.

Согласно научному подходу к определению термина «правительство» профессора С.А. Авакьяна, «правительство – это центральный орган государства или субъекта в федеративном государстве».

Данное определение не содержит признаков правительства и поэтому трактовать его можно сколь угодно широко, применяя его практически к любому высшему органу государственной власти, — законодательному, исполнительному, судебному, так как согласно теории разделения властей все три ветви власти, в определенной степени, независимы и равнозначны.

Интересен научный подход другого ученого М.Ю. Тихомирова, который более точно формулирует определение «правительства» как высшего исполнительного органа государственной власти РФ, осуществляющего в соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть РФ.

Однако все же нельзя останавливаться на этом подходе, так как существует множество научных подходов, более конкретно определяющих понятие термина «правительства». У данного научного подхода все же есть один существенный недостаток, который не позволяет нам в полной мере отнести все перечисленные в определении признаки к признакам Правительства РФ, а именно, в нем отсутствует главный специфический признак «коллегиальность».

Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти действует в коллегиальном составе и принимает коллегиальные решения».

М.В. Баглай определяет «Правительство» в качестве высшего коллегиального органа исполнительной власти, обеспечивающего исполнение законов и проведение внутренней и внешней политики государства. По его мнению, «Правительство» представляет собой коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят министры.

Не менее интересна и другая точка зрения на определение термина «правительства». По мнению А. Я. Сухарева, «правительство – как высший коллегиальный исполнительный орган государства». Конечно, данным определением невозможно исчерпать все признаки термина «правительство».

Наиболее полным и объемным представляется научный подход Н.Ю. Хаманевой, по мнению которой «Правительство РФ является конституционным органом, который возглавляет ветвь исполнительной власти Российской Федерации и имеет статус высшего исполнительного органа власти, государственно — властные полномочия распространяются на всю территорию Российской Федерации, следовательно, несет всю полноту ответственности за состояние и деятельность исполнительной власти».

На самом деле, рассмотренные нами определения понятия «правительство» — это лишь малая часть из множества существующих определений. Соответственно, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что по данному вопросу нет единства мнений. Каждое определение по — своему универсально и как бы взаимодополняет другое, наполняет его новым содержанием, выделяя новые признаки, свойственные данному органу власти.

Ст.1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» дает нам следующее определение Правительства РФ: Правительство Российской Федерации — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

К сожалению, глава 6 Конституции РФ не раскрывает нам понятие данного органа, хотя и говорит о том, что «исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».

На основании проведенного анализа рассмотренных определений можно выделить следующие конституционно-правовые признаки, которыми обладает данный орган государственной власти:

  • По организационно-правовой форме деятельности Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти.

  • По способу формирования: присущ признак производности формирования, так как члены Правительства не избираются народом, а назначаются главой государства по представлению Председателя Правительства РФ из списка, который Председатель формирует сам.

  • По территориальному признаку: власть Правительства РФ осуществляется на всей территории Российской Федерации в соответствии с предметами ведения ст.71, 72 Конституции РФ.

  • По характеру компетенции: Правительство РФ обладает общей компетенцией, которая позволяет ему решать достаточно широкий круг вопросов. Однако отдельные министерства, находящиеся в ведении Правительства, обладают отраслевой компетенцией, либо специальной компетенцией.

  • По способу принятия решений Правительство РФ относится к коллегиальному органу, который, во-первых, основывается на внутреннем организационном строении, состоящем из членов Правительства, во-вторых, Правительство РФ имеет коллегиальный порядок принятия решений. Важнейшие решения могут приниматься исключительно на заседаниях путем достижения согласия всеми его членами. В-третьих, Правительство РФ – политически зависимый орган. Он несет политическую ответственность перед Государственной Думой (нижней палатой парламента) и Президентом РФ и может быть отправлен в отставку в случае выражения недоверия Госдумой, либо в случае отставки по инициативе Президента РФ.

Таким образом, подводя некий итог сказанному, конституционно-правовой статус Правительства представляет собой трехзвенную систему, в которой данный выступает как общефедеральный орган государственной власти, как высший исполнительный орган власти в системе разделения властей, как орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и действующий на коллегиальной основе .

Статус Правительства РФ определен Конституцией РФ, ее гл. 6 «Правительство Российской Федерации» (ст. 110-117) и рядом норм других глав. Однако следует отметить, что в тексте Конституции (ч. 2 ст. 114) говориться, что федеральным конституционным законом определяется «порядок деятельности Правительства», но Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» по предмету регулирования гораздо шире — его нормы отражают правовую основу и принципы деятельности, состав и порядок формирования Правительства РФ, полномочия и организацию деятельности Правительства, порядок отставки Правительства РФ, взаимодействие с другими органами государственной власти, а также обеспечение деятельности Правительства России.

Конституционно-правовой статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти определен положениями ст. 78 Конституции РФ, согласно которой на Правительство в соответствии с Конституцией РФ возлагается осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Статус Правительства РФ также определяется положениями ст.115 Конституции РФ и ст.25 ФКЗ «О Правительстве РФ», регламентирующие, что Правительство действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Тем самым, акты и постановления Правительства РФ приобретают подзаконный характер. Одновременно, подчеркивая место Правительства РФ в системе высших органов государственной власти, ст.115 Конституции РФ говорит нам об обязанности исполнения актов и постановлений Правительства РФ на территории РФ. Вместе с тем, ст.110 Конституции РФ не содержит какого-либо определения понятия «исполнительной власти».

Таким образом, завершая исследование над определением конституционно-правового статуса Правительства как высшего органа исполнительной власти нужно сказать, что нет единого мнения по вопросу определения понятия данного органа государственной власти.

Дискуссия, которая до сих пор идет по данной проблеме, не позволяет однозначно и четко дать определению понятия правительства. Это, в свою очередь, подталкивает к необходимости уточнения положений главы 6 Конституции и ФКЗ «О правительстве РФ», придания конституционно-правовому статусу Правительства РФ большей определенности и универсальности. Кроме того, положения главы 112 Конституции РФ о порядке формирования структуры органов исполнительной власти нуждаются в дополнении.

Литература:

Конституционно-правовой статус правительства РФ и судебных органов

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации состоит:

· из членов Правительства Российской Федерации;

· Председателя Правительства Российской Федерации;

· заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;

· федеральных министров.

Правительство РФ является коллегиальным органом

Формирование Правительства РФ начинается с назначения Председателя Правительства. В соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения.

Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам голосования принимается постановление.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой

Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.

Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства в результате его отставки. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ:

1) Правительство может по собственному решению, принятому коллегиально, подать в отставку. Отставка Правительства принимается или отклоняется Президентом;

2) Президент может по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства вправе подавать заявления об отставке. По предложению Председателя Правительства Президент вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент может освободить от должности Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий:

· организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, и т. д.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и т. д.

В социальной сфере Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности и т. д.

В сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки и т. д.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и т. д.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

Добавить комментарий