Конституция 1918 характеристика

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель-июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

Структура Конституции 1918 г. включала разделы:

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2) общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) активное и пассивное избирательное право;

5) бюджетное право;

6) о гербе и флаге РСФСР.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Социальная основа советской власти – диктатура пролетариата. Политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленныеКонституцией, – полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства – высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции – переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. – Федерация. Субъекты Федерации – национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов – высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР – высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты – органы власти на местах (в городах и селах – городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);

3) частные торговцы и посредники;

4) представители духовенства;

5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Историческое значение Конституции 1918 г.: появилась правовая база для последующего создания советского законодательства и формирования механизма государственной власти и ее структур.

Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг

Причины создания Вооруженных сил:

1) Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. объявил о необходимости вывода русских войск; Декрет о мире повлек заключение Брестского мирного договора (по нему Прибалтика, Белоруссия, Украина, Крым отходили к Германии), который в свою очередь повлек интервенцию стран Антанты;

2) начало Гражданской войны.

Первая программа по формированию армии Советского государства предполагала отсутствие армии как таковой в стране Советов, где должен был быть установлен вечный мир. В случае же возникновения угрозы со стороны врагов пролетариата предполагалось, что народные массы будут сразу же мобилизоваться по собственному революционному сознанию.

В декабре 1917 г. началась полная демобилизация военнослужащих из армии.

Была введена выборная система командования Красной армии (Декрет СНК «О выборном начале и об организации власти в армии» от 16 декабря 1917 г.). Одновременно все военнослужащие были уравнены в правах и отменены все чины и звания военнослужащих.

Появились солдатские комитеты, которые осуществляли контроль за военными штабами.

Декреты «О рабоче-крестьянской Красной армии» и «О рабоче-крестьянском Красном флоте» 1918 г. законодательно подтвердили необходимость создания новой рабоче-крестьянской армии.

Принцип формирования Красной армии: добровольность. Позднее Красная армия стала формироваться по принципу назначаемости и единоначалия (Декрет от 22 апреля 1918 г.).

Граждане могли поступить на военную службу при наличии рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

В системе Вооруженных сил Советского государства устанавливалась круговая порука внутри войсковых частей.

В Красную армию могли поступить на службу только рабочие и крестьяне, она, как и все властные структуры, была классовой.

Ситуация изменилась в апреле 1918 г., когда было принято решение о всеобщей воинской повинности. Начало всеобщей воинской обязанности было положено Декретом ВЦИК «О всеобщем обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. А уже в мае 1918 г. был принят Декрет «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую Красную армию».

Система руководства Красной армии:

1) военные комиссары (они осуществляли контроль над командирами Красной армии и проводили революционную агитацию их); Всероссийское бюро военных (позднее – Политуправление Реввоенсовета);

2) революционный военный совет (его глава – Троцкий).

Революционный военный совет республики (Реввоенсовет) был образован в 1918 г.

Его компетенция:

1) руководство работой всех органов военного ведомства и военных учреждений;

2) формирование реввоенсоветов на местах и назначение их командующего состава.

В связи с востребованностью профессионалов в армии теперь на военную службу призывались офицеры царской армии. Их деятельность контролировали и направляли военные комиссары.

Воинская дисциплина вначале должна была поддерживаться революционным правосознанием военнослужащих (предположительно), на практике же в 1918 г. была введена единая военная форма, на каждого военнослужащего оформляются книжки красноармейца (в них отражались особенности военной службы), и наконец были введены первые советские военные уставы.

Cоветская судебная система 1917–1918 гг

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде.

Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)

Основные положения:

1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды);

2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;

4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства:

1) сменяемость судей (выборность судей – цель);

2) гласность и публичность судебного разбирательства;

3) коллегиальность судопроизводства.

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

Структура Конституции 1918 г. включала разделы:

  • · Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
  • · общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);
  • · конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);
  • · активное и пассивное избирательное право;
  • · бюджетное право;
  • · о гербе и флаге РСФСР.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

Социальная основа советской власти — диктатура пролетариата. Политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией, — полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства — высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции — переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. — Федерация. Субъекты Федерации — национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции:

  • · Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов — высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;
  • · Правительство РСФСР — высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;
  • · Совет народных комиссаров был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);
  • · областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты — органы власти на местах (в городах и селах — городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

  • · лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;
  • · граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);
  • · частные торговцы и посредники;
  • · представители духовенства;
  • · служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Конституция РСФСР 1918 года имела следующие особенности:

  • 1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.
  • 2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).
  • 3. Конституция 1918года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции — большое число «целевых» норм.
  • 4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.
  • 5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.
  • 6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Историческое значение Конституции 1918 г.: появилась правовая база для последующего создания советского законодательства и формирования механизма государственной власти и ее структур.

Конституция РСФСР 1918 года состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конституция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титов .- М.:ООО «ТК Велби», 2003.С.303

Нетрудно заметить, что данная структура создавалась по аналогии со структурой высших органов советской власти — Всероссийского съезда Советов и избираемого и формально ответственного перед ним ВЦИК. Тропов И.А. Конституция РСФСР 1918 г. и опыт организации советов на местах//Общество. Среда. Развитие. 2011. — № 9. — С. 95

Декларация, составлявшая первый раздел, объявляла Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.» Российская республика учреждалась как федерация советских национальных республик.

По Конституции основной задачей нового государства является «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах».

Для этого частная собственность на землю отменялась, весь земельный фонд объявлялся общенародным достоянием и передавался трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявлялись национальным достоянием. Подтверждалась национализация банков. вводилась всеобщая трудовая повинность, декретировалось создание Красной армии. Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. — СПб.: Питер, 2004.С.81

Второй раздел — «Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистический Республики». Отечественное законодательство — XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть II (XX в.)/Под ред. О.И. Чистякова. — М., 2000.С.34 В нем определялась основная задача данной Конституции — установление диктатуры городского и сельского пролетариата. Декларировались основные права и обязанности граждан Республики: бесплатное обучение, обязанность трудиться, всеобщая воинская повинность.

Провозглашалось, что вся власть в РСФСР принадлежит «всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах» (Верховная власть принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов). Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. — СПб.: Питер, 2004.С81

Признавалось право граждан устраивать собрания, митинги, шествия и т.д.

В нем определялось, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский съезд Советов. Съезд избирал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. ВЦИК являлся высшим законодательным распорядительным и контролирующим органом власти в период между Съездами.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, осуществляли общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливались общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство.

Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Кузнецов Н.Н. История государства и права России: Учебное пособие. — М., 2007.С.363

Для управления делами Советской Республики ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК). СНК состоял из народных комиссаров, возглавлявших отдельные отрасли народного хозяйства.

СНК обладал правом издавать декреты, распоряжения, инструкции.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные Съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. — СПб.: Питер, 2004.С. 82

В четвертом разделе определялось активное и пассивное избирательное право. Отечественное законодательство — XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть II (XX в.)/Под ред. О.И. Чистякова. — М., 2000.С.43 К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».

Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы», частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее при выборах в земства и Государственную Думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Исаев И.А. История государства и права России:учеб.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект,2010. С.587

Пятый раздел был посвящен бюджетному праву. Отечественное законодательство — XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть II (XX в.)/Под ред. О.И. Чистякова. — М., 2000.С.45 До лета 1918 года планового финансирования в республике практически не существовало. Конституция установила основные принципы формирования государственного бюджета и сроки, на которые он должен был формироваться — полгода или год. Съезд Советов и ВЦИК определяли какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов.

В шестом разделе «О гербе и флаге РСФСР» устанавливалась государственная символика, торговый, морской и военный флаг РСФСР, давалось их краткое описание. Кириллова Т.К. История отечественного государства и права. — СПб.: Питер, 2004.С. 83

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

Добавить комментарий