Криминалистическая характеристика несовершеннолетних

Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Круг общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, включает в себя разнообразные по составу общеуголовные преступления, начиная от посягательств на жизнь и здоровье и заканчивая компьютерной безопасностью. Вместе с тем, несмотря на разнообразие объектов данных преступлений, их объективной и субъективной сторон, возможно выделение ряда общих черт, характерных для преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

В качестве объектов преступных посягательств со стороны несовершеннолетних чаще всего выступают собственность, личность и принадлежащие ей права – жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, а также общественная безопасность, общественная нравственность и здоровье населения. Они совершают кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспортных средств без цели хищения, причинение вреда здоровью, убийства, изнасилования, хулиганство, вандализм, приобретение и хранение наркотиков.

С объективной стороны преступления несовершеннолетних характеризуются, как правило, активными действиями, направленными на достижение преступного результата. При этом на способ совершения конкретного посягательства оказывают влияние такие факторы, как возраст несовершеннолетнего, его физическое развитие, недостаточность жизненного опыта, наличие соучастников преступления, а нередко и материальные возможности. В свою очередь, это находит отражение как в способе, так и в механизме совершения и сокрытия преступления.

Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обычно не свойственна предварительная подготовка. Значительное количество совершаемых ими деликтов носит ситуационный характер и обусловлено конкретными обстоятельствами – отсутствием охраны на данном объекте, ненадежностью запоров в хранилище, нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения и т.п.

Отсутствие предварительной подготовки, в свою очередь, влияет на выбор несовершеннолетними орудий совершения преступления, которыми зачастую оказываются находящиеся при них предметы обихода либо объекты, подобранные ими вблизи места происшествия (складные ножи, ключи от квартиры, камни, пустые бутылки, металлическая арматура, обрезки труб и т.п.).

Механизм совершения несовершеннолетними преступлений в целом мало отличается от способов совершения той же категории деликтов, например краж, разбойных нападений, убийств и т.д. Однако в ряде случаев наблюдаются и особенности, обусловленные спецификой субъекта преступления. Так, значительное количество преступлений совершается в группе. Это позволяет несовершеннолетним компенсировать их психологическую неуверенность в своих силах, малый жизненный опыт, способствует объединению физических усилий, необходимых для достижения преступного результата. Наряду с этим следует отметить, что для несовершеннолетних не характерно создание устойчивых преступных группировок.

Присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, желание занять одно из лидирующих мест в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут специфично, по-своему выразиться в конкретном преступлении. Так, при совершении посягательств против личности нередко наблюдается бессмысленная жестокость, причинение жертве не вызванного необходимостью множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступлений могут присутствовать элементы бравады, демонстративности и т.п.

В большинстве случаев несовершеннолетние не предпринимают каких-либо специальных мер для ликвидации следов совершенного преступления. Основной их задачей после содеянного становится стремление как можно скорее скрыться с места происшествия. Если действия по сокрытию все же имеют место, они обычно сводятся к уничтожению или маскировке явных следов преступления на одежде и теле (замывание пятен крови, чистка брюк и т.п.), а также к временному камуфлированию факта преступления, обеспечивающему возможность беспрепятственно покинуть место преступления (например, маскировка отверстия во взломанной преграде находящимися поблизости досками, листами старого железа, строительным мусором и т.п.). Иногда подготавливается ложное алиби путем обращения к сверстникам с просьбой подтвердить факт их пребывания во время совершения преступления в другом месте.

Преобладающее количество преступлений несовершеннолетние совершают во второй половине дня и в темное время суток. Это во многом объясняется кажущейся анонимностью действий исполнителей при недостаточном освещении и повышенной возможностью беспрепятственно скрыться с места происшествия. Накладывают свой отпечаток особенности проведения досуга, поскольку значительная часть несовершеннолетних в первую половину дня занята в учебных заведениях, на работе либо отдыхает после ночных похождений.

Как свидетельствуют материалы следственной и судебной практики, основное количество преступлений совершается несовершеннолетними непосредственно в месте проживания, учебы либо работы или в прилегающих районах.

Предметом посягательства при совершении преступлений несовершеннолетними зачастую выступают-объекты, не обладающие значительной материальной ценностью, однако пользующиеся среди подростков определенной популярностью. Это, например, аудиоплейеры, бижутерия, предметы одежды и обуви конкретных зарубежных фирм и т.д. Похищенное имущество несовершеннолетние нередко приносят по месту жительства и в дальнейшем используют для удовлетворения личных потребностей либо дарят или передают на хранение своим сверстникам. При совершении преступлений в составе группы в качестве места хранения похищенного часто избирается место постоянного времяпрепровождения ее членов – чердаки, подвалы, заброшенные строения и т.п.

Субъектами совершения вышеуказанных преступлений часто бывают несовершеннолетние, воспитывающиеся в неполных либо неблагополучных семьях, склонные с совершению правонарушений. Многие из них состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, мелкое хулиганство, другие административные нарушения, оставлены без надзора со стороны родителей и педагогических коллективов учебных заведений, не работают или перебиваются случайными заработками.

Следственные версии, планирование и особенности расследования

При анализе факта совершения преступления следователь наряду с типичными версиями, характерными для деликтов данного вида, и системой частных версий, основанных на обстоятельствах конкретного дела, в ряде случаев должен выдвинуть и версию о совершении расследуемого преступления несовершеннолетними.

Основанием для выдвижения такой следственной версии могут послужить показания свидетелей, видевших несовершеннолетних неподалеку от места происшествия до или вскоре после случившегося и, возможно, обративших внимание на какие-либо особенности в их поведении, состояние алкогольного или наркотического опьянения. Внимание свидетелей могли привлечь находившиеся при несовершеннолетних предметы, имеющие отношение к расследуемому делу (могущих служить оружием либо громоздких предметов, в том числе бытовой техники и т.п.). Помимо свидетельских показаний выдвижению подобных версий могут способствовать результаты осмотра места происшествия, в том числе обнаруженные на нем следы, свидетельствующие о механизме совершения преступления и физических данных преступников, а также характер предмета посягательства.

Так, на совершение кражи несовершеннолетними может указывать само место происшествия, где заведомо не будет находиться ценное имущество, – подсобные помещения организаций, строительные бытовки, школьные буфеты и т.п. Об этом же свидетельствуют незначительные по размеру разрушения в преградах, вентиляционные отверстия или форточки, через которые на место совершения преступления взрослому человеку трудно протиснуться; хищение предметов малоценных либо имеющих ограниченный сбыт (продукты питания, кондитерские изделия, наглядные пособия и т.п.); обнаружение на месте происшествия следов рук и ног, размеры которых соответствуют подростковому возрасту, причинение потерпевшему значительного количества телесных повреждений, не вызываемых необходимостью, что указывает на неуверенность нападавших в собственных силах; следы, носящие характер озорства, в частности надписи циничного характера или представляющие лозунги отдельных неформальных организаций несовершеннолетних (например, «Спартак-чемпион» и т.п.), повреждение имущества и предметов, не являющихся преградой для достижения преступных целей.

При подтверждении в ходе расследования версии о совершении преступления несовершеннолетним исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела следователем могут быть также выдвинуты версии о наличии взрослого соучастника, вовлекшего несовершеннолетнего в преступную деятельность. Кроме того, при наличии оснований следователь должен выдвинуть и проверить версию о самооговоре несовершеннолетнего с целью взять на себя ответственность за действия, совершенные взрослым исполнителем.

Планируя расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователь обязан учитывать особенности их психологии и личность каждого конкретного подростка, проходящего по делу. Это должно найти свое отражение как в плане расследования в целом, так и производства отдельных следственных действий.

Составляя план расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, помимо следственных действий, обусловленных особенностями расследуемого события, следователь должен включить мероприятия, направленные на получение исчерпывающей информации о личности подозреваемых или обвиняемых, характеризующих их данных. С этой целью следователем могут быть запланированы допросы родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, классных руководителей, педагогов, товарищей по работе и иных лиц, хорошо знающих несовершеннолетнего, затребованы характеристики с мест работы, учебы, жительства, получена информация из инспекций по делам несовершеннолетних и т.п.

В целях полного раскрытия преступления и установления причин и условий, способствовавших его совершению, следователь в плане расследования должен предусмотреть возможности использования для этого помощи участковых уполномоченных, хорошо знающих данную территорию и проживающих на ней несовершеннолетних, склонных к совершению антиобщественных действий, населения и др.

При планировании расследования по конкретным делам в план можно включить профилактические мероприятия, направленные на устранение выявленных причин преступления и условий, облегчающих его совершение: информацию населения путем выступления следователя перед жителями конкретного микрорайона или населенного пункта, использование для этих же целей средств массовой информации, обращения в органы образования, здравоохранения, хозяйственные организации и т.п., внесение представлений руководителям предприятий и учреждений, а также управленческих структур. В отдельных случаях намечаемые профилактические мероприятия могут быть согласованы и скоординированы следователем с деятельностью заинтересованных должностных лиц и организаций.

Планируя следственные действия, проводимые с участием несовершеннолетних, следователь должен учитывать ряд обстоятельств организационно-тактического характера, которые могут оказать существенное влияние на результаты проводимого следственного действия. При этом основанием для принятия того или иного решения является знание следователем особенностей психологии конкретного несовершеннолетнего и его подробной характеристики.

Приняв решение о необходимости производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь обязан вызвать его в следственный орган, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок вызова допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами расследуемого дела (необходимость экстренного производства следственного действия, воспрепятствование со стороны родителей явке несовершеннолетнего в следственные органы и т.п.).

С учетом личностных особенностей несовершеннолетнего и его характеристики следователем решается вопрос о месте проведения отдельных следственных действий. Так, по общему правилу следователь проводит допросы по месту производства расследования. Однако, если следователь располагает данными о неустойчивости психики несовершеннолетнего, его боязливости, робости, застенчивости, он может принять решение о производстве допроса в привычной для несовершеннолетнего обстановке, например по месту его учебы или жительства, что облегчит задачу установления с ним психологического контакта и получения от допрашиваемого полных и развернутых показаний.

Существенное значение для расследования может иметь и вопрос о времени производства следственного действия. Так, при отсутствии к тому тактической необходимости следует воздержаться от вызова несовершеннолетнего в следственные органы в часы занятий, при нахождении несовершеннолетнего под стражей – во время, отведенное для обеда и прогулки.

При планировании производства следственных действий с несколькими несовершеннолетними время их прихода к следователю нужно избрать таким образом, чтобы они не томились длительным ожиданием вызова перед кабинетом следователя, что в дальнейшем может негативно отразиться на полноте их показаний. Кроме того, следственное действие с участием несовершеннолетнего должно быть спланировано следователем по возможности так, чтобы его продолжительность не превышала 40–45 минут, поскольку после этого у несовершеннолетнего наступает усталость и возможность получать от него полные и развернутые показания значительно снижается.

В силу указаний уголовно-процессуального закона при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше шестнадцати лет, если он признан умственно отсталым. При допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет присутствие педагога обязательно. Встречающаяся в практике расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних замена педагога родителями или иными законными представителями либо работниками инспекций по делам несовершеннолетних не может быть признана допустимой, поскольку это противоречит действующему законодательству и не обеспечивает достижения целей следственного действия, в котором эти лица участвуют.

Педагог приглашается для участия в следственном действии прежде всего как специалист в области детской и подростковой психологии, и его основные задачи состоят в оказании помощи следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним, снятии с несовершеннолетнего излишнего напряжения и создании благоприятной нравственно-психологической атмосферы следственного действия, формулировке вопросов следователя в понятной, доступной для несовершеннолетнего форме.

При вызове педагога следователь не должен ограничиваться лишь формальным требованием к соответствующему должностному лицу или учреждению о выделении педагога для участия в следственных действиях. В частности, надлежит выяснить, какие отношения существуют между несовершеннолетним и приглашенным педагогом. В ряде случаев присутствие при производстве следственного действия знакомого несовершеннолетнему педагога, пользующегося уважением и доверием, будет способствовать получению от него достоверных и полных показаний. В других случаях появление в кабинете следователя знакомого педагога может негативно сказаться на результатах следственного действия из-за боязни несовершеннолетнего, что сообщаемые им факты станут известны педагогическому коллективу учебного заведения и учащимся. Поэтому следователю заранее надлежит выяснить у несовершеннолетнего, в присутствии какого педагога тому было бы желательно участвовать в проведении следственных действий.

При подготовке к производству вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних следователь должен решить вопрос о необходимости и целесообразности использования технических средств фиксации. Так, в ряде случаев при проведении допросов и очных ставок с участием несовершеннолетних полученные от них показания целесообразно фиксировать на магнитной ленте, что способствует запечатлению особенностей речи несовершеннолетнего, а нередко (при производстве очных ставок) предотвращает возможность оказания на него давления со стороны взрослых соучастников.

Необходимость производства судебных экспертиз определяется следователем исходя из обстоятельств конкретного дела, обнаруженных следов и вещественных доказательств. Вместе с тем по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, назначение ряда судебных экспертиз обусловливается спецификой субъекта преступления.

Так, при совершении преступления лицом, у которого отсутствуют документы о времени рождения, для определения его возраста назначается судебно-медицинская экспертиза. С целью выяснения мог ли несовершеннолетний в полной мере сознавать значение своих действий, а также для определения соответствия психического развития несовершеннолетнего его возрасту назначаются психолого-психиатрические исследования.

КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.985.7 № 1 (12) / 2017, с. 40—44

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Дарья Дмитриевна Демашкина

магистрант кафедры уголовного процесса, криминалистики и экспертной деятельности. Институт права, Челябинский государственный университет, E-mail: darya_4991@mail.ru

В статье исследуется криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних. Исследуются основные обстоятельства совершения данных преступлений. Приводятся статистические данные по преступлениям данной категории. Автор рассматривает основные причины, которые способствуют совершению преступлений. Предлагается структура методики расследований преступлений совершенных несовершеннолетними.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика, несовершеннолетний, преступления, элементы, методика.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS AND METHODS OF INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED BY JUVENILES

Darya Demaskina

undergraduate student of the Department of Criminal Procedure

Chelyabinsk State University E-mail: darya_4991@mail.ru

committed by juveniles.

Keywords: forensic characterization, juvenile, crimes, elements, methods.

На сегодняшний день можно заметить существенное изменение экономической и политической ситуации в стране, и на этой почве происходит расслоение общества на экономические категории поуровню социального достатка, что само по себе увеличивает число несовершеннолетних совершающих преступления. «Преступность несовершеннолетних — своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Этот вид преступности очень чутко реагирует на состояние общества.

Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества» .

По данным ГИАЦ МВД России в январе — апреле 2016 года зарегистрировано

787 тыс. преступлений, что на 5,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 66 субъектах Российской Федерации, снижение — в 19 субъектах. Каждое двадцать пятое (4,1 %) — совершено несовершеннолетними или при их соучастии .

Одним из самых главных элементов криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений является типовая характеристика личности несовершеннолетнего подозреваемого. По действующему уголовному кодексу несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87) .

Чаще всего преступления совершают дети, которым практически не уделяется должное внимание со стороны взрослых, которые не чувствуют заботы и любви своих родителей, что непосредственно приводит в увеличению количества преступлений, которые совершаются их же детьми. В большинстве случаев эти несовершеннолетние не и м е ют п остоя н н о го м еста жител ьства, учебы, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством, попадают под преступное воздействие старших, часть из которых ранее были судимы. Все это, несомненно, обуславливает возрастание количества преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами, в состав которой входит совершеннолетний подстрекатель или же организатор . Это так же приводит к тому, что увеличивается количество дел в отношении данной группы лиц, которые необходимо расследовать сотрудникам правоохранительных органов. И данная проблема, безусловно, указывает на ее актуальность. Большинство преступлений, несовершеннолетние совершают в возрасте 16—17 лет, малая часть — 14—15 летними преступниками. Основная доля несовершеннолетних преступников приходится на мужской пол, она достигает 90—95 % .

Более половины несовершеннолетних, которыеуже были осуждены воспитывались в полной семье. Но это не является положительным показателем. В таких случаях стоит учитывать то, что в большинстве случаев присутствуют плохие для ребенка условия воспитания в семье. Чаще всего могут быть пьющие или родственники, плохие условия для жизни подростка и многое другое. Также отмечается плохая учеба в школе, много свободного времени, в которое подросток не знает чем заняться, криминальный проведение досуга несовершеннолетнего и его окружения. Это является одной из главных

причин совершения преступлений несовершеннолетними. Правонарушители, не достигшие совершеннолетия, более чем в 15 % случаев совершают преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Более половины преступлений совершенных несовершеннолетними происходят в составе группы лиц, а в отдельных случаях и в составе организованной преступной группы.

Чаще всего, главным мотивом совершения преступлений данной категорией лиц является их желание получить деньги и вещи, стремление быстро разбогатеть. Немного реже в качестве мотива выступают желание отомстить, ревность либо утверждение своего авторитета.

Знание особенностей личности и психологических свойств подростка позволяет следователю уже на первоначальном этапе расследования выдвинуть версии о совершении преступления именно несовершеннолетним, а так же продуктивно провести следственные действия, использовать наиболее рациональные тактические приемы, и что немаловажно, установить психологический контакт и оказать положительное воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя в процессе расследования преступления.

Для способа преступлений, которые совершают несовершеннолетние, характерны следующие черты: во-первых, это непрофессионализм действий, который проявляется в отсутствии тщательной подготовки к совершению преступления и сокрытию его следов; во-вторых, не логичность и отсутствие последовательности действий. Часго указанные действия носят поспешный характер .

Более распространенные способы преступления замечаются чаще всего при совершении преступления несовершеннолетними совместно либо под влиянием взрослого соучастника.

Преступность лиц, которые не достигли своего совершеннолетия, являясь составляющей преступности в целом, имеет свои специфические отличительные черты, что позволяет изучать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического исследования. Необходимость данного выделения объяснятся особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В таком возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление навыков, даже таких, которые отражают отрицательную сторону подростка, которые, в свою

очередь, могут не выражаться вовне, или просто проявиться значительно позже .

Преступность несовершеннолетних как социальное явление и расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, особенности борьбы с ней предполагают комплексную проблему Невзирая на ее изученность и исследованность в работах большого количества криминологов и криминалистов различных лет актуальность этого вопроса сохраняется. Доказательством этому является стабильная тенденция роста количества подростков, совершивших преступления.

Увеличилась общественная опасность преступлений несовершеннолетних: они стали наиболее дерзкими, меркантильными, грубыми, опасными для жизни и здоровья не только своих сверстников, но и уже более взрослых лиц. Так же можно отметить, что ухудшается мотивация правонарушений несовершеннолетних: большими темпами возрастает число преступлений, особенно с проявлениями корысти, стремлением обеспечить себя деньгами, наркотиками, осуществлять контроль над определенной территорией. В подростковой среде стали популярны совершенно новые и интересные им преступления: участие в торговле оружием, в изготовлении, сбыте наркотических средств и целом ряде иных тяжких преступлений.

Особенно увеличилась криминальная активность несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, которая не предусматривается действующей государственной статистикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преступления, которые совершаются группой несовершеннолетних, в частности разбои, грабежи и изнасилования, в настоящее время стали более дерзкими, циничными и все чаще сопровождаются причинением бессмысленной жестокости в отношении потерпевших.

В окружении несовершеннолетних все больше распространяются такие виды преступлений, которые ранее были характерны для взрослых, а именно: торговля оружием и наркотиками; проституция; разбойные нападения; похищение транспортных средств; компьютерные преступления; телефонный терроризм, вымогательство среди подростков.

Негативное влияние на преступность несовершеннолетних оказывают экстремистские проявления в молодежной среде. Статистика преступлений, совершаемых несовершеннолетними в этой связи пока незначительна, но преуменьшать их общественную

опасность нельзя. В настоящее время на учете Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России состоит около 150 экстремистских молодежных группировок общей численностью до 10 тыс. человек . На сегодняшний день, большое распространение получило такое неформальное движение как «скинхеды», националисты и фашисты. Члены таких группировок, часто включают и несовершеннолетних, которые попадают под влияние «сильного лидера» и ими становится легко управлять. Они готовы пойти на совершение любого преступления. Различными неформальными группами совершаются многочисленные хулиганства, акты вандализма, а порой даже убийства и избиения граждан, в том числе и иностранных.

Анализ уголовных дел дает основание утверждать, что наиболее часто несовершеннолетние совершают преступления в таких помещениях как киоски, подъезды, квартиры, подвалы, места скопления людей (дискотеки), а также дворы, улицы.

Для способов совершения преступлений несовершеннолетними характерна такая черта как подражание. Чаще всего подростки стараются подражать взрослым, либо вымышленным персонажам, которые известны из телевидения. В свою очередь это сопровождается жестокостью и беспощадностью.

Временем совершения таких видов преступления является вечернее, или дневное, при отсутствии контроля со стороны взрослых, а так же в свободное от учебы время.

Существенное влияние оказывает обстановка в которой находится несовершеннолетний. Рост числа неблагополучных семей увеличивает подростковую безнадзорность и беспризорность, является обстоятельством, способствующим вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность .

Предметом преступлений несовершеннолетних чаще всего являются объекты, которые составляют типичный ассортимент ценностей у подростков: деньги; мобильные телефоны, МРЗ-плееры, игровые приставки к компьютеру, ноутбуки, компакт-диски, ау-дио- и видеокассеты.

Потерпевшими от преступлений несовершеннолетних преимущественно становятся их сверстники, и реже взрослые. Особенно это характерно для убийств, причинения вреда здоровью. В меньшей степени несовершеннолетние посягают и на малолетних, женщин, девушек, лиц, находящихся в состоянии опьянения, и лиц без определенного места жительства.

Все эти элементы криминалистической характеристики тесно связаны между собой. Знание характера этих связей позволяет следователю правильно:

— оценить следственную ситуацию;

— выдвинуть обоснованные версии относительно обстоятельств совершения несовершеннолетними расследуемого преступления;

— определить направление расследования;

— выявить возможные источники получения необходимой информации по делу;

— определить необходимый состав следственной группы и пр.

Анализ уже существующих методик расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также собственные исследования, автору статьи позволяют предложить наиболее прогрессивную (с позиции противодействия преступности несовершеннолетних) структуру методики расследования преступлений, которые совершаются несовершеннолетними. Такая методика должна содержать в себе следующие основные вопросы:

1. Криминалистическая модель, которая включает в себя основные элементы, характеризующие преступления, совершенные несовершеннолетними;

2. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений совершенных несовершеннолетними;

3. Особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям совершенные несовершеннолетними;

4. Типичные следственные ситуации, типичные версии следствия и планирование на первоначальном этапе расследования;

5. Особенности использования специальных знаний.

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, создаются спецификой (криминалистически значимой характеристикой) субъектов рассматриваемой категории лиц:

1) особым статусом участника уголовного судопроизводства (подозреваемый, обвиняемый);

2) возрастной категорией.

Усовершенствование производства по уголовным делам в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, требует пересмотра определенных позиций, которые устанавливают законодательную регламентацию уголовного судопроизводства , так и практику его применения.

Доказывание по делам о преступлениях несовершеннолетних нуждается в расширении предмета доказывания по рассматриваемой категории уголовных дел.

Что касается экспертиз, которые проводятся применительно к несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), то они непосредственно связаны с правовым положением, касающегося применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения. Также, экспертизы зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-психиатрическую экспертизу. Указанная экспертиза проводится в соответствии с общими нормами производства су-дебно-психиатрической экспертизы, но в ней существуют и свои особенности, касающиеся возраста несовершеннолетнего, а также специфические правила, которые указывают на некоторые особенности законодательства и методологию обследования.

Основной проблемой методики расследования преступлений данной категории является сложность установки контакта между следователем и несовершеннолетним правонарушителем. Именно установка такого контакта оказывает большое влияние на положительный результат расследования преступлений.

Для этого следует разработать методические рекомендации,инструкции при проведении допроса несовершеннолетних. Данная проблема актуальна , так как перед следователем стоит задача всестороннего полного и объективного расследования обстоятельств совершения преступлений несовершеннолетними, которая требует теоретических разработок по проблемам привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, совершенствования законодательства и правовой процедуры привлечения подростка к ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

2. Башкатов, И. Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей / И. Л. Башкатов. М., 1993. — С. 56.

4. Исследовательский центр Agentura.ru // Режим доступа: http://studies. agentura.ru/library/

5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь-апрель 2016 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел. Режим доступа: Ь»р5://мвд.рф/герог1з/иет/7755683/

9. Сергеев, А. Б. О моральной и правовой справедливости при рассмотрении судами вопроса о возможности прекращения уголовного дела в связи с примирением / А. Б. Сергеев, А. Н. Савченко // Вестник Челябинского государственного университета. Серия право. — 2014. — №39. — С. 58—65.

10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 июня 1996 г. — № 25. — Ст. 295.

11. Юзиханова, Э. Г. Статистические показатели и тенденции преступности несовершеннолетних в новейшей России / Э. Г. Юзиханова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 4 (30). — С. 82—87.

По российскому законодательству совершеннолетними признаются граждане, достигшие восемнадцати лет. С этого возраста возникает в полном объеме способность граждан своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, что свидетельствует о гражданской дееспособности.

Несовершеннолетними признаются лица, которые к моменту со­вершения преступления достигли шестнадцати лет, а в случаях, ука­занных в ч.2 ст.20 УК РФ — четырнадцати лет, но которым не испол­нилось восемнадцать лет.

Несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста и получив­шие к этому времени определенное образование, обладают таким уровнем развития, который позволяет им отдавать себе отчет в сво­их действиях и руководить ими. Однако опасность совершения неко­торых преступлений существует и в более раннем возрасте. Поэтому законодатель установил уголовную ответственность в виде исключе­ния с 14 лет за ряд тяжких преступлений, таких как: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причине­ние средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное эавладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и другие.

Педагогики и психологи различают шесть групп несовершенно­летних в зависимости от их возраста и психического развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);

2) раннее детство (от года до трех лет);

3) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) ;

4) младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

5) подростки (от 11 до 15 лет);

б) старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).

У детей младшего школьного возраста уже вырабатываются навыки осознанного восприятия, логического рассуждения, повествования. Но они не всегда правильно определяют главное и второстепенное. Отсутствие жизненного опыта восполняется у них воображением и фантазией, а результаты воображения выдаются за действительность. При восприятии пространственных отношений дети этого возраста склонны к преувеличению, не всегда способны описать воспринятые ими предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса це­лесообразно предъявлять ребенку ранее воспринятые ими предметы для опознания. Однако несмотря на это, дети воспринимают общую картину событий, в большей части лучше взрослых запоминают то, что наблюдали, надолго сохраняют в памяти воспринятое.

Психология подростков от 11 до 15 лет характеризуется более широкими познавательными процессами, самостоятельностью в работе, желанием общаться с людьми, ростом самосознания, появлением чувс­тва долга и ответственности. Но в силу возрастных особенностей психики они не всегда правильно воспринимают поступки людей. У подростков сильно развиты самоуверенность в поведении, большая чувствительность к замечаниям окружающих, иногда резкость и гру­бость, некритическая оценка своих поступков и недостаточная твер­дость воли. Желания их часто не соответствуют реальным возможнос­тям, поэтому у них еще сохраняется склонность к фантазиям и вы­думке.

Подростки легко подвергаются внушению, которое особенно сильно в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии де­тей. Кроме того, большое значение имеет формулировка вопро­сов, которые ставятся перед допрашиваемыми подростками. Вопросы должны быть заданы им так и в такой последовательности, чтобы свести до минимума заложенное в них внушение.

С 14-15 лет наступает критический период в жизни несовершен­нолетнего. Подростки перерастают в юношей и девушек, входят в жизнь, определяют свою судьбу, у них формируется мировоззрение, появляется потребность в самостоятельности, стремление освобо­диться из-под опеки родителей и учителей. Несовершеннолетние это­го возраста обладают повышенной активностью и подвижностью, боль­шой возбудимостью, у них резко меняется настроение. Характер и мировоззрение их еще не сформировались полностью. Порой они не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялю­бия , реальную мечту от фантазии. Иногда они готовы ради ложного геройства и неправильно понятого чувства товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину, утвердить себя в компании друзей любыми способами.

Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя проявляется в преобладании примитивных отрица­тельных потребностей: склонности к употреблению алкоголя, наркотикам, азарт­ным играм, половой распущенности, тунеядству, насильственным действиям по отношению к слабым. Среди сверстников они выделяются низким культурным уровнем, пренебрежением к созданию материальных и моральных ценностей, извращенными понятиями о товариществе, му­жестве, ярко выраженными антиобщественными взглядами.

Наряду с этими основными особенностями личности, присущими несовершеннолетним соответствующих возрастных групп, психические качества различны и индивидуальны для каждого несовершеннолетне­го. Поэтому следователь должен знать психические особенности той возрастной группы, к которой относится несовершеннолетний, а так­же его личные качества, которые могут оказывать существенное вли­яние на восприятие и запоминание несовершеннолетним обстоятель­ств, интересующих следствие, на последующее их воспроизведение при производстве следственных действий.

Молодежная преступность в последнее время характеризуется следующими особенностями:

1) увеличением числа правонарушителей, не достигших возраста уголовной ответственности;

2) ухудшением мотивации, а во многих случаях и безмотивностью;

3) особой жестокостью и цинизмом;

4) увеличением организованности. За последнее время среди молодежи активизировалось создание неформальных групп и объединений, некоторые из которых получают антисоциальную криминогенную направленность. Члены таких группи­ровок склонны к совершению хулиганских проявлений и других анти­общественных действий. Таковы группы «металлистов», «люберов», «рокеров», «хиппи», «фанаты» и другие. В составе указанных груп­пировок, как правило, находятся лица, отбывшие наказание за ко­рыстные и насильственные преступления. Они являются лидерами групп, определяя их антиобщественную направленность. Вожаки умело воздействуют на подростков, ищущих способы самовыражения и нахо­дящих их в формах грубого насилия, цинизма и пренебрежения к нор­мам общественной нравственности.

5) ростом преступлений, совершаемых девушками.

Такие устой­чивые негативные явления, как высокий уровень дебильности среди молодежи, пьянство и наркомания, деградация системы ценностей, педагогическая беспомощность семьи и школы, опережающий рост ма­териального состояния некоторой части населения и массовое обни­щание остальной части народа, скрытие беспризорности в семье спо­собствует росту преступлений, совершаемых подростками.

Как показывает практика, несовершеннолетние чаще всего привлекаются к уголовной ответственности за кражи, злостное хули­ганство, грабежи, разбойные нападения, незаконный оборот наркотиков, изнасилование и убийства. Способы совершения и сокрытия этих преступлений, а также их моти­вы обусловлены психофизиологическими особенностями несовершенно­летних, уровнем их развития, негативными потребностями.

Предметом имущественных преступлений — краж, грабежей, раз­боев, как правило, оказываются деньги либо вещи, которые могут быть быстро реализованы с целью приобретения спиртных напитков, наркотиков, посещения кафе, дискотек, организации вечеринок и т.д. Предметами краж оказываются также вещи, которые несовершен­нолетний использует сам в зависимости от круга его интересов (мо­тоциклы, автомашины, магнитофоны, видеоаппаратура, спортинвен­тарь, радиодетали, часы, модная одежда). Реализация похищенного ими часто лишена корыстной подоплеки: транспортное средство разу­комплектовывается «из интереса», отдельные узлы и детали идут на обмен, на ремонт собственных мототранспортных средств, иногда просто раздаются знакомым или используются для сборки новой «усо­вершенствованной» техники.

Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обычно не свойственна предварительная подготовка. Значительное количество совершаемых ими деликтов носит ситуационный характер и обуслов­лено конкретными обстоятельствами — отсутствием охраны на данном объекте, ненадежностью запоров в хранилище, нахождением потер­певшего в состоянии алкогольного опьянения и т.п.

Кражи из магазинов, киосков, буфетов, дач, железнодорожных вагонов, квартир совершаются такими способами, которые позволяют быстро завладеть предметом и скрыться (проникновение в помещение через форточку, взлом двери на даче, нарушение витрины магазина или киоска). Следы таких преступлений несут на себе отпечаток поспешности, лишены инсценировок и иных сложных ухищрений, свиде­тельствуют об отсутствии профессиональных навыков. На месте про­исшествия могут быть обнаружены части одежды подростка, самодель­ные ножи, волосы, следы зубов.

Отсутствие предварительной подготовки, в свою очередь, влияет на выбор несовершеннолетними орудий совершения преступления, ко­торыми зачастую оказываются находящиеся при них предметы обихо­да либо объекты, подобранные ими вблизи места происшествия (складные ножи, ключи от квартиры, камни, пустые бутылки, метал­лическая арматура, обрезки труб и т.п.).

Механизм совершения несовершеннолетними преступлений в целом мало отличается от способов совершения той же категории де­ликтов, например краж, разбойных нападений, убийств и т.д. Однако в ряде случаев наблюдаются и особенности, обусловленные специфи­кой субъекта преступления. Так, значительное количество преступле­ний совершается в группе. Это позволяет несовершеннолетним ком­пенсировать их психологическую неуверенность в своих силах, малый жизненный опыт, способствует объединению физических усилий, не­обходимых для достижения преступного результата. Наряду с этим сле­дует отметить, что для несовершеннолетних не характерно создание устойчивых преступных группировок.

Присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, желание занять одно из лидирующих мест в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут специфично, по-своему выра­зиться в конкретном преступлении. Так, при совершении посяга­тельств против личности нередко наблюдается бессмысленная жесто­кость, причинение жертве не вызванного необходимостью множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступле­ний могут присутствовать элементы бравады, демонстративности и т.п.

При совершении грабежей и разбойных нападений группы несо­вершеннолетних, как правило, используют открытый подход к потерпевшим с немедленным требованием у них вещей и денег, реже подход к потерпевшему под определенным предлогом, по­сле чего происходит насильственное изъятие ценностей и ве­щей, еще реже — внезапное нападение на потерпевшего. При этом совершенные преступления отличаются преимущественно психическим на­силием или угрозой холодным оружием без причинения телесных пов­реждений.

Среди преступлений, совершаемых подростками, значительное место занимает изнасилование. При отсутствии должного полового воспитания в школах и семьях сексуальные знания несовершеннолет­ними приобретаются из циничных рассказов взрослых, порнографичес­ких журналов, видеофильмов и другой подобной продукции.

В большинстве случаев несовершеннолетние не предпринимают каких-либо специальных мер для ликвидации следов совершенного преступления. Основной их задачей после содеянного становится стремление как можно скорее скрыться с места происшествия. Если действия по сокрытию все же имеют место, они обычно сводятся к уничтожению или маскировке явных следов преступления на одежде и теле (замывание пятен крови, чистка брюк и т.п.), а также к времен­ному камуфлированию факта преступления, обеспечивающему воз­можность беспрепятственно покинуть место преступления (например, маскировка отверстия во взломанной преграде находящимися побли­зости досками, листами старого железа, строительным мусором и т.п.). Иногда подготавливается ложное алиби путем обращения к сверстни­кам с просьбой подтвердить факт их пребывания во время совершения преступления в другом месте.

Преобладающее количество преступлений несовершеннолетние совершают во второй половине дня и в темное время суток. Это во многом объясняется кажущейся анонимностью действий исполните­лей при недостаточном освещении и повышенной возможностью бес­препятственно скрыться с места происшествия. Накладывают свой от­печаток особенности проведения досуга, поскольку значительная часть несовершеннолетних в первую половину дня занята в учебных заведениях, на работе либо отдыхает после ночных похождений.

Как свидетельствуют материалы следственной и судебной практи­ки, основное количество преступлений совершается несовершенно­летними непосредственно в месте проживания, учебы либо работы или в прилегающих районах.

Субъектами совершения вышеуказанных преступлений часто бы­вают несовершеннолетние, воспитывающиеся в неполных либо небла­гополучных семьях, склонные с совершению правонарушений. Мно­гие из них состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опья­нения, мелкое хулиганство, другие административные нарушения, ос­тавлены без надзора со стороны родителей и педагогических коллек­тивов учебных заведений, не работают или перебиваются случайными заработками.

Опасность правонарушений несовершеннолетних состоит в том, что они являются базой взрослой преступности, ее резервом.

Следственные ситуации, определяющие модели расследования преступлений по делам несовершеннолетних, характеризуются:

1) исходной информацией о преступлении и лице, его совершив­шем;

2) составом криминальной группы;

3) позицией, занятой несовершеннолетними;

4) наличием у следователя доказательств и их значимостью.

В связи с этим на начальном этапе расследования возможны следующие следственные ситуации:

* подросток задержан на месте преступления или непосредственно после него;

* явка с повинной;

* в первичных материалах уголовного дела имеются сведения, достоверно объясняющие, что данное преступление совершил несовершеннолетний, но он скрылся или его местонахождение неизвестно;

* в материалах дела содержатся данные, свидетельствуюшие о том, что преступление совершено (могло быть совершено) несовершеннолетним, но достоверных сведений об этом не имеется, либо следователь не располагает данными, указывающими на личность конкретного несовершеннолетнего.

Е. И. Третьякова, А. Б. Власов ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА: КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье на основе литературных источников анализируется понятие и содержание криминалистической характеристики преступлений, рассматриваются типичные свойства личности несовершеннолетнего преступника.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика преступлений, преступность несовершеннолетних, личность преступника.

E. I. Tretiakova, A. B. Vlasov THE PERSONALITY OF THE JUVENILE OFFENDER: CRIMINALISTIC ASPECT

Keywords: forensic characteristics of crimes, juvenile delinquency, criminal personality.

Проблема преступности несовершеннолетних на протяжении многих лет вызывает серьёзную озабоченность. Несмотря на то, что в структуре зарегистрированной преступности она занимает сравнительно небольшой объём (примерно одну десятую часть), тем не менее она порождает ряд негативных тенденций, усугубляющих комплекс социальных последствий.

В настоящее время в Иркутской области проживает 107 961 (22 %) несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, из которых 1 757 детей совершали преступления (0,36 %) .

Согласно данным статистики в Российской Федерации преступность среди несовершеннолетних за последние пять лет увеличилась на 3,8 % (с 59 549 до 61 833). При этом удельный вес преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии, снизился с 5 до 4,9 % от всех предварительно расследованных преступлений.

Расследование преступлений, совершённых несовершеннолетними имеют определённую специфику, связанную с возрастными особенностями лиц, совершивших преступление. Большое значение в правильной организации расследования преступлений, совершённых

несовершеннолетними, имеет знание подсистемы частной криминалистической методики расследования преступлений -криминалистической характеристики. Именно она позволяет следователю получить информацию для выдвижения обоснованных следственных версий о расследуемом событии в целом и отдельных его обстоятельствах, установления основных направлений предотвращения, раскрытия и расследования преступлений.

Относительно понятия и элементного содержания криминалистической характеристики преступлений в литературе существует множество мнений. Так, ряд авторов определяют её как «… модель криминальных ситуаций и сопутствующих им обстоятельств, а также последствия преступления определённой категории в форме материальных и идеальных следов, механизм противоправного деяния и способ совершения преступления, предмет преступного посягательства, позволяющие выдвигать версии о расследуемом событии в целом или об отдельных его обстоятельствах и видеть тактическую перспективу расследования» .

Н. П. Яблоков считает: «криминалистическая характеристика представляет собой систему описания криминалистически значимых признаков вида, группы и отдельного преступления, проявляющихся в особенностях способа, механизма и обстановки его совершения, дающая представление о преступлении, личности его субъекта и иных обстоятельствах, об определённой преступной деятельности и имеющая своим назначением обеспечение успешного решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений» .

Аналогичного мнения придерживается В. П. Лавров, понимая под криминалистической характеристикой «определённую систему сведений о преступлениях, анализ которых позволяет делать выводы об оптимальных путях их раскрытия и расследования» .

В. Г. Танасевич определяет криминалистическую характеристику как «систему объективных данных о механизме преступного деяния, типичных отражаемых и отражающих объектах, взаимодействующих в процессе совершения преступления, об особенностях и источниках формируемой информации, имеющей значение для решения задач уголовного судопроизводства путём применения обусловленных ими криминалистических средств, приёмов и методов» .

Таким образом, криминалистическая характеристика преступлений представляет собой совокупность типичных сведений о преступлении.

Не менее дискуссионным остаётся вопрос о структуре криминалистической характеристики преступления. Определённый интерес представляет мнение И. А. Возгрина, который считал, что «.система

элементов криминалистической характеристики включает последовательность, сроки расследования и законодательно закреплённые особенности производства по делам данной категории; описание состояния и значение борьбы с отдельными видами преступлений и классификацию преступлений по способу совершения и личности преступника» . Однако в таком случае система криминалистической характеристики включает и данные, относящиеся к расследованию.

Н. Г. Шурухнов, считает, что «криминалистическая характеристика содержит данные о типичных способах совершения и сокрытия преступления, механизме преступного посягательства, следах, обстановке, в которой готовилось и происходило преступное событие, предметах преступного посягательства, чертах личности преступника и потерпевшего, а также обстоятельствах, способствующих совершению преступлений» .

Другие авторы включают в содержание криминалистической характеристики ещё более широкий перечень элементов её составляющих .

Совершенно справедливо отмечает А. Б. Соколов, что включение какого-либо элемента в структуру криминалистической характеристики зависит от рассматриваемого преступления, поэтому не может быть единого подхода к указанному вопросу .

В преступности несовершеннолетних ключевым звеном её криминалистической характеристики является личность преступника. Личность преступника — собирательное понятие, включающее весь комплекс характеризующих его признаков и связей.

Следует отметить, что данная криминалистическая категория уже достаточно освещена в литературе профессором А. В. Варданяном, а также В. С. Ишигеевым и О. П. Грибуновым . Вместе с тем относительно личности несовершеннолетнего она заслуживает дополнительного освещения.

Изучая типичные свойства личности несовершеннолетнего преступника, необходимо рассмотреть биологические (половые, возрастные и иные признаки), индивидуальные, социальные признаки (знания, умения, привычки), направленность личности (интересы, влечения, склонности). Основными биологическими свойствами личности несовершеннолетнего преступника являются возрастные признаки.

Наиболее криминальной активной группой являются несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет. Указанное обстоятельство учтено уголовным законодательством. Так, 16 лет — общий возраст привлечения к уголовной ответственности, до наступления которого возможно привлечение только за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Можно сделать вывод о том, что именно данная категория подростков требует пристального внимания.

Однако в этой связи нельзя исключать и подростков в возрасте 1415 лет, поскольку в последние годы наблюдается снижение возраста преступной активности среди несовершеннолетних, повышение криминальной активности лиц, которые не являются субъектами преступления.

51%

2014 год

2015 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Общественно опасные деяния, совершенные несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности в 2014-2015 гг. по Иркутской области

Как видно из приведённых данных, примерно половина от всего количества преступлений, инкриминируемых несовершеннолетним, совершены лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. Это только данные о совершённых преступлениях и несовершеннолетних преступниках, которые учтены правоохранительными органами. Добавим сюда высокую латентность подростковой преступности. Две трети общественно опасных деяний (663) совершены несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Основная часть несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, относится к категории учащихся -986 или 94,8 %.

Общее количество общественно опасных деяний, совершённых несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности («несубъектов»), составляет примерно 10,2 % от общего числа преступлений.

Таким образом, наблюдаемая в целом по стране и в регионе тенденция омоложения подростковых девиаций достаточно неблагоприятна, так как сигнализирует о том, что всё больше лиц в достаточно юном возрасте вовлекаются в преступную среду. Данное явление требует незамедлительной коррекции с помощью комплекса современных мер ранней профилактики.

Характеризуя гендерную принадлежность несовершеннолетних преступников, следует справедливо отметить, что абсолютное большинство из них — лица мужского пола.

М. Р. Юсупов объясняет данный факт не только более высокой нравственностью лиц женского пола, большей их социальной сознательностью, но и наличием социальных условий, определяющих роль женщины в обществе и, как следствие, влияющих на мотивационную сферу .

Преступники женского пола среди несовершеннолетних составляют около 10 %. В целом подростковая преступность в Иркутской области является преимущественно «мужской». Несовершеннолетние преступницы совершают преступления в большинстве своём в группе с лицами мужского пола своего возраста.

Несовершеннолетние преступники, как правило, отличаются сложностью характера, противоречивостью, несдержанностью, озорством, упрямством. У них развито чувство самоуверенности, самолюбия, недостаточной критической оценки своего поведения, в некоторых случаях присуща искажённость нравственных взглядов и т. п. Нередко под влияние антисоциальных элементов попадают подростки с заниженной самооценкой, дабы компенсировать недостаток самоуважения авторитетом преступного лидера. Психическое развитие несовершеннолетнего характеризуется вариативностью, в основе чего лежат условия жизни и воспитания, круг общения и условия обучения .

При изучении социального положения несовершеннолетних преступников выявлено, что родителям данной категории преступников присущи типичные характеристики: низкая культура; эгоистично-потребительские качества, что определяет безразличную позицию к воспитательному процессу.

Уровень жизни и тяжёлое материальное положение большинства российских семей также крайне негативно влияет на воспитание детей. Роль семьи в воспитании и формировании личности несовершеннолетнего неоднократно подчёркивалась как учёными-юристами, так и социологами, и психологами, занимающимися данной проблемой.

Анализируя состояние современной семьи несовершеннолетнего преступника, следует отметить, что более половины (58 %) несовершеннолетних правонарушителей проживали в неполных семьях или же вообще являлись сиротами. При этом 40 % несовершеннолетних воспитывались исключительно матерью, 5 % — отцом, 13 % -родственниками или социальными работниками приютов, 42 % правонарушителей проживали в полных семьях .

Таким образом, социально-экономические изменения, происходящие в последние годы в России, вызывают как положительные изменения в обществе, так и порождают негативные явления: разрушаются устои традиционной семьи, увеличиваются численные показатели неблагополучных и бедных семей, распространяется социальное

сиротство, безнадзорность, приобщение несовершеннолетних к употреблению наркотиков, алкоголя, в преступную деятельность. Все эти факторы ограничивают воспитательную функцию родителей.

В 40 % случаев несовершеннолетние преступники воспитывались в семьях, где родители злоупотребляли алкогольными напитками и привлекались к уголовной ответственности.

Вызывает серьёзное опасение приобщение несовершеннолетних к потреблению алкогольных напитков, наркотических психотропных веществ. Преступная активность лиц, злоупотребляющих алкоголем, превышает преступную активность обычных граждан в 100 раз. Риск случайного преступления возрастает многократно, а связь алкоголизации и криминализации уже давно не вызывает сомнений у криминологов и социологов. Одновременно бытовое пьянство имеет тенденцию к «омоложению» и является одним из мощнейших факторов рецидивной преступности.

о

2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Рис. 2. Общее количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в Иркутской области с 2007 по 2015 г. в состоянии опьянения

Совершено в состоянии алкогольного…

■ 2007 год ■ 2008 год ■ 2009 год ■ 2010 год ■ 2011 год

■ 2012 год ■ 2013 год ■ 2014 год ■ 2015 год

Рис. 3. Количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в Иркутской области с 2007 по 2015 г. в состоянии опьянения по видам

Таким образом, очевидность значимости семейного воспитания неоспорима. Но нельзя исключать роль в формировании личностных качеств и принципов несовершеннолетнего и образовательных организаций, а нередко их участие является первостепенным (например, в случае отсутствия родителей или лишения их родительских прав). В этих условиях задача учебно-воспитательных организаций состоит в создании в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих физическое, социальное и интеллектуальное развитие детей.

Так, согласно статистическим данным более половины (65 %) несовершеннолетних, совершивших преступления, имели полное или основное среднее образование, 52 % обучались в школах, около 4 % были студентами, около 41 % являлись безработными или не имели постоянного источника дохода. Около 1 % были рабочими.

Л 20

2015 год 1320 156 370 19

Л

2014 год _1134 -605 10948 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ учащиеся ■ безработные ■ находящиеся на иждивении ■ студенты ■ работающие

Рис. 4. Характеристика занятости несовершеннолетних, совершивших

преступления

При расследовании преступлений указанной категории практически не выясняется как давно и по какой причине подросток оставил учёбу или работу и каким образом реагировали на данный факт семья и органы профилактики.

Подводя итог, следует отметить, что преступность несовершеннолетних на протяжении ряда десятилетий является в нашей стране одной из серьёзных проблем и представляет собой дестабилизирующий фактор. Знание личностно-психологических характеристик личности несовершеннолетнего преступника позволит последовательно осуществлять весь комплекс мер, направленных на профилактику преступлений среди подростков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приёмы и рекомендации. — М.: Юристъ, 1997.

3. Варданян А. В. Виктимологический аспект личности потерпевшего в структуре криминалистически значимых признаков тяжких преступлений против жизни и здоровья человека // Философия права. — 2010. — № 6. — С. 25-28.

4. Варданян А. В. Криминалистически значимые особенности субъектов тяжких насильственных преступлений против личности: методологические, социально-психологические и демографические аспекты // Философия права. -2011. — № 3. — С. 31-36.

5. Возгрин И. А. Общие положения методики расследования отдельных преступлений. — Л., 1976. — С. 6-9.

9. Криминалистика: учебник / отв. ред. Н. П. Яблоков. — М., 1999. — С. 3637.

10. Криминалистика: учебник / под ред. Р. С. Белкина. — М.: Норма, 2000. -С. 687-688.

11. Лавров В. Л. Криминалистика. — М.: Норма, 1999. — С. 33.

12. Отчет ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области за 2010-2015 гг.

13. Отчёт по профилактике преступности несовершеннолетних в Иркутской области за 2014-2015.

14. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. — М.: Ось-89, 2011. — 304 с.

16. Танасевич В. Г. О криминалистической характеристике преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. — М.: МГУ, 2008. — С. 102.

18. Третьякова Е.И. Тактика производства обыска с участием несовершеннолетнего лица // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2016. — № 4-2. — С. 166-171.

Добавить комментарий