Манципация это в римском праве

Манципация МАНЦИПАЦИЯ (лат. mancipatio, от manus — рука + captare — захватывать, завладевать; англ. mancipation) — в римском праве форма приобретения власти над вещами и людьми, торжественный договор покупки. Обряд совершался путем отвешивания специальным лицом кусков меди, заменявшей в древности монету и представлявшей покупную цену, и перехода продаваемой вещи в обладание покупателя в присутствии 5 свидетелей: приобретатель брал в руку предмет договора или клал на него руку и произносил торжественную фразу: «Я утверждаю, что этот предмет мой по квиритскому праву, он куплен за эту медь, взвешенную на этих весах», ударял куском меди по весам и передавал медь отчуждателю, который принимал ее. С введением чеканных денег куском меди лишь ударяли по весам. М. совершалась только между римскими гражданами или чужестранцами, имевшими право заключать торговые сделки, в отношении наиболее значительных вещей (res mancipi) и подвластных домовладыке лиц. С течением времени из договора купли-продажи М. становится общей формой приобретения собственности на res mancipi, как возмездного, так и дарственного. С помощью оговорок при акте (т.н. lex mancipii), получивших юридическую силу, М. служила и для заключения др. сделок, напр., залога (фидуции), завещания, предоставления кредита, дарения, прекращения и установления отцовской власти и др. М. перестала применяться в IV в.

Слово манципация сконструировано из двух латинских понятий: manus – что означает «рука» и capio — что переводится как «беру». Таким образом, манципация в древнем Риме это: акт, подтверждающий фиксацию перехода прав владения имуществом от одного собственника к другому.

Однако, надо иметь в виду, что применение такого юридического обряда происходило не при всех формах изменения собственности. Такое действие касалось лишь четко определенного имущества, которое имело название манципируемые вещи.

Понятие и признаки манципации в древнем Риме

Несколько веков назад манципация состояла в исполнении своеобразного обряда, применявшегося как способ установления прав собственности на какую-либо вещь. Она означала переход имущественных прав с обязательной документальной фиксацией этого перехода, что составляло основное юридическое значение проводимых действий. Сделки подобного вещного права происходили в присутствии отчуждателя и выгодоприобретателя в отношении изменения владельца на землю, скот и рабов.

Характерными признаками и особенностями при таком способе установления собственности было недостаточность заключения простого договора о покупке или продаже. Совершение акта традиции, как одного из законов римского права, тоже не являлось гарантией полномасштабного владения объектом новым владельцем.

То есть при передаче фактических прав на вещь, продавец по-прежнему оставался ее владельцем до совершения обряда связанного с манципацией.

С точки зрения древнеримских законов всю имущество делилось на манципируемое и неманципируемое, При этом вся собственность классифицировалась по трем видам:

  1. Простое имущество. Основной принцип определения характера таких вещей базировался на неделимости. Если физическое воздействие нарушало ее целостность, то она признавалась простой. Пример: драгоценный камень, любое животное или раб.
  2. Сложные предметы представляли собой набор простых элементов. Это могла быть мебель или целое здание. С юридической точки зрения все части сложной вещи объединяются в одно целое. В то же время, если какой-либо элемент можно отделить, то он оказывается самостоятельным предметом.
  3. Сложные объекты представляют собой набор вещей, объединенных именем или функцией. К примеру, стадо скота.

Характеристика процедуры манципации по Законам ХII Таблиц

Все римское общество держалось на пережитках родоплеменных отношений. Об этом можно судить по законам двенадцати таблиц. Отличительной чертой подобной законодательной техники оставался формализм. Самым типичным его проявлением и был обряд манципации.

Как описывалось выше, вещи делились на манципируемые и неманципируемые. Их отличия базировались на экономической значимости. Обе группы являлись объектами частного владения. А вот различия относительно прав основывались на процедуре отчуждения собственности. Развитие юридических отношений в исторический период 12 таблиц характеризовались применением разных методов получения вещных прав. Древнейшая формальная форма по уступке собственности как раз и заключалась в проведении подобного обряда.

Зачем нужно было такое действие? По-видимому, затем, что в будущем мог возникнуть вопрос о правомерности владения вещью его нынешним хозяином. Проведенный обряд подтверждал законность совершенной сделки.

Что касается неманципируемых вещей, то их передача основывалась на традиции. Происходила обычная продажа, без всякого формализма.
Процесс манципации, уходящий корнями в родоплеменной строй применялся параллельно с механизмом возникновения частной собственности. В это время общинное имущество начинают постепенно захватывать представители римской верхушки. Но еще довольно влиятельным фактором остаются древние обычаи. Поэтому процесс манципации служил определенным барьером на пути перехода основных имущественных объектов в частные руки.

Обряд манципации заключался в проведении мнимой продажи

Так, существовал даже определенный алгоритм его действий:

  • Обязательно приглашались пять человек из числа свободных римских граждан. Их присутствие обуславливалось участием свидетелей. Они должны были достичь к этому моменту совершеннолетия.
  • Еще одним присутствующим был весовщик, у которого находились медные весы.
  • Покупатель, держа в руке медь, утверждал, что, согласно квиритскому праву (квириты — римские граждане), вещь теперь принадлежит ему. При этом он трижды ударял по весам металлом, зажатым в руке. Это символизировало законный путь передачи имущественных прав.

Таким способом маниципировались рабы, животные с тягловой силой, и земля. Причем, вещи, которые можно было взять рукой, обязаны были наличествовать при совершении обряда. Те же вещи, которые взять в руку невозможно (земельный надел, например), маниципировались в их отсутствие на процедуре.

Медь с весами всегда были атрибутами денежных отношений.

Процедура маниципации отличалась от совершения сделки in jure. В этом случае покупатель представал перед римским претором или магистратом. Произнося фразу, означающую ссылку к праву квиритов, приобретатель вещи утверждал на нее свои права. Претор спрашивал отчуждающего о претензиях к данному предмету. Если претензий не было или продавец промолчал, тогда объект переходил в собственность покупателя.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые

К маниципируемым вещам относились самые ценные предметы, относящиеся к хозяйственным объектам. Кроме рабов и рогатого скота сюда также относились имения граждан, расположенные в пределах Древнего Рима.

Все остальные вещи считались неманиципируемыми, и их продажа не носила формальный характер. К ним можно было отнести нижеперечисленный список:

  1. Все земли, находящиеся вне пределах Италии.
  2. Животные, не типичные для этой страны (например, верблюды).
  3. Любая одежда.
  4. Предметы обихода, такие как посуда.
  5. Ювелирные украшения.

Для таких объектов совершался акт традиции. Суть его — фактическое изменение владельца.

Деление на манципируемые и неманципируемые придавало публичности торговому обороту социально значимых объектов. При таких условиях исключалась возможность продажи вещи сразу нескольким гражданам. Также невозможно было продать чужую вещь. Если провести историческую параллель, то описываемый обряд можно приравнять к современной государственной регистрации прав на недвижимость. Или на придание законности в отношении различного имущества граждан при разных формах его отчуждения.

51. Обряд манципации и сделка in jure

Вещи res mancipi переходили к другому лицу посредством манципации. Манципация состояла в мнимой (воображаемой) продаже. Приобретение собственности в этой форме совершалась следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы (весовщика), покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли.

Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, а также животные, которые причисляются к res mancipi, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки – сельские и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi.

Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается. (Вот почему сам акт называется манципация – mancipatio: вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.) Медь и весы употребляются потому, что некогда пользовались только медными деньгами, и не было в употреблении ни одной золотой или серебряной монеты.

Сделка in jure цессии совершается следующим образом: перед судящим магистратом римского народа, например, перед претором или наместником провинции тот, кому вещь переуступается, держа ее, произносит: «Я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов». Затем претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету). Когда этот последний скажет, что не имеет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему (приобретающему); эта форма, которую можно совершать также в провинциях перед наместником, называется legis actio.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

1. Манципация (mancipatio)

Манципация была древним способом квиритского права, представлявшим вначале реальную передачу вещи путем специальной процедуры в присутствии пяти свидетелей и весовщика (libripens). Это была одновременно и купля, и передача, но акт разыгрывался, как внесудебное истребование своей вещи. Этот способ применялся в отношении всех объектов, входящих в число res mancipi. Новицкий, ссылаясь на труды Ульпиана, говорит, что к манципируемым вещам относились «… земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы”. Все остальные вещи относились к неманципируемым (res nec mancipi). Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные вещи римского земельного хозяйства. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. Для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов – mancipatio и in iure cessio. Первоначально передававшийся покупателем металл взвешивался реально, но позднее, с появлением чеканной монеты и по мере развития оборота, взвешивание стало представляться символическим, и ко времени Гая манципация превратилась в фиктивную продажу.

Манципация предполагала наличие у сторон права на участие в обороте (ius commercii). Если отчуждатель не был собственником манципируемой вещи, а действительный собственник истребовал затем её у приобретателя, то отчуждатель присуждался по иску приобретателя к уплате двойной цены, заявленной при манципации по аналогии с кражей. Точно также ложное указание размера продаваемого участка открывало место для actio de modo agri (иск о размере земле), по которому взыскивалась двойная цена недостающего количества земли.

2. In iure cessio

Этот способ перенесения права собственности представлял собой мнимый судебный процесс о собственности, который был приспособлен для перенесения права собственности. Он был доступен только лицам, допускавшимся к участию в римском процессе. Приобретатель требовал вещь, которую он приобретал, утверждая, что она принадлежит ему, а отчуждатель либо не защищался, либо признавал право истца. Претор, перед которым осуществлялась эта процедура в производстве in iure cessio констатировал право истца и выдавал акт, подтверждающий волю сторон.

3. Передача (traditio)

В качестве способа перенесения права собственности, традиция была усвоена правом народов – ius gentium – как составной частью римского права. Традиция состояла в передаче фактического владения вещью от отчуждателя приобретателю. Передача эта была выполнением предварительного соглашения сторон о том, что право собственности переносится одним лицом на другое. В классическом праве применение традиции к res mancipi приводило к приобретению не квиритской, а лишь преторской бонитарной собственности. В постклассическое время традиция вытеснила старые формальные способы и стала единственным способом передачи собственности.

Для перенесения права собственности при помощи traditio имело значение основание, по которому передача совершалась. Этим основанием должна была быть взаимная воля сторон совершить сделку. Она должна быть предшествовать передаче вещи и последняя была лишь заключающим актом. Но для римлян этот предшествующий целевой акт согласования всегда представлялся в форме одной из существующих сделок: продажи, дарения, отказа. Как сказано выше, передающий (tradens) должен был быть собственником или быть правомочен на передачу собственности. Если отчуждатель после совершения традиции приобретет потом на неё собственность, или действительный собственник унаследует имущество передавшего, то традиция не становится сама по себе действительной, так как вначале, при передаче, отсутствовало правомочие на её совершение. Однако претор оказывал приобретателю содействие, предоставляя ему против предъявленного к нему иска о возражении о продаже и передачи вещи (exceptio rei vebditae et traditae).

Выделялось несколько видов традиции:

а) передача короткой рукой (traditio brevi manu)

Прежний держатель с согласия прежнего владельца становился сам владельцем, что бывало, например, когда наниматель покупал вещь у наймодателя.

б) передача длинной рукой (traditio longa manu)

Продавцу при отчуждении недвижимости достаточно было показать покупателю передаваемый участок с соседней башни, чтобы совершить акт передачи участка.

в) передача артефакта (символа) от вещи

Например, передача ключей от помещения, где находились проданные товары. Она рассматривалась как установление власти над всем, что находилось в запертом помещении. Требовалось, чтобы передача ключей происходила перед складами, чем подчеркивается наличие товара.

Прекращение права собственности

Прекращение права собственности могло быть как добровольным, так и принудительным. Добровольно право собственности прекращалось в следующих случаях:

а) добровольное уничтожение вещи

б) публичный отказ от права собственности на вещь

Принудительно право собственности прекращалось в следующих случаях:

а) обращение взыскания на имущество должника

б) изъятие вещи у собственника, которое не может принадлежать ему по закону.

в) в случае лишения гражданина полной римской правоспособности (превращение в раба, лишение гражданства).

Информация о работе «Право собственности в древнем Риме» Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 56450
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

149665 0 0

… права частной собственности путем выкупа земельного участка, осуществляемого по инициативе собственника. Следует отметить, что право собственности основной институт гражданского права, образующие его нормы взаимодействуют с нормами других институтов, как гражданско-правовых, так и иной принадлежности. Только их гармоничное сплетение позволит не допускать пробелов правового регулирования или …

139465 0 0

… . Содержание договора должно быть достаточно определенным. Не могли получить силы обязательства, обладающие полностью неопределенным содержанием. При всем этом договорные обязательства в римском праве делились на определенные и неопределенные. При определенных обязательствах всегда указывалось с полной ясностью и точностью содержание обязательства. При неопределенных обязательствах в договоре …

42742 0 0

… шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Все выше изложенное еще раз подтверждает, что римское право продолжает хранить свою актуальность и в современных условиях. Заключение Во все времена институт права собственности занимал центральное место в гражданском праве. Его основные положения обусловливают содержание всех остальных разделов цивилистики – права на чужие вещи, …

52975 0 0

… – нобилитет. НОБИЛИТЕТ – крупные землевладельцы, фактически управляющие страной, зажиточная часть граждан Рима, связанная с коммерцией и средним землевладением. Образовалось сословие ВСАДНИКИ – также привилегированное сословие в Древнем Риме. Из него набирались кавалеристы. В раннюю эпоху четкого разделения между сословиями сенаторов и всадников не было. Но позднее, так как сена торам было …

Добавить комментарий