Метод правового регулирования пример

Особенности метода

В рамках права происходит отграничение отраслей в соответствии с предметом правового регулирования, при этом данный показатель не всегда может являться достаточным. Часто отношения, которые составляют предмет одной отрасли права, могут пересекаться с отношениями, представленными предметом другой отрасли. Наиболее наглядно это можно увидеть на примере финансового права. В этой области в сфере отношений, которые охвачены основной публичной финансовой деятельностью, возникают (и в последнее время все больше появляются) отношения, которые включены в состав предмета гражданского права. С первого взгляда очевидно, что в качестве финансово-правовых отношений нельзя рассматривать такие отношения, которые относятся к реализации жилья, транспорта, акций приватизированных предприятий, принадлежащих стране или муниципальным образованиям. Также сюда нельзя относить отношения, которые проявляются во время осуществления добровольных пожертвований в казну хоть их возникновение и происходит при ведении финансовой деятельности государства и муниципалитета. По этой причине дополнительным критерием, отделяющим одну отрасль права от другой (в частности, финансового права от прочих отраслей), может выступать метод правового регулирования.

Замечание 1

Метод финансового права представляет собой метод властных предписаний, вполне естественный для финансового права и прочих отраслей публичного права. Это обусловлено тем, что обеспечение публичных интересов, являющихся в некоторой мере удаленными от конкретных субъектов (абстрактными), производится только в принудительном порядке. Для этого необходимо использование императивного метода, суть которого заключается в том, что решение любых вопросов производится с помощью воли одной стороны.

Формы метода властных предписаний

Метод властных предписаний, который использует финансовое право, проявляется в 2 формах.

Первую из них можно свести к тому, что властные предписания государство определяет с помощью законов, подзаконных актов. В свою очередь, стороны финансовых правоотношений, включая уполномоченный государством орган, должны строго следовать данным предписаниям. Чаще всего в такой форме метод властных предписаний использует налоговое право в качестве подотрасли финансового права.

Пример 1

Так, правоотношения в сфере уплаты налога или взыскания налога в банке за счет денежных средств налогоплательщика не предполагают практически никаких властных предписаний налоговых органов. В их основе не лежит усмотрение, а налогоплательщик и налоговый орган подчинены лишь воле законодателя, которая выражена посредством закона.

В рассматриваемой форме метод властных предписаний часто находит проявление в бюджетном праве и прочих институтах финансового права.

Вторая форма характеризуется тем, что властные предписания даются одной стороной финансовых правоотношений. При этом другая сторона только должна им следовать.

Пример 2

Глава временной финансовой администрации вправе дать запрет главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ поменять в пределах сметы целевое назначение бюджетных средств (168.6 статья БК РФ). Соответственно, главные распорядители бюджетных средств обязаны По этой причине важно следовать данным предписаниям, иначе они не смогут выполнить задачи, которые стоят перед ними.

Здесь проявление метода властных предписаний происходит с помощью управленческих решений, которые принимаются одной стороной правоотношений в отношении другой.

Различным является и соотношение форм проявления метода властных предписаний в отношении различных подотраслей и институтов права.

Методы финансового права включают властность. Она выражается в нормах права и управленческих решениях уполномоченных органов, обладая собственными проявлениями, являющимися характеристиками данного метода.

Отметим, что во-первых, властность в рамках финансово-правового регулирования способна естественно приводить к преобладанию в нем не дозволений и запретов (как в уголовном праве), а позитивных обязываний (аналогично гражданскому праву). Государство «выдает» властные предписания, чем обязывает субъектов исполнять их. Финансово-правовой метод включает обязывание как характерную черту, что отличает его, в частности, от правонаделения. Это имеет значение в гражданско-правовом методе. Более наглядно это можно проследить в структуре правоотношений в области финансов, где сторона правоотношения, противоположная муниципалитету или государству, в любом случае наделяется обязанностью. Для ее законной и эффективной реализации формируются соответствующие права.

Во-вторых, метод характеризуется в противовес диспозитивному в качестве императивного, что значит, что субъекты финансового права чаще всего не способны по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определяя их содержание в известных пределах, как не могут и распоряжаться ими. Они должны выполнять свои обязанности в строгом соответствии с законами или подзаконными актами. Права здесь вторичны и основаны на обязанностях. Все это относится к субъектам, занимающимся изданием властных предписаний, так и следующих им.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Пример 3

Налогоплательщик не вправе переводить собственную обязанность по уплате налога на других лиц. Он не может договориться с налоговой, чтобы она уменьшила налоговую ставку или меру финансовой ответственности.

Органы государства, которые наделены полномочиями давать властные предписания, в этом отношении сами «связаны» императивными требованиями финансовых законов и прочих актов. Так, налоговые органы, осуществляя финансовый контроль, могут давать властные предписания. При этом их свобода воли здесь почти нулевая. В законах государство четко определяет требования к подобным предписаниям, но в последнее время возникают случаи, в которых субъекты финансовых правоотношений получают возможность самостоятельной установки финансовых обязанностей и определения их содержания в некоторых рамках. Это возможно по причине того, что в современных условиях публичное право все более плотно связывается с частным правом. Это находит проявление в разных пластах правовой материи, а результатом этого выступает метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования. Он становится более «лояльным» и в его состав все чаще встраивается гражданско-правовое «вкрапление». Примером может быть процесс финансово-правового регулирования, где применяются преобразованные формы договорных отношений и допустима определенная инициатива субъектов. Это находит конкретное проявление в рамках финансовых правоотношений в области предоставления инвестиционного налогового кредита (67 статья НК РФ). В этой сфере право устанавливать налоговую обязанность и определять ее содержание в пределах закона принадлежит налоговым органам РФ. НК РФ гласит, что налоговый орган может сам решать вопрос о сроке предоставления кредита, порядке погашения долга и начисленных процентов. Все это производится в пределах, которые установлены налоговым законодательством.

Метод властных предписаний помимо прочего характеризуется в качестве конформистского.

Замечание 2

Конформизм финансово-правового метода представляет собой противоположность правовой инициативы в качестве существенной черты гражданско-правового метода. Он значит, что субъекты финансового права могут вступать в финансовые правоотношения не при наличии своей воли, а при появлении инициативы. Здесь они только могут следовать предписаниям соответствующих нормативных актов.

При наличии юридических фактов, которые представляют собой основу проявления финансовых правоотношений, субъект финансового права должен вступить в данные правовые отношения. Он не наделен в этом случае свободой выбора, а должен строго следовать законодательным предписаниям.

В противоположность вышесказанному, при наличии юридических фактов, которые представляют собой основание проявления гражданских правоотношений, субъект гражданского права не может быть лишен свободы воли. Он получает возможность выбора, вступать ему в правоотношения или нет. В сложных финансовых правоотношениях могут проявиться ситуации, где субъекты (например, налогоплательщики), в определенном звене могут самостоятельно инициировать правоотношения. Примером может быть обращение в налоговую организацию за предоставлением рассрочки, отсрочки по налогам и др.

Юридическое неравенство субъектов

Еще один характерный признак финансово-правового метода представлен юридическим неравенством субъектов. Это неравенство проявляется на уровне правоспособности, состава и структуры прав и обязанностей, которые имеют субъекты финансового права. В общем виде этот признак проявляется в том, что некоторая часть субъектов наделена юридически-властными полномочиями в отношении других, тогда как последние их не имеют. В частности, это проявляется по той причине, что в рамках финансовых правоотношений стороны осуществляют реализацию не однопорядковой, а разной правоспособности. Как уполномоченный орган, так и государство осуществляют реализацию своей компетенции в рамках финансовых правоотношений. Именно это определяет их властные способности. Другой стороной финансового правоотношения реализуется правоспособность другого рода. Это правоспособность физических (юридических) лиц, которая не дает способности власти. Также она может определять компетенцию, по содержанию направленную и подчиненную реализации компетенции властной стороны. Наряду с этим, важное проявление равенства в качестве гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, заключается в том, что стороны обладают однотипной правоспособностью.

В последнее время в финансово-правовом регулировании более активно используется диспозитивный метод, основанный на том, что решение вопроса осуществляет согласованная воля сторон правоотношения.

Данный метод находит место в процессе заключения и расторжения финансово-правовых договоров государства с налогоплательщиком в ходе выдачи инвестиционного налогового кредита (67 статья НК РФ), в ходе решения бюджетно-правовых вопросов в системе согласительных процедур, которые предусматривает БК РФ (202, 203, 210 статьи), в ходе предоставления бюджетных кредитов и др.

Используемый в финансовом праве диспозитивный метод, нельзя приравнивать диспозитивному методу, который применяется в частноправовом регулировании. Он является симбиозом императивно-диспозитивных начал. Такой метод фрагментарно используется в рамках финансово-правового регулирования, при этом он не формирует «фон» финансово-правового регулирования. По этой причине финансово-правовые отношения в целом можно характеризовать в качестве властеотношений.

Пример 4

Анализ отношений, проявляющихся в области публичной финансовой деятельности, с позиции рассмотренных методов, дает возможность разобраться в их сложной природе. Он позволяет определить, какие из них включены в предмет финансового права, а какие не включены.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию. Запрет – это возложенная на субъект права обязанность воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения – бездействию. Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ. Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания. Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия. Обязывание также является способом императивным. Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности.

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого. Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения. Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права – уголовного права – имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы.

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений. Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе. Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению. Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти. Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения. В отличие от других диспозитивных норм при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды.

Рекомендация – это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения. Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях. Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку – «предложение, от которого нельзя отказаться».

И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Поощрение должно представлять для субъекта права на желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов – знак нашего времени. Так, ст. 76.1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная о возможной перспективе награды. Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений – информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть. Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм. Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ.

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий. Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов. Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности. Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются.

Типы правового регулирования

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик. Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Выводы по 1 главе

Правовое регулирование предусматривает упорядочение, юридическое закрепление и охрану общественных отношений путем применения правовых средств. Его сферой являются те общественные отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные и др.), которые требуют правового воздействия. Эти отношения составляют предмет правового регулирования, являются волевыми, объективно требуют воздействия со стороны государства и имеют четко определенное содержание.

Настоящее требует изучения и формирования приоритетных направлений правового регулирования в России.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 20

Правовое регулирование — это воздействие на поведение людей с целью его упорядочения.

Способы правового регулирования -это совокупность предписаний (средств), зафиксированных в норме права, при помощи которых происходит правовое воздействие на субъектов права. Выделяют следующие способы правового регулирования.

1. Дозволение — закрепление за субъектом прав (возможностей) Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Запрещение — (обязывание пассивного характера) установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции).

3. Обязывание — (обязывание активного характера)возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции).

Метод правового регулирования -это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права.

1. Метод субординации (централизованный метод) -при котором правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах, поскольку субъекты отношений связаны на основе власти и подчинения (уголовные, административные отношения).

2. Метод координации (децентрализованный) — при котором правовое регулирование осуществляется на основе активности самих субъектов права, строящих отношения между собой на принципе равенства (гражданские, семейные и др. отношения).

В некоторых отраслях права имеет место сочетание элементов того и другого методов, а иногда и их доминирующие черты.

Тип правового регулирования -это определённое сочетание способов правового регулирования, дозволения, обязывания и запрещения.

1. Общедозволительный тип правового регулирования — можно делать всё, что не запрещено правом и не противоречит ему. В его основе лежит общее дозволение. Регулирование строится по принципу: «Дозволено всё, кроме…”. Это означает, что лица вправе совершать любые действия, лишь бы они не подпадали в разряд запрещённых.

Конечно, это не означает вседозволенности. При отсутствии конкретных норм граждане, юридические лица должны вести себя в соответствии с духом законодательства, его принципами, целями, задачами, моральными принципами и обычаями делового оборота.

Общедозволительный тип правового регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц.

При общедозволительном типе правового регулирования ориентиром служат нормативные обобщения (принципы, цели, задачи) (презумпции, фикции?). Таким образом, можно делать всё, но нельзя выходить за правовое поле, ограниченное принципами, задачами, целями права.

2. Разрешительный тип правового регулирования — можно делать только то, что правом прямо разрешено. Всё остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производится удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают.

В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан. Оно строится по принципу: «Разрешено только это, а остальное запрещено”.

Виды правового регулирования.

1. Государственное правовое регулирование — оно подразделяется на федеральное, республиканское и региональное.

*федеральное правовое регулирование основано на принципах и нормах Конституции, законах и других правовых документах РФ в целом;

*республиканское правовое регулирование основано на принципах, нормах Конституции, законах и других правовых документах республик, входящих в состав РФ;

*региональное правовое регулирование осуществляется на территории таких субъектов, как автономная область, автономный округ, край и область.

2. Местное правовое регулирование — производится в интересах жителей городов, районов, посёлков и сёл для решения вопросов местного значения.

3. Локальное правовое регулирование — осуществляется на предприятиях, учреждениях.

Выделяют также ещё два вида правового регулирования: нормативное правовое регулирование и казуальное правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование — это установление правил поведения, адресованных неопределённому кругу лиц и рассчитанных на использование при определённых жизненных обстоятельствах.

Казуальное правовое регулирование — это осуществляемое на основе норм права воздействие на конкретных субъектов путём установления содержания субъективных прав и юридических обязанностей. Оно оказывается необходимым в тех случаях, когда одного издания правовых норм недостаточно. В современных условиях казуальное регулирование призвано конкретизировать общие нормативные положения, организовать их практическую реализацию применительно к конкретным ситуациям. Казуальное регулирование начинается с возникновения правоотношения, охватывает его динамику и заканчивается только полной реализацией норм права в фактическом поведении субъектов.

Стадии правового регулирования.

1. Стадия правотворчества (нормативная регламентация) — это стадия введения в систему права правовых норм, т.е. формулируется общее правило (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

2. Стадия действия правовых норм (индивидуальная регламентация) — происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают субъективные права и обязанности (это стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением).

3. Стадия реализации (непосредственная реализация) — состоит в фактическом поведении участников общественных отношений, в котором реально воплощаются принципы и нормы права, и характеризует правовое регулирование с точки зрения его результата (окончание вуза, поставка продукции).

Правовое регулирование: понятие, стадии. Механизм правового регулирования и его основные элементы.

Правовое регулирование -это направление поведение людей для достижения результатов, имеющих юридическое значение. Результаты предусмотрены в принципах и нормах права.

Признаки правового регулирования.

1.Осуществляется при помощи норм права и всей совокупности юридических средств (способы, методы, типы правового регулирования).

2.Посредством правового регулирования происходит воздействие на общественные отношения (человека).

3.В результате правового регулирования достигается позитивный результат, имеющий юридическое значение, который был заложен в принципах и нормах права.

Специфика правового регулирования заключается в том, что оно осуществляется в основном с помощью правовых принципов и норм, и как следствие, правовое регулирование (помимо результата, имеющего юридическое значение) дополняется правовым воздействием.

Правовое воздействие.

Воздействие права на общественную жизнь разнообразно. Через право человек получает важную информацию, начинает ориентироваться в ценностях, учиться направлять своё свободное поведение так, чтобы оно не нарушало прав и интересов других.

1. Ценностное(воспитательное) воздействие — ценность права состоит в том, что оно является равной мерой свободы и справедливости для людей, средством защиты их от произвола и беззакония. Одновременно право закрепляет и защищает моральные (честь, достоинство, доброе имя), культурные (памятники истории и культуры, произведения литературы и искусства), экономические (собственность, конкуренция, свободный труд), политические (демократия, разделение властей, политическое и идеологическое многообразие) ценности. Это создаёт хорошую основу для уважительного отношения к праву, формирования желания вести себя правомерно. Без принятия права как ценности личность не станет социально-активной, а право для неё будет только внешней принудительной силой.

2. Информационное воздействие — из него гражданин узнаёт об устройстве государства, об органах государства, о том, что можно иметь в собственности, кто такие истец и ответчик, чем необходимая оборона отличается от крайней необходимости, почему одни граждане наследуют по завещанию, а другие по закону, и иную полезную правовую информацию.

3. Превентивное воздействие — связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения правонарушений, причиняющих вред личности и обществу в целом, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия.

Механизм правового регулирования -это система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, акты применения права), при помощи которых осуществляется правовое регулирование, в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Методы правового регулирования

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    1. установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    2. издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    3. наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    4. определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Правовой метод — известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

В юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:

    • императивный (административно-правовой) метод — базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном и уголовном праве). Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.
    • диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования — построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. Основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Методы правового регулирования по Н.И. Матузову

Помимо указанных выше (универсальных) методов Матузов выделяет:

    1. дозволение, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло (по-моему, это способы императивного метода).
    2. метод субординации и властного приказа (адиминстративное право), позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих — характерные черты указанного метода.
    3. метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д.
    4. метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
    5. метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы — не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д. (Т.В. Кашанина).

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание и
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования:

    • общедозволительный и
    • разрешительный.

Предмет правового регулирования — это общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права.

Метод правового регулирования — это способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет регулирования той или иной отрасли права. Существуют два диаметрально противоположных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный.

Императивный (авторитарный) метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для сторон общественных отношений правил поведения, исключающих свободу выбора поведения (обязывающие и запрещающие нормы).

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений, свободой выбора поведения каждой из сторон, договорными отношениями между ними.

Императивный и диспозитивный методы правового регулирования в чистом виде используются в отраслях права, чаще всего имеют место различные сочетания этих методов. Тем не менее каждой отрасли права преимущественно присущ тот или иной метод регулирования. Существуют и такие отрасли права, в которых оба метода используются приблизительно поровну.

Отрасль права — категория исторически изменчивая и отражает объективные процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Со временем некоторые отрасли права за ненадобностью правового регулирования могут исчезать либо могут формироваться новые отрасли права. Например, в современных условиях перестала существовать такая отрасль, как колхозное право, и наоборот, начинают развиваться такие отрасли права, как налоговое право, коммерческое право, предпринимательское право, арбитражное процессуальное право и др.

Отрасли права целесообразно делить на основные, являющиеся полностью сформировавшимися, устоявшимися во времени, и неосновные — новые, начинающие развиваться отрасли права, производные от основных отраслей, вытекающие из них. Основные отрасли права признаются всеми учеными, а право на существование неосновных отраслей является вопросом дискуссионным.

В современном российском праве выделяют следующие основные отрасли права.

1. Конституционное право. В современный период развития общества эта отрасль называлась государственным правом. Употребляется такое название отрасли иногда и в настоящее время. Конституционное право регулирует отношения, обусловленные конституционным строем, под которым понимается строй, где признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственный механизм действует в соответствии с принципом разделения властей. Такое понимание конституционного строя вытекает из положений Французской декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Конституционное право, таким образом, регулирует две большие группы общественных отношений — отношения, связанные с правами и свободами человека и гражданина, и отношения, связанные с организацией и функционированием государственного механизма (системы органов государственной власти), а также органов местного самоуправления.

Метод регулирования в конституционном праве по преимуществу императивный. При регулировании прав и свобод человека и гражданина используется смешанный метод: граждане, реализуя свои права и свободы, вправе пользоваться или не пользоваться ими (например, право избирать и быть избранным), но все остальные граждане, юридические лица, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать осуществлению этих прав и свобод.

2. Административное право — одна из крупнейших отраслей российского права. Предмет регулирования в административном праве — общественные отношения в сфере деятельности исполнительных органов государственной власти (правительства, федеративных министерств, иных федеральных органов власти, правительств и администраций субъектов РФ и т. д.). В этой отрасли в наибольшей мере, чем в остальных, используется императивный метод регулирования. В административном праве имеется множество запрещающих норм, в том числе предусматривающих ответственность за совершение административных правонарушений, много обязывающих норм и мало управомочивающих норм.

До революции 1917 г. эту отрасль права часто называли полицейским правом.

В последнее время из синтеза конституционного и административного права начинает развиваться муниципальное право. Его выделение связано с тем, что, согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления (муниципальные органы) не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, общественные отношения, возникающие в сфере деятельности исполнительных органов местного самоуправления, не могут регулироваться административным правом, а конституционным правом регулируются лишь общие отношения, основные вопросы местного самоуправления (гл. 8 Конституции Российской Федерации). Муниципальное право пока еще нельзя отнести к основным отраслям права. Оно производно и вытекает из конституционного права, а в сфере регулирования деятельности исполнительных органов местного самоуправления, оно имеет много общего с административным правом и по существу использует тот же императивный метод регулирования.

3. Гражданское право. Эта отрасль права, так же как административное право, является одной из крупнейших в российском праве. В то же время эти отрасли значительно различаются между собой по методу правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования по преимуществу диспозитивный. Например, отношения собственности могут регулироваться как административным, так и гражданским правом. Но административным правом регулируются отношения собственности, связанные с иерархическим подчинением собственников, владельцев и пользователей имущества, например когда собственник — государство, а владелец и пользователь — государственное унитарное предприятие. В гражданском праве отношения собственности регулируются на основе равенства сторон, на основе договора между ними. Свобода договора является одним из важнейших принципов гражданского права (ст. 1 ГК РФ).

Предмет гражданско-правового регулирования — общественные отношения, связанные с правом собственности, договорными и иными обязательствами участников отношений, другими имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые могут иметь стоимостную оценку. Например, это могут быть отношения, связанные с честью, достоинством, деловой репутацией лица, которому может быть причинен моральный вред, подлежащий денежному, материальному вознаграждению.

4. Трудовое право. Предмет регулирования данной отрасли права — общественные отношения, возникающие между работодателем и наемным работником по поводу применения труда последнего.

Нормами трудового права устанавливаются условия приема на работу и увольнения с нее, режим рабочего времени и времени отдыха, поощрение и взыскание сотрудников и т. д.

Метод правового регулирования в трудовом праве — смешанный. С одной стороны, гражданин волен в выборе вида труда, ряда занятий, предприятия, а принудительный труд, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 КЗОТ, запрещен; работодатель также волен выбирать наиболее подходящего ему работника, т. е. используется диспозитивный метод. С другой стороны, после заключения трудового договора (контракта) и у работника и у работодателя появляются определенные права и обязанности по отношению друг к другу, которые устанавливаются нормами императивного характера.

5. Семейное право. Предмет регулирования семейного права — личные неимущественные и связанные с ним имущественные отношения, возникающие из состояния брака и принадлежности к семье.

Первая группа отношений, регулируемых семейным правом, носит сугубо личный характер, не имеет стоимостной оценки. Права и обязанности членов семьи (супругов, детей) неотчуждаемы. Эти отношения — вступление в брак, выбор фамилии, расторжение брака и др. регулируются преимущественно при помощи диспозитивного метода.

Семейно-правовые отношения второго вида — имущественные, например режим общей собственности супругов, отношения, связанные с разделом имущества, алиментные отношения — регулируются в основном при помощи императивного метода.

6. Уголовное право. Предмет уголовно-правового регулирования — общественные отношения, возникающие между государством и физическим лицом по поводу совершения им преступления. Уголовное право делится на две части — Общую и Особенную. В Общей части уголовного права содержатся нормы-принципы, нормы-дефиниции, охранительные нормы, не содержащие определенных правил поведения, поэтому метод правового регулирования здесь вообще отсутствует, а некоторые нормы Общей части являются управомочивающими. Например, право на необходимую оборону (ст. 37 УК РФ), право на причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ). Это норма диспозитивного характера, использующая такие права, но они содержат и обязанность государства не препятствовать осуществлению этих прав, не привлекать таких лиц к уголовной ответственности.

Нормами Особенной части уголовного права предусмотрена ответственность за совершение отдельных видов преступлений. Это запрещающие нормы права; они содержат безусловные требования со стороны государства — не совершать определенные деяния.

Метод правового регулирования Особенной части уголовного права — чисто императивный. В целом можно сказать, что метод регулирования УП преимущественно императивный.

Неосновные отрасли права, т. е. те, которые только начинают формироваться, в свое время выделились из перечисленных основных отраслей права и представляли собой (или, по мнению многих, продолжают представлять собой) подотрасли права. Подотрасль права — это крупная совокупность правовых норм, реализующих сходные общественные отношения внутри отрасли права и имеющих тенденцию к выделению в самостоятельную отрасль права. Так, из гражданского права в свое время выделились жилищное право, коммерческое, предпринимательское, торговое право. Из административного права — финансовое право, налоговое право, таможенное право. Из уголовного права — уголовно-исполнительное право (в советский период оно называлось исправительно-трудовым правом).

В современном административном праве имеется крупная подотрасль, связанная с административными правонарушениями, которая еще не признается самостоятельной отраслью.

Все перечисленные отрасли (как основные, так и неосновные) являются материальными отраслями права, или отраслями материального права. Кроме них существуют еще и процессуальные отрасли, предметом регулирования которых служат общественные отношения по поводу применения норм материального права в процессе разрешения юридических дел и споров, по преимуществу в суде.

В отечественном праве давно существуют две такие отрасли — гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

Гражданское процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения гражданских, семейных, жилищных и иных дел в суде. Эта отрасль в свое время была подотраслью материального гражданского права и с течением времени выделилась в самостоятельную отрасль.

Уголовно-процессуальное право по предмету регулирования шире, чем гражданское процессуальное право, поскольку регулирует не только процесс рассмотрения уголовного дела в суде, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования преступлений компетентными (несудебными) органами дознания и предварительного следствия.

Уголовно-процессуальное право также в свое время было подотраслью материального уголовного права.

В связи с созданием специализированных арбитражных судов развивается новая процессуальная отрасль — арбитражное процессуальное право. Арбитражные суды рассматривают экономические дела и споры, возникающие как из гражданско-правовых, так и административно-правовых отношений между юридическими лицами и гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя. Поэтому арбитражное процессуальное право, в отличие от гражданского процессуального права и уголовно-процессуального права, не являлось подотраслью материального права, а сразу же сформировалось как самостоятельная отрасль.

Правосудие в России осуществляется не только в форме гражданского, административного и уголовного судопроизводства, но и путем конституционного судопроизводства, которое входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных судов) субъектов Российской Федерации. Конституционное процессуальное право пока еще находится в рамках материального конституционного права.

То же самое можно сказать и об административном процессуальном праве вне арбитражного рассмотрения административных дел. Оно остается подотраслью материального административного права.

Кроме деления отраслей права на материальные и процессуальные существует и деление их на отрасли публичного и частного права. Если метод правового регулирования по преимуществу императивный, то это — отрасли публичного права (конституционное право, административное право, уголовное право и все вытекающие из них неосновные отрасли, как материальные, так и процессуальные, муниципальное право, хозяйственное право, налоговое право и другие отрасли, вытекающие из административного права, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право).

К таким отраслям следует отнести также гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право.

Если метод правового регулирования — диспозитивный, то это отрасли частного права (гражданское право и все вытекающие из него неосновные отрасли).

Следующим элементом системы права является институт права, или правовой институт. Его определение внешне схоже с определением подотрасли права. Это также крупная совокупность норм права внутри отрасли или подотрасли права, однако в отличие от подотрасли институт права (правовой институт) неразрывно связан с соотвётствующей отраслью, не имеет тенденции к выделению в самостоятельную отрасль и не может быть выделен в таковую. Так, в конституционном праве выделяют институт основных прав и свобод человека и гражданина, институт Президента Российской Федерации (т. е. все нормы, посвященные статусу Президента) и т. д.

В гражданском праве выделяются: институт собственности, институт подряда. Некоторые институты гражданского права являются настолько крупными, что определяются словом «право», — так же как отрасль или подотрасль. Например, обязательственное право, наследственное право. Причем обязательственное право, так же как и самостоятельная отрасль уголовного права, имеет две части — Общую и Особенную.

В уголовном праве выделяются: институт соучастия, институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, институт наказания и некоторые другие институты Общей части уголовного права, институты отдельных видов преступлений Особенной части уголовного права.

Добавить комментарий