Методы административного права

Особый административно-правовой метод регулирования, обусловленный спецификой государственного управления является основным юридическим отличием административного права от других отраслей права.

Административно-правовой метод регулирования – это совокупность правовых способов (приемов), которые применяются органами исполнительной власти для обеспечения регулирующего влияния норм административного права на общественные отношения.

Особенности метода административно-правового регулирования (можно давать, можно не давать)

1. Для механизма административно-правового регули­рования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т. е. предписания (включая запреты). То есть, одна сторона устанавливает правила, а вторая обязана подчиниться.

2. Как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, во­леизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению дру­гой.

3. Не присуще равенство сторон, в большинстве случаев у одной из сторон больше юридически властных полномочий (Инспектор ДПС – водитель; Министерство юстиции РФ – Минюст Республики Крым).

4. Властность и односторонность метода административно-правового регу­лирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать гори­зонтальные управленческие отношения, влекущие равенство участни­ков регулируемых управленческих отношений (например: минздрав — мид).

В целом в административном праве используются как общие методы правового регулирования (императивный и диспозитивный), так и специальные методы, присущие только этой области права. Надо сказать что императивный используется широко (ПДД – четкие предписания, и т.д.), а диспозитивный в отдельных случаях (право обжаловать постановление об адм. правонарушении)

Данные методы реализуются через использование следующих средств правового регулирования: (они являются общими для всех отраслей права)

1) использования предписаний (установления обязанностей);

2) установления запретов;

3) предоставления (дачи) разрешений.

Предписание предусматривает возложение юридического обязательства осуществить соответствующие действия в условиях, которые предусмотрены административно-правовой нормой. То есть это установление определенных действий, порядок их осуществления, обеспечение выполнения обязанностей.

С помощью предписаний устанавливаются задачи и функции органов исполнительной власти.

Установление запретов– это возложение на субъекта правовых отношений прямых обязанностей воздерживаться от совершения в условиях, предусмотренных нормой, тех или иных действий, или же воздерживаться от них по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях.

Выдача дозволений — применяется у нас еще в очень малом количестве,

Специальные методы административного права:

Метод субординации который остается одним из ведущих методов административно-правового регулирования. Заключается он в установлении между руководящим субъектом и руководимым объектом состояния подчиненности, т. е. субординации между ними. Без использования в административном праве этого метода невозможно наладить четкую систему государственного управления.

При этом метод субординации должен дополняться методами координации о реординации.

Координация заключается в закреплении возможностей согласования управленческих действий между несколькими органами одного структурного уровня для достижения общей цели. Между этими органами должны отсутствовать субординационные отношения.

Метод реординациизаключается в предоставлении управляемому объекту права требовать от управляющего субъекта создания необходимых для его деятельности условий (организационных и материальных). В основном этот метод используется в регулировании отношений между органами одной системы.

Таким образом, сущность метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: (давать по своему усмотрению)

а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой.

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дис­циплинарной или административной ответственности).

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предус­мотренные административно-правовой нормой действия в опреде­ленных ею условиях. (Это мягкий вариант дозволения, один из перспективных методов а-п регулирования)

д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (в частности, процес­суальное равенство).

Общественные отношения, составляющие предмет административного права, регулируются посредством определенных методов. Под методами правового регулирования общественных отношений обычно понимаются определенные приемы, способы и средства воздействия правовых норм на эти отношения. В общей теории права выделяют два основных глобальных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный.

Административное право, регулируя общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, использует оба метода, однако основным методом административно-правового регулирования является все-таки императивный. Это объясняется тем, что нормы административного права регулируют общественные отношения, возникающие в ходе властной деятельности административных органов или находящиеся под их контролем (надзором).

Применительно к административным правоотношениям с учетом их особенностей названные выше два общих метода правового регулирования будем именовать соответственно административно-императивным и административно-диспозитивным.

Административно-императивный метод

1. Большинство норм административного права определяют правила поведения в виде категорических предписаний, отступление от которых недопустимо. В частности, административно-правовые нормы исчерпывающим образом определяют права и обязанности участников регулируемых ими отношений, а также правовые процедуры реализации этих прав и обязанностей. В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в Правилах дорожного движения.

2. В качестве основных средств властного воздействия административных органов на других участников административных правоотношений нормы административного права предусматривают такие средства, как издание обязательных для исполнения правовых актов, выдача обязательных для исполнения предписаний и указаний, совершение властно-распорядительных действий, применение мер административного принуждения. Именно при помощи этих средств и осуществляется текущая административно-публичная деятельность. В частности, решение административными органами таких текущих вопросов, возникающих у физических и юридических лип, как государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом, назначение пенсий, предоставление земельных участков, получение лицензий и иных разрешений и т.п., осуществляется соответственно посредством издания этими органами правовых актов или совершения властно-распорядительных действий.

3. Нормы административного права дают возможность административным органам в ходе осуществления ими административно-публичной деятельности во многих случаях самим, по собственной инициативе, принимать те или иные властные решения, совершать властные действия в отношении физических и юридических лип, в том числе не подчиненных им организационно. Например, в соответствии с действующим административным законодательством сотрудники милиции вправе по собственной инициативе доставлять граждан, совершивших административные правонарушения, в органы внутренних дел, задерживать их и применять в отношении них иные меры административного принуждения, предусмотренные законом.

Административно-диспозитивный метод

1. Отдельные нормы административного права предоставляют участникам соответствующих регулируемых ими правоотношений право выбирать по своему усмотрению указанные в этих нормах альтернативные варианты поведения. Например, норма ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правоотношениях предоставляет липу, в отношении которого должностным липом вынесено поста-новление по делу об административном правонарушении, право обжаловать это постановление по своему усмотрению в вышестоящий орган, вышестоящему должностному липу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

2. В некоторых случаях административно-правовые нормы предусматривают возможность решения отдельных вопросов, возникающих в административно-публичной сфере, не посредством издания обязательных для исполнения правовых актов и совершения властно-распорядительных действий, а путем применения таких средств, как согласование и координация действий участников соответствующих правоотношений. Это возможно, в частности, при регулировании отношений между различными не подчиненными друг другу административными органами, занимающими равное правовое положение в системе таких органов.

3. В отдельных случаях нормы административного права допускают регулирование соответствующих отношений, возникающих в административно-публичной сфере, путем заключения между участниками этих отношений так называемых административных договоров (соглашений). По действующему российскому законодательству заключение таких договоров и соглашений допускается, в частности, при решении вопросов разграничения компетенции между органами исполнительной власти различного уровня, а также при оформлении государственно-служебных отношений. Следует отметить, что административные договоры и соглашения, заключаются, как правило, внутри самой системы административных органов с целью обеспечения ее внутреннего функционирования. Внешняя же административно-публичная деятельность административных органов, направленная в отношении не подчиненных им физиче-ских и юридических лиц, не может регулироваться посредством заключения договоров и соглашений с этими лицами, поскольку в этом случае невозможно будет осуществлять властное воздействие на поведение указанных лиц в публично-правовой сфере.

В целом же административное право должно использовать императивный (жесткий) и диспозитивный (мягкий) методы правового регулирования в их разумном сочетании — в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, возникающих в процессе административно-публичной деятельности.

Особый административно-правовой метод регулирования, обусловленный спецификой государственного управления является основным юридическим отличием административного права от других отраслей права.

Административно-правовой метод регулирования – это совокупность правовых способов (приемов), которые применяются органами исполнительной власти для обеспечения регулирующего влияния норм административного права на общественные отношения.

Особенности метода административно-правового регулирования (можно давать, можно не давать)

1. Для механизма административно-правового регули­рования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т. е. предписания (включая запреты). То есть, одна сторона устанавливает правила, а вторая обязана подчиниться.

2. Как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, во­леизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению дру­гой.

3. Не присуще равенство сторон, в большинстве случаев у одной из сторон больше юридически властных полномочий (Инспектор ДПС – водитель; Министерство юстиции РФ – Минюст Республики Крым).

4. Властность и односторонность метода административно-правового регу­лирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать гори­зонтальные управленческие отношения, влекущие равенство участни­ков регулируемых управленческих отношений (например: минздрав — мид).

В целом в административном праве используются как общие методы правового регулирования (императивный и диспозитивный), так и специальные методы, присущие только этой области права. Надо сказать что императивный используется широко (ПДД – четкие предписания, и т.д.), а диспозитивный в отдельных случаях (право обжаловать постановление об адм. правонарушении)

Данные методы реализуются через использование следующих средств правового регулирования: (они являются общими для всех отраслей права)

1) использования предписаний (установления обязанностей);

2) установления запретов;

3) предоставления (дачи) разрешений.

Предписание предусматривает возложение юридического обязательства осуществить соответствующие действия в условиях, которые предусмотрены административно-правовой нормой. То есть это установление определенных действий, порядок их осуществления, обеспечение выполнения обязанностей.

С помощью предписаний устанавливаются задачи и функции органов исполнительной власти.

Установление запретов– это возложение на субъекта правовых отношений прямых обязанностей воздерживаться от совершения в условиях, предусмотренных нормой, тех или иных действий, или же воздерживаться от них по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях.

Выдача дозволений — применяется у нас еще в очень малом количестве,

Специальные методы административного права:

Метод субординации который остается одним из ведущих методов административно-правового регулирования. Заключается он в установлении между руководящим субъектом и руководимым объектом состояния подчиненности, т. е. субординации между ними. Без использования в административном праве этого метода невозможно наладить четкую систему государственного управления.

При этом метод субординации должен дополняться методами координации о реординации.

Координация заключается в закреплении возможностей согласования управленческих действий между несколькими органами одного структурного уровня для достижения общей цели. Между этими органами должны отсутствовать субординационные отношения.

Метод реординациизаключается в предоставлении управляемому объекту права требовать от управляющего субъекта создания необходимых для его деятельности условий (организационных и материальных). В основном этот метод используется в регулировании отношений между органами одной системы.

Таким образом, сущность метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: (давать по своему усмотрению)

а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой.

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дис­циплинарной или административной ответственности).

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предус­мотренные административно-правовой нормой действия в опреде­ленных ею условиях. (Это мягкий вариант дозволения, один из перспективных методов а-п регулирования)

д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (в частности, процес­суальное равенство).

Методы административно-правового регулирования

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называются методами правового регулирования административно-правовых отношений.

Понятие

Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения. Метод правового регулирования — весьма емкое понятие, состоящее из множества компонентов (порядка установления прав и юридических обязанностей субъектов соответствующих правоотношений, степени определенности их прав и автономности их действий и др.).

В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет — наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.

Методы

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Правовые средства воздействия

В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:

1. установление определенного порядка действий или принятия решений — предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. Например, государственные служащие должны соблюдать положения соответствующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в которых перечисляются их обязанности;

2. запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установление правоограничений или определенных требовании. Например, федеральные органы исполнительной власти не имеют права принимать нормативные правовые акты в виде писем либо телеграмм; государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; жалобы граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых являются предметом жалобы; не может быть составлен протокол об административном правонарушении неправомочным лицом;

3. предоставление возможности выбора одного из вариантов должного повеления, предусмотренных в административно-правовой норме. В данном случае гражданин, руководитель государственного органа, государственный служащий, должностное лицо может выбрать по своему усмотрению, но строго в соответствии с законом одну из нескольких форм (и методов) деятельности. Например, начальник органа внутренних дел выносит постановление о применении к виновному лицу административного наказания, выбирая его из нескольких наказаний, установленных в санкции статьи КоАП РФ; судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения;

4. предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий. Усмотрение применяется как в процессе реализации субъективных прав граждан, гак и при использовании государственными служащими предоставленных им правомочий. Например, гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации. Дозволение — это предоставление возможности и права на совершение действий, установленных в административно-правовой норме. Однако субъект права по своему усмотрению может и не совершать таких действий. Этот способ может использоваться государственным служащим в рамках осуществляемой им управленческой деятельности, когда выбор того или иного варианта управленческого поведения будет определять эффективность всей административной работы.

Методы административного права как способы воздействия на общественные отношения следует отличать от методов изучения административного права, которые, в сущности, представляют собой способы толкования административно-правовых норм.

Добавить комментарий