МОДЕРНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — историософская парадигма, объясняющая макропроцесс перехода и транс-формации традиционного, аграрного общества в индустриальное, приводящий к появлению современного государства, сложно организованного, интегрированного общества и системы расширенного производства. Ключевое содержание теории связано с понятием «модернизация».
Модернизация (modernization; от modern — современный) — исторически длительный процесс развития инноваций в политике, экономике и культуре, приводящий к социальной эволюции общества, росту его структурной и функциональной дифференциации в направлении становления современного общества. Процесс модернизации является стадиальным, многофакторным, исторически инвариантным и обратимым; он обладает региональной и цивилизационной спецификой и протекает с различной скоростью и интенсивностью в разных общественных подсистемах и на разных этапах развития. Существенным параметром процесса модернизации является «тип модерности» общества. Под ним понимается социокультурный, региональный, цивилизационный контекст модернизации; совокупность характерных признаков общества и культуры, а также исторических условий, влияющих на общие предпосылки, потенциал, исторический рисунок и перспективы модернизации в конкретном социоисторическом организме.
Под модернизацией понимают более широкие процессы, чем генезис капитализма или переход к нему, рассуждая в плане философии истории культуры, цивилизации и т.п. Связь теории модернизации с представлениями о переходной эпохе между средневековьем и новым временем привела к постановке вопроса о синтезе традиций и инноваций в модерном обществе. Оперируя термином «модернизация», многие современные авторы интерпретируют его не как революционный прорыв, а как продолжающееся линейное изменение, движение к определенной цели и очертанию целей в контексте реформаторской деятельности, проводимой в условиях международной взаимозависимости и соперничества.
Современные концепции модернизации исходят из представлений о нелинейном, плюралистическом характере этого исторического процесса. В основе этих представлений лежит концепция двух генеральных типов модернизации: 1) Органичная (эндогенная) модернизация — результат эволюционного развития общества, сбалансированного изменения всех сфер общественного сознания и бытия. Для обществ «органичной модернизации» характерны выгодное природно-географическое положение (наличие эксклюзивных ресурсов, близость морских коммуникаций и т. д.), сравнительно высокая степень экономической и политической эмансипации населения, урбанизм, раннее развитие товарного производства и обмена. Относительная нестойкость традиционализма, социальная мобильность и наличие горизонтальных общественных структур формируют предпосылки политического диалога власти и общества. Благоприятные факторы способствуют быстрому развитию и сокращению социальных издержек модернизации. 2) Неорганичная (экзогенная, догоняющая) модернизация — как правило, связана с модернизациоными реформами правящей элиты, стремящейся преодолеть военно-техническое, экономическое, цивилизационное отставание от динамично развивающихся стран «первого эшелона» модернизации. Неорганичная модернизация развивается под воздействием внешних вызовов, подразумевает ускоренное приоритетное развитие военно-промышленной сферы и носит несбалансированный характер, чревата обострением конфликта между традицией и привнесенными элементами. Такая модернизация связана с большими социальными потрясениями, внутренним насилием, разрушением традиционного субстрата с далеко идущими негативными последствиями (6).
Стадиальный характер теории модернизации проявился в комплексе представлений о «первичной» и «вторичной» модернизации. Под первичной модернизацией (1500-1800 гг. для Западной Европы) понимают процессы, происходящие в обществе до периода промышленной революции и индустриализации. В этот период происходит трансформация, размывание традиционной социальной структуры, производственных отношений, систем мировоззрения. Появляются и распространяются новые «модерные» формы менталитета, модели поведения, распространяется рационализация духовной и интеллектуальной сферы. На кульминации этой фазы появляются устойчивые тенденции капиталистического развития, возрастает степень политического участия населения. «Вторичная» модернизация (1800-1950 гг. для Западной Европы) сопровождает процесс становления индустриального общества. В ходе нее общественные отношения усложняются и дифференцируются под мощным воздействием техногенных факторов, разворачиваются процессы урбанизации и демографического перехода. Формируется средний класс, происходит демократизация политической сферы. На кульминации этой фазы развития западный мир начинает проявлять признаки формирования постиндустриального общества, в то время как сообщества периферии и полупериферии (см.: Мир-системный подход) вынуждены решать исторические задачи «прорыва традиционности», преодоления отсталости, зависимости и догоняющего развития (последние аспекты по-разному освещались в первом и втором поколениях теорий модернизации, см. ниже). В ряде исследований поставлен вопрос о выделении специфической эпохи «премодерна» (1250-1450 гг. для Западной Европы), в ходе которой проявляются признаки нестабильности традиционного дискурса, локального развития модерных практик, секулярные тенденции, интенсификация обменов, становление регулярного государства и т. д. Вхождение сообществ и цивилизаций в эти фазы развития носит несинхронный характер. Отмечается также, что процессы модернизации обратимы, могут сломаться от военного поражения, экономического и демографического кризиса, общественного раскола, противоречий между модернизационной парадигмой и национальным менталитетом и т. д.
Появившаяся во второй половине XX в. теория модернизации была связана с формирующимися доктринами индустриализма, традиционализма, транзитного общества и переходной эпохи. В ее основе лежит представление о трансформации традиционного общества в индустриальное. Интерпретация Т. Парсонсом взглядов М. Вебера в духе универсальности капитализма западного образца, необходимости принятия его самого и его социокультурных производных всеми стра-нами мира придала теории определенный европоцентристский акцент. Теория модернизации не представляла единого фронта исследований, и мы можем говорить о нескольких серьезно отличавшихся редакциях. Существует три хронологических этапа этой группы теорий: 1) линеарные, европоцентристские теории 1950-1960-х гг., которые сформировали саму парадигму, 2) последующий, в 1970-1980-е гг., этап критической ревизии теории, способствовавший ее историзации и социологизации; 3) осмысление теории модернизации в контексте новой исторической науки.
Ранние версии модернизации отличал близкий марксизму дух позитивизма (близость дихотомий «традиционное — современное» и «первичные — вторичные формации»). Обоим подходам в равной степени было свойственно линеарное, стадиальное видение всемирно- исторического развития, детерминизм. Обе теории указывали путь окончательной конвергенции всех обществ в мире всеобщего блага, равенства социальных возможностей. Концепция модернизации со-единяла в единую парадигму весь комплекс представлений о транс-формации традиционного, аграрного общества в капиталистическое, индустриальное. Этот процесс рассматривался как всеобщий и, по сути, неизбежный этап для всех развивающихся стран, стремившихся преодолеть отсталость и пережитки колониальной эпохи. Модернизация воспринималась как процесс системных изменений, с кумулятивным эффектом во всех сферах общественной жизни. Идеологема модернизации определялась установками ее разработчиков Т. Парсонса и Э. Шилза на то, что традиционализм препятствует экономическим и социальным изменениям, а демократическое устройство способствует прогрессу. Они считали возможным однолинейное, в том числе направляемое извне развитие стран «третьего мира» (4).
Особый вклад в формирование представлений об этапах и траекториях модернизации внесли исследования У. Ростоу и Р. Арона. Книга «Стадии экономического роста», была работой прорывного значения в формировании переходной парадигмы. У. Ростоу указал на существование особой промежуточной стадии между эпохами традиционности и стадией сдвига (т. н. «take-off»). Согласно пятиэтапной схеме стадий экономического роста, аграрное, сословное общество, с «доньютоновским» уровнем техники и технологий сменяется обществом «переходным» («the precondition for take-off»). В нем происходит формирование предпосылок сдвига. Оно характеризуется интенсификацией обменов, ростом капиталовооруженности производства, появлением новых типов и моделей социального поведения, особенно рационального предпринимательства. В переходном обществе происходит рост национализма (абсолютистские тенденции), на кульминации этой фазы возникает централизованное государство. На стадии сдвига начинается промышленная революция, индустриализация. В этот период классовая структура общества окончательно сменяет сословную. Экономический рост с разной скоростью проникновения и воздействия меняет все сферы общественной жизни, меняется система общественных связей, разделение труда, резко повышается роль капитала, возникают новые отрасли и т. п.
Французский социолог Р. Арон сформулировал положение о том, что результатом модернизации вовсе не обязательно может стать появление общества и государства западного, буржуазного типа, указал на инвариантность путей к индустриализму, на разнообразие самого индустриализма. Он считал возможным сопоставлять капитализм и социализм в рамках идеального типа единого индустриального общества. Проекция идей Р. Арона на Новую историю привела к постановке вопроса о том, что и сама «модерность» в рамках типоло-гически однородной стадии развития производства может существенно различаться в региональных версиях — по степени государственного принуждения и по распространенности принудительных стратегий вообще, по развитию рынка и внеэкономической редистрибуции, по соотношению горизонтальных и вертикальных связей в обществе, по уровню приватизации, по фрагментарности самого развития и т. д.
И. В. Побережников отметил, что в первых линеарных моделях модернизации она рассматривалась как революционный процесс, связанный с радикальными и всеобъемлющими трансформациями моделей человеческого существования и деятельности. Повсеместное давление модернизации на разных «этажах» общественного здания порождает «процессы структурно-функциональной дифференциации, индустриализации, урбанизации, коммерциализации, социальной мобилизации, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств массовой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, рост политического участия» (5).
К 1960-м гг. различные аналитические течения и теоретические традиции, описывающие модернизацию, объединились в единую междисциплинарную компаративную перспективу. Общее понимание модернизации (У. Ростоу, С. Леви, Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт, Н. Смелзер, Р. Бендикс, Д. Эптер, С. Блэк и др.) сводилось к попыткам общества и государства дать ответы на вызовы эпохи путем инноваций и реформ. При этом авторы первых концепций по-разному определяли ведущие факторы. Ими могли быть факторы экономические, технологические, социально-политические. По-разному оценивался масштаб процесса. Системный характер модернизации выражается в том, что инновации, привнесенные ей, встраиваются в социальную систему, вызывают цепочку трансформаций и взаимных адаптаций старых и новых общественных институтов. Эти изменения происходят революционно быстро, хотя скорость их протекания в разных сферах и сегментах общества неодинакова. В более поздних версиях теории обращалось особое внимание на то, что реакция традиционного общества на новые идеи, технологии и институты может быть парадоксальной и неадекватной. Но линеарные трактовки модернизации в духе У. Ростоу, А. Органского, М. Леви, Д. Лернера, Н. Смелзера, С. Блэка сходились на эндогенном, глобальном, осевом характере этого процесса. С. Блэк предложил общую схему протекания изменений. Модернизация в интеллектуальной жизни приводит к научной революции; а в политической — к централизации и укреплению прямой связи государства и общества. Технологические инновации ведут к резкому ускорению промышленного роста, к развитию специализации и обменов. В социальной сфере изменения приводят к урбанизации, к развитию средних слоев населения, к эмансипации, росту грамотности, демографическим изменениям и т. д. К заслугам Блэка следует отнести актуальную идентификацию четырех фаз модернизации: 1) «вызов модернизации»; 2) консолидация модернизаторской элиты; 3) экономическая и социальная трансформация; 4) интеграция общества (1).
Однолинейное понимание модернизации вызвало мощную тенденцию к европоцентризму, в рамках которого историческое развитие модернизации в Западной Европе и Америке в XVI-XX вв. приобрело характер всемирно-исторического образца. Обязательными элементами считались: развитие частнособственнических отношений и форм производства, генезис капитализма, рыночной экономики, политическое развитие в направлении буржуазной демократии и либерализма. Вестернизация стала рассматриваться как наиболее чистая, логичная и эффективная модель этого исторического процесса. Выдвигалась идея конвергенции, преодоления отсталости и традиционализма за счет заимствования западных социальных институтов, стимулирующих развитие рациональности, экономической инициативы, индивидуализм и освобождение личности.
В 1960-1970 гг. развернулась волна острой критики линейных концепций модернизации и вестернизации, не соответствовавших реальному развитию обществ «третьего мира». Следствием этого стала серьезная ревизия модернизационной теории. На новом этапе модернизация виделась многолинейной, обратимой и, собственно, тогда начинают развиваться представления о частичной, «парциальной» модернизации как о длительном процессе перехода и трансформации. Новая версия модернизации больше подходила для описания исторических процессов, развернувшихся в раннее Новое время, как в Европе, так и за ее пределами. Частичная, фрагментированная модернизация могла проходить без индустриализации и затрагивать лишь некоторые сферы. Политика небольшой модернизаторской элиты в духе «самоусиления» приводит к «устойчивому фрагментарному развитию» общества. Как писал автор концепции, Д. Рюшемейер, «модернизированные и традиционные элементы в социальных структурах, нормах, мировоззрении — могли образовывать временные синтезные формы, которые, в силу обстоятельств, могли закрепиться как нормы и существовать в течение нескольких поколений». Ш. Айзенштадт ввел для переходных обществ понятие «посттрадиционализм», считая, что в ходе успешной модернизации традиция не разрушается, а реконструируется, является фактором развития. Он выдвинул идею множественности модерностей как результата воздействия множественных культурных программ. Следствием культуралистского и плюралистического поворота в теории стало признание конфликта составной частью модернизации (2). Как отмечал Й. Арансон, историческая динамика национальной модерности включает в себя развитие способности к самоопределению и самотрансформации в собственном культурно-историческом контексте. Сами же традиционные институты могут адаптироваться к исполнению модернистских функций. Классифицируя региональные модернизационные процессы С. Хантингтон выделял типы «надтреснутых» и «расколотых стран» — периферийных, отчужденных от сердцевинной европейской цивилизации. Он указывал, что в «надтреснутых» странах группы населения принадлежат к разным цивилизациям. «Расколотые страны» отличаются от «надтреснутых» тем, что в них преобладает одна цивилизация, но их лидеры хотят изменить цивилизационную идентичность. По мнению С. Хантингтона, Россия была расколотой страной со времен Петра Великого, что и положило начало дискуссиям о том, является ли страна частью западной цивилизации или сердцевиной особой евразийской цивилизации. Таким образом, Хантингтон отверг один из существенных тезисов первых версий теории модернизации о возможности конструктивного перенесения парадигмы развития на чуждую цивилизационную почву (3).
В 1970-1980 гг. концепция «догоняющего развития» стала вытесняться представлениями о фрагментированной парциальной модернизации и испытала серьезное воздействие теории военной революции. В описанных моделях «политика самоусиления» нередко являлась прямым следствием военного противостояния между модернизированным, экспансионистским сообществом и его соседями, в разной мере осознающими свое военно-техническое и, как следствие, цивилизационное отставание. Стремление модернизаторских элит создать адекватные угрозам военные инфраструктуры приводило их к реформам в государственной фискальной и социальной политике и к бюрократизации и перестройке самих элит (на примерах России, Османской империи, Японии, Китая и др.). Негативными последствиями такого фрагментарного развития становились резкое возрастание насилия и принуждения внутри системы, глубокий социальный раскол и своеобразный эффект «застревания» на этапах частичной модернизации. В новых установках процесс характеризовался как эволюционный, регионально специфичный, фрагментарный, обратимый и многолинейный.
Важным аспектом интерпретации региональных версий «модерности» и нового понимания предпосылок модернизации в 1980-е годы стало представление о процессах «протоиндустриализации». Функционально этот концепт обслуживает идею переходного общества. В структурном смысле в рамках «протоиндустриальной» фазы историки объясняют процесс развития и адаптации традиционных феодальных институтов к задачам Нового времени. При помощи этой модели протоиндустриализации выравниваются различия между типами органичной и неорганичной модернизации. Ряд исследователей (Н. А. Проскурякова, И. В. Побережников) указывает на высокую роль и специфику процессов «протоиндустриализации» в аграрном обществе «премодерна». В протоиндустриальном обществе экономика базируется на сельском хозяйстве, а промышленность «встроена» в аграрную экономику и тесно с ней связана. Это, однако, не препятствует достижению достаточно высокого уровня товарного производства и появлению специфического пространственного разделения труда, когда значительная часть аграрного населения втягивается в активную экономическую деятельность за пределами сельского хозяйства. Протоиндустриализация представлена различными формами промышленного производства — городское ремесло, кустарные и домашние крестьянские промыслы, разными видами мануфактур и «протофабриками». На этом этапе возможно существенное развитие торговли на местных и внешних рынках, концентрация капиталов, формирование рынка труда. P. JI. Рудольф считает необходимым вы-делить особую ступень внегородской индустриализации как характерный структурный элемент ранней модернизации.
В 1980-2000 гг. теория модернизации испытала заметное влияние методологических и теоретических принципов постмодернизма. Под мощным давлением антропологического поворота в модернизационных исследованиях усилилась компаративистика, стал проявляться интерес к микроистории. С другой стороны, теория модернизации столкнулась с макроисторической альтернативой мир-системного подхода. Она стала использоваться как компонент многофакторных моделей исторического процесса (С. А. Нефедов), в мир-системной парадигме (Д. Уилкинсон, Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев и др.), в концепциях глобальной истории (П. Берк, X. Инальчик и др.). Тенденция к социологизации теории выразилась в признании высокой роли социальных акторов (коллективов, индивидов, элит), в интересе к субъективным мотивациям, формам адаптации, стратегиям выживания, к изучению социальных и тендерных казусов для выявления проекций модернизации на повседневность в микроформате. Современные многолинейные модели модернизации отличает отказ от жесткого детерминизма любого толка (экономического, культурного, политического, когнитивного и т. д.), акцент на комплементарный, взаимодополняющий характер взаимосвязей между различными социальными факторами и системами. К 1990-м годам наметились тенденции сближения теории с психоисторией, что, с одной стороны, свидетельствовало о ее пластичности, а с другой — о размывании фундаментальных посылок теоретического ядра.
Таким образом, в рамках расширяющейся парадигмы существует несколько слабо отделенных друг от друга понятий модернизации.
Модернизация рассматривается как инвариантные модели стадиальных исторических процессов’, как асинхронная эволюция социальных подсистем; как модернизация человеческой личности, преодоление традиционалистской ментальности и установок — в этом смысле как процесс личностной рационализации и цивилизации.
О. В. Ким
Литература:
(от фр. moderne — современный) — стремление государства, политической системы общества приблизить менее развитые страны к лидерам. Модернизация, как правило, проводится с использованием опыта, накопленного передовыми странами, при их технологической, политической и финансовой поддержке.
Определить уровень развитости государств с различным способом культурной и политической организации, специфической экономикой и образом жизни непросто. В науке до сих пор нет единого подхода к определению различных параметров и развитости страны в целом. В том случае, если за основу принимается экономическая сфера, то вопрос достаточно прост. Если же рассматривать развитость с других позиций: удовлетворен ли человек своей жизнью? счастлив ли он? — то все становится еще сложнее. Практически развитостью в настоящее время считается уровень государств западной культуры.
Ценностями этого мира считаются постиндустриальные технологии, наличие развитой демократии в форме правового государства, высокий уровень жизни населения, доступность образования, массовой культуры, медицинской помощи и т. д. В процессе модернизации в настоящее время участвует несколько групп стран восточной культуры, которые к концу XX в. добились значительных технологических сдвигов. Политические системы этих стран обладают достаточными ресурсами для развития модернизации. Это Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Китай и ряд других, претендующих на то, чтобы в следующем веке определять форму цивилизации. Страны, традиционно называемые «развивающимися», — Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, страны Африки, и т. д. — достигают определенных успехов, но в целом модернизация осуществляется медленно. Третья группа — страны постсоциализма, включая Россию. Здесь проблем больше, чем хотелось бы. Существует мнение ряда ученых, что для их модернизации потребуются усилия всего мира.
Коротец И.Д.
(от фр. moderne — современный) — стремление государства, политической системы общества приблизить менее развитые страны к лидерам. Модернизация, как правило, проводится с использованием опыта, накопленного передовыми странами, при их технологической, политической и финансовой поддержке.
Определить уровень развитости государств с различным способом культурной и политической организации, специфической экономикой и образом жизни непросто. В науке до сих пор нет единого подхода к определению различных параметров и развитости страны в целом. В том случае, если за основу принимается экономическая сфера, то вопрос достаточно прост. Если же рассматривать развитость с других позиций: удовлетворен ли человек своей жизнью? счастлив ли он? — то все становится еще сложнее. Практически развитостью в настоящее время считается уровень государств западной культуры.
Ценностями этого мира считаются постиндустриальные технологии, наличие развитой демократии в форме правового государства, высокий уровень жизни населения, доступность образования, массовой культуры, медицинской помощи и т. д. В процессе модернизации в настоящее время участвует несколько групп стран восточной культуры, которые к концу XX в. добились значительных технологических сдвигов. Политические системы этих стран обладают достаточными ресурсами для развития модернизации. Это Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Китай и ряд других, претендующих на то, чтобы в следующем веке определять форму цивилизации. Страны, традиционно называемые «развивающимися», — Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, страны Африки, и т. д. — достигают определенных успехов, но в целом модернизация осуществляется медленно. Третья группа — страны постсоциализма, включая Россию. Здесь проблем больше, чем хотелось бы. Существует мнение ряда ученых, что для их модернизации потребуются усилия всего мира.
Вопрос 01. Объясните термин модернизация.
Ответ. Модернизация – это процесс обновления традиционного общества, вступающего на путь движения и индустриальному обществу и совершенствования последнего.
Вопрос 02. Покажите на карте страны первого, второго и третьего эшелонов модернизации.
Ответ. Эшелоны модернизации:
1) Англия, Франция
2) Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия
3) Латинская Америка, Испания, Португалия и др.
Вопрос 03. Перечислите демографические процессы, характерные для XIX в.
Ответ. Демографический бум, урбанизация, миграция в страны Нового Света.
Вопрос 04. Объясните понятие «индустриальная революция». В чём она проявляется?
Ответ. Индустриальная революция – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Завершилась, когда сами машины для выпуска продукции стали производиться другими машинами. Она проявлялась в массовом производстве товаров на фабриках и заводах (благодаря массовости производства снижалась их стоимость, ради массовости производства производилась стандартизация). Символом этого процесса можно считать патроны для огнестрельного оружия, которых производилось огромное количество стандартных калибров независимо от города и даже страны, в которой патрон произведён.
Вопрос 05. Объясните понятие «демократизация». Какие явления свидетельствуют о демократизации общественной жизни?
Ответ. Демократизация – процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д. Например, практически во всех странах Западной Европы на протяжении XIX века принимаются конституции, которые ограничивают власть правителя (в каких-то странах больше, в каких-то меньше).
Вопрос 06. Приведите факты, свидетельствующие о противоречивости общественного прогресса.
Ответ. С одной стороны благодаря массовости производства товары стали дешевле и многие блага, которыми раньше пользовались только привилегированные группы, стали доступны более широким слоям общества. Улучшилось здравоохранение, уменьшилась детская смертность. Средняя продолжительность жизни европейцев выросла. С другой стороны появился целый класс неимоверно тяжело работавших и бесправных на первых этапах индустриализации рабочих.
Понятие модернизация означает улучшение объекта, обновление его, приведение в новое состояние отвечающее требованиям времени. Выражается это в разработке более совершённых технологических процессов для производства промышленных изделий и оборудования. В макромасштабах модернизация даёт возможность осуществить переход от аграрного к индустриальному развитию общества.
Содержание
Направление модернизации
Изучая теорию модернизации можно выделить 2 направления:
-
Либеральное. Представители этой идеологи не видят различий в развитии стран, считая, что исторический процесс модернизации проходит везде по одному и тому же сценарию. Базируется он на рыночной экономике, демократии и свободе общества.
-
Консервативное. В данном случае мнение консерваторов совпало с радикалами. Они подвергли резкой критике либералов, считая, что модернизация в каждом государстве проходит по индивидуальному образцу. Она основывается на исторических особенностях каждого государства, стабильности и порядке, а также противоречиях, которые возникают в процессе протекания модернизации.
Основные предпосылки модернизации
Предпосылки модернизации носят следующий характер:
- Формирование государства как единой нации на основе всеобщей консолидации общества.
- Подъём экономики.
- Преобладание количественного состава городского населения над людьми, проживающими в селе.
- Высокая политическая грамотность людей.
- Формирование новых политических институтов, представляющих интересы образованных социальных групп.
Модернизация в 4 сферах общества
Процесс модернизации наблюдается в 4 сферах:
- Экономической.
- Политической.
- Социальной.
- Культурной.
Экономическая модернизация
Экономическая модернизация базируется на достижениях науки, разделении труда и рационального управления производством.
Это сопровождается:
- Внедрением в производство использование энергии: пара, электричества, ядерной составляющей.
- Автоматизацией производства, с целью устранения ручного труда.
- Производством конечной продукции, отвечающей высоким мировым стандартам.
- Повышением квалификации кадрового состава.
- Добычей сырьевых ресурсов исключительно на нужды собственного производства.
- Привлечением инвестиций как внутренних, так и иностранных.
Благодаря модернизации произошло формирование товарно-денежных отношений в сфере экономики, а это послужило становлению капитализма. На следующем этапе начали развиваться рыночные отношения. Появились рынки как внутренние, так и внешние. Прошедшая научно-техническая революция послужила внедрению в производство новых технологий. Поднятие экономики способствовало совершенствованию управленческого аппарата.
Политическая модернизация
Политическая модернизация – это постепенный переход общества от традиционного развития, через переходной период, к современному состоянию.
Типология политических систем имеет следующий характер:
-
Примитивная. Характеризуются низким уровнем политического развития. Руководители совмещают одновременно политические, духовные и хозяйственные функции.
-
Традиционные. Здесь существует разделение ветвей власти.
- Модернистские. Это современные общества с несколькими ветвями власти, способные к дальнейшему развитию.
Для позитивной динамики политического развития необходимо выполнение 3 критериев:
- Стремление общества и власти к структурным реформам.
- Способность политической системы быстро реагировать на изменения интересов населения.
- Обеспечения участия всех членов общества в политической жизни страны на равноправных началах.
Мировая политическая модернизация произошла в период формирования централизованных государств. Для этих стран характерна парламентская форма правления, избирательное право и становление политических партий.
Социальная модернизация
Путём социальной модернизации происходит формирование общества, основу которого составляют социальные структуры. При этом в экономике складываются рыночные отношения между субъектами деятельности. Правовая система здесь выполняет регулирующую функцию.
Основные черты социальной модернизации:
- Для общества характерна открытая система.
- Регулирование системы закреплено на уровне законов и договоров.
- Структура управления отличается сложностью.
- Наличие большого количества социальных институтов.
Культурная модернизация
Под культурной модернизацией предполагается создание общества, где у каждого индивидуума будут существовать возможности для природного выражения своих чувств.
Для такого общества характерны черты:
- Высокая степень грамотности и уровень образования.
- Широкий горизонт сфер деятельности.
- Доверие к науке.
- Вера каждого индивидуума в свои силы и понимание, что вознаграждение будет основываться только на личных способностях.
Благодаря культурной революции стало возможно развитие естественных наук XVII века.
Типы модернизации
Модернизация разделяется на два типа, представленные в таблице.
Типы модернизации |
Описание |
---|---|
Органическая |
Считается, что она идёт «снизу», поэтому называется первичной. Происходит в странах путём их эволюционного развития. Истоком органической модернизации является изменение взглядов в сознании гражданского общества. Проявляется это в первую очередь в сфере культуры. Дальше включаются экономические факторы. К ним относятся: формирование капиталистических отношений, образование мануфактур, устранение классовых привилегий и становление равных прав. На конечной стадии наблюдается образование централизованных суверенных государств. |
Неорганическая |
Это вторичная модернизация, которая идёт «сверху». Она совершается вследствие необходимости достижения уровня развитых стран, которые ушли далеко вперёд. Эти государства не создают ничего нового, а просто заимствуют чужие достижения в области технологического развития и формирования производства. Основными рычагами прогресса является привлечение опытных специалистов и иностранных инвестиций. Всё дальнейшее развитие основывается на имитационных процессах, проходящих в сферах экономики и политики. Культурная составляющая здесь не задействуется. Для такого явления характерен термин «догоняющая модернизация». Часто она наблюдается в странах, освободившихся от колониальной зависимости. |
Понятие глобализации
Глобализация не является новым определением. Если раньше модернизация наблюдалась в региональных рамках, то теперь вышла на межнациональный уровень. Поэтому этот термин ещё называется «мировой модернизацией». Произошло это на основе межгосударственного перемещения капитала, распространения идей на другие территории, расширения культурно-информационного поля.
Масштабная глобализация стала проявляться после Второй мировой войны. В этот период усилился контакт между народами, улучшилось транспортное сообщение и связь. В условиях ограниченного пространства стало наблюдаться выравнивание технико-экономических показателей.
Модернизация в России
Несмотря на победу России в 1812 году она осталась отсталой по сравнению со странами Европы. Запад, находящийся под давлением Наполеона, проникся идеями буржуазных реформ. Русская буржуазия была ещё немногочисленна, поэтому не могла противодействовать государственной власти и устранить существовавшие феодальные устои.
Однако в течение столетия попытки совершались:
- 1825 год. — восстание декабристов.
- 1870 годы — «Народники» совершали хождение в народ, подготавливая крестьян к революции. Они поддерживали идею модернизации.
В итоге защитников идей буржуазии было немного, а те, что существовали, даже не имели своей партии.
Период насильственной модернизации начался во время правления Сталина. За короткое время страна из аграрной державы превратилась в индустриальное государство.
Критика модернизации
Критики модернизации утверждают, что её сторонники за основу берут европейское общество, считая только его современным. Все остальные государства рассматриваются как отсталые. Даже если их развитие приближается к европейскому уровню, складывается стереотип о неполноценности наций.
В этом смысле пример Японии может служить ярким противовесом. Страна расположена далеко от Запада.