Содержание
Понятие мусульманской правовой семьи
Определение 1
Мусульманская правовая семья – это система норм и предписаний, основанных на исламе и выраженных в виде религиозно-этнических ценностей и постулатов.
Мусульманское право отличается выраженным религиозным содержанием. Оно оказывает значительное влияние на источники и природу мусульманской правовой семьи, способы и методы регулирования общественной жизни.
Мусульманская правовая семья охватывает такие страны, как: Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Сирия, Египет, Ливан, Пакистан, Судан, Турция и др.
Мусульманское право часто рассматривают как синоним шариата, когда религиозные и правовые начала принципиально друг от друга не отделены. Для мусульман шариат – это определенная совокупность обязанностей. Он распространяется на все сферы жизни общества, проявляется в форме этического кодекса, моральной теологии, источника духовных чаяний, наборе формальных требований и определенной ритуальной схеме.
В исламе наиболее выражено взаимодействие между государством, религией и правом. Ислам выступает между ними связующим звеном.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Мусульманская правовая семья 440 руб.
- Реферат Мусульманская правовая семья 240 руб.
- Контрольная работа Мусульманская правовая семья 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Некоторые нормы мусульманского права:
- любой мусульманин перед немусульманином имеет преимущество;
- мужчина имеет преимущества перед женщиной;
- женщина может наследовать половину доли, которую унаследовал бы мужчина;
- женщины не могут избираться и избирать;
- на развод может подать только мужчина, женщина этого права лишена;
- показаниям одного мужчины равны показания двух женщин;
- женщинам запрещается появляться перед посторонними без паранджи.
Источники мусульманского права
Ислам указывает, что право произошло от Аллаха, открывшего его человеку через пророка Мухаммеда.
Основные источники мусульманского права:
- Коран – священная религиозная книга ислама, состоит из высказываний пророка Мухаммеда, которые он произнес в Медине и Мекке, содержит основные понятия (доверие и честность коммерческих отношениях, сострадание, неподкупность правосудия), лежащих в основе общества; около 80 стихов содержат законодательные положения;
- Иджма – комментарии ислама, которые восполняют в религиозных нормах пробелы и содержат окончательное толкование ислама;
- Сунна — священное предание, повествующее о жизни Мухаммеда, сборник норм-традиций, включающих высказывания пророка и описывающих его поведение;
- Кияс – рассуждения о всех явлениях в жизни, которые не охвачены Кораном, Иджмой или Сунной, обладают общественным и законным характером.
Исследование современных текстов законодательных актов и других источников мусульманского права указывает на сходство этого права с европейским правом. Внешнее сходство не убирает нравственно-религиозных и внутренних источников, которые определяют поведение людей. Все правовые системы имеют много общего по форме и по существу, основываются на концепциях, которые значительно отличаются от правовых систем западных стран.
Основная задача мусульманской правовой семьи – сохранить связь между государством (законодательством) и Аллахом (Кораном). Труды разных ученых (юристов и богословов), зафиксированные в учебниках, Иджме, защищаются судьями и обладают обязательной силой. Достаточно сложно выделить, где юридическая доктрина, а где — религиозная. Мусульманская правовая семья представляет собой по сути религиозно-юридические комментарии.
Современная мусульманская правовая семья
По масштабам использования норм мусульманского права, степени их воздействия на действующие законодательства разработана классификация правовых систем стран Востока, присутствующих в современном мире.
Классификация мусульманских правовых систем:
- 1 группа — мусульманское право применяется максимально широко, его принципы и нормы значительно влияют на конституционное законодательство и существующую форму правления (Иран, Саудовская Аравия);
- 2 группа – действие мусульманского права значительно, но не всеобъемлюще, право регулирует отношения «личного статуса» (Судан, Пакистан, Ливия);
- 3 группа – конституционное право закрепляет специальные положения мусульманского права, конституции некоторых стран предусматривают, что источником законодательства является мусульманское право, а главой государства может стать только мусульманин (Афганистан, Мавритания, Сомали, Ирак, Ливан, Сирия, Египет).
- 4 группа – некоторые основополагающие институты брачно-семейные законодательства не используют (Народно-Демократическая республика Йемен, Тунис).
В Европе после окончания Второй мировой войны наблюдалась масштабная миграция населения, обусловленная неравномерным развитие разных стран, мировым экономическим кризисом. В конце XX века главные потоки рабочей силы поступают из исламских стран. Они позволяют решить экономические и демографические проблемы.
В обращение в последние годы введено новое понятие «европейский ислам». Более половины мусульман, которых натурализовали в европейцев при сохранении мусульманских традициях, обычаях, культуре, считают себя верующими, но не практикующими мусульманами. Огромное количество мусульман проживает в Англии, во Франции, в ФРГ, Дании, Голландии, Италии, Испании. Основную численность мусульман стран Европейского Союза составляют мигранты Магриба, Турции, Индийского субконтинента.
Около 30 млн. мусульман проживает в России. В Российской империи существовало 4 масштабных региональных мусульманских центра. Хивинский хан и бухарский эмир входили в Госсовет, принимали участие во всех государственных церемониях, включая интронизацию православного императора. Все четыре мусульманских центра сохранялись вплоть до распада СССР. В настоящее время насчитывается больше 40 духовных управлений. Мусульманское сообщество РФ разделено на этнические и региональные анклавы.
В России отсутствует «политический ислам» (исключение – регионы Северного Кавказа). Граждане, исповедующие ислам, являются этническими мусульманами. Характерно исполнение незначительной части религиозных предписаний и обрядов. Различие в мусульманских традициях наблюдается в разных регионах России.
Семья мусульманского права — совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.
Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:
• одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, Коране, Сунне, Иджме;
• в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.
2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются:
• признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;
• переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;
• вторичное значение нормативно-правовых актов;
• незначительная роль судебной практики;
• большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);
• непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;
• приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.
Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского — Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.
Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Коран — священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащая более 4000 стихотворных фрагментов.
Коран — собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, — первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм.
Сунна — собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран не подлежит толкованию судьями. Коран и Сунна истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX в. Только на них и можно ссылаться.
Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) — правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.
Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически нe могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении Которых были заинтересованы господствующие слои общества. Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Иджма— нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских ученых, наследников пророка.
Кияс — нормы, сформулированные исламскими правоведами по аналогии. Как видим, большую роль в формировании мусульманского права сыграли мусульманские ученые-правоведы. Очевидно, потому, что Коран и Сунна не содержат достаточно конкретных правил, правоведы не только конкретизировали положения указанных священных источников, но и восполняли пробелы, приспосабливали общие положения к изменяющимся условиям жизни.
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, — соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.
Мусульманское право.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
2) источниками права являются религиозно–нравственные нормы и Ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; ,,
3) весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
4) особое место в системе источников права занимают труды ученых–юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
5) отсутствует деление права на частное и публичное;
6) нормативно–правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав Человека (как это имеет место в романо–германской и англосаксонской Правовых семьях).
Семья религиозного права.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии (страны, в качестве государственной религии исповедующие ислам, индуизм, иудаизм).
Основные характеристики:
1. Главный творец права – Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать.
2. Источниками права являются религиозно – нравственные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шатрах, Ведах, законах Ману, действующих в отношении индусов.
3. Тесное переплетение юридических положений с религиозными и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения.
4. Особое место в системе источников права занимают труды ученых – юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений.
5. отсутствует деление права на частное и публичное.
6. Нормативно – правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение.
1. Судебная практика не является источником права (в собственном смысле слова).
Семья религиозного права основана во многом на идее обязанности, а не прав человека.
Вопрос № 61. Понятие и общая характеристика юридических колизий.
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить:
1. объективные причины коллизий — в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, и не всегда отменяя прежние и действу зачастую одновременно с ними;
2. субъективные причины – недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и др.
Виды коллизий:
— между Конституцией и всеми иными актами – разрешается в пользу Конституции;
— между законами и подзаконными актами – разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы;
— между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:
1) если акт субъекта принят в пределах ведения, то действует именно он;
2) если акт субъекта принят вне пределов ведения, то действует общефедеральный акт;
— между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт, позже принятый);
— между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);
— между общим и специальным актом – если приняты одним органом, то применяется специальный, если приняты разным органами, то действует общий.
Способы устранения коллизий – это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости, ясности.
Возможные способы устранения коллизий:
— принятие нового акта;
— отмена старого акта;
— внесение изменений в действующие акты;
— систематизация законодательства;
— референдумы;
— деятельность судов (прежде всего КС РФ);
— переговорный процесс через согласительные комиссии;
— толкование и др.
Юридические коллизии — это противоречия между нормами права, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие, появляясь, не всегда отменяют прежние и действуют зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Виды коллизий и способы их разрешения:
— между нормами Конституции и всех иных актов (разрешается в пользу Конституции);
— между нормами законов и подзаконных актов (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);
— между нормами общефедеральных актов и актов субъектов федерации:
если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;
если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;
-между нормами актов одного и того же органа — равными по юридической силе (применяется позже принятый акт);
— между нормами актов, принятыми разными органами (применяется нормы акта, обладающего более высокой юридической силой);
— между общими и специальными нормами:
если они содержатся в актах принятых одним органом, то приоритет перед нормами последнего по времени принятия;
если они содержатся в одном акте, то приоритет за специальными нормами, т.к. они делают исключение из общего правила.
Возможные способы разрешения коллизий:
принятие нового акта;
отмена старого акта;
внесение изменений в действующие акты;
систематизация законодательства;
деятельность судов (прежде всего Конституционного суда РФ);
переговорный процесс через согласительные комиссии.
Вопрос № 62. Пробелы в праве: понятие и способы преодоления.
Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретной жизненной ситуации, требующей правового разрешения.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса, путем принятия новой нормы права. Однако издание, например, законов, требует достаточно много времени, а при этом могут возникать ситуации, когда правовое регулирование нескольких вопросов не требует отлагательства.
Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается, и правоприменитель вынужден восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данные, а на сходные случаи.
Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая регулировала бы сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.
В уголовном и административном праве аналогия исключается.
Пробел — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.
Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении первостепенную важность приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т. п.), большинство из которых устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.
В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут возникнуть помехи из–за наличия в законодательствепробела, который представляет собой отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
Пробелы в праве – отсутствие правового регулирования общественных отношений. Пробелы являются результатом низкого уровня законодательной техники и приводят к дестабилизацииии всей правовой системы страны. Таким образом, пробелы – это своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которыенежелательны и, в принципе, должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.
С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может бытьпервоначальнойипоследующей.
Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками нормативно–правового акта.
Последующая пробельность является следствием появления новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком–то смысле образование последующих пробелов в законодательстве – явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлятьправовое прогнозирование.
В принципе, пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегулированности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов системы права, пробел в праве можно восполнить еще в процессе реализации права, а именно – в процессе правоприменения.
Проф. С.С. Алексеев пишет, что «восполнение пробелов в праве – это специфическая форма (метод) применения действующего права, при котором юридическое дело решается, в соответствии с волей законодателя, не нашедшей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях».
Пробел в случае его обнаружения ликвидируется путем издания компетентными органами недостающей правовой нормы либо путем издания нпа. Однако данный способ не позволяет оперативно реагировать на потребности правового регулирования, поэтому существует 2 способа заполнения пробела правоприменителем.
Традиционно в юриспруденции выделяютдва способа восполнения пробелов в праве –аналогию законаианалогию права. Некоторые авторы в качестве еще одного способа называютсубсидиарное применение права.
Аналогия закона (думается, что правильнее в этом случае говорить об аналогии правовой нормы) предполагаетсоблюдение ряда условий:
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватной юридической нормы;
в)существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правопри–менитель.
Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.
Аналогия права представляет менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагаетсоблюдение следующих условий:
а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;
б) отсутствие адекватной юридической нормы;
в)отсутствие аналогичной нормы.
В литературе отмечается, что в этой ситуации правоприменитель должен в решении юридического дела исходить из общих начал и смысла законодательства. На практике это означаетиспользование принципов – общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.
Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.
Субсидиарное применение права (от слова «subsidium» – помощь) – это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой –родственной отрасли права. Такое возможно, например, между нормами гражданского права и семейного, административного и финансового права. Понятно, что субсидиарное применение не имеет смысла, если аналогичная норма имеется в той же отрасли права.
По нормам международного права недопустима аналогия в сфере уголовного права.
В эту группу входят страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия). К мусульманской семье права принадлежит 51 государство, где проживает в общей сложности 900 млн человек.
Мусульманское право — это система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати.
Ислам исходит из того, что право пришло от Аллаха, который открыл его через своего пророка Мухаммеда.
Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому им надо руководствоваться, а не создавать его под влиянием изменяющихся условий социальной жизни.
Вот примеры правовых норм ислама:
- мусульманин имеет преимущество перед немусульманином (например, в Сирии президентом страны может стать только мусульманин);
- мужчина имеет преимущество перед женщиной;
- женщины не избирают и не избираются;
- женщины наследуют половину доли, которую унаследовал бы мужчина;
- жена не имеет права подавать на развод. Такое право принадлежит только мужу;
- показания двух женщин равны показаниям одного мужчины;
- в Иране (согласно Уголовному кодексу) женщина, появившаяся без паранджи, наказывается 74 ударами плетьми.
Эта семья права имеет религиозное содержание. Основным источником права является Коран, представляющий собой 4 тыс. коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 — уголовного права, 15 — уголовного процесса, 70 — по вопросам правового положения личности мужчины). Коран органически дополняется Сунной (правила, записанные учениками Мухаммеда), в которой выделяется раздел Иджма, где содержатся правовые нормы, введенные богословами и юристами путем толкования правовых строф Корана и Сунны. Вот почему современный судья ищет правовые основания для дела не в Коране и Сунне, а в Иджме и не обращается к Корану, а ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Основная задача мусульманского права — сохранить связь между законодательством (государством) и Кораном (Аллахом).
Таким образом, труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами. Различить, где религиозная, а где юридическая доктрина, весьма трудно. Скорее всего, мусульманское право представляет собой религиозно-юридические комментарии.
Европейцы пытались помочь арабам в правовом урегулировании жизни. Удалось сделать многое: были созданы законы и даже некоторые кодексы. Такие вопросы, как, например, управление государством, использование государственных финансов, наказания за преступления, получили отражение в законодательных актах (удельный вес которых около 30%). Сейчас процесс создания законодательных норм набирает силу. Ориентиром при этом служит опыт европейских стран. Однако в сфере мусульманского права прочно остались:
- вопросы правового положения личности;
- семейные вопросы;
- наследование.
Небольшое количество уголовных и гражданских вопросов получили урегулирование с помошью прецедентов (схема 1). Однако их удельный вес составляет не более 10%.
Обычаи применяются, если они не противоречат религиозным нормам и если религиозные нормы не регулируют ситуацию.
Схема 1. Мусульманская семья права
Таким образом, постепенно идет сужение применения религиозных норм. Сейчас уже можно говорить о существовании в этих странах двух независимых систем права: светской и мусульманской.
Процесс формирования светского законодательства, по мнению теологов ислама, не подрывает его основы. Большое значение в этом отношении имеют два постулата:
- если законы противоречат исламскому праву, вся ответственность за это ложится на органы государства (мусульманина упрекнуть не в чем);
- согласно Корану, верующие должны соблюдать законы, поскольку сам Коран предписывает им подчиняться властям.
Для мусульманского права характерна достаточная степень казуистичности. Она задана религиозными источниками, в которых содержатся конкретные правоположения. Абстрактность не является отличительной чертой исламского права.
В мусульманском праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются. Например, непонятно, когда мужчина имеет преимущество перед женщиной: при входе в автобус, при покупке товаров? Для европейцев это кажется невероятным.
В религиозных источниках нет структурированности и системности. Применительно к мусульманскому праву невозможно вести речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право — государственное и административное. Но и в светской системе права отсутствует понятие о частном и публичном праве.
Мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют кассационные и надзорные инстанции, не считая главы государства. Однако во многих странах стали создавать многоступенчатую систему судов. Первая страна, которая совершила прорыв в этом отношении, — Турция. По се пути движутся Египет, Сирия и др. Самым стойким приверженцем норм мусульманского права является Иран.