Мусульманская правовая семья

Понятие мусульманской правовой семьи

Определение 1

Мусульманская правовая семья – это система норм и предписаний, основанных на исламе и выраженных в виде религиозно-этнических ценностей и постулатов.

Мусульманское право отличается выраженным религиозным содержанием. Оно оказывает значительное влияние на источники и природу мусульманской правовой семьи, способы и методы регулирования общественной жизни.

Мусульманская правовая семья охватывает такие страны, как: Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Сирия, Египет, Ливан, Пакистан, Судан, Турция и др.

Мусульманское право часто рассматривают как синоним шариата, когда религиозные и правовые начала принципиально друг от друга не отделены. Для мусульман шариат – это определенная совокупность обязанностей. Он распространяется на все сферы жизни общества, проявляется в форме этического кодекса, моральной теологии, источника духовных чаяний, наборе формальных требований и определенной ритуальной схеме.

В исламе наиболее выражено взаимодействие между государством, религией и правом. Ислам выступает между ними связующим звеном.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Мусульманская правовая семья 440 руб.
  • Реферат Мусульманская правовая семья 240 руб.
  • Контрольная работа Мусульманская правовая семья 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Некоторые нормы мусульманского права:

  • любой мусульманин перед немусульманином имеет преимущество;
  • мужчина имеет преимущества перед женщиной;
  • женщина может наследовать половину доли, которую унаследовал бы мужчина;
  • женщины не могут избираться и избирать;
  • на развод может подать только мужчина, женщина этого права лишена;
  • показаниям одного мужчины равны показания двух женщин;
  • женщинам запрещается появляться перед посторонними без паранджи.

Источники мусульманского права

Ислам указывает, что право произошло от Аллаха, открывшего его человеку через пророка Мухаммеда.

Основные источники мусульманского права:

  1. Коран – священная религиозная книга ислама, состоит из высказываний пророка Мухаммеда, которые он произнес в Медине и Мекке, содержит основные понятия (доверие и честность коммерческих отношениях, сострадание, неподкупность правосудия), лежащих в основе общества; около 80 стихов содержат законодательные положения;
  2. Иджма – комментарии ислама, которые восполняют в религиозных нормах пробелы и содержат окончательное толкование ислама;
  3. Сунна — священное предание, повествующее о жизни Мухаммеда, сборник норм-традиций, включающих высказывания пророка и описывающих его поведение;
  4. Кияс – рассуждения о всех явлениях в жизни, которые не охвачены Кораном, Иджмой или Сунной, обладают общественным и законным характером.

Исследование современных текстов законодательных актов и других источников мусульманского права указывает на сходство этого права с европейским правом. Внешнее сходство не убирает нравственно-религиозных и внутренних источников, которые определяют поведение людей. Все правовые системы имеют много общего по форме и по существу, основываются на концепциях, которые значительно отличаются от правовых систем западных стран.

Основная задача мусульманской правовой семьи – сохранить связь между государством (законодательством) и Аллахом (Кораном). Труды разных ученых (юристов и богословов), зафиксированные в учебниках, Иджме, защищаются судьями и обладают обязательной силой. Достаточно сложно выделить, где юридическая доктрина, а где — религиозная. Мусульманская правовая семья представляет собой по сути религиозно-юридические комментарии.

Современная мусульманская правовая семья

По масштабам использования норм мусульманского права, степени их воздействия на действующие законодательства разработана классификация правовых систем стран Востока, присутствующих в современном мире.

Классификация мусульманских правовых систем:

  • 1 группа — мусульманское право применяется максимально широко, его принципы и нормы значительно влияют на конституционное законодательство и существующую форму правления (Иран, Саудовская Аравия);
  • 2 группа – действие мусульманского права значительно, но не всеобъемлюще, право регулирует отношения «личного статуса» (Судан, Пакистан, Ливия);
  • 3 группа – конституционное право закрепляет специальные положения мусульманского права, конституции некоторых стран предусматривают, что источником законодательства является мусульманское право, а главой государства может стать только мусульманин (Афганистан, Мавритания, Сомали, Ирак, Ливан, Сирия, Египет).
  • 4 группа – некоторые основополагающие институты брачно-семейные законодательства не используют (Народно-Демократическая республика Йемен, Тунис).

В Европе после окончания Второй мировой войны наблюдалась масштабная миграция населения, обусловленная неравномерным развитие разных стран, мировым экономическим кризисом. В конце XX века главные потоки рабочей силы поступают из исламских стран. Они позволяют решить экономические и демографические проблемы.

В обращение в последние годы введено новое понятие «европейский ислам». Более половины мусульман, которых натурализовали в европейцев при сохранении мусульманских традициях, обычаях, культуре, считают себя верующими, но не практикующими мусульманами. Огромное количество мусульман проживает в Англии, во Франции, в ФРГ, Дании, Голландии, Италии, Испании. Основную численность мусульман стран Европейского Союза составляют мигранты Магриба, Турции, Индийского субконтинента.

Около 30 млн. мусульман проживает в России. В Российской империи существовало 4 масштабных региональных мусульманских центра. Хивинский хан и бухарский эмир входили в Госсовет, принимали участие во всех государственных церемониях, включая интронизацию православного императора. Все четыре мусульманских центра сохранялись вплоть до распада СССР. В настоящее время насчитывается больше 40 духовных управлений. Мусульманское сообщество РФ разделено на этнические и региональные анклавы.

В России отсутствует «политический ислам» (исключение – регионы Северного Кавказа). Граждане, исповедующие ислам, являются этническими мусульманами. Характерно исполнение незначительной части религиозных предписаний и обрядов. Различие в мусульманских традициях наблюдается в разных регионах России.

Семья мусульманского права — совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.

Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:

• одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, Коране, Сунне, Иджме;

• в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются:

• признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;

• переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;

• вторичное значение нормативно-правовых актов;

• незначительная роль судебной практики;

• большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);

• непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;

• приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.

Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского — Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.

Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Коран — священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащая более 4000 стихотворных фрагментов.

Коран — собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, — первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм.


Сунна — собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран не подлежит толкованию судьями. Коран и Сунна истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX в. Только на них и можно ссылаться.

Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) — правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически нe могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении Которых были заинтересованы господствующие слои общества. Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

Иджма— нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских ученых, наследников пророка.

Кияс — нормы, сформулированные исламскими правоведами по аналогии. Как видим, большую роль в формировании мусульманского права сыграли мусульманские ученые-правоведы. Очевидно, потому, что Коран и Сунна не содержат достаточно конкретных правил, правоведы не только конкретизировали положения указанных священных источников, но и восполняли пробелы, приспосабливали общие положения к изменяющимся условиям жизни.

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, — соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Мусульманское право.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких му­сульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следую­щие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэто­му юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

2) источниками права являются религиозно–нравственные нормы и Ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и рас­пространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; ,,

3) весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых–юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежа­щие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно–правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источ­ником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав Человека (как это имеет место в романо–германской и англосаксонской Правовых семьях).

Семья религиозного права.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии (страны, в качестве государственной религии исповедующие ислам, индуизм, иудаизм).

Основные характеристики:

1. Главный творец права – Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать.

2. Источниками права являются религиозно – нравственные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шатрах, Ведах, законах Ману, действующих в отношении индусов.

3. Тесное переплетение юридических положений с религиозными и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения.

4. Особое место в системе источников права занимают труды ученых – юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений.

5. отсутствует деление права на частное и публичное.

6. Нормативно – правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение.

1. Судебная практика не является источником права (в собственном смысле слова).

Семья религиозного права основана во многом на идее обязанности, а не прав человека.

Вопрос № 61. Понятие и общая характеристика юридических колизий.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить:

1. объективные причины коллизий — в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются, и не всегда отменяя прежние и действу зачастую одновременно с ними;

2. субъективные причины – недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и др.

Виды коллизий:

— между Конституцией и всеми иными актами – разрешается в пользу Конституции;

— между законами и подзаконными актами – разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы;

— между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:

1) если акт субъекта принят в пределах ведения, то действует именно он;

2) если акт субъекта принят вне пределов ведения, то действует общефедеральный акт;

— между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт, позже принятый);

— между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой);

— между общим и специальным актом – если приняты одним органом, то применяется специальный, если приняты разным органами, то действует общий.

Способы устранения коллизий – это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости, ясности.

Возможные способы устранения коллизий:

— принятие нового акта;

— отмена старого акта;

— внесение изменений в действующие акты;

— систематизация законодательства;

— референдумы;

— деятельность судов (прежде всего КС РФ);

— переговорный процесс через согласительные комиссии;

— толкование и др.

Юридические коллизии — это противоречия между нор­мами права, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной прак­тике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных обществен­ных отношений одни нормы устаревают, другие, появляясь, не всегда отменяют прежние и действуют зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низ­кое качество законов, непоследовательная систематизация нор­мативных актов и пр.).

Виды коллизий и способы их разрешения:

— между нормами Конституции и всех иных актов (разреша­ется в пользу Конституции);

— между нормами законов и подзаконных актов (разреша­ется в пользу законов как актов большей юридической силы);

— между нормами общефедеральных актов и актов субъек­тов федерации:

если последний принят в пределах ведения, то в соответ­ствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;

-между нормами актов одного и того же органа — равными по юридической силе (применяется позже принятый акт);

— между нормами актов, принятыми разными органами (при­меняется нормы акта, обладающего более высокой юридичес­кой силой);

— между общими и специальными нормами:

если они содержатся в актах принятых одним органом, то приоритет перед нормами последнего по времени принятия;

если они содержатся в одном акте, то приоритет за специ­альными нормами, т.к. они делают исключение из общего правила.

Возможные способы разрешения коллизий:

принятие нового акта;

отмена старого акта;

внесение изменений в действующие акты;

систематизация законодательства;

деятельность судов (прежде всего Конституционного суда РФ);

переговорный процесс через согласительные комиссии.

Вопрос № 62. Пробелы в праве: понятие и способы преодоления.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретной жизненной ситуации, требующей правового разрешения.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса, путем принятия новой нормы права. Однако издание, например, законов, требует достаточно много времени, а при этом могут возникать ситуации, когда правовое регулирование нескольких вопросов не требует отлагательства.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается, и правоприменитель вынужден восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данные, а на сходные случаи.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая регулировала бы сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Пробел — это полное или частичное отсутствие в действу­ющем законодательстве необходимых юридических норм.

Существуют объективные и субъективные причины пробе­лов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодо­леваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческо­го процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть же пробел можно с помощью правопримени­тельного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством анало­гии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Данный спо­соб преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет кон­кретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. При­чем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении первостепенную важность приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т. п.), боль­шинство из которых устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном пра­восознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут возникнуть помехи из–за наличия в законодательствепробела, который представляет собой отсутствие конкретного нормативного предписания в от­ношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регу­лирования.

Пробелы в праве – отсутствие правового регулирования общественных отношений. Пробелы являются результатом низкого уровня законодательной техники и приводят к дестабилизацииии всей правовой системы страны. Таким образом, пробелы – это своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которыенежелательны и, в принципе, должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.

С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может бытьпервоначальнойипоследующей.

Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требую­щие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упус­тил, не охватил формулировками нормативно–правового акта.

Последующая пробельность является следствием появления новых отно­шений в предмете правового регулирования в результате развития регулиру­емой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком–то смысле образова­ние последующих пробелов в законодательстве – явление закономерное, хо­тя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлятьправовое прогно­зирование.

В принципе, пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегули­рованности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов систе­мы права, пробел в праве можно восполнить еще в процессе реализации пра­ва, а именно – в процессе правоприменения.

Проф. С.С. Алексеев пишет, что «восполнение пробелов в праве – это специфическая форма (метод) применения действующего права, при котором юридическое дело решается, в соответствии с волей законодателя, не нашед­шей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях».

Пробел в случае его обнаружения ликвидируется путем издания компетентными органами недостающей правовой нормы либо путем издания нпа. Однако данный способ не позволяет оперативно реагировать на потребности правового регулирования, поэтому существует 2 способа заполнения пробела правоприменителем.

Традиционно в юриспруденции выделяютдва способа восполнения про­белов в праве –аналогию законаианалогию права. Некоторые авторы в ка­честве еще одного способа называютсубсидиарное применение права.

Аналогия закона (думается, что правильнее в этом случае говорить об ана­логии правовой нормы) предполагаетсоблюдение ряда условий:

а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

б) отсутствие адекватной юридической нормы;

в)существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правопри–менитель.

Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспози­цию аналогичной нормы.

Аналогия права представляет менее точный прием решения юридическо­го дела по аналогии и предполагаетсоблюдение следующих условий:

а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

б) отсутствие адекватной юридической нормы;

в)отсутствие аналогичной нормы.

В литературе отмечается, что в этой ситуации правоприменитель должен в решении юридического дела исходить из общих начал и смысла законода­тельства. На практике это означаетиспользование принципов – общих, межо­траслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

Применение аналогии права при наличии аналогичной нормы, как и при­менение аналогичной нормы при наличии адекватной, будет ошибкой правоприменителя.

Субсидиарное применение права (от слова «subsidium» – помощь) – это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой –родственной отрасли права. Такое возможно, например, между нормами граж­данского права и семейного, административного и финансового права. По­нятно, что субсидиарное применение не имеет смысла, если аналогичная нор­ма имеется в той же отрасли права.

По нормам международного права недопустима аналогия в сфере уголов­ного права.

В эту группу входят страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия). К мусульманской семье права принадлежит 51 государство, где проживает в общей сложности 900 млн человек.

Мусульманское право — это система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати.

Ислам исходит из того, что право пришло от Аллаха, который открыл его через своего пророка Мухаммеда.

Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому им надо руководствоваться, а не создавать его под влиянием изменяющихся условий социальной жизни.

Вот примеры правовых норм ислама:

  • мусульманин имеет преимущество перед немусульманином (например, в Сирии президентом страны может стать только мусульманин);
  • мужчина имеет преимущество перед женщиной;
  • женщины не избирают и не избираются;
  • женщины наследуют половину доли, которую унаследовал бы мужчина;
  • жена не имеет права подавать на развод. Такое право принадлежит только мужу;
  • показания двух женщин равны показаниям одного мужчины;
  • в Иране (согласно Уголовному кодексу) женщина, появившаяся без паранджи, наказывается 74 ударами плетьми.

Эта семья права имеет религиозное содержание. Основным источником права является Коран, представляющий собой 4 тыс. коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 — уголовного права, 15 — уголовного процесса, 70 — по вопросам правового положения личности мужчины). Коран органически дополняется Сунной (правила, записанные учениками Мухаммеда), в которой выделяется раздел Иджма, где содержатся правовые нормы, введенные богословами и юристами путем толкования правовых строф Корана и Сунны. Вот почему современный судья ищет правовые основания для дела не в Коране и Сунне, а в Иджме и не обращается к Корану, а ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Основная задача мусульманского права — сохранить связь между законодательством (государством) и Кораном (Аллахом).

Таким образом, труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами. Различить, где религиозная, а где юридическая доктрина, весьма трудно. Скорее всего, мусульманское право представляет собой религиозно-юридические комментарии.

Европейцы пытались помочь арабам в правовом урегулировании жизни. Удалось сделать многое: были созданы законы и даже некоторые кодексы. Такие вопросы, как, например, управление государством, использование государственных финансов, наказания за преступления, получили отражение в законодательных актах (удельный вес которых около 30%). Сейчас процесс создания законодательных норм набирает силу. Ориентиром при этом служит опыт европейских стран. Однако в сфере мусульманского права прочно остались:

  • вопросы правового положения личности;
  • семейные вопросы;
  • наследование.

Небольшое количество уголовных и гражданских вопросов получили урегулирование с помошью прецедентов (схема 1). Однако их удельный вес составляет не более 10%.

Обычаи применяются, если они не противоречат религиозным нормам и если религиозные нормы не регулируют ситуацию.

Схема 1. Мусульманская семья права

Таким образом, постепенно идет сужение применения религиозных норм. Сейчас уже можно говорить о существовании в этих странах двух независимых систем права: светской и мусульманской.

Процесс формирования светского законодательства, по мнению теологов ислама, не подрывает его основы. Большое значение в этом отношении имеют два постулата:

  • если законы противоречат исламскому праву, вся ответственность за это ложится на органы государства (мусульманина упрекнуть не в чем);
  • согласно Корану, верующие должны соблюдать законы, поскольку сам Коран предписывает им подчиняться властям.

Для мусульманского права характерна достаточная степень казуистичности. Она задана религиозными источниками, в которых содержатся конкретные правоположения. Абстрактность не является отличительной чертой исламского права.

В мусульманском праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются. Например, непонятно, когда мужчина имеет преимущество перед женщиной: при входе в автобус, при покупке товаров? Для европейцев это кажется невероятным.

В религиозных источниках нет структурированности и системности. Применительно к мусульманскому праву невозможно вести речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право — государственное и административное. Но и в светской системе права отсутствует понятие о частном и публичном праве.

Мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют кассационные и надзорные инстанции, не считая главы государства. Однако во многих странах стали создавать многоступенчатую систему судов. Первая страна, которая совершила прорыв в этом отношении, — Турция. По се пути движутся Египет, Сирия и др. Самым стойким приверженцем норм мусульманского права является Иран.

Добавить комментарий