Мусульманское уголовное право

обычное право у мусульман

Альтернативные описания

• (арабское — обычай) у некоторых мусульманских народов обычное право

• неписаный закон, обычай исламских народов

• право, сложившееся в условиях первобытно-общинного строя у народов, принявших ислам, и противопоставляемое религиозному праву — шариату

• обычай мусульман

• обычаи у мусульман

• местный обычай в исламе

• «закон гор» — святыня для мусульман

• умыкание невесты в исламе

• обычай (араб.)

• обычное право, противопоставляемое шариату

• местный обычай у мусульман

• обычай в исламе

• обычай у мусульман

• неписаный закон ислама

• неписанный закон ислама

• обычай на Кавказе

• замещает законы шариата

• скажите по арабски «обычай»

• обычай

• дополнение к шариату

• обычаи на Кавказе

• мусульманское право

• право (мусульм.)

• мусульм. обычай

• право, основанное на обычаях мусульман

• неписаный закон у народов ислама

• право в исламе

• право у мусульман

• обычное право мусульманина

• закон, дополняющий шариат

• обычное право в исламе

• неписанный закон в исламе

• канон в исламе

• скажите поарабски «обычай»

• мусульманский обычай

• право мусульманина

• правовые традиции ислама

• исламский обычай

• «закон гор» для мусульман

• У мусульманских народов обычное право. Рассматривается как дополнение к шариату

Понятие преступления. Классификация преступлений

Мусульманское право не создало строго законченной системы уголовного права. В нем, поскольку оно основано на принципах религии, смешиваются понятия уголовного преступления и греха. Таким образом, понятие преступления в мусульманском праве носит религиозный характер. Четкой границы между собственно религиозными проступками (грехами), с одной стороны, и преступлениями, с другой стороны, в мусульманском уголовном праве не было. Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются шариатом как, нарушение «границ Аллаха» (худуд Аллах) Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. — М: Изд-во вост. лит., 1963. — С. 449.. Шариат является орудием вторжения религии в широкие сферы повседневной жизни, быта верующих. В Коране указано, что есть «устав божий», который нельзя нарушать См.: Коран. — С. 450., и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально-правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит к доисламским нормам и установлениям.

Мусульманские юристы, разрабатывая теорию правонарушений считали, что все поступки и даже мысли людей так или иначе предопределяются волей Аллаха. Однако «установленные «божественным откровением» рамки достаточно гибки, чтобы позволять человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения, поэтому любой серьезный проступок рассматривается, как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в защите пяти основных ценностей — религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности» Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986. — С. 182.. Рассмотрение правонарушения как непослушания воле Аллаха представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару» Лихачев В.А., Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока//Мусульманское право: структура и основные институты. М.: ИГПАН, 1984. — С. 77..

Подобный подход накладывает отпечаток на всю уголовно-правовую мусульманскую концепцию, в которой широкое понимание правонарушения как серьезного греха сочетается с его узким определением в формально-юридическом значении. Ясно, что в данном определении речь идет как об отклонении от любых норм, регулирующих взаимоотношения людей, так и о нарушениях религиозных обязанностей, многие из которых приобрели правовой характер.

Многотомные установления шариата, содержащие различные нормы уголовного права, открывали ещё с древности широкие возможности для использования шариатским судом канонов шариата в интересах имущих и эксплуататорских классов. Как правильно полагает Г.М. Керимов «эта социальная сущность шариатских судов сохраняется вплоть до сегодняшнего дня» Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. — С. 217..

Итак, мусульманское уголовное право включает санкции за все правонарушения независимо от их характера. Поэтому «здесь объединяются нормы как публичного, так и частного права, граница между которыми весьма условна» Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права// Мусульманское право: структура и основные институты. — С. 29.. Но в целом публично-правовые нормы касаются прежде всего лишь нескольких наиболее опасных проступков (преступлений), за совершение которых Кораном, сунной или единогласным мнением сподвижников пророка установлены строго определенные меры наказания. Большинство же других правонарушений считаются частными, поскольку затрагивают права и интересы отдельных лиц. Классификация преступлений в мусульманском уголовном праве также основана на религии, а не на общественной опасности посягательства или иных основаниях См: Артемов В. Шариат — общая характеристика, понятие и классификация преступлений// Законность. — 1997. N10. — С. 38..

В основу классификации преступлений положены 2 критерия — определенность наказания за то или иное деяние в Коране и сунне (которые, кроме религиозных, содержат некоторые правовые предписания) и характер нарушенных интересов и прав. Все права и интересы делятся на «права Аллаха» и права частных лиц.

Все преступления в итоге делятся на три группы.

Первая категория, установленная религиозным законом в эпоху Корана, включает те преступления, которые посягают на «права Аллаха» и наказываются определенным в Коране и сунне наказанием «хадд». К этой категории преступлений относятся вероотступничество, преступления против правителей, имущественные преступления, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, разбой.

Ко второй категории преступлений, восходящей к доисламскому периоду, — против частных лиц, кроме убийства относятся еще и телесные повреждения, незаконное обогащение, нанесение повреждений и ущерба другим лицам, мелкие преступления, преступления против животных и другие. По этой группе преступлений также не допускается помилование и примирение. Эти преступления караются названной в Коране и сунне санкцией «кисас».

Кроме вышеперечисленных, существует категория преступлений, которая стоит как бы между этими группами и включает в себя преступления, которые одновременно совершаются против общества и частных лиц. Правонарушения третьей категории наказываются санкцией «тазир».

По степени тяжести преступления подразделяются на джинаят (крупные преступления) и джунха (мелкие преступления), и тахаллуф (нарушения).

В шариате встречается также деление преступлений на умышленные и неосторожные. В мусульманском уголовном праве допускается законная самозащита личности и имущества. Владелец имущества, преследуя вора, мог его даже убить, чтобы возвратить похищенные вещи.

Обстоятельствами, исключающими уголовную ответственность, являются исполнение приказа властей и принуждение к совершению преступления.

Соучастниками преступления считаются те лица, которые фактически принимали участие в его совершение, подстрекали, руководили или содействовали его совершению. Лица, стремившиеся скрыть преступника или преступление после его совершения, соучастниками не признаются. Так, укрыватели краденого не являются соучастниками в краже, даже если это было заранее обещанное укрывательство. Разумеется, данная норма представляет собой большой недостаток мусульманского уголовного права, поскольку укрывательство преступления или преступника, тем более заранее обещанное, может значительно затруднить его изобличение.

Некоторые правоведы, в том числе шииты, разделяют преступления на кабира — крупные и сагира — мелкие. К кабира относятся: убийство, лихоимство, прелюбодеяние, мужеложство, сводничество, употребление спиртных напитков, клевета, уклонение от джихада (священной войны), принуждение свидетелей к даче ложных показаний, неповиновение сына, богохульство, обмеривание и обвешивание, ложное толкование поучений пророка, задержка в совершении паломничества, беспричинные телесные повреждения и мучение мусульман. Сюда также относятся отказ от дачи показаний, взяточничество, помощь тиранам, злословие, ложный донос, аборт, растрата имущества сирот, зихар (развод); употребление свинины, трупоедение, разбой, колдовство, азартные игры и др.

Остальные преступления считаются мелкими (сагир). Кабира от сагира отличается тем, что к кабира относятся те преступления, которые записаны в шариате. Определение сагира зависит от кади.

Таким образом, классификация преступлений в мусульманском уголовном праве довольно проста, и в ее основе во многих юридических материалах лежат мера и характер наказания.

Саудовская Аравия Уголовное право и процесс

Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом некодифицированным и применяется преимущественно в форме традиционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней действуют также принятые государственными органами нормативные акты.

Мусульманские правоведы разработали классификацию правонарушений, в основу которой положены два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на «права Аллаха» (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией — хадд (мн. число худуд). Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения — тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как «права Аллаха» (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы.

К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений.

Исходя из такого подхода в Саудовской Аравии принят ряд низамов, которые рассматриваются в качестве актов, фиксирующих наказание тазир за те преступления, в отношении которых шариат предусматривает точные неизменные меры ответственности. К таким низамам можно отнести акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961 г. в стране вступил в силу акт о наказании за покушение на жизнь Короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Эти низамы вместе с применяемыми положениями шариата за преступления категорий хадд и кисас реализуют нормы Основного низама о власти, в соответствии с которыми наказание носит личный характер, а преступление и наказание определяются только на основе исламского шариата и предписаний низамов.

Основанное на шариате уголовное право Саудовской Аравии распространяется и на немусульман, в том числе иностранцев (известно немало случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и кисас).

Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.

Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями (за внебрачные половые отношения). Смертная казнь за умышленное убийство применяется по требованию родственников потерпевшего, которые могут заменить это наказание на «выкуп за кровь» (дийя). Право на такой выбор имеют только мужчины — наследники убитого. В 1934 г. размер полного «выкупа за кровь» в случае умышленного убийства был установлен в 1 тыс. риалов, а в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы. Этот принцип закреплен также трудовым и транспортным законодательством Саудовской Аравии.

Телесные наказания применяются за некоторые преступления категории хадд (например, за употребление алкоголя или наркотиков предусмотрено наказание в виде 80 палочных ударов), а также за ряд преступлений категории тазир в соответствии с положениями соответствующих низамов.

Помимо обычных (болезненных), применяются и членовредительские наказания. Так, кража, отвечающая всем установленным мусульманско-правовой доктриной критериям, наказывается отсечением руки. В 1960-1980 гг. такая мера применялась достаточно редко, однако в 1990-х гг. случаи отсечения руки участились.

Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах мусульманского права, закрепленных низамами. Вслед за шариатом эти акты не проводят четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на таком принципе построен низам о суде 1975 г., низам о шариатском процессе 1989 г. и некоторые другие акты, которые устанавливают ряд принципов, совпадающих с общепризнанными демократическими основами судопроизводства (формальное равенство всех перед законом и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истца). Однако характерной чертой применяемых в Саудовской Аравии правил уголовного процесса является сохранение системы формальных доказательств и частно-искового обвинения по ряду тяжких преступлений (например, по убийству). В качестве доказательств приоритет отдается свидетельским показаниям и признанию обвиняемого.

Обвинение (исковое требование) должно быть подтверждено двумя свидетелями-мужчинами, предпочтительно мусульманами, или одним мужчиной и двумя женщинами. Особенно строгие требования шариат формулирует для доказательства внебрачных половых сношений — необходимы показания четырех свидетелей-мужчин. Виновность в таком преступлении может быть доказана и признанием обвиняемого.

По делам о доказанных преступлениях категории хадд помилование невозможно. Однако поскольку признания обвиняемого достаточно даже при отсутствии свидетелей и других доказательств, отказ от признания на любой стадии судебного процесса может привести и к отказу от наказания хадд.

Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета.

Мусульманское право возникло в период становления феодального общества в Арабском халифате в 7-10 вв. новой эры и составляет часть ислама.

Правоведы выделяют две группы взаимосвязанных источников мусульманского права. К первой относятся Коран (священная книга, содержащая высказывания пророка Мухаммеда) и сунна (предания о решения пророка), а ко второй – нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основании иджмы (единогласного мнения наиболее авторитетных знатоков ислама) и кияса (суждения по аналогии). Источники первой группы называют первоисточниками, они представляют собой идейно-теоретическую базу мусульманского права, а источники второй группы – рациональными, которые содержат значительное большинство разработанных норм права.

Существует ряд школ (толков) мусульманского права – суннитских (ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская) и шиитских (джафаритская, исламитская, зейдитская), которые при все схожести общих положений, имеют и существенные отличия в учениях. С середины 11в. мусульманское право стало практически разделяться на толки той или иной школы.

В 19-20 вв. в большинстве мусульманских стран начался процесс замены шариата уголовными кодексами европейского типа (УК Судана 1991г., Йемена 1994г., ОАЭ 1987г. и т.д.).

Шариат продолжает оставаться основным источником уголовного права Египта, Саудовской Аравии и др. Мусульманское право действует здесь прежде всего в своем традиционном виде – судьи основывают свои решения на признанных произведениях представителях школы определенного толка. Например, королевские указы 1926 – 1928 гг. Саудовской Аравии обязывают судей следовать положениям ханбалитской школы мусульманского права. В совокупности с шариатом действуют также нормативные акты, принятые государственными органами (законы в Саудовской Аравии об ответственности за употребление спиртных напитков, о половых извращениях и др.).

Таким образом, мусульманское право раздваивается: одна его часть становится составным элементом законодательства, а другая продолжает действовать в традиционной форме правовой доктрины.

Законодательные нормы или положения, исходящие из мусульманского права, либо объединены в самостоятельные акты, либо вписаны в общие уголовные законодательные акты. Так, в уголовные кодексы ряда стран включены нормы мусульманского права, применяемые только к мусульманам : об ответственности за распитие спиртных напитков (ст. 403 УК Северной Нигерии, ст.ст. 411-412 УК Сомали и т.д.), за нарушение поста во время рамадана (ст. 222 УК Марокко, ст. 274 УК Иордании), о применении специальных видов наказаний и некоторые другие.

С начала 70-х гг. 20 века начинается процесс пересмотра и исламизации законодательства, т.е. такой, при котором все вновь создаваемые законы должны основываться на принципах шариата, а старые, соответственно, пересматриваться.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Новая Конституция Ирана 1980 г. провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама (ст. 4), и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст. 156).

Стать 1 УК Объединенных Арабских Эмиратов 1987г. закрепляет положение о том, что ответственность за преступления худдуд, кисас и дийя определяется по шариату.

Восстановление действия норм мусульманского уголовного права представляет собой возврат к традиционным ценностям в праве (вера – жизнь – разум — продолжение потомства — собственность) и, как следствие, специфическим регулированием институтов уголовного права. (Кудимова О. А. 305)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Источники мусульманского уголовного права.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Источники мусульманского уголовного права.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Источники мусульманского уголовного права.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий