Наследование по завещанию русская правда

Наследство в Русской Правде называется статном или задни­цей, т.е. то, что оставляет после себя уходящий в иной мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам (дом, двор, то­вар, рабов, скот), ничего не говорит о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как уже отмечалось, в стадии становления и не достигло уровня, при котором закон опреде­ляет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по закону (или по обычаю) и по завещанию. Насле­дование по завещанию не сильно отличалось от наследования по зако­ну,-ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом, т.е. завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь про­стое распределение имущества между законными наследниками.

Завещание (ряд) составлялось в устной форме. Правом делать за­вещание обладали по Русской Правде отец и мать по отношению кде-тям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).

Право наследования имели исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежавшим семье, завещать имущество было нельзя. Разру­шение патриархальных отношений усиливает стремление к развитию свободы завещательных распоряжений, но не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников цер­ковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души). Важ­но отметить, что матери располагали большей свободой распоряже­ния своим имуществом, чем отцы. «А материя часть детям ненадоб­на, — гласит закон, — кому мать захочет, тому и отдаст». Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказыва­лись «недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было от­давать имущество дочерям.

В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и цер­ковь. От наследования исключались незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь — наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу. Жена могла пользо­ваться имуществом или его частью только до своей смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сы­новья («паки без ряду умрет, то всем детем»). Как правило, имуще­ство делилось между всеми сыновьями поровну. Однако младший сын пользовался привилегией, в его долю всегда входил дом с двором. При наличии сыновей дочери не призывались к наследству. Но братья были обязаны их содержать до замужества и обеспечивать приданым при вступлении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и в отсут­ствие сыновей. Имущество таких семей считалось выморочным и по­ступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, пере­ходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пространной Правды).

Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир.

Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отмечали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству.

Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом.

То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.

Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под руководством её главы — отца. А вообще правом делать завещание обладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).

Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства.

Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.

Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души).

Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «А матерня часть детям ненадобна, — гласит закон, — кому мать захочет, тому и отдаст». Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр».

Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследование по завещанию.

В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья («паки без ряду умрет, то всем детем»).

Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак.

Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников.

Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).

От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь — наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу А.А.Зимин. Правда Русская. М.: Древлехранилище, 1999..

Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи.

Боковые родичи не имели никаких прав на наследство.

Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к наследованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического развития русского наследственного права.

Этот процесс идет параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза — семьи.

русский наследственный право договор

Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в си­лу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отме­чали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследова­ние осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завеща­ние имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследова­ния, а лишь простое распределение имущества между законными наслед­никами.

Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под ру­ководством её главы –- отца. А вообще правом делать завещание облада­ли в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отноше­нию к жене (выдел части имущества).

Правом наследования обладали исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имущество было нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той приви­легией, что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, ве­роятно, тем обстоятельством, что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестись собственным хозяйством.

Разрушение патриархальных отношений рождает тенденцию к разви­тию свободы завещательных распоряжений, но она не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души). Важно отметить, что матери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «А матерня часть детям ненадобна, – гласит за­кон, – кому мать захочет, тому и отдаст». Мать могла отдать добро од­ному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непоч­тительными («лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследование по завещанию.

В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья («паки без ряду умрет, то всем детем»). Дочери же при сыновьях исключались от наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходили на обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступ­лении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сы­новей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и по­ступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти час­ти им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по на­следству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).

От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне цер­ковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.

Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи не имели никаких прав на наследство. Этот принцип постепенно меняется, и можно говорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых к на­следованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического раз­вития русского наследственного права. Этот процесс идет параллельно с расширением прав частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, с постепенным ослаблением связей между членами родственного союза – семьи.

с учетом заключения Конституционного суда Республики Татарстан»1. По другому варианту Президента от должности отстранял Конституционный суд Республики Татарстан, но это предложение не встретило поддержки.2

Таким образом, на первых порах вопрос юридического закрепления института президентства в Конституции республики решался неоднозначно, имелось очень много диаметрально противоположных мнений, отражающих суждения политической элиты того периода по вопросу дальнейшего устройства республики (президентской или парламентской). Результатом работы Конституционной комиссии явилось принятие Конституции Республики Татарстан, которая юридически утвердила на территории Республики Татарстан президентскую форму правления с четко закрепленным правовым статусом Президента республики. Это было одним из основных политических достижений в условиях переходной государственности, когда не только шло конституирова-ние системы высших органов власти единого федерального государства, но и приходилось параллельно вести государственное строительство в субъектах Федерации.

С.А. Рыбакова *

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ

Нормативно-правовое зарождение наследственного права на Руси началось с закрепления в письменном виде норм о наследовании в Русской Правде. До этого в Древней Руси наследование осуществлялось на основе обычного права с правом всего коллектива на какую-то часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости (лук, топор, копье). Возникло деление наследственной массы на доли: часть коллективу, часть семье, часть по усмотрению самого лица.

Нормы о наследовании содержались и в договорах с Византией.

Согласно ст. 13 договора с Византией следует: «Если кто из русинов умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество идет тому, в пользу кого составлено завещание»3. Правда, следует иметь в виду, что такая развитая форма предписывается имущей среде, в крестьянской среде продолжало действовать обычное наследование.

Преподаватель Марийского филиала МОСУ, соискатель юридического факультета Казанского государственного университета.

1 Стенограмма заседания Конституционной комиссии ТССР от 27 июня 1992 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2205 в.

2 Там же.

3 Рогов В.А. История государства и права России IX — начала XX в. М.: Зерцало, 1995. С. 204.

Споры о наследовании возникали довольно часто, и Уставы церковные Владимира I и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно, видимо, во избежание коллизий языческих обычаев и христианских установок индивидуализированной семьи. Институт наследования в Русской Правде — одни из наиболее разработанных.

Итак, один из первых договоров руссов с греками (Олега 911 г.) содержал положения о наследовании, закрепив возможность руссов, находящихся на службе у византийского императора, распорядиться своим имуществом на случай смерти. Этот договор впервые в истории русского права провел различие между наследованием по закону и по завещанию1. При наследовании по закону различали своих нисходящих родственников и боковых. О завещании говорилось как о письменном акте. По мнению Г.Ф. Шершеневича более ранние указания договоров с греками, отражая в себе иноземные взгляды, не могут служить выразителем чисто русского порядка наследования2.

Становление светского феодального права в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Русская Правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права.

Наследниками по закону согласно Русской Правде могли быть члены семьи в «самом тесном смысле, то есть как союз супружеский или союз родителей и детей»3. Князь наследовал только в том случае, если у умершего не оставалось ни сыновей, ни дочерей. Доля жены, выделенная из имущества мужа, была незначительна и не могла обеспечить ее существование. Сын или дочь брали на себя ее содержание и получали оставшееся после нее имущество в виде вознаграждения.

Из этого следует, что в период действия Русской Правды наследование ограничивалось тесным кругом семьи — боковые родственники не имели никаких прав на наследство. Но постепенно происходит изменение этого принципа в сторону расширения круга родственников, призываемых к наследству. Г.Ф. Шершеневич видел сущность исторического развития наследственного права в том, что этот процесс происходит параллельно с ростом индивидуализма и постепенным ослаблением связи между членами родственного союза4.

В XI в. брак стал церковной прерогативой, в участии в судебных процессах о наследстве могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. Наследство в Русской Правде носит название «статка» или «задницы», т.е. того, что оставляет позади себя отправляющийся в другой мир. Памятник, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, упоминает только движимость, двор, товар, рабов, скот. О землях не говорится ни слова, т.к. они

1 Карамзин Н.М. История государства российского. М.: СНИГЛ, 1988. Кн. 1. Т 1. С. 84.

2 Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. С. 618.

3 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 462-463.

4 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 620.

в то время не были еще объектом права частной собственности, а значит, не могли передаваться по наследству.

В Русской Правде идет речь об индивидуальной семье (муж, жена, дети) с личным хозяйством. В статьях о «верви» подразумеваются, возможно, коллективы родственников. В Пространной Правде имеется целый устав о наследстве (ст.ст. 90-95, 98-106)1. Две первые статьи (ст.ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит к князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: «наследство князю не идет, его наследуют дочери»2. В остальных статьях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.

Наследование по завещанию не различается от наследования по закону или по обычаю. В завещании допускалось назначение наследниками только тех лиц, которые и без того вступили бы в обладание имуществом. Завещание «ряд» имеет своей целью не изменение обычного порядка, а лишь распределение имущества между законными наследниками и наказ об управлении. Завещания выражаются в словесной форме — «ежели быз языка умрет». «Если кто умрет без ряду, то наследуют члены семьи и только они». Русская правда говорит о наследовании лишь после родителей.

Статья 92 гласит: «Кто умирая разделит свой дом детям, на том стоять, кто без ряда умрет, всем детям идет имущество»3. Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть (ст.ст. 93, 95). Дети от первой жены имеют право на часть имущества, принадлежащего матери (ст. 94). Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают с матерью свободу (ст. 98). Во всех случаях «двор» переходит младшему сыну (ст. 100) как менее способному к самостоятельному существованию. Из детей сыновья исключают дочерей, которые вступают в наследство только за отсутствием первых. Как отмечает Г.Ф. Шершеневич, «в объяснении этого явления приводят характер первобытной семьи, ее непрерывность, а с другой стороны непостоянство, непрочность связи женщины с семьей, в которой она родилась»4.

Имущество малолетних детей находится под управлением матери; если она выходит замуж, то назначается родственник — опекун. Мать, опекун, отчим отвечают за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать распоряжается самостоятельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если будут «лихи» (ст. 106).

Общий законный порядок наследования определялся в Русской Правде следующими правилами. После отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни, наследовали законные дети умершего, причем, часть имущества шла в пользу церкви «на помин души умершего» и часть

1 Рогов В.А. История государства и права России IX — начала XX в. М.: Зерцало, 1995. С. 207.

2 Там же.

3 Там же.

4 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. С. 556.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в пользу пережившей супруги, если при жизни муж не назначил ей доли из своего имущества. Муж не имел права наследовать после жены.

Из общего порядка наследования Русская Правда делала исключения. В случае, если у умершего не оставалось ни сыновей, ни дочерей, имущество шло к князю, а после смерти лиц низшего класса, смердов князь имел право на имущество даже при существовании дочерей, если не было сыновей. После смерти матери наследуют те дети, у которых она проживала. Это объясняется тем, что оставляемая ей часть из имущества мужа была слишком незначительна, чтобы обеспечить ее существование, а потому сын или дочь, взявшие на себя содержание матери, в виде вознаграждения получали оставшееся после нее имущество.

Следующим этапом развития института наследования являются соответствующие положения Псковской Судной Грамоты, согласно которой проводится ясное различие между наследованием по закону («отморщина») и наследованием по завещанию («приказное»). Разница заключалась не только в правах, но и в ответственности как наследников по закону, так и по завещанию. При наследовании по закону наследники полностью воспринимают имущественную личность наследодателя, тогда как наследники по завещанию продолжают ее лишь в той мере, в какой она определена наследодателем в завещании.

В ХП-ХШ вв. семья на Руси стала важнейшим показателем нравственности лица, мерилом его личного и общественного значения. Брак и добропорядочное поведение были основой уважительного отношения окружающих.

Псковская Судная Грамота различает наследство, оставленное по завещанию, «приказное», и наследство, переходящее без завещания, «отморщина». Прежнее отношение между обоими основаниями нарушается, каждое получает самостоятельное значение. Существует некоторая разница в правах и ответственности тех и других наследников. Оставался непоколебимым принцип: «сестра при братьях не наследница». Были расширены наследственные права супругов: переживший супруг наследовал «вотчину».

Завещание в Пскове и Новгороде оформлялось письменно, почему и называлось «рукописанием». Оно должно было утверждаться путем положения его в архив Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове).

В Псковской Судной Грамоте в отличие от Русской Правды значительно расширены возможности по реализации завещателем своей воли. Любой член семьи мог составить завещание («у кого умрет жена без рукописания, а после нее останется недвижимое имущество, то ее мужу пожизненно пользоваться этим имуществом»). Вместе с рукописаниями допускалось словесное совершение завещаний в виде предсмертного дара, который проходил в присутствии священника или сторонних лиц, завещатель передавал лично наследнику отказываемую вещь или акты на вотчину.

Наследниками по закону являлись: отец, мать, сын, брат, сестра или кто «ближнего племени», под которыми, вероятно, надо понимать племянников»1.

1 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 478.

Сыновья наследовали лишь те, которые остались в доме, а не вышли в особое хозяйство при жизни отца и матери.

Дальнейшее развитие наследственного права приходится на период со-словно-представительной монархии и законодательно закреплено в Судебниках 1497, 1550, 1649 годов.

В 1550 г. был составлен так называемый Домострой — сборник бытовых правил. Домострой подчинял семью мужчине с плетью в руке, а самого мужчину рассматривал как слугу государства. В XVI в. установилось правило, согласно которому члены семьи отвечали за долги мужа и отца и отрабатывали их за него. Тогда же было запрещено завещать земельную собственность церкви.

В целом ко времени Судебника 1550 г. вопрос о соотношении завещания и закона не всегда достаточно ясно регламентировался нормами права. Более четко обозначены права первоочередных родственников — жены и детей, лишь при их отсутствии призывались к наследованию другие родственники. Внебрачные дети не имели прав на наследование как плод «блуда».

Уложение 1649 г. регулировало семейный быт после «Смуты», что способствовало устойчивости правил Домостроя. В XVII в. господство мужчины в семье и власть родителей над детьми были законодательно утверждены. Муж имел право отдавать жену и детей для отработки долга в услужение. В брак разрешалось вступать трижды, четвертый брак запрещался. Внебрачные дети не имели наследственных прав. После церковного венчания брак вступал в силу и был юридическим основанием для возникновения наследственных прав.

Петровское время положило начало светскому вторжению государства в брак, закреплению его основ не только церковными, но и гражданскими законами.

Перестроить институт наследственного права пытался Петр I, им был издан Указ «О наследовании имений» 1714 г.1 Объединив единым термином «недвижимость» вотчины и поместья, Указом был установлен переход всего имущества к одному сыну в порядке единонаследия. Различалось наследование по закону и по завещанию. Воля наследодателя была существенно ограничена при завещании недвижимого имущества. Он имел право завещать недвижимое имущество только одному из сыновей по выбору, остальные дети получали часть движимого имущества. При отсутствии сыновей недвижимое имущество завещалось одной из дочерей, но с условием, что муж замужней наследницы должен принять фамилию наследодателя для сохранения фамилии рода. При наследовании по закону действовал майоратный порядок, по которому недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Установив такой порядок наследования, законодатель объяснил тем, что с крупного поместья легче собирать налоги; дробление недвижимого имущества вело к обеднению

1 Законодательство Петра I / под ред. Л.Л. Преображенского, Т.Е. Новицкой. М., 1997. С. 689-702.

рода («знатных фамилий»), и дети, оставшиеся без наследства недвижимого имущества, должны служить и приносить пользу государству. Таким образом, наследование по завещанию, успевшее значительно развиться, возвратилось к исходному пункту — свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи; завещание в пользу посторонних лиц не допускалось.

Проведение этого Указа в жизнь встретило сопротивление со стороны дворянства, которое было недовольно предусмотренными в нем значительными ограничениями в праве распоряжения поместьями, и в 1731 г. этот Указ о единонаследии был отменен Анной Иоановной. По ее мнению, он затрагивал и стремился изменить самые близкие интересы общества. Теперь при отсутствии завещания имущество переходило к сыновьям, причем дочери получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества, а жена — 1/7 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества.

При Екатерине II было установлено, что наследодатель имеет право завещать свое родовое недвижимое имущество только наследникам по закону, а благоприобретенное имущество — любым лицам.

Весь этот период, начиная со времен Петра I, делались попытки систематизации законодательства в целом и правил о наследовании, в частности. И только 19 января 1833 г. на заседании Государственного Совета был принят Свод Законов, том X которых составляли законы Гражданские1.

Нормы Свода содержали и наследование по закону, и наследование по завещанию. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество»2. Право наследования по закону принадлежало лицам, состоящим с владельцем имущества в родстве, за исключением лишенных всех прав состояния и постригшихся в монахи.

По завещанию: по усмотрению наследодателя допускалось завещать благоприобретенное имущество как движимое, так и недвижимое. Родовое имущество можно было завещать одному из близких иль дальних родственников в том случае, если владелец родового имения был бездетным3.

Свод законов 1832 г. закрепил имущественные отношения на частноправовой основе при сохранении главенства мужа и родителей над детьми. Муж выступал «главой семьи», а жена — «хозяйкой дома». Свод провозгласил заботу о жене обязанностью мужа, а повиновение мужу — обязанностью жены. Она была обязана следовать за мужем по месту жительства. Наряду с такой патриархальностью действовал принцип полной имущественной самостоятельности супругов и свободы завещательных отказов. Муж «сообщал» жене свое состояние и титулы, жена мужу — нет.

1 Свод Законов российской империи / под ред. И.Д. Мордухаи-Болтовского. СПб.: Дъягель, 1914. Т. X, ч. 1: Законы Гражданские.

2 История государство и право России: учеб. / под ред. Ю.П. Титова. М. Проспект, 2001. С. 186.

Частновладельческие крестьяне представляли сословно обособленную группу, где заключение браков зависело от помещиков, а наследование — от общины и обычаев.

Чрезвычайно сложным был порядок наследования имущества крестьянского двора. Завещательная форма там практически не получила распространения, зато широко использовались местные обычаи. По общему правилу завещать имущество можно было лишь членам семьи, а землю наследовали только члены сельской общины.

Законодательство XIX в. значительно пересмотрело нормы наследственного права. Можно было завещать имущество любому лицу, будь то родственник или посторонний. Однако закон ввел некоторые ограничения завещательной свободы. Не подлежали завещанию майоратные родовые заповедные имения. Нельзя было завещать недвижимость евреям, полякам и иностранцам в тех местах, где они не имели права иметь недвижимость. Не признавались действительными завещания умалишенных и самоубийц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предусматривались завещания нотариальные и домашние. Была более упрощена форма завещания в условиях походных, морских, госпитальных, заграничных. Крестьянские и вдовьи завещания признавались действительными, если они были составлены без соблюдения всех формальностей.

Наследственное право в буржуазный период (1861-1917 гг.) характеризуется тем, что имущественные отношения в семье подробно регламентировались. Сводом законов они не распространялись на частновладельческих крестьян, и для их проникновения в крестьянскую среду требовался переход крестьянского сословия в полноправный разряд собственников земли. Стирание сословных граней в имущественных отношениях после отмены крепостничества происходило постепенно, лишь благодаря реформам П.А. Столыпина крестьяне уравнялись в имущественных правах и приобрели право в полной мере завещательно распоряжаться землей, но практика крестьянских завещаний была весьма слабо развита. Ограничения на распоряжение родовой и заповедной недвижимостью существовали до 1917 года.

В отличие от Англии, Франции, Германии в России действовал принцип раздельности имущества родителей и детей, родители не могли использовать их имущество, но дети при необходимости обязаны были содержать родителей. Внебрачные дети после усыновления и удочерения приобретали все права законных (с ограничением наследования родового имущества).

Провозглашение национального и религиозного равенства (в период Временного правительства) выдвинуло на первое место документальное оформление брака, а снятие сословных ограничений — нивелировку наследственной массы. Женщины уравнялись в правах с мужчинами. Но период деятельности Временного правительства краток, к тому же практика наследственных отношений и судебных споров в эти месяцы практически не изучена.

С возникновением Советского государства, которое пыталось уравнять все слои населения, препятствовать появлению паразитической прослойки в обществе, возникает и советское право. «Советское наследственное право — это

весьма полно разработанный институт, имеющий в своей основе лучшие традиции римского права»1.

К. Маркс характеризовал законы о наследовании как юридический вывод из существующей экономической организации общества. Наследственное право «… оставляет за наследником то право, которым покойный обладал при жизни, а именно право при помощи своей собственности присваивать продукты чужого труда»2. Советскому гражданскому праву было чуждо наследственное право, ибо социалистическое правосознание не уживалось с правосознанием о безвозмездном переходе имущества после смерти лица к его потомкам. Так, Декретом ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. 3 было отменено наследование капиталистической собственности и заложены основы наследования трудовой собственности. Этот декрет резко ограничил возможность перехода имущества по наследству и свел функции наследования к социально-обеспеченным. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники умершего могли получить его имущество впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении, а имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., переходило пережившему супругу или ближайшим родственникам независимо от трудоспособности и нуждаемости.

Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» и постановление Народного комиссариата РСФСР от 21 мая 1919 г. 4 по сути «уничтожили наследование частной собственности и заложили основы для дальнейшего развития наследственного права личной собственности, качественно отличного от прежнего права наследования»5.

Восстановление института наследования по завещанию было признано декретом ВЦИК РСФСР «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» от 22 мая 1922 г.6 и получило дальнейшее развитие в Гражданском кодексе 1922 г. Кодекс устанавливал одновременное призвание к принятию наследства всех наследников, но и устанавливал предельный размер стоимости наследуемого имущества (10 тыс. руб.), узкий круг наследников (супруг, нисходящие родственники и лица, находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении). Издание ГК РСФСР было вызвано введением новой экономической политики и связанным с ней расширением имущественного оборота в стране.

1 Немков А.М. Очерки истории наследственного права. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1979. С. 24-40.

2 Маркс К. Доклад Генерального совета о праве наследования. К. Маркс, Ф. Энгельс Собр. соч. М.: Политиздат, 1960. Т. 16. С. 383.

3 Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 34. С. 456.

4 СУ РСФСР. 1919. № 20. Ст. 242.

5 Корчевская Л.И. Институт собственности и проблемы наследования // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 117.

6 СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 423.

Наследование в условиях социализма служило укреплению личной собственности граждан как одного из средств удовлетворения их материальных и культурных потребностей, материального обеспечения семьи.1

В связи с упрочнением социалистических отношений и повышением жизненного уровня Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г.2 было отменено ограничение стоимости имущества, переходившего по наследству, расширился круг наследников как по закону, так и по завещанию.

Первое конституционное закрепление советское наследственное право получило в ст. 10 Конституции СССР 1936 г., в которой говорилось, что наследование личной собственности охраняется законом.

Немаловажную роль в истории развития наследственного права сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследовании по закону и по завещанию»3. Указ расширил круг наследников по закону и свободу завещания. Это было связано с массовой гибелью людей во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Круг наследников по закону подразделялся на три очереди: дети, в том числе усыновленные, супруг, нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного; трудоспособные родители; братья и сестры наследодателя. Наследство делилось между наследниками соответствующей очереди на равные доли. При отсутствии наследников по закону, можно было завещать имущество любым лицам, этим самым как бы расширилась свобода завещания. Но если у завещателя были несовершеннолетние дети или другие нетрудоспособные наследники, он не мог их лишить доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

Значительным изменениям советское наследственное право подверглось в начале 60-х годов прошлого столетия. 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В них были сформулированы положения, отражавшие сложившуюся в стране систему наследования, но были значительно расширены права граждан в части наследования по закону и по завещанию.

В 1964 году на базе Основ 1961 года был принят Гражданский кодекс РСФСР, ставший третьей кодификацией советского гражданского законодательства. На первое место среди оснований наследования Кодекс ставил наследование по закону, если оно не было изменено завещанием. Он устанавливал две очереди наследников по закону. Лишь спустя 37 лет, 14 мая 2001 г. законодатель ввел еще две очереди. Таким образом, их стало 4.

Завещание составлялось на все имущество. Закон не ограничивал наследодателя и в выборе наследника как по количеству, так и по кругу лиц. Наследниками могли быть как само государство, так и отдельные организации. В круг наследников не могли входить международные организации и государства, кроме СССР. Обязательная доля в наследстве устанавливалась в размере не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из лиц, имеющих право на

1 Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву // Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С. 408.

2 Там же. № 71. Ст. 904.

3 Ведомости Верховного совета СССР. 1945. № 15. Ст. 2.

обязательную долю при наследовании по закону. Единственной формой завещания было нотариально удостоверенное завещание.

31 мая 1991 г. приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Это четвертая по счету кодификация советского гражданского законодательства. Следует отметить, что прогрессивные по своему значению Основы 1991 г. стали базой для последующего как советского, так и российского гражданского законодательства.

В настоящее время наследственное право России достаточно полно урегулировано положениями раздела V «Наследственное право» Гражданского кодекса РФ (часть третья) — главы 61-65 (ст.ст. 1110-1185). Полагаем, что новые положения ГК, регулирующие наследственные отношения, призваны привести их в соответствие с действующей правовой системой и, в частности, обеспечить конституционное положение о гарантированности права наследования.

Ф.В. Габдрахманов *

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ МАРИЙСКИМ ОБЛАСТНЫМ СУДОМ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПО УК РСФСР 1922 ГОДА1

Марийский областной суд был организован 26 января 1923 г. и фактически начал свою деятельность с 1 февраля 1923 года2.

В первый состав уголовного отдела областного суда вошли:

1. Васильев Николай Потапович, работавший с 26 апреля 1918 г. по 20 декабря 1920 г. секретарем нарсуда, с 20 декабря 1920 г. по май 1921 г. -нарсудьей, затем членом Совнарсуда и с июля 1922 г. — заместителем предсов-нарсуда;

2. Молчанов Алексей Максимович, работавший с 15 марта 1919 г. комендантом революционного трибунала, с марта 1922 г. состоял членом коллегии Мароблревтрибунала;

3. Волков Роман Петрович — практический работник суда с 22 октября 1918 г.;

4. Северьянов Прокопий Северьянович, который вскоре после назначения по постановлению пленума областного суда от 31 марта 1923 г. был командирован в г. Казань на юридические курсы при Татнаркомюсте;

Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

1 Первый Уголовный кодекс РСФСР был утвержден третьей сессией ВЦИК 24 мая 1922 г. и введен в действие с 1 июня 1922 г. Действовал УК РСФСР 1922 г. до 1 января 1927 г., времени введения в действие УК РСФСР 1926 года.

2 ГА РМЭ. Ф. Р-311. Оп. 1. Д. 5. Л. 191.

Добавить комментарий